Глава 10

1. Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.В предыдущей главе была великолепно описана сущность и ценность небесной мудрости в контрасте с посулами греховной глупости. В этой же главе начинаются собственно притчи Соломона. В большинстве случаев они представляют собой набор несвязанных между собой афоризмов, замечательных по глубине мысли и тонкости наблюдения, стилистически выраженные в форме противопоставления или иллюстрации. В этих высказываниях содержатся божественные нормы нравственности, одинаковые для всех. Эти причти от первой до последней — сокровища мудрости. Они описывают как отдельных людей, так и семьи, и государство. Предыдущие главы представляют собой удивительное введение в книгу. Выдающееся изображение великого Советника (главы 1 и 8) рекомендует нам Его милостивые наставления, касающиеся принципов истинного счастья и практического благочестия.

Первый стих обращает внимание на ценность благочестивого воспитания в личной и общественной жизни, на его связь с земным бытием и с вечностью. Ребенок, за которого молились, которого наставляли и наказывали родители, в Господнее время выберет путь мудрости и порадует отца.

Многие матери,к сожалению, познали только огорчение, принесенное глупым сыном. В таких случаях нужно задуматься, не избалованность ли вместо дисциплины, не удовольствия ли вместо благочестия, не мир ли вместо Библии научали ребенка.

2. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Самые значительные земные сокровища не доставляют пользы (23:5; Мтф. 6:19). Сокровища же неправедные доставляют еще меньше пользы. «Человек может наслаждаться ими некоторое время, получая лишь мнимую пользу» (епископ Сандерсон). Но какую пользу принес Ахаву виноградник Навуфея, когда гнев Божий испепелял царя в чертогах из слоновой кости? Какую пользу извлек Иуда из тридцати сребреников? Они не избавили его от смерти, а напротив, повергли в смерть вечную. Благочестивый должен искать праведность. Возьмите пример молитвы и уверенности у человека Божьего: «Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь» (Пс.24:21).

3. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. Видеть только духовный смысл в обещаниях, касающихся земной жизни, — значит терять большие благословения. Они относятся не только к ветхозаветной эпохе. «Но обещание требует веры, которая убеждает нас, что Бог помогает нам» (Коуп).

4. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Ежедневные наблюдения не оставляют сомнения в том, что ленивые руки приводят к бедности, тогда как руки прилежных обогащают, вознаграждая сборщика урожая. Прилежный труд был основой райской жизни (Быт.2:15), и хотя теперь он отмечен печатью грехопадения (Быт.3:19), он все еще приносит благословение, а при Божьем провидении несет богатство. Никогда Господь не раздавал Своих благ бездельникам. Моисей, как и пастухи Вифлеема, смотрел за стадами (Исх.3:1—2; Лк.2:8—9). Гедеон был занят веянием пшеницы (Суд.6:11). «Дни нашей праздности — дни активного труда сатаны», — замечает епископ Холл.

5. Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный. Соломон только что противопоставил праздность усердию. Здесь же он противопоставляет предусмотрительность недальновидности. Воля Божья в том, чтобы молодой человек собирал знания так же, как крестьянин собирает свой урожай. Как часто причиной бедности разума, слабости характера и вредных привычек является сон во время жатвы! «Тот, кто в юности бездельничает, в старости будет носить позор» (Генри). «Пусть молодежь, листающая эти страницы, знает, что я, достигнув зрелого возраста, с глубочайшим сожалением вспоминаю, что в свое время не получил образование. Теперь же невежество стесняет меня и препятствует мне. Я отказался бы от большей части своей заслуженной репутации, если бы это позволило мне потратить ее остаток на основательные познания в науке и искусстве» (сэр Вальтер Скотт).

Еще раз окиньте взглядом огромную жатву: сколько возможностей послужить Богу! Так что будем делать добро, пока есть время (Гал.6:10). Быть соработником Христа на такой жатве — великая честь (Мтф. 12:30). Беспутство — ничего не делать, когда работы так много.

Пусть Господь не позволит мне спать (тем более в доме Божьем), когда звучит голос с неба. Это позорит моего пастора, церковь и Господа.

6. Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. Не удел ли праведника злоключения (Ин.16:33; Деян.14:22; 2Тим.3:12)? И все же, насколько превосходят злоключения те благословения, что венчаютголову праведника! Эти благословения бывают как земными (Втор.28:1—6; 1Тим.4:8), так и духовными (Ис. 32:17). Они исходят и от человека (16:7; Иов.29:11—13), и от Бога (Пс.3:9; 5:13; Ис.64:4—5; Мтф. 5:3—12).

7. Поистинеблагословенна память праведного родителя (31:28), верного служителя (Евр.13:7), благочестивого царя (2Пар.24:6) и самоотверженного христианина (Мр. 14:9). «Ни благовония, ни памятники не сохранят так память о человеке, как его благочестивая жизнь, в которой он чтит Бога, а ближнему помогает. Слава такого человека намного долговечнее, чем известность тех, кто достиг успеха на любом другом поприще» (Бэрроу).

Нечестивым никогда не получить подобной славы. Уже в этой жизни память о них омерзеет. «Выбирайте, как будут вспоминать о вас люди — добрым словом или злым», — говорил благочестивый епископ Пилкингтон.

8. Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. Сердце — это место пребывания истинной мудрости, и учительный дух — наилучшее доказательство ее влияния. Ибо тот, кто знает себя, всегда рад новому наставлению. Как только заповеди снисходят с неба, хорошо наставленный христианин сразу же принимает их, как отец его Авраам (Евр.11:8; Быт.22:1—3).

Но посмотрите на человека, который называет себя верующим, а не имеет в сердце мудрости. Он любит доктрины и символы веры, но не молитву. Он предпочитает задавать пытливые вопросы, но не желает слышать прописных истин. Его беспокоят дела других людей, а на свои он давно махнул рукой. Он ходит из церкви в церковь, из дома в дом, как болтливый глупец, рассуждающий о вере. Он преткнется,упадет и опозорится, его же глупость будет бить его, словно тростью. Пусть жизнь такого человека напоминает нам о глупости нашего сердца. Юный христианин, опасайся той веры, в которой нет ни смирения, ни постоянства, ни любви, потому что она далеко отстоит от Бога.

9. Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. Христианин должен быть непорочным, но непорочность не значит совершенство. Он охотно ходит перед Богом, а не перед людьми. Нечистота может опорочить самое святое занятие. Невозрожденный человек вопиет: «Покажи мне легкий путь!» Кто ходит в непорочности, ходит под защитой Господа, Его провидения и Его обещаний. Трудностей не избежать, но и избавление неминуемо; так были избавлены пленники Вавилона. Они прошли через огонь испытаний, и благодаря этому избежали безгранично большей опасности — вероотступничества (Дан.3:21-29).

Петр отрекся от Евангелия, потому что сошел с верного пути (Гал.2:14). Непорочная же жизнь делает нас способными постигать и принимать истину, признавать Владыку Спасителем (Деян.5:31). Мы должны верить в Его жезл и жертву, в Его святые заповеди и бесценные обещания. Так во всем, что ни делаем, мы сможем воплощать в жизнь суть Евангелия.

Искажение Божьих правил и движение по извращенным путям в желании избежать трудностей лишает нас уверенности быстрее, чем самый тяжелый крест. Божье око видит пути каждого, и отступивший будет наказан позором. Такое наказание пришлось нести Иакову до конца жизни. Петр выслушал выговор всенародно (Гал.2:11—14). Иуда и Анания — примеры, вписанные в анналы Церкви.

10. Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. Соломон изображает двух человек: один доставляет неприятности своим собратьям, другой — себе. Первый — наказание для ближнего, потому что он враг Богу. Глупый же презирает мудрость (1:7), поэтому преткнется.

11. Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. Славное преимущество праведников — живущий внутри Дух, кладезь живой воды (Ин.4:14; 7:38). Посему его уста, наполняемые из небесного родника, — источник жизни, из которого истекает освежающая вода (16:22). Его речь служит Богу.

Служитель Божий, помни о том, что тебе дана честь служить церкви именно этим даром (ст. 21; 15:7; Еф.4:29). Ты столь многим обязан Божьей благодати, которая сделала твои уста источником жизни, в то время как насилие заградит уста беззаконных. Последние обнаружат, что они воюют сами с собой, и придут в смятение.

12. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. Сравнение простое, но важное. Ненависть, в какие бы одежды ее ни рядили, есть эгоистическое начало человека (Тит.3:3). Как пламя, тлеющее под землей, она постоянно возбуждает распри, вызывает и лелеет зависть и чувство превосходства. Когда раздор разгорелся, Божье имя покрывается бесчестьем. Не должно ли это подвигнуть нас на молитву, бодрствование и духовную борьбу?

Давайте подробно изучим тринадцатую главу Первого послания к коринфянам. Пусть она станет зеркалом для нашего сердца. Любовь покрывает, не обращает внимания на мелочи, мгновенно прощает и забывает. Полная искренности, искусная, она ищет самые лучшие пути решения сложных вопросов, не выдавая недостатков брата. Облачимся же в Господа Иисуса, в Его дух прощения и жертвенной любви, и станем прощать, как Он простил нас (Кол.3:13). Гир заметил: «Одно дело покрыть грех перед людьми, и совсем другое — покрыть его перед Богом. Первое — деяние любви (1Кор.13:4; Гал.6:2). Второе требует безграничной платы. Только такая плата может отвратить вечный гнев Бога (Рим.3:25; 1 Ин.1:7; Пс.31:1)».

13. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. Этот стих лучше всего иллюстрирует тот контраст, который наблюдался между жизнью Соломона и жизнью его сына. Мудрость на устах появляется из сердца разумного. Весь мир желал слышать мудрость Соломона (3Цар.4:31; 10:1), сердце его было полно разума, которого недоставало Ровоаму. Глупость Ровоама стала розгой для его тела. Розга использовалась для телесных наказаний по закону Моисея. Учитесь искать мудрости от устмудрых. Иначе недостаток этой мудрости, или, скорее, неспособность сердца искать ее, уложит вас под розгу.

14. Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель. Тем, как он сберегал знание, Соломон продемонстрировал, что достоин называться мудрецом. Неудивительно, что мудрость находится на устах, ибо «от избытка сердца говорят уста» (Мтф. 12:34). Иероним вспоминает о своем друге Непотиане так: «Ежедневным чтением и размышлением над священной Книгой, он сделал из своей души библиотеку Христа». Если вы сберегаете знание, пока еще юны, вы накопите ценнейшее сокровище, хотя и его едва хватит, чтобы выстоять в грядущих испытаниях. Каждый день добавляйте что-нибудь в хранилище. Из-за недостатка здравого смысла глупец, постоянно враждуя с Богом, идет к собственной погибели.

15. Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их. Так оно и есть на самом деле. Имущество богатого окружает его, защищая от многих зол, но в то же время дает ложную уверенность в том, богатство есть гарантия спокойствия и стабильности в жизни. Человек становится сам себе богом, полностью забывая о Боге истинном.

У бедняков нет подобной защиты. Они живут в городе без стен, открытом любому нападению (14:20; 19:7; 22:7; Ин. 7:48-49).

Как следует не поразмыслив, мы, конечно же, решим, что богачи счастливы, а бедняки несчастны! Но Божье Слово учит нас вот еще чему. Бог избрал бедных мира сего, которые богаты верой (Иак.2:5). Подумайте об Иисусе, который освятил бедность Своим благословенным примером (Лк.2:7—12; 8:3; Мтф. 8:20). Подумайте о богатстве благодати Его, поднимающей бедных из трясины.

Богатые подвержены своим искушениям, бедные — своим; и тот, и другой нуждается в особой Божьей благодати. Но оба могут обезопасить себя: если богатый будет нищ духом и великодушен сердцем (1Пар.29:14), а бедный — богат верой и доволен приобретением благочестия (1Тим.6:6—8; см. также Иак.1:9—10).

16. Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху. Признак служителя Божьего — труд, а не безделье. Так что даже повседневные дела должны вести нас на путь жизни (Иер.2:15—16). Бог действует в нас, нами, с нами и через нас (Ис.26:12). Мы же действуем в Нем и через Него. Помните, что посеет человек, то и пожнет (Гал.6:7).

17. Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает. В том, что путь к жизни открыт перед нами, видна невероятная милость. Наставление прокладывает нам тропу. Кто хранит наставление, обязательно найдет жизнь и насладится ею. Чем больше мы ценим наставление, тем больше внимания обратим на каждый урок, преподаваемый в небесной школе. Но человек, отвергающий обличение, глух к голосу, который способен спасти его от гибели.

18. Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. Вся библейская история, начиная с главы о грехопадении, дает множество примеров, подтверждающих истинность этой притчи. Вспомните и поразмыслите над скрытой ненавистью Каина, когда он говорил со своим братом (Быт.4:8), о Сауле, замышлявшем против Давида (1Цар.18:20—22, 29), и о врагах ветхозаветной церкви, возвращавшейся в Иерусалим из Вавилона (Ездр. 4:1—16; Неем.1:6).

Вырван ли этот корень горечи из сердца христианина? Искренни ли мы при встрече с теми, к кому испытываем если не ненависть, то, по крайней мере, сильную неприязнь? Вежливость бывает холодной и обманчивой. Действительно ли мы подразумеваем то, что говорим? Согласуются ли наши дела и чувства? Не укрепляем ли мы свой авторитет за счет других людей? «Возможностей для поклепа всегда полно для тех, кто готов воспользоваться ими. Ни невиновность, ни мудрость не могут защитить от клеветы, доброе имя любого благочестивого человека находится в опасности. С другой стороны, мы не имеем права плохо думать о ближнем на основании догадок, подозрений, слухов. Дело должно быть ясным, и очевидным — только тогда мы можем составлять отрицательное мнение о человеке, негодовать на него в сердце и критически отзываться о нем. Справедливость требует исчерпывающих доказательств. «Любовь не мыслит зла и всему верит». Неразумно делать скоропалительные выводы до того, как собраны все свидетельства» (Бэрроу).

В Божьих очах дух клеветы посягает на новую заповедь любви, которую исполняют все ученики Иисуса (Ин.13:34—35). Господь, очисти сердца наши от тайной ненависти!

19. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. Лицемерие и клевета — не единственные грехи языка. Все слова, если вспомнить из какого грязного источника они текут, греховны. А уж если слов много, то греха тем более не избежать.

Есть грех самомнения: мы хвалим сами себя, потому что больше никто этого не делает (27:2). Мы обожаем слушать самих себя, назойливо предлагая свои суждения по разным вопросам.

Есть также грех пустой болтовни. Глупец вечно говорит ни о чем: не потому, что он полон чего-то, а именно из-за пустоты; не для того, чтобы дать наставление, а из чистой любви к разговору. Пустословие — это грех, безответственное отношение к великому дару речи. Епископ Батлер говорил: «Пустослов работает только языком, он не пользуется другими своими способностями. В мире можно повстречать людей, которые, кажется, даже не задумывались о том, что «есть время молчать». Такое время может легко заметить каждый: оно наступает тогда, когда человеку нечего сказать или когда лучше умолчать о том, о чем хотелось заявить вслух». Умение справляться с языком свидетельствует об истинности веры. Поскольку грех связан смногословием, безусловно, придержать язык будет мудро.

Нужно не молчать, а говорить осторожно, взвешивать свои слова, молчать, если сказать нечего, заканчивать разговор, когда все ясно, говорить, учитывая время и обстоятельства. «Пустые слова на Божьих весах весят много» (Николс). Давайте думать о грехах языка как о гвоздях, пронзивших руки и ноги нашего Спасителя. Так мы сможем сдерживать уста (Пс.140:3).

20. Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество. Язык, производя грех (ст. 18—19), становится позором для нас, но иногда он может стать и нашей славой. Наши слова должны быть отборным серебром,очищенным от окалины мира, они должны блистать небесной чистотой.

21. Заметьте, насколько полезным может быть эта часть тела. Если мы живем с Богом, то язык станет сосудом для небесной закваски. Уста праведного пасут многих. Мы должны выводить церковь на злачные пажити. Фокс, автор книги о мучениках, так говорил о епископе Ридли: «Люди стремились послушать его проповеди, роились вокруг него, как пчелы, желавшие усесться на цветок и вкусить сладкого нектара глубокого наставления». Как когда-то наш Господин преломил хлеб и дал ученикам, чтобы те раздали толпе (Мтф. 14:19; Мр. 6:41; Лк. 9:16; Ин.6:11), так и поныне Он дает Своим служителям небесное пропитание для их паствы. Каждый воскресный день перед нами совершается великое чудо. При преломлении нетленный хлеб приумножается. Алчущие, плачущие, труждающиеся и ослабевшие — все, кто понимает свою нужду, чувствуют себя окрепшими и окрыленными.

Что касается глупых,так у них могут быть полные сундуки добра, но в сердцах нет отборного серебра (ст. 20). Они не только не питают других, а сами умирают от недостатка разума. Они умирают из-за того, что сердце их не ищет разумения. «Они умирают от голода посреди нетронутых пажитей Евангелия» (Шультенс).

22. Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит. Мы прочли в четвертом стихе, что рука прилежных обогащает. Здесь мы видим, что обогащает благословение Господне. Здесь нет никакого противоречия. Один замечает первоначальный источник богатства, другой говорит об орудии, добывающем богатство. Первое не действует без второго, а второе — без первого. Лентяй ждет успеха, но не желает трудиться; безбожник трудится, но полагается только на свое усердие. Христианин же усердствует, вооружившись Божьим благословением. Такое мудрое сочетание усердия и веры позволяет ему трудиться, смиренно уповая на Бога (Ин.6:27).

К благословению Господню божественная рука печали не добавляет. Благословение не приносит печали, так как всякую печаль Бог превращает в благословение. Стяжание богатства может стать стяжанием печалей. Сребролюбивый выбор Лота принес ему немало горечи (Быт.13:10—11; 14:12; 19:15; 2Пет.2:8). Ахав носил царский венец, но на своем одре лежал удрученный душой (3Цар.21:4). Отвергнув Христа, богач снискал себе печаль и в этой жизни, и в жизни вечной (Лк.18:23—25). Счастливы те люди, которые знают, как жить в нужде и в изобилии и оставаться довольными в любой ситуацией (Флп.4:12).

23. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. Не унижаем ли мы других своим остроумием и красноречием? Поступать так — крайне эгоистично. Молодежь всегда надо учить уважать чувства других людей и относиться к окружающим с пониманием.

Человек разумный слишком мудр для того, чтобы наслаждаться причинением боли ближнему. Всем нам, носящим имя Господа, нужно воспитывать в себе самоотверженный и любящий ум (Флп.2:4—8).

24. Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. Нечестивые боятся, что их грехи обнаружатся, и правильно делают.

Но если желанию праведников суждено исполниться, вере и терпению нужно поупражняться. Расти в благодати можно только тогда, когда осознаешь испорченность своего сердца. Путь к святости лежит через тяжелые испытания. Скорби приходят в ответ на молитвы. Но все желаемое праведником исполнится.

25. Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании. Внезапно, словно вихрем, уносит нечестивого. Все его надежды и удовольствия, все благодатные возможности и Божьи милостивые призывы вдруг исчезают навсегда. Исполняющий же волю Божью будет жить вечно (1 Ин.2:17); он на вечном основании. Вера поставила его на камне спасения, он построил свой дом на скале, и никакой вихрь не может повредить ему (Мтф. 7:25).

Однако помните, что такова уверенность праведного. Если потворствовать греху, он потрясет ваше основание намного сильнее, чем все внешние нападки земли и ада. Поэтому пребывайте в благочестивом страхе. Тогда вы сможете смело взирать на бедствие, смотреть смерти в лицо и уверенно говорить: «Я в безопасности» (Рим.11:20).

26. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. Соломон изображает, как ленивый раздражает своих работодателей. Бывает, что нужно потушить пожар, оказать первую медицинскую помощь, отправить срочное сообщение. В таких случаях ленивый человек совершенно бесполезен. Здравый смысл подсказывает, что следует выбирать трудолюбивых слуг.

Ленивец может разочаровать господина и спровоцировать его гнев. Мы должны удостовериться, не грешим ли мы ленью перед нашим небесным Господином. Люди из Лаодикии, называвшие себя верующими, были отвратительны Богу своим равнодушием (Откр.3:16). Нерадивый служитель будет держать ответ перед Тем, кто его послал. Не откликаясь на призыв Господина трудиться в винограднике, он рискует жизнью (Мтф. 20:7; 25:30).

27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Страх Господень — это все благочестивые устремления, ибо все они проистекают из одного источника. Те, кто боятся Господа, существенно отличаются от нечестивых, которые боятся тех, кого ненавидят. Дитя Божье боится Бога, потому что любит Его. Здесь страх Господень справедливо противопоставлен нечестивым, потому что они отвергли благодать Божью. Непомерное увлечение миром иссушает источник жизни и часто приводит к безвременной смерти.

28. Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет. Страх Господень не только не мешает осуществлению ожиданий праведников, но часто способствует ему. Это ожидание названо радостью, потому что ему «сопутствует терпение и надежда, и оно закончится счастливым исходом» (Диодати). Начало его находится в вечности (Тит. 1:2). Его сущность — Христос и небеса. Основание его — дело Христа (1Пет.1:3, 21). Надеетесь ли вы на это? Тогда, как воскликнул один благочестивый человек, «кто хочет, пусть будет несчастен; а я не буду, не могу!» Христианин, старайся делать твердым свое упование (2Пет.1:10). Проявляй радость, как надлежит наследнику славы. Не позволяй себе падать духом, чтобы мир не подумал, что твоя надежда ничтожна. Многочисленные сомнения уравнивают верующих с неверующими. Безграничная радостьпомогает нам «более и более делать твердым свое звание и избрание» (2Пет.1:10).

29. Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. Благочестивый Никодим обрел силу, когда встал на путь Господень. Самый слабый верующий сможет в Господней силе идти и не уставать. Своими силами мы «можем отчаяться изгнать грех из сердца — это все равно, что сдвинуть гору голыми руками» (епископ Рейнольдс). Но мы верим, что в укрепляющем нас Иисусе Христе все возможно (Флп.4:13).

Делающим беззаконие Бог не помогает. Они узники, а не воины. Они даже не догадываются, что им необходима сила. Судья прогонит их прочь, и тогда придет их погибель (Лк.13:27).

30. Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Мы знаем, что праведники «в этой жизни верой и надеждой наслаждаются жизнью вечной» («Заметки реформаторов»). Никто — ни на земле, ни в преисподней — не может лишить их этой жизни (Рим.8:38—39).

Уверенность нечестивыхтакже не поколеблется, ибо у них ее нет. Они не обладают правами праведников.Они не наследуют землю и не называются сынами Божьими.

31. Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Здесь снова говорится, что добродетельные уста ждет благословение. Они источают мудрость. Этот дар следует тщательно взращивать. Разные люди применят его по-разному. Ответы на вопросы: как, что, когда и кому говорить — требуют большой мудрости. Зловредный язык готовит себе же гибель — он отсечется (8:13; 18:7; Пс.11:4; 51:3—7; 119:3—4; Числ.16:1—33).Боже мой, сколь я обязан Тебе за узду наказания, которая хранит меня от гибели!

32. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное. Да научится служитель Божий облекать свое самое горькое послание в благоприятное одеяние. Пусть он излагает его с сердечной убежденностью (2Кор.5:11, 20), с состраданием (Рим.9:1—3; 2Кор.2:4) и сочувствием (Тит.3:2—3; 2Кор.11:29). Для того чтобы проникнуть в людские сердца, нужно открыть уши людей.