Глава 4. Для отделения — не было оснований

Вступление: Часто при встречах с представителями реформационных движений они сразу же выдвигают причины для своего самостоятельного существования. Эти причины, если глубоко

не вникнуть в их сущность, могут убедить в их законности.

Но если принять во внимание библейские основания, заявления Духа пророчества, только тогда становится ясным,- в отделении кроется коварный замысел сатаны: отделить людей от истинной церкви и погубить их. Обратим

внимание на семь факторов, почему не было необходимости отделяться от церкви остатка.

I. Поклонение в едином центре богослужения

Что из себя представляет единый центр богослужения?

Какая церковь поклоняется в нем Господу? Прекрасным библейским примером, отражающим суть сложных взаимоотношений, создавшихся между церковью

АСД и вышедшими из нее реформационными движениями, может служить спор самарян и иудеев об истинном центре поклонения — находится ли он на горе Гаризим или в Иерусалимском храме? Христос в беседе с самарянкой весьма определенно заявил: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев… Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:21-24).

Иисус признавал, что центр истинного богослужения на земле находился в Иерусалиме. После распятия, воскресения и вознесения Христа истинным центром богослужения стал небесный храм, небесное святилище (Евр. 8:1-2), в котором для этого

есть все необходимые предметы, бывшие в земном святилище, ибо земное было устроено по образу небесного (Евр. 8:5). Согласно книге Откровение, в небесном святилище есть семь светильников (Откр. 1:12. 13), жертвенник курений (Откр. 8:3-4), ковчег завета с десятью заповедями закона Божьего (Откр. 11:19, 3Цар. 8:9).

Какая церковь в нашем мире с 1844 года поклоняется в этом едином центре — небесном святилище? Только церковь АСД. Какая нужда была в отделении и создании другой организации, поклоняющейся в том же самом небесном святилище? Сам факт создания новой церковной структуры из недр адвентистской Церкви является преступлением перед небом, ибо Дух пророчества говорит: «Мы теперь не можем отступить от основания, установленного Богом. Мы не можем вступить в новую организацию, ибо это будет отступлением от истины» (Е. Уайт. «Избр. вести», т. 2. 390 стр.).

Интересен следующий факт. После недавних трехлетних бесед представителей церкви АСД

с лидерами реформационного движения — так называемой «Дунайской унией» — было заявлено: «Между нами нет разницы в учении».

А на вопрос «В чем же тогда причина споров и разногласий?» — последовал ответ представителей церкви АСД: «Грех заключается

в отделении от единого центра богослужения

и создании новой организации». Эти слова

вполне соответствуют Писанию, ибо восьмого

периода церкви нет, а согласно приведенной

выше цитате из Духа пророчества Небо

не признает никакой другой организации,

кроме церкви АСД.

II. Реформа… внутри церкви

Поскольку отделившиеся движения

называют себя реформационными, уделим

должное внимание этому процессу.

Что означает слово «реформа»? В словаре

русского языка Ожегова читаем: «Преобразование,

изменение, переустройство». Дух пророчества

говорит: «Реформа означает преобразование — изменение

в идее и теории, в обычаях и делах» (Ревью энд

Геральд, 25 февраля 1902 г.).

В чем необходимо совершить преобразование или реформу, чтобы в готовности встретить Христа? В доктринальном понимании основных истин спасения. Реформ<%-5>а — это всегда попытка возвращения к первоначальной форме. Образец истинного христианства можно было увидеть во дни Христа и апостолов. Возвращение к принципам того времени и является реформой в учении.

Она совершалась истинной Церковью во все века, с особой сило<%6>й-в дни Реформации. Одним

из основополагающих пунктов учения реформаторов был девиз: «Библия и только Библия — основа жизни и веры».

Но величайшая реформа в учении совершилась

и продолжает осуществляться через церковь

АСД. С 1844 по 1888 года были восстановлены основные истины, попранные папством в течение средневековья: служение Христа в небесном святилище, соблюдение закона Божьего, истина о субботе, состояние мертвых, тысячелетнее царство, признание Духа Святого как третьей Личности Божества, весть о Здоровом образе жизни и

многие другие.

В отношении этих истин в сознании народа Божьего должна быть постоянная реформа, в первую очередь — в моральном плане (Тит. 2:11-14).

Кто должен участвовать в этой реформе?

«Среди народа должна произойти реформа,

но очистительная работа должна начаться

со служителей» (СЦ. 1. 469). Они должны задавать

тон относительно реформы в церкви (Ис. 52:11;

Иоиль 2:15-18). «Когда проповедники поймут нужду в полной реформе и обратят внимание, чтобы достичь более высокой духовной цели,- тогда последствием их влияния в церкви будет созидание и чистота» (СП. 145).

Начало реформы — в семье (Мал. 4:5-6). «Великое реформаторское движение должно начаться с представления отцам, матерям и детям принципов закона Божьего» (СЦ. 6. 119).

«Ни в каком другом месте такое наставление, как это, не является столь необходимым и нигде оно не может принести большей пользы, чем в семье. Родители имеют дело с самой закладкой самого основания привычек и характера у своих детей. Движение за улучшение существующего миропорядка должно начаться с провозглашения людям принципов закона Божьего, как имеющих отношение к физическому и нравственному здоровью. Покажите, что повиновение Слову Божьему — есть наша единственная защита от зла, которое влечет мир к гибели. Разъясните родителям, что на них лежит ответственность

не только за самих себя, но и за своих детей. Они показывают своим детям пример либо повиновения, либо непослушания. Наставления и пример взрослых определяют судьбу молодого поколения. Дети станут такими, какими сделают их родители». (СИ. 131). Библия и Дух пророчества говорят,

что в этой всеобъемлющей реформе должен участвовать весь народ Божий.

А какова высшая цель этого преобразующего морального очищения? — Восстановление образа Божьего в человеке, формирование чистой совести (Евр. 9:13-14). «Самая великая нужда мира — в мужах, которых нельзя ни купить, ни продать, которые в глубине своей души искренни и честны; в мужах, которые не боятся назвать грех его настоящим именем; в мужах, чья совесть направлена к исполнению обязанности, как магнитная стрелка к полюсу; в мужах, которые устоят за правду, даже, если обрушатся небеса» (Е. Уайт. «Воспитание». 57).

Где же должна произойти такая реформа — в церкви АСД или отделившихся от нее движениях? Нынешние реформисты ссылаются на следующее место в трудах Духа пророчества, как на основную причину своего отделения от церкви АСД: «Реорганизация — вот в чем мы нуждаемся сегодня. Надо начать с основания и строить на другом отличительном принципе… Власть и сила должны быть сосредоточены в необходимых комитетах» («Бюллетень ГК Всемирной церкви АСД» от 3 апреля 1901 г., 3 стр.).

Следует заметить: здесь речь идет о реорганизации Генеральной Конференции АСД, руководство которой в те годы было расширено от 3 до 25 человек, учреждены отделы, а также унионные конференции, чтобы с их помощью оперативно решать текущие вопросы на местах. Если бы в этих словах был призыв к выходу из церкви АСД и формированию новой организации, разве могла бы тогда Елена Уайт буквально через несколько лет заявить прямо противоположное? (См. выше ИВ. 2, 390 стр., 1905 г.).

Согласно Библии (Иоиль 2:1. 12-18) и Духу пророчества, реформа должна совершить свое могущественное действие внутри церкви: «Я подтверждаю

все то, о чем заявила в Миннеаполисе: в

Церкви должна произойти реформа. Ее необходимо провести, ибо духовная слабость и духовная слепота отличают народ, который Бог почтил благословением и великим светом. Как реформаторы они вышли

из различных церквей, но теперь поступают

подобно церквам, из которых вышли. Но мы надеемся,

что не будет необходимости во втором их выходе» («Материалы Е. Уайт», 1888 г., стр. 356,

357).

Изменились ли взгляды Е. Уайт на эту проблему

к концу жизни? Обратим внимание на заявление

ее сына незадолго перед смертью вестницы

Божьей: «Я поведал ей (миссис Лидии Скотт) о том, как мать рассматривала опыт Церкви остатка: Бог не допустит отступления в этой церкви до такого состояния, чтобы был необходим выход в другую церковную организацию» (Письмо

В. К. Уайт к Е. Е. Андрюсу от 23 мая 1915 г.).

Произойдет ли такая основательная реформа

в Церкви АСД? Дух пророчества говорит: «Пришло время для генеральной реформы. Когда она начнется, дух молитвы приведет в действие каждого верующего и изгонит из Церкви дух несогласия и спора… Преграды, разделяющие верующих, будут устранены» (Е. Уайт. СЦ. 8. 251).

Истинная реформа будет видна не в поношениях и оскорблениях, а во всеобщем духе молитвы, в искреннем обращении, в самоотверженной миссионерской работе, в духе хвалы и благодарности. «В ночных видениях мне было представлено великое реформационное движение среди народа Божьего. Многие прославляли Господа. Больные исцелялись, совершались различные чудеса. Повсюду царил дух молитвы друг за друга,

как перед днем Пятидесятницы. Сотни и тысячи людей посещали семьи и открывали перед ними Слово Божье. Сердца были напитаны силою свыше и всюду проявлялся дух истинного обращения. Везде открывались двери для провозглашения истины. Мир, казалось, был наполнен небесным влиянием. Истинный смиренный народ Божий получил великие благословения. Я слышала голоса благодарности и хвалы и, казалось, повторялась реформация, свидетелями которой мы были в 1844 году» (Е. Уайт. СЦ 9. 126). «Перед тем, как последние суды Господни посетят нашу землю, среди народа Божьего произойдет пробуждение к такому благочестию и святости, чего еще не наблюдалось со времен апостолов» (ВБ. 464).

Итак, реформа совершилась и совершается в Церкви АСД. Но для выхода из Церкви не было

никаких оснований. Так называемые реформационные движения — это шаг в сторону на пути единоверцев, имеющих единого Христа и единую истину.

III. Церковь АСД сегодня борющаяся,

но не триумфальная

Вот состав истинной Церкви во все века — пшеница и плевелы (Матф. 13:24-30). «Мы не в состоянии определить, кто является пшеницей, а кто плевелами. Время жатвы ясно покажет характер двух классов, прообразно представленных плевелами и пшеницей. Право избирать и отделять дано ангелам Божьим, но не человеку». (Е. Уайт. СП. 47).

Два класса в Церкви АСД будут существовать

до конца времени (Матф. 24:44-51). «Среди считающих себя последователями Христа всегда было два класса. В то время, как один класс верующих тщательно исследовал жизнь Спасителя, искренне стремился исправить свои недостатки и стать подобным Великому Образцу, другой класс избегал определенных практических истин, обличающих их грехи. Даже в самые лучшие времена Церковь

не состояла только из искренних, чистых

и богобоязненных людей» (ВБ. 43).

Вопреки вышеописанному, реформисты, говоря словами вестницы Божьей, поступают

так: «Вы берете некоторые места из «Свидетельств», в которых сказано о последнем испытании, просеивании народа Божьего, и говорите,

что из этого народа должен выйти более чистый

и святой народ,- такие утверждения угодны

сатане» (ИВ. 1. 179 стр.).

Однажды, когда из Киевской церкви АСД

«верные и свободные АСД» (или шелковцы) увели

многих членов, автору этих строк с помощью Святого

Духа пришлось изрядно потрудиться, чтобы возвратить колеблющихся обратно в общину. Битва продолжалась несколько месяцев. Во время публичной встречи

с «шелковскими» руководителями

и рядовыми членами этой организации, выяснилось,

что они далеко отошли от принципов истинной Церкви

АСД. Их превратное понятие о Боге (из их бесед следовало, что Его справедливость выше милости), арианское восприятие Христа, ложные представления

о Духе Святом (Он по их понятиям не является Божественной Личностью, что сродни утверждениям Свидетелей Иеговы) и многие другие заблуждения,- все это открыло глаза не только ушедшим из Киевской церкви АСД, но и начинающим сторонникам «шелковцев», которые в большинстве своем присоединились к Церкви АСД. Во время этой беседы представители Церкви АСД заявили: «Наше имя — Адвентисты седьмого дня — дано нам с неба, мы не сами присвоили его себе».

А кто дал «шелковцам» горделивое и заносчивое имя — «Верные и свободные АСД?» Мы спросили их: «Все ли у вас верные? Бывают ли исключения?

А как быть с постоянными расколами, которыми пестрят «Молитвенные чтения» и другие печатные труды?» «Да, это есть» — согласились они. Тогда мы предложили «шелковцам» сменить «вывеску» и назвать свое реформистское движение так: «Верные и неверные, свободные

и несвободные АСД».

Зададимся серьезным вопросом: стоило ли этим братьям и сестрам выходить из церкви АСД и создавать новую организацию, в которой снова проявляются пшеница и плевелы, есть верные и неверные, свободные и несвободные (Иоан. 8: 32-36)? Согласно природе церкви, не было оснований для такого отделения. Только Бог Своим определением запечатлит верных и отвергнет неверных (Иез. 9:4-6).

«Есть ли у Бога живая Церковь? Есть, но это Церковь борющаяся, а не победоносная. Мы сожалеем о том, что в наших рядах есть члены с различными духовными недостатками, что среди пшеницы имеются и плевелы. И все же, хотя в Церкви существует зло, которое не исчезнет до конца истории земли,

она в последнее время будет светом миру» (СП. 45 стр.).

IV. Отступления «местного значения» — не повод для отделения

Вспомним Церковь Ветхого Завета и всю

историю отступлений и мятежей в ней. Начиная

с 40-летнего странствования по пустыне,

когда Бог намеревался уничтожить Израиль

и произвести от Моисея благочестивый народ,

или во дни Илии, когда весь Израиль отошел от Господа,

а также во времена Иисуса Христа, когда наступил

самый мрачный ветхозаветный период,- Бог

был со Своей слабой, ошибающейся Церковью. И Сам

Христос признавал ее статус и устройство, называя Церковь АСД Церковью остатка (Откр. 12:17).

Она восприняла из Слова Божьего и Духа пророчества вековые основания.

Одним из таких оснований является историческая позиция Церкви АСД как невоюющей. Генеральная Конференция Всемирной Церкви АСД никогда

не изменила этого принципа. Правда, были отступления «местного значения»: в 1914 году в

Германии, Румынии и некоторых других местах появились документы, не соответствующие исторической позиции Церкви АСД в этом вопросе. В России в 1928 году на VI Всероссийском съезде были приняты решения, ставшие грубейшими нарушениями позиции Церкви АСД, как невоюющей, а отстаивающие этот принцип были названы «лжеучителями». Но эти отступления «местного значения» не были одобрены Генеральной Конференцией. На совещании Европейского дивизиона немецкие руководители, виновные в нарушении принципа АСД как невоюющих, признали ошибочность своих действий. Вот выдержка из документа: «На совещании Комитета Европейского Дивизиона в Гланде (Швейцария), проходившем с 27 декабря 1922 года по 2 января 1923 года, наше отношение к войне было вновь пересмотрено, и мы отныне своими собственными подписями снова подтверждаем то, что провозглашено в городе Фриденсау (Германия) в 1920 году, выражаем сожаление, что нами выпущены ошибочные документы по этому вопросу.

Подписи: Л. Р. Конради, П. Дринхаус,

Х. Ф. Шуберт, Г. В. Шуберт».

Что касается VI Всероссийского съезда, то

ГК Всемирной Церкви АСД считает его решения неверными, противоречащими учению Библии. Вот ее позиция: «В различных битвах АСД представляют тех, кто неучаствует в военных сражениях, не убивает других, никого не лишает жизни…

Их миссия заключается в том, чтобы перевязывать раны и приносить облегчение беспомощным.

Они идут в места величайшей опасности с миссией милосердия и исцеления. Вместо меча и холодного оружия, они несут то, что необходимо для исцеления и спасения» (Из официального заявления

ГК Церкви от 11 октября 1943 г. «Почему

АСД являются невоюющими»?).

Итак, сегодня логично заявить следующее: верующие АСД бывшего СССР (ныне мы объединены в Евро-Азиатский дивизион ГК) — против войн, о чем свидетельствуют исторические факты борьбы за этот принцип церкви АСД. С высоты времен отчетливо видна твердая позиция ГК, которая и помогла стабилизации отношений

внутри Церкви по этому важному вопросу. Реформационным движениям не было оснований для отделения

из-за «местных нарушений» принципа

«невоюющих».

V. Громкий клич и Поздний дождь — в церкви

АСД или в реформационных движениях?

Что такое Поздний дождь и Громкий клич? «Громкий

клич — это весть. Поздний дождь — это Святой

Дух, Который сойдет, чтобы придать силу этой вести»

(Е. Уайт. «Христос — наша праведность».

стр. 85).

Что обозначают символы Раннего и Позднего

дождя (Иоиль 2:23)? «Используя в символическом

значении Ранний и Поздний дождь, который выпадал

в странах Востока во время посева и жатвы,

еврейские пророки предсказывали обильное

излитие благодати Божьей на церковь» (Е. Уайт.

ДА. 54 стр.). Применительно к исторической эпохе христианства, Ранний дождь был во времена апостолов, а Поздний — перед Вторым пришествием Христа.

Во все времена в жизни каждого христианина должен проявить Свое действие Святой Дух в символе Раннего и Позднего дождя. При Раннем дожде происходит начало духовной жизни — рождение свыше, затем наступает духовный рост и совершенствование характера, чтобы выдержать испытания суда.

Поздний дождь придает силу Громкому кличу, поможет устоять во время скорби и приготовит Церковь к пришествию Сына Человеческого.

Для нашего размышления важно знать начало

излития Позднего дождя. Это произошло в 1888 году. Почему именно эта дата? В этом году состоялась знаменитая Миннеаполисская Генеральная Конференция, на которой была представлена важная истина для принятия всему миру — «весть о праведности через веру. «Время испытания почти наступило, потому что Громкий клич третьего ангела уже начался в проявлении праведности Христа, прощающего грехи (в 1888 году). Это начало света того ангела, слава которого наполнит всю землю» («Ревью энд Геральд» 22 ноября 1892 г.).

Во время трехлетнего собеседования с реформационным движением «Дунайская уния», вопрос о начале Позднего дождя был одним из ключевых. Собратья

из «Дунайской унии настаивали, что Громкий

клич и Поздний дождь начались в 1914 году. Факты

же Духа пророчества свидетельствовали

о 1888 годе.

Кто же прав? Реформисты на одной из встреч попросили представителей Церкви АСД дать им время на консультацию по этому вопросу в их Генеральной Конференции, находящейся в Сакраменто (США). Примерно

через месяц один из руководителей реформационного движения Молдавии признал: «Я получил ответ

от своей ГК. Действительно, Дух пророчества

указывает на 1888 год, как на год излития Позднего дождя». С глубоким волнением он закончил свое выступление следующими словами: «Если Поздний дождь начал изливаться в Церкви АСД,

то там же он завершит свою полноту! Я отныне присоединяюсь к Церкви АСД». Его примеру последовали

многие. Они вовремя увидели истину. И чем быстрее

сегодня воссоединятся все собратья из реформационных движений, тем более мощным будет излитие Святого

Духа в Позднем дожде.

VI. Устоит ли церковь

Адвентистов седьмого дня?

Представители реформационных движений, начиная с 1914 года, делали акцент на моменты падений Церкви АСД, называя ее за это Вавилоном. Справедливо ли это?

Что из себя представляет вино Вавилона?

«Это вино блуда означает понятия, включающие

в себя бессмертие души, вечные мучения беззаконников, отрицание существования Христа до Его рождения в Вифлееме и превознесение первого дня недели над святым и освященным днем Господним» (Е. Уайт. СП. 17 стр.).

-Такая характеристика совершенно

не соответствует учению Церкви АСД.

Кто же тогда является Вавилоном (Откр. 18:1-4).? «Павшим Вавилоном являются церкви, не принявшие вести предостережения, данной Господом через трех ангелов» (Е. Уайт. ИВ. 2. 68 стр.).

А нельзя ли, согласно описанию Лаодикии, все

же отнести Церковь АСД к Вавилону (Откр. 3:14-17)? «Такие качества, как гордость, самонадеянность, упорное неверие и неподчинение своим убеждениям, фактически существуют у отдельных наших членов, и, смотря на это, путем нагромождения некоторых доказательств, можно применить данную весть ко всей Лаодикийской церкви. Но

все это еще не лишает Церкви права на ее существование. Пусть плевелы и пшеница растут до жатвы. Дело отделения их поручено непосредственно ангелам. Предостерегаю Церковь АСД: надо быть осторожнее в принятии всякого нового понятия и тех, кто хвалится великим светом и чей характер деятельности сводится к обвинениям и поношениям» (Е. Уайт. ИВ. 2. 59 стр.). И далее вестница Божья пишет: «Весть, провозглашающая Церковь АСД Вавилоном и призывающая народ

Божий выйти из нее, не исходит ни от какого человека, движимого Духом Святым» (ИВ. 2. 66 стр.).

Какова же тогда наивысшая цель вести Господней

к Лаодикии (Откр. 3:18-22)? «Она (Весть к Лаодикии) предназначена, чтобы пробудить народ Божий, открыть им их отпадение от веры, и привести к искреннему раскаянию, чтобы они могли иметь одобрение в присутствии Иисуса и были приготовлены к Громкому кличу третьего ангела» (СЦ. 1. 186 стр.).

Итак, зададим себе вопрос: согласно Библии и

Духа пророчества устоит ли Церковь АСД (2Тим.

2:19)?

«Будет казаться, что Церковь вот-вот упадет, но

она не падет. Она останется стоять, а грешники

на Сионе отсеются подобно тому, как плевелы отделяются от драгоценной пшеницы. Это будет ужасное испытание, но тем не менее оно должно произойти» (ИВ. 2. 380 стр.). Более того, Церковь

АСД будет расти и принимать отряд за отрядом

из среды верных, находящихся вне Церкви, «те,

кто подобно Корнилию, боятся Бога и прославляют Его, займут места выбывших. Ряды не сократятся. Твердые и верные заполнят освободившиеся места тех, кто обижается и отпадает» (Е. Уайт. Рукопись 97. 1898 г.).

Устоит ли Церковь до конца времени? — «Мне поручено сказать адвентистам всего мира, что Бог назвал нас Своим народом, чтобы мы были особенным сокровищем. Господь определил, что Его Церковь на земле устоит вполне до конца времени, соединенная в духе и совете Господа сил» (ИВ. 2. 397). «Говорю вам, братья мои, Господь имеет организованную Церковь, через которую Он будет совершать Свою работу. Среди них может быть не один десяток Иуд, может быть также горячий Петр, которые при испытании отрекаются от своего Господа… Когда кто-либо отделяется от организованной Церкви, соблюдающей заповеди Божьи, когда он начинает взвешивать Церковь на своих человеческих весах и высказывает против нее осуждение,- тогда можете быть уверены, что Бог не ведет такого человека по жизни, он

на ложном пути» (Ив. 3, 17-18).

VII. Как достичь объединения

и сладостного единства?

Сегодня перед Церковью АСД стоит великая задача: после достижения столь долгожданного мира и единства в своей среде — привести обратно в свои ряды все отделившиеся течения и движения. Это трудная, кропотливая, но благородная работа (Иак. 5:19-20). Многие спрашивают: «Будет ли успех в этой миротворческой деятельности?» Вне всякого сомнения! Но для этого необходимо воспринять дух и методы Иисуса Христа, осуществить их в личной жизни и в жизни всей Церкви в целом.

Наиболее яркий пример — общение Христа с самарянами (Иоан. 4:5-6). Нельзя сказать, что самаряне в вопросах истины были во всем подобны иудеям. Они смешались со многими народами, восприняли их взгляды и обычаи (4Цар. 17:23. 24.

41). Между иудеями и самарянами существовала вековечная борьба. Но по сравнению со всем окружающим миром они были ближе всего к истинному народу Божьему того времени: соблюдали заповеди Господни, ожидали Мессию, считали себя потомками Иакова. Но главное их отличие, подобно нынешним реформационным движениям.- они имели иной центр богослужения. Так и сегодня в окружающем мире существует множество религиозных течений, но наиболее близкими, как иудеи и самаряне, являются Церкви АСД, христиане, вышедшие

из нее и образовавшие так называемые реформационные движения.

Как же работал Христос, чтобы обрести самарян?

«Иисус начал разрушать стену разделения между

иудеями и самарянами и проповедовать

миру спасение. Будучи иудеем, Он с большой радостью

шел к самарянам, не обращая внимания на предрассудки

Своего народа. Вопреки их предубеждениям,

Господь принимал гостеприимство этого отверженного всеми народа — спал под их кровом, кушал за их столом пищу, приготовленную руками самарянок» (ЖВ. 193).

Христос старался хорошо отзываться о самарянах (Лук. 10:29-38). И наша задача — так же отзываться о братьях из реформационных движений, так

же ценить их и любить, как Иисус ценил и любил милосердного самарянина. И хотя братья и сестры из этих движений имеют недостатки (чего не лишены

и члены истинной Церкви), надо уметь видеть,

сколько в них хорошего и достойного для подражания, сколько среди них добрых, честных и благородных христиан!

Миротворческая миссия Христа и Его учеников

в итоге увенчалась успехом. Правда, начало

было скромное — весть Христа приняла лишь женщина — самарянка (Иоан. 4:28. 29). Даже ученики восприняли миротворческие усилия Христа настороженно: зачем Иисус беседовал

с отступниками? Но вот Христу вняло целое селение

самарян (Иоан. 4: 39-42). И лишь после Пятидесятницы,

во время которого произошло обильное излитие

Св. Духа, ученики, наконец-то, обратили особое внимание на слова Христа (Деян. 1:8), и по Провидению Божьему с усердием начали трудиться в Самарии (Деян. 8:4-6). «Самаряне с радостью приняли этих вестников Евангелия, и обращенные иудеи собрали богатую жатву среди тех, кто были однажды их злейшими врагами» (ДА. 106. 107).

Христос обращает и наше внимание на

это великое, многообещающее поле (Иоан. 4:35).

Что же это за нивы, о которых говорит Спаситель? Конечно, в широком смысле «нива Божья» — весь мир. Но чтобы стать истинными свидетелями

«до края земли», Христос повелел нам быть «свидетелями в Иудее» — среди истинной Церкви Божьей,

«в Самарии» — чтобы возвратить отошедших

от Церкви и составить с ними единое целое. Нас

ожидают богатые, созревшие нивы — и среди

них много людей, искавших Бога в реформах, соблюдающих заповеди Его, любящих Христа. Это великая

жатва! Да поможет нам Господь в благословенной

работе единения с теми, кто слышит трубную трехангельскую весть!