Глава 20. Какая церковь сегодня — преемница апостольской церкви?

(Матф. 16:18. 19)

Вступление: «ВС АСД» — более всех других реформационных движений подчеркивают свое право преемственности, начиная от Адама и до Христа, затем от апостола Петра и до наших

дней, ссылаясь на якобы непрерывную их связь с родословной нитью Церкви Божьей всех веков. Вот их официальная, никем и ничем не подтвержденная претензия: «Церковь верных АСД как «верный остаток» Лаодикии, как «прочие от семени жены» состоит в непрерывной родословной нити Церкви Божьей всех веков по всему миру. Псал. 144:13. (Доброе исповедание стр. 16).

«Церковь Божья за 6000 лет непрерывного существования царства благодати ветхозаветного и новозаветного времени имела различные исторические имена (названия):

1. Сифиты — сыны Божьи (Быт. 4:25; 6:2; Лук. 3:38).

2. Симиты — Быт. 9:26. 27.

3. Евреи — Быт. 14:13; 40:15.

4. Израиль — Исх. 5:2; Втор. 33:28. 29.

5. Иудеи — 3Цар. 12:20; Осии 11:12; Иоан. 4:26.

6. Ученики Иоанна Крестителя — Матф. 9:14;

11:12.

Новозаветные имена:

1. Назаряне — ученики Христа. Иоан. 4:1-2.

Деян. 24:5; 9:1.

2. Христиане — Деян. 11:26.

3. Свободные христиане.

4. Вальденсы.

5. Саббатарианцы — субботствующие христиане.

6. Баптисты седьмого дня.

7. Адвентисты седьмого дня. Откр. 14:12.

8. Верные Адвентисты седьмого дня (ВАСД). Откр. 14:12; 12:17.

«Во всех этих исторических именах церкви, различных по названию, была единая сущность истины в учении и жизни» (Еккл. 12:13; Откр. 14:12; 12:17); «Доброе исповедание», 50 стр.

По учению шелковцев церковная власть передавалась через рукоположение, начиная от Адама до наших дней; эта родословная нить никогда не была прервана; в новозаветное время… церковная власть всегда передавалась через рукоположение от апостола Петра, и что «врата ада никогда

не одолевали ее».

Обращая внимание на заявление Иисуса: «Ты

Петр и на сем Камне Я создам Церковь Мою и врата ада не

одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного»,- это будет главный текст для нашего размышления в

этой главе. Очень важно выяснить: «Кто же основатель

Церкви? Что такое «ключи Царства Небесного»?

И в чем главный смысл преемственности?

I. Сущность проблемы

Ныне в сознание людей все больше внедряется

идея истинности Церкви на основании человеческих авторитетов. Примеры этому видны и в реформационном движении шелковцев. Чарлз Эверсон так описывает

свое впечатление о преемственности римско-католической Церкви: «Я лично присутствовал в церкви святого Петра в Риме среди великого множества людей, собравшихся в этом огромном помещении.

Люди, ожидавшие несколько часов, вдруг оживились, предвкушая скорое исполнение их чаяний. Через особый вход «Порта Санта», открывшийся по этому случаю в первый раз за прошедшие 75 лет, двигалась папская процессия. На особом престоле, расположенном на платформе, которую несли на своих плечах десять человек, восседал папа. В этой процессии вслед

за папой шли 63 кардинала в алых мантиях, 238 епископов в пышных пурпурных облачениях и множество других церковных авторитетов. Как только эта процессия прошла через папскую дверь собора,

хор Сикстинской капеллы разразился пением

гимна: «Ты — Петр».

Присутствуя на этом торжественном служении,

я вынес особое впечатление: имя Петра занимает важнейшее место в основании римско-католической церкви. Прежде всего, она носит его имя. Внутри

и вне храма — повсюду красовалось слово

«Петр».

Фактически весь Рим находится под покровительственной заботой и охраной святого Петра. В сквере,

перед фасадом церкви расположен цирк Нерона,

а в центре его, отмеченном обелиском, находится место, где был распят апостол. Наиболее святой и почитаемой статуей в этом великолепном здании, несомненно, является бронзовая фигура Петра, находящаяся рядом с высоким алтарем. Тысячи людей с благоговением проходят мимо нее, целуя ноги святыни.

А еще дальше, в конце собора, на возвышении находится знаменитое кресло святого Петра. Это большое

по размерам бронзовое сооружение поддерживается

четырьмя бронзовыми фигурами святых — Августина, Амвросия, Иоанна Златоуста и Афанасия. Внутри бронзового кресла разместилось деревянное,

на котором якобы восседал апостол, совершая

мессу в катакомбах. Именно на нем положено

официально пребывать папскому авторитету.

Огромный свод под куполом этой церкви украшен фресками Микеланджело, среди которых выделяется величественная надпись крупными латинскими буквами: «Ты — Петр, и на сем Камне Я создам Церковь Мою… И дам тебе ключи Царства Небесного». Под этим куполом находится высокий папский алтарь, где только папа или назначенный им высокий сановник совершает мессу. Внизу, под алтарем, покоится прах святого Петра. Вера, что именно здесь похоронено тело апостола, в течение многих столетий являлось наиболее весомым аргументом превосходства епископа Рима над Константинопольским патриархом. Гробница святого Петра в этой огромной базилике считается одной из наибольших святынь римско-католической церкви во всем мире. Святой Амвросий заявил:

«Где Петр — там и церковь, а где церковь, там нет смерти, там жизнь вечная» (Ч. Эверсон. «Типичные евангельские проповеди», стр. 63-76).

II. Кто же основатель Церкви?

Высказывание святого Амвросия весьма настораживает. Правильнее было бы сказать: где Христос — там Церковь, там нет смерти и жизнь вечная. Итак, кто же основал Церковь — Христос или Петр,

Бог или человек?

«Это хорошо известный факт, что римско-католическая церковь использует Матф. 16:18. 19 как основу

для своего заявления, будто Христос сделал

Петра главой церкви, и что он — первый папа, а все папы с того времени — это преемники

Петра и потому являются наместниками Сына Божьего на земле» (Николь. «Ответы на возражения», стр. 851-853).

Критерием же определения основания Церкви и ее истинности является Слово Божье. Что в нем сказано по этому поводу? Нигде в Библии Церковь не носит имя Петра, она называется «Церковь Божья», «Церковь Господа и Бога» (Деяния). Конечно, если поверхностно читать текст Матф. 16:18. 19, то можно прийти к заключению, что основой апостольской церкви являлся Петр. Но как понимали смысл этого выражения Сам Иисус Христос и апостолы Петр и Павел?

«Ибо никто не может положить другого основания,

кроме положенного, которое есть Иисус Христос»,- сказал

ап. Павел (1Кор. 3:11). Еще более ясно определился

в этом вопросе сам апостол Петр: «Приступая к Нему,

Камню Живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Петр. 2:4-6).

Что же тогда имел в виду Христос, когда обращался к Петру со словами: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»? Для правильного понимания следует обратиться к оригинальному греческому тексту: «Ты — Петр (с греч. «петрос» — осколок камня»), и на сем камне (с греч. «петра» — «скала или огромный камень») Я создам Церковь Мою».

Назван ли Иисус в Священном Писании Камнем, Скалою, на Которой основана Церковь? Да. «Камень же был Христос» (1Кор. 10:4).

Подтверждением всего этого могут служить слова известного православного богослова А. П. Лопухина: «В двух случаях в греческом языке употреблены два разных слова.

В первом случае — «петрос», во втором — «петра», и они не однозначны. Об этом изречении возникали огромные споры, особенно со времени реформации.

Одни (католики) говорили, что Христос на личности

Петра намерен был создать Свою Церковь, и это дало повод к возникновению известного учения о главенстве над Церковью римских пап, как преемников Петра. Другие утверждали, что выражение «ты — Петр» соответствует словам Петра: «Ты Христос»; что дальнейшее «петра»,

в отличие от «петрос», указывает не на личность Петра, а на его исповедание, на котором Христос и хотел основать Свою Церковь» (А. Лопухин. «Толковая Библия» т. 3. стр. 279).

III. Почему только Иисус Христос является основателем Церкви?

Ответ на этот вопрос прост: только Спаситель имеет право быть основателем Церкви, ибо Он создал нас, искупил Своею кровью, прощает грехи, будучи Первосвященником небесного святилища (Кол. 1:14-20; Евр. 8:1-2). Более того, Христос Своим воскресением открыл путь к вечной жизни. Он сокрушил врата ада и смерти. «И был мертв, и се, жив во веки веков; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).

Какого могущественного Основателя Церкви мы имеем! Вся наша жизнь — настоящее и будущее — покоится в Нем. Воистину Он имеет право называться главою Церкви. Апостол

Петр не соответствовал ни одному из выше перечисленных качеств, был слаб, как человек. Сразу же после высокой похвалы Петр оказался на стороне сатаны, прекословя Господу: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим

и много пострадать от старейшин и первосвященников

и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть.

И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив

к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же

обратившись сказал Петру: отойди от Меня, сатана!

Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое» (Матф. 16:21-23).

Врата ада (могилы) одолели его. Об этом свидетельствует гробница в Церкви святого Петра в Риме. Вспоминая о ней, Иоанн Златоуст в «Гомилии на послание

к Римлянам» говорит: «Из этого места

Петр и Павел будут восхищены при воскресении.

О, с каким трепетным волнением Рим будет созерцать сцену, когда Павел вместе с Петром воскреснут из их могил и будут вознесены на встречу с Господом!» (Хейс. «Экскурсия по Риму», стр. 197).

Время, когда святые будут восхищены на небо к Господу, произойдет при Втором пришествии Иисуса (1Фес. 4:16-17). Из этого становится очевидным, что врата ада (могилы) одолели Петра, что он все еще находится могиле, ожидая, когда Христос откроет врата и освободит его в последний день.

Насколько более справедливо и надежно верить, что Церковь основана на Живом Христе, нежели на мертвом Петре!

IV. Откуда возникла идея преемственности Церкви от апостола Петра?

Остановимся на свидетельствах первых

отцов Церкви. Вот что можно прочитать о них в десятитомных «Комментариях АСД»: «Августин (примерно 400 г по Р. Х.) — величайший католический

богослов первых веков христианской Церкви — предоставляет своим читателям право решить, обозначил ли

здесь (Матф. 16:18. 19) Христос «Скалой» Самого

Себя или Петра? Другой из ранних отцов Церкви,

Иоанн Златоуст, говорит, что Иисус обещал положить основание церкви на исповедании веры Петра, но не на самом Петре; еще в одном труде Златоуст называет Христа, Истинным Основателем. Древний церковный летописец Евсевий, цитируя Климента Александрийского, сообщает, что Петр, Иаков и Иоанн не боролись за первенство в Иерусалимской церкви, но избрали руководителем Иакова праведного…

Другие ранние отцы учили этому же. И лишь когда

в религиозном мире обострилась борьба за

власть и многие стали усиленно подыскивать библейские подтверждения претензий римского епископа на главенство в Церкви,- только тогда слова

Христа из Матф. 16:18. 19 были отделены от их первоначального смысла и истолкованы так, будто Петр был этой Скалой.

Лев Первый был первым римским епископом, который утверждал, что его сан происходит от Христа через Петра. Об этом говорит видный церковный историк

К. С. Латуретт: «Он (Лев. 1) настойчиво утверждал, что по повелению Христа Петр был Скалой, основанием, привратником Царства Небесного, поставленный связывать и разрешать, и решения его действительны на небесах; через папу как своего последователя или преемника Петр продолжает и ныне исполнять свое назначение».

Странным, однако, кажется такой факт: ни Петр, ни другие Его ученики, ни христиане первых четырех столетий не задумались над тем, что если бы Христос Сам назначил Петра главою учеников и Церкви, то в дальнейшем ученики не терялись бы в догадках «кто из них больше»? (Лук. 22:24). (К. АСД на Матф. 16:18.

19).

Принимая во внимание, что в нашем мире

претензию на преемственность церкви и рукоположение на служение отстаивает только римско-католическая Церковь и подражающее ей движение ВС АСД,- из библейского объяснения, изложенного

выше, мы увидели, что это ложное учение, не имеющее

библейского и исторического подтверждения.

Дух пророчества очень ясно излагает позицию

Библии в вопросе преемственности: «Этим же принципом следует руководствоваться

и при разрешении вопроса, который такое продолжительное время волновал христианский мир, а именно: вопрос

об апостольском преемстве. Родство с Авраамом

доказывалось не именем, и не происхождением,

но подобием дел и помыслов. Как и апостольское

преемство основано не на передаче церковной

власти, а на преемственности духовной. Жизнь,

вдохновленная апостольским духом, вера и слово

истины, которое они несли, вот подлинное доказательство апостольской преемственности, вот что делает

людей преемниками первых учителей Евангелия»

(ЖВ. 467 стр.).

V. Что такое «ключи Царства Небесного»?

Что имел в виду Христос, говоря о ключах Царства

Небесного? Дал ли их Иисус только Петру или доверил и другим апостолам? Принадлежат ли они в широком смысле всей Церкви Христовой? Что можно прочитать об этом в Священном Писании?

1. Ключи Царства Небесного — это ключи разумения: «Горе вам, законникам, что взяли

вы ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лук. 11:52). Должны ли были апостолы поступить

подобно законникам? Нет, они призваны были

рассказать всем о тайнах Царства Небесного:

Матф. 28:19. 20.

«Ключи Царства Небесного» — это слова

Христа. Все слова в Священном Писании принадлежат

Ему и заключены в Нем. Эти слова имеют власть открывать и затворять небеса. Они объявляют нам условия, на которых люди принимаются или отвергаются. И поэтому труд тех, кто проповедует Слово

Божье, является запахом живительным на жизнь или запахом смертоносным на смерть. Результаты их труда будут оценены в вечности».

Спаситель не поручил дело благовествования только Петру. Позднее, повторяя слова, сказанные Петру, Он применил их прямо к Церкви и, по сути, сказал те же слова и всем 12-ти ученикам, как представителям всех верующих… Вместо того, чтобы назначить одного из апостолов главой, Иисус сказал ученикам: «А вы не называйтесь учителями» (Матф. 23:8) (ЖВ. 413. 414).

2. Второе, не менее важное, из чего состоят ключи

Царства небесного — ключи священнодействия.

И опять напрашивается ключевой вопрос: принадлежали

ли они только Петру, только 12-ти апостолам или вся

Церковь Нового Завета включена в это священнодейство?

Новозаветная Церковь, в отличие от ветхозаветной,

вся без исключения является священнодействующей.

В чем же заключается смысл ключей священнодействия?

1Петр. 2:9; 1Петр. 4:10. Особое поручение апостолам

и всей Церкви — четкая церковная организация

и устранение грехов из церковной среды: Матф.

18:15-18. Как видим, ключи священнодействия

принадлежат всей Церкви.

3. Ключи Царства Небесного — это также ключи под ведением Святого Духа, преемника нашего Господа и Спасителя, посредством которых направляется и совершается вся работа в Церкви Божьей и окружающем мире: Иоан. 16:13; 14:17. 18. «Обетование Христа о том, что Он пошлет Святого Духа в качестве Своего Наместника, не изменилось со временем… Почему же мы не алчем и не жаждем дара Святого Духа? Почему не говорим, не молимся и не проповедуем о Нем? Господь более охотно дает Святой Дух Своим рабам, нежели родители дают блага своим детям. Каждый работник должен просить Бога о ежедневном крещении Духом» (ДА. 50 стр.).

VI. Кто сегодня продолжает дела апостольской Церкви?

Имеет ли право Церковь христиан АСД сравниться с апостольской, чтобы иметь твердую уверенность в своем спасении и правильности пути? Это не только наше право, но и обязанность: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы, самих себя исследывайте» (2Кор. 13:5).

1. Апостольская Церковь основывалась только

на Священном Писании Ветхого и Нового Заветов: «Будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным Камнем… (Ефес. 2:20).

Церковь АСД своим символом веры тоже имеет все Священное Писание: «Библия — это безошибочное откровение Его воли. Она является мерилом характера, испытанием опыта, авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о действиях Бога в истории нашего мира» (В начале было Слово, стр. 14)

2. Апостольская Церковь основывалась только на Христе (1Кор. 3:11. 1Кор. 15:1-3).

«Из всех называющих себя христианами, АСД должны более всех возвеличить Христа перед миром. Взор грешника необходимо обратить на Голгофу; он должен полагаться на заслуги Спасителя, принять Его праведность, довериться Его милосердию» (Служ. Еван. 156. 157).

3. Апостольская церковь соблюдала все десять заповедей Божьих (Откр. 14:12). Апостолы весьма высоко ценили закон Божий и возвышали его перед Церковью и миром. Заповеди Господни есть мерило истинного христианства: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15). Апостол Иоанн говорил: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1Иоан. 2:3).

В мире есть много церквей, заверяющих о соблюдении заповедей, но только церковь АСД соблюдает

весь Декалог, включая заповедь о субботе.

4. Апостольская Церковь — наследница силы, руководства и освящения Духом Святым (Деян. 1:8; Марк. 16:20).

Церковь АСД воспринимает действия Святого

Духа и Его плоды и дары, руководство и освящение, чтобы быть народом, готовым для вхождения в Царство Божье.

5. Апостольская церковь с любовью начала выполнять поручение Христа (Матф. 28:18-20).

Церковь АСД видит свою задачу в завершении проповеди Евангелия всякому племени, колену, языку

и народу (Откр. 14:6. 7; Матф. 24:14).

6. Апостольская Церковь находилась в любви

у всего народа, ибо осуществляла дела милосердия (Деян. 2:47).

Церковь АСД словом и делом заботится не

только о своих членах, но старается проявлять милосердие и любовь ко всем окружающим. Это выражается в заботе о здоровье человека (сеть больниц, госпиталей, клиник диспансеров), через всемирную организацию гуманитарной помощи — АДРА, оказывающую поддержку потерпевшим стихийные бедствия, испытывающим голод. Каждый Адвентист считает своим долгом помогать ближнему.

7. Апостольская Церковь глубоко верила во Второе пришествие Христа согласно Его обетованию: «Я иду приготовить место вам» (Иоан. 14:1-3).

Церковь АСД даже своим названием «Адвентисты», что означает «пришествие», т. е. указывает на людей, ожидающих скорого пришествия Христа,- отражает учение апостольской Церкви.

Итак, сравнивая главные пункты вероучения

и практические действия двух АСД течений, видно

их различие, что позволяет назвать Адвентистскую Церковь преемницей богоподвижничества наших древних предков.

VII. Личный выбор решит нашу судьбу

Иисус Христос завершил высказывание

о действиях апостолов и всех христиан того времени следующими словами: «И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах» (Матф. 16:19). Это выражение относится не только к Петру и апостолам, но и через века обращено к нам, нынешним верующим. Каким будет наше решение на земле — таким будет и будущая судьба. Иными словами, что свяжем, то и будем иметь, что посеем, то и пожнем. Личный выбор играет решающее значение (Матф. 18:15-18).

Вот ключ, которым всегда можно открыть врата Царства Небесного! Этот ключ хранится у каждого из нас. Решение Бога на небесах будет основано на нашем выборе на земле.

Будем же связывать все со Христом. Да поможет нам Господь разорвать цепи греха и тьмы. Никто и никогда не вправе обвинить Бога в том, что Он закрыл для нас небо. Мы сами заслоняем Свет. На нас лежит ответственность за все.

Доктор Дуайт Л. Муди при посещении тюрьмы однажды встретил человека, который отсиживал последние дни своего пятнадцатого срока заключения. Арестант произвел на богослова приятное впечатление и Муди пригласил его

в свой дом пообедать. Освободившись из тюрьмы, человек пришел к пастору. Во время обеда Муди предложил ему остаться переночевать, объяснив, что у него в доме есть две комнаты — одна для праведников, а другая — для грешников. «Выбирайте комнату и располагайтесь в ней»,- сказал Муди, прощаясь. И тогда гость ответил: «Я желаю занять комнату для святых, ибо отдал сегодня

свое сердце Христу».

Каждый из нас должен принять свое нелегкое решение: занять ли ему комнату праведника на небесах или лачугу грешника на земле? «Что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Бог ждет! И как бы ни были важны узы, связывающие нас с апостольской церковью, вероятно Ему важнее всего видеть нашу верность истинной церкви и ее принципам спасения, так ясно изложенным в Слове Божьем.

Заключение: Итак, какой вывод мы можем сделать из содержания этой главы? Прежде всего Главой Церкви, являются не апостолы, а Сам Христос и действует Он с помощью трех ключей:

1. Ключ разумения — через Его божественное Слово: «Бог будет иметь на земле народ, который будет руководствоваться Библией и только Библией как мерилом всех учений и основанием всех реформ» (ВБ. 595).

2. Ключ священнодействия. 1Петр. 2:9. Матф. 18:15-18. Последнее слово в священнодействии принадлежит не апостолам, не служителям местных Церквей, а всем членам Церкви. Вот яркий пример из апостольской практики: Ап. Павел просит Церковь в Коринфе простить согрешившего, а затем добавляет: «А кого вы в чем прощаете, того и я» (2Кор. 2:10).

3. Главный ключ Царства Небесного — административный,- водительство и служение Святого Духа. Христос был и остается

Главой Церкви (Кол. 1:18). Его Наместником и непосредственным руководителем Церкви является не папа, не «служители Церкви осуществляют теократическое управление Церковью» (Основы, часть II стр. 28),- а Дух Святой, управляющий церковью в период от Первого до Второго пришествия Христа. По библейскому принципу Дух Святой поставляет служителей (Деян. 13:1-2; 20:28), руководит миссионерской деятельностью (Деян. 8:29; 10:19), распределяет дары, как Ему угодно (1Кор. 12:11), совершает рождение свыше и освящение для вечной, бессмертной жизни. Поэтому, главный ключ администрирования дан Духу Святому. Первый христианский собор

в Иерусалиме закончился важным итогом: «Ибо угодно Духу Святому и нам» (Деян. 15:28). Если

в административных вопросах все руководители будут согласовывать свои действия с Духом

Святым и Словом Божьим, там будут благословенные результаты.