6. Проповедь и преподавание по Книгам мудрости

Фред Крэддок задавал вопрос:

Почему множество форм и настроений в библейской литературе и разнообразие нужд общины сводятся к одному неизменному шаблону [проповеди], который копирует древних греческих ораторов? Как результат — излишнее однообразие, и, если смотреть глубже, внутреннее противоречие между содержанием проповеди и её формой.[65]

Действительно, почему?

Таким образом, появляется необходимость позволить форме и жанру отрывка Писания создавать форму послания. Это та революция, которая происходит на поле проповеднического служения последние двадцать пять лет.

Но как далеко мы можем зайти в этих рассуждениях? Например, Джон Гольберт выражал недовольство тем, что Библию неправильно применяли, когда текст Писания читали для поиска тем или идей, которые извлечены из всех библейских текстов.[66] Вместо того, чтобы использовать дискурсивный, дидактический или концептуальный тип проповеди, который «создаёт пункты», Гольберт, как и Крэддок в вышеприведённой цитате, предупреждал, что проповедникам следует развернуться на 180 градусов и двигаться в обратном направлении от этого вида эллинистической риторики. Гольберт, однако, не утверждает, что дидактическая проповедь утратила свою эффективность или является нежелательной, но он считает, что существуют серьёзные альтернативы дискурсивному методу проповеди.

Я согласен с тем, что виды проповеди настолько разнообразны, насколько разнообразны типы литературы в Писании. Но я не уверен, что использование всего этого разнообразия литературных типов в каждом случае будет беречь нас от «создания пунктов», или от дидактических аспектов в нашем служении. В конце концов, по словам Павла, всё Писание дано для целого ряда разнообразных целей (2 Тим. 3:14–17), но всё это содействует или нашему знакомству с верой во Христа, или нашему созиданию и росту как верующих.

Суть состоит в том, что типы проповеди, основанные на жанрах библейской литературы, должны быть обусловлены риторическими особенностями жанра. Значит ли это, что «создание пунктов» в проповеди будет исключено в пользу чего-либо иного, — другой вопрос. И это мы рассмотрим далее в этой главе.

Жанр притчи

В определённом смысле, притчи не очень сильно отличаются от повествований, так как берут начало из повторяющихся основных сюжетных линий. Таким образом, не удивительно, что притчи являются «короткими предложениями, основанными на длительном опыте и содержащими истину».[67] Повторяющиеся примеры и истории привели к появлению короткого предложения, которое стремится облечь истину повествования в хорошо запоминающуюся фразу или строку.

Притчи широко используются в жизни, много их и в Библии. Только мудрый человек может вспомнить эту поучительную строку и в подходящий момент связать её с новой ситуацией, которая удивительно похожа на ситуацию в прошлом. Как таковые, притчи способны давать направление и помогать формированию этических норм перед лицом совершенно новых обстоятельств. Притчи функционируют таким образом благодаря тому, что их мудрость помещена в обобщения, которые улавливают суть повторяющихся ситуаций и моделей поведения. Эти обобщения появляются в разных формах, обстоятельствах, ситуациях и размерах.

Но если всё именно так, почему же проповедники так редко обращаются к литературе мудрости как основе для слова, исходящего от Бога? Ответ на этот вопрос обычно содержит массу объяснений.

Наиболее очевидно то, что многие толкователи находят проповедование по книге Притчей просто трудным. На первый взгляд кажется, что в ней нет никакого единства, порядка или структуры. Как можно создать хотя бы подобие экспозиционной проповеди, которая следует типовой форме этой книги: если её материал, кажется, препятствует подобному подходу по всем пунктам?

Некоторые евангельские исследователи ощущают особое нежелание проповедовать по книге Притчей из-за того, что не могут найти провозглашения Евангелия в ней. Но тогда возникает ещё один вопрос: неужели единственным основанием для проповеди является возвещение Благой вести о спасении в каждом послании? Неужели проповедник не может обращаться к верующим людям и требовать их отклика в свете учения Божьего слова о вопросах этики, нравственности и достойного подражанию образа жизни? Необходимо лишь обратить внимание на то, насколько сегодня в нашей культуре распространены нечестность, супружеская неверность, разводы, домашнее насилие и их последствия: физическое насилие, злоупотребление наркотиками, непокорность детей, подчинение давлению со стороны сверстников, неумение распоряжаться финансами и различные формы правонарушений в обществе и в самой церкви, — чтобы понять, что притчи очень важны, так как охватывают все эти вопросы! Эти проблемы настоятельно требуют смелого обсуждения и библейского наставления.

Обоснование необходимости проповедовать по книге Притчей можно развить ещё больше. Оно даже выходит за рамки нравственности и этических принципов, как заметил Бревард Чайлдс:

Дидактическая функция библейской литературы мудрости гораздо шире чем то, что мы обычно подразумеваем под термином «этика». Когда мудрец призывал своих учеников приобретать мудрость, понятие мудрости включало в себя не только принятие моральных решений относительно правильного и неправильного поведения, мудрость также являлась интеллектуальным и практическим действием, которое стремилось охватить всю полноту жизненного опыта. Однако потрясает то, что образец человеческого поведения, который пытался привить ученикам мудрец, частично совпадал со значительного размера набором требований и инструкций относительно послушного поведения, предписанных Пятикнижием народу завета.[68]

Некоторое время назад я сделал подобное заключение, обратив внимание на то, что многое из книги Притчей является всего лишь изложением в форме притчей того, что объявлено в законах Торы.[69] Следовательно, мудрость не предлагается нам как заменитель веры; она дана, чтобы научить тех, кто поверил в обещание пришествия семени через род Авраама, Исаака, Иакова и Давида, тому, как нам следует жить в послушании, свидетельствуя об этой вере.

В отличие от Божьего закона в Торе, в котором такая значительная часть книги Притчей находит свой духовный источник, мудрость развивает те же темы и инструкции, показывая их практическое и полезное применение в ежедневной жизни.

Временами эта мудрость выглядит настолько «мирской» и отвлечённой от духовных принципов, что всего лишь требует правил хорошего тона или просто здравого рассудка. Но мы уверенны в том, что Бог так же интересуется тем, что мы относим к мирской и обыденной сферам нашей жизни, как присутствует в очень важных решениях и глобальных событиях наших дней. Он должен быть Господом во всех аспектах нашей жизни.

Толкование мудрости Притчей

Если нам следует проповедовать по книге Притчей, то как нам воспринимать её и толковать в наши дни? Конечно, она лежит в совершенно другой плоскости, чем “Альманах бедного Ричарда” Бенджамина Франклина (ежегодный альманах, издавался в 1732–1758 гг., содержал поучения, афоризмы, пословицы и поговорки; важным элементом этого нравственного кодекса был отказ от религиозности; прим. пер.). Несомненно, книга Притчей представляет себя как Божье слово, что является одной из её отличительных особенностей. Но она также во многом похожа на пословицы. Элис МакКензи показывает некоторые синтаксические сходства библейских притч со светскими пословицами.[70] Она перечисляет следующие пять особенностей притчей: (1) самодостаточность, (2) неизменная форма, (3) использование настоящего или будущего времени, (4) отсутствие местоимений первого лица, (5) наличие поэтических признаков. Притчи не являются незаконченными фразами, они всегда содержат законченную мысль. Помимо её обычной неизменной формы, наиболее характерным аспектом притчи является то, что она содержит частное обобщение, вытекающее из специфической ситуации, которое, в свою очередь, применимо к новой аналогичной ситуации.

Важно понять, что это не универсальные истины, одинаково применимые во всех ситуациях. Также притчи предпочитают использовать настоящее время и избегают употребления местоимений первого лица, в том числе притяжательных. Это качество придаёт притче вид вневременного принципа и подталкивает интерпретатора к универсализации её значения, которое применимо во всех ситуациях без исключения. Но проповедник должен избегать этого искушения, чтобы не упрощать толкование, решив, что значение prima facie (лат. «на первый взгляд, по первому впечатлению»; прим. пер.) каждый раз необходимо превращать в универсальный принцип или что исключения невозможны. Притча охватывает большинство ситуаций, не утверждая, что она применима в каждом возможном случае, который кажется похожим на другие. Утверждать, что значение притчи применимо всегда и везде — значит слишком растягивать границы жанра и обращаться с притчами как с разъяснительной прозой!

Наиболее простая форма притч содержит лишь один описательный элемент, например, «разговор о деньгах» или «скоротечность времени». Но чаще встречается более сложная структура. МакКензи описывает эту форму как состоящую из трёх компонентов: (1) образ притчи, то есть уровень буквального значения; (2)послание притчи — основное значение притчи; (3) архитектурная формула — связь темы и комментариев, сделанных относительно этой темы.[71] Архитектурные формулы, состоящие из взаимоотношений тема-комментарий, согласно МакКензи, могут быть выражены в двух основных формах: притчи, построенные на сравнении (equational proverbs), где А равно Б, то есть А и Б тождественны, и притчи, построенные на противопоставлении (oppositional proverbs), в которых А и Б противопоставлены друг другу. Это можно увидеть на примере следующих притч:

Притчи, построенные на сравнении:

«Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть» (Прит. 20:13).

Форма: А равно Б.

«… где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Форма: Где А, там и Б.

«Где нет волов, [там] ясли пусты» (Прит. 14:4).

Форма: Где нет А, там нет Б.

Притчи, построенные на противопоставлении:

«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца (Прит. 21:2).

Форма: А не равно Б.

Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (Прит. 15:16).

Форма: лучше А, чем Б.

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (Прит. 15:17).

Форма: лучше А, чем Б.

Кроме обычного значения, которое имеют слова в словосочетаниях, Притчи демонстрируют частое употребление метафор[72], метонимии и сравнений. Сравнение — это формальное сопоставление двух разных объектов (с использованием слов «как», «подобно» или «что… то»). Например, Прит. 11:22: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная». Также в Прит. 26:14: «Как дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей» (в Синод, перев. без союза «как»; прим. пер.). Притчи 25:14: «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками». Слова «как», «подобно» и «что… то» предупреждают толкователя о наличии явно выраженного сравнения (А подобно/как Б).

Метафора, с другой стороны, является подразумеваемым или не выраженным напрямую сравнением. Например, Прит. 10:15: «Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их». В Быт. 49:9 сказано: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается…». В Евангелии от Луки 13:32 Иисус говорит о царе Ироде: «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице…». Ирод имел только одну общую с лисицей черту — хитрость и коварство!

Ещё одной риторической фигурой является метонимия[73] — замена одного слова другим с целью достичь впечатления, которого иначе невозможно достичь. В книге Притчей «уста, губы» и «язык» часто используются для обозначения чего-либо ещё. Например, Прит. 12:19: «Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение» или Прит. 25:15: «мягкий язык переламывает кость». В этих примерах «язык» и «уста» означают то, что они производят, или то, что исходит от них, а не часть анатомии.

Проповедники и преподаватели должны уделять должное внимание этим фигурам речи, так как они не только влияют на толкование, но, что ещё более интересно, также придают проповеди или уроку определённый оттенок и вкус, которые иначе отсутствовали бы.

Использование Притчей в проповеди

Обычно проповедникам хорошо известно, что не следует использовать отдельные притчи (одну или две строки) как изолированный и самостоятельный текст, а нужно объединять их в группы, в соответствии с общими темами. Существует больше связей и контекстуальных отношений между отдельной притчей, предыдущими и последующими притчами, чем признавалось прежде. Это и будет основой отстаиваемого нами утверждения, что лучше строить или проповедник, когда он (она) движется от серии притчей к уроку или проповеди? В каком порядке следует задавать вопросы, чтобы облегчить процесс передачи истины этих мудрых слов современной аудитории?[74]

1. Во-первых, определите, является ли притча частью группы притч, объединённых общей темой. Один их примеров такого вида объединения притчей в группы находится в отрывке Прит. 11:1-21, как отмечает в своей работе Дуэйн Гарретт. Этот отрывок образует inclusio с понятием о том, что такое мерзость для Господа и что Ему приятно, в стихах 1 и 20. Группа поменьше, находящаяся между этими границами, составляет подразделы этой главной темы. Ст. 1–4 говорят о том, что Бог ненавидит обман (ст. 1) и обещает, что неправедное богатство нечестивых не помизбавлениюпроповедь на текстовых группах притчей, чем рассматривать каждую притчу изолированно от других или использовать только тематический подход. Недавние исследования послания Иакова в Новом Завете привели к такому же заключению. В каждом контексте содержится нечто большее, чем считалось ранее, что соединяет те части, которые кажутся несопоставимыми, в единицы мысли.

Какие вопросы должен задавать учитель и надежде праведников.

Третья подтема находится в ст. 9-13: ст. 9 и 12 параллельны друг другу и говорят об унижении ближнего через злословие; ст. 10–11 параллельны и составляют двустишие.ожет им в день суда (ст. 4), в то время как смирение и честность являются наилучшими путеводителями (ст. 2, 3).

Вторая подтема внутри большей темы Божьего отвращения к нечестивым и Его благоволения к праведникам находится в ст. 7–8. Эти два стиха связаны ещё однимinclusio, со словом «нечестивые» в начале 7 ст. и в конце 8 ст. И снова безнадежность, нищета и бесцельность жизни нечестивых противопоставляются

Ст. 13 находится за пределами хиазма и выполняет функцию послесловия в теме о языке: нечестивые не только используют свой язык со злым умыслом; им просто нельзя доверять! Существуют и другие группы притчей, которые толкователи часто не замечают. Некоторые из наиболее очевидных — Прит. 22:17–24:22, а также различные группы притчей, имеющие свои заголовки, в Прит. 25–31 гл.

2. Определите, существуют ли литературные связи между исследуемой притчей и предыдущим и последующим текстом.

Этот пункт похож на предыдущий, но он подчёркивает необходимость изучить контекст более серьёзно. Например, кто-нибудь может выбрать для подготовки урока или проповеди Прит. 6:27–28: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?». Но контекстом для этих двух стихов будет отрывок с 20 по 35 стихи. Риторические вопросы, заданные в ст. 27 и 28, находятся в контексте предупреждения против прелюбодеяния. Ученик предупреждается о том, что лучше держаться подальше от распутной женщины (ст. 24), потому что тот, «… кто входит к жене ближнего своего, кто прикоснётся к ней», тот «не останется без вины», то есть ненаказанным (ст. 29).

Также можно наугад выбрать отрывок Прит. 19:20–21 как отдельный текст, но он может быть неверно истолкован, если не распознать, что контекстом для этих стихов являются ст. 16–23. Гарретт считает, что эти восемь стихов вращаются вокруг темы о дисциплинированной и благоразумной жизни. В начале и конце этих стихов о добропорядочной жизни находятся похожие темы: хранение Божьих заповедей (ст. 6) и жизнь в благоговении перед Ним (ст. 23). Согласно Гарретту, структура выглядит следующим образом:[75]

А: Верность Божьему пути в жизни (ст. 16)

Б: Давай бедному (ст. 17)

В: Дисциплинируй своего сына (евр. ns \ ст. 18)

В*: Пусть гневливый отвечает за свои поступки (евр. ns \ ст. 19)

Г: Послушание советам (евр. (sh, ст. 20)

Г*: Признание Провидения (евр. (sh, ст. 21)

Б*: Лучше бедный, но честный (ст. 22)

А*: Страх перед Яхве — жизнь (ст. 23)

3. Задайте вопрос: какие отдельные строфы, подразделы или параллельные конструкции составляют более крупные группы или общую тему собрания притчей. Точно так, как необходимо определить главную тему или тематическое предложение в прозе и главную идею в каждой из сцен повествования, нужно рассмотреть, как каждая небольшая группа отдельных притчей вносит свой вклад в тему собрания притч или большей группы в этой главе или в части главы. Когда эти меньшие группы определены, нужно понять, как они способствуют раскрытию общей темы, в которую они помещены. И снова для примера мы обратимся к 6 главе книги Притчей. Таким образом, шестое наставление (из семи наставлений в Прит. 1:8–9:18) касается темы прелюбодеяния (Прит. 6:20–35). В ст. 20–23 мы видим типичное начало для наставления, которое призывает сына прислушаться к словам отца. Ст. 24–26 ясно говорят о том, что распутная женщина — привлекательная, красивая и очаровательная, но она мертва в моральном отношении. Затем в ст. 27–28 следуют метафорические вопросы о том, кто может взять огонь за пазуху или ходить по углям, и в конечном утверждении ст. 29 заявляет: вот на что похоже спать с чужой женой! В заключение, ст. 30–35 говорят о том, что если вор, которого поймали, имеет шансы спастись (возвратив украденное), то того, кто прелюбодействовал с чужой женой, ожидает только яростный и суровый суд оскорблённого мужа, который отвергнет любые компенсации. Таким образом, наставление в ст. 20–35 состоит из этих четырёх подгрупп, которые могут служить главными пунктами проповеди или урока.

4. Какие богословские нормы или учения более ранних частей Писания содержатся в рассматриваемой группе притчей, формирующей основание для проповеди или урока? Притчи учат нас тому, что вся человеческая жизнь проходит в контексте владычества Бога, Который показывает нам, как мы должны жить. В них содержится образец или предписания, дар Божий для всей нашей жизни и для всех взаимоотношений.

Мудрость вне книги Притчей

Элементы литературы мудрости встречаются во всём Ветхом Завете. Помимо целых книг, посвящённых этому жанру, в текстах других литературных жанров мы встречаем отдельные случаи употребления литературы мудрости, не выраженной в форме притчей. Нужно всего лишь вспомнить загадку Самсона в Суд.

14:14 («из идущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое») или басни, рассказанные Иоасом, царём Израильским, в 4 Цар. 14:9 и Иофамом в Суд. 9:7-15 (две единственные басни в Библии). Но есть три библейские книги, которые объединяют несколько библейских жанров и привлекают к себе особое внимание.

Екклесиаст

Многие говорят о чрезвычайной сложности мудрости, отображённой в книге Екклесиаста, так как она кажется такой умозрительной, пессимистической и противоположной тому, что бы мы ожидали встретить в каноне Ветхого Завета. И действительно, эта книга представляет собой смесь разнообразных форм мудрости: аллегории (о преклонных летах, 12:1–7), примеры историй (9:13–16), притчи (7:1-29) и другие.

Но как покажет эпилог (12:9-14), подход к этой книге как к хаотичному собранию противоречивых и полярных утверждений может быть ошибочным. Единственный способ поддерживать это негативное утверждение — доказать, что заключительные два стиха были добавлены позже для того, чтобы сделать книгу приемлемой для канона и включить её в канон. Проблема этой точки зрения состоит в том, что не существует ни одного полного манускрипта Екклесиаста, не содержащего последних стихов, и не существует ни одного свидетельства, которое бы демонстрировало, что какой-нибудь авторитетный орган вынес решение о том, что эта книга (или любая другая) была на самом деле «канонической» или «законной»! Таким образом, поскольку эпилог принят как первоначальная часть книги, вопрос исчерпан.

Эта книга имеет чёткий и последовательный план. Его разделы легко обнаружить, благодаря повторяющемуся риторическому приёму — совету: «Ешь и пей и услаждай душу свою от труда своего» (Еккл. 2:24, 5:18, 8:15), который таким образом очень чётко делит книгу на четыре раздела:

1. Жизнь — это дар Божий (1:2–2:26)

2. У Бога есть всеобъемлющий план (3:1–5:20)

3. Этот план должен быть объяснён и применён (6:1–8:15)

4. Этот план помогает верующим преодолеть упадок духа (8:16–12:7).[76]

Иов

Вот ещё одна книга, которая представляет собой смесь нескольких жанров. Наряду с гимнами (28 глава), притчами (5:17) и загадками (41:1–5), значительное место в книге занимают диалоги и споры. В беседе Иова с его так называемыми «утешителями» мы видим жанр судебного разбирательства (23:1–7), монолог (31 гл.) и использование большого количества таких риторических фигур, как ирония (12:2), сравнение (14:2), метафора (16:13), метонимия (16:19).

Книгу Иова, таким образом, сложно классифицировать в рамках одного жанра. Также она не имеет аналогов в древней ближневосточной литературе мудрости. Эта книга — sue generic (лат. «редкостный, уникальный»; прим. пер.), т. е. уникальный вид литературы.

Проповедовать или проводить урок по книге Иова нужно в соответствии с её диалогической формой, которая поднимает вопросы в речах трёх так называемых друзей и находит ответ с точки зрения откровения в возражениях Иова. Бог дал Свою оценку словам друзей Иова, сделав вывод: «сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (42:76). Таким образом, несмотря на то, что страдания Иова играют большую роль в книге, под судом находится не он, а Бог! Проповеднику и преподавателю следует быть осторожными, чтобы не сделать речи так называемых друзей Иова нормативными, ведь Бог в 42:7 признал их неверными.

Песнь Песней

Песнь Песней, или Песни Песней Соломона, также оказалась загадкой для многих учителей слова Божьего. Лучше всего толковать эту книгу как песню, посвящённую дару супружеской любви, задуманной Богом, так как в книге нет ключей, которые позволили бы предположить, что её нужно толковать аллегорически. Что воплощённое Слово (Сам Иисус) сделало для брака, посетив свадебный пир в Кане, то написанное Слово (Библия) сделало, дав нам эту книгу.

Разумеется, выражение «Песнь песней» — это еврейский способ выразить превосходную степень; таким образом, это самая лучшая песня, которую только мог дать нам Бог, песня на тему наслаждения подлинной супружеской любовью.

Герменевтический ключ к этой книге можно найти в похожих терминах, которые используются в аллегории Прит. 5:15–23, что мы продемонстрируем далее в этой главе. Очень живописные метафоры, используемые для описания пары и брачного акта любви, не должны приуменьшать серьёзности темы, которой должно быть отведено место в Божьем откровении.

В книге присутствуют три главных персонажа (а не два): Соломон, девушка и молодой пастух из того же города, в котором жила Девушка. Несмотря на то, что Суламиту внезапно увозят в Иерусалим, чтобы подготовить её к жизни в гареме Соломона, она продолжает тосковать о пастухе, с которым на родине была связана клятвой. В конце концов она воссоединяется с пастухом и весь смысл книги становится очевидным в 8:6–7:

Положи меня, как печать, на сердце твое,

как перстень, на руку твою:

ибо крепка, как смерть, любовь;

люта, как преисподняя, ревность;

стрелы ее — стрелы огненные;

она пламень весьма сильный [огонь от Ях(ве)][77]

Большие воды не могут потушить любви,

и реки не зальют ее.

Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь,

то он был бы отвергнут с презреньем.

Именно с этой точки зрения следует учить и проповедовать по книге Песни Песней. Любовь, предназначенная Богом для супругов, — это не то, что можно купить или переманить при помощи каких-либо уловок или обещаний положения в обществе или богатства. Любовь — это Божий дар, который нужно ценить и пользоваться им исключительно в рамках брака!

Пример проповеди по литературе мудрости: Притчи 5:15-23

Большинство толкователей рассматривают этот отрывок как аллегорию.[78] Причиной тому является широкое использование слов или понятий из одной сферы (например, природы) для изображения понятий, принадлежащих другой сфере. Аллегория — это ряд из серий метафор, которые объединены в одну концепцию и представлены с одной точки зрения.

Но что действительно руководило автором, так это то, что мы читаем ст. 18, — неожиданная вставка: «утешайся женою юности твоей». После использования пяти метафор, связанных с водой, этот внезапный поворот к прямой форме изложения дела свидетельствует о том, что автор хотел, чтобы под питьём воды из собственного колодца читатель понимал сексуальные отношения только со своей женой. Представленный ниже план урока или проповеди излагает эту тему:

I. Наш(а) супруг(а) должен (должна) быть нашим источником наслаждения (ст. 15).

II. Мы должны беречь наши супружеские отношения (ст. 16–17).

III. Наше удовольствие сокрыто в нашем (нашей) супруге (ст. 18–20).

IV. Бог наблюдает за нашими супружескими отношениями (ст. 21–23).

Этот отрывок является не только ключевым для учения о супружеских взаимоотношениях, но также даёт ключ, необходимый для интерпретации Песни Песней. Нужно всего лишь сравнить данный отрывок с Песн. 4:12; 6:2–3 и подобными отрывками, чтобы увидеть поразительное сходство. И что более важно, отрывок Прит. 5:15–23 более чем актуален сегодня, так как помогает нам отстаивать позицию по поводу супружеской верности. Давайте посмотрим, как этот текст и сегодня не менее чётко и живо говорит нам о тех же проблемах, с которыми сталкивались люди во времена Соломона.

***

В истории не часто встретишь такую открытую атаку на библейские нормы сексуальной жизни, как в наши дни. Светское общество часто обвиняет христиан в том, что они против секса. Оно открыто высмеивает настойчивое требование христиан, чтобы сексуальные отношения были ограничены рамками брака, как древний взгляд, имеющий пуританский привкус.

Даже внутри церкви многие начинают открыто отвергать Божий путь в пользу новых стандартов этого поколения. Эта проблема касается не только подростков, но, в большей степени, взрослых людей среднего и старшего возраста, поскольку многие выбрали неверность и невоздержание как образ жизни.

Отрывок Прит. 5:15–23 говорит о конечном результате таких любовных связей вне брака. Но текст не пропагандирует ханжеского взгляда на сексуальные отношения, в чём некоторые обвиняют христиан и Библию, этот отрывок прославляет радость от человеческой сексуальности, но лишь в пределах супружеского посвящения. Никто не может обвинить этот текст в том, что он против секса. Напротив, он свидетельствует о том факте, что наша сексуальность — это Божий дар, что это делает её возвышенной, а её проявления такими приятными.

Объявить библейские стандарты средневековыми, потому что у нас теперь есть много антибиотиков и различные виды таблеток — значит заменить Бога наукой, которая становится новым Спасителем. Наука не может так легко справиться со всеми нарушениями Божьего закона, и появление СПИДа даёт нам новые причины (я имею в виду только те случаи, когда СПИД и ВИЧ связаны с беспорядочной сексуальной жизнью) для того, чтобы остановиться и подумать об истинности Писания.

В 1970 году Алвин Тоффлер в своей книге «Шок будущего» (Alvin Toffler, Future Shock) предсказал, что в будущем браки будут незащищёнными, те мужья и жены, которые «перерастут» своих супругов, будут попросту оставлять тех, кому клялись в верности. Чарльз Рейч в своей заранее разрекламированной книге «Возрождение Америки» (Charles A. Reich, The Greening of America) также утверждает, что молодые люди не хотели обременять себя сложными брачными взаимоотношениями. Они просто хотели свободно любить так, как им захочется, когда и кого им захочется. Была ли это настоящая свобода или просто эксплуатация, стало очевидно спустя два десятилетия: всё это обернулось эксплуатацией в её крайнем проявлении.

Однако, в противоположность этой развивающейся эксплуатации и экспериментам, Божий план для брака остаётся тем же, что и в Быт. 2:18: «… не хорошо быть человеку одному». Вместо того, чтобы быть двумя независимыми друг от друга личностями, мужчина и женщина предназначены быть «одной плотью».

Первый пункт нашего плана основывается на Прит. 5:15: наш(а) супруг(а) должен (должна) быть источником нашего наслаждения. Существительные «водоём» и «колодец» стоят в единственном числе и используются как символ жены. Оба дают воду для питья, приносят удовлетворение и придают силы. Под наслаждением здесь подразумевается не только духовное наслаждение, но и плотское, чувственное, без всякой попытки делать сравнения с женской фигурой или анатомией. Речь идёт о наслаждении и верности. Это его собственный колодец или водоём, придающий ему силы. Таким образом, эта метафора призывает нас быть верными своим супругам. Каждая тайная связь или противоестественное желание является нарушением ясного Божьего повеления. Первоначальный и неизменный Божий замысел состоит в том, чтобы каждый из нас имел один источник (употребление единственного числа имён существительных выглядит ещё более поразительно на фоне практики полигамии в ветхозаветные времена). Как говорит Песн. 4:12: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник», а также Песн. 4:15 «садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана».

Второй пункт прямо говорит: мы должны беречь наши супружеские отношения (Прит. 5:16–17). Вдруг в глаза бросается изменение единственного числа существительных в ст. 15 во множественное число в ст. 16 («источники», «потоки вод»). Здесь рисуется картина ущерба, драгоценная вода (сексуальность человека) разливается по улицам и площадям.

В доме по какой-то причине разрушен семейный покой, жена теперь ищет внебрачных связей, разбрасывая свои драгоценности по всему городу. Здесь речь не о мужчине, как полагают некоторые, воспринимая воду как образ мужской спермы, от которой по всему городу появляются дети. Это также не образ жены в виде высохшего колодца, которая «сохнет» из-за пренебрежения со стороны мужа и недостатка нежности к ней. Речь о том, что источники воды, о которых говорится в ст. 15, 16 и 18, должны принадлежать «тебе одному» (ст. 17), то есть мужу, существительные во множественном числе всё ещё относятся к жене из ст. 15.

Третий пункт напоминает о следующем: мы должны находить удовольствие в наших супругах (ст. 18–20). Этот источник является благословением, когда им наслаждаются так, как задумал Господь — в рамках брака. В Септуагинте ст. 18 переведён так: «Пусть твой источник будет только твоим» (в Синод. перев.: «Источник твой да будет благословен»; прим. пер.).

Божье Слово заповедует страстную любовь с восторженным наслаждением в отношениях с супругом (супругой) как дар к замысел для супружеских пар. Влечение к противоположному полу предназначено нам свыше, но неверное его использование разрушительно (Прит. 7). Но в моногамном браке оно приятнее вина (Песн. 1:1). Это огонь Божий (Песн. 8:6; в Синод. перев.: «пламень весьма сильный» прим. пер.). Поэтому «утешайся женою юности твоей», так как наш текст сравнивает её с «любезною ланью и прекрасною серною» (ст. 19). Сравнение с этими животными используется здесь потому, что речь идёт о красоте, изяществе и быстроте движения, как, например, в Песн. 4:5, 7:4.

Наше удовлетворение рождается из чувственного и физического аспекта супружеской близости. Более того, в Прит. 5:19–20 оно описано как опьянение. Глагол, переведённый как «услаждайся», имеет ещё одно, буквальное значение: «быть пьяным». Вот насколько удовлетворительны и приятны удовольствия от сексуальных отношений для тех, кто использует свои сексуальные дары в браке, как было предназначено свыше.

И последний пункт плана: Бог наблюдает за нашими супружескими отношениями (ст. 21–23). К перечисленным выше аргументам в защиту супружеской верности нужно добавить еще две причины. Во-первых, Бог видит всё, что происходит на нашей планете. Нет ни одного тайного места для встреч, скрытого от Его внимательного взора (ст. 21). Все наши пути проверяются, оцениваются и взвешиваются, чтобы оценка нашего поведения была справедливой (ст. 216). Поэтому мы видим причину, по которой возникает риторический вопрос в Прит. 5:20: «И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?». Бог, подаривший людям сексуальность, имеет право ожидать правильного использования этого дара. Если говорить более прямо: нет ни одного мотеля или переулка для любовников, в котором Бог не может видеть всего происходящего!

Вторая причина для супружеской верности записана в ст. 22–23. Муж, избирающий беспорядочную жизнь, в конечном счёте, поймёт, что пойман и связан узами своих собственных грехов. Недостаток дисциплины заканчивается не только тем, что человек попадает в рабство своей собственной безнравственности, но также приводит к краху его семьи и даже влечёт за собой смерть. Такое поведение в высшей степени глупо (ст. 23). Удовольствие, которое он так искал, превратится в пар, в иронию и посмеётся над ним!

Человек, не замечающий, какое сильное воздействие оказывают подобные места Писания на современную культуру, просто слеп. Безусловно, мёртвые браки нельзя назвать библейскими; они не славят Бога. Пары должны упорно бороться за ежедневное обновление и рост своих брачных отношений. Бог установил так, что в браке должны быть радость, удовольствие, уникальность, забота, таинственность, красота, сила и осознание Божьего присутствия. Его взгляд проникает даже в спальню супругов, где происходит акт супружеской любви. Для Него сексуальные отношения в браке не являются чем-то грязным, мирским, земным, греховным. Это один из самых прекрасных Его даров смертным, которые следуют за Ним; на самом деле, это «песнь песней», самая лучшая из всех песен! По милости Божьей, давайте противостанем влиянию культуры наших дней и обновим наши обеты священного брака во славу Божью.

Заключение

Слишком долго церковь пренебрегала книгами мудрости в проповедническом служении. Люди ищут помощи в основных, обычных жизненных вопросах, и проповеди по каждой из книг мудрости могут удовлетворить их голод лучше, чем они могут себе представить. И особенно тексты из Притчей и Песни Песней. Если церковь не ответит на зов о помощи в этих сферах, нам остается только надеяться на то, что Божье провидение заполнит эту брешь, используя парацерковные служения, подобные семинарам по обогащению браков или семинарам по молодежным конфликтам (Basic Youth Conflict sessions). Так давайте обратимся к слову Божьему и будем проповедовать всю правду Божью ждущему и духовно изголодавшемуся поколению!