Глава 31

1—2. Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? Что, сын чрева моего? Что, сын обетов моих? О царе Лемуиле мы знаем так же мало, как и о пророке Агуре. Некоторые считают, что Агур, Лемуил и Соломон — это одно и то же лицо, хотя исторических доказательств этому нет. Предположение о том, что Соломон сначала называется собственным именем (1:1; 10:1), а потом использует псевдонимы, звучит не очень логично. Писание также не подтверждает предположение о том, что эту главу написала Вирсавия, хотя слова «наставление, которое преподала ему мать его» на первый взгляд свидетельствуют о том, что автором этой части богодухновенного Слова была она. Мысли царя Лемуила, записанные в этой главе, весьма самобытны: в них чувствуются цветущая юность и возвышенные надежды. Он рассказывает, чему учила его мать: не политической мудрости государственного мужа, а благородным добродетелям трезвенности и воздержанности, благотворения и милосердия. Он изображает женщину, «которая всеми силами стремится к тому, чтобы ее сын был счастлив в семейной жизни» (д-р Гуд).

Нам известно только то, что у царя Лемуила было бесценное благословение — благочестивая мать. Бог оказал ей великую честь: ее наставление записали в священную книгу, и в этом она уподобилась Деборе (Суд.5:1).

Мать всем своим сердцем любит сына. «Что, сын мой? Что, сын чрева моего? Что, сын обетов моих?» — вопрошает она. Она вымолила у Бога Лемуила, как вымолила Самуила Анна. Будь больше Анн, разве не было бы больше Самуилов? Если хочешь, мать-христианка, чтобы твой сын был Самуилом или Августином, стань Анной или Моникой. Дитя твоих молитв, твоих обетов и слез станет чадом славословия, радости и утешения в час, угодный Господу. Но мало только посвятить ребенка. Надо еще и наставить его, как это сделала мать Лемуила. Таково обыкновение благочестия: вера в обетах влечет за собой прилежание в учении.

3—7. Соломон приводил мудрые советы отца (4:4). Лемуил передает наставление матери. И один, и другой с почтением относятся к родителям (1:8). Мы видим, что мать Лемуила обеспокоена судьбой своего сына, она боится, что его преследуют страшные искушения, которые вот-вот могут погубить его.

Не отдавай женщинам сил твоих. Соломон уже давал похожий совет ранее (гл. 2, 5, 7). Запретные удовольствия губят царей. Они погубили Давида. Его царская власть пошатнулась. А грех Соломона уничтожил его царство. Плод разврата — бесчестье, а конец, если нет покаяния, — смерть.

Обеспокоенная мать Лемуила предупреждает еще об одном грехе — невоздержанности в употреблении алкоголя. Порок, превращающий человека в животное, позорит любого, но в особенности царей. Как печально, когда цари пьют вино икнязья — сикеру. Напившись, они забывают закон и превращают суд всех угнетаемых. Из-за крепких напитков ошибаются священник и пророк (Ис.28:7; 56:12). Писание запрещает руководителям церкви быть пьяницами (1Тим.3:3; Тит.1:7).

Однако вином можно не только злоупотреблять — его можно и разумно употреблять, как Божье благословение. Вино — это дар от Бога. Оно веселит сердце человека, ободряет и освежает. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душой. Самарянин дал вина избитому путешественнику, а Павел посоветовал своему возлюбленному сыну в вере пить его понемногу, чтобы облегчить страдания (г Тим. 5:23). Мы должны следовать такому правилу: если есть избыток вина, не потворствуй своей невоздержанности, а поделись с другом, с тем, кому этот напиток может помочь, — с погибающими и огорченными душой.

8—9. Мудрая мать благоразумно воспитывала в сыне милосердие, ибо оно — опора царского престола (20:28). Царь должен стать отцом своему народу, использовать всю свою власть для защиты беззащитных. Он должен всегда восстанавливать справедливость. Наш закон также призывает судью быть защитником заключенного, который не может защищать себя сам. Открывай уста твои за безгласного.

10. Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Вот мы и подошли к основной теме главы. Мудрая мать Лемуила предостерегла сына-царя от увлечения беспугными женщинами. Она давала ему полезные правила поведения. В этом отрывке описана добродетельная жена. При этом сказано, что этот редкий дар — от Господа (19:14).

Отрывок, состоящий из следующих двадцати двух стихов, имеет очень интересную структуру. Как и в 118-м псалме, каждый стих начинается с новой буквы еврейского алфавита. «Все девушки под руководством своих матерей должны заучивать этот отрывок наизусть» (епископ Хорн). Чем глубже проникаешь в суть этой главы, тем больше понимаешь ее прелесть. Никакое сокровище не сравнится с женщиной, описанной в этих стихах.

11—12. В этом отрывке описаны черты характера добродетельной жены. Ее верность, целеустремленность, внимательность позволяют мужу быть уверенным в ней. Лютер почти точно так же описывал свою жену: «Благочестивая, любезная, богобоязненная, любящая дом Господень жена, в которой человек может быть вполне уверенным, — это величайший дар от Бога». Исаак Уолтон так пишет о супруге епископа Сандерсона: «Его жена сделала его жизнь счастливой. Она всегда была довольна, когда он радовался, и всегда радовалась, когда он был доволен. Она делила свои радости с ним и облегчала его печаль, взваливая на свои плечи часть его бремени. Она всегда с готовностью исполняла все его пожелания».

Муж чувствует себя спокойнее, когда его жена, облегчая его бремя, избавляет его от докучливых расспросов. Верная жена и верный муж благословляют друг друга таким образом. Когда жена — драгоценность мужа, он уверен в будущем. Его дом созидается по его сердцу. Ему не нужно подозревать свою жену в обмане и следить за ней. Она благоразумно распоряжается хозяйством и при этом имеет страх Божий, поэтому может воздавать ему добром, а не злом.

Спокойствие ее мужа — главная цель ее жизни. Жить для него — наивысшее наслаждение. Даже если он не всегда замечает, что она делает, чтобы обустроить его быт, она не винит его в невнимании и недоброжелательности, не становится угрюмой, не считает, что он пренебрегает ей.

13—27. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

Этот отрывок — прекрасный образец древней литературы, но принципы, изложенные в нем, актуальны и сегодня. Здесь говорится об обыкновенной благочестивой жене, которая прилежно исполняет свои обязанности по дому. Она настолько же Мария, насколько и Марфа. «Чтобы сделать ее портрет более современным, нужно, конечно же, подправить некоторые штришки, которые за долгое время утратили свою яркость, то есть перестали быть понятными современному читателю» (епископ Хорн).

Сразу же бросается в глаза, что в этом отрывке описана не религиозная фанатка-затворница, не желающая исполнять свои обязанности под предлогом посвящения Богу. Здесь нет и намека на аскезу, которая ныне превозносится как наивысшее достижение христианского совершенства. Здесь идет речь о качествах характера благодетельной жены и ее домашней работе. Своими делами она укорит любого лентяя!

Давайте еще раз внимательно посмотрим на ее портрет. Она полна энергии. Даже женщины высокого положения занимались ручным трудом в древности. Здесь, главным образом, говорится о самоотречении. Благодетельная женщина прилежна перед слугами, она работает, но работа не лишает ее достоинства. Ей не зазорно протянуть руки свои к прялке (ст. 19). Она хочет помочь мужу, задумывает о поле и приобретает его (ст. 16).

А как она хозяйничает по дому? Она созидает свой домашний уют трудом, самоотречением и сердечностью. Она встает еще ночью не ради того, чтобы вызвать восхищение у окружающих, а для того, чтобы раздать пищу в доме своем и урочное служанкам своим (ст. 15). Она ведает всеми делами в доме, управляет имением разумно и экономно. Она знает своих слуг, знает, на что каждый из них способен и можно ли на них положиться.

Она заботится не только о своих слугах. Прялкой и веретеном она сучит нитки не только для своей семьи, но и для бедных и нуждающихся (ст. 20). Эта благочестивая женщина не только руководствуется законом любви в сердце, но и уста свои открывает с мудростью (ст. 26). «Она не говорит ни глупостей, ни грубостей» (епископ Хорн). Наверняка, Хукер вспоминал о благочестивой жене из этого отрывка, когда на похоронах своей жены вменил ей в заслугу «среди прочих добродетелей чистосердечное посвящение Богу, умение сострадать бедным; материнскую любовь к слугам; к друзьям — услужливую доброту; кроткий нрав и сердечность». Епископ Тейлор оставил нам такой словесный портрет леди Карбери: «Как жена она была целомудренной и любящей, здравомыслящей и смиренной. Как мать она была доброй и строгой, осмотрительной и благоразумной, очень нежной; гораздо больше любила души своих детей, чем их тела. Слуги считали ее благоразумной хозяйкой, и в то же самое время щедрой и справедливой». Биограф госпожи Годольфин пишет, что «она работала ради бедных людей, кроила и шила жилеты и другую одежду, которую потом раздавала бесплатно, подобно Тавифе; она тратила немало времени и денег на них, помогала, посещала, заботилась».

Такая благодетельная жена по праву считается венцом своего мужа (12:4). Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли (ст. 23). Ему досталось благословение куда более ценное, чем обычные удовольствия счастливой жизни. «Своей карьерой он, скорее всего, обязан ей: она не только хорошо управляла домом, но и подавала ему хороший пример» (епископ Хорн).

28—31. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! Добродетельная жена думает и о себе. Ибо чего может еще желать женщина, когда встают дети и ублажают ее, и муж хвалит ее (ст. 28)? Муж предан ей: он ценит не ее обманчивую миловидность и суетную красоту, а страх Господний, живущий в ней. Она проходит с ним всю жизнь, поддерживает его в преклонном возрасте. Она разделяет его заботы и успокаивает в печали. Дети и муж с благодарностью признают: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (ст. 29).

Все вокруг говорят о ее добродетели: «Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (ст. 31). «Пусть все, — говорит епископ Патрик, — превозносят ее добродетель. Пусть все восхваляют ее за честные труды. Иные хвалятся благородным происхождением, иные — богатством, иные — красотой, иные — чем другим, но ее прославили ее добрые дела, которые свидетельствуют о ее благочестии, даже если люди вокруг молчат». Пусть все на ее примере увидят, что благочестие ведет к достатку, что благодать Божья — самая завидная участь, а Его благоволение — высочайшая честь.

«Если женщины, даже из высших слоев общества, хотят узнать, какими их желает видеть Бог, дайте им прочесть последнюю главу Книги притч. Желающая научиться извлечет из нее множество уроков» (Пилкингтон). «К этой главе надо подойти с большим вниманием, — заключает Джермин. — Пусть каждая женщина стремится соответствовать ей насколько возможно. Пусть каждый мужчина стыдится, если женщина превзойдет его в добродетели и благочестии».

Приведем в заключение слова известного богослова Мэттью Генри: «Вот, закрылось зеркало, перед которым настоящая леди должна была бы одеться. Если она облачится перед ним, ее украшения принесут ей славу, и честь, и похвалу в явление Иисуса Христа».