Глава 22

1. Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Что же это за доброе имя, которое лучше большого богатства? Это вовсе не то имя, которое хотели создать себе строители Вавилонской башни. Доброе имя приобретается постоянством в благочестии. Даже язычники в какой-то мере понимали это. Агесилай[22], когда его спросили, как снискать доброе имя, сказал: «Говорить самое лучшее и творить самые праведные дела». На такой же вопрос Сократ ответил: «Учись быть таким, каким хочешь считаться». Человек, который обладает таким добрым именем, либо не чувствует, что у него есть такой дар, либо смиренно убежден в том, что он совершенно незаслужен.

Ценность доброго имени превосходит ценность серебра и золота. Большое богатство может, как орел, улететь в небо (23:5), доброе яге имя запомнится навсегда.

Мы не должны ни переоценивать, ни недооценивать мнение окружающих о своих поступках. Некоторые же считают, что до тех пор, пока их не осуждает совесть, не стоит задумываться о том, что говорят о них другие. Они убеждены, что совесть окружающих — им не судья. Отвергая попытки мира столкнуть нас с пути долга, «мы можем успокаивать себя мыслью, что мы невиновны, и бежать от злобных слов к своей совести как в укрепленную крепость. Там мы можем успокоиться, перестать обращать внимание на упреки злых людей» (епископ Сандерсон). В то же самое время мы не должны позволять другим клеветать на нас (1Кор.4:3).

Однако не следует защищать свое доброе имя способами, которые противоречат нашей совести. Лучше пусть другие порочат наше имя, чем мы будем уязвлять собственный внутренний голос. «Есть две ценности в жизни, — говорил Августин, — совесть и репутация. В первую очередь человека должна беспокоить совесть. Имя и репутация должны волновать его только во вторую очередь. Сначала пусть он займется охраной совести; потом же сможет уделить внимание и репутации. Пусть главным для него будет внутренний покой, который дает примирение с Богом и самим собой. Когда он обретет его, и не часом ранее, тогда он может пробовать упрочить свою репутацию перед миром».

Действительно, репутация и расположение других лучше большого богатства, но мы не должны забывать, что сами по себе они могут оказаться западней. И раз стремление обладать ими — признак слабости, то для сохранения христианской простоты и искренности требуется более суровая дисциплина. Только честь, полученную от Бога, можно принимать без опасений.

2. Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. В различных странах живут разные люди, но разница между ними в основном поверхностна, они похожи между собой практически во всех важных вопросах. Богатый и бедный, на первый взгляд, имеют мало общего, но на самом деле это не так. Все мы рождены в мир. Все приходят в него нагими, беспомощными, несознательными существами. Все ходят перед Богом. Всем нужен Бог для рождения. Все подвержены одним и тем же печалям, болезням и искушениям. У врат невидимого мира различие между богатством и бедностью исчезает.

Кроме того, мы все встречаемся как грешники. Мы все изначально одинаково порочны. Все мы, как овцы, совратились на свою дорогу (Ис.53:6). Всем необходимо рождение свыше, чтобы получить жизнь. Всем нужна очищающая драгоценная кровь и одна и та же одежда праведности (Рим.3:21—22). Во всех этих вопросах богатыйи бедный равны.

3. Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. Во многом мудрость — это способность увидеть, что Бог делает или собирается сделать. Когда зло уже пришло, большинство людей способно заметить его. Но благоразумный видит беду заранее. Это не значит, что Бог дал нам знание о будущем. Это только добавило бы нам самонадеянности. Но Бог дал нам благоразумие, чтобы мы могли предвидеть беду. Если мы видим, что наступает бедствие, безопаснее всего укрыться от него. Даже наш божественный Господин поступал осторожно (Мр. 3:6—7) до тех пор, пока не пришел Его час (Мтф. 26:46).

Можно применить этот же принцип к духовным опасностям. Ной соорудил свой ковчег «для спасения дома своего» (Евр.11:7).

Дело не в том, что благоразумный обладает даром сверхъестественного знания о будущем. Он только использует дар различения, данный Богом. Он замечает признаки времени, изучая Слово Божье, где оно касается Божьих грядущих судов, и действует соответственно. Ходить беспечно посреди зла — бездумно и глупо. Мы стоим не только верой, но верой, уравновешенной страхом (Рим.11:20). Но это не страх рабства, а осторожность, внимательность и прилежание (Евр.4:1, 11). Нам, виновным, блуждающим, искушаемым, терпящим бедствия и умирающим, благоразумие указывает на потребность в укрытии. Если мы не станем искать его, пока живем во времени, то вечность нам заказана. Если мы осознаем огромное бремя вины, как можно оставаться без укрытия? Не помчимся ли мы со всех ног к убежищу, не разбирая дороги? Суд при дверях. Но давайте повернемся к укрытию. Бог позаботится о нас, когда мы попадем в беду. Его любящий голос направляет нас в надежное место. «Сама природа учит мудрого человека в страхе прятаться, когда наступает опасность. Но благодать и вера учит, где спрятаться. Куда спрятаться напуганному ребенку, если не у груди небесного Отца? Где укрыться христианину, если не под сенью крыл Христа Спасителя?» (Хукер).

Неопытные действуют совсем иначе. У них нет ни капли благоразумия. Они не чувствуют нависшей опасности. Потому ничего и не боятся. Они погружены в свои дела и не обращают внимания на опасность. Многие не слышат, что в отдалении гремит гром, а значит, приближается буря. Им кажется, что они в безопасности, поэтому они смеются над теми, кто готовится ко дню злому. Даже на краю пропасти они продолжают смеяться, пока Бог властно не вмешается.

4. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. Кто теперь скажет, что мы служим Богу напрасно (Мал.3:14)? Наслаждение богатством, и славой, и жизнью ждет тех, кто служит Богу. Но обратите внимание на две характерные черты таких людей — смирение и страх Господень.

Смирение — это не просто кротость или скромность. Хотя скромность — хорошее качество, ее нельзя назвать христианской добродетель. Смирением нельзя назвать и раболепие лицемера, который втайне ищет своей выгоды. Разглядеть подлинноесмирение легко, так как оно всегда есть там, где страх Господний.Этот страх — благословенное, священное благоговение, которое ведомо лишь детям Божьим. Он подавляет самонадеянность и устанавливает смирение.Точное понимание того, кем является Бог, низложит нас в прах перед Ним. Смирение — это наша наивысшая слава. Самый смиренный христианин одержит самую большую победу. Он может и угнетен, но он же высоко превознесен. Он обладает богатством благодати и славы. Этого у него никто не отнимет.

5. Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них. Эта притча учит нас, что ничто так не мешает человеку, как потворство необузданной воле. Человек, который упорствует в своих делах, скорее всего, именно от них и пострадает. «Он думает, что можно легко и быстро идти вперед, но на его пути много терна и ловушек. Его упрямство ведет к бесконечным затруднениям, из которых он не может найти выхода» (епископ Холл).

Наше счастье и безопасность зависят от Господа. Все, к чему мы должны стремиться, — это творить волю Его. Самое страшное для нас — остаться наедине со своими замыслами.

6. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. Надежды, по крайней мере, двух поколений покоятся на этом чрезвычайно важном правиле. Все зависит от воспитания юноши. Его влекут два пути. Один ведет в погибель, другой — в небеса. Любое воспитание, не основанное на Библии, вредоносно. Расширять кругозор и не просвещать разум — значит давать дополнительные возможности для совершения зла. Лучше оставить человека в полном невежестве, потому что безграмотный дикарь менее опасен, чем хорошо образованный безбожник.

Однако воспитаниеюноши в вере не должно быть подобно краю одежды, который легко при желании отрезать. Оно должно охватить всю его жизнь. Молитесь за свое чадо. Научите его молиться. С детства наставьте его в Священном Писании, чтобы он воспринимал его как единственное правило веры и жизни.

Если вы не привьете подростку эти принципы, вы сделаете его совершенно беспомощным. Однако слишком часто у самих родителей нет устоявшихся убеждений, которые они могли бы передать детям. У них есть дети, которых надо как-то воспитывать, но родители сами не понимают своего нравственного состояния и своих пороков. Они абсолютно неспособны наставить детей в путях Божьих. Ребенок, таким образом, становится жертвой родительского невежества и приходит к заключению, что алчность — это единственный путеводитель в жизни.

Сегодня, как никогда, крайне важно, чтобы родители учили детей библейским принципам. В противном случае, когда они попытаются исправить поведение подростка, то обнаружат, что «строят там, где нет основания» (Саут). Главная цель в воспитании подростка — спасти его душу. Но большинство людей в мире относятся к своим детям так, будто они рождены только для этой земли и после смерти их ничего не ожидает. Они совершенно не обращают внимания на то, что влияет на их душу. Они считают, что главное — помочь своему ребенку добиться успеха в этом мире. Родители воспитывают детей для земной жизни, а не для вечности. Стоит ли говорить, что в таком воспитании нет места Богу и Его обещаниям. Можно только пожалеть и родителей таких детей, и детей таких родителей.

7. Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца. Слишком частобогатый господствует над бедным чересчур жестоко. Если мы не смиряемся пред Божьей властью, как можно доверить нам власть над другими людьми? Человек отчужден от своего брата. Он становится жертвой удовольствия друга, а не объектом его сострадания. «Не продавай своей свободы ради наслаждения роскошью» (Генри). Если возможно, не будьте никому ничего должны, кроме любви (Рим.13:8). «Берегись бедности, в которую может повергнуть легкомыслие или расточительство. Молись ревностно, трудись прилежно. Если обнищаешь, переноси бедность с терпением. Уповай на Бога во всем, как дитя на отца» (Гир).

8. Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. Посев и жатва в Писании часто используются как образы для того, чтобы преподать житейский урок (Пс. 125:5—6; Ос.10612; Мтф. 13:3, 24—30). Они связаны между собой в духовном мире точно так, как и в мире естественном. Урожай зависит от семени (Гал.6:7—9). Каждая мысль — это семя для вечности, дающая урожай вечной радости или скорбного отчаяния. Мудрец в данном случае больше говорит об отчаянии. Опыт и наблюдение свидетельствуют, что усердие нечестивого сеятеля может закончиться только бедойи полным разочарованием. А вот урожай, выросший из Божьего семени, совершенно иной. Жатва Божья приносит несомненную награду вечной радости. Итак, нам следует сеять щедро (2Кор.9:6, 9).

9. Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. Неемия решил использовать свое богатство не для себя, не для упрочения своей власти, а для того, чтобы накормить людей со своего стола. Он был человекам, который дает бедному от хлеба своего. Труд, возложенный на Неемию, требовал бескорыстного сердца, и Бог даровал ему такое сердце. Каждый христианин должен помнить, что Божья мера — жертвенность, а не удобство. Мы всего лишь распределители Божьего изобилия. «Благотворительность — это самая изысканная роскошь; добрый человек — самый настоящий эпикуреец» (епископ Хорн). Лютер говорил: «Одно доброе дело, сделанное для Бога, будет сиять большей славой, чем все мироздание». Мы должны сотрудничать с Богом и являть Его образ.

10. Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. Это наставление для руководителей. Кощунник вносит раздор в церковь (3 Ин.10). Его нужно держать в узде. Возможно, его придется изгнать из церкви (Тит.3:10—11). С ним не стоит спорить (26:4) и вступать в какие-либо отношения. Если он может пошатнуть веру слабых, нужно открыто поговорить с ним и высказать все в лицо. Если Бог пренебрегает кощунником, как же нам не изгнать его из общения? Но изгнав, мы не можем отречься от него. Молитесь за него. Помните, что некогда сами были такими (1Кор.6:11). Ненавидя грех, будьте милостивы к грешнику.

Но что же делать, если выгнать его невозможно? Если он муж или собственный ребенок. Тогда, по крайней мере, нужно противостать его делам. Не обращайте внимания на его кощунства. Если это не заставит его замолчать, то хотя бы унизит. Отвернитесь от него и повернитесь к своему Богу. Это принесет вам мир. Почтите своего божественного Господина терпением, уподобьтесь Ему в этом, ибо Он сам год за годом сносил противостояние греховного народа (Евр.12:3). Возможно, такое кроткое и молчаливое терпение в сочетании с любящим сердцем заставит отбросить кощунство и смирит кощунника настолько, что он падет у подножия креста.

11. Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг. Чистота сердца свойственна не просто рожденному, а возрожденному человеку. Речь тут идет не о внешнем лоске или напускной святости, а об искренности, смирении, отвращении ко греху и стремлении сообразоваться с Божьим образом. Достигший такой чистоты стоит перед престолом Божьим. Тот, кто любит ее, стал чадом Божьим на земле. Такого человека Царь приглашает в Свое небесное царство. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мтф. 5:8).

12. Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает. Фраза «очи Господа» в Писании часто означает всезнание Бога (см. 5:21; 15:3). Здесь же речь идет о Его отцовской заботе.

Этой притчей Соломон убеждает нас, что Бог постоянно следит за истиной в мире. Более того, ее можно счесть пророчеством, которое исполнится в конце времен. Ибо как чудесно знание о Боге сохранялось от века в век! Бог ниспровергал все козни, направленные на то, чтобы искоренить его. Писание, слово знания, сохранилось куда лучше, чем любая другая книга тех времен. Когда сама Церковь впала в ересь арианства, то же бдительное око назначило Афанасия. И все слова законопреступника были ниспровергнуты.

13. Ленивец говорит: «Лев на улице! Посреди площади убьют меня!» «Так говорят те, кто бежит от креста» (Меланхтон). Настоящие трудности на пути к небу только укрепляют веру. Но они слишком тяжелы для тех, кто не посчитал, сколько будет стоить следование за Христом. Однако потворство лености создает воображаемые опасности. Ленивец боязлив. Он не любит трудиться, а потому готов выдумать любой повод, лишь бы избежать выполнения долга. Он уклоняется от любого дела, которое может создать для него хоть малейшие трудности. Воображаемые опасности заставляют его забыть о насущных делах. «Лев на улице!» или «Посреди площади убьют меня!». Какие абсурдные оправдания! Как будто людные улицы— место обитания диких животных! Нам нужна смелость от Бога. Станем, вооружившись всеоружием Его (Еф. 6:11, 13). Нам всем это нужно. Каждый день и каждый час нам следует искать такой защиты, всем нам, независимо от того, находимся ли мы на линии фронта или служим как простые воины креста в тылу.

14. Глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда. Об этом ужасном искушении уже не раз упоминалось (2:16—19; 5:3; 6:24—29; 7:5; 9:16—18). Но разве еще одно подобное предупреждение помешает юноше? Разве это не голос милости? Ибо что, кроме безмерного сострадания, образно говоря, могло стоять на краю глубокой пропасти, предостерегая неосторожных об опасности?

Прелюбодеяние — это действительно глубокая пропасть. В нее легко упасть, но крайне трудно, практически невозможно, оттуда выкарабкаться. Ибо этот грех поражает тело, разум и совесть. Нет более унизительного доказательства полной греховности человека, чем чувства, изначально данные для высшего наслаждения жизнью, а после ставшие отравленным источником греха. Грех и силки — вот возмездие тем, кто сознательно отвергает Бога. Они отвернулись от наставления; они возненавидели обличение; они предали себя нечестивым желаниям. Они открыто отвергли Бога. Так неужели Божья святость и правосудие не встанут против тех, кто сознательно избирает зло, отверг и Божью любовь, и Его предостережения? Они прогневали Господа.

15. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него. Какой родитель или учитель не согласится с утверждением, что глупость привязалась к сердцу юноши. Глупость принадлежит всем по праву рождения. Еще до того, как начнут говорить, дети выказывают свою склонность к греху. Августин, доказывая, что первородный грех существует, приводит в пример дитя, которое, еще не научившись говорить, выражает на своем лице зависть и злость по отношению к другому ребенку, который съел его лакомство. Августин добавляет, подразумевая себя: «Скажи, когда, умоляю Тебя, Боже мой, в каком месте, когда и где я был невиновен?» Итак, воспитание должно начинаться с колыбели.

Заметьте, что здесь идет речь о глупости, а не ребячестве. «Дитя следует наказывать не за то, что оно — дитя, а за то, что оно — нечестивое дитя» (Скотт). Сравнительное невежество, несовершенные и постепенно развивающиеся способности — это природа, а не греховность ребенка. Иисус был святым младенцем, но все же возрастал в мудрости (Лк.2:52). Глупость же — это склонность, тяга ко злу. Глупый руководствуется неправильными принципами, приобретает вредные привычки и любит худые сообщества. Глупость — и корень, и сущность греха в падшем человеке. Глупость — это бунт против любящего Бога.

16. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет. Эти два действия, кажется, противоположны друг другу. Однако в обоих случаях человек показывает, что лишен любви и к Богу, и к ближнему, потому что хочет угодить самому себе. И тот, кто дает богатому, надеется получить что-то взамен. Оба действия, как бы парадоксально это ни звучало, ведут к бедности. «Грех платит своим слугам мизер, не исполняет своих обещаний. Хотя грех притеснения сулит горы золота, он приносит только бедность и разруху (Иер.12:13—15). Притеснение бедного оскорбляет милосердного Бога, друга бедных. Господь уничтожит обидчика» (Лосон).

Но если притеснение — дорога к бедности, значит, щедрость — путь к богатству? Так оно и есть, если мы ведем свои дела от имени Бога. Но здесь речь идет о человеке, который только притворяется щедрым, надеясь на вознаграждение, в то же самое время безнаказанно втаптывает бедного в грязь. Давать богатому — значит неумело распорядиться деньгами, потому что деньгами нужно служить бедным. Да слышит христианин голос Отца постоянно: «Ходи предо мною и будь непорочен».

17—21. Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя? Соломон меняет здесь стиль письма. Начиная с десятой главы, он в основном строил свои афоризмы на противопоставлении, сравнивал правильные и неправильные принципы поведения с соответствующими результатами. Теперь его наблюдения становятся более личностными, появляется более четкая взаимосвязь.

Мудрец показывает силу и пользу Слова Божьего. Он приглашает читателей прислушаться к его увещеванию. А говорит он не об обыденных вещах, а о словах мудрецов.

Посмотрите, как привлекательна мудрость! Она и утешает, и помогает. Но люди мирские не понимают, как вера может приносить наслаждение. Они считают, что религия — враг удовольствия. Однако вера, исходящая из сердца, всегда приносит полноценное счастье. Этот плод растет на древе жизни, а потому слаще меда.

Заметьте также связь между верой в сердце и на устах. Наши слова должны быть «как нить роскошных и драгоценных жемчужин» (Диодати). Ибо уста праведных кормят многих (10:21). Даже не пробуйте говорить мудрые слова, если не уделяете времени для созерцания и, размышления (Пс.48:4).

Но даже мудрые слова бессильны, если не применить их к себе лично. Каждый человек должен отделить себя от других людей и предстать пред Богом в одиночестве, под ясным, испытывающим светом Его Слова. Не будем забывать, что основная цель этого откровения — наставить нас в вечных истинах. Именно для этого были написаны евангелия (Лк.1:1—4). Фундамент нашей веры должен быть непоколебим. Это не значит, что нам нужно знать все, чтобы иметь веру. Главное — уметь смиренно доверять Богу в тех вопросах, которые покрыты мраком тайны. Пейли очень точно выразил суть христианской философии: «Здравомыслие означает, что мы не позволяем вопросам без ответов подвергать сомнению истинное знание, которым обладаем». Нельзя же отказываться верить только потому, что мы не ответили на 10000 возражений надменного атеиста. Мы знаем, в кого уверовали (2Тим.1:12), и должны всегда поддерживать слабых братьев.

22—23. Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их. Возможно, вы разочаровались, прочитав после столь торжественного вступления вполне обыденный совет. Но что может быть важнее закона любви и предостережения против его нарушения? Грабеж и притеснение — это всегда преступление против Божьего закона (Исх.20:15). А эксплуатировать бедногопотому, что он бедный и у него нет защитника, — значит проявлять трусость, которая только усугубляет вину. Притеснять несчастного в суде — значит извращать Божью священную власть, данную людям для защиты угнетенных. Причинять вред тому, кто не может сопротивляться и защитить себя, — значит восставать против Бога. «Богатые и великие мира сего смеются, когда мы говорим, что Бог накажет грабителей бедных. Но придет время, и нечестивцы неизбежно расплатятся за свои деяния» (Лосон). «Хоть бедные и слабы, на их стороне сильный» (Сандерсон). Бог выступит защитником в их деле. И горе тому человеку, против которого Он станет. Бог совершит возмездие.

24—25. Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. Грех заразен. Увы, из-за своей испорченности мы принимаем его в любой форме, в которой он перед нами предстает. Низменные страсти гневливого человека скорее отталкивают, чем привлекают. Но грех все равно хочется перенять.

Дружба ослепляет. Когда нет света в разуме и чуткости в совести, чувствительность людей ко злу притупляется, и они перенимают его у своих друзей с большей легкостью. Дружба с гневливым похожа на жизнь в горящем доме. Как быстро юноша, дружный с гордым человеком, становится похожим на него, превращаясь в высокомерного юнца. Злым путям, особенно к тем, к которым мы имеем склонность, научиться гораздо легче, чем путям добрым. Мы учимся злиться куда быстрее, чем оставаться кроткими. Заразить проще, чем вылечить. Итак, Бог призывает нас: хочешь сохранить жизнь — не дружи с гневливыми.

26—27, Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя? Избегайте не только гневливых людей, но и неблагоразумных. Не поручайтесь необдуманноза долги. Соломон уже говорил об этом (11:15; 17:18). Если вы подпишете счет за другого человека, может оказаться, что вы подписали себе смертный приговор. Кредитор станет искать правосудия не против должника, о никчемности которого он знает не понаслышке, а против вас, потому что вы поручилисьза должника. Необдуманно ручаться неразумно. Может статься, что из-под вас заберут постель, пока вы спите.

Правда, под маской осмотрительности и благоразумия может скрываться эгоизм, поэтому слова этой притчи надо использовать рассудительно.

28. Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои. Каждый имеет право на то, что принадлежит ему. Человек должен знать и защищать свои права. Мудрые законы Израиля охраняли межу давнюю. Бог сам установил границы разным частям Своего творения. Давняя межа стояла как свидетель и напоминание о правах человека, доставшихся ему по наследству от отцов. Передвигать ее запрещалось. Изменение границы земельного участка считалось вторжением на чужую землю. Эта притча учит нас уважать древние принципы.

29. Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми. Человек, проворный в своем деле, — это тот, кто все время совершенствуется, используя все возможности, посылаемые свыше. Одним из таких людей был Генри Мартин, который, как о нем говорили, «не терял даром ни часа». «Благородство обстоятельств не столь важно для благородства характера. Как радостно сознавать, что в жизни простого человека может быть столько же нравственного достоинства, сколько и у людей из высшего общества, что человек, занимающийся самой простой работой по дому, может своим честным и усердным трудом достичь такого же благородства, что и тот, кому вверено управление империей» (Чалмерс).

Прилежание, даже без благочестия, часто помогает добиться успеха в миру. Но служа Господу, мы удостоимся чести стоять перед Царем царей. Вся наша жизнь должна проходить так, чтобы в конце мы услышали в свой адрес: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мтф. 25:21—23).