Глава 30. Различие духовных даров (12:8-11)

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; Иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (12:8-11).

Доскональное исследование заставляет прийти к выводу, что духовные дары по своему предназначению делятся на две основные группы: постоянные дары, которые даются для того, чтобы назидать церковь, и временные дары, которые когда-то являлись знаками, необходимыми для удовлетворения Божьего Слова. Постоянные дары Бог будет давать верующим во все эпохи жизни церкви, и Его люди во все времена должны служить, употребляя эти дары. Среди этих даров нужно отметить, во-первых, дары, связанные с речью, или словесные дары — такие, как дар пророчества, дар знания, мудрости, учения и увещевания; и, во-вторых, служебные или несловесные дары, такие, как дар руководства, помощи, дарения, милосердия, веры и различения духов. Временные дары знамений давались только во времена апостолов, и поэтому после смерти апостолов эти дары прекратились. Среди этих даров можно отметить такие, как дар чудотворения, исцелений, языков и истолкования языков. Временные дары знамений давались только для того, чтобы заверить подлинность апостольской вести, удостоверить, что это — поистине весть от Бога, а те времена, когда Писание, Его записанное Слово, было еще не завершено и не стало самоудостоверенным, подтверждающим свою собственную подлинность.

В настоящем отрывке Павел отмечает некоторые из этих даров, иллюстрирующие то «различие», о котором он говорил в стихе 4. Этот список включает в себя как постоянные, так и временные дары. Представителен он только в том, что касается разнообразия, так как в некоторых других местах Нового Завета упомянуты и другие дары, в том числе и в стихе 28 этой же самой главы (см. также Рим. 12:6-8; ср. 1 Пет. 4:11). В этом отрывке апостол не объясняет функции отдельных даров; главное для него — показать, каково разнообразие видов даров и подчеркнуть, что источник всех этих разных даров, каждый из которых дается как «проявление Духа на пользу» (ст. 7), — общий. Как мы уже упоминали, из-за того, что в жизни и служении миллионов христиан духовные дары проявляются уникальным образом, более узкого определения каждого из даров не приводится. Мы можем определить их только в общем, при помощи терминов, употребленных в Писании.

Образцы духовных даров

Дар мудрости

Слово мудрости — это широкое понятие. Употребление термина «логос» (слово) указывает на то, что это — дар, связанный с речью. В апостольские времена в некоторых случаях этот дар мог связываться с получением откровения. В Новом Завете слово мудрость («софия») чаще всего употребляется по отношению к способности понимать Божью волю и послушно исполнять ее (см., например, Матф. 11:19; 13:54, Марк. 6:2; Лук. 7:35; Деян. 6:10; Иак. 1:5; 3:13, 17; 2 Пет. 3:15). Таким образом, мудрость относится, в основном, к применению истин, полученных благодаря откровению, к способности искусно применять истины в конкретных жизненных ситуациях. Сообщать мудрость — это функция комментатора Писания, который в своей работе исходит не только из своего собственного изучения Библии, но и из тех догадок и прозрений, которые были записаны толкователями и исследователями Писания. Этой же способностью должен обладать и консультант, который должен применять Божьи истины при разрешении тех вопросов и трудностей, с которыми к нему приходят. Дар пастора тоже должен включать в себя мудрость, ведь пастор должен быть способным знать, понимать и применять на практике Божье Слово, чтобы как следует руководить своими прихожанами.

Дар знания

Я думаю, что этот второй дар, упомянутый в стихе 8, логически предшествует первому, потому что, как правило, знание предшествует мудрости. Итак, слово знания — это также широкое понятие, которое, по сути, относится к восприятию и пониманию Божьего Слова. В первом столетии и этот дар мог быть связан с откровением, но в особенности этот дар имеет отношение к сообщению прозрения в тайны Его откровения, к сообщению тех истин, которые вне Его откровения узнать невозможно (Рим. 16:25; Еф. 3:3; Кол. 1:26; 2:2; 4:3; ср. 1 Кор. 13:2). Бог дает некоторым из Своих святых особую способность изучать Его Слово, раскрывая полностью значение текста и контекста, отдельных слов и выражений, относящихся к ним отрывков и выводов, которые можно из них сделать, и тем самым дать возможность понимания Писания и другим верующим. Возможно, лучше всего заглянуть внутрь этого выражения поможет второй стих из 13-ой главы этого же послания, где есть фраза «и знаю все тайны и имею всякое познание». Дар знания — это способность уловить значение Божьего откровения, которое для естественного ума является тайной.

Этот дар предоставляет основание для всего христианского учения, для всякой проповеди христианства, как и для того, чтобы правильно консультировать, руководить, применять на практике мудрость и использовать все остальные дары в любом служении. Если человек не обладает этой способностью сам, он должен полностью полагаться на тех, кто ею обладает, чтобы правильно использовать свой собственный дар. Особенно зависит от знания учитель или проповедник, потому что его задача — учить Божьим истинам других или растолковывать им эти истины.

Христианин, обладающий даром знания, может быть человеком высокообразованным в том, что касается библейских языков, истории, археологии и теологии. Бог может использовать его образование в процессе применения этого дара. Но бывает и так, что человек, обладающий тем же самым даром, имеет лишь ограниченное академическое образование. И в том, и в другом случае способность вмещать истину дана от Бога; это — богоданная способность не только раскрывать истины на основании фактов Писания, но и объяснять и толковать эти истины так, чтобы помочь другим понять их. Как и всякий другой дар, этот дар дается в различных формах и количествах. Один верующий может, иметь большие способности в одной области, в то время как у другого могут быть умеренные способности в этой области, сочетающиеся с несколькими другими духовными способностями.

Люди, записывавшие Библию, обладали уникальным даром знания. Бог давал им узнавать Его истины непосредственно, — они записывали «истины, которые затем становились частью Его Слова. Однако после того, как канон Писания был закрыт, этот дар перестал включать в себя способность получать новую истину от Бога. С тех пор этот дар является способностью понимать ту истину, которая уже была открыта и дана в откровении. В наши дни любой человек, заявляющий, что имеет откровение от Бога, — обманщик, противоречащий самому Слову Бога, в котором содержится выразительное предостережение, что любой, кто добавит к нему что-либо или отнимет что-либо от него, пострадает от Божьей кары (Откр. 22:18). Любое слово божественного знания или мудрости должно быть основанным на Слове Бога, «однажды (преданном) святым» (Иуд. 3).

Дар веры

Очевидно, что та суверенная, подаренная Духом вера, о которой говорится здесь, отличается от той веры, которая спасает неверующего, или от той повседневной веры, с которой живет каждый верующий. Эта вера дается только ограниченному количеству христиан и является интенсивной способностью полностью полагаться на Бога в трудных и опасных ситуациях, перед лицом ошеломляющих препятствий, которые человеческими силами преодолеть невозможно.

Дар веры прежде всего выражается через молитву, в которой человек, взывая к Богу, полагается на то, что Бог совершит нечто, лежащее вне пределов Его обычной помощи. Иисус сказал: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру в горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничто не будет невозможно для вас» (Матф. 17:20). Павел ниже в этом послании ссылается на веру такого рода: «Если имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (13:2). В этом стихе Павел не умаляет значения веры, но просто указывает, что без любви она пуста. Его выражение «вся вера», по-видимому, подразумевает, что дар веры может даваться в разных количествах.

Обладающие даром веры имеют особую способность обращаться к Богу так, чтобы Он действительно выполнял Свои обетования. Вера активирует Бога, в согласии с Его планом и Его волей (ср. Иак. 5:16б-18). Когда Павел, будучи узником, плыл в Рим, корабль, на котором он находился, попал в ужасную бурю. Выкинув за борт все грузы и такелаж, он и его спутники носились по волнам без еды много дней, а буря не прекращалась. В самый опасный момент Павел, обращаясь к своим спутникам, сказал: «Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль; Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь И сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» (Деян. 27:22-24). Доверие Павла требовало особой веры. Его великая вера, проявившаяся в разгар бедствия, держалась на обетовании Бога и принесла надежду на спасение всем, кто был с ним вместе. Авраам тоже «пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим. 4:20).

Сильная вера одного человека всегда помогает другим и служит им добрую службу. Из истории церкви мы знаем, что во все времена тысячи святых, обладавших даром веры, доверялись Богу и верили в Его помощь перед лицом великих опасностей и, даже, зачастую перед лицом смерти. Проявляя свою веру, они тем самым укрепляли веру своих братьев и сестер во Христе. Гудзон Тейлор верил в то, что Бог приобретет через него много китайских верующих, и, не имея денег, ни поддержки, отказываясь попросить хоть пенни помощи, он начал то дело, которое стало великой и плодотворной Китайской Внутренней Миссией. Джордж Мюллер, будучи сиротой, постоянно полагался на Бога в своих молитвах и раз за разом видел, как Бог чудесными способами обеспечивал ему пропитание и кров. Бесчисленные миссионеры верою брали племена или народы для Господа, и евангелисты верою брали города для Господа, потому что Господь с присущей Ему верностью отзывался на их молитвы. Они получали ответ на свои молитвы, и тем самым и сама вера укрепилась и возросла.

Дары исцеления

Интересно отметить, что слово дары стоит здесь во множественном числе, подтверждая то, что было уже сказано в главе 29, а именно, что Павел говорил о категориях одаренности, внутри которых может быть большое разнообразие. Дары исцелений — это первые из временных даров знамений, которые Павел упоминает в этом отрывке. И, поскольку все эти дары были тогда в употреблении, Павел не относит их к отдельной категории. Слово «исцеление» и в греческом оригинале тоже стоит во множественном числе («иаматон»), что подчеркивает тот факт, что в исцелении нуждались самые различные повреждения. Этими дарами обладал Христос (Матф. 8:16-17), апостолы (Матф. 10:1), семьдесят (Лук. 10:1) и некоторые помощники апостолов, такие, как Филипп (Деян. 8:5).

Бог может исцелять чудесным образом и в наши дни в ответ на преданные молитвы Своих детей. Но ни один христианин сегодня не обладает дарами исцелений. Это очевидно, ведь никто в наши дни не может исцелять так, как это делал Иисус или как это делали апостолы, которые одним словом или прикосновением мгновенно и полностью исцеляли всех, кто к ним приходил за помощью, и воскрешали мертвых. Коринфские верующие могли видеть, как Бог производил исцеления через Павла или других христиан, имевших эти способности, и в этом случае Павел упоминает эти дары здесь просто для того, чтобы напомнить коринфянам о разнообразии даров, которыми Бог снабжал Своих людей, чтобы исполнить Его работу.

Дары исцелений, как и другие дары знамений, были да рами временными, которые были даны церкви для того, чтобы удостоверить апостольское благовествование; эти дары давались в качестве доказательства, что это благословение было действительно Словом Бога. Великое поручение, которое Иисус дал всем христианам, не включает в себя задачу совершать физические исцеления: это — поручение исцелять души через проповедь Евангелия. И дело тут не в том, что физическое здоровье и благополучие людей перестало интересовать Бога или не должно интересовать церковь. Медицинское обслуживание населения долго было важной частью христианского служения, благословенной Богом, и является в наши дни краеугольным камнем миссионерской работы. Но Божья работа по исцелению немощных, будь то через усилия медицины или благодаря чудесным исцелениям, перестала быть знамением, удостоверяющим подлинность Божьего Слова, и Он больше не одаряет Свою, церковь такими дарами.

Как и все остальные, обладавшие дарами исцелений, Павел пользовался им экономно и применял только для той цели, для которой он и был предназначен. Этот дар никогда не использовали только для того, чтобы принести кому либо физическое выздоровление. Павел и сам был болен, и все же он никогда не исцелял себя и не просил об исцелении у своих единоверцев, одаренных этим даром. Любимый друг и сотрудник Павла, Епародит, был очень тяжело болен и умер бы, если бы не Божье вмешательство: «Бог помиловал его, и не только его но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали» (Фил. 2:27). Бог чудесным образом исцелил Епафродита, но из этого стиха становится ясным, что, если бы апостол мог свободно пользоваться даром исцелений, ему не пришлось бы в этом случае обращаться с особой молитвой к Богу. Когда у Тимофея, другого сотрудника Павла, начались боли в животе и другие недомогания, Павел посоветовал ему пить понемногу вино (1 Тим. 5:23), но не исцелил его. Еще одного своего сотрудника, Трофима, Павел «оставил больного в Милите» (2 Тим. 4:20). Он применял свой дар исцелений только в тех случаях, когда это было необходимо, чтобы подтвердить силу Евангелия, а не просто для того, чтобы сделать христиан физически здоровыми.

Христианин и в наши дни имеет право просить Бога об исцелении от любой болезни. Бог может решить исцелить его, чтобы достичь Своей цели и показать Свою славу. Но он не имеет никакой обязанности исцелять, потому что ни в какие времена Он и в малейшей степени не обещал исцелять (ср. Числа 12:9-10; Втор. 28:21-22; 2 Царств. 5:15-27; 2 Пар. 26:5-21; Пс. 119:67; 1 Кор. 11:30), и Он больше не заверяет подлинность Своего Слова, потому что с тех пор, как Слово завершено, оно само себя удостоверяет.

Дар чудотворения

Чудотворение тоже было временным даром знамения. Чудо — это сверхъестественное вторжение в естественный порядок вещей, в природный мир с его природными законами, объяснимое только при помощи божественного вмешательства. Бог часто ведет нас в жизни, помогает нам или предостерегает нас, действуя через других христиан, через обычные обстоятельства или через естественные законы. Все это — сверхъестественные проявления божественного провидения, но это не чудеса. Чудо это такое Божье действие, которое противоречит обычному ходу вещей и законам природы, такое действие, которое только Он может совершать, преодолевая законы природы, и которое иначе, при других обстоятельствах, совершиться не могло бы.

Иоанн говорит нам, что, когда Иисус превратил воду в вино на свадебном празднике, тем самым Он «положил… начало чудесам в Кане Галлилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоан. 2:11). В этом-то и состояла цель чудотворения. Иисус превратил воду в вино не для того, чтобы порадовать собравшихся на праздник или показать любопытствующим Свою великую силу. Даже чудотворение, совершавшееся Самим Иисусом, как и Его работа по исцелению, было подтверждением того, что Он пришел как Мессия, вестник Божьей силы. Почти в самом конце своего Евангелия Иоанн говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:30-31). Иисус совершал чудеса для того, чтобы доказать, что через Него, Иисуса, открывает Себя Бог. Во время Пятидесятницы, обращаясь к толпе народа с проповедью, Петр сказал: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как сами знаете…» (Деян. 2:22).

Иисус творил чудеса и исцелял больных только в течение трех лет Своего служения. Вопреки определенным мифам и легендам, возникшим в течение последующих столетий, как указывает Писание, будучи ребенком и молодым человеком, Иисус жил спокойной, обычной жизнью, не проявляя абсолютно никаких сверхъестественных сил до брака в Кане Галлилейской. Вышеприведенная цитата из второй главы Евангелия от Иоанна ясно указывает на то, что чудеса Иисуса начались тогда же, когда началось и Его служение.

Апостолы и некоторые другие руководители ранней церкви также творили чудеса, которые были знамениями, подтверждавшими евангельскую весть. В Иконии Павел и Варнава «пробыли… довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян. 14:3). Позже Павел писал коринфянам: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12). Чудесные знамения были признаками апостольства, подтверждением того, что и слова, и дела апостолов были от Бога. В послании к Евреям мы читаем: «спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас (в апостолах) утвердилось слышавшими от Него, При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (2:3-4).

Только что это были за чудеса, которые творили апостолы? Иисус делал вино и пищу, ходил с Петром по воде, взял монету изо рта рыбы, исчез от нападавшей на Него толпы и вознесся в облаке на небо. Все эти чудеса относятся к преодолению законов природы и совершались только Им. Ни один из Его учеников никогда не сообщал о том, чтобы он мог сделать какое-либо чудо, преодолевшее законы природы. Какие же чудеса творили ученики? Ответ содержится в том слове, которым обозначались чудеса, — «динамис», что буквально означает — «сила». И действительно в Евангелиях этот термин переводятся как «сила» и часто связывается с изгнанием демонов (Лук. 4:36; 6:18; 9:42). Это — именно та сила (изгонять демонов), которую Господь дал двенадцати и семидесяти (Лука 9:1; 10:17-19). В наши дни мы не имеем такой силы, которою кто-нибудь из нас мог бы приказать демонам выйти из неспасенных людей, как это делали ученики. Филипп и Стефан проявляли дар чудотворения (Деян. 6:8; 8:7). Павел использовал этот дар, чтобы подтверждать «учение Господа» и приводить людей к вере (Деян. 13:6-12). Некоторые из иудеев, которые, не имея истинного дара от Бога, пытались изгонять демонов, бывали избиваемы и преследуемы теми демонами, которых они пытались изгнать (Деян. 19:14-16).

Эти знамения сопровождали Божье Слово только до тех пор, пока Он давал откровение Своего Слова. Когда откровение прекратилось, прекратились и дары знамений. Б.Б.Уарфильд писал: «Эти чудесные дары были как бы вертикальными грамотами, удостоверявшими личность апостолов, подтверждавшими, что апостолы — это действительно авторитетные деятели, посланные Богом для -основания церкви. Функция этих даров очевидно ограничивалась апостольской церковью и по необходимости вместе с нею прекратила свое существование».

Дар пророчества

Некоторым христианам Бог дал дар пророчества. Ученые-евангелисты долго не могли прийти к общему мнению в вопросе о том, является ли пророчество постоянным даром, даром, который Бог продолжает давать некоторым христианам и до сих пор, или же это — временный дар знамений, который прекратился вместе с апостольской эпохой. Главный аргумент тех, кто считает, что пророчество — это временный дар, связанный только с откровением, и потому прекращается тогда же, когда прекращается и откровение, -основывается на 13:8 из этого послания к Коринфянам, где дар пророчества, вместе с дарами языков и знамений, относится к тем дарам, которые упразднятся, то есть прекратят свое существование. Как мы увидим позже, когда будем разбирать этот отрывок, хотя эти дары и упомянуты вместе в этом стихе, пророчества и знамения не относятся к той же категории, что и дар языков. То, что это дары упомянуты вместе в 13:8, не доказывает, что это дары одного и того же типа, — не больше, чем упоминание различных даров в 12:8-10 могло бы свидетельствовать о том, что все эти дары относятся к одному типу. Мы будем исходить из допущения, что пророчество — это постоянный дар, который дается для назидания церкви.

Греческий глагол «профетеуо», как и его древнееврейский эквивалент «наба», переводящиеся как пророчествовать, просто означает «произносить вслух, провозглашать». Этот глагол предполагает, что говорящий стоит перед аудиторией, и может означать «выступать публично». В Средние века к значению этого глагола иногда добавлялась связь с предсказанием. Хотя многие из пророков и делали предсказания, это не было их основным служением, и представление о предсказании не включается в исходное значение, тех терминов, которые употреблялись для описания их самих и их поступков. Фактически исходные термины не несут на себе с необходимостью представления об откровении. Многое из Своего Слова Бог открыл через пророков, но большая часть их служения представляла собой просто провозглашение и изложение уже данного откровения, как и призыв следовать ему. Библейские пророки иногда сами делали откровения (см. 1 Тим. 4:14; 2 Пет. 1:21), а иногда только вновь и вновь повторяли о том, что уже прежде было дано в откровении. Поэтому пророк Божий — это просто тот, кто высказывает, прорекает Божье Слово, и пророчество — это провозглашение этого слова. Дар пророчества это данная и уполномоченная Духом способность провозглашать Слово так, чтобы оно производило нужное действие. С тех пор как Писание завершено, пророчество перестало быть средством получать новые откровения и стало провозглашать только то, что уже было открыто в Писании.

Самое ясное и простое объяснение пророка содержится в 14:3 1-го послания к Коринфянам: «кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение».

Я не верю, что в течение истории было когда-нибудь такое время, когда Бог не одарял бы кого-нибудь из Своих людей дарами такого рода. Во времена Ветхого и Нового Заветов и в эпохи между этими заветами и после их заключения Господь всегда давал некоторым из Своих святых дар говорить за Него с особой силой и действенностью. В 1 Кор. 14:1 Павел убеждает всех верующих: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать». Ту же просьбу он повторяет и в стихе 39. При этом апостол не имел в виду, что каждому христианину следует желать того, чтобы он лично получил этот дар, но что всем христианам коллективно следует желать того, чтобы в их среде осуществлялось служение этого дара. Во всей 14-ой главе послания Павел противопоставляет дар языков дару пророчества. Дар языков — это один из даров знамений, нуждающийся в истолковании прежде, чем кто-либо из верующих или неверующих когда-либо смог бы понять его, дар пророчества имеет особую цель: он назидает всех, кто эти пророчества слышит.

В 12-ой главе послания к Римлянам, там, где речь идет о духовных дарах, Павел сказал: «И как… имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры» (ст. 6). Термин аналогия («пропорция» по мере) указывает на правильное отношение или на согласие с чем-либо, и по-гречески этот стих читается буквально «веры». Поэтому лучше было бы перевести этот стих «в согласии с верой». Слово «вера» несколько раз в Новом Завете используется как синоним Евангелия, богоданного тела христианской веры (Деян. 6:7; Иуд. 3, 20). В наши дни верующие, обладающие даром пророчества, уполномочены говорить не «по мере» их личной, субъективной веры, но в согласии с уже откровенной, объективной верой, в согласии с Божьим Словом. Об этом главным предназначении пророчества сказано в книге Откровения: «Ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (19:10). А Библия — это свидетельство об Иисусе (ср. Иоан. 5:39). Пророчество никогда не может уклониться от записанного Слова Бога, как ясно дает понять Павел, когда он говорит: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам; ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14:37). Дар пророчества — это особая духовная способность свидетельствовать об Иисусе, которая дается христианам. Никто не должен «уничижать пророчества» (1 Фес. 5:20), но коринфяне, очевидно, смотрели на пророчество сверху вниз и даже замещали его экстатическими проявлениями, как свидетельствует начало 14-ой главы.

Дар различения духов

Важный дар, необходимый для предохранения церкви от опасных влияний, это дар различения духов. Основное значение слова различение — отделение на основании испытания и суждения, необходимое для определения того, что является истинным, а что — подложным. Сатана — это великий обманщик, «отец лжи» (Иоан. 8:44), и с тех пор, как совершилось грехопадение, он и его демоны всегда подделывали Божью весть и Божье дело. Всем христианам следует внимательно вдуматься во все, что они слышат или читают, чтобы быть в состояний судить об этом. Иоанн писал: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Иоан. 4:1). Именно так и поступали богобоязненные и «благомысленные» иудеи в Верии, когда они впервые услышали Евангелие от Павла (Деян. 17:11). Они испытали слова Павла, сопоставили их с тем, что уже знали из Божьего Слова, и, поскольку одно совпадало с другим, они поверили, что то, чему учил Павел, было от Бога, а не от демонов. Именно так следует каждому верующему поступать с каждой вестью, которая заявляет, что она — от Бога. Ни один проповедник или учитель не должен протестовать, когда то, что он говорит, судят, сравнивая его слова с Писанием.

Те, кому Бог дал дар различения духов, имеют особую способность распознавать подлинных духов. Этот дар можно назвать сторожевым псом Святого Духа. Некоторые представления, подающиеся как библейские и для поверхностного взгляда кажущиеся библейскими, в действительности являются умными подделками, которые способны обмануть большинство верующих. Те, у кого есть дар различения духов, это — инспекторы Святого Духа, Его эксперты по подделкам, кому Он дал особый дар прозрения и понимания. Этот дар был особенно важен в ранней церкви, потому что Новый Завет тогда еще не был завершен. Даже и после того, как Библия была завершена, она не была широко доступна, потому что в те времена тексты было трудно и дорого копировать. Те, кому Святой Дух дал дар распознавания, были защитниками церкви.

Дар различения духов особенно ценен также и в те времена, когда церковь и Евангелие считаются принятыми в обществе. Когда христианство преследуется, поддельных учителей обычно немного, потому что уж слишком велика опасность того, что тебя примут за христианина. Гораздо больше вероятность, что такие поддельные учителя расплодятся в такие времена и в таких местах, где к христианству относятся с уважением или, по крайней мере, терпимо. В некоторых местах в наши дни евангелизация является популярным и, даже, выгодным занятием. Всякого рода учителя, проповедники, писатели и консультанты заявляют, что они опираются на Евангелие и на Библию. Хотя каждый думающий человек понимает, что все эти идеи не могут быть библейскими просто потому, что многие из них так противоречат друг другу, что не всегда легко распознать, какие из них истинны, а какие — нет. Чаще всего они являются смесью истины и подделки. Ложные учителя, те, кого использует в своих целях сатана, обычно добавляют некоторые частицы правды к своим проповедям. К несчастью, бывает и так, что учителя, проповедующие в основе своей учение, там и сям выдергивают идеи из психологии, философии и популярного мышления, которые кажутся библейскими, но на самом деле библейскими не являются. Дело тех, кто обладает даром различения духов — помогать отделять пшеницу от плевелов.

Коринфские верующие, имевшие дар, либо не использовали его, либо их не слушали. Иначе невозможно себе представить, что те извращенные представления и привычки, о которых писал в своем послании Павел, могли бы расцвести в Коринфе таким пышным цветом. Дар различения духов -это тот дар, который, наряду с даром пророчества, апостол призывает коринфян применять при определении того, какую пользу приносят говорящие языками и как истолковать их речи. Имеющие дар различения духов должны судить даже тех, кто пророчествует (1 Кор. 14:29).

Очевидно, что дар различения духов ценен для церкви и в том отношении, что он помогает христианам разрешать возникающие среди них споры в своей собственной среде, вместо того, чтобы обращаться с этими спорами в суд. Видимо, это — тот самый дар, необходимый человеку, о котором Павел говорит в 6-ой главе 1-го послания к Коринфянам: «неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» (стих 5).

Для того, чтобы правильно различать духов, действительно нужно иметь особый дар. Ведь даже хвала Евангелию может быть обманчивой и ведущей в ложном направлении. Лука пишет, что, когда Павел и Сила начали служение на Филиппах, «встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:16-17). То, что говорила эта девушка, было не только верным: казалось, что ее слова подтверждали Евангелие и были благоприятными для тех, кто его провозглашал. Но ее намерения и побуждения были как раз противоположными. Управляющие ею демоны задумали привлечь внимание людей к ее словам, и, завоевав их доверие, затем унизить Божье Слово и работу Его служителей. В этом случае Павел не мог судить на основании того, что эта девушка говорила, потому что ее слова были правильными. О том, что она была инструментом демонов, он узнал только потому, что Святой Дух открыл ему это, обнаружив того ложного духа, который руководил ею.

О ложном учении можно судить, сравнивая его с Писанием, но ложных духов можно различать только имея истинный дар различения духов. Этот дар можно назвать «даром о дарах», потому что Бог использует его для того, чтобы открыть Своей церкви, являются ли истинными, подлинно пришедшими от Него другие дары, с проявлением которых сталкивается церковь. Не всякая имитация даров является бесовской подделкой. По большей части такого рода подражание — это просто дело плоти, плотские стремления христиан служить Богу своей собственной силой и к своей собственной выгоде и славе. В итоге можно сказать, что дар различения духов дается для того, чтобы распознать, являются ли другие дары дарами Святого Духа, просто природными имитациями Его даров, или же они — бесовские подделки. Я уверен в том, что Бог до сих пор дает некоторым из Своих людей способность срывать маски с ложных пророков и лицемеров. Он дает этим людям способность видеть вглубь, а затем выставлять напоказ подражания и обманы, которые большинство христиан приняли бы за чистую монету.

Однако, дар различения духов легко может выродиться в гордость и критическое по отношению к остальным самовольство. И, если этот дух имитирует плотские подражатели, этот дар оказывается осуждающим, а не исправляющим. Но, если его используют правильно, он становится важной защитой, предохраняющей Божий народ от ложных учителей.

Дары языков и дары истолкования языков

Самый спорный духовный дар в наши дни — это дар различения языков. Поскольку этот дар, вместе с даром истолкования языков, будет обсуждаться подробно, когда мы будем говорить о введении к 14-ой главе этого послания, здесь необходимо отметить только, что и тот, и другой относятся ко временным дарам знамений, которые в церкви сегодня не являются подлинно, активными. В новозаветной церкви эти дары, подобно другим дарам знамений, служили для того, чтобы удостоверять силу благой вести и ее подлинность. В Коринфе эти дары безмерно превозносили и серьезно злоупотребляли ими. Но пока еще для Павла главное не в этом. Здесь он просто называет эти дары, чтобы показать, до чего велико разнообразие даров, которые Своею верховной властью дает верующим Дух Бога.

Суверенный контроль Бога над духовными дарами

«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (12:11).

Этот стих подводит итог сказанному в стихах 4-10. В точности так же, как он это делал, иллюстрируя различия в природе, служениях и действиях духовных даров (ст. 4-6), Павел продолжает подчеркивать, что каждый дар, хотя во многом и отличается от других даров, суверенным и сверхъестественным образом производится одним и тем же Духом (ср. ст. 8-9). Фактически, в этом абзаце это пятая ссылка на Святого Духа как на Дарителя. Кроме того, Павел снова подчеркивает, что каждый верующий одарен в духовном отношении (разделяя каждому особо — ср. ст. 6-7). Имеющие дары не являются духовной элитой, потому что все члены церкви, Тела Христова, имеют духовные дары. Все мы одарены, и каждый из нас призван Господом служить теми дарами, которые Он нам дал.

Здесь нет указания на то, что духовные дары следует искать. Это нарушило бы и представление о даре благодати, и намерение этого текста — заставить коринфян осознать, что все верующие имеют дары, и что все эти дары разные. Бог в Своей верховной власти дал дары, которые должны служить исполнению Его божественных намерений. Разнообразие даров — это не «шведский стол», из которого верующие могли бы выбирать, что им приглянется. Кроме того, подчеркивается здесь не только то, что Святой Дух дает дары, но и то, что все же сие производит один и тот же Дух. Слово производит — то же самое, что и в стихе б, и означает «возбуждает, сообщает или проявляет энергию». В более глубоком смысле верующий даже и не использует свой дар, но позволяет Богу работать через него силой Святого Духа. Бог проявляет энергию и делает действенными те дары, которые Он суверенно дает, как Ему угодно, всем Своим людям. Дух — это вестник Главы церкви, раздающий духовные дары и сообщающий им силу по божественному предназначению.

Когда Дух Бога управляет церковью и возбуждает ее энергию, об этом свидетельствуют по меньшей мере восемь проявлений:

Руководимая Духом церковь едина. Святой Дух -источник и защитник единства, такого единства, которое не ломает личность. Для церкви, руководимой Духом, характерно товарищество. Это глубокое и широкое, честное и близкое товарищество, охватывающее каждого неравнодушного верующего, принимающего участие в работе церкви.

Церковь, руководимая Духом, это церковь, почитающая Бога. В центре ее богослужений, истинных и осмысленных, находится Бог, и все верующие принимают в них участие, поклоняясь Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Эти богослужения поют хвалы Богу, произносят хвалы Богу и живут хвалами Богу.

Руководимая Духом церковь благовествует. Святой Дух это Тот, Кого мы на самом деле должны благодарить за каждое обращение, за каждое новое духовное рождение, и церковь, отзывающаяся на Его призывы, приобретает новые души непроизвольно и радостно. Приводить неверующих к новой жизни во Христе для такой церкви — это самое главное, и это — естественный результат ее собственной жизни.

Церковь, которой руководит Дух, полна любви. Это -собрание людей, которые заботятся друг о друге и помогают друг другу, это такая община верующих, для которых бескорыстие и самоотверженность — самые нормальные явления.

Руководимая Духом церковь послушна. Она идет тем путем, который предначертал Бог, и только этим путем. Чему учит Библия, тому она верит, и что Библия предписывает, то она исполняет.

Руководимая Духом церковь покорна. Покорность — это готовность слушаться, это — послушание, с радостью исходящее из глубины души. Такая церковь покоряется своему Господу, поскольку она любит Его и старается угодить только Ему.

Руководимая Духом церковь служит. Подобно своему Господу Иисусу Христу, она призывает не только к тому, чтобы ей служили, а к тому, чтобы самой служить. В этом — ее намерение и цель ее существования. Это — община верующих, в которой каждый служит, используя те дары и способности, которые он получил от Святого Духа.

Когда в наши дни церковь не понимает, каким образом и с каким намерением Бог дает верующим духовные дары, а вместо этого пытается оценить эти дары, разложив их по полочкам в согласии с мирскими, человеческими мерками, когда церковь превозносит определенные дары, ставя их выше других и ищет даров других, чем те, что были ей даны от Бога, — тогда и в наши дни вновь возвращается то замешательство, от которого страдали коринфские верующие.