Глава 23. Опасность чрезмерной самоуверенности (10:1-13)

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, И все крестились в Моисея в облаке и в море; И все ели одну и ту же духовную пищу; И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили, из духовного последующего камня, камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть» Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них pоn тали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (10:1-13).

В главе 8 Павел излагает принцип ограничения христианской свободы: хотя христиане имеют право делать все,. Писание не запрещает как неверное морально. Если мы любим наших ближних так, как призваны любить, мы ограничим свою свободу ради более слабых верующих В главе 9 он иллюстрирует это ограничение примерами из своей собственной жизни и служения: он не принимал со держания от тех, кому служил, чтобы не дать им повода подумать, будто бы он проповедовал за деньги. Ради того, чтобы его свидетельство стало более действенным, он изменил свой образ жизни, приспосабливая его к образу жизни тех кому он служил, в рамках дозволенного Писанием. Вторая часть главы 8 и вся глава 9 показывают, как употребление свободы воздействует на других. А глава 10 показывает, как употребление свободы воздействует на нас самих, на жизнь каждого из нас. В стихах 1-13 приводятся примеры того, как злоупотребление свободой может лишить нас способностей с пользой служить Христу.

Один из самых верных путей к искушению и греху — это путь излишней уверенности в себе. Многие из коринфских христиан чувствовали себя совершенно уверенными в христианской жизни, считая, что уже достигли совершенства в ней. Возможно, они написали об этом в своем письме к Павлу (7:1). Наверняка, именно это имел в виду Павел, осыпая их саркастичными упреками в 4:8-14. Они получили спасение, были крещены, как следует научены, не имели недостатка ни в каком даровании, и считали себя духовно зрелыми. Они думали, что обладают достаточной духовной силой для того, чтобы общаться с язычниками во время их религиозных церемоний и общественных мероприятий так, чтобы это общение ни морально, ни духовно их не задевало, до тех пор, пока они не принимают участие |в прямом идолопоклонстве или безнравственности.

Павел говорит им, что они обманывают самих себя. Злоупотребление свободой вредило не только более слабым верующим оскорбляя их совесть, но и в их собственную духовную жизнь вносило опасность. Невозможно долго жить На пределе свободы, как на краю опасности, без того, чтобы не впасть в искушение, а затем и в грех. Духовно зрелый, любящий христианин не ставит себе целью растянуть свою свободу до предела, чтобы поглядеть, до какой степени он может приблизиться ко злу без вреда для себя.

Когда христианин до того уверен в своих силах, что считает, будто бы может справиться с любой ситуацией, он становиться слишком самоуверенным и находится в большой опасности, которая суммируется в стихе 12: «посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Опасность видения состоит не в том, что такой верующий может отпасть от спасения, но в том, что он может лишиться святости и полезности своего служения. Это — серьезная опасность, та, на которую Господь не смотрит сквозь пальцы. Отрезвляющие примеры ловушек, таящихся в чрезмерно самоуверенной жизни, Павел берет из истории древнего Израиля Используя случаи из их сорокалетнего путешествия между Египтом и Ханааном, Павел рассуждает о ценных качествах свободы (1-4) , о злоупотреблениях свободой (5-10) и об употреблении свободы (11-13).

Достоинства свободы

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море. И все крестились в Моисея в облаке и в море; И все ели одну и ту же духовную пищу; И все пили одно и то же духовное питие ибо пили из духовного последующего камня, камень же был Христос» (10:1-4)

Ибо относится к потере способностей, необходимых для служения, о которых Павел только что упоминал (9:27), и вводит нисходящие примеры. Фраза не хочу оставить вас, братия, в неведении подготавливает его читателей к тому, чтобы взглянуть по-новому на старые, давно знакомые истории. Тут голос Павла звучит настойчиво, убеждая читателей вспомнить о том, что случилось с Израилем в пуст не. При этом он частично напоминает известное, а частично приводит новое истолкование.

Все евреи были физическими потомками Авраама. Но, чтобы быть поистине Божьими детьми, им нужно было быть и духовными потомками. «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля… То есть не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:6, 8), Авраам был отцом всех верных (Рим. 4:11; Гал 3:29), и в этом смысле ссылка Павла на отцов наших могла относится к христианам из язычников не менее, чем к христианам из евреев, потому что они были духовными потомками всех, кто верил.

В стихах 1-4 Павел подчеркивает единство Израиля единство израильтян как общины и единство их опыта пережитого во времена, когда ими руководил Моисей. В этих четырех стихах пять раз употребляется слово все, указывающее на единство их переживаний и благословений.

Среди благословений отмечаются три основные сферы освобождение из Египта, крещение в Моисея и духовное питание.

Освобождение из Египта

В течение нескольких лет египтяне хорошо обращались с израильтянами, так как фараон благоволил к Иосифу. Но вскоре после смерти Иосифа доброе обращение было забыто и 400 лет Израиль провел в Египте в рабстве, принужденный во всем подчиняться чужому языческому народу, который оскорблял их, издевался над ними и заставлял работать до изнемождения. Бог чудесным образом избавил Израиля, послав на Египет десять казней, а затем открыл перед ними Красное море, чтобы они прошли сквозь море на сушу, чего закрыл воды, поглотившие их преследователей. Он вел их «днем в столпе облачном», «а ночью в столпе огненном» (Исх. 13:21). Исход — суеверное избавление Господом Его избранного народа из рабства на свободу — стал пробным камнем иудейской религии — и остался им по сей день.

Исход не означает духовного спасения народа Божьего. Люди всегда спасались только при помощи личной веры в Бога. Многие израильтяне полностью верили в Бога в то время когда они были в Египте, и, несомненно, многие из них пришли к вере во время странствий по пустыне. Израиль, никогда не был спасен как нация в духовном отношении, однако избавление израильского народа — это символ того спасения, которое Новый Завет дает отдельным людям. Исход был Божьим призывом к Его избранному народу, к верующим и к неверующим, оставить египетские узы, и Божьим избавлением Израиля: Бог привел их в их собственную страну, которую он обещал им через Авраама Быт. 12:7). Они должны были стать той общиной, которая свидетельствовала о Нем миру. Это было то «ристалище», которое Бог призвал Израиля пробежать (1 Кор. 9:24). И на этом ристалище народ злоупотребил своей свободой, оказался недостойным, впав в идолопоклонство, в безнравственность и в бунт. Самоуверенным коринфянам Павел говорил: «не допустите того, чтобы и с вами случилось то же самое, что случилось с народом Израиля».

Крещение Моисея

Обычно слово «крещение» относится к религиозной церемонии, в которой используется вода, символизирующая очищение от греха. Поэтому многие христиане интервьюируют фразу и все крестились в Моисея в облаке и в море как ссылку на эту церемонию. Они понимают ее так, что люди были обрызганы дождем из облака или окунулись в воду, проходя сквозь море. Но облачный столп, который вел израильтян среди дня, был облаком Шехины — облаком присутствия Божьего, которое по ночам превращалось в огненный столп, а не в водяной. А море было разделено таким образом, что народ мог проходить по сухому дну» (Исх. I 4:16).

Основное христианское значение крещения — это отождествление верующего со Христом. Как Павел позже объяснял в своем послании к Римлянам (6:1-10), водное крещение — это внешний знак духовного союза со Христом и Его смерти и воскресении. Водное крещение символизирует то крещение, которое верующие уже пережили. Когда мы доверяемся Иисусу Христу, мы крестимся в Него, отождествляем себя с Ним, становимся едиными с Ним. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27) Я думаю, что в отрывке, который мы разбираем, под крещением Павел имеет в виду представление о духовном отождествлении, а не о физической церемонии. Израильтяне крестились в Моисея в том смысле, что они отождествляли себя с ним как с руководителем, которого Бог поставил над ними. Между народом и Моисеем существовали солидарность.

Духовное питание

Поскольку Павел пишет о том, что все израильтяне ели одну и ту же духовную пищу, мы можем понять, что тут он говорит не о той Божьей работе, которая происходила в душах отдельных израильтян. Эта работа не могла происходит в душах всех израильтян, потому что многие из них не верили в Него. Говоря о духовном питании, Павел указывает на источник этого питания, а не на его тип. Это верни, что Бог духовно укреплял тех израильтян, которые в Него верили. Но физическую пищу и питье Он обеспечивал духовными способами для всех израильтян, как для верующих так и для неверующих. Чудесным образом Господь обеспечивал их манной для пищи (Исх. 16:15) и водой для пищи (17:6). В этом смысле все они питались духовно: то есть провизией, поступавшей из божественного источника, a не добываемой естественным путем.

Источником их духовного питья был духовный последующий камень; камень же был Христос. Даже во времени Исхода Мессия был с Израилем, снабжая его водой!

У израильтян была популярная легенда, которую во дни Павла все еще многие из них знали и которой верили легенда о том, что тот физический камень, в который ударил Моисей, следовал за ними в течение всего их странствования в пустыне, обеспечивая их водой, куда бы они ни пошли. Я думаю, что апостол, вероятно, намекал на эту легенду, говоря: «Да, камень действительно следовал за Израилем в пустыне. Но это был не физический камень, который давал им только физическую воду. Это был духовный камень, Мессия (еврейское слово, переведенное как Христос), Которого вы долго ожидали, Который был с нашими отцами даже в те времена».

Термин, который употребляет здесь Павел, говоря о камне, это не «петрос» — большой камень или валун, — а «Петра» -массивный скалистый утес, отвесная скала. Однажды Бог использовал валун, чтобы обеспечить Израиль водой. Но духовный последующий камень, который следовал за ними во время всего их путешествия, был не этим маленьким валуном, а великой скалой — Христом. Это сверхъестественная скала хранила и питала Его народ и не дала ему погибнуть Верующие Ветхого Завета не имели в себе Святого Духа, но даже во времена Исхода они имели питающее присутствие предвечного, сущего Мессии, Христа до Его воплощения, заботящегося о Своем народе и утоляющего его нужды. Все эти утверждения сводятся к тому, чтобы вновь напомнить о привилегиях Израиля, о достоинствах его избавления из рабства.

Злоупотребление свободой

«Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как. они были похотливы Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть» Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (10:5-10).

Весь Израиль разделял общие благословения освобождения, крещения и питания в пустыне. И все же не о многих из них благоволил Бог Из всего огромного числа Израильтян, покинувших Египет, в Землю Обетованную было разрешено войти только двоим: Иисусу Навину и Халеву. Моисей и Аарон были признаны недостойными войти в Землю Обетованную, потому что Моисей ударил своим посохом в скалу в Мериве, вместо того, чтобы заговорить с нею как повелел ему Бог (Числа 20:8-12, 24). Из-за своего непослушания все израильтяне, кроме двоих поражены были в пустыне. Слово «катастроннуми», переведенное как «поражены», буквально означает «разбросаны, рассыпаны, разбрызганы». Трупы тех, кто был неугоден Богу, были раскиданы по всей пустыне. Весь Израиль был великодушно благословлен, освобожден из рабства, крещен и питаем Господом в пустыне, но в этом «ристалище», в этом испытании на послушание и служение, большинство из них были признаны недостойными (ср. 9:24, 27). Они неправильно использовали свою свободу и свои благословения, они злоупотребляли ими. Эгоцентричные и самодовольные, они попытались жить на пределе своей свободы, -и впали в искушение, а затем и в грех.

Многие из израильтян, признанных недостойными, были верующими, которые стали непригодными для Божьего служения. Они стали тем, что Павел в другом месте назвал сосудами, которые находятся не в почетном употреблении. Они не очистили себя от «юношеских похотей» и не стремились держаться «правды, веры, любви и мира». Поэтому они не стали теми сосудами, которые «в чести, освященные и благоупотребленные Владыке, годные на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:21-22). Они были разбросаны по пустыне как черепки — осколки разбитых сосудов, ставших бесполезными.

Кары, обрушившиеся на непослушных израильтян в пустыне были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Те, кто поражены были в пустыне, не усмиряли свои тела, как усмирял и порабощал свое тело Павел (9:27), но потворствовали каждому желанию своих тел, каждому вожделению, каждой похоти. Тело, находящееся под контролем, полезно Господу, а избалованное — нет. Христианин, который контролирует свое тело и воздержан в том, что касается своего образа жизни, достоин служить Господу, а тот, кто потворствует своему телу и беззаботен в образе жизни, недостоин.

Израильтяне оказались недостойными, и виной тому были четыре главных греха: идолослужение (ст. 7), половая безнравственность (ст. 8), искушение Бога (ст. 9) и ропот (ст. 10).

Идолослужение

Идолы были более чем знакомы коринфянам: все окружающее их общество строилось на идолопоклонстве. В этом обществе не было ни одной религиозной, социальной, политической или деловой функции, осуществление которой проводилось бы без определенной замешанности в почитание идолов или, по крайней мере, в их признание.

Многие из коринфских христиан, слишком полагаясь на свою моральную и духовную силу, стали беззаботно относиться к участию в таких мероприятиях, где поклонялись ложным богам, либо советовались с ними, либо взывали к ним. Они думали, что могут участвовать в таких мероприятиях без всякого вреда для себя. Некоторые из верующих — или из тех, кто притворялся верующим, — соскользнули назад и докатились до активного идолопоклонства (5:11). Некоторые другие находились в опасности, что и с ними случится то же самое.

Все еще используя в качестве примера историю Израиля, Павел предостерегал коринфян: не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них. Не успели израильтяне выйти из Египта, как впали в идолопоклонство. Вокруг них не было ни языческих жрецов, ни храмов, ни идолов, которые могли бы соблазнить их, но они ухитрились сделать собственных идолов и совершить собственные импровизированные религиозные церемонии.

В 32-ой главе книги Исхода записана отвратительная история. После того, как Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить скрижали с Божьими заповедями, народ никак не мог дождаться его возвращения. Они убедили Аарона без большого труда сделать золотого тельца. Хотя телец был символом популярного в те времена египетского бога, израильтяне собирались использовать его для поклонения Иегове. Они обращались к тельцу как к богу, который вывел их из Египта (32:4), и когда Аарон построил этому идолу алтарь, он объявил «праздник Господу», то есть Иегове, или Яхве (таково было по завету имя израильского Бога) (3:14-15). Аарон даже предложил принести тельцу те же самые жертвоприношения: всесожжения и жертвы мирные, которые по обычаю предлагались Богу. Каким-то образом они предполагали, что могут использовать языческих идолов для почитания истинного Бога. Они так долго жили и в окружении языческих церемоний Египта, что это казалось им почти естественным: добавлять языческие обычаи к истинному богослужению. Даже Аарон, первый из израильских первосвященников и второй среди руководителей после Моисея, не отказался, когда к нему пришел народ со своей развращенной идеей. Это он выдвинул предложение использовать драгоценности, полученные от египтян, чтобы сделать из них тельца.

Цитируя книгу Исхода (32:6), Павел продолжает: «народ сел есть пить, и встал играть». Еда и питье — это ссылка на тот избыточный пир, который последовал за жертвоприношением. Слово «играть» в данном случае — эвфемиам, означающий сексуальные игры; здесь употреблено то же самое слово, которое переведено как «играет» в книге Бытие 26:8. Около трех тысяч израильтян, которые раздули эту идолопоклонническую и безнравственную оргию на Синае, погибли (Исх. 32:28).

Некоторые из верующих в Коринфе также вернулись к своему прежнему образу богослужения. Идолы представляют ложных богов, богов, которые на самом деле — демоны, и ниже, в главе 10 Павел предостерегает: «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1 Кор. 10:20-21). Истинному Богу можно поклоняться только истинным образом. Те, кто пытается почитать Бога с помощью безнравственных и языческих обычаев, приносят бесчестие Ему и осуждение себе.

Когда христиане почитают кого-нибудь, кроме Бога, это -идолопоклонство. Почитание Девы Марии, святых, икон или ангелов — это идолопоклонство. Как бы искренне ни старались почитать Бога те, кто следует этим обычаям, такие обычаи являются ложным богослужением и строго запрещены в Писании. Первая заповедь, которую Бог дал Моисею, гласила: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Существует лишь один Бог, и только Его следует почитать. Содержащийся в книге Откровения приказ: «Богу поклонись» (22:9) и до сих пор является повелением, исключающим любое другое почитание. И слова: «дети! храните себя от идолов» все еще являются всесторонним запрещением.

Конечно, не всякий идол — это физический объект. Необязательно идолы должны быть сделаны из камня, дерева или металла. Любое представление о Боге, не являющееся библейским, это ложное представление, и если ему верят и следуют, оно становится идолом. Те, кто следует богу, сделанному человеком, могут заявить, что они почитают Бога Писания, — в точности как израильтяне заявляли, что их поклонение тельцу было поклонением Господу. Но ни один ложный бог не имеет ничего общего с Богом Библии.

Различные церкви и философские течения половины в том, что фактически люди делают богов из успеха, любви, социального служения, из представления о себе или просто из человечества. Все, чему мы отдаем свою преданность и верность в первую очередь, является идолом. Многие из тех, кто не бросил бы и второго взгляда на вырезанного из дерева или камня идола, жертвуют здоровьем, временем, семьей, моральными устоями и всем, что бы ни потребовалось, чтобы достичь успеха или признания, которого они хотят, — то есть приносят жертвы этим идолам. В основе этого — грех идолопоклонства, как и всякий другой грех.

Как Бог сказал Иезекиилю об израильских старейшинах, «сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим» (Иез. 14:3).

В тех церквях, где практикуется любая форма идолопоклонства — церемониальная, теологическая или практическая, христиане не могут долго участвовать в церковной жизни, оставаясь незапятнанными. Им не следует и оставаться в таких церквях. Не следует поддерживать и поощрять, даже косвенно, тех, кто придерживается таких учений и обычаев, которые не являются библейскими и благочестивыми. Даже косвенная поддержка таких учений и обычаев бесчестит Бога, укрепляет других в их грехах и подвергает опасности собственное духовное благополучие этих людей.

Половая безнравственность

Ссылка на второй главный грех содержится уже в предшествующем стихе («играть»), но ясно о нем говорится в стихе 8: не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Тут Павел вспоминает о случае, записанном в книге Чисел. Будучи в пустыне, «начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их, и кланялся богам их» (25:1 — 2). Двадцать четыре тысячи израильтян были убиты из-за этой оргии (ст. 9). У Павла говорится не о двадцати четырех, а о двадцати трех тысячах: видимо, разницу можно объяснить тем, что в один день было убито двадцать три тысячи, а двадцать четыре тысячи — это число всех погибших, включая и тех, кто погиб позже.

Идолопоклонство и половая безнравственность были тесно связаны фактически во всех древних религиях. Особенно они были связаны в Коринфе, где в храме Афродиты имелась тысяча ритуальных блудниц. Большинство социальных приятии включало в себя не только какую-то форму идолопоклонства, но и, как правило, половую безнравственность. Из предостережения Павла становится ясным, что от безнравственности самоуверенные коринфские верующие были защищены не больше, чем от идолопоклонства. Думая, что они беззаботно могли жить в развращенном обществе, развращаясь сами, они вначале подвергались соблазну, а потом поддавались ему. Как апостол уже сказал в этом послании (6:18) и, возможно, говорил им много раз, когда жил среди них, от безнравственности надо бежать, а не флиртовать с нею. Христос дал нам свободу для того, чтобы мы могли более действенно Ему служить, а не для того, чтобы мы могли играть с огнем, пробуя, насколько близко мы можем к нему подойти.

Многие христиане впадают в трудности, связанные с половой безнравственностью, просто потому, что они слишком уверены в себе. Они вступают в такие взаимоотношения — или продолжают в них оставаться, — которые сами по себе могут и не быть неправильными, но несут в себе большую опасность искушения. А когда искушения настигают их, они думают, что могут справиться с ними, и слишком поздно обнаруживают, что не могут. Или же они ходят в такие места и совершают такие поступки, которые тесно связаны с аморальностью, останавливаясь незадолго перед тем, как совершить аморальный поступок самому. Но даже если человек в таких ситуациях никогда не совершает безнравственного поступка, его воображение заполняется вульгарными представлениями и образами, и его духовная жизнь и свидетельство серьезно ослабляются.

Искушение Бога

Третий, главный грех, опасность которого грозила коринфянам, был грех искушения Бога. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. История, стоящая за этой ссылкой, содержится в книге Чисел (21:5). Бог послал израильтянам манну для еды и воду для питья, но народ был недоволен. Им хотелось чего-нибудь поразнообразнее и повкуснее. Они жаловались и жаловались, сомневаясь в доброте Бога и испытывая Его терпение. Их не заботило, как бы угодить Богу, а заботило только то, чтобы Он угождал им. Они использовали свою новую свободу не для того, чтобы лучше служить Ему, но чтобы требовать от Него лучшего служения им.

Христиане иногда используют свою свободу для искушения Бога, пытаясь увидеть, до какой степени могут выйти перед Ним сухими из воды. Анания и Сапфира продали свое имущество, чтобы получить деньги для церкви в Иерусалиме. Они имели право удержать часть от вырученной суммы для самих себя, в этом не было греха. Но они решили показаться более великодушными, чем были на cамом деле, и заявили, что выручили от продажи земли. Их лживое лицемерие зашло слишком далеко. Они солгали не только народу Божьему, но и Самому Богу. Упрекая их, Петр спросил Анания: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу». А позже он спросил Сапфиру. «Что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян. 5:3-4,9). Эта ложь — то, что они солгали Богу — стоила им жизни.

Многие из коринфян доводили свободу до предела; им хотелось посмотреть, сколько они могут потакать своей плоти, сколько мирских удовольствий могут себе позволить. Они искушали Бога и рисковали получить серьезное наказание. Возможно, они, как и многие христиане в наши дни, говорили: «Мы живем в великодушную эпоху. Мы свобод-ми, а Бог всепрощающий. Так почему же не брать от жизни всего, что мы можем?»

Израильтяне нашли ответ на этот вопрос: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых» (Числа 21:16). Божий народ всегда жил под Божьей благодатью. Каждое благословение, полученное Израилем, и его призвание в качестве особого Божьего народа было получено по Его милости. Израиль был освобожден из Египта по Божией благодати, и Божья благодать питала и защищала его. Однако, когда они искушали Господа, они обнаруживали, что у Него были границы, и за эти границы Он не позволял им заходить безнаказанно. Некоторые из коринфян, переступив эти границы, заболели и даже умерли (1 Кор. 11:30).

Ропот

Четвертым главным грехом, о котором предостерегал Павел, был ропот. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. После того, как Корей, Дафан и Лвирон, вместе со своими друзьями-мятежниками, были уничтожены Господом (Числа 16:32-35), «все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона, и говорило: вы умертвили народ Господень» (ст. 41). Бог так воспылал на них гневом, что тут же послал на них погибель, от которой погибло 14.700 человек. Истребитель был тот же самый ангел, который убил первородных у египтян перед тем, как Израиль покинул Египет (Исх.12:23), который убил 70.000 человек из-за переписи населения, устроенной Давидом (2 Царств. 24:15-16) и который в ответ на молитвы Исаии и Иезекии, разбил всю ассирийскую армию, окружившую Иерусалим (2 Пар. 32:21).

Ропот — это недовольство суверенной волей Бога о нашей жизни и о жизни других, это — грех, к которому Он не относится с легкостью, несмотря на Свое милосердие. Когда Божий народ сомневается или жалуется, он бросает вызов Его мудрости, Его милосердию, Его доброте, Его любви и Его праведности. Нам нужно быть довольными, — не только ради собственного благополучия (а довольство — это и есть благополучие), но и для Божьей чести и славы. Жалобы бесчестят нашего небесного Отца, а удовлетворенность прославляет Его.

Павел научился быть довольным тем, что (у него) есть» (Фил. 4:11), в каких бы обстоятельствах он ни оказался, и он советовал коринфянам научиться тому же самому, чтобы не пострадать от Божьего наказания.

Применение свободы

«Все это происходило с ними, как. образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми, сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (10:11-13).

Наказания, обрушившиеся на непослушных израильтян, были образом не только для верующих евреев, но и для всех верующих, живущих в любом веке с тех пор. И более того: они были даны в наставление нам, для пользы христиан, достигших последних веков. Наставление (наутесия) — это больше чем просто учение. Это слово означает увещевание и несет дополнительное значение предостережения. Это — совет, который дается, чтобы убедить человека изменить свое поведение в свете осуждения. Последние века — это выражение относится ко времени Мессии, ко времени искупления, к последним дням мировой истории перед наступлением царства Мессии.

Мы живем во времена, которые в огромной степени отличаются от тех времен, когда евреи странствовали по пустыне под руководством Моисея, но мы можем вынести ценный урок для себя из их опыта. Подобно им, и мы можем лишиться своих благословений, наград и действенности в служении Господу, если, полные чрезмерной уверенности в себе и самонадеянности, мы зайдем слишком далеко в своей свободе и впадем в непослушание и грех. Мы легко можем потерять свою ценность и полезность, и оказаться недостойными на ристалище христианской жизни.

Любой верующий, особенно когда он становится самоуверенным в своей христианской свободе и духовной зрелости, должен беречься, чтобы не упасть. Павел высказывает вне-временный принцип, о котором Притчи говорят так: «Погибели предшествует не уверенность в Господе, а уверенность в себе, принимая Его руководство и благословения и затем беря себе честь за этот труд, который Он совершает через нас. Легко также влюбиться в свою свободу во Христе, если мы забудем, что мы — Его, купленные дорогой ценой и призванные к послушанию Его Слову и Его служению».

Когда я несколько лет тому назад посетил Израиль, мне; показали то место на Галанских высотах, где в 1967 году израильтяне прорвали сирийскую оборону и закрепили эту стратегически важную территорию за собой. С этих высот сирийские орудия держали под прицелом большую часть Галлилейской области северного Израиля и были постоянной угрозой для безопасности страны. Сирийцы занимали всю Галанскую территорию, кроме одного клочка, где утесы были так высоки и круты, что это место казалось вполне защищенным от любого нападения. Однако, однажды ночью израильские бульдозеры срезали и снесли некоторую часть утесов, — достаточную для того, чтобы танки могли взобраться на вершину. К утру большой контингент танков, за которым следовала пехота и поддерживали военные самолеты, полностью разбил сирийские позиции и закрепил за израильтянами площадь, простирающуюся на десять миль вглубь страны. Тот клочок земли, который сирийцам казался самым укрепленным и безопасным, оказался самым уязвимым.

Библия полна примеров той опасности, которую несет, в себе избыточная самоуверенность. В центре книги Есфири стоит план гордого и слишком самонадеянного человека, которому пришлось увидеть, как его план неожиданно привел к противоположным результатам. Персидский царь Артаксеркс возвеличил Амана, сделал его вторым человеком в царстве после себя самого, и дал своим людям указание поклоняться ему, как самому царю. Однако Мардохей не хотел поклоняться ему, и когда гордому и высокомерному Аману донесли, что Мардохей был евреем, он убедил царя Артаксеркса издать указ, который должен был дать ему реванш над всеми евреями, жившими в стране, уничтожив их. Благодаря вмешательству царицы Есфири, которая также была еврейкой и племянницей Мардохея, царь издал новый указ, который сильно отличался от прежнего: этот новый указ позволял евреям защищаться и даже поощрял их к этому, что они и сделали, причем с большим успехом. Амана повесили на той самой виселице, которую он приготовил для Мардохея, а Мардохею отдали все владения Амана и те царские почести, которые Аман требовал для себя.

Сеннахирим, царь ассирийский, насмехался над Израилем и, хвастаясь, говорил, что Бог Израиля спасет его не больше, чем боги других народов спасли их. Короткое время спустя «вышел ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые». Через несколько лет после того, как разбитый царь вернулся в Ассирию, двое из его собственных сыновей совершили покушение на него, а его трон занял третий из них (Иса. 37:36-38).

И Петру пришлось обнаружить, что он слабее всего именно там, где считал себя сильнее всего, где полагал, что на него вполне можно положиться. Он заверял Иисуса: «Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти!» Но, как и предсказал Иисус, еще до наступления рассвета Петр трижды отрекся от Него, уверяя, что даже не знал Иисуса (Лук. 22:33-34, 54-62).

Церковь в Сардисе гордилась своей репутацией духовно живой общины, но Господь, предостерегая ее, говорил, что на самом деле она духовно мертвая и нуждается в покаянии (Откр. 3:1-2). И, если она этого не сделает, Он придет к ней однажды ночью, как вор (ст. 3), — в точности так же, как однажды ночью солдаты под руководством Кира прокрались в акрополь в Сардисе, казавшийся неприступным, по тропке, за которой никто не следил. Горстка солдат вползла по этой тропе и открыла ворота для остальной армии. Чрезмерная самоуверенность ведет к беззаботности,. а беззаботность — к поражению.

Самоуверенные христиане Лаодикийской церкви думали, что они «богаты» и «ни в чем не имеют нужды», но Господь сказал им, что на самом деле они «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги» (3:17).

Становясь самоуверенными, христиане начинают меньше полагаться на Божье Слово и Божий Дух и становятся беззаботными в том, что касается их образа жизни. С ростом безопасности растет и их открытость искушениям, а сопротивление греху уменьшается и ослабевает. Когда мы чувствуем себя наиболее уверенными в себе — когда мы думаем, что наша духовная жизнь сильнее, чем всегда, наше учение — крепче ч наша мораль — чище, чем когда бы то ни было, — вот тогда-то нам и следует более всего быть начеку и больше всего зависеть от Господа.

После строгого предостережения против самоуверенности и гордости Павел подбадривает коринфян, уверяя их, что Бог наверняка поможет им справиться с искушениями (ст. 13). Во-первых, он заверяет, что ни один из нас не получает таких искушений, которые нельзя было бы сравнить с искушениями, полученными другими. А затем он заверяет, что мы можем сопротивляться любому искушению и преодолеть его, если полагаемся на Бога.

Дочитав послание Павла до этого места, коринфяне, без сомнения, недоумевали: как это они могли бы избежать всех ловушек, которые Павел только что описал. «Как можем мы удержаться от того, чтобы не желать злого, как Израиль (ср. ст. 6)? Как можем мы удержаться от того, чтобы в душе не впасть в идолопоклонство? Как мы можем жить праведной жизнью, когда общество вокруг нас так развращено? Как можем мы избежать того, чтобы искушать Господа, и как можем мы удержаться от жалоб?»

Ответ Павла объясняет, что христианин всегда должен считать, что победа достижима, потому что верующий никогда не может впасть в такое искушение, с которым он не мог бы справиться.

Во-первых, Павел говорит, что их постигало искушение не иное, как человеческое.

Основное значение слова искушение (пейрасмос) — испытание или доказательство, и оно не имеет дополнительного негативного значения. Станет ли искушение доказательством нашей праведности или приманкой ко злу — это лежит на нашей ответственности. Если мы в Божьей силе сопротивляемся ему, то оно окажется испытанием, которое докажет нашу преданность. Если мы не станем ему сопротивляться, то оно станет подстрекательством ко греху. Библия употребляет слово «искушение» в обоих значениях, и я думаю, что Павел имел здесь в виду оба эти значения.

Когда «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Матф. 4:1), ясно, что в этой проверке участвуют и Бог, и дьявол. Бог задумал это испытание как доказательство праведности Своего Сына, а сатана намеревался при помощи этого испытания побудить Иисуса злоупотребить Своими божественными силами и отдать Свою преданность и верность сатане. Иова проверяли весьма сходным образом. Бог позволил несчастьям обрушится на Иова, чтобы доказать, что Его раб «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1:8) Цель сатаны была противоположной: доказать, что Иов был верен Богу только из-за того, что Бог осыпал его благословениями, одарил его процветанием, и что, если у него все это отнять, «благословит ли он Тебя?» (ст. 11).

Божьи испытания никогда не являются подстрекательством ко злу, и Иаков строго исправляет тех, кто предполагал такое. «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает», потому что Бог не искушает злом и Сам никого не искушает» (Иак. 1:13). Слово «злом» — это ключ, помогающий нам понять разницу между двумя типами испытаний. В пустыне Бог испытывал Иисуса к праведности, в то время как сатана испытывал Его злом и ко злу. Испытание становится испытанием ко злу только в том случае, когда человек «искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же, зачавши, рождает грех» (Иак. 1:14-15).

Выше в своем послании Иаков писал: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (1:2). Существительные «искушение» (см. также стих 12) и «испытание» (ст. 3) происходят от того же самого греческого корня, что и глагол «искушается» в стихах 13-14. Контекст указывает, которое из значений имеется в виду.

Бог часто вносит в нашу жизнь особые обстоятельства, чтобы испытать нас. Подобно Иову, мы обычно не сразу распознаем их как испытания, и конечно не понимаем, что они посланы нам от Бога. Но то, как мы на них отреагируем, докажет либо нашу верность, либо нашу неверность. Как мы реагируем на финансовые трудности, на проблемы в школе, на беды со здоровьем или на неудачи в бизнесе, — это всегда доказывает нашу веру, показывает, что мы полагаемся на нашего небесного Отца. Однако, если мы, очутившись в беде, не обращаемся к Нему, те же самые обстоятельства могут сделать нас ожесточенными, наполнить нас горечью, негодованием и гневом. Вместо того, чтобы поблагодарить Бога за испытание, как советовал Иаков, мы можем даже начать обвинять Его. Возможность смошенничать при заполнении бланков подоходного налога или нечестным путем присвоить себе выгоду в делах бизнеса, либо заставит нас проявить праведность — либо докажет нашу слабость.

Обстоятельство или возможность — это только тест, ни добрый, ни дурной сам по себе. Приведет ли он к хорошим результатам — или к плохим, к духовному росту — или к духовному упадку, зависит целиком от нас самих, от нашей реакции.

В Господней молитве Иисус говорит, что мы должны просить Бога «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф. 6:13). Слово «лукавый» относится к сатане. Другими словами, мы должны молиться о том, чтобы испытания, которые мы переносим, не стали искушениями в смысле побуждения ко злому. Суть можно выразить так: «Господи, останови нас прежде, чем сатана сможет превратить Твое испытание в свое искушение».

Человеческое — по-гречески это одно слово и означает «то, что является человеческим, характерным для человечества или принадлежит ему» (антропинос). Другими словами. Павел говорит, что нет искушений сверхчеловеческих. Испытания — это человеческие переживания. Этот термин несет также представление об обычном или типичном. Искушения никогда не являются чем-то уникальным, что переживаем только мы одни. У нас не может быть такого искушения, которое не было бы пережито миллионами других людей. Обстоятельства различаются, но суть искушения остается все той же. Даже Сын Божий «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15), и потому «может и искушаемым помочь» (2:18). И, поскольку искушения — дело обычное для всех нас, мы можем «признаваться друг перед другом в проступках» (Иак. 5:16) и «носить бремена друг друга» (Гал. 6:2). Мы все — на одном и том же корабле.

Искушения — не только обычное дело для каждого из нас. Подбодрить нас должно и то, что верен Бог, Который не попустит (нам) быть искушаемыми сверх сил. Ни один верующий не может утверждать, что искушение оказалось сильнее его или что «дьявол заставил его это сделать». Никто не может заставить нас совершить грех, и даже сатана не способен на это. Он не может заставить согрешить даже неверующего. Ни одно искушение по природе своей не больше, чем наши духовные запасы сил. Люди грешат потому, что им хочется согрешить.

Однако, христианин, сопротивляясь искушению, имеет на своей стороне своего небесного Отца. Верен Бог. Он остается верным Себе Самому. «В шести бедах спасает тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» (Иов. 5:19). Когда проверяется наша верность, мы имеем верность Бога в качестве своего ресурса — это наш запас сил. Мы можем быть абсолютно уверенными в том, что Он не попустит (нам) быть искушаемыми сверх сил. Таков ответ Бога, когда мы молимся «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф. 6:13). Он не попустит, чтобы на нас обрушилось такое испытание, с которым мы не способны справиться.

Когда солдаты пришли в Гефсиманский сад, чтобы арестовать. Иисуса, Он дважды спросил их, за кем они пришли, кто значился в их ордере на арест. После того, как они второй раз ответили «Иисуса Назорея», Он сказал: «итак, если Меня ищите, оставьте их, пусть идут» (Иоан. 18:4-9). Иоанн объясняет, что Иисус защитил Своих учеников от того, чтобы и их арестовали вместе с Ним, «да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (ст. 9). К такому испытанию ученики еще не были готовы. Если бы они были арестованы в тот раз, они бы погибли, и Иисус не допустил этого. Как нам известно из церковной истории, большинство из этих одиннадцати учеников умерло смертью мучеников. Единственный из них, умерший своей смертью, Иоанн, был на всю жизнь сослан на остров Патмос. Все они перенесли преследования, тюремные заключения, бесчисленные трудности ради Евангелия. Но все это они переносили уже после того, как, окрепнув духовно, могли справиться со всеми испытаниями.

Но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. Выражение «облегчение» состоит из определенного артикля и существительного в единственном числе. Другими словами, путь получить облегчение — только один. Путь избежать любого искушения только один -пройти через него. Проверяет ли нас Бог, чтобы доказать нашу праведность, или сатана, чтобы подтолкнуть ко греху, существует лишь только один путь, как мы можем пройти испытание. Мы избегаем искушения не выходя из него, но проходя через него. Бог не изымает нас из него; Он помогает нам, делая так, чтобы мы могли перенести его.

Дух Самого Бога вел Иисуса в пустыню на испытание. Это была воля Отца, чтобы Сын был там, и Иисус не вышел из пустыни, пока все три испытания не были позади. Он встретил искушения с поднятой головой. Он «избежал» искушения, перенося их в силе Своего Отца.

Бог дал нам три способа, помогающие нам переносить искушения. Эти три способа: молитва, доверие и сосредоточенность на Иисусе Христе.

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» — говорил Иисус Своим ученикам (Марк. 14:38). Если мы не будем молиться, мы можем быть уверены, что испытание превратится в искушение. Наша первая защита, когда мы впадаем в искушение или испытываем злоключение — молиться, обратиться к нашему Небесному Отцу и отдать это дело в Его руки.

Во-вторых, мы должны доверять. Когда мы молимся, мы должны молиться, веря, что Господь ответит и поможет нам. Кроме того, мы должны полагаться на то, что, каким бы по своему происхождению ни было это испытание, Бог разрешил ему совершиться для нашей пользы, чтобы доказать нашу верность. Во всем, что происходит с Его детьми, Бог имеет Свою цель, и, когда мы бываем испытываемы или искушаемы, мы должны переносить это с радостью в Его силе — ради Его славы и ради нашего духовного роста.

В-третьих, мы должны сосредоточиться на нашем Господе Иисусе Христе. «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12:3-4). Христос перенес больше, чем нас могут когда бы то ни было призвать перенести. Он понимает, как тяжело нам переносить испытания, и Он способен провести нас сквозь них.

В книге Джона Буньяна «Странствования пилигрима» описывается, как Христианин и Надеющийся засыпают на поле, принадлежащем великану по имени Отчаяние. Великан находит их и приводит в Замок Сомнений, где загоняет их в темную подземную тюрьму, без пищи и воды. По совету своей жены великан сначала избил их без всякой жалости, а потом предложил им совершить самоубийство. После того, как великан удалился, двое приятелей стали обсуждать, что делать. В конце концов Христианин вспомнил, что у него в кармане был ключ. «У меня за пазухой есть ключ, под названием Обетование. Я уверен, он откроет любой замок в Замке Сомнений». И действительно: этот ключ открыл все двери в замке и, даже, его ворота. «После чего они продолжали путь, и снова вышли на Царскую дорогу».