Глава 10. Позиция Церкви АСД относительно реформы здоровья

«Если ты будешь слушаться гласа Господа,

Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней» (Исх. 15:26).

Вступление: Это был один из четырех важных вопросов, выдвинутых представителями реформационных движений на встрече во Фриденсау 21-23 июня 1920 г. Давайте выслушаем позицию Церкви АСД, как ее тогда изложил А. Г. Даниэльс:

«Братья! Наше отношение к вопросу реформы здоровья сегодня такое же, как и было прежде. Возможно, что теперь мы уделяем этому вопросу еще больше внимания, чем раньше. Учрежден медицинско-миссионерский отдел во главе с секретарем братом Гансеном. Он работает над организацией этого дела во всех общинах и оно продвигается намного лучше, чем было раньше. Но следует признать, что реформа здоровья включает в себя гораздо больше, чем только вопрос о пище, которую вкушаем. Это только маленькая часть того великого дела, которое надо выдвинуть на первый план. Согласно этого составленного плана санитарную реформу предложено включать в нашу миссию. Брат Кристиан предложил претворить этот план в жизнь практическим, определенным образом. Находясь в Румынии, он предложил братьям выделить четыре медицинских сестры, чтобы они практически учили крестьян, как должно жить, что из себя представляет правильная диета, представили значение чистоты и всего того, что способствует здоровью, побуждая их заботиться о своем теле; как ухаживать за грудными детьми, а также как оказывать первую помощь при заразных болезнях. Все это вместе взятое представляет

из себя реформу здоровья. Но и в этом отношении необходимо иметь дух любви и терпения.Мы не должны делать какого-либо принуждения или давления на братьев, которые поступают не так, как мы желали бы. Некоторые имеют очень ограниченное представление о реформе здоровья. Они не представляют себе, что

в человеческом теле находится много болезней, не принимают во внимание различные местности, их географическое положение, нужды и затруднения в пищевых продуктах. Посему я верю в правильную медицинскую санитарную реформу, которую мы осуществляли всегда и верю, что она станет еще более сильной правой рукой вести, нежели

до сих пор. Будем продвигаться в реформе здоровья вперед и когда таким образом исполним эту программу, она будет для народа еще большим благословением, нежели до этого времени».

И теперь, спустя почти 80 лет с того памятного события, какова сегодняшняя позиция Церкви

АСД по вопросу реформы здоровья? Какое место она занимает в деятельности Церкви АСД? Как выглядит уравновешенная, всесторонне сбалансированная программа реформы здоровья без фанатизма и различных крайностей? Какие результаты такого здорового образа жизни — как они оценены окружающим миром? Какая позиция

в реформе здоровья среди реформационных движений? — Постараемся выяснить все это на основании подлинных документов, ибо в будущем при согласовании точек зрения и воссоединения — это будет одним из важных, ключевых вопросов.

I. Какое место занимает реформа здоровья среди всех проблем жизни и спасения?

Библия ставит вопрос здоровья на очень большую высоту,- Бог желает, чтобы нашу краткую жизнь мы прожили в

добром здоровьи, счастьи и благополучии. Одно

из таких великих пожеланий звучит следующим

образом: «Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты

здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает

душа «твоя» (3Иоан. 2 ст.). Среди всех благ этого

мира здоровье стоит на первом месте: «Здоровье — это богатство. Это один из самых драгоценных даров, среди всех земных благ. Богатство, образование, достигнутая слава,- все это становится слишком дорогим, если приобретается за счет потери сил и здоровья. Ни одно из этих преимуществ не может сделать человека счастливым, если у него

не будет здоровья» (СПП, 14 абз.).

В вопросе спасения здоровье играет

большую роль, нежели мы думаем. Наше тело является

средой, в которой формируется наш характер,- единственное,

что мы возьмем из этого мира в вечность. В здоровом

теле — здоровый дух. Правильное мышление,

правильное восприятие вести, посланной

небом для нашего спасения. Поэтому, как важна эта

весть: «Работа реформы здоровья — суть средство

Божье для уменьшения страданий в нашем мире и для очищения Его Церкви. Научите людей, чтобы они могли действовать, как Божья рука помощи, трудясь вместе с Ним в восстановлении физического и духовного здоровья.

«Эта работа носит на себе печать неба и откроет дверь для других драгоценных истин» (СЦ. 9. 113).

Но реформа здоровья как правая рука тела не должна

занять место всего тела: «Мне часто передавались наставления, что медико-миссионерское служение так же связано с проповедью трехангельской вести, как рука с телом. Под божественным руководством Главы они должны совместно трудиться, чтобы приготовить путь к пришествию Христа. Правая рука тела истины должна постоянно действовать, постоянно находиться в работе, и Бог укрепит ее. Но рука не должна стать телом… Представление принципов здоровья должно быть соединено

с этой вестью, но она не должна быть независимой

от нее или каким-то образом занимать ее место»

(СЦ. 6. 288-290).

Какую же огромную работу совершит правильно поставленная реформа здоровья?- «Проповедники в своей работе имеют серьезную задачу, а именно:

в такой тесной связи излагать перед народом

принципы реформы здоровья и трехангельской

вести, как неотъемлемую часть этой великой

работы. Что же касается их лично, то они не должны

медлить в принятии ее принципов и в свою очередь — настойчиво советовать ее и всем принявшим истину» (1867 г.

СПП 74).

«Если служители сочетают свою работу

в общинах с вопросом о здоровье, тогда они получат

драгоценные благословения и богатые опыты.

Народ должен получить свет о реформе здоровья»

(СЗ 431). «Если бы трехангельская весть была принята

во всей ее полноте, тогда реформе здоровья было

бы отведено надлежащее место в советах

конференций, в работе общин, в семьях, за обеденным

столом и во всех хозяйственных вопросах. Тогда

эта правая рука исполняла бы свою функцию по

отношению к телу» (СЗ. 434).

Правильно воспринятая реформа здоровья приготовит нас к будущим событиям: «Бог продолжает изливать над нами свет реформы здоровья в эти последние дни для того, чтобы мы, живя

в этом свете, могли избежать опасностей, подстерегающих нас на нашем жизненном пути. Сатана с особым рвением трудится над тем, чтобы поглубже увлечь человечество в пропасть удовлетворения страстей, аппетита и разного рода безумств»

(СЦ. 3. 561). Реформа здоровья поможет приготовиться к излитию Позднего дождя Святого Духа: «Мне было показано, что если народ Божий

не приложит со своей стороны усилий, но будет ожидать «отрады от лица Господня», которая удалила бы их грехи, исправила их ошибки и очистила бы от всякой скверны плоти и духа и сделала бы их способными принять участие в Громком кличе третьего ангела,- то это время найдет их неприготовленными. Отрада или сила Божья сойдет только на тех, которые приготовились к этому, совершая работу, которую Бог не исполнит вместо них, а именно, очищая себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем» (СЦ. 1, 619). Весть реформы здоровья поможет нам приготовиться ко Второму пришествию Христа: 1Фес. 5: 23. «10 декабря 1871 года мне вновь было показано, что реформа здоровья является частью великой работы, которая должна приготовить народ к пришествию Господа» (СЦ. 3. 161).

Как великая задача служителей и членов церкви, чтобы реформа здоровья была на должной высоте: «Наши служители должны хорошо разбираться в принципах реформы здоровья. Они должны изучать физиологию и гигиену; они должны понимать законы, управляющие физической жизнью и их влияние на здоровое состояние разума и души… Проповедники должны совершить определенную работу в этой области. И когда они займут правильное положение в этом вопросе, многого можно будет достичь. В своей личной жизни и в семье они должны повиноваться законам жизни, проявляя правильные принципы и живя согласно требованиям здоровья. Тогда они смогут правильно освещать этот вопрос, ведя народ все выше и выше в познании принципов реформы здоровья… Председатели наших конференций должны понять, что это время является самым важным и серьезным временем, чтобы они заняли правильное положение в этом вопросе… Ни один человек не может считаться учителем народа, в то время, как он своим личным примером или же словами будет противоречить свидетельствам Божьим, которые Он дал Своим слугам относительно пищи; потому

что в противном случае это вызовет большое замешательство. Его пренебрежительное отношение к реформе здоровья делает его недостойным быть посланником Божьим» (СЦ. 6. 376. 378). «Церковь в наши дни пишет

свою историю. Каждый день — это день борьбы и похода.

Со всех сторон мы осаждены невидимыми врагами

и мы, или с помощью Божьей победим, или потерпим поражение. Я призываю всех, занимающих нейтральное положение в вопросе реформы здоровья раскаяться» (СЦ. 6. 377).

II. Сущность света реформы здоровья

Реформа здоровья включает в себя больше чем только вопрос питания. Она охватывает большинство наших жизненных проблем:

1. Реформа здоровья — это прежде всего <P9M>САНИТАРНАЯ РЕФОРМ<%8>А-соблюдение правил гигиены-различных профилактических мер: «Грамм профилактики дороже килограмма лекарств». «Чистота и порядок — закон неба» (Христ. возд. 125).<P9M>

-Чистота наших жилищ. Втор. 23:13. 14.

«Во всем стане и вокруг него сохранялась величайшая чистота и порядок. Были даны наставления относительно санитарного закона, соблюдая который общество сохраняло себя от различных заболеваний» (ПП. 426).

-Чистота нашей одежды. Исх. 19: 9-11. «Они

должны были вымыть одежду и тело. Это было санитарное

и религиозное предписание именно для того,

чтобы они чистыми предстали перед Богом»

(Христ. возд. 125).

-Чистота нашего тела. 2Кор. 7: 1. «Чистая вода является одним из лучших небесных благословений как при здоровом состоянии, так и во время болезни. Правильное применение воды способствует здоровью… Теплая ванна открывает поры кожи

и таким образом помогает выделению отработанных веществ» (СЗ 122).

-Чистота наших мыслей: «Наконец,

братья мои, что только истинно, что честно, что

справедливо, что чисто, что любезно, что достославно,

что только добродетель и похвала, о том помышляйте»

(Фил. 4:8).

2. Вторым принципом реформы здоровья является

ВОЗДЕРЖАНИЕ от всего вредного: «Покажите… в рассудительности воздержание» (2Петр. 1:5-6). «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1Кор. 9:25).

Мы должны воздерживаться от употребления мерзости — нечистой пищи, как указано в Библии (Втор. 14:3. Лев. 11 глава).

-Алкоголь — водка, вино, пиво, сидр. Прит. 23:29-35.

-Курени<%6>е-медленно действующий

яд. 1Кор. 3:16. 17.

-Наркотический чай и кофе: «Чай действует

как стимулятор и в определенной степени

производит опьянение. Действие кофе и многих

других популярных напитков по своему действию подобно чаю. Вначале он взбадривает и вызывает приподнятое настроение… Наделяет на короткое время энергией весь организм.

…Когда влияние этого стимулятора проходит, неестественная сила ослабевает и вместо нее появляется соответствующая по степени усталость и слабость» (Служ. Исцеления, 326).

-Острые приправы: перец, горчица, уксус

и другие.

-Напитки типа «кола»: «Напитки типа кока-колы содержат фосфор, который может способствовать истощению запасов кальция в организме и хрупкости костей. Они содержат также множество синтетических добавок, которые вредно влияют на организм».

-Нам необходимо воздержаться также и от вредных привычек: «У большинства людей существует вредная привычка есть перед сном. Пробудившись утром, человек не чувствует себя отдохнувшим… Не следует, по примеру многих, пить за столом холодной воды. Чтобы обеспечить здоровое пищеварение, следует есть медленно» (Хр. возд. 4 глава).

«Многие едят молочную кашу с сахаром и думают, что это питательно. В самом же деле молоко с сахаром легко производит в желудке брожение и, следовательно, вредно» (Там же, 5 гл).

3. Главный принцип реформы здоровья — <P9>РАЗУМНО УПОТРЕБЛЯТЬ ВСЕ ПОЛЕЗНОЕ: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божью» (1Кор. 10:31).

«Реформа здоровья учит правильно использовать божественные средства, данные для здоровья,- это в первую очередь солнечный свет: Мал. 4:2. «Обходитесь без тяжелых занавесей; открывайте окна

и шторы; никакие вьющиеся растения, как бы

красивы они ни были, не должны закрывать окон»,

не допускайте, чтобы деревья росли слишком близко возле дома и заслоняли собой солнце. От солнца могут выцвести занавеси и ковры; картины в рамах могут побледнеть, но какой чудный румянец будет играть на детских щечках!» (СИ. 275).

-Воздух: «Для того, чтобы иметь хорошую кровь, мы должны уметь правильно дышать. Полное, глубокое дыхание чистым воздухом наполняет легкие кислородом, очищает кровь. Кровь приобретает яркий цвет и ее живительная струя разносится по всем частям тела. Правильное дыхание успокаивает нервы, возбуждает аппетит, регулирует правильное пищеварение, дает здоровый, освежающий сон» (СИ. 272). Пусть во всех домах — зимой и летом будут открыты форточки!

-Чистая вода: «И захотел Давид пить

и сказал: кто напоит меня водою из колодезя Вифлиемского?» (2Цар. 23:15). «В странах Востока воду называют даром Божьим. Каждая капля — дар спасительной любви. Вода, применяемая наружно и внутренне, имеет целебные свойства» (Сыновья и дочери Бога 241).

-Правильное питание (Быт. 1:29). Первоначальная пища, предназначенная Богом для человека, состояла из фруктов, злаков и орехов. «Зелень травная» или овощи были разрешены только

после грехопадения. Быт. 3:18. Наилучшее питание

для ожидающих пришествия Господа описано следующим образом: «Хлебные злаки и фрукты, приготовленные без жира и по возможности в естественном виде должны стать пищей тех, кто говорит, что приготовляется для жительства на небе» (СЦ. 2. 352).

-После потопа было разрешено употреблять в пищу мясо чистых животных (Лев II глава).

Но в последние дни, когда болезни животных увеличились, мясо не рекомендуется употреблять в пищу: «На основании проверенных исследований можно сказать, что лишь немногие среди животных свободны от болезней и что употребление мяса способствует распространению таких болезней, как рака, золотухи, туберкулеза, различных злокачественных опухолей и других подобных болезней» (СПП. 388 абз.).

«Среди ожидающих пришествия Господа постепенно прекратится употребление мяса; оно не будет больше частью их питания. Мы всегда должны иметь это ввиду и стараться осуществить это» (СПП. 380 абз.).

-Обратим внимание, что употребление мяса,

как вредного продукта осознано многими выдающимися учеными: «Академик Н. М. Амосов считает,

что необходимо распространить «моду»

на здоровье, на физические упражнения, а для

этого вредные привычки должны быть искоренены.

Эти взгляды должны быть привиты новому поколению, так же как самые высокие принципы чести, долга, гуманизма… Питание матери во время беременности и кормления — фактор, влияющий на характер ребенка. При употреблении острой мясной пищи родившийся ребенок будет беспокойным, нервным; при молочно-растительной диете матери ребенок будет здоровым и спокойным. Ученый прошлого столетия профессор М. Данилевский экспериментально доказал, что питание влияет на формирование характера подрастающих детей: при мясной

пище вырабатываются черты агрессивности, раздражительности. Ученый из бывшей ГДР Е. Вилок утверждает, что человек, употреблявший в достаточном количестве сырые овощи и фрукты, и в будущем, став взрослым не будет стремиться к тонизирующим средствам, таким как кофе, табак и алкоголь, так как заряд энергии, полученный за счет полноценного питания в детстве, не потребует в зрелом возрасте искусственных возбудителей» (Ю. С. Николаев, Е. И. Нилов «Удовольствие или здоровье»? Москва, 1985 года).

-Соответствующая одежда: «Наша одежда, хотя и скромная, должна быть качественной, спокойного цвета и вполне практической. Мы

должны выбирать для себя одежду, больше руководствуясь практической стороной вопроса, нежели броским внешним видом. Одежда, которую мы носим, должна согревать, защищать от непогоды… Наша одежда должна быть чистой. Грязная одежда — нездорова и наносит вред как телу, а также и душе. Во всех отношениях одежда должна отвечать принципам здоровья.

Одежда должна быть изящной, красивой и практически простой в своей естественности. Христос предостерегал нас от гордости, но никогда не выступал против изящества и естественной красоты» (СИ.

287. 288).

-Труд и отдых (Исх. 20:8-10). «Бог создал

нервы и мускулы для того, чтобы они были в движении. Бездеятельность человеческого организма влечет за собой страдания и болезни» (СПП. 303).

-Отдых — средство исцеления.

Марк. 6: 31. «Некоторые люди сами виновны

в своих болезнях, потому что много работают.

Для восстановления здоровья таким людям необходим отдых, освобождение от забот, умеренная диета.

Для людей с умственной, нервной нагрузкой

в закрытых помещениях, очень полезно пожить

какое-то время в деревне, на лоне природы, ведя

простой, естественный образ жизни. Побродить

по полям и лесам, собирать цветы, слушать пение

птиц,- все это сделает намного больше для их здоровья, нежели любые другие средства» (СИ. 236. 237).

-Крепкое упование на Бога (Псал. 102:1-3.

Филип. 4:4).

«Ничто так не способствует здоровью

тела и души, как дух преисполненный славословием

и благодарностью. Ни один язык не в состоянии

выразить, ни один смертный дух не в состоянии

постигнуть те благословения, которые истекают

из любви и милости Божьей. В таком случае давайте воспитывать свои души в том, чтобы они были полны надежды и ходили в том свете, который сияет

с Голгофского креста. Будем говорить о невыразимой любви Христа и рассказывать о Его славе. Когда

мы таким образом откроем свое сердце для света

и присутствия Христа, мы будем вкушать здоровье

и благословение от Него» (СИ. 250-253).

III. Крайности в реформе здоровья

Сатана — великий обольститель. Он бросает людей в крайности: «Если сатане не удается ввести души в лед равнодушия, он пытается толкнуть их в огонь фанатизма» (СЦ. 5. 644).

1. Крайности — результат ложной реформы: «Мне хотелось бы кое-что сказать о крайних взглядах в реформе здоровья. В таких случаях реформа здоровья становится ложной реформой, губительной для здоровья» (СПП. 202).

-Есть две крайности в реформе здоровья — одни впадают в огонь фанатизма — которые скудно питаются, имея возможности в полноценной

пище (Кол. 2:23). «Пища, лишенная самого необходимого, навлекает упреки и осуждения на дело реформы здоровья. Мы — люди смертные и наш организм нуждается в здоровой, питательной еде»

(СЦ. 9. 161. 162). «Некоторые, воздерживаясь

от молока, масла и яиц, не возместили этих продуктов другими питательными продуктами и в результате ослабели до такой степени, что не могут работать» (СПП. 591 абз.). «Придет время, когда употребление яиц, молока, сливок и масла не будет уже больше безопасным,- Бог откроет нам это» (Там же).

-Вторая крайность: «Лед равнодушия, переходящий во вседозволенность. Некоторые используют предостережения о крайностях, чтобы оправдать свое угождение аппетиту: «Всеми силами мы должны остерегаться фанатичных взглядов. Почти всегда работа принимает такой оборот, поэтому я вынуждена говорить, чтобы изменить ложное представление о нашем народе,- чтобы люди не думали, что Адвентисты седьмого дня — это общество фанатиков. Когда мы пытаемся спасти людей, как головню из огня,- с одной стороны

нам необходимо указать на такие ошибки, и с другой стороны — предотвратить не меньшее зло: раскрыть состояние тех, которые используют предостережения о крайностях, чтобы оправдать свое угождение аппетиту» (СПП. 210).

2. Крайности вредят, а дьявол торжествует: «Если в поведении приверженцев реформы здоровья будут допущены крайности, тогда очень трудно убедить людей в правильном понимании этой вести. Как часто наши религиозные убеждения поносятся и наблюдающие за практическими примерами крайностей, уже не способны видеть ничего доброго в реформе здоровья. Такие фанатики могут сделать столько зла за несколько месяцев,

что для исправления его не хватит и всей жизни.

Они делают работу, в успехе которой сатана находит большое удовольствие» (СПП. 315 абз.).

3. В вопросах питания никто не должен диктовать

свою волю другим: «В реформе питания есть настоящий здравый смысл. Этот вопрос следует широко и глубоко изучать, и никто не должен критиковать других

за то, что действия других не вполне совпадают

с их собственными… Не все могут кушать одно

и то же… Одни не могут пить молоко, в то время как

другие с наслаждением делают это. Некоторые

не могут употреблять горох и фасоль, а другие очень

любят эти блюда (СПП. 316 абз.).

4. Воспитывать, но не принуждать: «Воспитывайте сознание людей, но не оказывайте никакого давления или насилия. Потому что перемена, производимая под давлением, окажется бесполезной» (СПП. 434 абз.).

5. Плохой внешний вид экстремистов — вредит реформе здоровья: «Под влиянием фанатичного учения искренние души могут впасть в крайности.

Их плохой внешний вид не будет свидетельствовать в пользу реформы здоровья» (СПП. 590 абз.).

6. Преподавать реформу здоровья необходимо постепенно и терпеливо. Мы не должны идти быстрее тех, чья совесть и разум не убеждены

в истинах, которые мы защищаем. Мы должны

глубоко понимать условия и обстоятельства людей… Если при беседе с людьми, которые еще не просвещены в вопросах реформы здоровья, мы представим им наши строгие взгляды, они могут разочароваться, увидев, как много они должны еще оставить. Мы должны терпеливо, постепенно вести народ вперед, помня, из какой глубокой пропасти мы сами были извлечены» (СЗ. 438).

7. Правильный дух реформаторов здоровья: «Среди всех людей мира реформаторы должны быть самыми бескорыстными, любезными и в высшей степени вежливыми людьми» (СИ. 157).

IV. Сравнительная позиция церкви

АСД и реформационных движений в реформе здоровья

1. Церковь АСД придерживается позиции Библии и Духа пророчества,- которые нигде не делают категорического запрета, чтобы не кушать чистой мясной пищи. Об этом говорит книга Левит и с особенной силой Римл. 14:1-3. 20-22.

-Безусловно, народ Божий в последние дни должен стремиться к тому, чтобы постепенно прийти к питанию без мяса, особенно в виду болезней животных: «Рак, всевозможные опухоли, легочные заболевания очень часто появляются в результате употребления мяса… Мясо никогда не было наилучшей пищей для человека и в настоящее время его употребление еще более становится опасным в связи с увеличением заболевания среди животных. Заболевание среди скота

с каждым днем все увеличивается и, недалек

тот день, когда всякое употребление мяса будет оставлено многими людьми мира помимо Адвентистов седьмого дня» (СПП. 659-662 абз.).

-Но Дух пророчества категорически

против того, чтобы вопрос пищи стал железным

правилом: «Никогда не давайте предписания,

что мясо нельзя употреблять в пищу. Вы должны

прежде воспитать человеческий ум, чтобы в

него мог проникнуть свет… Мясная диета, не самая

лучшая диета и все-таки я не решила бы себе сделать

для всех такое предписание, что все должны отказаться

от употребления мяса. Имеющие слабые пищеварительные органы могут кушать мясо, если им вредит зелень, фрукты или густые зерновые супы» (СПП. 700 абз.).

2. И наряду с этим обратим внимание на крайнюю позицию реформационного движения, которое в своих «Правилах веры Дунайской Унии» и в текущей церковной литературе, такой как Уроки Субботней школы: «Из Египта в Ханаан», «Диета в раю» явным образом извратили реформу здоровья, насаждая жестким, небиблейским образом вегетарианский образ жизни и поставили этот вопрос условием церковного членства. Брат Гельмут Крамер, бывший в свое время президентом Американского Дивизиона реформационного движения, говорит об этом следующее:

«Я процитирую только одно из многих высказываний по этому вопросу, особым образом касающееся мясной пищи: «Мы не предлагаем строгих правил

в вопросах диеты, но заявляем, что в странах,

где имеются в изобилии фрукты, зерновые продукты

и орехи, народу Божьему нет необходимости употреблять мясную пищу. Мне было сказано, что мясная пища огрубляет человеческую природу, она похищает у людей любовь и сострадание

к ближнему и позволяет низким страстям господствовать над более возвышенными свойствами души.

Если мясная пища когда-то была полезной, то теперь она небезопасна. Мясная пища в значительной степени вызывает рак, опухоли и легочные заболевания» (СЦ. 9. 159).

На основе этого и подобных высказываний реформистское движение по всему миру сделало отказ от мясной пищи необходимым условием принадлежности к церкви. Такая позиция, хотя и желающая добра, мешает провозглашению последней вести в странах, где другие виды пищи, кроме мясной, труднодоступны. Как реформисты могут, например, принести весть эскимосам?

Хотя я сам убежденный вегетарианец, я вижу, что столь непреклонная позиция ограничивает границы распространения Евангелия. К тому же она ставит учение церкви выше учения Библии и Духа пророчества.

На семинаре, который я вел в Центральной Америке, некоторые студенты просили меня подтвердить их убеждение, что Христос, живя на земле, не ел рыбы. Вместо того, чтобы сказать да или нет, я предложил им обратиться к Писанию. В Библии ясно сказано, что Христос ел рыбу со Своими учениками (Лук. 24:42. 43). Это настолько шокировало студентов, что я испугался, как бы они не потеряли веру

во Христа. А произошло это потому, что реформа здоровья была искажена в их голове.

Ни Библия, ни Дух пророчества не зовут к подобному искажению действительной вести для этих последних дней. За вышеприведенным высказыванием, сразу же следуют такие слова: «Прекращение употребления в пищу мяса не должно быть сделано условием церковного членства, то есть если

кто кушает мясо, не может быть членом» (СЦ. 9,

159 стр.).

Этот вопрос как-то обсуждался на совете реформистского движения (Международного миссионерского общества). Было заявлено, что хотя Дух пророчества и запретил делать вегетарианство необходимым условием принадлежности к церкви, Генеральная Конференция реформистов взяла на себя власть сделать его таковым. Данная позиция является оскорблением принципа, гласящего, что

все доктрины должны быть основаны на ясном

«так говорит Господь».

Делая вегетарианство тестом на принадлежность к церкви, реформисты действуют вопреки Свидетельствам служительницы Господней. Своими действиями они фактически преграждают путь к Царству тем, кто не может в силу обстоятельств осуществлять полностью эту часть вести. Следовательно, весть о здоровом образе жизни обращается

скорее в проклятие, чем в благословение.

Во многих частях мира реформисты исказили весть о здоровом образе жизни, поставив ее выше трехангельской вести и даже десяти заповедей.

В этих областях весть о здоровье перестала быть правой рукой, а стала всем телом. Этого Господь никогда не имел в виду» (Гельмут Крамер. «Реформистское движение Адвентистов седьмого дня», стр. 88-90).

Заключение: выводы и поучения.

1. Каким образом реформа здоровья может стать достоянием нашей души? — Присутствием Христа в нашем сердце: Иоан. 15:5; Фил. 4:13. «Люди никогда не достигнут настоящего воздержания до тех пор, пока благодать Христа не станет для их сердца постоянно действующим принципом… Всякие обязательства и клятвы не сделают тебя и твоей жены истинными последователями реформы здоровья… Преобразование не заключается во внешней перемене жизни. Истинное христианство требует преобразования сердца. Ибо то,

что Христос совершит в сердце, будет внешне проявляться под контролем обращенного разума» (СПП. 39 абз.).

— Наша воля должна быть соединена с

волей Божьей. Мф. 6:10.

«Воля — могучая сила человеческой

натуры. Правильно руководимой воле повинуется все тело. Воля не признает ни вкуса, ни наклонности, но представляет собою решительную и заключительную силу, царскую власть. Отдав всю свою волю Христу, вы отдаете в Нем всю свою жизнь Богу и вместе с этим получаете силу, которая могущественнее всех государств

и войск. Ваша сила от Бога и поэтому вы можете соединиться с силою Его. Новая жизнь — жизнь веры доступна всем» (Христ. возд., 21 глава).

2. Прекрасные последствия истинной реформы здоровья:

-Прежде всего прекрасное физическое здоровье. Дан. 1:11-15.

«Бог всегда щедро вознаграждает праведный образ жизни. В Вавилоне были собраны самые одаренные юноши. И все же, среди этого блестящего общества только четверо пленных еврея были признаны наилучшими. Их стройность, решительные

и плавные жесты, прекрасная внешность, жизнерадостность,- все говорило об естественном образе жизни

и той щедрости, с какой природа может вознаградить

тех, кто соблюдает ее законы» (СПП. 33 абз.).

-Выдающиеся умственные

способности. Дан. 1:17-20.

-Реформа здоровья влияет на характер и

судьбу: «Характер Даниила дан нам как потрясающий

пример, что может сделать благодать Божья над падшими,

испорченными грехом людьми. Все, написанное

об этом самоотверженном и благородном подвиге

жизни, является ободрением для людей нашего

времени» (СПП. 34 абз.). Да поможет нам Бог всем

сердцем принять реформу здоровья!