Глава 9. Как избежать разделений (3:18-23)

«Никто не обольщай себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их». И еще: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны». Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше. Вы же -Христовы, а Христос — Божий» (3:18-23).

Этот отрывок затрагивает проблему, которую Павел уже тщательно описал выше, — проблему разногласий и разделений. Что типично для Павла, решение этой проблемы он находит в изменении мышления: чтобы добиться единства в церкви и сохранить его, нам нужно правильно смотреть на себя, на других, на то, чем мы владеем, и на Того, Кто владеет нами.

Правильный взгляд на самих себя

«Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их». И еще: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (3:18-20).

Многих разделений в церкви можно было бы избежать, если бы члены церкви не были под таким впечатлением от своей собственной мудрости. Человек, который думает, что он мудр в веке сем — то есть мудр современной человеческой мудростью, просто обманывается. Каждый, обманывающий себя, должен стать безумным (морос), то есть отождествить себя с теми, кто считает человеческую мудрость, не исключая и своей собственной, безумием (мориа) без Бога. Эти два греческих слова («морос» и «мориа») происходят от того же корня, от которого произошло слово «морон» Человеческая мудрость в глазах Божьих, пред Богом, — «мороник» (идиотство). Единство в. церкви никогда не сможет установиться, пока члены церкви не признают человеческую мудрость тем, чем объявляет ее Бог- безумием. И единство никогда не сможет наступить без христиан, которые стали безумными в глазах мира, так как они согласились с Божьей мудростью.

Та человеческая мудрость, которая является безумной, относится к области духовной природы. Павел в этом случае говорит не о таких областях, как бизнес, математика, точные науки или медицина. Все это и многое другое мы способны узнать без какого бы то ни было просвещения или вдохновения от Бога. Где человеческая мудрость становится действительно безумной и бесполезной — это там, где речь идет о Боге, спасении и духовной истине. У человеческой мудрости нет способа раскрыть божественное.

Поэтому даже христиане не имеют права на свои собственные мнения о том, что дал нам Бог в откровении. Когда христиане начинают высказывать свои собственные мнения о Евангелии, о церкви и о христианской жизни, они не могут удержаться от разногласий. По плоти христиане не мудрее неверующих. Для того, чтобы христианин стал действительно мудрым, первым делом он должен признать, что его собственная человеческая мудрость — это безумие, отражение мудрости мира сего, которая есть безумие пред Богом. Эта мудрость есть плод человеческой гордости и враг Божьего откровения.

Церковь должна создать такую атмосферу, в которой Слово Бога почитается, где ему покоряются, в которой человеческое мнение никогда не используют для того, чтобы судить об откровении или оценивать его качества. В том, что касается Божьего, христианин должен быть абсолютно под властью учения Писания и просвещения от Святого Духа. Только тогда мы сможем быть вполне открыты Божьей мудрости, только тогда мы сможем стать поистине мудрыми. Если все преданно посвятят себя Слову Божьему — это станет главным средством, объединяющим церковь.

А там, где Слово Божье не утверждено как верховный авторитет, разделения неизбежны. Такое случается даже в евангельских церквях, когда пасторы и другие руководители начинают подставлять свои собственные представления на место истин Писания. Такая подстановка редко бывает преднамеренной, но это случается всегда, когда пренебрегают Библией. Люди, которые не изучают тщательно и добросовестно Библию, не могут добросовестно ей следовать. А там, где не следуют библейским истинам, начнутся разделения, потому что у верующих не будет общей почвы для веры и для практической жизни. Когда истина Писания — это не единственный авторитет, авторитетом становятся различные мнения людей.

Есть люди, которые не успокоятся до тех пор, пока не смогут выразить свое мнение фактически обо всем. Они не могут быть счастливыми, пока не займут сторону, противоположную той, что занимает большинство. Интеллектуальная гордость не может довольствоваться тем, чтобы слушать и восхищаться; она всегда должна встревать и критиковать. По самой своей природе она всегда должна стараться победить в споре. Она не может выносить оппозиции или противоречия. Она должна оправдать себя любой ценой и считает себя чем-то исключительным. Она смотрит сверху вниз на всех, кто с ней не согласен.

Гордость всегда коренится в сердце человеческой мудрости, мудрости сего мира, которая есть безумие пред Богом. Трудно учить человека, который думает, что он все знает. Римский риторик Квинтилиан сказал о своих учениках: «Они, без сомнения, стали бы превосходными учеными, если бы не были так убеждены в своей учености». Хорошо известная арабская пословица гласит: «Тот, кто ничего не знает и не знает, что он ничего не знает, глупец. Избегай его. Тот, кто ничего не знает и знает, что он ничего не знает, простак. Учи его».

Если бы в общине было десять человек со степенью доктора наук, которые только номинально преданы Господу и Его Слову, и десять других человек, которые только что окончили высшую школу, но полностью преданы Господу и с головой погружены в Его Слово, то было бы нетрудно решить, которые из них лучше подходят для руководства церковью. Если судить по Божьим нормам, то никакой конкуренции между этими двумя группами не было бы. Иметь в своем составе высоко талантливых и образованных членов может быть значительной поддержкой для церкви, но только если эти люди, обладающие способностями, покоряются истинам и нормам поведения, установленным в Писании. Христос будет управлять Своею церковью и объединять ее, если Ему будут предоставлены чистые «каналы», то есть люди, преданные Его Слову, через которых это правление может осуществляться.

Когда верующие ищут ответы на вопросы, возникающие в их личной или семейной жизни или в области морали, только в психологии, а не в Божьем Слове, это приводит к катастрофе. Когда христиане-бизнесмены ищут определения этики деловой жизни только в популярных методах целесообразности, выгодности, а не в принципах, изложенных в Писании, это подрывает духовную жизнь и бросает тень на их свидетельство. В точных и естественных науках люди достигли больших успехов, которым нам следует радоваться и из которых мы можем извлекать пользу. Но в том, что касается Божьего, — Его плана, Его воли относительно людей, — человеческие идеи и представления оказываются абсолютно пустыми и беспомощными.

Либеральные библейские ученые и теологи конца 19-го -начала 20 века были людьми высоко образованными во многих отношениях. В некоторых учениях и интерпретациях они зачастую не соглашались друг с другом, но в одном сходились единодушно: они считали Библию по своей сути книгой, написанной людьми, хотя, возможно, и под влиянием некоторого рода руководства свыше. Поскольку они считали ее в первую очередь делом человеческих рук, они чувствовали себя абсолютно вправе отвергать или изменять любую часть Писания, которая не соответствовала их собственному пониманию. Поскольку они верили, что Писание возникло во времена Моисея, они пришли к выводу, что Моисей не мог написать Пятикнижие. Поскольку они не верили в сверхъестественные предсказания, они не верили, что человек по имени Даниил мог написать книгу пророка Даниила, которая повествует о событиях, случившихся через сотни лет после того, как он жил. Когда Писание сообщало, что Бог сказал или сделал что-либо, что противоречило их самодельному взгляду на Бога, они отрицали, что Он сказал или сделал это. Во имя интеллектуализма они выкашивали десятину из Божьего Слова, оставляя только то, что соответствовало их собственным вкусам. Они выкосили также и большую часть Его церкви, что привело к невообразимой путанице, к сомнениям, неверию и духовным разделениям. Наследие этих ученых все еще загрязняет семинарии, колледжи и церкви по всему миру.

Человек, который развивает свои собственные интеллектуальные способности, стараясь стать мудрее, всегда будет иметь низкое мнение о Писании. Но самое важное состоит в том, что Бог знает цену мудрости такого человека. В Его глазах эта «мудрость» есть глупость, тупость, абсолютно недостоверная и бесполезная. В конечном счете Бог уличит во лжи тех, кто противостоит Его слову. «Уловляет мудрых в лукавстве их». Подобно Аману, они будут повешены на собственной виселице (Есфирь 7:7-10). Их коварные планы обернутся к их же осуждению, когда Бог поймает их в те капканы, которые они расставили для других. «Он знает умствования мудрецов, что они суетны».

Человеческая мудрость совершенно не подходит для задачи привести людей к Богу, показать им, как спастись или как жить. Она всегда обманется, попадется в собственные ловушки, запутается в собственных интригах и обманет того, кто ей доверял. Тот, кто доверяет человеческому пониманию, не имеет верного представления о самом себе. Он не видит, что его собственные мнения о духовных вопросах, идеи и умствования суетны (матаиос), тщетны и пусты.

Правильный взгляд на нас самих, божественный и истинный взгляд, состоит в том, что вне Божественной истины мы — глупцы с суетными мыслями. Признание этой истины открывает дверь к истинной мудрости и закрывает двери к разделениям.

Правильный взгляд на других

«Итак никто не хвались человеками; ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа» (3:21-22а).

Во-вторых, для преодоления разделений в церкви необходимо иметь правильное представление и о других людях. Павел настойчиво выступал против особой приверженности к церковным руководителям (1:12-14; 3:4-9). Тех же самых трех руководителей он упоминает и здесь. Но теперь он подчеркивает другое. Хотя этих людей нельзя было особо высоко оценивать, хотя перед ними нельзя было благоговеть, они были для прихожан источником большой духовной помощи, источником благословения. Они были посланы коринфянам Богом, и поэтому их следовало слушать и уважать. Они были учителями от Бога. Они учили одним и тем же истинам о Боге; по замыслу Бога они должны были быть источником единства верующих, а не разделений между ними.

Разделения, которые возникли вокруг них, основывались на том, что людей в церкви притягивал личный стиль, сама личность одного или другого из них. Суть была в личной притягательности руководителей для разных верующих коринфян. Поэтому они и начали хвалиться — кто Павлом, кто Петром (Кифой), кто Аполлосом, — и церковь разделилась.

В скобках надо добавить, что бывают и такие случаи, когда определенных руководителей действительно надо уважать больше, чем других. Пастор, который заботливо проповедует Божье Слово и живет жизнью, согласной с его проповедью», заслуживает того, чтобы его уважали и ему следовали. А тот, кто и к проповедям, и к жизни относится беспечно, не заслуживает того, чтобы его уважали и ему следовали. И в том, и в другом случае наша реакция должна основываться на преданности того или иного руководителя Слову, а не на его личных качествах или стиле. Если он верен, он достоин почитания (1 Фес. 5:12-13).

Несколько лет назад я выступил на конференции, на которой присутствовали люди из самых различных церквей: протестантских и католических, либеральных и евангельских. Несколько докладов было на тему о христианской этике, по тексту 13-ой главы послания к Евреям. Когда я начал объяснять стих «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших», некоторым слушателям было трудно согласиться с мыслью о том, что они должны слушаться своих пасторов, и по веской причине. Их пасторы не верили, что Библия — это Слово Божье, и то, как они жили, находилось в согласии с этим неверием. Я указал, что послание к Евреям учит покорности благочестивым руководителям, тем кто верен Писанию и в учении, и в жизни (Евр. 13:7, 17).

Коринфяне имели счастье видеть служителями у себя по меньшей мере трех выдающихся людей, двое из которых были апостолами. Петр, возможно, лично не служил в Коринфе, но некоторые из коринфян смогли получить пользу от его проповедей. У каждого из этих троих были особые дары и способности, которые Бог использовал, чтобы учить верующих и руководить ими. Это многообразие руководства должно было обогатить церковь, а не разделить ее.

В наше время христиане могут учиться .у многих хороших учителей и руководителей, слушая их наставления по радио и телевидению, читая в книгах и журналах, присутствуя на конференциях и т.п. До той степени, до которой эти руководители верны Писанию и благочестивы, они будут служить духовному объединению своих слушателей, тех, кому они служат. Первым делом мы должны нести ответственность перед своей местной церковью, и первым долгом мы должны духовно подчиняться своим собственным пасторам. Но ни один пастор не должен завидовать тем духовным благословениям, которые может дать членам его общины кто-нибудь другой. Такого мнения придерживался Павел, даже находясь в крайне враждебных обстоятельствах, о которых он писал в послании к Филиппийцам (1:12-18).

В 3:22 Павел подчеркивает, что мы должны радоваться всем верным руководителям и получать пользу от всех их, будь то Павел, Аполлос или Кифа. Если бы в Коринфе позаботились понять то, чему учили все эти трое, и последовать тому, чему они учили (вместо того, чтобы, например, интересоваться тем, как каждый из них выглядел или как он говорил), церковь на Коринфе была бы единой, а не разделенной. Коринфянам следовало изменить свое представление о других людях.

Правильный взгляд на то, чем мы владеем

«Или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше» (3:226)

В-третьих, для преодоления разделений в церкви необходимо иметь правильное представление о том, чем мы владеем.

Эта фраза (ст. 226) продолжает перечисление «всего» того, что принадлежит нам (ст. 21). Поскольку мы — верующие, мы «наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8:17). Мы обладаем даже Божьей славой, завещанной нам Самим Господом, которую мы наследуем (Ин. 17:22). «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

«Мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее» — эта фраза включает в себя абсолютно все. Павел начинает и кончает заявлением, что «все ваше» (ст. 216). Во Христе все для нас и для Божьей славы (2 Кор. 4:15),

В особенности весь мир (космос) наш, даже и сейчас. Главное, что имеет в виду Павел, — это что в Тысячелетнем царстве, в вечности, в новых небесах и на новой земле, мы будем владеть землей в более глубоком смысле этого слова (Мф. 5:5; Откр. 21). Но даже и сейчас вселенная — это владение Божьего народа. Она — наша. Наш небесный Отец создал ее для нас. Она все еще лежит во зле, принадлежит лукавому (1 Ин. 5:19), но однажды и навсегда станет принадлежать нам, а не ему.

Джозеф Паркер, рассказывая о своем первом пасторстве, пишет: «Я начал свое служение в Бэнбьюри; верхнее окно моей комнаты выходило на обширные земли соседнего поместья, принадлежавшего зажиточному человеку. И на самом деле я наследовал это имение. О, мне не принадлежало ни пяди этой земли, — но вся она была моей. Владелец приезжал раз в год взглянуть на нее, а я исходил всю ее день за днем, миля за милей».

Когда мы полностью унаследуем мир, — с Иисусом на троне, — этот мир будет совершенным и еще более нашим. А между тем этот теперешний мир уже принадлежит нам, с его чудесами и славой, несовершенствами и разочарованиями. Верующий может оценить этот мир так, как ни один неверующий не может его оценить. Мы, христиане, знаем, как он произошел, почему был создан, почему мы живем в нем и какова его конечная судьба. Мы можем с уверенностью и радостью петь: «Это — мир моего Отца». И мы — наследники.

Вся жизнь наша; из контекста ясно, что прежде всего Павел относит эти слова к духовной жизни, к вечной жизни. Во Христе мы имеем новую жизнь, жизнь такого качества, которое никогда не потеряет ничего из своей ценности. Собственная жизнь Бога сейчас пребывает в нас. Через Христа Бог обитает в нас (Ин. 14:23), и мы становимся соучастниками Его естества и Его жизни (ср. 2 Пет. 1:3-4).

Даже смерть — наша. Великий враг человечества побежден. Христос покорил смерть, и через Него преодолели смерть и мы (ср. 1 Кор. 15:54-57). Если мы не будем взяты живыми на небо, нам придется пройти через смерть; но мы пройдем через нее как ее хозяева, а не как ее рабы. Все, что смерть может причинить верующему, — это освободить его, отпустить его к Иисусу. Она приводит нас в вечное присутствие нашего Спасителя. Вот почему- Павел мог сказать с такой радостью: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1:21). Оставался ли он на земле еще некоторое время или же уходил, чтобы быть с Господом, он не мог потерпеть поражение. Для христиан смерть может только улучшить их положение. Оставаться здесь, чтобы окончить порученное нам Христом дело, может оказаться «нужнее», но «разрешиться и быть с Христом… несравненно лучше» (Фил. 23-24). Для Божьих людей эта теперешняя жизнь — хороша, но смерть, которая восхищает нас в вечную жизнь — лучше.

Все настоящее — наше. Оно включает в себя все, что мы имеем или переживаем в этой жизни. «Настоящее» -фактически, синоним этой жизни. Оно включает в себя и хорошее, и плохое, и приятное, и мучительное, здоровье и болезни, довольство и горе. «Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас», и, поскольку ничто «не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе», ничто не может причинить нам настоящего вреда (Рим. 8:37-39). Благодаря Богу все содействует нашему благу (ст. 28).

Все будущее — наше. В первую очередь тут говорится не о будущем нашей земной жизни — если оно вообще имеется тут в виду. О нашем земном будущем говорится вместе с нашим «настоящим», — под настоящим подразумевается все то, что мы переживаем на земле. То, что должно произойти, -это небесные благословления, о которых сейчас мы можем иметь только смутное представление. И все же это будут самые большие благословления. Эти накладывающиеся друг на друга слова оплетают реальность, подчеркивая, что все — для нас, для того, чтобы мы равно разделяли все как сонаследники Божьей славы. Так зачем же разделять себя на группы? Ни один человек не мог бы дать нам этого наследства, поэтому нет причины «хвалиться человеками» (ст. 21а).

Правильный взгляд на владеющего нами

«Вы же — Христовы, а Христос — Божий» (3:23).

Намного важнее для преодоления разделений — иметь правильное представление о Владеющем нами, об Иисусе Христе. Он Сам — источник духовного единства и источник, исцеляющий раздоры. Именно когда мы отводим глаза от Него, наши разделения начинаются; а когда мы устремляем глаза на Него, разделения кончаются. «Соединяющийся с Господом есть один Дух с Господом» (1 Кор. 6:17). Все верующие принадлежат одному и тому же Господу; и таким образом -друг другу. Поэтому все, что отрицает наше единство друг с другом, отрицает и наше единство с Ним (ср. Фил. 2:1-4).

Больше всего нас может побудить сохранять единство Духа и избегать разделений в церкви сознание того, что мы принадлежим Христу — что мы — Христовы, а Христос -Божий. Поскольку мы все принадлежим Ему, мы все принадлежим и друг другу.

Наш Господь в своей первосвященнической молитве чудесно обогатил Свое учение о единстве. Говоря о верующих, Он сказал: «Потому что они Твои; И все Мое Твое, и Твое Мое… Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершенны воедино…» (Ин. 17-.9-10, 21-23).

Мы связаны вместе в вечном единстве с Богом-Отцом и Иисусом Христом, и таким образом друг с другом в Них. Как же могут быть разделены люди, которые так глубоко связаны? Возможность разделения начинается с того, что им не хватает понимания нашего духовного союза с Единым, Который владеет нами. Имеющие общего Владыку и общие владения, общих руководителей и учителей, все имеете полагаясь на Писание, мы не должны иметь причин пня фракций и разъединения.