Сердце Бога

Он отдал нам все Свое сердце, всю Свою любовь.

Е. Уайт. Путь ко Христу

Иссушенная и опаленная жаром Иудейская пустыня забыла, что такое плодородие. В этом замершем, безлюдном, безучастном мире, наполненном лишь песком и солнцем, затерялась одинокая человеческая фигура. Через несколько дней мир услышит проповедь Христа, которую позже назовут «Нагорной». Великие слова. Слова жизни. Слова, родившиеся в пустыне. Жизнь, родившаяся в пустыне.

Нередко сегодня мы сами чувствуем себя как в пустыне. В душе пусто, в мыслях нет Бога, сознание опустошено. Когда на сердце скверно, мысли или не радуют, или их просто нет, — посмотрите на Христа. Он победил не только Иудейскую пустыню, но и нашу тоже. Он учил нас жить словом, исходящим из уст Божиих. Слово это, подобно живительной влаге, возвращает жизнь всему иссохшему. Припадем же теперь к этому благотворному источнику.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

Здесь есть три ключевых слова: собирайте, сокровище, сердце. Какое необычное соседство! Вы только вчитайтесь в него: собирайте, сокровище, сердце…

Но ключевые слова не живут сами по себе. Они окружены второстепенными. Например, во всяком сложном механизме есть главный узел. Он окружен вспомогательными деталями. И все же главный, как мозг в организме, — один. Он несет основную нагрузку. Проведем еще одну аналогию, с партитурой музыкального произведения для оркестра: среди множества партий там всегда есть главная мелодическая линия. Или же, например, на полотне художника всегда присутствует центральная фигура, а все остальные лишь оттеняют ее.

Нечто подобное мы наблюдаем и здесь. Перед нами ряд ключевых слов: собирайте, сокровище, сердце. С ними соседствуют второстепенные. Посмотрите, как они неприглядны: моль, ржа, воры, истребляют, подкапывают, крадут. И, вдруг, рядом с ними: сердце, сокровище, собирайте…

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут».

Как следует понимать эти слова Спасителя? Ведь это вовсе не декларация прав лентяев. Иисус был тружеником. Он не призывает христиан отказаться от усилий, но показывает, почему и как следует перераспределять их.

Материальный мир изначально не был порочным. Он сотворен Богом и дан человеку как благо, как благословение от Создателя всего сущего. Однако неверное отношение к вещам способно погубить душу, лишить жизни каждого из нас. Именно грех, вошедший в мир, нарушил необходимое равновесие. Он разрушил истинную пропорциональность в отношениях. Тем самым нарушена гармония самой жизни. В отношениях человека с Богом, с ближними, с вещами по замыслу Господа должны быть определенные приоритеты. Эти отношения не должны быть одинаковыми. Совершенно недопустимо, чтобы они вовсе отсутствовали. Христос призывает нас восстановить разрушенное, вернуться к основам подлинной жизни. Вначале Бог, потом люди и уж затем вещи.

«Не собирать сокровищ на земле» значит не превращать материальное и заботу о нем в содержание и цель своей жизни. Пусть ваше отношение к вещам не занимает место вашего отношения к людям. Пусть то, что подвержено ржавчине, краже или уничтожению молью, никогда не овладеет вашим сердцем.

Вспомните, когда в последний раз вы раздавили на стене моль? Это было легко, не правда ли? Какое слабое это насекомое! Так вот, из слов Иисуса явствует, что эта ничтожная тварь может превратиться в непобедимого монстра! А затем выгрызть сердце человека — человека, привязанного к вещам, к выгоде, к наживе. Человека, связанного «по мыслям и чувствам» заботами лишь об одежде и пище.

Среди моих знакомых есть семья еще не пожилых людей. Но, к сожалению, бывает нелегко находиться с ними продолжительное время. Темы, которые волнуют их, сильно отличаются от тех, что могут долго удерживать мое внимание. Разговоры о Боге не увлекают этих людей. Но зато как «богат» круг тем, от которых у них загораются глаза. Ну, что новенького купили? Где? И почем? Нет, ребята, брать надо со склада! Инфляция все съест. Ну, ты не сравнивай. Как, как приготовили? А в прошлый раз совсем не так. Да нет, можно найти подешевле. Слушай, вот в тот раз мы наелись. Но качество хуже. Вообще-то, такое уже не носят. Чай будешь? Ты знаешь, вчера соседка такую ерунду предложила. И главное, говорит: это не деньги. Кстати, у вас как с деньгами? Слушай, я знаю место, где выбор просто фантастический. Еще положить?..

Похоже, мои знакомые уже утомили и вас.

Итак, вещи занимают свое определенное место в жизни и не более. Господь говорит нам: отдайте предпочтение тому, что важнее. Собирайте то, что приобретается не на время, а навсегда. И с этим пусть будет связано ваше сердце. Тогда вы в безопасности. Тогда вы обладаете подлинными сокровищами. И этих ценностей вас не лишат ни воры, ни моль, ни ржавчина.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут».

Кроме сказанного выше в этих словах Христа сокрыта еще одна важная мысль. Во времена земной жизни Иисуса богатство было не просто выражением материального благополучия. Богатство служило религиозным символом. Праведность тогда не воспринималась лишь как состояние характера. Праведность, скорее, считалась чем-то вещественным, осязаемым. Она выражалась в богатстве человека. Ее можно было увидеть, сосчитать, пощупать. Многим людям казалось, что Бог выражает Свое благоволение только посредством видимого благосостояния.

Именно поэтому многие изречения в проповеди Спасителя казались столь невероятными. Например, если кто-либо действительно надеется войти в Царство Божие, его праведность должна превзойти — ни больше ни меньше — праведность фарисеев и книжников (см. Мф. 5:20). Наверное, когда Иисус сказал это, некоторые слушатели ужаснулись, ведь превзойти праведность фарисеев и книжников, в понимании многих людей того времени, было просто невозможно. Мало того, что фарисеи и книжники были людьми болезненно скрупулезными в делах закона. Они были еще и весьма небедными. Таким образом, поучение Иисуса в переводе на язык сегодняшнего дня звучало для некоторых примерно так: «Если ваше финансовое состояние не превзойдет состояния «новых русских», вы не войдете в Царство Небесное». Следовательно, все, кто хочет войти в Царство Небесное, должны как можно быстрее приобрести по пятикомнатной квартире, подземному гаражу и загородной даче с финским камином. И еще… Такое, увы, по силам далеко не для всех. Так ошибочные представления о праведности приводили к неправильному пониманию и Царства Небесного. Оно воспринималось порой как некий элитарный клуб. И тут есть от чего прийти в ужас и над чем призадуматься.

Вот так трагически превратно понималось иной раз многое произносимое Иисусом. И хотя нередко слышанное людьми из уст Учителя казалось неправдоподобным, Господь настаивал на истинности Своих слов.

Что же смущало Христа в праведности книжников и фарисеев? Что именно нужно было «превзойти»? И превосходство это было, по словам Христа, доступно каждому. Пожалуй, непомерный акцент на имидже, когда даже благотворительность, доброе дело для ближнего, служение людям, даже пост, даже молитва — все превращалось в хвастливую визитную карточку профессионалов от религии. А количество «собранного на земле» стало своего рода видимым эквивалентом благословений Божьих. Чем больше ты имеешь, тем более ты благословен. В народе Божьем утверждалась совершенно порочная последовательность действий. Сначала благословения от Бога — потом Сам Бог. Сначала богатство, образование, карьера, престиж — потом праведность. Сначала мысли, время, силы и сердце, отданные тленным вещам, а потом то, что оставалось от человека, преподносилось Богу. Христос же вновь и вновь утверждал вечную истину: вначале Бог. И пусть отношение к вещам не занимает место вашего отношения к людям.

Однажды прямо на улице, под открытым небом повстречались два молодых и умных человека. Заговорили о жизни. Вдруг один из них разоткровенничался. И, делясь наболевшим, начал рассказывать о себе. «В моей жизни, — сказал он, — наступил какой-то странный и неприятный период. Во всем чувствуется какой-то непонятный разлад. Кажется, у меня есть все. А в душе остается неудовлетворенность. Есть семья, и неплохая. Есть деньги, и не маленькие. Есть свое дело, и престижное. Одеваюсь лучше, чем ты. Вроде бы есть и друзья. Может быть, они и не настоящие, но, во всяком случае, им хотелось бы, чтобы я считал их такими. Внешне — все в порядке, жизнь стабильная. А вот в душе чего-то недостает. И я задаю себе вопрос: где, с кем, с чем мое сердце?» Собеседник, выслушав его, отвечает: «Мне знакомо то, о чем ты говоришь. Мне понятны эти чувства. Мне приходилось с этим сталкиваться. От своего отца я усвоил добрый совет: «Если в твоей жизни когда-нибудь настанет время, и ты почувствуешь раздвоенность, неуверенность в выборе между вещами и людьми, между временным и вечным, представь, что ты потерял одну из этих ценностей. Поживи какое-то время с ощущением этой потери. И вскоре ты поймешь, где, с кем и с чем было твое сердце. Ты поймешь, что ты только хотел, а что из всего этого ты по-настоящему любил. Ты сам все поймешь. И, может быть, впервые узнаешь себя»». Молодой человек, начавший разговор, внимательно выслушав все это, заметил: «Пожалуй, ты прав… Мне даже захотелось стать твоим другом». И вдруг он слышит в ответ: «Тогда представь, что ты отказался от всего, что имеешь, в обмен на нашу дружбу. Представь, что ты отказался ради меня от своего богатства и от своих благ. Представь, что твое сердце со мной. Навсегда! А все остальное потеряно». Услышав это, богатый юноша вздрогнул: «Не представляю».

«Жаль, — заключил Иисус, — в Моем Царстве отношения на вещи не меняют».

Как вы могли заметить, этот известный диалог был передан неточно. Но вывод остался тем же. Не собирайте то, чем никогда не сможете пожертвовать ради Христа. «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…»

Собирайте… Как много заключает в себя это обыкновенное слово. Отвлечемся на мгновение. Позвольте задать вам вопрос. Кто из вас занимался коллекционированием? Старые монеты, афоризмы, гвозди разных размеров. Например, один близкий мне человек собрал хорошую коллекцию почтовых марок. На это ушло много лет. Для того чтобы собрать подобную коллекцию, нужно приложить немало усилий.

Собирайте… Применительно к жизни в вере это означает, что необходимо прилагать усилия. Сатана знает об этом, и потому усердно подталкивает людей к двум крайностям. Первая: верующие должны спасаться, уповая на свои усилия и заслуги. Во все века было много несчастных верующих, которые в поте лица «отрабатывали» свое спасение. Между прочим, и древний Израиль болел этой же болезнью. Люди стремились заработать спасение. Теперь же мы видим нечто противоположное. Сегодня чаще встречается другая крайность: отсутствие каких бы то ни было усилий в своей духовной жизни. Существуют даже христиане, которые со своеобразной радостью рассуждают о незаслуженности благодати. Напрягаться и собирать ничего не надо. По их мнению, христианство живет под девизом: расслабляйся и пользуйся. На богослужении — расслабляй свой ум. Дома — расслабляй свои чувства. Верь, что Бог есть, и расслабляйся. Радуйся тому, что ничего не надо делать. Только пользуйся благословениями. Благодать! Бог тебя любит. Все уже сделано за тебя. Теперь бери от жизни все…

Спасение действительно дается даром. Но чтобы остаться спасенным, нужны усилия. И Христос говорит: «Собирайте!» Христианская жизнь, жизнь спасенных — это жизнь, исполненная серьезных усилий. И на что должны быть направлены наши усилия? Из читаемого нами текста Евангелия следует: на собирание сокровищ.

И это сокровище — Сам Господь. Иисус не говорит нам об этом прямо. Он как будто стесняется признаться в этом. Он надеется, что мы сами об этом догадаемся, сами это поймем. Он даже дал нам коротенькую притчу, чтобы навести нас на мысль об этом.

«Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44).

Итак, Царство Небесное есть сокровище. А что такое Царство Небесное? Чудесный город, девственные леса, восхитительные водопады, дружелюбные животные? Да, да, да! Но не только это! Царство Божие — это прежде всего Сам Господь. Ибо без Него любые красоты быстро превратятся в скучную декорацию.

Христианское усилие — это собирание истинных сокровищ. Заметьте, герой притчи невыразимо рад. И «от радости» он «продает все, что имеет, и покупает поле то». От избытка чувств готов он от всего отказаться ради найденного сокровища. Вам кажется, это легко сделать? Богатый юноша с вами не согласился бы. Впрочем, он не увидел во Христе сокровища, в нем не возникло радости, и потому не смог он все продать и все приобрести. А ведь именно от радости берет свое начало блаженное христианское усилие в деле спасения.

«…Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

А вот еще одна небольшая притча, рассказанная Иисусом. В ней мы меняемся местами. Теперь Он — купец, а мы — сокровище.

«Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45,46).

Разумеется, лучшая жемчужина Царства Небесного — это Сам Господь и Бог наш. Но коль скоро Он «пошел и продал все, что имел», чтобы купить еще каких-то драгоценностей, следовательно, в Царстве том чего-то не хватает? Ощущается нехватка золота для строительства дорог в Небесном Иерусалиме? Или там наблюдается дефицит, скажем, пальм? Чего же недостает на небе? И настолько, что Господь призывает собирать и Сам показывает тому пример. Разве Богу недостает каких-то сокровищ?

В Евангелии от Луки, в главе 15 мы открываем для себя еще одну замечательную притчу Иисуса.

«Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: …какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: «порадуйтесь со мною; я нашла потерянную драхму»» (Лк. 15:2,3,8,9).

То, что делает Бог, сравнивается с тем, что делает эта женщина. У нее потерялась монета, драгоценность. Эта монета оказалась под слоем мусора. Женщина начинает мести весь дом, чтобы найти пропажу. Она зажигает свечи, чтобы случайно не просмотреть монету. Она ищет «тщательно». Этой притчей Господь напоминает нам о том, что независимо от нашего происхождения все мы однажды оказываемся под слоем «мусора». Обидно было слышать это фарисеям, выходцам из уважаемых всеми религиозных семей, которые могли представить свои родословные на много поколений назад. Обидно было слышать им то, что и они оказались в том же мусоре, в той же пыли и, значит, нечисты. Требуется метла, чтобы обнаружить любого из них, а затем еще и чистящие средства, чтобы довести их до блеска. И только потом станет ясно, что это не кем-то обглоданная финиковая косточка, а драгоценная монета.

Вы улыбаетесь? Да ведь эта притча относится и к нам. Впрочем, хорошо, если мы улыбаемся. Фарисеи и книжники, слыша это, в свое время скрежетали зубами…

Понравится ли вам эта притча, если признать, что речь в ней идет о вас лично? Все мы однажды оказались во мраке, под слоем грязи, пыли и мусора — греха, эгоизма, порока, неверия. Но на землю пришел Христос. Он возжигает пламя Духа Святого, дающего свет. Он разгребает эту пыль и находит под ней сокровища. Он находит нас. Он все отдал, чтобы найти как можно больше жемчужин, как можно больше сокровищ. Иисус был и без того очень «богатым юношей». Но Он все оставил, чтобы найти еще хотя бы несколько сокровищ на этой земле. Ему всегда было мало…

Нагорная проповедь Христа — это не просто повеление о том, какими должны быть мы. Исподволь Господь рассказывает в ней и о Себе, о том, каков наш Небесный Отец. Господь приглашает собирать сокровища вместе с Ним. Вместе с Ним мы можем стать искателями жемчуга.

Пусть и в нас возникнет это желание. На современном церковном языке подобный поиск называется «миссионерской работой». Но мне кажется, что «искать и находить сокровища» звучит не в пример интереснее. (Может быть, неплохо в каждой христианской общине организовать «отдел искателей жемчуга»?) Христос призывает собирать. Возможно, есть драгоценная монета, которая потерялась в вашем доме, в вашей семье? Вы — свет. Свет ваш существует лишь благодаря пламени Духа Святого. Позвольте Ему светить, зажгите свет, «включите» себя, начните искать. Разумеется, это потребует усилий, но мы не одиноки. Вполне вероятно, что потерянная жемчужина находится где-то далеко, и нужно будет сутки ехать поездом? Но мы не одиноки и в этом искании. Если же вдруг нам начнет мешать странное чувство раздвоенности, давайте еще раз зададим себе несколько вопросов.

Где и с кем наши сердца? Зададим еще один, наводящий, вопрос. Где и с кем сердце Бога? Мы уже знаем ответ. Его сердце с нами. В этом мире есть не только ржавчина, моль, воры и смерть. Здесь еще пребывает и сердце Бога. Миллионы жителей земли забыли, зачем бьются их сердца. Где и с кем они? Не потеряться бы в толпе и нам. Так где же сердце Бога? Там, где Его сокровище. И это сокровище — люди, мы с вами.

Здесь на земле все ржавеет. Здесь все может быть украдено, изъедено или уничтожено. Здесь лишь одно не подвержено тлену — это сердце нашего Бога. И Господь говорит нам: вы — Мое сокровище. Я все отдал ради вас. И теперь Я всех вас собираю. Будьте подобны Мне. И раз уж Господь нас видит такими и так нас называет, то не станет ли и Он для нас жемчужиной? Не станут ли для нас сокровищем и наши ближние? Не станут ли Бог и ближние сокровищами, которые мы собираем? Ибо где сокровище наше, там и сердце наше.

Иссушенная и опаленная жаром Иудейская пустыня забыла, что такое плодородие. В этом замершем, безлюдном, безучастном мире, наполненном лишь песком и солнцем, затерялась одинокая человеческая фигура.

Через несколько дней мир услышит проповедь Христа. Великие слова. Слова жизни. Жизнь, родившуюся в пустыне.

Господь победил не только Иудейскую пустыню, но и нашу тоже. Он учил нас жить словом, исходящим из уст Божиих. Слово это, подобно живительной влаге, возвращает жизнь всему иссохшему.

«Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:20, 21).

Июнь 1997

К неведомому Богу

Не Ты ли душу оживишь?

Не Ты ли ей откроешь тайны?

Не Ты ли песни окрылишь,

Что так безумны, так случайны?..

О, верь! Я жизнь Тебе отдам,

Когда бессчастному поэту

Откроешь двери в новый храм,

Укажешь путь из мрака к свету!

Не Ты ли в дальнюю страну,

В страну, неведомую ныне,

Введешь меня — я вдаль взгляну

И вскрикну: — Бог! Конец пустыне!

А.А. Блок (1880-1921)