Глава 45. Победа над смертью (15:50-58)

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все мы изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (15:50-58).

Кто-то написал:

«Есть один проповедник старой школы, старого закала, но говорит он так же смело, как всегда. Он не пользуется популярностью, хотя его приход — это целый мир, и он разъезжает по всему земному шару, говорит на всех языках. Он посещает бедных, стучится и к богатым, проповедует людям любого вероисповедания — и тем, кто никакого вероисповедания не имеет, и тема его проповедей всегда одна и та же. Он красноречив, и часто вызывает такие чувства, которые никто иной не мог бы вызвать. Ему удается довести до слез даже тех, кто никогда не плачет. Никто не может опровергнуть его аргументов, и нет ни одного сердца, которого не тронула бы его сила. То, что он говорит, вдребезги разбивает жизнь. Большинство людей ненавидит его; его боится каждый. Как его зовут? Смерть. Каждая надгробная плита -это его кафедра, его тексты печатает любая газета, и однажды его проповедью станет каждый из вас».

Томас Грей писал: «И похвальбу своим высоким родом, и пышность власти, и всю красоту, и все богатство, — все данное когда-то, все ожидает неизбежный час. И никуда не ведет тропа славы, кроме могилы». До тех пор, пока речь вдет о человеческой силе, красоте, богатстве и славе, эта истина применима и к христианам, не меньше, чем ко всякому другому. Но христиане надеются не на такие блага, о которых они знают, что в могиле им приходит конец. Надежда христианина выражена в той эпитафии, которую Бенджамин Франклин написал для самого себя и которая выгравирована на его могильном камне на кладбище церкви Христовой в Филадельфии. «Тело Франклина, печатник, как обложка старой книги, чьи листы вырваны и лишены всего, что на них было написано, тиснения и позолоты, — лежит здесь, пищей для червей. Но эта работа не пропадет, ибо она будет выпущена в свет в новом и более изящном издании, проверенная и исправленная Автором».

Это — упование христианина, весть о котором несет в себе 15-я глава 1-го послания к Коринфянам. Святой Дух устами Павла упрекает скептиков всех веков, так же, как и скептиков в Коринфе, за то, что они отвергают истину о воскресении тела (15:12, 35), и заявляет: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (ст. 20-22).

В этой главе, самой длинной из всего послания, апостол привел свидетельства о воскресении Христа (ст. 1 — 11), объявил, к каким последствиям приводит отказ от истины о воскресении тела (ст. 12-19), рассказал, в каком порядке будет происходить воскресение (ст. 20-28) и каким могучим стимулом оно является (ст. 29-34); наконец, он описал и объяснил, какими будут наши воскресшие тела (ст. 35-49). В заключение этого отрывка он провозглашает чудесную победу, которую воскресение принесет тем, кто Христовы.

Заключительная «песнь победы» Павла была положена на музыку в таких шедеврах, как «Мессия» Генделя и «Реквием» Брамса. Во многих отношениях этот отрывок больше подходит для пения, чем для проповеди. Восхваляя Бога в предвкушении воскресения, апостол провозглашает великое преображение, великий триумф и великую благодарность, которые принесет с собой воскресение Божьих святых, а затем дает великое увещевание вести святую жизнь до тех пор, пока не придет этот день.

Великое преображение

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (15:50-53)

Павел снова напоминает, что воскресшее тело не будет плотью и кровью, которое, хотя чудесным образом подходит для земли, вовсе не подходит для небес и поэтому не может наследовать Царствия Божия. Выражение Царствие Божие употреблено здесь не в своем универсальном смысле, подразумевающем Божье управление вселенной, и не в своем духовном смысле, подразумевающем Его правление в человеческом сердце, но в своем совершенном смысле, воплощая и то, и другое значение и подразумевая вечное состояние, небеса. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (ст. 49).

Даже тело Самого Христа было «плотью и кровью» (Евр. 2:14) и должно было преобразиться прежде, чем Он мог вернуться к Отцу. Человеческое тело обновляется каждые семь лет, но это не спасает его от старения, изнашивания и, в конце концов, от смерти. Человеческое тело тленное. Оно не подходит для нетленного и не может его наследовать. Оно должно быть пересоздано, чтобы наследовать небеса, и оно будет пересоздано. «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15:42-44). Подобно семени, посаженному в землю, оно будет продолжать оставаться самим собой, но в радикально другой форме, изменившейся чудесным образом.

Но как же насчет тех верующих, которые к моменту прихода Христа все еще будут в живых? Что будет с ними? Предчувствуя этот вопрос, Павел продолжает: Говорю вам тайну: не все мы умрем. Как отмечалось уже несколько раз выше, в Новом Завете слово тайна всегда относится к тому, что прежде было спрятано и неизвестно, но теперь дается в откровении. Апостол теперь раскрывает, что те христиане, которые к моменту второго пришествия Христа окажутся в живых, не должны будут умереть для того, чтобы их тела могли измениться. «Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17). Когда верующие воскреснут или будут восхищены, они все изменятся. Умрут ли верующие или будут восхищены, их тела изменятся, превращаясь из тленных в нетленные, из природных — в духовные. Раз тленное не может наследовать нетленное, Енох и Илия должны были измениться таким же образом, каким изменятся восхищенные верующие. В любом случае все верующие будут одинаково хорошо подготовлены для небес (ср. Фил. 3:20-21).

И для воскресших, и для восхищенных изменение произойдет вдруг, во мгновение ока. Сверхъестественное преображение не будет процессом. Это будет мгновенное пересоздание из одной формы в другую, из земной — в небесную. Слово, переведенное как вдруг, произошло от слова атомос, от которого мы произвели слово атом, и указывает на то, что не может быть разрезано или разделено, отмечая наименьшее доступное восприятию количество. В самое минимальное количество времени наши тела превратятся в нетленные. Чтобы еще раз подчеркнуть и проиллюстрировать скорость этого изменения, Павел говорит, что оно произойдет во мгновение ока. Рхипе (мгновение) буквально означает метать (бросать, швырять), и это слово употреблялось для обозначения любого быстрого движения. Глаз может двигаться много быстрее, чем любая другая часть человеческого тела; Павел хотел передать представление о том, что изменение будет исключительно быстрым, мгновенным.

Это изменение произойдет при последней трубе. Я не думаю, что этот трубный глас непременно будет последним трубным гласом, который когда-либо прозвучит. Однако, он будет последним для живущих в это время христиан, ведь самым своим звуком он отметит конец церковного века, тот момент, когда все верующие будут удалены с земли. «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16-17).

Этим трубным гласом Бог соберет к Себе всех Своих (ср. Исх. 19:16; Ис. 27:13).

Однажды, во время гражданской войны группе солдат пришлось переночевать зимой без палаток, на открытом поле. За ночь выпало много снега на несколько дюймов, и, как позднее рассказывал каппелан, на рассвете, ему представилась странная картина. Покрытые снегом солдаты выглядели как свежие могильные холмики; и, когда горнист протрубил подъем, из каждого могильного холмика вдруг поднялся человек, что разительным образом напомнило каппелану этот отрывок из 1 Послания к Коринфянам.

Имея в виду предстоящий день воскресения, Иисус сказал: «Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14:3). Когда Он вознесся на небеса, ангелы сказали глядящим наверх ученикам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Вместе с Павлом каждый верующий должен жить, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

Поскольку земные, природные тела не могут жить в вечном царстве, должен быть такой день и такой момент, ибо тленному сему (обреченному разложению) надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. Слово, переведенное как облечься, обычно употреблялось по отношению к надеванию одежды, и изображает, как искупленный дух каждого из нас будет одет в искупленное тело (ср. 2 Кор. 5:1-5).

Великая победа

«Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Жало же смерти — грех; а сила греха — закон» (15:54-56).

Воскресение Христа сломило власть смерти для тех, кто верит в Него, и смерть больше не имеет над ним власти, потому что «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. б:9). Но смерть все еще продолжает быть врагом людей. И даже для христиан она — враг, который нарушает суверенное право Божьего создания, разрывает любовные взаимоотношения, разрушает семьи и причиняет нам огромное горе, отнимая у нас тех, кто нам дорог. Нам больше не надо испытывать страха смерти, но она все еще вторгается в нашу жизнь и мучит нас, потому что мы смертны.

Но однажды, когда вернется Христос, это тленное, которому надлежит (ст. 53) облечься в нетление, и смертное, которому надлежит облечься в бессмертие. Тогда придет великая победа, предсказанная Исайей, когда будет «поглощена смерть победою». У Исайи сказано: «Поглощена будет смерть навеки» (Ис. 25:8; ср. ст. 6). Когда произойдет великое преображение, наступит великая победа.

Хорошо известный комментатор Р.К.Х.Ленски пишет:

Смерть не просто сломана так, чтобы она больше не могла причинить вреда, в то время, как весь тот урон, который она уже принесла Божьим детям, останется нетронутым. Нет, этот ураган будет не только обуздан, так, чтобы не рухнули больше никакие новые дома, в то время как уже рухнувшие так и останутся лежать в руинах… Смерть и ее видимые победы окажутся для Божьих детей уничтоженными, так, словно эти ее победы никогда и не были одержаны. То, что выглядит как победа смерти и как наше поражение, когда человеческое тело умирает и разлагается, будет полностью перевернуто: смерть умрет в абсолютном поражении, а наши тела будут снова жить в абсолютной победе.

Цитируя другого пророка (Ос. 13:14), Павел издевается над смертью: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Продолжая эту метафору, Павел подразумевает, что смерть оставила свое жало в Христе, как пчела оставляет жало в своей жертве. Христос взял все жало смерти на Себя, чтобы на нашу долю ничего не осталось.

Чтобы сделать свою точку зрения еще яснее, апостол напоминает своим читателям, что жало же смерти — грех. Тот вред, который причиняет смерть, вызван грехом; по сути дела, и сама смерть вызвана грехом. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Только там, где есть грех, смерть может нанести свой фатальный удар. Там, где грех устранен, смерть может только прервать земную жизнь и ввести в небесную. Вот что сделал Христос для тех, кто доверился Ему. «Прощены (нам) грехи ради имени Его» (1 Иоан. 2:12). Сама смерть не исчезла, но исчезло ее жало — грех. «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17).

И дело, конечно, не в том, что христиане больше не грешат, но в том, что грехи, которые мы совершаем, уже покрыты искупительной смертью Христа, так что грех больше не оказывает своего фатального воздействия. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1:7). Но для тех, кто не верит, жало греха трагическим образом остается навеки.

Павел продолжает объяснять, какая последовательность событий привела к смерти, упоминая, что сила греха — закон. Божий закон раскрыл Божьи нормы поведения, и, когда они нарушаются, то открывают грех человека. Если бы не было закона, очевидно, не могло бы быть и его нарушения. «Где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15). Но люди умирают, потому что они нарушают этот закон.

А как же с теми, кто не знает Божьего закона, кто никогда даже и не слышал о нем, и уж тем более не читал Божьего Слова? В послании к Римлянам Павел говорит нам, что, когда «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (2:14-15). Поэтому любой, кто идет против своей совести, идет и против Божьего закона, — так же наверняка, как и любой, кто, зная закон, нарушает одну из Десяти заповедей. В этом — причина того, что люди обречены смерти (Рим. 3:23; 6:23).

Великая благодарность

«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (15;57)

Поскольку Иисус в совершенстве был послушен закону (Рим. 5:19) и принес жертву умилостивления за его грехи, те, кто доверяются Ему, «не под законом, но под благодатью», потому что «освободились от него» (Рим. 6:14; 7:6). Иисус исполнил и закон, и праведность. Его смерть была безгрешной и поэтому выполнился закон. Христос смертью победил грех.

Павел воздает благодарение Тому, Кто даст нам великое преображение тела и Кто одержал победу над грехом и смертью. То, чего мы никогда не могли бы сделать сами для себя, Бог сделал для нас Господом нашим Иисусом Христом. Мы не можем жить безгрешно и тем самым исполнять закон, и мы не можем снять грех после того, как мы его совершили, или устранить его последствие, которое — смерть. Но ради нас Иисус Христос жил безгрешной жизнью, исполняя закон; Он устранил наш грех Самим Собой, заплатив его цену, удовлетворив Бога совершенным удовлетворением; и одержал победу над смертью, подчинил ее Себе, будучи воскрешенным из мертвых. Все в этой великой победе Он совершил для нас и даровал нам. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13). Он взял на Себя наше проклятие и наше осуждение, и вместо них дает нам победу.

Что же нам делать, как не благодарить и хвалить Бога за то, что Он сделал для нас? Он пообещал нам нетленное, славное, сильное и духовное тело взамен этого тленного, уничиженного, немощного и природного. Он обещает нам небесное в обмен на земное, бессмертное в обмен на смертное. И мы знаем, что эти обетования исполнятся наверняка, потому что Он уже дал нам победу над грехом и смертью.

Для христиан смерть больше не имеет силы (Евр. 2:14-15), потому что Бог устранил, убрал прочь наш грех. Для христианина смерть — это не что иное, как переход его духа из этой жизни в следующую, тот момент, когда он покидает эту землю, чтобы быть со Христом. У Павла была только одна причина желать оставаться на земле: чтобы продолжить свое служение ради Христа, для пользы других. Но ради него самого, для собственной выгоды, у него было только одно желание, наполнявшее его радостью: «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23-24).

С Христовой победой над смертью жало смерти устранено; у нее вырваны когти, клыки, ее ядовитые зубы. Она разоружена, сломлена. «И смерть и ад повержены в озеро огненное… И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 20:14; 21:4).

Великое наставление

«Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (15:58).

Если мы действительно верим, что наше воскресение совершится, и если мы воистину благодарны за то, что из тленных, уничиженных, немощных, природных, смертных и земных мы преобразимся и станем нетленными, славными, сильными, духовными, бессмертными и небесными, тогда нам нужно доказать свою уверенность и благодарность тем, что мы будем тверды, непоколебимы и всегда преуспевать (в положительном смысле) в деле Господнем.

Слово хедраиос (тверды) в своем буквальном значении употребляется по отношению к тем, кого посадили и тем самым поселили, крепко установили. Слово аметикинетос (непоколебимы) передает то же. самое основное значение, но еще более подчеркивает его. Оно указывает на абсолютную неподвижность, на отсутствие любого движения. Очевидно, в данном случае под движением Павел подразумевает наше движение прочь от Божьей воли, а не наше движение внутри ее. В рамках Божьей воли нам следует всегда преуспевать в деле Господнем. Но мы не должны ни на волосок отходить от Его воли, постоянно быть начеку, чтобы не быть «более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

Гордон Кларк дает полезный пересказ этого стиха: «Поэтому нам следует подавлять свои чувства, быть твердыми, неизменными, не быть неустойчивыми, легкомысленными, легко падающими духом, и мы должны умножать добрые дела, зная, что Господь сделает их полезными».

Если наша надежда на воскресение колеблется, мы, наверняка, склоняемся к путям мира сего, нас начинают притягивать его нормы. Если в вечности не существует разветвлений или последствий наших поступков в этой жизни, тогда стимул для самоотверженного служения и святой жизни исчезает.

С другой стороны, когда наша надежда на воскресение ясна, у нас оказывается большой стимул преуспевать в деле Господнем. Слово периссеуо (преуспевать) передает представление о перевыполнении требований, о том, чтобы переусердствовать, перестараться, переполнить, перелиться через край. В послании к Ефесянам (1:7-8) это слово использовано, когда говорится о том, что Бог в преизбытке даровал нам «богатство благодати». Поскольку Бог до такого избытка перестарался для нас, ничего от Него не заслуживших, нам следует решиться переусердствовать (если бы это было возможно) в служении Ему, Кому мы обязаны всем.

Что за слово обращает Павел к тем бесчисленным христианам, которые работают, и молятся, и дают, и страдают настолько мало, насколько это только возможно! Как можем мы удовлетворяться тривиальными, незначительными, недолговечными вещами мира сего? Как можем мы не принимать «близко к сердцу» того, что так многие вокруг нас духовно мертвы и так многие единоверцы нуждаются в назидании, утешении и во всякого рода помощи? Когда может христианин сказать: «Я свое время отслужил; я свою долю работы исполнил; пусть теперь другие поработают»?

Без разумного отдыха не обойдешься. Но если мы ошибемся, говорит Павел, так это должна быть ошибка в сторону переусердия в работе для Господа, а не наоборот. Лень и расслабленность — это два современные идола, которым многие современные христиане, кажется, совсем не прочь поклониться. Восстановление сил и развлечения, если к ним прибегать в правильных пропорциях, могут помочь нам восстановить энергию и повысить работоспособность. Но и то, и другое легко может превратиться в самоцель, отнимающую у нас все больше и больше внимания, заботы, времени и энергии. Не один верующий дорасслаблялся и допредавался своим хобби до того, что полностью позабыл о деле Господнем.

Некоторые из самых верных святых, особенно плодотворных в своей работе, дожили до старости, оставаясь активными и продуктивными в Его служении до конца. Однако, многим другим пришлось увидеть, что жизнь укорачивается по той самой причине, что они преуспевают, заходят слишком далеко в своем служении Христу. Генри Мартин, британский миссионер в Индии и Персии, положил «сгореть дотла для Бога», что он и сделал в 35 лет. Дэвид Брайнэрд, который был одним из первых миссионеров, работавших среди американских индейцев, умер, не дожив до тридцати лет. Мы очень мало знаем об Епафродите, кроме того, что он был «братом и сотрудником и сподвижником» Павла, который «за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь» (Фил. 2:25, 30). Он ушел с головой в богоугодное служение, погрузился в него до такой степени, что заболел из-за него смертельно опасной болезнью.

Пока Господь не вернется, есть души, которые надо достигать, и всякого рода служения, которые надо исполнять. Каждый христианин должен бескомпромиссно исполнять то дело, для которого его одарил Господь, и идти по тому пути, по которому Он его ведет. Нам не следует вкладывать ни деньги, ни время, ни энергию, ни таланты, ни дары, ни телесные, ни умственные или духовные силы ни в какую деятельность, которая не вносит свой вклад в дело Господне. Наша хвала, наша благодарность не должны быть голословными: мы должны приложить руки к тому, чтобы делать Господне дело, мы должны не щадить для него своих ног. Иаков говорит нам: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

Наше дело для Господа, если оно — воистину для Него и делается в Его силе, не может не осуществить Его целей. Каждое доброе дело, которое совершают верующие в этой жизни, обладает вечной пользой, гарантией которой является Сам Господь. «Се, гряду скоро, — говорит Иисус, — и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Отк. 22:12). Мы имеем от Самого Господа обетование, что наш труд (работа до изнеможения) не тщетен пред Господом.