По стопам Христа

Прочитаем отрывок из Евангелия от Иоанна 13:1-17 (см. начало предыдущей главы).

Кому из нас не хотелось бы побывать на Святой Земле? Имеется в виду современный Израиль и дорогие сердцу всех христиан места. Ныне такая возможность в общем-то открыта для всех. Хотя по вполне понятным причинам не все могут ей воспользоваться. Но отправиться туда хотелось бы, пожалуй, каждому. И это легко объяснимо. Бродить по узким улочкам старого Иерусалима и при этом мысленно уноситься в прошлое! Разве это не волнующе? Ведь на мостовые того города ступала нога самого Спасителя Христа. Там ходили Его апостолы, там раздавались голоса Его врагов, там начиналась христианская Церковь. Недаром десятки и сотни тысяч людей ежегодно посещают Святую Землю. Для чего? Пройти по стопам Христа — вот награда для каждого паломника.

Однако есть еще один путь следования за Христом. И он доступен всем. Но вот что удивительно, этим путем идет гораздо меньше людей. Почему? От туриста ожидается всего лишь уплата определенной суммы. И через несколько часов он уже следует за экскурсоводом, дорогой, по которой прошел Иисус. А вот для того, чтобы идти этим другим путем, требуются не деньги, а нечто несравненно большее. Господь наш и Бог ожидает от нас самого дорогого. Нас самих, наше сердце, мысли и чувства. Пройти по стопам Христа, подражая Его поступкам и отношению к ближним, — вот христианский путь.

Давайте внимательнее вчитаемся в евангельское описание последней Вечери Иисуса с учениками. Господь говорит о примере, оставленном для нас (Ин. 13:15). Это и есть Его след. В деяниях Христа мы должны опознать след нашего Господа и Учителя. Пойдем ли по Его следам и мы?

Апостол Петр в своем Первом послании призывает каждого из нас глубже вникать в рассказ об Иисусе. Бывши участником событий в горнице, апостол, спустя годы, записал следующее: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21).

Вы обратили внимание? Мы идем по следам Иисуса, когда следуем Его примеру. «Если вам пришлось пострадать ради Бога, не печальтесь», — увещевает Петр. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». А какую цель преследовал Господь, оставляя нам пример омовения ног? Только одну. Мы должны следовать оставленному примеру. И это прекрасный христианский долг. Прекрасный и христианский потому, что это долг любви — единственный долг христианина. Другой апостол Иисуса, Павел, заметил по этому поводу: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви…» (Рим. 13:8).

И, умывая ноги друг другу, мы повторяем путь Господень. Этим христиане отличаются от туристов. У христиан другие маршруты. Их пути духовны. Мир усердно ищет следы великих учителей, оставленные на камне, дереве, полотне. Христиане же заняты другим поиском. Они следуют по стопам Христовым духовно. Иными словами, они стремятся к подражанию поступкам Иисуса. Они стремятся к отношениям, явленным в Иисусе. И это стремление в очах Божиих стоит очень дорого. Ради того, чтобы оно в нас возникло, Христос пошел на страдания и смерть.

В книге «Желание веков», в главе, посвященной происшедшему в горнице, есть такие слова: «Христос таким образом учредил церковный обряд». А на следующей странице читаем: «Для тех, кто проникается духом этого служения, оно никогда не станет простым обрядом» . Иными словами, когда мы проникаемся подлинным духом обряда ногоомовения по примеру Спасителя, тогда происходит большее, чем формальный обряд. В этом момент рождаются святые взаимоотношения с Богом и ближними. Идя по стопам Иисуса и действуя по Его примеру, мы становимся живым благословением друг для друга. Нет, не пустой обряд, а встреча со Христом в Духе ожидает нас сейчас.

Что же должно произойти с нами? То же, что и случилось в тот памятный день с учениками Господа. Они собрались к пасхальной трапезе в предчувствии чего-то важного. Но почему-то при этом разглядывали друг друга, как оценщик в ломбарде рассматривает закладываемую вещь. Каждый искал недостатки в ближнем, тем самым как бы повышая собственную эгоистичную ценность.

Иисус не мог не заметить, сколь недобрый, опасный дух овладевал Его учениками. Они сидели вокруг низкого, как принято на Востоке, столика. Были произнесены первые молитвы, и люди уже приступили к пасхальной трапезе. Как вдруг Господь встает. Он не смог более находиться в такой гнетущей атмосфере нелюбви. Христу стало тесно среди таких людей. Но Он не выбежал в отвращении из горницы и не хлопнул дверью. Он остался, чтобы тесные сердца Его учеников преобразились в просторные, чтобы эгоистичные отношения сменились святыми, чтобы их охватила жажда очищения, чтобы произошло и само очищение душ.

И все это действительно случилось. Стыд, смущение, радость — все эти чувства смешались в учениках Господа. На них снизошел дух исповеди. Нет, они не стали, перебивая друг друга, восклицать: «Господи, прости!» Их сердца наполнились молитвами. Их мысли устремились к Спасителю. Цель была достигнута. Произошел столь нужный им сейчас катарсис, наконец пришло очищение. Сознание открылось преображающему действию Духа Божия. Как никогда ранее они пережили осознание своей греховности, стали испытывать жажду прощения и ощутили желанное прощение в поведении Христа. Тайная исповедь очистила самые потаенные уголки их душ. Они сделались готовыми к принятию хлеба и чаши Господней.

При этом стоит вспомнить и об Иуде. Он также прошел через этот обряд, но лишь через обряд. Он не просил прощения. Он не пережил исповеди. Он не принял прощения. Его не коснулось очищение. А после хлеба, принятого из рук Христа, как говорит Писание, в него вошел сатана (см. Ин. 13:27). Для него все происшедшее оказалось напрасным, пустым, бесплодным. Пусть подобное не произойдет ни с кем из нас!

Христос сделал все, чтобы переродились мысли и чувства Его учеников. Все, чтобы поведение их стало другим. И Он сумел достичь великого, преобразив Своих апостолов. Исповедь, прощение, принятие прощения, а затем — единство в причастии. Вскоре ученики оставят своего Господа. Но тогда, в те минуты первого своего причастия, они пережили истинное, хотя и хрупкое единение. Сила жизни во Христе еще придет к ним. Тогда же в их душах было заложено основание для опыта веры.

Омовение ног — больше, чем просто обряд и символ. Следуя по стопам Иисуса верой и действием, мы соприкасаемся с самой реальностью. Участие в обряде омовения ног как символе очищения вводит нас в саму реальность очищения. Ученики воистину стали другими. Следование по стопам Христа изменяет человека. Поступая по примеру Господа, мы стремимся восстановить Его образ и подобие в нас. И это восстановление действительно происходит, когда мы веруем и действуем с должным отношением.

Таков путь следования по стопам Христа согласно Его примеру. Путь этот нелегок. И нас порой может это смущать. Нас может огорчать собственная немощь. Однако сейчас давайте отложим мысли о себе. И вслушаемся в слова Господни: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:14).

Пройти по стопам Христа-вот награда для каждого христианина. Так последуем же Его примеру.

26 июня 1999

***

Не ноги Ты омыл ученикам:

Ты дал завет — смирять свою гордыню,

И вечно благодарны мы векам,

Сумевшим сохранить его доныне.

Сын Божий, Ты Иуде ноги мыл,

Хотя и знал — предаст Тебя Иуда.

Нам, смертным, где таких набраться сил,

Такую святость почерпнуть откуда?

Но Ты сказал, что в вере наша мощь,

Что мы любовью дух увековечим,

И, одолев грехов глухую ночь,

С Тобою раны тяжкие излечим.

О Светлый, разве смог бы человек

Изведать без Тебя любовь и счастье?

Ты мир в одежды чистые облек

Примером одоленья и участья…

И.А. Яворовская