Глава 24

1—2. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их. Подобный совет уже недавно звучал (23:17). Но в фальшивом блеске мирской славы очень непросто ходить верой, которая есть уверенность в невидимом. Нас повсюду окружает нетерпение и неверие, мы завидуем миру в душе. А зависть, если и не становится источником открытого греха, все равно навлекает проклятие на наши благословения, ослабляет наши добродетели, разрушает мир, подрывает уверенность и порочит христианское исповедание. У нечестивых дом — полная чаша, мы смотрим на них, и нам хочется того же, делать так же, как они. Но уберите обманчивую завесу, и кто станет им завидовать? Я бы хотел пребывать только с человеком Божьим. В этом мире нужно завидовать только христианину. Мнимые благословения, которыми обладают злые люди, — это Божье проклятие. Если мы праведны перед небом, каждый крест становится благословением, и каждое благословение — залогом будущего счастья. Если же Бог не благоволит нам, все благословения — Его суд, а суд — это путь в вечную погибель.

3—6. Зачем нам завидовать благоденствию нечестивцев? Даже построив дом, они не могут утвердить его, потому что строят его на преступлении. «Этот дворец изо льда, построенный зимой, тает на весеннем солнце» (Гир). Разумная женщина созидает свой дом на набожности и благоразумии, которые гораздо долговечнее.

С ересью можно справиться, если признать Библию окончательным авторитетом. Тот, кого не просветила божественная истина, слабо держится за Божье учение, он с готовностью принимает нелепые точки зрения. Возрастание в благодати происходит благодаря приобретению духовного, а не философского знания.

Обратите внимание, как Бог положил основание духовного дома. Мудростью Своей Он создал строительные материалы, наполнил комнаты драгоценным и прекрасным имуществом. «О великая слава храма из живых камней, — восклицал Мартин. — Он есть само совершенство, куплен и построен Богом».

Кроме того, мудрый человек силен. Он обладает необыкновенной силой. Прав был Бэкон, когда говорил: «Знание — сила». Открытие законов механики и силы пара усилило мощность машин в сотни раз. Интеллектуальное знание, если его мудро применять, обладает невероятной нравственной силой. Оно удерживает царя от неразумных войн. Человек, приобретший духовноезнание, — могучий великан. Осознание своего невежества — вот первый шаг к знанию. «Я всего лишь ребенок», — сказал мудрейший из людей. Такое смирение мудрости только укрепило его царство. Ибо люди, знающие своего Бога, — сильны.

7. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих. Соломон продолжает нахваливать мудрость. Человек, щедро наделенный мудростью,обладает властью: он может говорить у ворот посреди мудрых. Глупый же, обделенный мудростью, лишен такой чести. Простые, но трудолюбивые люди жизнью доказывают, что и они могут обрести это богатство, но для глупого мудрость слишком высока. Его приземленный разум не способен подняться достаточно высоко. Глупый не ценит мудрость, не желает ее приобрести и не в силах ее сохранить. Ее священная духовность слишком высока для него. Никто не ищет совета у глупого. На его мнение никто не обращает внимания. Он болтает на улице, но у ворот не откроет он уст своих — сказать ему нечего. Он неспособен высказать свое мнение в присутствии мудрых и здравомыслящих людей. И это результат не врожденного изъяна, а сознательной порочности. Господь дал ему, по крайней мере, один талант, но он его растратил, не отдав в рост. Мудрость следует искать, пока она в пределах досягаемости, пока она дается бесплатно.

8—9. Человеческая порочность изображена здесь в мрачных тонах. Мы видим, как она проявляется, откуда она берется и к чему приводит. Таланты, воображение, разум стали орудиями сатаны.

Замыслы и помыслызлых людей греховны. Но разве мысль можно винить? Она ничего не значит, ничего не делает, никому не причиняет вреда, не обкрадывает. Почему считается, что злая мысль опасна? Если бы мы судили человека, возможно, мы бы не принимали в расчет мысли. Но поскольку мысль является причиной действия, Бог судит мысли так же, как и дела, считая нас ответственными за них. Самый незначительный грех делает нас преступниками всего закона (Иак.2:10-11).

10. Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. Пусть это слово укрепит и ободрит нас. Удивительно то, что незнающие, где искать убежище в день бедствия, не всегда оказываются слабыми. Прирожденная смелость или сосредоточенность на других могут на время дать силы, чтобы пережить беду, но после человек еще больше удаляется от Бога.

В душе каждый христианин знает, что он слаб. «Самый сильный и непорочный святой на земле подвержен приступам страха» (епископ Холл). Не опасность вызывает страх, а слабость веры. Запомните, что когда мы надеемся на свою силу, когда вера уступает место недоверию, хвала — ропоту, а надежда — отчаянию, тогда мы в день бедствия оказываемся слабыми.

Верующий человек может устать от своего бремени, но скоро он отдохнет в объятиях Отца. Бог не пошлет ему испытание муками, если у него не будет веры мученика. «Не смущайся, — сказал епископ Ридли епископу Латимеру накануне казни на костре, — Бог либо угасит ярость пламени, либо укрепит нас, чтобы мы смогли претерпеть его». Жезл наказания — это знак вечной любви. Та же рука, что возлагает на нас крест на миг, одевает нам на голову венец навечно. Христианин, «никогда не верь, что твой Спаситель, познавший слабость плоти, подмешает хоть каплю яда в чашу страданий» (Резерфорд). Ежедневно предавай себя Ему, ибо достаточно тебе Его благодати. Итак, иди вперед, одновременно и в слабости и в силе. Будь слабым, чтобы быть сильным в своей слабости.

11—12. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение. Скажешь ли: «Вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его. Представьте себе человека, которому грозит смерть. Мы всегда найдем предлог отказать ему помощи. Мы оправдываем себя, говоря: «Вот, мы не знали этого!» Но настоящая причина в том, что «нам не хватает любви, хотя самолюбия нам не занимать. Наша порочность очевидна: мы не желаем исполнить свой долг перед ближним, находя при этом блестящее оправдание себе» (Сандерсон). Но разве Бог, знающий состояние каждого сердца, не ведает о потребностях твоего брата, печаль его сердца и горе, гнетущее его душу? Он знает, что ваши самооправдания и притворное незнание проблем ближнего — это скрытый эгоизм. Неужели вы думаете обмануть всезнающего Бога?

Как же нам реагировать на такие отговорки, как «у нас нет права судить», «разве я сторож брату своему», «это не мое дело»? Наверняка многие избежали бы гибели, если бы знали об опасности заранее. Люди хотят, чтобы мы заботились о теле ближнего, но Бог поручил нам заботиться о его душе.

13—14. Мед был изысканным лакомством у жителей Ханаана. Он сладок для гортани. «Когда духовные чувствования совершенствуются, познание мудрости приносит неописуемое наслаждение душе» (епископ Холл). Знание Христа, без которого мы беспомощны, делает нас в высшей степени счастливыми.

15—16. Мудрец прерывает свое ласковое увещевание чад Божьих строгим предупреждением нечестивому. Нужно ли нам наставлять нечестивого? Если он не обратится, вина останется на нем. Но если мы его не предостерегли, нас обвинят в том, что не помогли ему.

Ненависть к праведникуглубоко укоренилась в нечестивых людях. Особенно власть имущие нечестивцы с удовольствием представляют себе, как они безнаказанно будут притеснять праведников. Но помните, что коснувшийся Божьего чада, прикасается к зенице Божьего ока (Зах.2:8). Бедная, несчастная душа, будь смелей. Взгляни врагу в лицо и пой о том, что, хотя ты можешь упасть, ты обязательно поднимешься. Многочисленные испытания не могут одолеть праведника.А вот для полного падения нечестивца достаточно одного бедствия. Он впадет в погибель и никогда не оправится. Он лежит там, где упал, погибает там, где лежит. Но, грешник, каким бы ни было твое нечестие, Господь может спасти тебя от гнета осуждения за преследование святых Божьих.

Этот стих, где сказано, что праведник поднимается после падения, иногда используется как доказательство учения о верности святых до конца. Однако слово «падать», нередко встречающееся в Книге притч, всегда обозначает бедствие, а не грех (11:5, 14; 13:17; 17:20; 26:27). Именно в таком смысле употребляется это слово и в данных стихах. «В Библии достаточно ясных и недвусмысленных высказываний, чтобы доказать любое библейское учение. Изменив однажды очевидный смысл отрывка, мы, во-первых, даем повод для обольщения невежд, а во-вторых, позволяем утвердиться в собственной правоте тем, кто с этим учением не согласен. Это подобно тому, как если бы в суд вызвать в качестве свидетелей по одному и тому же делу несколько человек с сомнительной репутацией и несколько человек, достойных доверия. Сомнительная репутация одних заставит судью и присяжных усомниться и в свидетельстве честных людей» (Скотт).

17—18. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. Но разве не ликовал Божий избранный народ, когда их враги утонули в Чермном море? Нет, эта радость была вызвана победой праведников. Она украсила небеса при явлении Божьей славы. Как отличается возвышенная радость Церкви от злорадного торжества мстящего за себя человека! Как естественно для человека тайно или даже открыто радоваться падению врага! Но разве в нас благодать не победила врожденные инстинкты?

19—20. Видимо, зависть — серьезная болезнь, раз требует неоднократного лечения (ст. 1; 23:17). Стоит задуматься на мгновение, и мы вспомним, что Бог посылал нам множество незаслуженных благословений. Воспоминания об этих благословениях мы должны изгнать из своей души всякую зависть и устыдиться своего отчаяния.

Злой не имеет будущности, напоминает нам автор. Оставьте его Судье. Его светильник все равно угаснет. Иногда люди осмеливаются погасить свою собственную свечу. Безбожный Гоббс говорил: «Отдаю свое тело праху, а душу — великому Возможно. Я прыгаю в темноту». Увы, этот прыжок во тьму стал для него роковым.

Смотрите на все с точки зрения вечности. Не следует переоценивать благополучие нечестивых и недооценивать свое подлинное счастье. Не завидуй нечестивым. «Свеча его горит, и он благоденствует лишь до тех пор, пока не зажжется пламя ада. Светильник же праведного будет тогда сиять, как звезда на небе» (Джермин).

21—22. Мудрец еще раз проникновенно призывает бояться Господа (см. 23:17). И это неудивительно, поскольку страх Господень суть нашей святости и счастья! Благоговейте пред Его величием. Признайте свою зависимость от Него. Столь же осмотрительно ходите пред Ним в своих тайных помыслах, как и в открытых взору людей делах.

Мудрец не случайно ставит страх перед Господом и перед царем в один ряд. Наш Господь и Его апостолы также связывали престол Его владычества на небе с престолом величия на земле (Мтф. 22:21; 1Пет.2:17). Из одного правила вытекает другое. Благочестие часто считается изменой царю. Однако христианин всегда верен власти, потому что благочестив. Понятно, что страх Господень находится на первом месте. Соломон «ставит Бога перед царем, потому что в первую очередь нужно служить Богу, а наше послушание царю возможно только тогда, когда мы подчиняемся Богу. Оно бессмысленно, если противоречит воле Божьей» (Пул).

Однако любовь человека к независимости мешает покорности. Люди стремятся к переменам ради перемен. Чтобы возглавить партию, они нарушают общественный покой проектами бесполезных изменений. «Возмутитель общественного спокойствия никогда не останется без внимания благосклонных слушателей» (Хукер). Опасайтесь погибели, которую Господь и царь могут навлечь на тех, кто презирает их власть.

23—26. В этом отрывке содержится строгое увещевание мудрых людей. Главное — истина, а не лица. Это правило касается как церкви, так и государства. Как важно в церковной жизни все делать без лицеприятия! «Почтение и благоговение перед церковнослужителями, коих Христос поставил на место выше моего, возможно будет только тогда, когда епископ будет соблюдать древнее правило: не руководствоваться человеческими чувствами при раздаче Божьих благословений» (Хукер). Даже испорченный человек часто питает отвращение к неправедному суду. Плохой судья сводит на нет хорошие законы.

С другой стороны, нет большего благословения для страны, чем правительство, которое осуждает нечестивых. Но мы не правители. Но и у нас есть власть. Кто-то из нас родитель или глава семьи, или наставник, или душепопечитель. Честность и постоянство оказывают благоприятное влияние. А когда духовный руководитель объявляет виноватого невиновным, он жестоко обманывает бессмертные души. Он скрывает истину, которую Бог желает открыть, и исполняет роль служителя сатаны, рядясь служителем Христовым. Даже люди, которые ненавидят его Господа и его проповедь, почтят того, кто отвечает словами верными. Им придется признать, что он говорит правду.

27. Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устраивай и дом твой. Это благоразумное правило применимо ко всем мирским делам. Вера не только не запрещает, но даже требует осмотрительности и планирования. Пренебрежение этим принципом создает множество проблем. Действуя согласно этому мудрому указанию, разумный строитель сначала заканчивает всю работу вне дома. Сначала он готовит строительные материалы, а потом возводит сам дом. Приготовления для великолепного храма Соломонова делались до того, как был построен его дом. Так и дом духовный созидается из материалов, заготовленных заранее. Из них человек строит святой храм в Господе (Еф.2:21—22).

Эта великая работа требует аккуратности. Положите крепкое основание на Скале. Всегда молитесь о Божьей силе. Избегайте показного хвастовства, не уподобляйтесь глупому строителю, который начинает строить не подготовившись. Созидайте свой духовный дом так, чтобы ваши домочадцы чтили Бога и служили церкви.

28—29. Ради благополучия общества иногда нам приходится свидетельствовать против ближнего, но наше свидетельство должно быть истинным. Если уж вы обязаны исполнить этот неприятный долг, то, какими бы ни были последствия, не обманывайте устами своими. Говорите просто, правдиво, только истину.

Нажива — это приманка для вора, похоть прелюбодея, самообман убийцы. Но что выигрывает свидетель, наговаривающий против своего ближнего? Это сатанинский грех, поскольку человек совершает грех ради самого греха.

Как легко поддаться чувству обиды и жажде мести: «Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». Но неужели мы посмеем взять меч из Божьей руки и встать на Его судейское место? Возмездие принадлежит Господу. «Требуется добродетель и мудрость, чтобы погасить пламя ада до того, как оно разгорится» (Мэттью Генри). Намного сладостнее вспоминать о прощенных нежели об отмщенных обидах. Только благодать делает нас способными простить от сердца. «Обязанность, которую накладывает на нас Евангелие от Матфея 18:35, трудно выполнить. Ибо человеку очень трудно отказаться от сладостного отмщения, когда страсти кипят, а чувство обиды становится все сильнее» (Саут). Слишком часто люди позволяют своим природным инстинктам одерживать верх. Однако мудрец дает нам правило, которому следовал сам Господь. Если христианин хорошо знает себя, то он мало прощает себе, а ближнему — почти все.

30—34. Вдумчивый человек везде найдет себе пищу для размышления. Каждая частица творения может дать нам знание. Извлечь доброе можно даже из злого. Можно собрать виноград с терновника. Соломон описывает обычную ситуацию: поле человека ленивого все заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда обрушилась. Соломон проходил мимо этого места, обратил на него внимание, посмотрел и получил урок. Разруха заставила его подумать о несчастном владельце виноградника. Он представил себе, что сейчас он лежит дома, на постели и мечтательно восклицает: «Немного посплю, немного подремлю, немного, сложив руки, полежу». Соломон уверен в его судьбе: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный.

По какому-то странному обольщению ленивец считает себя мудрым (26:16). Но обратим внимание на ленивца духовного. Если вид заброшенного поля нагоняет тоску, то каково же смотреть на заброшенную душу! Она наслаждается своим бесплодием и не собирается предложить себя семенам благодати, она зарастает тернами и крапивой. Время, способности и возможности ей предоставлены. Но она продолжает свой сон, закрывая и глаза, и уши. Все заканчивается разорением и разрухой.

Христианин, не может ли подобное зло пробраться и в твою жизнь веры? Нет более губительной привычки. Она ослабляет, а потом прерывает голос молитвы. Она мешает размышлять. Она не позволяет бодрствовать. Путь на небеса крут и неровен, по нему нелегко идти, он долог и полон трудностей. А лень делает каждый шаг еще труднее. Душа остается пустыней, не превращается в цветущий сад. Она открыта каждому искушению и нередко становится жертвой плотских похотей.

Смотрите вперед, а не назад. Не жалуйтесь, а принимайте решения. Не только молитесь, но и трудитесь. Пользуясь правами, не забывайте об обязанностях. Не сходите с прямого пути.