Глава 5

1. Вы, кого еще не отравили и не осквернили похоти тела, поразмыслите над этой главой. Возможно, именно болезненные переживания помогли мудрому автору приобрести мудрость и разум. Посему, внимай со страхом и трепетом.

2. Собственная сила человека, даже вкупе с образованием и самодисциплиной, бессильна в этом вопросе. Единственный действенный страж — это мудрость свыше, которая учит нас и соблюдать рассудительность, чтобы защитить свою душу, и сохранять знание, чтобы можно было предупредить других грешников (2:10—11, 16; 6:20, 24; 7:1—5; Пс.16:4; 118:9, и).

3. Искушение кажется таким безобидным, что сразу привлекает наше внимание. Обманутая жертва только пробует меду, человек всего лишь слушает слова, которые мягче елея.

4. Но сладость начала не сравнима с горечью последствий.

5. Путь ее ведет в преисподнюю. С каждым шагом ближе к аду.

6. Особенно примечательно одно из коварств искусительницы: пути ее непостоянны, она может искушать по-разному — в зависимости от обстоятельств жизни человека и его настроения. Она использует все слабости своей жертвы, ловит каждый неосторожный шаг. У нее лишь одно намерение. Она не только не позволяет другим постигнуть стезю жизни ее, но и сама вряд ли ее знает. Она старается не слышать голоса совести и не вникать в ее слова. Вторжение одной-единственной мысли может разорвать заколдованный круг и открыть путь к спасению.

7. Стоит ли удивляться, что отец так истово, так ревностно старается отвести детей от края пропасти. Итак, дети, слушайте меня. Мы не запрещаем юношеские забавы, однако настаиваем, чтобы вы избегали слов, прикосновений и взглядов искусительницы.

8. Держи дальше от нее путь твой. Не просто не ходи к ней в гости, а не подходи даже близко к дверям дома ее, потому что она может заразить грехом. Бросаться в искушение — значит выходить из-под Божьей защиты. Приближаясь, женщина-ловушка кажется все более пленительной. Но голос мудрости предостерегает: «Избегай юношеских похотей».

9—14. В этих стихах изображен грех. Он приносит удовольствие на какое-то время, но возмездие за него — вечная смерть (Евр.11:25; Рим.6:23). Каждый грех, в котором неверующий человек не раскаялся на этой земле, повлечет за собой постоянное мучение в вечности. Грешник, путь жизни лежит пред тобою. Поразмысли над ним внимательно, с молитвой. Пусть свет Слова Божьего и наставление Духа Его направит тебя на него.

15. Желание запретных наслаждений происходит от неудовлетворенности нынешним положением дел. Когда дома невозможно найти желаемого, его начинают искать повсюду.

Пей воду из твоего водоема. Смысл этого сравнения становится еще более понятным, когда узнаешь, что на Востоке в каждом доме был свой водоем.

Любовь в браке — это один из самых прекрасных земных даров, который Бог по милости Своей дает падшим и восставшим против Него людям. Поэтому с благодарностью наслаждайтесь своим водоемом и не желайте воды из колодца соседа.

18. Утешайся женою юности твоей (Втор.24:5; Еккл. 9:9). Считайте ее особым подарком от Отца Небесного.

19. С нежностью и чистотою лелейте ее (Быт.24:67).

Любезная лань и прекрасная серна. Лань и серна были особенно приятны глазу жителей Востока (см. Песн. П. 2:17; 3:5). Здесь этим животным уподоблена жена, доставляющая радость супругу. Епископ Давенант хорошо сказал: «Вне своего жилища человек словно барахтается в волнах, а дома с женой — он в тихой гавани». То, что нарушает гармонию интимных отношений, открывает путь искушению. Лучше всего от желания запретных страстей защитит нежная любовь. Она освящена Словом Божьим и похожа на ту любовь, которую Господь испытывает по отношению к церкви (Еф.5:25, 29).

20. Только ослепленный похотью человек не сможет, осознав, что грех несет смерть (ст. 9—11), а чистота установленного Богом браком — счастье (ст. 15—17), откажется от сладкой воды своего колодезя и пойдет искать отравленные воды запретного источника. Если бы он не поглупел, разве заменил бы он честный брак (Евр.13:4) на возможность обнимать груди чужой?

21. Даже мысль о том, что пред очами Господа пути человека, не может остановить его на его путях. Практический атеизм является корнем человеческой безнравственности (Пс. 13:1—3). Око другого человека, даже ребенка, смущает грешника; а вот мысль о всевидящем Боге — даже если и приходит в голову — не пугает, не обличает, не удерживает его. О, если бы люди читали и любили свою Библию, эту истину, с которой Бог соизмеряет все их пути, их совесть покраснела бы от стыда!

22. Если не помогает ни здравый смысл, ни страх перед всевидящим небесным оком, грешника все же может удержать мысль о том, в какую беду он сам себя заведет. Куда бы ни пошел такой человек, за ним идут собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится, готовый к суду. Он думает, что может оставить их, когда пожелает. Но повторение вырабатывает привычку, а привычка господствует над человеком. «Всякая похоть владеет им, как Далила владела Самсоном. Кроме того, что она ворует его силу, она еще и заключает его в цепи» (архиепископ Тиллотсон). «Скованный плотским недугом, смертельным и сладостным, я волочил свою цепь, боясь ее развязать самостоятельно, и отталкивал добрый совет и руку развязывающего, которая доставляла мне боль, как прикосновение к ране» (Августин).

23. Отказываясь видеть свет, он умрет без наставления. Множество его безумия увлечет его и он потеряется — пойдет в погибель (2Пет.2:14—15).

Неужели нет средства против этого смертельного проклятия? Хвала Богу, Он предоставляет очищение нечистым и дарует свободу пленникам. Благословенный Спаситель очищает прокаженного Своим потоком прощения. Только Он освобождает пленников.