3. Задача проповеди и преподавания по книгам Ветхого Завета сегодня

Один из самых давних вопросов в истории церкви звучит так: «Какова ценность Ветхого Завета для современных христиан?» Актуален ли он для церкви, содержит ли полезное учение, существует ли преемственность между Заветами? Не является ли Ветхий Завет ненужным грузом для христианства? Не выиграла ли бы церковь, откажись она от Ветхого Завета?

Если оценить, сколько времени отводят некоторые семинарии овладению 3/4 всей Библии, этого будет достаточно, чтобы пересмотреть пользу этих текстов. А если добавить к этому время, посвящённое изучению иврита в некоторых семинариях, го вывод очевиден.

Эмиль Краелинг предупреждал: «Проблема Ветхого Завета… не одна из многих. Это главная проблема в богословии».[29] Он настаивал на исключительной важности Ветхого Завета, которая проходит красной нитью через всю историю. Дело в том, что ошибка, допущенная в отношении Ветхого Завета, просачивается в изучение Нового Завета, в его богословие, этику и практику христианской жизни. Необходимо вспомнить о Маркионе, еретике 2 в., чтобы оценить важность утверждения о том, что неверные действия в отношении Ветхого Завета влияют на всё остальное. Его выводы относительно Ветхого Завета сильно повлияли на то, что он смог извлечь из Нового Завета, из которого исключил нежелательные для него места, а это, в свою очередь, оказало огромное влияние на его богословие.

В чём же, в таком случае, практическая ценность Ветхого Завета? Апостол Павел, наставляя молодого Тимофея, говорит о пользе Ветхого Завета (2 Тим. 3:16, 17). Но как нам сегодня понимать Ветхий Завет, изучать его и проповедовать по нему?

Существует, по крайней мере, 4 основных сферы, где ценность Ветхого Завета несомненна и чрезвычайно важна в наши дни: доктрина, этика, практическая жизнь и проповедь. Без применения Ветхого Завета в этих сферах церковь 21 века окажется духовным банкротом.

Многие доктрины находят своё полное выражение в тексте Ветхого Завета. Вот лишь некоторые, приходящие на память: сотворение (Быт. 1–2), грехопадение (Быт. 3), закон Божий (Исх. 20, Втор. 5), несравненное величие Бога (Ис. 40), природа замещающего искупления Христа (Ис. 52:13–53:12), новое небо и новая земля (Ис. 65–66), второе пришествие нашего Господа на гору Елеонскую (Зах. 14). Суть заключается в следующем: если мы отворачиваемся от Ветхого Завета и полагаемся только на Новый Завет, мы готовим почву для завтрашних ересей; или, благодаря провидению милосердного Бога, даём возможность парацерковному служению восстановить то, что другие отвергают или преднамеренно игнорируют.

Не нужно много говорить о нашей неудаче в проповеди Божьего закона в том виде, в каком он дан в Ветхом Завете. Тем не менее, если всё необходимое нам этическое учение находится лишь в Новом Завете, как считают некоторые, то что мы скажем нашему поколению по поводу браков с близкими родственниками, скотоложства и многих других этических и моральных вопросов, которые стоят перед нами сегодня? Новый Завет не рассматривает многие из этих тем, так как он предполагает, что мы прочли и приняли во внимание более ранний Завет.

С этой темой очень тесно связана необходимость в последовательной практической христианской жизни. Не многие части Библии так практичны, как Книги мудрости. Повсеместная нужда в семинарах о семье, браке и правильном распоряжении финансами свидетельствует о том, что, возможно, данные вопросы являются наиболее пренебрегаемой сферой в нашей проповеди. Вероятно, подобное положение дел напрямую связано с нашим нежеланием проповедовать по Ветхому Завету так часто, как это необходимо. Где можно найти лучшее богословие труда, досуга и отношения к материальным благам, чем в книге Екклесиаста? Эта книга учит тому, что всё в жизни: пища, питьё, знание, зарплата и даже супруг(а) — это дар из рук Божьих.

Другой неудовлетворённой насущной потребностью в наши дни является необходимость в мощном пророческом провозглашении Божьего слова из Ветхого Завета в нашей среде. Современные взгляды свели ясное изложение Божьего слова во всей его силе не более чем к тематическим наброскам на безопасные и безобидные для всех темы. Именно по этой причине я сосредотачиваю своё внимание на проблеме проповеди по Ветхому Завету.

Причины, по которым Церкви следует слышать Ветхий Завет

Давайте возьмём за основу утверждение о том, что Христос — центральная тема и Ветхого и Нового Заветов.[30] Не упрекал ли Господь в первое Пасхальное воскресенье двух учеников на пути в Эммаус в их неспособности понять, что Он был Тем, на Кого указывали Закон, Пророки и Писания (Луки 24:25–27)? Действительно, хотя пророки и не знали о времени и обстоятельствах пришествия Мессии (1 Пет. 1:10–12), но они были уверены в пяти моментах: (1) они писали о Мессии; (2) они знали, что Мессия будет страдать; (3) они знали, что Он будет прославлен и одержит победу; (4) они знали, что страдания будут предшествовать славе; (5) они знали, что пишут не только для своего поколения, но также для всех нас, тех, кто будет жить позже, как, например, церковь времён апостола Петра. Поэтому смущение пророков по поводу недостатка их знания о точной дате пришествия Мессии не следует воспринимать как доказательство того, что пророки говорили «больше, чем знали» или часто говорили о том, чего совершенно не понимали.

Причин, по которым церковь должна прислушиваться к Ветхому Завету, гораздо больше. Мы можем сослаться на его размер: 77 % Библии приходятся на первые 39 книг канона. Более того, закон не является основной частью содержания Ветхого Завета, как некоторые неверно полагают. Напротив, Ветхий Завет больше сфокусирован на Благой вести, Евангелии, нашего Господа Иисуса Христа. Это заявление можно подтвердить, обратившись к Рим. 1:1, 2. В данном отрывке Павел говорит о том, что он «избран к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях». «Святыми писаниями» во времена Павла было не что иное, как Ветхий Завет. И в Ветхом Завете благая весть была изложена задолго до того, как Павел начал её возвещать.

Подобный аргумент мы находим в Евр. 3:17-4:2, где автор говорит о том, как поколение, погибшее в пустыне, не вошло в Землю обетованную по причине своего неверия. Поэтому всем нам следует быть осмотрительными, чтобы данное нам обещание о вхождении в место Божьего покоя не было нами так же утеряно. Когда благая весть проповедана нам, как она была проповедана умершим в пустыне, мы подвергаемся той же опасности, если не верим этой вести. Совершенно ясно, что та благая весть, которая звучала во дни Моисея, проповедуется в наши дни!

И последняя причина, о которой нужно сказать: заметьте, как часто при цитировании ветхозаветных текстов в более поздних книгах Ветхого Завета или в Новом Завете местоимения 3 лица «он», «она», «они» изменяются на местоимения «нас», «мы», «наш». Например, Бог говорит с Иаковом (Бытие) приблизительно в 1800 г. до Р.Х. Этот же текст позже, в 700 г. до Р.Х., использует пророк Осия. Осия цитировал много отрывков, относящихся к 1800 г. до Р.Х., адресуя их аудитории 8 в. до Р.Х. Осия утверждал, что «(Бог) нашел (Иакова) в Вефиле и там говорил с нами» (Ос. 12:4; перевод и курсив автора). Таким образом, Бог продолжал обращаться через книгу Бытие к последующим поколениям, жившим спустя 1100 лет!

Подобное явление встречается в Новом Завете дюжину, если не больше, раз. Например, в Евр. 6:18 говорится о том, что Бог подтвердил Своё обещание, данное Аврааму, «двумя непреложными вещами»: Своим словом в Быт. 12 и клятвой в Быт. 22. Но Он сделал это не только с целью предоставить Аврааму прочную гарантию, но и для того, чтобы воодушевить нас, тех, кто живёт в эпоху Нового Завета: «мы, прибегшие взяться за предлежащую (нам) надежду…» (курсив добавлен автором). Следовательно, Ветхий Завет обращен к нам точно так, как был обращен к Израилю.

Причины, по которым церковь потеряла Ветхий Завет в своей проповеди

Вряд ли что-то может помешать использованию чего-либо по назначению больше, чем неправильное отношение. Именно это случилось в истории ранней церкви. Многие отвернулись от Ветхого Завета после его резкой критики еретиком Маркионом. До этого Филон применил аллегорическое толкование — точно так, как это делали некоторые классические толкователи, чтобы сохранить достоинство греческих и римских богов и богинь, трактуя религиозные тексты Олимпийского пантеона аллегорически. Считалось, что всё земное сотворено по аналогии с существующим на небесах. Вот почему многие учёные и пасторы прекратили попытки объяснить сложные моральные, этические и доктринальные вопросы, поднимаемые в Ветхом Завете. Этими вопросами скоро стали пренебрегать и заменили их тем, что считалось их небесными и духовными аналогами. Однако никто не смог придать божественного авторитета доктрине аналогии или теории соответствия, которое, как полагали, существовало между земной копией и небесным прототипом.

Во времена Средневековья и ранней Реформации полагали, что многие (если не большинство) ветхозаветные идеи и события служили прообразом того, что мы находим в Новом Завете. Действительно, Библия содержит прообразы и символы, но все истинные библейские символы имеют ясное божественное значение, обнаруживаемое в том же контексте, что и предполагаемые прообразы Ветхого Завета. Следовательно, личность, социальная система, действие или событие, имея ветхозаветное подтверждение, является частью большей реальности и может признаваться всеми толкователями как прообраз. Но проблема возникает тогда, когда прообразом становятся детали, как, например, всё, что было в скинии. Конечно, как однажды мудро заметил один из моих преподавателей, некоторые верёвки и колья в скинии были предназначены, чтобы подпирать и удерживать её в вертикальном положении! Проблема типологии заключается в том, что многие используют её, не имея на то библейского основания. Разумеется, Новый Завет говорит не обо всех содержащихся в Библии прообразах, но совсем другое дело — считать почти всё в Ветхом Завете прообразом, особенно если читать Ветхий Завет сквозь призму Нового Завета.

Позже, объясняя, как Ветхий Завет может быть полезен современным верующим, эпоха Просвещения провозгласила, что гораздо важнее то, как был составлен библейский текст, чем то, что он говорит. Сверхъестественные слова и события были отвергнуты, так как рационализм занял то место, где ранее правила вера. Кроме того, Божье слово было раздроблено, разбито на куски и большей частью потеряно для проповеди в церкви.

С недавних пор влияние постмодернизма можно обнаружить в герменевтическом методе «ответ читателя». Сегодня значение текста для многих передвинулось от утверждений авторов Писания, получивших откровение от Бога, к тем значениям, которые сам читатель хочет придать тексту. Это немного больше, чем современная форма эйзегезы, то есть прочтения в тексте того, что читатель желает видеть в нём. Библия становится «пластилиновой», изменяемой в любом направлении. Но это просто насмешка над Божественным авторитетом!

Ни один из этих методов не помог нам в понимании Ветхого Завета, напротив, именно эти идеи спровоцировали отказ от Ветхого Завета и потерю его послания в церквях и богословских учебных заведениях.

Как Ветхий Завет помогает в проповеди

Если мы призваны к наполненному и сбалансированному служению, мы должны проповедовать «всю волю Божию» (Деян. 20:27) человеку как цельной личности. Пренебрежение любой частью Писания станет плодородной почвой для ереси в церкви или, по милости Божьей, возможностью для парацерковного служения вернуть то, что было утеряно церковью и чем она умышленно пренебрегает.

Наши проповедь и преподавание по Ветхому Завету должны быть сбалансированы в использовании жанров, охватывать все виды литературы и учитывать акценты, расставленные в его тексте. Поэтому проповедь должна включать как прославление, так и плачи; рассматривать не только прозу, но и поэзию. Различать дидактические и повествовательные тексты. Здравое, сбалансированное учение и проповедь должны включать такие жанры ветхозаветных текстов, как: закон, притчи[31], исторический, апокалиптический[32] и эсхатологический жанры, доктрины, этика, пророчества и литература мудрости.

Можно с уверенностью сказать, что из-за отсутствия ясного преподавания по Ветхому Завету страдают и церковь, и современное мышление. Многие современные вопросы, например, святость истины, брак, собственность, состояние сердца и его мотивы, находят своё прочное основание в учении Ветхого Завета.

Как проповедовать по Ветхому Завету?

Одна из крупнейших проблем для студентов и пасторов, которые пытаются использовать Ветхий Завет в современной проповеди, касается того, как преодолеть временную пропасть между дохристианскими текстами и ситуацией в 21 веке, в которой они проповедуют. Очень часто пастор вынужден преодолевать это расстояние сам, без посторонней помощи. К счастью, в последние годы всё больше и больше ресурсов становятся доступными для преподавателей и пасторов. Я хотел бы кратко перечислить некоторые из них в заключении этой вступительной главы.

Перечень ресурсов на английском языке показывает, что помощь уже доступна.

Для проповеди по ветхозаветным повествованиям:

Kaiser, Walter С., Jr. “Narrative” в Cracking Old Testament Codes: A Guide to Interpreting the literary Genres of the Old Testament, ed. D. Brent Sandy and Rolant L. Giese Jr. (Nashville: Broadman and Holman, 1995), 69–88.

Matthews, Kenneth A. “Preaching in Historical Narrative” в Reclaiming the prophetic Mantle: Preaching the Old Testament Faithfully, ed. George L, Klein (Nashville: Broaaman and Holman, 1992) 19–50.

Pratt, Richard L., Jr. He Gave Us Stories: The Bible Student’s Guide to Interpreting Old Testament Narrative (Brentwood, Tenn.: Wolgemuth and Hyatt, 1990). 500 страниц, введение для евангельских христиан.

Пратт, Ричард. Он дал нам прообразы. — Киев: Христианское библей¬ское братство св. апостола Павла, 2000. — 426 с.

Garrett, Duane A. “Preaching Wisdom,” в Reclaiming the Prophetic Mantle, 107-26.

McKenzie, Alyce M.Preaching Proverbs: Wisdom for the Pulpit (Louisville: Westminster/John Knox 1996).

Kaiser, Walter С., Jr. Malachi: God’s Unchanging Love (Grand Rapids: Baker, 1984).

Kent, Dan G. “Preaching the Prophets,” в Reclaiming the Prophetic Mantle, 93-105.

Smith, Gary V. The Prophets as a Preachers: An Introduction to the Hebrew Prophets (Nashville: Broadman and Holman, 1994)

Ward, James, and Christine Ward. Preaching from the Prophets (Nashville: Abingdon, 1995).

Averbeck, Richard Е. “Law” в Cracking Old Testament Codes, 113-38

Bergen, Robert D. “Preaching Old Testament Law” в Reclaiming the Prophetic Mantle, 51–69

Hanson, Paul D. Old Testament Apocalyptic: Interpreting Biblical Texts (Nashville: Abingdon, 1987).

Hewitt, С. M. Kempton. “Guidelines to the Interpretation of Daniel and Revelation,” в A Guide to Biblical Prophecy, ed. Carl E. Armerding and Ward Wr. Gasque (Peabody, Mass.: Hendrickson, 1989), 101-16.

Morris, Leon. Apocalyptic (Grand Rapids: Eerdmans, 1972).

Sandy, D. Brent, and Martin G. Abegg Jr. “Apocalyptic” в Cracking Old Testament Codes, 177-96

Разумеется, литературных видов в Ветхом Завете гораздо больше, но этого списка достаточно, чтобы показать развитие специальной литературы, помогающей церкви связать современность с каждым из ветхозаветных жанров.

Заключение

Есть ли надежда на то, что Ветхий Завет вернётся в церковь и займёт надлежащее ему место в церковной проповеди? Надежда есть, так как стали доступными целые серии новых ресурсов, так же и семинарии начинают играть отведённую им роль, помогая церкви преуспеть на этом пути.

Большая часть моих усилий вошла в комментарии, которые являются попыткой пойти дальше простого описания того, что текст говорил. Я попытался показать, как Ветхий Завет может иметь современное применение в 21 веке. Этому посвящены мои работы по Псалмам 119–133[33], по книгам пророков от Михея до Малахии[34], по книге Плач Иеремии[35], Исход[36] и Левит[37]. Но задание далеко от завершения. Вместе мы можем объединить наши усилия и услышать Божье слово с небес через Ветхий Завет, который говорит и в наши дни.