Глава 17. Божественные указания относительно брака (7:8-16)

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают ч брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Л вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — Если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, -и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим): иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (7:8-16).

В наши дни в Соединенных Штатах почти каждый второй брак кончается разводом. Каждый год почти столько же пар разводится, сколько и женится. Любовь в наши дни громко провозглашают и ищут, но ее не так-то легко найти — даже внутри брака.

Трудности в брачной жизни — это не что-то новое, возникшее впервые в наше время. Эти трудности существовали в течение всей истории и были широко распространены в римской империи во времена Нового Завета. Как можно было бы предположить, церковь в Коринфе тяжело страдала под бременем этих трудностей. Выше уже отмечалось, что седьмая глава Первого Послания к Коринфянам посвящена браку и некоторым проблемам, относящимся к нему. В этом отрывке Павел рассуждает о серьезных заблуждениях коринфян, об их неправильных представлениях и поступках в том, что касалось одиночества, безбрачия и брака. В стихах 1-7 он утверждает общий принцип: брак — это норма жизни для христиан, но одиночество, когда оно особый дар от Бога — хорошо.

В стихах 8-16 Павел показывает, как следует применять эту основную истину по отношению к четырем группам верующих: (1) к тем, кто были прежде женаты, (2) к тем, кто в браке с верующими, (3) к тем, кто в браке с неверующими и хотят оставаться в браке, и (4) к тем, кто в браке с неверующими и хотят развестись. В первом случае Бог предлагает выбор; в трех остальных — нет.

Указания для одиноких христиан

«Безбрачным же а вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (7:8-9).

Эти стихи отвечают на вопрос: «следует ли тем, кто был женат и разведен до того, как стать христианином, вновь жениться?» Несомненно, в коринфской церкви этот вопрос был ключевым. Люди, которые были когда-то прежде женаты, пришли ко спасению во Христе и спрашивали, имеют ли они теперь право снова вступить в брак с кем-нибудь другим. Приводимый здесь ответ Павла замечательно подходит для тех, кто хочет знать, какой выбор у них есть.

Безбрачные и вдовы — это две категории неженатых людей, упомянутые здесь, но есть и третья категория одиноких -(«девы»), о которой говорится в стихе 25. Существенно важно понимать различие между этими тремя группами. Слово «девы» (парфеной) ясно указывает на одиноких, которые никогда не были замужем. Вдовы (хераис) — это одинокие, которые прежде были замужем, но их брачные взаимоотношения были разорваны смертью супруга или супруги. Остается вопрос о безбрачных. Кто же они?

Термин «безбрачные» (агамос, от слова «свадьба, брак» с отрицательной приставкой «а») употребляется в Новом Завете только 4 раза, и все 4 раза — в этой главе. В стихе 32 он относится просто к человеку, который не женат. Стих 34 употребляет его более определенно: «незамужняя и девица». Стих 8 обращается к «безбрачным и вдовам», из чего мы можем заключить, что безбрачные не есть вдовы. Легче всего догадаться, что значит это слово, на основании того, как оно употребляется в стихах 10 и 11: «жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною…». Термин безбрачный указывает на тех, кто раньше были в браке, но не являются вдовами; на тех, кто сейчас одиноки, но не девы. Поэтому безбрачная женщина — это разведенная женщина.

Павел обращается в этих стихах к людям, которые были разведены до того, как пришли ко Христу. Эти люди хотели знать, имеют ли они право жениться. Он говорит, что хорошо им, тем, кто сейчас свободен от брака, оставаться, как он сам. Эти слова заставляют нас сделать предположение, что Павел был прежде женат. Поскольку состоять в браке, видимо, требовалось от членов Синедриона, к которым когда-то мог принадлежать Павел, поскольку Павел был так искренне предан фарисейской традиции (Гал. 1:14) и поскольку он упоминает женщину, которая могла быть матерью его жены (Рим. 16:13), мы можем допустить, что он был однажды женат. То, как он обращается здесь к людям, прежде женатым, подтверждает это — как я. Видимо, он был вдовцом. Он отождествляет себя не с девственниками, а с неженатыми (безбрачными) и вдовами, то есть с теми, кто прежде были женаты.

Главное для него — объяснить тем, кто не состоял в браке в то время, как обратился ко Христу, что хорошо им оставаться так. Очертя голову бросаться в брак никакой нужды нет. Многие люди из самых лучших побуждений не могут вынести, когда другие остаются одинокими. Искушение играть роль сводников и женить может быть очень сильным, но зрелые верующие не должны ему поддаваться. Брак не является необходимостью и не превосходнее одиночества, к тому же он ограничивает нас, лишая нас некоторых возможностей служения Христу (ст. 32-34).

Одна из самых прекрасных историй, связанных с рождением и младенчеством Христа, это история об Анне. Когда Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в храм, чтобы представить Его Господу и принести жертвоприношения, пророчица Анна узнала Иисуса — узнала, что Он есть Мессия. Подобно тому, как чуть раньше Симеон, она «в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». Ее муж жил только семь лет после того, как они поженились, и с тех пор она оставалась вдовою. В возрасте 84 лет она все еще верно служила Господу в Его храме, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лук. 2:21-38). Она не смотрела на свою участь как на участь второго сорта и конечно не считала свою жизнь бессмысленной. У нее был дар вести одинокую жизнь, и она с радостью воспользовалась этим даром для того, чтобы трудиться для Господа.

Ниже в этой главе Павел советует верующим оставаться в том положении, в котором они были. Оставаться одинокими не было неправильным, и жениться или оставаться в браке не было неправильным. Но в виду «скорбей плоти», которые предстояло пережить коринфским верующим, Павлу казалось гораздо лучше, чтобы верующие оставались в том положении, в каком они были (7:25-28).

Однако, если христианин одинок, но не имеет дара воздержания и испытывает сильные половые искушения, он или она должны стремиться к браку. Фраза пусть вступают в брак в греческом стоит в повелительном наклонении времени аорист, что означает строгое повеление. «Женитесь, -говорит им Павел, — ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться». Слово «разжигаться» означает «воспылать», и его лучше всего понимать как описание сильной страсти (ср. Рим. 1:27). Человек не может вести счастливую жизнь и тем более служить Господу, если он постоянно горит половым желанием, — даже если это желание никогда не приводит его к осуществлению прелюбодеяния. К тому же в обществах, вроде коринфского или нашего, где безнравственность так распространена и является такой общепринятой, не поддаться искушению особенно трудно.

Я думаю, что, как только христианская пара решит пожениться, им следует осуществить это намерение в достаточной степени скоро. Во времена, когда нормы морали так понизились, когда все вокруг наводит нас на определенные мысли, крайне трудно остаться чистыми в половом отношении. Практические трудности, связанные с ранними браками, и приблизительно не так серьезны, как опасность впасть в безнравственность.

Очевидно, что человеку, у которого есть сильные половые желания, но нет непосредственной перспективы отыскать мужа или жену, принять решение относительно вступления в брак труднее. На то, чтобы мы вступали в брак с неверующими, никогда не может быть Божьей воли (2 Кор. 6:14), но неверно было бы и вступать в брак с первым верующим, который скажет «да». Хотя мы можем очень желать вступить в брак, нам следует быть осмотрительными. Сильные чувства любого рода склонны притуплять суждение и делать человека уязвимым и беспечным.

Христианам, столкнувшимся с этой дилемой, следует сделать следующее: во-первых, не просто стараться вступить в брак, но искать человека, которого они могли бы полюбить и уважать, которому они могли бы доверять, так чтобы брак оказался ответом на посвящение себя любимому. Те, кто просто хотят вступить в брак ради того, чтобы оказаться в браке, очень рискуют связать свою жизнь не с тем человеком, который им подходит. Во-вторых, это хорошо — быть начеку, ожидая «настоящего» любимого, но лучший способ найти нужного тебе человека — это самому быть таким человеком для другого. Если верующие находятся в мире с Богом, и если Божья воля о них — вступить в брак, то Бог пошлет им нужного человека, и это никогда не будет слишком поздно.

В-третьих, пока мы не нашли настоящую любовь, нашу энергию следует направить в других направлениях — так, чтобы наилучшим образом помочь себе удержаться от искушений. Два наилучших способа — это духовное служение и физическая деятельность. Нам следует избегать всего, что могло бы усилить искушение, — не прислушиваться к тому, что могло бы соблазнить нас, не глядеть на то, что могло бы усугубить искушение, не находиться там, где опасность впасть в искушение сильнее всего. Мы должны запрограммировать свое сознание так, чтобы оно сосредоточивалось на том, что хорошо и полезно. Нам следует особенно стараться следовать указаниям, которые Павел давал филиппийцам: «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (4:8).

В-четвертых, нам следует осознавать, что до тех пор, пока Бог не пошлет нам нужного человека, Он даст нам силу сопротивляться искушениям: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (I Кор. 10:13).

И, в заключении, нам следует воздавать хвалу Богу за то положение, в котором мы находимся, и довольствоваться им. Спасение приносит рассвет нового дня, в котором мы имеем право выбрать брак «в Господе» (ст. 39).

Указания для христиан, состоящих в браке с другими христианами «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — Если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей» (7:10-11).

Давая эти указания, Павел не делает различий между типами брака, указанными выше. Как мы уже говорили в предыдущей главе, в те дни практически существовало по меньшей мере 4 типа брачных соглашений, — начиная от «узуса», для простых людей и кончая благородным «конфарреатио». Слова к «вступившим в брак» относятся к людям. состоящим в браке любого из указанных типов. Что оба суп руга, имеющиеся в виду в этих стихах, являются христианами, становится ясным из того факта, что Павел дает им указания (чего он никогда не делал по отношению к неверующим) и что в стихах 12-16 он отдельно разбирает вопрос о тех браках, в которых верующим является только один из супругов.

Чтобы не было никаких сомнений относительно истоков излагаемого здесь учения, апостол добавляет: не я повелеваю, но Господь. Это — то, чему учил Иисус во время Своего земного служения. Цитируя книгу Бытие 2:24, Иисус говорил: «посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью», — и затем добавил: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:5-6). Отвечая на вопрос учеников, Иисус объяснил, что Бог позволил Моисею разрешить развод толь ко из-за «жестокосердия» Своего народа (ст. 7-8), и что это разрешалось только в случаях прелюбодеяния (Матф. 5:31-32). «Если ты ненавидишь ее, отпусти», объявляет Бог через пророка Малахию (Мал. 2:16). Развод противостоит Божьему плану о человечестве, и когда разрешается в случаях прелюбодеяния, является только великодушной уступкой пострадавшей невинной стороне, если она не может примириться с неверностью. Где есть раскаяние со стороны виновного, там возможно восстановление брачных отношений.

Мы не знаем, почему некоторые из коринфян хотели развестись со своими супругами. На основании того, что мы узнали из стихов 1-7, можно сделать некоторые предположения. Вероятно, некоторые члены церкви думали, что они могли бы вести более святую и посвященную Богу жизнь, будучи безбрачными, и хотели развестись по этой причине Некоторые, возможно, хотели бросить своих супруг или супругов, потому что они нашли кого-то более желанного или просто потому, что были недовольны ими. Однако, какой бы ни была причина, разводиться они не должны были. Жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей. Термины разводиться (хоризо) и оставлять (афиеми) в контексте отношений между мужем и женой означают развод, а это запрещено.

Павел не затрагивает тему развода по вине прелюбодеяния, о котором Иисус говорил особо, разрешая его (Матф. 5:32; 19:8-9). Павел говорит о разводе по другим причинам, возможно, даже духовного порядка.

Некоторые из верующих в Коринфе уже развелись друг с другом или были на пути к разводу. Обращаясь к таким людям, апостол говорит: если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим. Если христианин развелся с христианкой, за исключением вины прелюбодеяния, ни один из супругов не имеет права скова жениться. Они должны оставаться одинокими или вновь соединиться со своими прежними супругами. В глазах Бога их союз никогда не был расторгнут. И это — не совет консультанта, а повеления Господа.

Указания для христиан, состоящих в браке с неверующими, желающими остаться в браке

«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою (верующею) и жена неверующая освящается мужем (верующим): иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (7:12-14).

Что было делать христианам, уже состоящим в браке с неверующими, возможно даже с безнравственными идолопоклонниками-язычниками? Имели ли право эти верующие развестись с теми, с кем они были связаны в неравной упряжке, чтобы затем либо жить одиноко, либо вступить в брак с верующими? Это были честные вопросы. В свете Павлова учения о том, что их тела — члены Христовы и храмы Святого Духа (6:15-20), коринфские христиане были оправданно озабочены тем, сохранять ли им брачный союз с неверующими. Некоторые из них могли думать, что такой союз объединяет Христа с сатаной, пятнает верующего и его детей и бесчестит Господа. У таких людей, вероятно, очень с ильным было желание иметь супруга-христианина.

На эту тему Иисус прямо не говорил, и поэтому Павел пишет: прочим же я говорю, а не Господь. Эти слова надо понимать не как отказ от богодуховенности этого указания или как свидетельство, что Павел сообщает здесь только свое человеческое мнение. Просто Павел упоминает о том, что прежде Бог не давал никакого откровения на этот счет, но Павел теперь продолжает его. Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.

Христианам, состоящим в браке с неверующими, не надо было беспокоиться о том, что они сами, их брак или их дети могли бы оказаться запятнанными неверующим супругом. Наоборот, — писал Павел, — происходило обратное. И дети, и неверующий супруг освящаются верующею женой или мужем.

Быть в неравной упряжке, быть одной плотью с неверующим, — от этого можно упасть духом, от этого можно сокрушаться, и это может даже дорого обойтись. Но это не должно быть тем, что нас пятнает, потому что один верующий может освятить весь дом. Освящение в этом смысле не означает спасения: иначе о супругах не говорилось бы как о неверующих. Здесь слово освящение относится к отделению от мира — то есть здесь употребляется основное значение слов освящать и святой, — терминов, которые произошли от одного и того же греческого корня. Освящение — это брачное и семейное, а не личное или духовное. В Божьих глазах, когда муж, жена или, как подразумевается, любой другой член семьи становится христианином, и весь его дом отделяется для Него Самого. Такой дом — не христианский в полном смысле, но неизмеримо превосходнее такого дома, который состоит из одних только неверующих. Даже если христианина преследуют и осыпают насмешками, неверующие в семье благословенны из-за этого верующего. Один христианин в доме — это награда для всего дома. Бог пребывает в этом верующем, и все благословения, вся благодать, которые изливаются с небес в жизнь верующего, перельются через край, чтобы обогатить и всех тех, кто рядом.

В дополнение к этому, хотя веры самого верующего недостаточно для того, чтобы спасти кого бы то ни было, кроме него самого, благодаря силе его свидетельства другие члены его семьи могут придти к Господу.

Однажды после утренней воскресной службы ко мне подошла одна молодая женщина и рассказала мне о своем детстве. В ее семье единственной христианкой была ее бабушка, которая часто рассказывала о своей любви ко Христу и свидетельствовала всей семье и своими словами, и своими делами. В конце концов трое из ее внуков пришли ко Христу, и, по словам каждого из них, главное влияние на их решение в пользу Христа оказала на них бабушка.

Когда Бог собирался погубить Содом, Авраам умолял Его пощадить город в том случае, если бы в нем нашлось 50 праведников. «Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу (весь город и) все место сие» (Быт. 18:26). Когда столько праведников не нашлось, патриарх уменьшил число до сорока пяти, затем до сорока, тридцати, двадцати и в конце концов до десяти И в каждом случае Господь соглашался пощадить город, но в нем не нашлось и десяти праведников. Важно, что Бог был готов благословить многих развращенных и испорченных людей ради только нескольких праведных людей в их среде.

Кроме того, Бог глядит на семью как на союз. Хотя семья разделена духовно, хотя большинство ее членов неверующие и безнравственные, семья в целом — под благодатью из-за верующего в ее среде. Поэтому, если неверующий супруг или супруга готовы оставаться в браке, верующий не должен искать развода.

Что касается детей, христианину не надо опасаться, что они будут нечисты, запятнанные неверующим отцом или матерью. Бог обещает, что выйдет как раз наоборот. Иначе дети были бы нечисты, то есть если бы оба родителя были неверующими. Но Господь заверяет, что наличие даже только одного родителя-христианина защитит детей. Это не значит, что можно быть уверенным в их спасении, но значит, что они защищены от влияния чрезмерного духовного вреда и что они получат духовное благословение. Поскольку они разделяют духовные блага своего верующего родителя, они святы. И часто свидетельство верующего родителя оказывается особенно действенным как раз в таких случаях, потому что дети видят, насколько жизнь верующего родителя отличается от жизни неверующего, и это приводит их к спасению.

Указания христианам, состоящим в браке с неверующими, которые хотят развестись

«Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (7:15-16).

Тертуллиан (160-230 н.э.), теолог из Картага, писал о мужьях-язычниках, которые сердились на своих жен-христианок, когда те хотели целовать цепи мучеников, обнимали христиан и посещали дома бедняков. Часто, когда неверующий супруг хочет расторгнуть брак, от верующего дальнейший ход событий уже не зависит. Но Павел говорит, что христианам не следует даже стремиться настаивать ил том, чтобы их неверующие супруги оставались с ними, если те решили уйти. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится. Если неверующий начинает развод, супруги-христиане не должны вступать в спор. И снова слово разводиться (хоризо) относится к расторжению брака.

Брат или сестра в таких случаях не связаны. В глазах Бога связь между мужем и женой разрешается только смертью (Рим. 7:2), прелюбодеянием (Матф. 19:9) и уходом неверующего супруга. Когда узы брака или связь между супругами разорваны одним из этих способов, христианин свободен вступить в брак снова. Повсюду в Писании говорится о том, что, когда бы ни случился законный развод, новый брак допускается. Новый брак ясно запрещается в случаях, подобных упомянутому в стихе 11, но здесь, как и в текстах, рассматривающих случаи прелюбодеяния, он не запрещен. Подразумевается, что данное вдове или вдовцу разрешение жениться вновь (Рим. 7:3; потому что супруг или супруга более не «привязаны» к мертвому партнеру, не соединены с ним) может быть распространено и на данный случай, когда верующий оказывается тоже больше не связанным.

Бог позволяет развод в таких случаях, когда неверующий хочет оставить семью, потому что Он призвал нас к миру. Если неверующий муж или жена не могут терпимо отнестись к вере супруга или супруги и желают освободиться от этого союза, лучше расторгнуть брак, чтобы сохранить мир для Его детей. Бог хочет, чтоб Его дети жили в мире и гармонии, — а борьба, суета, брань, упреки и огорчения подорвут и нарушат этот мир. И снова, это — уступка.

«Если возможно, — говорит Павел в Послании к Римлянам, — с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Но если неверующий хочет расторгнуть брак, сохранение семейного мира от христианина больше не зависит. Многие христиане пытались сохранить брак даже в таких случаях, когда их супруги были неверующими и стремились к разводу. Но такое развитие событий — против Божьей воли. Пусть разводится — это не разрешение, а повеление.

Жена не имеет уверенности, что она спасет своего мужа, и муж не имеет уверенности, что он спасет свою жену. Независимо от побуждений и надежд христианина, вероятность того, что он или она приведет своего партнера ко Христу, минимальна. А если партнер останется в браке неохотно или против воли, эта вероятность даже еще меньше.

и в том, что семейный мир будет разрушен, можно не сомневаться. Поэтому Господь не оставляет нам выбора.

Проповедь Евангелия — этого еще недостаточно для того, чтобы сохранить брак, особенно если неверующий партнер хочет развестись. Верующий должен отдать это дело в руки Бога: Он будет следовать за душой этого супруга с вестью о спасении и использовать того, кого найдет нужным, чтобы подхватить начатую проповедь.

Примечание. Стих 16 седьмой главы 1 Послания Коринфянам на русский переведен неверно. Согласно оригинала: «Почему ты знаешь, жена, что спасешь мужа? Или, ты, муж, почему знаешь, что спасешь жену?»