Глава 12

1. Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. Здесь любовь к наставлению приравнивается к любви к знанию. Второе не бывает без первого. Наставление противно нашему гордому сердцу, поэтому единственный путь к христианскому совершенству лежит через смирение воли.

Раздражительная гордость ненавидит обличение. Когда нам указывают на недостатки, а мы в ответ обижаемся, это говорит о том, что нам недостает не только благодати, но и разума. Мы ведем себя как слабоумные, «как конь, который норовит укусить и лягнуть человека, лечащего его рану. Человек похож на безрассудное животное, когда, проглотив яд, отказывается принять противоядие, чтобы не открылась его ошибка» (Лосон). Но как приятно для учительного духа сидеть у ног Учителя, обретая знание!

2. Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Благость — это один из даров Духа. Добрый человек наполнен Духом и отражает Божью благость.

Человек коварный противопоставляется доброму. В день великий всевидящий Судья не замедлит наказать его (Мал.3:5; Пс.49:16—21).

3. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. Здесь нам становится ясно, что человек, живущий беззаконием, может некоторое время благоденствовать, но не может утвердить себя, ибо это под силу лишь Богу.

Праведник же покоится на твердом основании и не может поколебаться. Ветер может срывать его листья, а буря ломать ветви, но он укоренен в Боге и недвижим. Это великая надежда Церкви, которую не в силах одолеть врата ада (Мтф. 16:18).

4. Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его. Верная (31:11—12), целомудренная (Тит.2:5; 1Пет.3:2), почтительная и послушная (Еф.5:22—23; 1Пет.3:4—6), заботливая (Тит.2:5), радуется, когда ее мужа чествуют, уважают и любят, покрывает, насколько возможно, его недостатки, мудро управляет своим домом (14:1), добросовестно занимается домашними трудами (31:27—28), добра и заботлива ко всем окружающим (31:20, 26) и, как основание всего, боится Господа (31:30) — такова жена добродетельная.Пусть девушка, взирая на сей священный союз, с глубоким молитвенным размышлением осознает его важность. Будет ли она венцом для своего мужа или опозорит его? Станет ли она помощницей, как предназначил Бог (Быт.2:18), или превратится в искусительницу, совращенную сатаной? Если она не станет венцоммужа, она опозорит саму себя. Если она сделается гнилью в костях мужа, она будет болезнью и для себя.

5. Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство. Здесь показаны источники злых и добрых деяний. Промышления праведных, обновленные духом их ума, справедливы. Они научены измерять все Божьим правилом, они уповают на Него, вместо того чтобы полагаться на свои суждения.

6. Слова — это естественное выражение мыслей. Как убийственны были слова Ахитофела (2Цар.17:1—4)! Но и под градом слов, уста праведных спасают их. Мудрость нашего божественного Господина всегда была Его надежной охраной (Мтф. 22:34-35, 46).

7. Мы не можем не удивляться Божьему терпению, которое позволяет нечестивым сеять на земле столько зла и несчастья. Но их триумф лишь на мгновение. И напротив, дом праведных стоит. У них будет место в Господнем доме в вечности (Откр.3:12).

8. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Обычная практика мира сего — заменять свет тьмой (Ис.5:20). Но что же заставляет людей искать презрения? К этому ведут не бедность, не неизвестность или неудачливость, а развращенный ум! Они слишком надменны для того, чтобы учиться. Развращенного Навала презирала собственная семья (1Цар.25:17, 25). Блудного сына начали презирать его прежние приятели (Лк.15:15—16). Такие люди окажутся в постыжении уже здесь, а также в веке будущем (Дан.12:2).

9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

Богатые соседи способны презирать человека, у которого не хватает средств на слугу. Но его положение лучше, чем у того, кто гордится благородным происхождением, не имея при этом средств существования. Нет ничего более отвратительного, чем беспочвенная гордость. И все же, тяжело человеку, даже христианину, как напоминает нам Беньян, «спускаться в долину Унижения и не оступиться». Нам нужна помощь Господина (Ин.6:15), чтобы благополучно сойти в нее. Помните, что блистательное сияние человеческого достоинства померкнет перед славой явления нашего Господа!

10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Конкретность Писания — одно из его самых ценных качеств. Оно передает Божье мнение о совершенно обыденном. Здесь сказано, что человека можно проверить тем, как он относится к животным. Они были созданы для него, господина мироздания, для его пользы и удобства (Быт.1:28; 9:3), а не для жестокого обращения. Праведный печется и о жизни скота своего (Быт.24:32) и никогда не заставляет его работать сверх сил (Быт.33:13—14). Итак, жестокое обращение с животными должно устыдить человека. Если не остановить развлечения ребятни, которые издеваются над животными ради забавы, закончится тем, что они вырастут и станут бессердечными людьми. Ибо, как мудро отметил господин Локк, «те, кто радуется страданию и смерти низших существ, не станут сострадать и помогать себе подобным». Таким образом, сердце нечестивых жестоко и бесчувственно.

Но почему же такая человечность отмечена как отличительная черта праведника? Да потому что он есть образ Отца Небесного, который простирает Свои крылья над всем мирозданием (Пс.32:5; 144:9, 16). Взгляните на постановления Его закона (Исх.22:30; Втор.5:14; 25:4). Его дети должны отражать весь образ Его любви.

11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. Тем, кто возделывает землю свою, оказана особая честь. Бог поручил Адаму в раю возделывать землю. Этим же занимался и ее старший сын. Сам Бог научил людей земледелию (Ис.28:23—29). В прежние времена земледелие было и серьезным делом, и развлечением для царей (2 Пар. 26:10). «Из всех искусств цивилизованного человечества сельское хозяйство — наиболее важное и ценное. Другие занятия могут сделать жизнь более удобной и приятной. А от возделывания земли зависит существование человека. Жизнь, удобству и украшению которой способствуют остальные занятия, возможна лишь благодаря земледелию» (Уордло).

Леность — пятно на нашем царственном имени (2 Фес. 3:10, и, 12). Один из писателей прошлого отмечал: «Гордый человек служит сатане престолом, а ленивый — подушкой. Он восседает на первом и спокойно спит на последнем» (Суиннок). Посему человек, любящий праздность, а не честный труд, показывает свое скудоумие. Он пожнет плоды своей глупости (13:20).

12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. Человеку свойственно упорно добиваться того, чем он еще не наслаждался. Христианин стремится к вышним благам, хочет расти в святости (Флп.3:12—14). А нечестивыеподражают друг другу в нечестии. Корень праведных тверд, когда они полагаются на Христа как на источник благословений и таким образом постоянно приносят плод (Ин. 15:5). «Как виноградная лоза не может расти без корня, так и христианин не может думать, действовать или жить, если не будет брать силу от ствола, к которому привит» (Уильям Джонс). Духовные ветви «питаются и растут благодаря живому корню Божьей благодати и благословения» (Диодати).

13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. Мы видим, что нечестивый может попасть в собственную западню. Грехами уст своихзахлопывает он ловушку, в которую попала его жизнь (18:7; Пс.63:8). «Многие почувствовали плеть на своей спине из-за отсутствия цепи на языке» (Генри).

С другой стороны, благочестивое использование языка позволяет праведнику спастись от беды, в которую нечестивец несется сломя голову (Иер.26:12—16).

14. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его. Мы уже читали о капкане, который может поставить язык. Здесь же мы видим, что он может быть благословением, причем не только для других, но и для нас самих. Здесь также описан признак святого Божьего человека: он повествуют о славе Божьего царства (Пс.144:10—11). Мы насытимся благом от плодов наших уст (Прит.13:2; 15:23).

15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Обольщение глупца мешает стяжанию мудрости. Он никогда не спрашивает совета, ибо ему не нужно водительство. Он льнет к своим путям, потому что они его. У него нет сомнения по поводу небес. Он считает, что путь туда не настолько узок, чтобы лишь немногие могли найти его; напротив, он уверен, что его так легко обнаружить, что лишь немногие могут не заметить его. Вся его вера основана на самообмане. Боже мой, спаси меня от себя самого, от моего собственного самообольщения!

Учительный дух — бесспорное доказательство мудрости. Не стал ли Моисей мудрее, послушав совета Иофора, а Давид — обратив внимание на предостерегающий совет Авигеи? Сколь же драгоценен божественный совет для чада Божьего (Ис.9:6)!

16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Всегда контролируйте свой язык. Необузданный язык служит доказательством нераскаянного сердца. Не позволяйте ему свободно разгуливать, когда вы в гневе. Сам себя он не может контролировать. Гнев глупца, которому поддаются Божьи чада, представляет печальное зрелище. А вот самообладание, подавляющее нарастающий гнев, доказывает благоразумие христианина. Поэтому, когда чувствуем, что начинаем сердиться, мы сразу же должны возопить к тому, кто успокаивает бурю (Мтф. 8:26; Пс.64:8). Нам следует постоянно помнить, что Христос не отвечал, когда Его поносили (1Пет.2:23).

17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман. Эта притча может показаться столь ясной, что ничего не нужно о ней говорить. Но Писание учит не только глубоким и испытующим истинам, но и ставит печать Божьего одобрения на житейские истины.

Ложный свидетель не всегда говорит ложь, но обман случается и тогда, когда он представляет истину в ином свете или утаивает ее часть. Правда иобман характеризуют два типа людей в этом мире. Стремитесь к тому, чтобы ваша жизнь была жизнью истины и праведности.

18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует. Кто никогда не чувствовал себя уязвленным лживыми, злыми и несправедливыми словами? Как мучительно страдали служители Божьи от этого меча! Многие без угрызений совести бросают подобные кинжалы в тех, кто боится ими пользоваться. Совсем не без причины наш Господь обвинил злое слово, или язык, в убийстве (Мтф. 5:21—22). В самом деле, «какая великая беда, когда сотворенный для любви человек растляется настолько, что животные не могут превзойти его в свирепости и злобе» (Дэйл).

Мудрость учит врачевать язык. Она подсказывает нам, как, когда, что и кому говорить. Хорошо, когда под языком у нас нет яда. Но этого мало. Язык должен еще и врачевать.

19. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение. Постоянно помня о вечности, своими словами мы сможем показать ценность и силу истины. Преданность истине может рассорить нас с миром (Мтф. 10:32—39). Но кто может поспорить со свидетельством мученика? «Не беспокойтесь, господин Ридли, будьте мужественны. Сегодня мы по Божьей благодати зажжем такую свечу в Англии, которая никогда не погаснет» (Фокс). Уста верного служителя Божьего также пребывают вечно.

Итак, истина вечна. Ложь, даже если она помогает избежать неприятностей, пребывает только мгновение. «Никого столь открыто не бранят, как тех, кто бессовестно лжет» (Генри).

20. Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев. Корень коварства находится в нашем сердце. Насколько же рано оно там появляется! Дитя готово солгать при первом же искушении. Коварство принимает многие формы: ложь, преувеличение и предумышленное извращение истины.

22. «Часто люди просят своего привратника говорить, что их нет дома. Велика вина тех, кто таким образом искушает своего ближнего говорить явную ложь ради незначительного удобства господина. Ни один слуга-христианин не согласится запятнать свою совесть, уступая подобному беззаконию. „Но так принято в нашем обществе. Все понимают, что стоит за этими словами!» Пусть так, но ложь остается ложью, а лживые уста — всегда мерзость пред Господом. Более того, если истинный смысл этих слов всем понятен и не наносит никому оскорбления, почему бы тогда прямо и честно не сказать: „Я занят и хочу побыть один!“? Кто, приняв первый ответ, не примет с такой же готовностью и этот?» (из проповеди господина Гуда на этот стих). Родители — христиане должны в первую очередь научить детей уважать простоту истины. Доктор Джонсон верно заметил, что ложь чаще звучит из-за пренебрежения истиной, чем из-за сознательного желания солгать. Если ребенок рассказывает о том, что он видел на улице, «не позволяйте ему говорить, — советует он, — что он видел случившееся из одного окна, если он видел это из другого». Пусть он учится тому, что каждая намеренная неточность несет на себе отпечаток лживых уст.

23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. Чтобы передать знание, тоже нужна мудрость, так как не все и не всегда можно говорить. Но знание, содержащееся в Писании, нельзя утаивать. В подходящее время его следует озвучивать перед подходящими людьми. Можно причинить немалый вред, обсуждая христианский опыт с неверующим, ведь о нем мы можем говорить лишь с боящимся Бога. Итак, не всякая истина подходит всем и в любое время (Еккл.3:7; Ам.5:13). Благословенный Господь говорил Своим ученикам, что не нужно трубить о Его деяниях, пока не пришло время рассказать о них (Мтф. 16:20; 17:9). Апостол Павел никому не открывал своих духовных переживаний на протяжении четырнадцати лет. Он упомянул о них лишь тогда, когда потребовалось подтвердить его апостольское призвание (2Кор.12:1—6).

Глупцы, напротив, провозглашают свою глупость повсюду. В спорах, где более мудрые опасаются произносить окончательное мнение, они очень догматичны. Они учат, когда им самим следовало бы учиться. Недоверие к себе и смирение — вот важные качества для тех, кто хочет использовать Божьи дары для Его славы.

24. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. Успех ждет того, кто прилежен. Верный слуга был поставлен господствовать над имением своего господина (Мтф. 24:45—47).

Лень порабощает человека. «Он постоянно ищет совета других, только этим и занят» (Дэйз). Мы должны следить за собой, чтобы не оказаться негодным рабом (Мтф. 25:26—30). Христианам не следует забывать о долге. Они не имеют права жить только в свое удовольствие.

25. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. Тяжесть на сердце — это серьезная болезнь; она подавляет нас своим невыносимым бременем. Но доброе слово развеселяет нас! «Это изречение указывает на простой способ быть полезным ближнему» (Скотт). Эта притча помогает понять ценность Евангелия: оно переполнено добрымисловами (Мтф. 11:28; Ин.14:27).

Человеческое сочувствие может дать временное облегчение. Но «именно благодать, которая мягче елея и ароматнее роз и проистекает из уст Спасителя, врачует раны грешника; вливаясь в покаянное сердце, она не только исцеляет, но благословляет и отмечает для вечного блаженства. Как сладок голос прощения для души, изнывающей под бременем греха!» (Лейтон).

26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.Хотя нечестивый Валаам признал превосходство праведника, он все равно соблазнился богатством и погиб (Числ.31:8). Саул признал правоту Давида, Иоас с уважением относился к Елисею, но и тот, и другой продолжали идти своими нечестивыми путями. Нужно внимательнее исследовать свой путь. С кем я иду? Иду ли я в верном направлении?

27. Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. Как горестна привычка бездельничать! Она подобна смертельной болезни. Вылечить ее можно только с Божьей помощью. Лень нужно пресекать на корню, умерщвлять при первых же признаках ее появления и не уступать ей ни пяди. Иногда человек заставляет себя пойти на охоту. Но этот порыв скоро проходит и ему не хватает сил даже приготовить ужин.

Не отличное ли это изображение человека, который исповедует Христа, но ленив в своей вере? С удивительным энтузиазмом он становится Христовым учеником, но если корня в нем нет, его рвение вскоре увядает и засыхает (Мтф. 13:20—21). Хорошее начало — ничто, если затем не искать благодати, которая помогает быть настойчивым до конца. Благочестие без постоянства не имеет награды (2 Ин.8).

Итак, христианин, будь прилежным. Расходуй себя в служении Христу. Твои благословения умножатся. Ты прославишь Бога и обеспечишь себе венец.

28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти. Здесь праведность увенчанажизнью и бессмертием. «На пути праведности — жизнь; поистине, она — путь в бессмертие» (доктор Гуд). Путь праведности — это путь Божьего спасения, по которому дети Божьи приходят к Нему; это путь заповедей Его, по которому они ходят. Ощущение Божьей любви, дающей покой и удовлетворение, дружба с Богом, самоотверженное служение Богу, ожидание вечной радости в общении с Ним — вот жизнь и бессмертие. Ибо если человек овладел жизнью благодати, жизнь славы ему обеспечена.