Глава 7

1. Автор с дерзновением, используя множество ярких образов, призывает нас черпать мудрость в Слове Божьем. Давайте поразмышляем над этими бесценными правилами и посмотрим, как можно применить их на практике.

Весь разум и сердце целиком нужно занять этой мудростью. Храните ее, как хлеб насущный. Сэр Мэттью Гейл[6] говорил своим детям: «Если я не прочту отрывок из Писания утром, весь день идет насмарку». Заповеди мои сокрой у себя — не на полках, а в сердце.

2. Старайся усердно следовать указаниям закона. Изо всех сил мы стараемся сохранить… зрачок глаз, самую уязвимую часть самого уязвимого органа тела! С точно таким же усердием нужно хранить заповеди. Пусть каждая часть закона имеет для вас значение. Если мы своими измышлениями смягчаем нравственные нормы, то ломаем ограждение и позволяем искушению легко завладеть нами. Человек, подверженный плотским грехам, часто оказывается безбожником.

3. Нужно постоянно помнить о Божьих заповедях, чтобы постоянно ими пользоваться. Навяжи их на персты твои. Таким образом они всегда будут перед глазами, и их можно будет использовать в случае необходимости. Чтобы претворять их в жизнь, напиши их на скрижали сердца твоего. Боже мой, это дело Твоих рук! Ты обещал соделать это для Своего народа (Иер.31:33). Я принимаю сей завет Твой. Господь, даруй мне обещанную Тобой благодать!

4. Любите мудростьс нежностью, как сестру или родственника.

5. Человеку должно что-то нравиться. Если он не любит мудрость, значит, он потворствует похотям. Поэтому, если человек не просто читает Библию, а лелеет ее, она дает ему способность изгонять силы зла (2:10, 16; 6:23—24; 23:26—27).

6. В этом стихе Соломон мастерски изображает западню, приготовленную распутной женой (ст. 5). Он описывает ее во всех подробностях.

7. Неразумный юноша находится в компании молодых людей, столь же неопытных.

9. В сумерках,под покровом мрака, он пробирается к дому блудницы.

10. А вот и женщина. Она идет ему навстречу и ласково приветствует.

11. Ее платье, намерения, шумливый и необузданный голос, ее ноги, которые в этот поздний час не остались в доме — все это не оставляет сомнения в том, кто она на самом деле.

12. У каждого угла строит она ковы, поджидая жертву.

13. Бесстыдное лицо показывает, что у нее лоб блудницы (Иер.3:3).

14. Она завлекает свою жертву нарядом святости. Она только что участвовала в особых религиозных обрядах. «Мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои».

15. Она вышла навстречу, чтобы отыскать себе любовника для совместной трапезы.

18. Они потворствуют всем своим желаниям. «Зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью!»

19. Заметьте, она не называет мужа по имени, чтобы не пробудить совесть молодого человека. «Мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу». А в это время они упиваются своей любовью, не боясь, что их прервут. Обезоруженный нерешительный юноша сдается под напором соблазна и, превращаясь в беспомощную жертву, спешит к своей погибели.

Подумайте, что было началом столь печального конца. Не была ли лень родителем этого зла? Праздные прогулки под луной, поздний час, незанятый ум — все это приводит молодого человека в плохую компанию. Разве это не заигрывание с грехом и не искушение искусительницы? Дисциплина, воздержание, усердный труд оградят нас от опасности, сохраняя под Божьим благословением.

Обратите также внимание на ханжескую религиозность. Ей часто пользуются для того, чтобы прикрыть грех (1Цар.2:22; 2Цар.15:8—11; Ин.18:28). «Она не смела вести себя как блудница с юношей до тех пор, пока не стала лицемеркой перед Богом, закрыв уста своей совести мирной жертвой» (Герналл). Общеизвестен факт, что любимая любовница Людовика XIV настолько неукоснительно соблюдала свои религиозные обязанности, что требовала взвешивать свою пищу во время Великого поста, чтобы не нарушить правил воздержания. Блудница из Книги притч изображена так, как будто она пожинает плоды соблюдения религиозных обрядов. Опасайтесь открытого одобрения запретных удовольствий, даже если оно звучит из уст уважаемых людей.

Заметьте также, как западня манит человека. «Человека невозможно погубить до тех пор, пока не убедишь его в своих добрых намерениях. Недруг должен проникнуть в сердце своей жертвы с помощью сладких речей и обещаний, прежде чем достать кинжал» (Саут). Таким образом, льстивые речи прелюбодейной жены связывают юношу и влекут его, ослепленного желанием, в погибель. Как вол идет на бойню, не сознавая своей участи, мечтая о сочной траве пастбища, или как олень шагает навстречу выстрелу, не чувствуя опасности, так и бедная обольщенная жертва спешит на достойное жалости увеселение, пока стрела не пронзит печени его (ст. 23). Он напоминает птичку, которая кидается в силки, и не знает, что они — на погибель ее (ст. 23). В памяти останется только возбуждающий аромат благовоний (ст. 16—17), неожиданно сменившийся полынной горечью и желчью. Краткая ночь наслаждений сменится вечной ночью адского мучения, а чаша удовольствия — океаном гнева (ст. 27).

Наконец, заметьте опасность заигрывания с искушением. Разве могли мы ожидать иного конца, наблюдая за юношей, направлявшимся в дом блудницы? Он собирался просто удовлетворить свое праздное любопытство, а предаваться соблазну, видимо, пришлось не без сопротивления. Справедливо одно: кто не боится искушения, падает. «Кто хочет избежать падения, должен сторониться искушения» (Гир). Самонадеянность погубила много ищущих душ.

24. Нечестивый поэт или художник могли бы создать такие образы, которые бы осквернили разум человека. Но нарисованная библейским автором картина служит строгим предупреждением Бога Его детям. Итак, дети, увидев участь, к которой ведет грех, слушайте меня.

25. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее. Нечистая мысль, праздный взгляд, компания глупцов — это ее пути. Страшитесь первого шага и не думайте, что сможете остановиться, когда только захотите. Знакомство с грехом ослабляет наше отвращение к нему. Очень скоро вы начнете любить то, что вначале внушало только омерзение. Вы обнаружите слишком поздно, что сделали ее дом своим жилищем.

26. Многих повергла она таким простым способом. Только чудесная сила Всемогущего может спасти дитя Божье, находящееся на краю погибели.

Евангелие предлагает единственное средство. Только любовь к Христу может победить любовь греховных удовольствий. «Если вас влечет нечистая любовь, вспомните святую любовь Спасителя, доказанную Его мучительной смертью. Представьте, что Он смотрит в ваше сердце, бушующее пороками, что Он показывает вам Свои раны и влечет к ответной любви» (Гир). Распятие плоти через живое единение с Ним удержит нас от нечестия (Гал.5:24). Человек, который ходит пред Богом в евангельской свободе, христианской дисциплине и бодрствовании, находится в безопасности.

27. Но если грех не умертвить этими принципами, рано или поздно он проявит себя; и если дело не закончится позором, грех все равно осквернит совесть, угасит Дух и наверняка приведет душу с телом в преисподнюю (Рим.6:21; Иак.1:14—15), во внутренние жилища смерти.