Глава 46. Относительно сборов (16:1-4)

«При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мною пойдут» (16:1-4).

Начиная главу 16, Павел резко переходит от теории к практике, от учения к церковной жизни. Подробно обсудив проблему воскресения (глава 15), он кончает свое письмо несколькими увещеваниями относительно пожертвований, исполнения Господнего дела, преданной христианской жизни и любви внутри христианского содружества. Апостол переносит нас от жизни будущей назад, в жизнь теперешнюю.

И все же, будущая жизнь вовсе не отделена от того, какой образ жизни ведем мы здесь и сейчас. Всегда, когда Бог дает нам заглянуть вперед, получить хотя бы намек на то, каким будет конец времен, какими будут небеса, — Он делает это для того, чтобы помочь нам жить здесь, на земле, более посвященной Ему, более преданной жизнью. Обрисовав отрезвляющую картину последних дней, Петр говорит: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться перед Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет. 3:14; ср. ст. 11).

То, что лежит впереди, то, что ждет нас в славе воскресения, накладывает великую ответственность на настоящее. Если мы воистину верим, что покинем однажды мир и что наши тела будут преображены и совершенным образом соединены с духом каждого из нас, чтобы навеки жить с Богом, мы должны заботиться о том, чтобы поместить свои сокровища на небеса теперь, пока мы еще на земле (Матф. 6:20).

Первая тема, связанная с практикой христианской жизни, которую Павел обсуждает в главе 16, это вопрос о пожертвованиях. В стихах 1-4 он говорит о цели и принципах сбора пожертвований, о соблюдении сохранности собранного и о перспективах этого вида христианской деятельности.

Цель пожертвования

«При сборе для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских» (16:1).

Тот факт, что Павел говорит о конкретном сборе, указывает, что адресаты послания о нем уже знали. Этот сбор пожертвований, возможно, упоминался в том письме, которое коринфяне написали Павлу (7:1) и ответом на которое являлось первое Послание к Коринфянам. Этот сбор предназначался для святых, в особенности — для святых в Иерусалиме (ст. 8). С той же целью Павел в течение года, а возможно и дольше, собирал средства в церквах Галатийских, в Македонии и Ахаии «… для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим. 15:26; ср. 2 Кор. 8:1-5). Этот сбор был сделан во время третьего миссионерского путешествия Павла, чтобы быть переданным Иерусалимской церкви при возвращении апостола в Иерусалим (24:17).

В древности крайняя бедность была весьма распространена; впрочем, она распространена во многих частях мира и сейчас. Во времена Нового Завета Иерусалим, несмотря на свое чрезвычайно важное религиозное и стратегическое положение, был бедным городом. Поскольку для евреев Иерусалим являлся религиозным центром, он нередко бывал перенаселен, особенно во время празднеств и религиозных церемоний. Его собственные ресурсы были ограничены, и в основном город существовал за счет подарков состоятельных евреев-иностранцев, живших во всех частях римского мира. Еще более положение усугубилось тем, что несколько лет назад в тех краях был жестокий голод (Деян. 11:28), от которого люди страдали до сих пор.

Поскольку иерусалимские христиане в течение многих лет преследовались, их экономическое положение сделалось еще более безрадостным. Многие из них были изгнаны из своих домов, лишены владений, им не давали делать ничего, кроме самых черных работ, и даже заключали в темницы (Деян. 8:1-3; 1 Фес. 2:14). Хотя большинство иерусалимских верующих были евреями, мало кому из них доставались подарки, раздававшиеся в синагогах. Поскольку среди евреев, обращенных в христианство, было много паломников (ср. Деян. 2:5), вполне возможно, что некоторые из них решили остаться в Иерусалиме, чтобы присоединиться к тамошней христианской общине. Несмотря на то, что верующие делились всем, что у них было, с нуждающимися, причем до такой степени, что «продавали имения и всякую собственность» (Деян. 2:44-45; 4.34), очевидно, что их ресурсы были отнюдь не безграничны.

Для Павла было важно не только удовлетворить экономическую нужду иерусалимских верующих, — этим сбором он хотел выразить и духовное единство церкви. Верующие в Иерусалиме были преимущественно евреями, большинство же верующих в церквах, собирающих пожертвования — неевреями. «Спасение от Иудеев» (Иоан. 4:22), оно было первоначально дано еврейскому народу и через него. Поэтому неевреи находились по отношению к евреям в состоянии особой задолженности. О том же сборе писал Павел и римлянам, говоря: «да и должники они пред ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном» (Рим 15:27). Сбор пожертвований для евреев неевреями должен был укрепить духовный союз между этими группами внутри церкви (ср. Еф. 2:11-18). Когда отдают с любовью и принимают с любовью, всегда возникает связь между дающими и получающими. Невозможно делиться дарами без того, чтобы не поделиться и дружескими чувствами. Для Павла участие в финансовых нуждах друг друга и личное участие, проявляемое по отношению друг к другу, были настолько тесно взаимосвязаны, что он трижды, говоря о пожертвованиях, употребляет термин коинония, обычно переводимый как «дружба» (Рим. 15:26; 2 Кор. 8:4; 9:13).

Как учит Новый Завет, пожертвования собираются прежде всего для поддержки святых, церкви. Первая обязанность христианина — поддерживать единоверцев, как индивидуально, так и коллективно. Первая финансовая обязанность церкви — поддерживать собственное существование и жизнь своих людей (ср. 2 Кор. 8:1-5; 9:12-15; Фил. 4:14-16).

Очевидно, что это — не единственная финансовая обязанность, которую мы имеем. Притча о добром самарянине ясно показывает нам, что следует вкладывать и свои личные силы, и деньги для того, чтобы помочь любому, попавшему в беду, независимо от его вероисповедания, принадлежности к культурной среде или каких-либо обстоятельств (Лук. 10:25-37). Кроме того, Павел учит, что необходимо «делать добро всем» (Гал. 6:10). Однако в том же стихе, продолжая свою мысль, он говорит: «а наипаче своим по вере» (ср. 1 Иоан. 3:17). Во 2 Кор. 9:13 апостол призывает великодушно раздавать, делясь «со всеми». Поддержка бедных и нуждающихся во всем мире во имя Господа — это, по нормам Писания, христианское дело первостепенной важности. А это значит, что не только местные церкви должны поддерживать своих членов и их деятельность, как это было среди первых христиан в Иерусалиме, но что все церкви должны поддерживать всех верующих и друг друга, когда в этом есть нужда. Павел содействовал сбору средств в одной группе церквей, чтобы помочь удовлетворить нужды другой церкви или группы церквей; так же он поступал и в других случаях (Деян. 11:29-30; ср. Гал. 2:10).

Принципы сбора пожертвований

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (16:2).

В этом стихе Павел упоминает или подразумевает несколько принципов, касающихся христианских пожертвований, — в том числе период времени, в течение которого следует собирать подаяния, тех, кто должен это делать, место, где следует сберегать собранное, и его размеры. Эти принципы представляют собой хорошую основу сбора христианских пожертвований в любую эпоху.

Период времени

Первый принцип состоит в том, что лучше всего совершать еженедельное пожертвование в первый день недели. Это убеждает нас не только в том, что церковь встречалась по воскресеньям, но и в том, что в течение богослужения регулярно жертвовались деньги. Не следует жертвовать от случая к случаю, только тогда, когда мы чувствуем порыв великодушия или «как ведет Дух». Конечно, Дух может вести нас к тому, чтобы жертвовать в особых случаях и особыми способами. Но главным образом Он руководит нами в том, что касается пожертвований, как и во всем остальном, через Писание, а Писание в данном случае указывает, что надо жертвовать средства каждую неделю. Это — не законническое предписание распределять наши деньги таким образом, чтобы у нас наверняка было что-нибудь, что мы могли бы положить в тарелку со сборами каждое воскресенье, даже если мы получаем зарплату ежемесячно. Суть тут в том, что сбор пожертвований — это часть богослужения и дружеского общения, и, если даже в какое-то конкретное воскресенье дать нам нечего, мы должны с чуткостью относиться к нуждам церкви и к своему вкладу в удовлетворение этих нужд. Воскресное пожертвование является обязательным элементом богослужения, частью обязанностей новозаветнего священника, предлагающего Богу «духовное приношение» (1 Пет. 2:5).

Мы должны жертвовать не на основании периодических эмоциональных всплесков или каких-то чувств, не на основании того, что у нас хорошие доходы, а на основании регулярного, охотного и великодушного посвящения наших владений Господу, Его людям и Его работе. Такое отношение заставляет каждого верующего еженедельно принимать во внимание служение и жертву подаяния. Еженедельное подаяние повышает чуткость к деньгам, так что подаяние становится регулярной, продолжающейся постоянно духовной обязанностью.

Участники

Фраза каждый из нас включает в себя всех. Ни для одного христианина не делается исключения или оправдания. Мы — слуги всего, что нам дал Господь, как бы мало это ни было в экономическом отношении. Наблюдая, как различные люди кладут свои приношения в сокровищницу храма, Иисус не отговаривал вдову от того, чтобы положить ее «две лепты, что составляет квадрант», не побранил Он и служителей Храма за то, что они принимают деньги от человека, не имеющего средств к существованию. Напротив, Он использовал ее великодушие как пример духовного подаяния. «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Марк. 12:41-44).

Наше великодушие в Господнем деле лучше ‘всего определяется тем, что мы даем, когда сами находимся в нужде. Человек, материально обеспеченный, может позволить себе пожертвовать много без того, чтобы это повлияло на его образ жизни или благосостояние. Тот же, кто беден, должен отказаться от чего-то, чтобы дать что-нибудь другим. Иисус сказал, что если мы не великодушны в бедности, мы не будем великодушны и в богатстве. Количество денег в нашем подаянии может возрасти, но наше великодушие не увеличится. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук. 16:10).

Говоря о церквях Македонии, Павел писал: «Они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их переизбыточествует в богатстве их радушия» (2 Кор. 8:2). Причиной их великодушия было то, что «они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией» (ст. 5). Они отдавали из любви — и к Богу, и к Его слугам. Великодушие невозможно без любви к Богу и Его людям. Но при такой любви великодушие не только возможно, но и неизбежно.

Место

Сбор пожертвований происходит прежде всего для церкви; точно таким же образом он происходит и через церковь. Павел показывает, что подаяние должно быть частью богослужения: это кажется ясным из слов в первый день недели. В церкви Нового Завета регулярным днем богослужений было воскресение, первый день недели. В начале многие проповеди и свидетельства были обращены евреями к евреям, и потому происходили в субботу — Саббат (Деян. 13:14; 17:2). Но первое богослужение после воскресения совершилось пасхальным вечером, когда воскресший Господь явился Своим испуганным и упавшим духом ученикам: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!… Ученики обрадовались, увидевши Господа» (Иоан. 20:19-20). Следующее явление Иисуса было «после восьми дней» (и поэтому — снова в воскресенье), когда с ними был Фома (ст. 26). Следовательно, хотя многие еврейские верующие продолжали совершать богослужения в синагоге и в Храме в Саббат, для христиан обычным днем богослужения стало воскресение (Деян. 20:7). От субботы отказались в пользу воскресения. К тому времени, когда Иоанн писал книгу Откровения (в последнее десятилетие первого столетия) первый день недели считался «Господним днем» или «днем воскресным» (Отк. 1:10).

Впервые о христианском подаянии упоминается непосредственно после Пятидесятницы, когда юная церковь была еще малоорганизованной и обратившиеся в христианство просто непосредственно делились при нужде друг с другом (Деян. 2:44-45). Однако вскоре после этого они стали приносить свои дары апостолам, чтобы те раздавали их нуждающимся (4:35, 37; 5:2). Поэтому основным путем сбора пожертвований стало принесение пожертвований церкви, чтобы в дальнейшем руководители церкви раздавали эти средства так, как они считали нужным.

Более точным переводом слов каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает было бы «каждый из вас пусть сам откладывает или копит». Слово тесауризо, переведенное здесь как отлагает и сберегает, в своей именной форме означает склад, кладовую, сокровищницу, сундук или что-нибудь подобное, где хранились ценности. Метафорически оно также употреблялось иногда и по отношению к самому сокровищу (Мат. 2:11; 19:21; Марк. 10:21; Лук. 6:45). И в языческой, и в еврейской культурах времен Нового Завета сокровища ассоциировались с религиозными храмами. Во многих греческих храмах сокровищницы не только были местом, где находились дары самому храму, но и служили банками, в которых граждане сберегали свои личные ценности и деньги. Использование Павлом глагольной формы этого термина наводит на мысль, что откладывать деньги надо было в церквах, в особых хранилищах, предназначенных для приношений, причем эти приношения должен был класть туда каждый, «сам», по своей собственной инициативе. Церковь имела сокровищницу, место для надежного хранения и распределения приношений.

Если бы Павел имел здесь в виду, что христианам следует хранить свои приношения частным образом, дома, не имел бы смысла конец стиха. — чтобы не делать сборов, когда я приду. Если бы дары хранились дома, коринфянам пришлось бы по прибытии Павла начать сбор, чтобы собрать вместе все разрозненные приношения.

Павел давал эти указания не только для того, чтобы научить коринфян совершать пожертвования регулярно, но и для того, чтобы подаяние было готово к отправке в Иерусалим без проволочек.

Первый день недели — это день богослужения, и то, как верующие обращаются со своими деньгами, неразрывно связано с глубиной их богопочитания. Кладем мы деньги в жертвенное блюдо каждое воскресенье или не кладем, еженедельное богослужение должно напоминать нам о том, что мы продолжаем служить теми владениями, которые нам доверил Господь. Если мы не совершаем подаяния правильным образом, мы не можем правильным образом и служить. Иисус сказал: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лук. 16:10-11).

Многие люди, которые были первоклассными проповедниками, хорошими руководителями и преданными пасторами, перестали служить, потому что были безответственны в том, что касалось материальных дел. Господь не мог больше доверять им заботу о Своих людях, которые несравненно более драгоценны.

Нигде в Писании нет указания на то, что все, что мы отдаем Господнему делу, прежде должно быть отдано церковным руководителям. Часть того, что мы откладываем, может храниться дома или на особом счете в банке для экстренных нужд или удовлетворения частных потребностей тех, кому мы имеем возможность помочь во имя Господа. Таким образом, мы окажемся в состоянии помочь безотлагательно и непосредственно, минуя церковные пути, когда на это нет времени или когда тот, кто нуждается в помощи, не хочет, чтоб о его нужде узнали другие. Но прежде всего надо жертвовать церкви на поддержку Божьим людям, Божьим руководителям и Божьему служению. Лучше всего отдавать наши дары в руки благочестивых людей для мудрого употребления.

Размеры

Это увещевание Павла полностью предоставляет решение данного вопроса на собственное усмотрение верующего -сколько позволит ему состояние. Среди христиан существует большое различие в мнениях о том, какую часть нашего дохода следует отдавать Господнему делу. Обычно, по традиции, говорят о десяти процентах, что основывается на непонимании природы и предназначения ветхозаветной десятины.

Обычай отдавать десятину был распространен во многих культурах древности. Авраам отдал десятую часть своего состояния Мелхиседеку, который был «священник Бога Всевышнего» (Быт. 14:18-20). Иаков пообещал отдавать Богу десятую часть всего, чем Он его благословит, если Бог сохранит его и будет ему благоприятствовать (Быт. 28:20-22). Но ни в одном из указанных случаев Бог не требовал десяти процентов или другой определенной доли. Жертвоприношения и Авраама, и Иакова были вполне добровольными и, очевидно, единичными. В Писании нет указаний на то, что кто-либо из Божьих людей до Моисея регулярно отдавал десятую часть своего состояния в жертву Богу. Единственный раз, когда Бог особо указал конкретную долю, которую следовало отдавать, относится к голоду в Египте. Через Иосифа, который растолковал фараону его сон, Бог повелел, чтобы пятая часть, то есть 20% всего зерна, которое будет собрано за семь лет изобилия, откладывалась на будущее, чтобы народ смог выжить во время семи голодных лет (Быт. 41:34-35). Однако, хотя это количество и было предписано Богом, речь шла не о религиозном приношении, а об особом государственном подоходном налоге, который предназначался для спасения народа во время будущего голода.

Впервые десять процентов предписываются Богом в законе Моисея. «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Лев. 27:30). Эта десятина была «сынам Левия… в удел… за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис. 18:21). Из этой десятины, полученной от народа, левиты должны были в свою очередь отдавать десятину, «десятину из десятины» (ст. 26). Эти десятины, всесожжения, жертвоприношения, взносы, обетованные, добровольные пожертвования и первородное из скота, указанные в 14-й главе Второзакония, были вторыми десятью процентами, которые следовало использовать во время народных праздников и пиров. Каждый третий год нужно было отдавать 10 процентов, которые следовало использовать для поддержки «левита… и пришельца, и сироты, и вдовы» (Втор. 14:28-29). Если внимательно изучить эти и сходные тексты, станет ясно, что израильтяне отдавали теократии примерно 23 процента своих доходов, и что это, по сути, был налог, который использовался для государственных нужд. В это число никогда не входили добровольные, непосредственные подаяния Господу. У пророка Малахии (3:8-10) написано, что Господь лишает людей благословений за то, что они не приносят десятины и не платят налоги, необходимые для поддержки священников, управляющих народом.

Основной принцип добровольного приношения в Ветхом Завете отражен в Притчах: «Чти Господа от имени твоего и от начатков всех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (3:9-10). Идея была в том, чтобы давать Господу щедро и давать Ему в первую очередь. И снова нам сказано: «Иной сыплет щедро и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Пр. 11:24). Другими словами, если вы хотите увеличить свои богатства, делитесь ими щедро; если вы хотите потерять деньги, берегите и прячьте их.

Чтобы собрать средства для возведения скинии, Господь сказал Моисею: «скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне» (Исх. 25:1-2; ср. 35:5; 21). Нормой было великодушие, идущее от сердца, основанное на благодарности Господу за то, что Он сделал для человека, что Он ему дал. Даров, собранных на основании этого принципа, было так много, что Моисею пришлось повелеть народу прекратить приношения (36:6)! Требуемые приношения были налогообложением. Добровольное приношение должно было идти от сердца и его размеры оставлялись на усмотрение самого поклоняющегося. Давид высказал очень важную мысль, сказав, что не стал бы отдавать Богу того, что ему самому ничего не стоило (2 Цар. 24:24).

Христианские приношения можно соотнести с приношениями в древнем Израиле. От нас требуется платить налоги для поддержки того правительства, под властью которого мы живем (Рим. 13:6), так же как израильтяне должны были отдавать десятину для поддержки власти, данной им свыше (Мат. 17:24-27; 22:15-21). И мы должны давать Господу то, что мы назначим в своих сердцах: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7), в точности как израильтяне отдавали Господу от всего сердца. Господь всегда любил радостного и жертвенного дарителя.

В Новом Завете никогда не требовалось никакое конкретное количество пожертвований, никакая установленная доля. «Давайте, — сказал Иисус, — и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук. 6:38). Тот же принцип выразил и Павел, говоря: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). Преимущества нашего охотного, радостного подаяния Господу принесут и духовные, и материальные благословения: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (ст. 8).

Соблюдение сохранности собранного

«Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим» (16:3).

Тот, кто отдает свои средства для Господнего дела, вправе ожидать, что его дары используются законно и мудро. Павел дает коринфской церкви указание назначить нескольких уважаемых человек, которых вы изберете, которые будут посланы Павлом с письмами, содержащими рекомендации и объяснения, к святым в Иерусалим.

Долг каждой церкви — доверять свое имущество и денежные средства благочестивым и ответственным людям. Дары первых христиан вначале доверялись апостолам (Деян. 4:35). Постепенно круг апостольских обязанностей расширился и их пришлось освободить от работы по распределению денежных средств для таких нужд, как питание для бедных вдов. Поэтому они, созвав «множество учеников», посоветовали им: «выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу» (Деян. 6:2-3). Качества, необходимые для этой работы, относились не к финансовым или коммерческим способностям, а к моральным и духовным. Божьи денежные средства должны отдаваться в руки только самых благочестивых людей церкви, которые с молитвой и в силе Святого Духа станут надзирать за их использованием, как священники, которые представляют приношения народа Богу.

Перспективы подаяния

«А если прилично будет и мне отправиться, то они со мною пойдут» (16:4).

Я думаю, главное, что хотел выразить этими словами Павел, состоит в том, что он решил сопровождать несущих подаяние в Иерусалим только если приношение обнаружит истинное великодушие коринфян, так что ему не будет стыдно их сопровождать. Павел ободрял коринфян давать свободно и от всего сердца, в порыве любви и заботы.

Бог создал все Свои творения таким образом, чтобы они отдавали себя другим. Солнце и луна, звезды и облака, земля и растения, — все они существуют по этому принципу. Таким же Бог задумал и Свое наивысшее творение — человека. Но падший человек — самый неохотный даритель во всем Божьем творении.

Один из вернейших признаков человека возрожденного, спасенного и искупленного — это готовность отдавать. Вот что писал во втором столетии о христианской жизни афинский государственный деятель Аристид:

Они пребывают в смирении и доброте и фальши среди них не найдешь, — они любят друг друга. Они не презирают вдов и не огорчают сирот. Тот, кто имеет, свободно отдает неимущему. Если они видят чужестранца, они приводят его под свой кров и радуются ему, как если бы он был их братом. Ведь они называют друг друга братьями, — не по плоти, но по Духу и в Боге. И когда один из их бедняков уходит из мира, и кто-нибудь из них видит это, он платит за его похороны из своих средств. Если они слышат, что кто-нибудь из их числа в тюрьме или терпит притеснения за имя их Мессии, все они восполняют то, в чем такой человек нуждается, и, если возможно его освободить, они его освобождают. Если среди них есть человек, который беден и голодает, а у них нет излишка в необходимом, они будут поститься два или три дня, чтобы снабдить его необходимой пищей.

«А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Иоан. 3:17).