Глава 18

1—2. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Желание — это двигатель души, источник энергии и удовольствия. Бизнесмен и ученый увлечены объектом своего желания, страстно стремятся к нему. Служитель церкви должен полностью отдать себя на служение. Ему есть о чем размышлять и во что вникать. Служители, не умеющие размышлять, могут быть красноречивыми ораторами и профессиональными проповедниками, но из-за недостатка духовности не оказывать на людей серьезного влияния. Каждый разумный христианин знает, как важно сочетать бурную деятельность со святым уединением и покоем. Взращивать веру так же важно, как и проявлять любую другу христианскую добродетель. Сэр М. Хейл оставил нам такую молитву: «Я постарался мудро распорядиться этим неуловимым и драгоценным даром — временем, посвятив определенные часы молитве и чтению Твоего слова, которое постоянно и безоговорочно соблюдал, не взирая на обстоятельства, требовавшие поступать вопреки ему».

Однако глупый не любит знания. Он желает только одного — беззаботного времяпрепровождения.

3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение. Нечестивым свойственно себялюбие. «Куда бы нечестивец ни пришел, он будет бесчестить и попрекать всех вокруг» (епископ Холл). Он насмехается над ближним, попавшим в беду. А слово Божье не почитает. Он презираетБожий народ. Серьезность верующих он считает угрюмостью, а их радость — ветреностью (Мтф. 11:18—19).

Бог видит, как нечестивые насмехаются над праведниками. Он записывает каждое злое слово. Настанет день, когда поношение будет снято с Его народа по всей земле (Ис.25:8).

4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток. «Это притча описывает советы самого мудреца: они глубокие, ясные, действенные» (Калмет). Слова мудрого подобны глубоким водам, они несут жизнь, как струящийся поток. Его мудрость — это источник,из которого «проистекают полноводные реки, выходящие из берегов. Он бьет фонтаном добрых слов и полезных советов» (епископ Холл).

Если к красноречию добавляется дерзновение, поток мудрости приносит еще больше вдохновение. Так было в случае с Иоанном Златоустом. Ум и красноречие, отданные на благо Царства Божьего, — дары Бога. Давайте будем пользоваться ими в простоте, чтобы стяжать славу не себе, а великому Богу.

5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. «Какие бы оправдания человек ни выдумывал по поводу лицеприятия, оно все равно остается преступлением пред Богом, публичным оскорблением правосудия, грехом против человечества и услугой царству греха и сатане» (Генри). Чтобы свершилось правосудие, нужно рассмотреть дело, а выслушать не человека. Следует человека наказывать за преступление, а не покрывать преступление ради человека. Лицеприятие к нечестивому отбирает у человека права, данные Богом, нарушает Божье требование справедливости.

6—7. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его. Интересно, что апостол Павел, когда говорит об испорченности человека, все свое внимание обращает на органы речи — язык, гортань, уста (Рим.3:13—14). Язык исполнен беззакония и растлевает все тело. Часто мы видим, как он приносит зло другим людям; здесь же описано, как он вредит самому хозяину.

Язык глупого — гибель для него. Глупец сам заготовляет розги для своей спины. Не нужно копать яму для глупца, он сам ее выкопает. Дикие животные разрывают друг друга зубами. А уста глупца несут погибель ему самому. Он не только причина своего падения, но и сам себе палач.

Пусть чадо Божье бодрствует с благочестивым страхом, дабы его глупое поведение не заставило Отца взять в руки розгу.

8. Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Сплетники — яркий пример испорченности нашей природы. Заметьте, как смертельный яд языка разрушает благочестие, общественный порядок и близкую дружбу. Закон осуждает клеветника (Лев.19:16). Нет более омерзительного человека и беззакония более отвратительного.

Слова наушникамогут причинить невосполнимый урон, если мы не бодрствуем. Сплетни приветствуются в определенных кругах. Но сплетник все равно одинаково противен и Богу, и человеку. Что еще может победить эту вредоносную склонность, кроме святой любви, которая есть источник доброты и долготерпения?! И что может принести этот дух любви, кроме подлинной веры и рожденного ею чувства христианского долга (Кол.3:12—14)?!

9. Нерадивый в работе своей — брат расточителю.

Некоторые пороки весьма похожи. Ленивец и блудный сын — из одной семьи. Человек, спрятавший Господний талант, так же неверен, как и безрассудно промотавший все добро (Мтф. 25:25; Лк.16:1). У ленивца нет страсти к работе. Он упускает все возможности добиться успеха. Его состояние не приумножается, в конце концов он превращается в нищего. Бог наполнил мир Своими дарами. Но мы умрем от голода, если не будем прилежно добывать их. «Кто из-за лени ничего не приобретает, тот ближайший родственник расточителя» (епископ Сандерсон). Лентяй — брат расточителю. Он как владелец большого поместья, который не расточает свое имущество мотовством и глупостью.

То же самое происходит на духовном уровне. Одного устраивает мертвая ортодоксальность. Семейная молитва — это формальность, которая никак не влияет на предстоящий день. Чем отличается человек, который формально молится, читает Писание и творит добрые дела, от человека, который полностью пренебрегает этими занятиями? Оба придут к одному концу, хотя и разными путями. Один складывает руки из-за лени; другой активно действует ими, проматывая деньги. Один ничего не получает; другой — тратит все, что у него есть. Велика вина, печальна судьба и неизбежна гибель обоих. Бог посылает таланты не только для обогащения, но и для использования. Если же нерадивый раб самолюбиво прячет их или небрежно разбрасывает их, то он попадает во тьму внешнюю (Мтф. 25:26—30).

Раб Христа, бери пример с Господа. Он усердствовал и в дневном труде, и в ночных молитвах. Будешь трудиться, как Он, получишь такую же награду (Ин.12:26).

10—11. Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен. Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. Даже животное, предчувствуя опасность, старается где-нибудь укрыться. Человек прячется в крепкой башне. Но понимает ли он, что он грешник и поэтому неизбежно умрет? Пусть же он примет приглашение и зайдет в крепкую башню. Эта башня — имя Господне, которое есть не пустой звук и не заклинание, а Его сущность. По Его имени Его узнают, как и человека.

Но если грешник вдруг осознает свое плачевное состояние, он начинает трепетать при мысли о вечном осуждении. Смотрит вперед, а там — ужас; назад, а там — только угрызения совести; внутрь себя, а там — тьма кромешная. До сих пор он не ведал о необходимости спасения. Враг его души уже нашептывает, что ему не достичь избавления, что он грешил слишком долго и много. Он согрешил против света и вопреки знанию — как же ему спастись? Но его око вдруг видит имя Господнее. Он по буквам произносит его и кричит: «Кто Бог, как Ты?» Он бежит к Господу как в крепкую башню. Совесть перестает мучить его, душа освобождается, и он чувствует себя в полной безопасности.

Чадо Божье — слабый, напуганный, гонимый человек. Ему иногда страшно при мысли, что он может вернуться в мир, посмотреть назад, предать веру, уступить лукавому сердцу и в конце погибнуть, понеся при этом еще большее наказание. Возможно, вы ходите у ворот башни, тем не менее вы все равно снаружи. Ваше безрассудство оставляет вас без защиты от стрел лукавого. Прочтите еще раз об имени Господнем. Войдите внутрь. Взгляните на название башни: «Я, Господь, не изменяюсь». Прочтите и доверьтесь Его имени (Ис.50:10; Пс.9:11).

Таким образом, чувство опасности, знание об убежище и уверенность в прочности башни приводят человека к источнику жизни. Он начинает искать спасения в имени Господа. В нем каждый час и каждый миг ищет защиты праведник, человек оправданный благодатью и освященный Духом Божьим. Он осознает и серьезность опасности, и свою полную безопасность. Никто из нас не будет бояться острых стрел, проносящихся за стенами. От бед нас хранит сильная вера. Мы спасены от Божьего справедливого возмездия, проклятия закона, греха, осуждения, второй смерти.

Но в этом убежище собрались только праведники. Нечестивцы не знают к нему дороги. «Милость Бога нашего — святая милость. Он прощает грех, а не защищает его. Он — святилище для кающихся, но не для самонадеянных» (епископ Рейнольдс). Но тем не менее ворота этого города постоянно открыты. В них можно войти в любое время и беспрепятственно. Вам ничего не помешает — ни расстояние, ни слабость. Все входящие попадают под защиту Божьего спасения. «Сатана подводит свои батареи к этой крепости, всячески пытается взять ее силой и военной хитростью, без конца атакует, умело пользуясь преимуществом» (Лейтон). Но, несмотря на эту устрашающую мощь врага, мир Божий каждый день укрепляет наши сердца, защищая от страха перед злом. Такова наша крепкая башня. Мы многим мы обязаны нашему милостивому Спасителю, Он сделал путь к ней свободным и светлым. Мы мирно покоимся в сердце Бога.

Но и у богатогосвой крепкий город с высокими стенами (ср. 10:15). Автор справедливо подмечает, что такой человек в своем обольщении считает себя мудрым. Он совсем не думает, что в мгновение ока стены его города могут обратиться в прах, а он останется без защиты. «Беда найдет вход в его замок. Смерть ворвется и захватит его. Суд увлечет и его, и город его в муку вечную» (Скотт).

Любой человек защищен настолько, насколько он доверяет Господу. Доверие Богу возвышает его дух. Мы чувствуем, что Бог окружил нас, что мы обитаем с Ним в вышних. Даже самый немощный верующий надежно защищен стенами неприступной крепости. А ложные надежды надмевают сердце, они предвестники гибели.

12. Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Обе части этой притчи мы уже встречали, но по отдельности (16:18; 15:33). Это повторение предназначено, конечно, для того, чтобы подчеркнуть важность этих истин. Трудно убедить человека в том, что он горд. Все протестуют и открещиваются от этого греха. Однако у кого в сердце не притаилась эта гадюка? Как плохо человек понимает, что его подлинное счастье — в уповании на Бога, а стремление к самодостаточности — это безумие, заканчивающееся погибелью. Гордые ходят по самому краю ужасной пропасти. Только чудо хранит их от внезапного падения. Дитя яге Божье находится в безопасности, когда лежит ниц в прахе. Взмывая высоко, он подвергается смертельной опасности, даже если он достиг седьмого неба (2Кор.12:1—7).

В этом заключается особенная опасность для новичка в вере. Жар первой любви, печаль о гибнущих грешниках, неосведомленность о хитрых уловках врожденного тщеславия и неразумное рвение его нерассудительных друзей могут воспитать в нем самодовольство. Так пусть он знает, что смирение предшествует славе.

Источник смирения— знание себя. Обстоятельства могут заставить человека думать о себе высоко, но пусть он посмотрит внутрь себя. Увидев себя таким, какой он есть, человек падет в прах. Когда он сравнивает свое тайное безрассудство с внешней благопристойностью, когда понимает, что люди видят его не таким, как он есть на самом деле, тогда он может только кричать: «Я ужасный грешник!» Смирение — не в словах, не в чувствах и не в слезах, оно — в сердце. Смиренный человек не станет обманывать себя, воображая себя тем, кем он не является. Он не будет тщетно кичиться тем, что у него есть. Только по-настоящему смиренный человек может быть по-настоящему великим.

13. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

Слишком часто эта притча подтверждается в повседневной жизни. Люди редко выслушивают до конца то, что им не нравится. Они прерывают говорящего и отвечают опрометчиво.

Божий закон запрещал такое глупое поведение (Втор.13:12—14). Сам Господь следовал этому принципу. Он испытал Адама перед тем, как вынести приговор, хотя уже знал, что сделал Адам. Он сошел посмотреть на Вавилон и Содом перед тем, как разрушить их, чтобы правосудие Его было бесспорным. И когда Сын Божий пришел на землю, Он сначала спрашивал, а потом отвечал (см. Мтф. 22:15—33; Втор.32:4).

14. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его? Человек рождается в мир горя, но Бог наделяет его выносливостью. Природное мужество и упорство помогают нам выдержать давление тяжелейших несчастий, бедности, боли, болезни и нужды. Христианская вера укрепляет силу, данную от рождения. Беды, приходящие извне, — ничто, если внутри мир.

Дух человека переносит его немощи. А что если дух его поражен? «Пусть даже сила во мне — это слабость, как все же сильна эта слабость!» (епископ Сандерсон). Раненый дух страдает больше, чем раненная плоть, потому что в духе больше жизни, чем в теле. Если дух ранен, горе побеждает и становится невыносимым.

Величайшие ученые были подвержены депрессиям. Даже великий Исаак Ньютон, «раскрывавший силой своего интеллекта глубочайшие тайны вселенной и отличавшийся несгибаемым самообладанием, в середине своей жизни пал жертвой умственного расстройства, которое, как говорят, потрясло его прежнюю стойкость. Бойль рассказывает, что чувство униженности на протяжении нескольких месяцев так мучило его, что хотя его внешний вид почти не выдавал его мыслей, от самоубийства его хранило лишь убеждение, что накладывать на себя руки недопустимо». До тех пор пока зло вне нас, его можно пережить. Природное мужество с ним справляется. А что может подкрепить пораженный дух?

В духовной жизни внутренние проблемы перенести еще сложнее. Когда Тот, кто сотворил наш дух, ранит или позволяет сатане ранить нас, мы готовы бросить вызов всему творению: кто может подкрепить его? О духовных ранах, как и о целительном бальзаме для них, не узнаешь, пока не почувствуешь. Иногда кажется, что Всемогущий смочил Свои стрелы в озере огненном и выстрелил прямо в душу. Приятнейшие земные удовольствия не могут унять боль, причиненную отравленным острием. Веселье кажется безумием и вызывает только раздражение.

Еще по эту сторону могилы есть ад для нечестивых. Человек становится бременем самому себе. Наказание Каина было больше, чем он мог вынести. Саула переполняла тьма отчаяния. Ахитофел и Иуда предпочли повеситься. Таким образом, люди терпят мучения вечности заранее. Сначала ад воспламеняется внутри, затем охватывает снаружи. Вот оно, предвкушение преисподней — всего несколько капель гнева Божьего на несколько мгновений. Что же готовит нам вечность!

Однако пораженный дух есть верный признак того, что верующий обрел милость у Бога. Страдание готовит нас к будущей вечной милости. Как мучительно видеть горы греха, восстающие из могилы забвения. Но разве не этот кошмар делает Иисуса и спасение по благодати по-настоящему драгоценными? И не сей ли дух переносит нас в Его исцеляющее присутствие? Теперь мы уже не спрашиваем, кто может подкрепить. Мы спрашиваем, кто может исцелить? Хорошо сказал Лютер (а в этих вопросах трудно найти более компетентного судью): «Сотворить мир столь же легко, как и умиротворить обеспокоенную совесть». Ведь и одно, и другое — действия, требующие всемогущества Божьего. Мы должны обратиться к Тому, кто ранил нас, за исцелением. Он исцеляет тем, что сам был уязвлен за нас. Один взгляд на это исцеляющее и оживляющее страдание воскрешает душу, вдохновляет веру и наполняет уста песней вечной хвалы!

Сегодня христианское учение находится в пренебрежении, а пораженный дух пытаются излечить не Евангелием, а другими лекарствами. Давайте же вспомним, как церковь в Британии исцеляла душу еще во времена Завоевания[16]. Тогда люди исцелялись не слезным крещением, не исповеданием перед священником, не епитимьей и не человеческими делами, а простой верой в единственную жертву. Во времена Ансельма, архиепископа Кентерберийского, в 1080 году в Книге молитвы предписывалось при посещении больного задавать ему вопрос: «Веришь ли, что придешь во славу не благодаря своим заслугам, но благодаря страданиям Господа Иисуса Христа? Веришь ли, что наш Господь Иисус Христос умер ради нашего спасения, что никто не может спастись своими заслугами или иными какими средствами, кроме заслуги Его страданий?» Больной должен был отвечать: «Всему этому верю». Тогда больной человек получал следующий совет и успокоение, как бы от истинного Целителя душ: «Возложи посему все свое упование на смерть Христа до тех пор, пока душа твоя пребывает в сей хижине телесной. Не полагайся ни на что другое. Полностью предай себя Его смерти, и пусть лишь она успокаивает тебя. Если Бог скажет тебе: „Ты заслуживаешь ада“, отвечай: „Полагаю смерть Господа Иисуса Христа между собой и Твоим судом, а больше мне сказать нечего“. Если скажет тебе: „Ты — грешник», отвечай: „Господи, полагаю смерть Господа Иисуса Христа между Тобой и своими грехами». Если же Он скажет тебе: „Ты заслужил вечное осуждение», отвечай: „Господи, я положил смерть Господа Иисуса Христа между Тобой и моими проступками; я предлагаю Его заслуги вместо своих». Если Он скажет, что гневается на тебя, отвечай: „Господи, я помещаю смерть нашего Господа Иисуса Христа между собой и Твоим гневом»». Поистине, это божественное лекарство от духовной болезни, которая только усложняется от лечения по человеческому рецепту.

15. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. Лучи знания падают на нас. Но все действительно ценное сосредоточено в божественном знании. «Все науки, — учит епископ Холл, — служанки богословия. Они служат ему, потому что оно величественно». Ибо, с готовностью признавая важность интеллектуального знания, во главу угла мы ставим спасение души. Любое знание, которое не основано на этом краеугольном камне и не содействует прямо или косвенно этой великой цели, не имеет ценности. Оно становится темной силой, орудием зла, которое в конце концов обратится против самого человека. Не забывайте, что неосвященное знание несет смерть, а не жизнь.

Молодежь должна понимать, что это знание имеет чрезвычайную важность. Юноши, вы должны расти в знании (2Пет.3:18). Счастье и успех, просвещение и слава перед вами. Проводя время у ног Господа, вы вскоре поймете, что имел в виду Игнатий, когда говорил: «Я теперь начинаю быть учеником».

16. Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. Подарки могут развращать (17:8, 23). Но эта притча учит нас, как правильно можно их использовать в некоторых случаях. Служитель Евангелия знает, что иногда подарки могут заставить людей выслушать его проповедь. Его наставление быстрее достигает человеческой души, когда он, по примеру божественного Господина, сочетает доброту к телу с любовью к душе. Рассудительность может привести нас в присутствие великих мира сего ради продвижения христианского благого дела.

Благословен Бог! У нас нет недостатка в дарах для Него: Он приглашает нас прийти без них. Дверь Его дома всегда открыта. Он даром дает нам необъятные сокровища благодати!

17. Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его. Недавно мы рассматривали притчу об осуждении других людей (ст. 13). Здесь же мудрец призывает не оправдывать самих себя. Мы любим льстить себе. Мы превозносим свои кажущиеся достоинства, закрывая глаза на недостатки. Мы так стремимся представить свою тяжбу в хорошем свете, что умалчиваем об обратной стороне медали. Как тяжело излагать факты и точно описывать события, когда дело касается нашего имени и репутации! Все доказательства необходимо тщательно проверять. Гоните прочь самооправдание! Перестаньте доверять себе! Судите себя, как будто Бог смотрит на вас. В искренней молитве откройте свои тайные грехи перед Его исследующим взором.

18. Жребий прекращает споры и решает между сильными. Здесь жребий становится средством полюбовного решения споров. Конфликтующие стороны могут согласиться поступать по жребию, особенно если закон не дает однозначного решения их спора. При теократии важнейшие вопросы решались при помощи жребия (1Пар.6:54). Когда Матфий стал апостолом, его избрание посредством жребия сочли гласом Божьим. Итак, запрета Писания на использование такого средства нет, пока оно применяется в благоговейном уповании на Бога и не используется ради обогащения.

В то же самое время в Слове Божьем воля Бога выражена более ясно. Иногда легче жить по решению жребия, чем по настоянию Слова. Последнее требует больше самоотречения, смирения и терпения, а по тому более полезно.

19. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. Заметьте,брат, а не враг, становится неприступнее крепкого города. Чем теснее родственные узы, тем шире пропасть после ссоры. Порвавшуюся нитку нелегко снова сделать целой. «Как низко пал человек, если врожденная любовь в нем превратилась в сатанинскую ненависть!» (Гир).

В церкви согласие важно, как нигде. Она никогда не преуспеет, если не станет, подобно Иерусалиму, «слитой в одно» (Пс.121:3). Рожденные одним Словом, питающиеся одной пищей, оживленные одной и той же жизнью, не должны ли мы, оставаясь в мелочах разными, держаться единства Духа? Богобоязненный и образованный Стригелий стремился покинуть этот мир по двум причинам: «Во-первых, чтобы наслаждаться блаженным видом Сына Божьего и Церкви Божьей; а во-вторых, чтобы избавиться от жестокой и неумолимой ненависти богословов». Златоуст предлагает следующее правило: «Да будет у тебя один только враг — дьявол. С ним никогда не примиряйся, а с братом никогда не ссорься».

20—21. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. Каждого человека волнует, что он сеет. Крестьянин знает, что урожай его зависит от того, какие семена он посеял. Так и наши уста могут принести либо полезный, либо ядовитый плод. Язык может дать жизнь, а может и привести к смерти. Злословие ведет к смерти, добрые слова — к жизни. Добрые слова так же успокаивают говорящего, как и слушателя. Здесь нет срединного пути, только крайности. Либо наихудшее из зол, либо наилучшее из благословений.

Мы рождены для вечности, а потому все слова, слетающие с нашего языка, имеют значение. Слово, каким бы незначительным оно ни казалось, может стать на суде свидетелем, может либо обречь на смерть, либо даровать жизнь вечную. Поэтому прав был Златоуст, когда говорил, что охранять этот маленький орган нужно пуще зеницы ока. Грехи языка — это неопровержимое доказательство Божьего долготерпения? Мы должны оберегать свое сердце, которое находится внутри, и язык, который находится снаружи. Боже мой, возьми и то, и другое под Свою охрану, используй их как орудия для служения Тебе и для славы Твоей.

22. Кто нашел жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. Конечно, это верно не всегда. Для Маноя его жена была благом (Суд.13:23), а для Иова — бедствием (Иов.2:9—10). Для некоторых жены стали венцами, в то время как другие — гнилью для костей (12:4).

Благо подразумевает благочестие. Богобоязненность обнаруживается, когда человек женится в Господе, то есть на тех, кто в Господе. Склониться под чужое ярмо с неверными (2 Кор. 6:14), заключить союз на всю жизнь между чадом Божьим и чадом сатаны — ужасное нарушение порядка вещей. «Хотел бы я, — говорил благочестивый епископ Холл, — чтобы слова Маноя услышали все израильтяне: „Разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных?“ Если вера — не формальность, а часть жизни, ее нельзя не принимать в расчет, выбирая спутника жизни. Эта филистимлянка прекрасна? Почему же миловидность девушки привлекает, а убожество души не отталкивает?»

23. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. Для нищего, зависящего от милости людей, естественно говорить с мольбой. Мы должны тоже научиться унижаться, ибо это умение есть проявление нищеты духа, которую Господь превознес в первой заповеди блаженства (Мтф. 5:3). Но богатый ведет себя неприлично, даже позорно — отвечает грубо. Его слова не только не приносят человеку пользы, но и заковывают его в железные цепи. С безразличием относится он к горю ближнего. Он не может сострадать, потому что не изведал страданий. Воспитанный человек мира сего, сама галантность и утонченность в своем кругу, часто грубо разговаривает с теми, кто ниже его. Его воспитанность — проявление самолюбия. Горделивый червь не умеет пользоваться властью: если он заполучил ее, он превращается в тирана. Пусть он посмотрел на своего божественного Господина и понял, как нужно властвовать с подлинным величием. Не был ли Иисус одинаково внимателен и к слепому Вартимею, и к благородному человеку из Капернаума? Люди любой состоятельности могли равно рассчитывать на Его сострадание.

Бывают богатые властолюбцы-гордецы, бывают и раболепствующие нищие. Однако если они будут честными, они обретут достоинство, украшающее людей любого сословия. Разное положение делает нас уязвимыми для разных искушений. Защитить нас сможет только постоянное хождение перед Богом.

24. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. Не иметь друзей — значит постоянно быть одиноким. Но, с другой стороны, приобрести настоящего друга отнюдь непросто. Многие только притворяются верными друзьями. Этот драгоценный камень столь же ценен, как и редок. Но жизнь без этого радостного, обогащающего благословения печальна. Завоеванный мир для Александра Македонского был бы пустыней, если бы не его друг Гефестион. Но если человек хочет сохранить дружбу, он сам должен быть дружелюбным. Отталкивать друзей невниманием, несносным поведением и бесчисленными упреками — значит быть недостойным этого благословения. Любовь рождает любовь и сопровождается любовью. Вовсе необязательно выражать ее преувеличенными воздыханиями и неумеренной хвалой, которые радуют только слабоумных, а разумных отталкивают. Подлинная дружба — в безупречной честности.

Узы дружбы бывают сильнее родственных. Пример такой дружбы — отношения Давила и Ионафана. Епископ Ковердейл очень красиво перевел выражение «друг, более привязанный, нежели брат»: «Любящий друг — настоящий друг и привязан сильнее брата».

Пусть Иисус станет первым приятелем юности, испытанным и избранным Другом в средние года и Другом в вечности. Узнавайте Его больше. Цените дружбу с Ним. Не делайте то, что Ему неприятно. Будьте там, где Он встречается со Своим народом. Стремитесь пребывать с Ним вечно. Не потому ли люди не любят Его, что у них нет глаз, чтобы Его увидеть? Если бы очи их были открыты, вскоре и сердце почувствовало бы перемены. Тогда бы они посвятили себя Его служению.