Глава 8. Как судить дела верующих (3:10-17)

«Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит \рам Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм — вы» (3:10-17).

В этом отрывке Павел продолжает разговор, начатый им в стихах 1:10 (и продолжавшийся до 3:23) о разногласиях и разделениях внутри коринфской церкви. Однако более непосредственной предпосылкой для написания этого отрывка было второе пришествие Христа. Павел показывает, каким образом воздействует мирское и плотское поведение и те духовные разделения, которые оно порождает, на вознаграждение, которое воздаст Господь, когда Он вернется. Забегая вперед, Павел упоминает о парадоксальности, связанной с вознаграждениями: мы можем быть в них уверенными, хотя мы их не заслужили, и они уникальны, потому что каждый из нас будет вознагражден лично. Павел утверждает обе истины и в то же время ожидает наступления славы, которая принесет разрешение этим парадоксам.

То, что Господь придет наградить тех, кто Его, — было одним из самых главных стимулов для Павла. В каком-то смысле все, что делал апостол, мотивировалось этой истиной Его целью, в рамках главной цели — прославления его Бога и Спасителя, — было подготовиться встать перед Господом и иметь право услышать слова: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:21,23), Павел писал к филиппийцам: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-14), И дело не в том, что он хотел славы или чести для себя самого, или хотел доказать, что он — лучше других христиан, выделяясь на их фоне в христианском служении. Он желал высочайшего вознаграждения от Господа потому, что это было бы самым угодным для Самого Господа и нагляднее всего обнаруживало бы его благодарную любовь к Богу.

В своем втором послании в Коринф Павел упомянул три особых стимула, которые заставляли его как можно лучше подвизаться ради Христа. Во-первых, он хотел угодить своему Господу: «Ревностно стараемся, — писал он, — водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» (2 Кор. 5:9). Во-вторых, всем, что он делал, управляла великая любовь Христова (ст. 14); все служение Павла направлялось этой любовью. И в-третьих, он знал, что дело Христа было уже совершено, что «Христос за всех умер» (ст. 15), и поэтому служение Евангелия будет всегда действенным; оно не может потерпеть поражение. Иисус Христос уже завершил весь труд, который должен был быть совершенным для того, чтобы спасти людей.

Павел был не из тех, кто делает полдела. Когда он состязался в беге или боролся, он делал это для того, чтобы выиграть — выиграть нетленный венец награды от Господа (1 Кор. 9:24-27). Он состязался не с другими верующими, но он боролся с самим собой, — со своей собственной слабостью, усталостью и грехом. Хотя эти конкретные слова, тогда еще не были написаны, Павел всегда имел перед собой знание о том, что Иисус говорит: «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).

Говоря о возмездии для верующих, Павел имел в виду не те наши поступки, за которые нас следовало бы судить, и не Бога, судящего грех. Поскольку все мы, верующие, «предстанем на суд Христов», и «каждый из нас за себя даст отчет Богу», у нас нет права судить дела других верующих (Рим. 14: 10-12). Мы не знаем даже и того, какую награду получим мы сами, где уж нам знать, что получит другой. Как благоприятное, так и неблагоприятное суждение не допускается. У нас нет даже такой прозорливости, которая необходима, чтобы судить неверующих в церкви, — тех, кто является плевелами среди пшеницы (ср. Мф. 13:24-30). Очевидно, что мы должны упрекать за грех и обличать грешных братьев (Мф. 18:15-19; 1 Кор. 5:1-13), но это потому, что мы можем увидеть такой грех. Судить же о побуждениях человека и о том, кто из нас насколько достоин награды — это дело Бога, Который один знает человеческое сердце.

Верно, ценить человека высоко — так же, как и ценить его низко. Павел уже дважды предостерег в этом послании против такой мирской оценки христианских руководителей, в том числе и себя самого (1 Кор. 1:12-13; 3:4-9). Мы не знаем достаточно о сердце, о побуждениях и о верности другого человека — по сути, и о самих себе мы знаем недостаточно, чтобы предугадать, какие награды нами заслужены или не заслужены. Мы должны «не судить никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).

Речь тут идет не о Божьем осуждении за грех. Суд Христов (или судилище Христово), перед которым однажды предстанут все верующие (Рим. 14:10; 2 Кор. 5:10), — это перевод греческого слова «бема» — трибунал. Но в обоих упомянутых отрывках ясно указывается, что суд в этом месте и в это время будет состоять не в осуждении за грехи, но в распределении наград за добрые дела, и что он будет только для верующих. Христос осудил грех на кресте, и, поскольку мы стоим в Нем, мы никогда не будем осуждены за наши грехи; Он был осужден за нас (1 Кор. 15:3; Гал. 1:4; 1 Пет. 2:24; т.д.). Он взял на Себя Самого наказание за все наши грехи (Кол. 2:13; 1 Ин. 2:12). У Бога больше нет обвинений против тех, кто доверяет Его Сыну, против избранных Его, и Он не позволит никому другому произнести обвинения против них (Рим. 8:31-34). «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Как мы увидим ниже, «каждому будет похвала от Бога» (1 Кор.4:5).

В 1 Кор. 3:10-17 Павел приводит новое сравнение. В предыдущем отрывке он говорил о том, что он сам насаждал, Аполлос поливал, а взращивал Бог (ст. 6-8). К концу девятого стиха он делает переход внутри сравнения: «а вы Божия пива, Божие строение». Используя сравнение со строительными работами, Павел заводит разговор о пяти элементах, связанных с трудом Божьих людей на земле: о задаче строителя, о закладке основания, о строительных материалах, об испытании построенного и о рабочих.

Строитель Павел

«Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит» (3:10).

Павел сам был строителем Коринфского проекта. Строитель — по-гречески «архитектор», от которого происходит наше слово «архитектор». Но в дни Павла это слово совмещало в себе два значения: оно обозначало и человека, который руководил строительством, и того, кто чертил план будущего здания. Строитель был и архитектором, и генеральным подрядчиком в одном лице.

В течение многих лет после «обращения в христианство Павел использовался Господом для утверждения и создания многих церквей в Малой Азии, Македонии и в Греции. Но, чтобы никто не подумал, что он хвастается, Павел начал с того, что ясно установил: его призвание и его деятельность были возможны только по благодати от Бога и были даны ему. То, что он был хорошим, мудрым строителем, — Божья заслуга, а не его собственная. Он уже выше заявил, что «и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий» (3:7). Та же истина относится и к тем, кто закладывает фундамент и строит на нем. Через несколько лет Павел пишет, обращаясь к римским верующим: «не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня» (Рим. 15:18). Его великие успехи в домостроительстве церкви целиком относились на счет Бога. «Благодатию Божию есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10). Он трудился и подвизался Божиею силою (Кол. 1:29) и заявлял, что у него нет причины хвалиться, кроме как Господом (1 Кор. 1:31). Не он выбрал себя строителем, тем более он не делал самого себя строителем. Он «служителем сделался… по дару благодати Божией» и считал себя «наименьшим из всех святых» (Еф. 3:7-8). Он просил окружающих не превозносить его (1 Кор. 9:15-16), но лучше молиться за него (Еф. 6:19).

В течение тех восемнадцати месяцев, которые он пробыл среди коринфян (Деян. 18:11), он преданно проповедовал им Евангелие, учил их Евангелию — и ничему больше (1 Кор 2.2). Тем самым он показал себя мудрым строителем. Слово мудрый (софос) в этом контексте относится не только к духовной мудрости, но и к мудрости практической, к умению толково вести дела. Павел знал, почему он был послан в Коринф. Он был послан, чтобы заложить основание церкви, и это было тем делом, которое он делал тщательно и искусно. Он имел правильное побуждение, проповедовал нужную весть и обладал истинной силой.

Кроме того, у него был верный подход к делу; он был мастер-стратег. Хотя он был в первую очередь апостолом язычников (Деян. 9:15), он, прийдя в Коринф, прежде всего отправился проповедовать в синагогу, потому что Евангелие «во-первых» предназначалось для иудеев (Рим. 1:16). Он также знал, что иудеи станут слушать его, как одного из своих, и что те из них, кого ему удастся обратить, помогут ему установить связь с язычниками. Для него иудеи были лучшей из открытых дверей и страстью его сердца (ср. Рим. 9 1-3; 10.1). После того, как ему удалось обратить некоторых из синагоги (откуда его часто выгоняли), он начал проповедовать и служить среди язычников в общине (Деян. 17:1-4, 18:4-7). Он планировал заботливо и прилежно и заложил надежное основание. Опора была глубока и должна была держать на себе будущее здание.

Закладка фундамента — это только первая часть процесса строительства. Задачей Павла было заложить правильное основание — Евангелие, утвердить учения, принципы веры и практической жизни, откровенные ему Богом (1 Кор. 2:12-3). Это была задача утверждения принципов Нового Завета (ср. Еф. 3:1-9). После того, как он покинул Коринф, на этом фундаменте начал строить другой. В Ефесе это был Тимофей (1 Тим. 1:3), в Коринфе — Аполлос. Павел не завидовал тем, кто принимал на себя служение в основанных им церквях. Он знал, что за всяким, закладывающим фундамент, должны последовать другие строители. Например, в Коринфе большинство верующих было крещено пастором, служившим после него. Павла это радовало, потому что это подавало меньше повода для возникновения земной приверженности к нему среди коринфян (1:14-15).

Однако он был очень озабочен тем, чтобы те, кто придут вслед за ним, строили на заложенном им основании так же преданно и мудро, как он сам. Но каждый смотри, как строит. В греческом языке глагол «строит» стоит в настоящем времени, в активном залоге изъявительного наклонения, что указывает на действие, постоянно продолжающееся. Все верующие продолжают строить на одном основании — на Иисусе Христе. Слово каждый прежде всего относится к евангелистам, к пасторам и учителям, которые продолжали строить на основании, заложенном апостолами. На них была возложена особая обязанность — преподавать христианское учение, Позднее Павел учил Тимофея что тот, кто строит, должен быть преданным и способным (2 Тим, 2:2),

Но из контекста становится ясным, что Павел имел в виду также и более всеобъемлющее применение этих слов. Многочисленные ссылки на «каждого» и «любого» (ст. 10-18) указывают на то, что этот принцип применим к каждому верующему. Все мы, уже одним только тем, что говорим и делаем, до некоторой степени учим других Евангелию. Ни у одного христианина нет права беспечно относиться к тому, как он представляет другим Господа и Его Слово. Каждый верующий должен быть заботливым строителем. На всех нас лежит одна и та же ответственность.

Основание: Иисус Христос

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (3:11).

Павел был строителем: его главной задачей было заложить фундамент христианского благовестия. Но автором, задумавшим и создавшим этот фундамент, Павел не был, -он только заложил его. Единственным фундаментом библейского христианства является Иисус Христос. Основание — это не моралистические учения Нового завета, многие из которых можно обнаружить и в других вероисповеданиях. Оно и не в истории, не в традициях, не в решениях, принимавшихся церквями и церковными руководителями в течение столетий. Это основание — Иисус Христос и один только Он. В каком-то смысле основание — это все Писание, потому что все Писание от Иисуса Христа и об Иисусе Христе. Ветхий Завет проповедовал о Его воплощении и подготавливал к нему. Евангелия рассказывают о Его земном служении, а Деяния — историю Его церкви в ее ранние годы. Послания объясняют Его благую весть и Его труд, а книга Откровений — это заключительное свидетельство о Его неизбежном царственном возвращении. То, что Иисус сказал о Ветхом Завете «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39) вернее можно сказать о Новом Завете.

Некоторые строители пытались сделать основанием христианства церковную традицию, другие — моральные учения человека Иисуса, третьи — этический гуманизм, а четвертые -некую форму псевдонаучности или просто сентиментальную любовь и добрые дела. Но единственное основание церкви и христианской жизни — это Иисус Христос. Без Него ни одно духовное строение не будет от Бога и не устоит.

После того, как у храмовых дверей был исцелен хромой и собравшиеся там люди дивились этому чуду, Петр провозгласил проповедь. Он объяснил им в нескольких словах, что Иисус был тем, Кто стоял в центре Ветхого Завета и был Единственным, через Которого они могли спастись и получить вечную жизнь. После этого священники и саддукеи арестовали Петра и Иоанна и бросили их в темницу. На утро этих двоих привели к первосвященнику и большой группе других священников-руководителей, которые приказали им объяснить свою проповедь и исцеление. Петр продолжил проповедь, провозглашенную накануне, говоря им, что Бог исцелил калеку силою Иисуса из Назарета, Того, Которого они распяли, и что этот самый Иисус, Камень, Который они отвергли, и есть краеугольный камень Божьего Царствия (Деян. 3:1-4:12). Он сказал этим еврейским руководителям, что они не смогли принять благую весть о царствии потому, что отвергали самое главное в царствии, его основание — Господа Иисуса Христа.

Эти самонадеянные строители Израиля — избранного Богом народа — пытались воздвигнуть религиозную систему на традициях и на делах, но у них не было основания. Они строили свой дом религии на песке (Мф. 7:24-27). Хотя основание давалось им в откровении в их Писании в течение столетий — Исайей и другими пророками — но они отвергли его, как нам снова напоминает Петр (1 Пет, 2:6-8). Любая человеческая философия или религиозная система, или же моральный кодекс обречены на неудачу и крушение, потому что у них нет основания. Существует лишь одно основание, и никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос, как бы он ни старался. Божие царствие построено на Иисусе Христе, и каждая отдельная жизнь («каждый» — ст. 10), которая хочет угодить Богу, должна заботливо строиться на этом основании.

Строительные материалы: труды верующих

«Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы» (3:12).

В древности здания часто строили из дорогих материалов и украшали драгоценными камнями. Ни одному из христиан нет нужды беспокоиться об основании его веры. Основание -это мрамор и гранит дела Христова, надежный, твердый и совершенный. Наше дело — следить за тем, чтобы при строительстве на этом основании использовались наилучшие строительные материалы. Основание только одно, но существует много различных материалов, из которых можно возводить духовное здание. Пока верующие живы, они находятся в процессе строительства. Что бы они ни делали, они строят: некую жизнь, некую церковь, некий вид христианского общения и службы. Это может быть прекрасное здание, а может быть и хибарка, это может быть сооружение, возведенное намеренно, или нечто, созданное по небрежности, — но это обязательно будет чем-то, оно не может быть ничем.

Из ранней истории церкви, запечатленной в Деяниях и Посланиях, из отчетов о семи церквах в книге Откровений (2-3) и из истории до наших дней становится очевидным, что сами христиане и те общины, которые они формируют, весьма отличаются друг от друга. С самого начала существовали христиане, которые строили из золота, христиане, строящие из дерева, церкви, созидающиеся из серебра, и церкви, созидающиеся из сена, стремления из драгоценных камней и из соломы, — в любой степени и комбинации.

Строительные материалы, упомянутые в стихе 12, распределяются по двум категориям, причем внутри каждой из них перечисление происходит в нисходящем порядке ценностей. Первая из категорий — золото, серебро, драгоценные камни, — ясно символизирует материалы полноценные. Золото означает высочайшую преданность, самую искусную и тщательную работу, сделанную для Господа. Солома означает противоположное — халтурную работу.

Материалы символизируют не богатство, таланты или предоставляемые человеку шансы. Не символизируют они и духовные дары, — ведь все дары хороши, к тому же дары даются каждому из верующих так, как это угодно Господу (1 Кор. 12:11). Строительные материалы — это символ ответа верующих на то, что они получили от Господа, — насколько хорошо они служат Богу при помощи того, что Он им дал. Другими словами, строительные материалы — это наши дела. Мы не можем спастись при помощи добрых дел или оставаться спасенными при помощи добрых дел. Но каждый христианин «создан во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф. 2:10) и должен приносить «плод во всяком деле благом» (Кол. 1:10). Дела — это не источник христианской жизни, но отличительные признаки этой жизни.

Каждый христианин — строитель, и каждый строит из каких-либо материалов, Бог хочет, чтобы мы строили только из наилучших материалов, потому что наилучшие материалы достойны Его. Важно заметить, что первые три материала равны по своей ценности. Здесь нет различия по качеству, поскольку в древние времена некоторые драгоценные камни (такие, например, как жемчуга) считались более ценными, чем золото, а серебро может быть использовано для того, для чего золото быть использовано не может. То, что имеет разные функции, может быть равно драгоценным (ср. 12:23).

Только Господь может определить, какие из дел высококачественны, а какие — низкие по качеству. Это не дело верующего — наклеивать ярлыки на христиан и на их дела, распределяя, кто из них выше и кто — ниже. Павел считал, что мы должны поставить себе цель всегда служить Господу, наилучшим образом используя то, что Он нам дал, и полностью на Него полагаясь. Он один определяет конечную ценность дел каждого человека.

Если Сам Христос — это основание нашей жизни, то Он же должен быть и центром той работы, которую мы строим на этом основании. То есть то дело, которое мы делаем, должно быть полностью Его делом, а не просто внешней деятельностью или религиозной суетой. Нетрудно с головой уйти в исполнение разного рода церковных программ или проектов, которые на самом деле — только сено. Не то, чтобы это были плохие программы или проекты, но они тривиальны. Дерево, сено и солома — это не очевидно грешные вещи, это вещи, которые оказываются грешными на поверку. Каждая из них может быть полезной при строительстве чего-либо; иногда даже сено или трава могут понадобиться, чтобы сделать, например, крышу. Но когда их испытывают огнем, все три материала из второй группы сгорают.

Может быть, у Павла на уме была сходная мысль, когда он писал, обращаясь к Тимофею: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2.20-21).

Мы строим для Господа, используя при этом различные материалы; мы строим своими побуждениями, своим поведением и своим служением.

Во-первых, мы строим своими побуждениями. Почему, если мы что-либо делаем, важно, как мы делаем. Посещать соседей по принуждению — это «дерево», но посещать тех же самых людей из любви, чтобы приобрести их Господу, — это золото. Петь в церкви соло, беспокоясь о том, как понравится прихожанам наш голос, — это «сено»; но петь, чтобы прославить Господа — это «серебро». Щедро раздавать свои богатства под давлением со стороны или из чувства долга — это «солома», но давать щедро с радостью, чтобы тем самым помочь распространению Евангелия и служить другим во имя Господа, — это «драгоценные камни». То дело, которое снаружи для нас выглядит как золото, может оказаться сеном в глазах Господа. Он знает «сердечные намерения» (1 Кор. 4:5).

Во-вторых, мы строим своим поведением. «Ибо всем нам должно явиться на судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Слово, переведенное как «худое» («фаулос»), в данном случае лучше понять как «бесполезное», то, что не приносит пользы. Итак, наше поведение может быть «добрым» (агатос — прирожденно хорошим по качеству), злым или же просто бесполезным, как дерево, сено или солома, когда их испытывают огнем. Итак, то, что мы делаем, также может быть золотом или деревом, серебром или сеном, драгоценными камнями или соломой.

В-третьих, мы строим своим служением. То, каким образом мы используем духовные дары, которые дал нам Бог, каким образом мы служим во имя Его, — самое важное в нашем строительстве для Него. В Христовом служении мы должны стремиться быть теми сосудами, которые «в чести, освященные и благопотребные Владыке».

Несколько лет назад один молодой человек рассказал мне о том, почему он покинул одно определенное служение. Причина, которую он привел, была такой: «Я делал не то, что я могу делать лучше всего. Я использовал в этом служении только мои способности, а не мои духовные дары». В той работе, которую он выполнял, ничего неправильного не было; по сути дела, если бы ее выполнял кто-нибудь другой, то для него она могла бы быть золотом. Но для этого молодого человека эта работа была деревом, сеном или соломой. Ведь он делал то, что, как другие считали, он должен был делать, а не то, к чему его призвал Господь, дав ему для этого особые дарования.

Испытание огнем

«Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть» (3:13).

Новое здание обычно тщательно проверяют перед тем, как его заселить или использовать. В различных городах, странах и государствах есть кодексы, предписывающие нормы, которым должны соответствовать новые здания. И у Бога есть строгие нормы, которым должно соответствовать то, что мы для Него строим в своей жизни и своею жизнью. Когда Христос вернется, дело каждого человека будет проверено, каково оно есть. Огонь — это символ испытания. Так же, как он очищает металлы, огонь Божьей проницательности сожжет отбросы и оставит только то, что чисто и ценно (ср. Иов. 23-10; Зах. 13;9; 1 Пет. 1:17; Отк. 3:18).

Как становится ясным из следующих стихов, этот суд будет не временем наказания, но временем вознаграждения (14-15). Даже тот, кто строил из дерева, сена или соломы, не будет осужден; но его награда будет соответствовать качеству того строительного материала, из которого он строил. Когда дерево, сено или солома приходят в соприкосновение с пламенем, они загораются: в результате не остается ничего, кроме пепла. Эти материалы не могут выдержать испытания. А золото, серебро и драгоценные камни не горят. Они выдержат испытание, и они принесут большую награду тем, кто из них строил.

Работники: все верующие

«У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (3:14-17).

Двум категориям строительных материалов соответствуют и два типа работников: есть работники ценные, а есть бесполезные, есть работники созидающие, творческие, а есть недостойные. Но есть и еще один тип работников: такие работники вообще ничего не строят, они разрушают.

Созидающие работники

Верующие, имеющие правильные побуждения, ведущие себя правильно и служащие действенно, строят из золота, серебра и драгоценных камней. Они выполняют для Господа созидательную работу и получат соответственные награды. Тот получит награду. Это простое и надежное обетование — весть о вечной радости и славе. Всегда, когда наше служение к Божьей славе, Он вознаградит.

Когда пастор преподает здравое, надежное учение, он строит созидательно. Когда учитель учит Слову полно и последовательно, он строит из доброкачественных материалов. Когда человек, обладающий даром помогать другим, тратит свои силы, служа другим во имя Господа, он строит из материалов, которые выдержат испытание и принесут ему большую награду. Когда жизнь верующего свята, когда он покорен и почитает Бога, он живет жизнью, построенной из драгоценных камней.

Награды Господа всем Его верным последователям различны и чудесны, и все они — нетленны (1 Кор. 9:24). Новый Завет называет их венцами. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7-8). «Ибо кто наша надежда или радость, или венец похвалы? Не вы ли… слава наша и радость» (1 Фес. 2:19-20). «Когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:4). Все, любящие Господа, получат «венец жизни» (Иак. 1:12). Каждое из этих слов лучше всего понять как родительный падеж приложения), то есть, венец правды — венец, который является правдой; венец, который является похвалой; венец, который является славой, и венец, который есть жизнь. Все это относится к полноте награды, обещанной верующему.

Бесполезные работники

Многие дела, которые производят на людей большое впечатление, дела, кажущиеся прекрасными и достойными похвалы, сделанные христианами во имя Господа, не выдержат испытания в «тот день». «Каждого дело обнаружится» (ст. 13), и станет ясным, что использованные материалы были деревом, сеном и соломой. Эти работники не потеряют своего спасения, но они потеряют ту долю вознаграждения, которую могли бы ожидать. Они «спасутся, но как бы из огня». В этом стихе мы получаем представление о человеке, который выбегает из пламени, хотя и не обожженный, но с запахом дыма в волосах — чудом спасся; В день вознаграждения бесполезные и злые дела выгорят, но спасение не будет от нас отнято.

Легко одурачить себя мыслью о том, что все, что мы делаем во имя Господа, — это и есть служение Ему, пока мы искренни, трудолюбивы и имеем добрые намерения. Но то, что для нас выглядит как золото, может превратиться в солому, потому, что свои «строительные материалы» мы не судили по меркам Божьего Слова чистые побуждения, святое поведение и бескорыстное служение.

Мы должны тщательно следить за тем, как бы не растратить подаренные нам возможности строительством из бесполезных материалов, — ведь если мы будем строить из бесполезных материалов, мы сами станем бесполезными работниками. Павел предостерегал против бесполезных материалов, чтобы строящие из них не стали бесполезными работниками. Колоссян он предупреждал: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол. 2:18). Когда мы полагаемся на человеческую мудрость или даже на сверхъестественные явления, а не на Божье Слово, мы — плотские, мы следуем «плотскому уму». Мы можем не сомневаться в том, что любое учение, любой принцип или практическое дело, в основе которых будут лежать такие плотские устремления, будет в лучшем случае бесполезным.

Разрушающие работники

Третья группа работников, очевидно, состоит из неверующих, потому что ‘Бог никогда не покарает тех, кто принял Его искупление и дар вечной жизни. Эта группа состоит из злыx, неспасенных людей, которые нападают на Божий народ и Божье дело. Эта группа разрушителей может работать и внутри церкви, и вне ее, разоряя то, что построил Бог.

Каждый верующий — это Божий храм, в каждом пребывает Дух Божий. Следовательно, и сама церковь — это Божий храм, собирательный храм, составленный из всех Божьих избранных. Как и каждый отдельный христианин, она свята, а Бог ревниво охраняет то, что свято. Во времена Ветхого Завета любой человек, кроме первосвященника в день, искупления, который посмел бы войти в святое святых, упал бы на пороге мертвым. Его не надо было бы казнить людям — Бог наказал бы его смертью. Еще менее снисходителен Бог к тем, кто угрожает Его народу или пытается его запятнать (Матф. 18:6-10).

День вознаграждения приближается. Он придет тогда, вернется Христос, так как Он принесет с Собой и награды (Отк. 22:12). Если мы к тому времени все еще будем жить на земле, у нас не останется времени для того, чтобы подготовиться к этому дню. А если мы к тому времени уже будем с Господом, у нас не будет возможности подготовиться после смерти. Единственное время делать Божьи дела, приносящие вознаграждения, — это сейчас.