Глава 19

1. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.

Бедность не порок, если только к ней не привели глупость и нечестие. Если же она украшена непорочностью,то она делает честь человеку. Лучше бедный, чем человек, хвалящийся богатством да еще и лживый. Часто люди попирают ногами тех, кого Бог носит в сердце. Человеку свойственно славить лжецовза их богатство и презирать бедных за нищету. Но чем владеет богач, если у него нет Бога? И чего не хватает бедняку, если у него Он есть? Лучше быть с Богом в пустыне, чем в Ханаане без Него. Судите о мудрости Божьим судом. Он судит по поступкам, а не по положению в обществе. Оценивайте все с точки зрения вечности. Смерть сбросит с бедного его отрепья, а с богатого — его порфиру, отправит обоих нагими в землю, откуда они и вышли. Тем временем прислушаемся к тому, что Бог говорит Своему презираемому народу. Он знает, что мы бедны, но ведь мы и богаты (Откр.2:9). Чтящих Его Бог наградит Своим благоволением и вечным венцом.

2. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. Недостаток здравого знанияв вопросах земных — тоже беда. Дитя, которого не наставили, как и дикарь, ведет себя опрометчиво. Человек поспешный торопится закончить свою работу, а потому постоянно берется за слишком большое количество дел. Он забывает, что «дела делаются не временным усилием, а предварительной подготовкой» (Сесил). Мудрый преподаватель этики прекрасно заметил: «Тот, кто спешит, доказывает тем самым, что работа, которой он занимается, для него слишком трудна» (доктор Джонсон). Несомненно, торопливостьможет стать грехом, если происходит из-за недостатка детского доверия Богу.

Жить правильно — значит за один день выполнять работу одного дня. Это все, что Бог требует. А в день мы можем совершить столько дел, сколько можем предать верой в руки Богу. Этот принцип следует перенести на все остальные важные и ответственные дела. Епископ Бернет рассказывал о сэре М. Хейле: «Его любимым девизом был festina lente (лат. «поспешай не торопясь»). Он приказал выгравировать эту фразу на набалдашнике своей трости. Он часто повторял, что видел многих умных людей, попавших в серьезные затруднения из-за того, что они не давали себе времени подумать. Мимолетные порывы заставляли их принимать неверные решения. А более спокойные люди, принимавшие решения не спеша, искали и находили истину намного успешнее».

Но торопливость намного страшнее в делах духовных. «Не хорошо душе без осмотрительности» (перевод епископа Ковердейла). Человек без знания торопится и оступается,он не присматривается к пути. Рвение — это энергия, дарованная Божьей благодатью. Но и оно может быть бездумным и от этого превращаться в грех. Нетерпение показывает, что для человека главное — удовлетворить свое сиюминутное желание, он не обдумывает свои решения. Безрассудные и поспешные социальные эксперименты нередко ввергают народ в большие беды. Тот же самый дух разделяет церковь. Запомним же, что без дисциплинированности не может быть христианской стойкости. Наилучшие намерения — всего лишь безрассудные порывы, если они не основаны на воле и Слове Бога. Их нужно проверять, а не следовать им бездумно. Если вера дарует нам мир, мы ведем себя спокойно. Мы просто наблюдаем за тем, как Бог вступается за нас и переводит через бурные потоки трудностей.

3. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Такова была глупость Адама! Сначала он извратил свой путь, а потом обвинил в этом Бога. Если он сам был причиной своего плачевного состояния, пусть бы и винил самого себя. Но он так возгордился, что его сердце разгневалось на Бога, как будто Бог был виноват в его грехопадении. С тех самых пор дети Адама столь же безумны. По воле Бога зло и наказание, грех и печаль стали неразделимы. Глупец бросается в грех, а потом безрассудно негодует на Господа. В своих бедах он винит несправедливость Бога, а не свою порочность. Но Бог ни в чем не виновен. Он указал лучший путь, но человек предпочел худший. Бог предупреждает человека через Слово и совесть. Но человек оглох и не слышит этих предупреждений и, бросаясь в грех, негодует на Господа, хотя и вкушает плод своих решений. Так гордится и богохульствует дух надменный. Преступник обвиняет судью за его справедливый приговор.

«Господи, избавь нас от невежества, дабы мы познали Тебя; от лености, дабы мы искали Тебя; от неверия, дабы мы нашли Тебя и радовались в Тебе» (епископ Холл).

4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Похожую притчу мы уже встречали ранее (14:20). Действительно, обычно богатство прибавляет много друзей. «У богатства их много», — говорит епископ Холл. Но стоят они, как правило, немного. Бойтесь эгоизма. Немногие любят все время (17:17).

Отсутствие сострадания к бедным — это нешуточное зло. Бог устроил так, что все люди должны оказывать друг другу взаимопомощь. Богатые — заботиться и защищать бедных, абедные — быть опорой для богатых. Но слишком часто получается так, что бедныепродолжают жить в нищете, потому что богатые роскошествуют и не обращают на них никакого внимания. Такого бы не было, если бы богатые жили по принципам Божьей любви.

Бедность часто разделяет людей, но никто не в силах отделить бедного от его Бога (Рим.8:38—39). Пусть же бедные не падают духом из-за того, что им придется несколько лет прожить в нищете — их ожидает вечное наслаждение любовью Бога. Земные трудности пройдут, как сон, и настанет вечная явь безоблачной радости.

5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Если верный свидетель спасает души (14:25), то лжесвидетель их губит. Это нарушение десяти заповедей.

Привычку лгать, прикрываться добрыми намерениями, приобретает все больше и больше людей. Когда Солон впервые посетил простонародные театральные постановки Феспия, то спросил постановщика, почему в его спектаклях так много лжи, на что Феспий ответил, что это всего лишь спектакль, а не настоящая жизнь. Тогда Солон, в гневе ударив своим жезлом по земле, прокричал: «Если мы начнем лгать в пьесах, то скоро научимся лгать и в жизни». Это очень поучительная история.

Важно, чтобы христиане учились с благоговением относиться к истине. Не позволяйте лгать. Даже ребенка нужно наказывать за вранье. Ему нельзя позволять играть с ложью.

6—7. Многие заискивают у знатных, и всякий — друг человеку, делающему подарки. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. Все любят, или говорят, что любят, полезных людей. Если бы богатый человек, перед которым лебезят, волей провидения внезапно обнищал, нынешние друзья вмиг бы его возненавидели или, по крайней мере, оставили. «Кто из них, — вопрошает епископ Холл, — осмелиться признать его другом, если его поведут в темницу?» Как полноводные весенние ручьи мельчают и высыхают в летнюю жару, так и эти друзья бедного исчезают в день бедствия.

Подумайте о том, как вы станете умолять о благосклонности великого Князя, поразмыслите о дарах,которыми Он наделяет Свой народ. Если вы обогатились им, тогда окажите милость своим бедным братьям, особенно наследникам Царства. «Господи, в моем изобилии помоги мне помнить, что некоторые мои ближние живут в нищете, во дни наивысшего благоденствия удержи меня от забывчивости, не дай запамятовать бедствия Твоего Иосифа» (Суиннок).

8. Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Только беспечный грешник может думать, что корыстолюбие делает нас угодными Богу! Прилежно ищите мудрость, а затем приносите свое сердце Богу, чтобы Он просветил его и научил. Чтобы удержать благословение, требуется столько же усилий, как и для того, чтобы получить его. Оно мгновенно выскользнет из небрежной руки.

Приобретение мудрости — не просто обыкновенная добродетель. Приобретение мудрости — это любовь к собственной душе. Нам должно быть даже стыдно спрашивать, кому отдать свои любовь, время и таланты — Христу или миру. Это все равно, что сравнивать гальку с жемчугом, пыль с бриллиантами, окалину с золотом. Следовать своим путем — значит не любить свою душу и идти в погибель.

9. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет. Иегова явил себя людям верным и истинным Богом. Нас не должно удивлять, что мудрец снова и снова порицает обман. Ложь бесчестит неизменного Бога. Соломон повторяет свою притчу (ст. 5), не с небольшим дополнением. Тот, кто говорит ложь, не только не спасется — он погибнет. Ложь и гибель неразрывно связаны (Ос.12:1; Мал.3:5).

10. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями. Раб обладает такими же мыслительными способностями, как и его хозяин. Но ум его не тренирован, поэтому он не может править. Бывают, правда, исключения из этого правила, например, Иосиф. Однако Божий порядок редко можно поменять, избежав при этом анархии и смуты. Благочестивое довольство приносит мир и счастье (1Тим.6:6). Те, кого Бог поместил в подчиненное положение, должны помнить голос Отца: «А ты просишь себе великого: не проси» (Иер.45:5).

11. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам. Что же такое гнев, если не временное безумие? Не знаем, что делаем, если действуем без рассуждения. После мы будем жалеть о всех своих поступках, совершенных во гневе. Важно, чтобы гнев изнутри не пролился наружу. Благоразумие делает человека медленным на гнев. Сознавая свою немощь, мудрый человек будет настороже, он постарается держать в узде свою вспыльчивость, трезво оценивать обиду и не думать о ней больше, чем она того заслуживает. Даже язычники признают, что гнев нужно подавлять. «Не будь я зол, побил бы тебя», — сказал философ слуге, совершившему проступок. Императору Августу, когда он приходил в ярость, советовали повторять алфавит, чтобы успеть успокоиться. Сенека мудро заметил: «Легче не давать места гневу, чем, попустив, пытаться с ним справиться». Иустин Мученик, когда его спросили, какое из чудес Христа он считает самым могущественным, назвал великое терпение в великих испытаниях.

Таким образом, обида — это испытание, которое показывает, насколько мы терпеливы. Оно обнаружит, не стали ли мы рабами своего гнева. В мире люди пытаются отомстить, отвечая оскорблением на оскорбление. Но унижать другого — не по-христиански, христиане должны отвечать благословением на злословие (1Пет.3:9).

Слава для него — быть снисходительным к проступкам. Разум человека испорчен, поэтому снисходительность к проступкам кажется ему глупостью. Однако мудрый царь Соломон заявляет, что неспособность сносить обиды — это слабость характера. Слава для него — быть снисходительным к проступкам. Действительно так, потому что Бог поступает подобным образом. Какой стимул для нас! «Ну и пусть кротость считается безволием. Она, тем не менее, уподобляет нас Тому, кто был „безгласен, как агнец пред стригущим его“ (Ис.53:7). Так мы приемлем часть Его духа» (Лейтон).

12. Гнев царя — как рев льва, а благоволение его — как роса на траву. Властелин земной подобен владыке зверей. Кто не убоится ревущего льва? Скалы и холмы отражают эхо ужасного рева. Все животные саванны либо обращаются в бегство, либо, оцепенев от страха, застывают на месте. Таков же и гневцаря-деспота, который властвует без закона, переступая закон, как будто его вовсе не существует. Безграничная власть слишком тяжела для гордого человека, если только он не наделен особой благодатью свыше. Но благоволениецаря приносит живительное благословение, оно подобно освежающей росе на траве.

Если гнев царястоль страшен, то, душа моя, каков же гнев Божий? Бойся же его с благоговением. Беги от него по единственному пока еще открытому пути спасения в поисках Божьего благоволения, как живительной росы для Израиля, удобряющей твою бесплодную душу (Ос.14:5—7; Пс.71:6).

13. Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба. Один из толкователей заметил следующее: «В жизни человека много горя, но самое тяжкое причиняет тот, на чью помощь этот человек рассчитывает» (Джермин). Мудрый сын радует отца, а глупый сын — сокрушение для отца своего. Единственным прибежищем для верующего отца в его скорби станет престол благодати. Перед ним он сможет излить горечь своей души, помолиться за свое чадо и найти покой.

Сварливая жена — сточная труба[17].Здесь говорится об еще одном домашнем бедствии, хотя и не столь страшном, как первое. Сварливая жена похожа на дырявую ветхую кровлю. Вода, стекающая с крыши, нарушает домашний уют, нервируя даже самого хладнокровного человека. Но вера находит силы, чтобы ради почитания Бога кротко сносить это. Чем тяжелее испытание, тем более драгоценное благословение можно получить, если выдержать его. Кто знает, не исправится ли сварливая женаблагодаря неустанным молитвам и терпеливой снисходительности, не станет ли она помощником мужу, не будет ли вместе с ним жить по благодати?

14. Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа. Всякий добрый дар исходит от Господа. Некоторые такие дары мы получаем каждый день; иные — только в исключительных случаях. Дом и имение, хотя они тоже являются дарами от Господа, — наследство от родителей. Наследник известен, и в свое время он вступает в права владения своей собственностью. Но разумная жена — не родня человеку, она из чужой семьи. Повествование о жизни Руфи прекрасно иллюстрирует Божий промысел в браке. Эта моавитянка вышла замуж за израильтянина, вопреки традициям того времени. Так она вошла в семью Ноемини. Позже она вернулась со свекровью к себе на родину, понравилась Воозу и вышла за него замуж. Часто вращение шестерен в этом Божьем механизме вызывает восхищение даже у тех, кто не привык видеть вокруг себя духовный мир (Быт.24:50). Необычное благословение Божье особенно драгоценно. Хлеб, сходящий с небес, ценился больше, чем хлеб, выращенный и приготовленный обычным способом. Автор называет разумную жену «особым благословением, выбранным самим Богом, которое следует молитвами получать из руки Подателя» (епископ Холл).

Но разве муж — неот Господа, как и жена? Пусть каждый ищет благословения в браке, который есть установление Бога. Не доверяйте своим чувствам и логике, ищите прежде ведения Божьего. Осознайте, что брачный союз — это и радость, и ответственность. Он есть дар от Господа, который Он посылает нам ради Своей славы и служения себе.

15. Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. Жизненный опыт доказывает, что леность разрушает умственные способности, а праздность заставляет жить впроголодь. А чего еще ожидать от лентяя, лежащего весь день в постели? А если он и сделает шаг, да при этом неверный, у него не будет сил исправить его. Маршалл Тюренье писал, что он очень благодарен одному своему другу, который еще в молодости дал ему такой совет: «Когда ты ступил не туда, куда следует, не огорчайся и не сетуй, а лучше подумай, как исправить ошибку и немедленно принимайся за работу». Усердие вознаграждается, а леность не приносит благословения. Нерадивая душа будет терпеть голод.

Беспечный грешник, подумай о своей жизни. Ты уверен, что у тебя все хорошо, хотя ты даже не потрудился посмотреть, что вокруг тебя происходит. Ты не борешься с Евангелием в открытую. Но не сказал ли наш Господь: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мтф. 12:30)? Тебе нравится думать, что ты никому не сделал худого. Но разве не плохо то, что ты бездействовал, расточив возможности сделать что-нибудь для вечности? Не скитался ли ты праздно от самой колыбели, вместо того чтобы жить для Бога? Ты решил подремать. Ты можешь потерять два величайших сокровища — благоволение Бога и свою душу, но ты по-прежнему ничего не делаешь. Вместо того чтобы любить от сердца, молиться до кровавого пота и трудиться не покладая рук, ты переворачиваешься с боку на бок и продолжаешь спать. Встань, а не то навсегда уснешь смертным сном.

16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет. Почитать Божьи заповеди — значит идти путем чести. Наша безопасность зависит от того, выполняем ли мы их. Если мы храним Слово, Слово сохранит нас. Таким образом, благословения неотделимы от долга.

Однако повиноваться Божьим заповедям человек не в силах. Разве это не дело Бога, который трудится в нас, через нас и с нами? Пусть мир знает, что мы повинуемся не по завету дел. Повиновение заповеди ради Евангелия сохранит душу. Исполнение заповеди — путь счастья в этой жизни, печать вечной милости и дорога на небеса.

17. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. Бог постановил, что бедные всегда будут на земле (Втор.15:11). Поэтому каждый обязан благотворить бедному. Этому учит и Новый Завет, призывая не только к конкретным действиям, но и к правильному отношению (Лк.6:30—36; Кол.3:12). Открытым должен быть не только кошелек, но и сердце. Ибо возможно отдать все до последней копейки бедным, не испытывая при этом к ним никакой любви.

Дает взаймы Господу. Сэр Томас Мор любил говорить: «В этой фразе больше красноречия, чем в целой библиотеке». Однако мирской филантроп не имеет представления о духовной стороне этих слов. Если ты оказал брату добрую услугу, ты сделал доброе дело небесам. Господь считает это одолжением Себе. Мы даем взаймы Господу. Эгоист считает, что ведет себя благоразумно, когда не дает в долг. Но ведь мы даем взаймы, надеясь получить долг назад. Мы уверены, что этот заем обязательно будет выплачен.

Господь небес поручается за бедных. Он берет долг на себя и дает нам долговое обязательство Своего Слова, обещая уплатить должное. Хотя у Него все права на власть, а сам никому ничем не обязан, Он становится должником тем, кто принадлежит Ему. Многие добрые дела были забыты. Единственный свидетель — наша совесть. Но в данном случае можно сделать надежный вклад в сердце Бога. Он никогда не потеряется и не забудется. «Если нам нужно сохранить деньги, — пишет епископ Холл, — куда же их положить, если не в сокровищницу христианина? Рука бедного — это сокровищница Христа. Весь свои сбережения я буду хранить там, где они будут в безопасности и обязательно возвратится мне».

Тем не менее большинство людей предпочитают одалживать не Господу, а честному богачу. Вот они-то поступают по вере, потому что никто не может дать им полной гарантии, что их деньги вернутся к ним. А Царь возвращает. В день воскресения мы увидим, кто совершал дела милосердия. Как удивительна Божья благодать! Бог вкладывает в сердце желание, располагает сердце, предоставляет возможность, а после всего этого принимает деяние как Свое собственное, словно оно без пятна и порока.

18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Верующие родители должны тщательно изучать Слово Божье. Эти слова также описывают, как небесный Отец воспитывает Своих детей. И какой сын не благословлял Его за то, что Он наказывал и наказанием этим достигал желаемой цели?

Бог дает нам пример воспитания. Отцы не должны раздражать своих детей, дабы те не унывали (Кол.3:21). Но отказываться от телесного наказания полностью тоже нельзя. Под маской нежности к ребенку может скрываться слабость характера. На самом деле суровость более милосердна, чем поддельная нежность. Пусть ребенок знает, что мы умеем проявлять твердость. Пусть понимает, что рыданием или нытьем он ничего не добьется. Пусть лучше плачет дитя, когда его наказывают, чем будут рыдать его родители, когда им придется пожинать плоды неправильного воспитания. «Илий сам наказал себя и свой дом: он позволил своим сыновьям грешить. Чтобы сделать свою жизнь несчастной, родителям достаточно пожалеть розги» (епископ Холл). Но розга может и не понадобиться, если родители станут воспитывать детей правильно — твердым решением, словом, взглядом.

Это правило весьма действенно, если применяется своевременно, доколе есть надежда. Ибо безнаказанность может окончиться безнадежностью. Лечить ребенка от зла нужно с младенчества. Нельзя упускать ни мгновения. Научиться послушанию следует на заре жизни. Одно победное сражение может по милости Бога определить ход всей жизни. С другой стороны, жестокое наказание позже может не достичь того результата, которого бы добился легкий упрек намного ранее.

Разве не бывает так, что мы закрываем глаза на пороки детей? Говорить «дети есть дети» — неправильно. Под этим предлогом мы не обращаем внимания на их проступки; считаем их упрямство и непослушание пустяком, который не требует сиюминутного исправления. Грех, на который не обратили внимания в самом начале, со временем становится невозможно искоренить. Каждый человек постарается излечиться от обыкновенной простуды, если будет знать, что в будущем она перерастет в смертельную болезнь. Только великая благодать и мудрость может сделать наше мышление, суждения и чувства зрелыми и помочь воспитать детей в страхе Божьем. Тогда дети наши будут неизмеримо счастливы.

19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его. Часто ребенок, которого не наказывали, вырастает в гневливого взрослого. Ему приходится постоянно прилагать усилия, чтобы успокоить этот гнев, хотя он не всегда добивается успеха (1Цар.19:1—11; 20:32—33).

Человек должен потерпеть наказание. Он сам себя наказывает. Уязвленная гордость и негодование заставляют несчастного преступника мучиться. Он страдает от невыносимого бремени наказания, которое сам же на себя наложил.

Так где же панацея? Мы должны научиться у смиренного сердцем (Мтф. 11:29). Слава и радость Евангелия в том, что несмотря на все трудности Богу можно и нужно доверять (2Кор.12:9).

20. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Только что мудрец учил родителей правильно воспитывать своих детей (ст. 18). Здесь же Писание советует детям быть смиренными. Они должны слушаться совета и принимать обличение. Совет и обличение часто идут рука об руку, а Божий народ так часто не обращает внимания на эту божественную мудрость. И кто, видя нынешнее духовное растление людей, не внемлет гласу благочестивого мужа: «О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор.32:29)?

21. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. Между человеком и Богом, человеком-червем и его Творцом — огромная пропасть! Даже самые серьезные замыслы человека — ничто в сравнении с Божьими. И сбывается лишь определенное Господом. Человеческие замыслы полны зла, корысти и ведут к беде, а Божий промысел совершенен и непреложен.

Попытки сражаться с Богом бессмысленны. Наша свобода не противоречит Его тайной воле. Нам следует быть осмотрительными, чтобы не отвергнуть Его явленной воли. В то время как Его промысел предопределяет нашу судьбу, позволим Его Слову укротить наши желания, сделать их плодотворными. Ибо вверху всегда ясно, хотя внизу может быть облачно. Все спокойно на небе, как бы ни бушевала буря на земле. Там нет смятения. Лишь Один властвует безраздельно. Каждое Его намерение достигает цели.

22. Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. Каждый из нас может творить добро. Бог одобряет наше усердие, Он оценивает, как мы используем имеющиеся у нас возможности (2 Кор. 8:12). Это Его принцип. Желание Давида построить храм было принято точно так же, как само строительство, которое суждено было совершить его сыну (2Пар.6:8; 7:12—18).

Желать следует от всего сердца, чтобы желание приводило к действию. Убедитесь, что ваши побуждения чисты. Люди не видят нашего сердца, но Господь взвешивает наши мотивы (16:2), а дело всякого человека испытает огонь, и тогда станет ясно, каково оно (1Кор.3:13).

23. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. Страх Господень в христианине — это не ужас перед проклятием закона (Лк.1:74; Рим.8:15; 2Тим.1:7), а евангельская добродетель, которую следует иметь каждому верующему. Здесь мудрец описывает три плода такого страха: жизнь, довольство и безопасность.

Он ведет к жизни. Здесь речь идет не о земной жизни, которой обладают и нечестивые (хотя все благие стороны земной жизни здесь тоже подразумеваются), а о жизни небесной, вечной жизни, которой живут в свете Божьего благоволения. Мы говорим, молимся, думаем и общаемся с людьми так, будто Бог стоит рядом.

Довольство, внушаемое страхом Господним, — тоже драгоценное приобретение. Служение Богу доставляет нам неописуемое удовольствие. Закон уже не стоит над нами, как грозный надсмотрщик; он стал правилом жизни и источником сил. Пустота мучает сердца людей мира сего. Но молитва Божьего чада являет его довольство. Господи, освети меня светом Своим!

В обычных обстоятельствах человек не любит страх, но страх Господень для верующего — на вес золота. Кто боится Его, больше не боится ничего. Его милосердие уничтожает ужас перед наказанием. Его святость поддерживает благоговейный страх. Мы знаем, что нам нечего бояться, если мы с Богом, поэтому единственное, чего мы боимся, — это лишиться Его любви.

24. Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего. Мудрец еще раз искусно показывает, каким страшным недугом является лень (см. 12:27; 26:15). Она так завладевает своей жертвой, что у той не хватает сил сделать даже самое необходимое для себя: человек не может донести до рта руку, опущенную в чашу. Он скорее предпочтет страдать от голода, чем прилагать усилия, чтобы положить пищу в рот! Так, к сожалению, бывает со многими благими намерениями и, на первый взгляд, добрыми начинаниями в вере, которые сходят на нет, как только требуется приложить малейшее усилие. Любое благочестивое занятие — бремя. Борение в молитве, единственное средство получения духовной пищи,— слишком утомительное занятие. Пробужденная, казалось бы, душа возвращается в прежнее летаргическое состояние. Усилия вырваться становятся все слабее и безнадежнее. Ленивый не может протянуть руку даже за царским венцом.

Но помни, христианин: кто разбудил тебя от сна смерти, не даст тебе уснуть до прихода Господа. Однако и ты продолжаешь дремать, а Господь этого не потерпит. Господь даст тебе почувствовать, что жизнь — это священная реальность, а молитва — это не пустой обряд, а близкое общение с живым Богом.

Ищи покоя только после победы. Пока продолжается борьба, нет времени праздно шататься или дремать. Не забывай благодарить Бога за каждую победу. Благодари Его за постоянную поддержку, за силы продолжать борьбу. Мир с Богом — это наша жизнь, радость пред Господом — подкрепление для нас, наши здоровье и счастье. Нельзя впадать в праздность.

25. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление. Существуют различные мнения по поводу действенности наказания. Некоторые говорят, что если воля не слушает голоса разума, то и наказание не поможет. Но мы должны неукоснительно исполнять повеления Слова Божьего, хотя иногда сделать это мудро довольно сложно.

Кощунник — наглый грешник. Его следует наказать, чтобы он научился благоразумию. Его наказание наверняка заставит задуматься тех, кто собирается последовать по его стопам. Если поймать главаря разбойников, его шайка разбежится. Часто выговор грешнику, сделанный прилюдно, может принести много пользы: если даже этот грешник не одумается, могут задуматься окружающие. Итак, «Бог поражает некоторых, чтобы предостеречь всех» (епископ Холл).

Разумному человеку тоже требуется обличение. Его не нужно наказывать. В случае с кощунникомнаказание служило на пользу окружающим. Наказание разумного служит ему самому. Он поймет наставление. Не забудьте, что Господь милосердно хранит нас от греха и помогает подняться, если мы все-таки оступимся, хотя порой Он использует для этого суровое обличение.«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19).

26. Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный. Какое безумство! Какая вопиющая порочность (Рим.1:30—31)! Человек — презренный раб собственных похотей. Мот готов растратить богатство отца кутежом, а подорвать его физическое и душевное здоровье злым поведением. На материнскую ласку дети нередко отвечают бессердечностью. Наглый неблагодарный сын буквально выгоняет ее из собственного дома. Этих чудовищ в человеческом обличье, разрушающих все устои человечности, можно встретить в любое время. Но редко им удается избежать правосудия уже в этой жизни (30:11, 17).

27. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума. Наш Господь о том же предупреждает Своих учеников. Он призывает их опасаться лжепророков и размышлять над услышанным прежде, чем принимать (Мтф. 7:15; Мр. 4:24). Не всякое внушение хорошо, не всегда оно ведет к жизни. Учителей зла, служителей сатаны, предостаточно.

Это внушение часто бывает похоже на истину. Но, как и первое искушение змея, вводит в нас в заблуждение незаметно. Мы не видим, что свернули с прямого узкого пути, пока нас не постигнет бедствие. Если бы Ева сразу же прекратила слушать змея, она бы не отошла от изречений разума. Но успех при первой попытке окрылил искусителя, который теперь смело травит своим смертельным ядом детей нашей прародительницы.

А что если нам не доступны изречения разума? Прежде всего нужно сказать, что каждый частный случай требует отдельного рассмотрения. Иногда надо прекратить слушать. Если предлагаемое учение — ересь, если в нем нет Евангелия, если наставник ведет безнравственную жизнь, если детям или слугам грозит отпадение от истины, то, возможно, следует оставить такую церковь. В таком случае вы отделяетесь от служителя, а не от церкви. Но нечестие служителя не оправдывает пренебрежения церковными таинствами ни при каких обстоятельствах. Иногда опытный христианин должен остаться в церкви, которой руководит нечестивый служитель, чтобы продолжить молиться, совершать труд любви и быть примером стойкости. Может быть, у него появится возможность упрекнуть его. Это будет для него крест, возложенный Господом.

28—29. Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду. Готовы для кощунствующих суды, и побои — на тело глупых. Здесь нам автор снова напоминает, что глупцов, насмехающихся над грехом, люди часто наказывают, тем самым исполняя волю Бога. Если бы только безрассудные и беспечные молодые люди приняли эти слова близко к сердцу! Когда насмехаются в компании, им на самом деле следовало бы трепетать. Вскоре они обнаружат, что сидят в собрании развратителей (Пс.1:1). Если они будут пренебрегать Божьими предостережениями больше, то скоро станут хуже, чем их товарищи.

Кого винить за наказания? «Наш грех, — говорит епископ Холл, — это наш грех, возмездие за него — смерть. Кто работает, тот заслуживает и расплаты. Итак, праведный Бог неповинен ни в нашем грехе, ни в нашей смерти. Его правосудие только воздает нам за то, что мы заработали своими злыми делами. Добровольно грешащий человек достоин жалости, ибо он сам навлекает на себя смерть». Каким счастливым станет тот день, когда он обратится к Богу в покаянии (Иер.31:18—19)!