Глава 47. Делать Божье дело по-Божьему (16:5-12)

«Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду чрез Македонию. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я; Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтоб он пришел ко мне; ибо я жду его с братиями. А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтоб он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно» (16:5-12).

Этот отрывок не содержит в себе никакого конкретного учения или увещевания, если -не считать совета о том, как принять Тимофея (ст. 11). Восемь стихов его написаны скорее в форме объяснения; и все же мы можем многому из них научиться. То, о чем говорит здесь Павел, имеет отношение к делу Господню, в котором все христиане должны преуспевать (15:58), как Павел и Тимофей (16:10).

Дело Господне в основном состоит из евангелизации и назидания. Это были две главные черты служения Самого Иисуса, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10). Кроме того, в течение трех лет Своего служения Иисус тщательно учил Своих учеников. Вплоть до самого Своего вознесения Он продолжал учить их «о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Он проповедовал Евангелие тем, кто не знал его, и учил тех, кто знал Евангелие. В течение всего Своего служения Иисус переходил от проповедования потерянным к учению спасенных. Эти две задачи — сердце Великого Поручения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (евангелизация), Уча их соблюдать все, что Я повелел вам (назидание)» (Матф. 28:19-20).

Как Павел ясно дал нам понять в конце предыдущей главы, когда мы воистину делаем дело Господне, «труд (наш) не тщетен» (1 Кор, 15:58). Он не окажется впустую, он не будет бесполезным или непродуктивным. Но тот «труд» (копос), о котором говорит Павел, это — не просто беспрестанная занятость; это — ревностная работа, пылкое усердие в труде, Г. Кэмпбэлл Морган комментирует: «Павел имеет в виду такой род труда, который несет в себе алую жертвенную кровь, такой род труда, который изнашивает и доводит до изнеможения по пути».

Очень может быть, что человек крутится, как белка в колесе, без того, чтобы выполнять многое из поистине Господнего дела. Если работа, которую мы делаем, имеет мало важности, сделана по плоти или в полсердца, она для Господа никогда не окажется плодотворной. Дело такого рода, хотя и во имя Господа, действительно тщетно».

Здание должно быть сконструировано согласно планам архитектора и на основании обязательных строительных законов. До того, как его можно будет использовать, оно должно пройти проверочную комиссию, которая рассмотрит, исполнены ли все необходимые предписания. Дело церкви для Господа делается таким же образом. Чтобы быть поистине Его работой, то, что мы делаем, должно делаться по Его плану и на основании кодекса, откровенного в Писании. Кроме того, оно должно постоянно подвергаться божественному надзору и проверке Святого Духа. Мы должны стараться «представить себя Богу, делателем неукоризненным» (2 Тим. 2:15). Делать Божье дело по Божески — это значит строить «из золота, серебра, драгоценных камней» (1 Кор. 3:12). Вот о такого рода посвященном, духовном служении и говорит Павел в этом отрывке, позволяя нам увидеть несколько принципов, которые подразумеваются за правильным выполнением дела Господня.

Мечта

«Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду чрез . Македонию» (16:5).

Господень работник должен иметь мечту о будущем. Христианин, побуждающий и поглощающий Божьей любовью, будет видеть потребности, которые еще не удовлетворены, и возможности, которые еще не осуществлены. Он не может удержаться от того, чтобы не планировать наперед, отыскивая еще больше способов осуществлять служение, еще больше дверей, которые он мог бы открыть.

К концу своего трехлетнего пребывания в Ефесе Павел написал это послание и, возможно, отдал его Тимофею для доставки в Коринф (16:10). Поначалу апостол планировал вскоре после этого и самому последовать за Тимофеем (4:19), посетив Коринф на пути в Македонию (2 Кор. 1:15-16). Но ему пришлось изменить свои планы, и он решил посетить Коринф позднее: когда пройду Македонию. Следует отметить, что у Павла был этот план, который можно было менять. Даже будучи занятым в Ефесе, он планировал следующие шаги в своем служении, он думал о том, что он станет делать в Македонии, в Коринфе и, затем, в Иерусалиме.

Преданный Господень работник планирует и обдумывает стратегические приемы, он смотрит вперед, предвидя будущее и ожидая его. Один автор предположил, что Павлу часто являлись в мечтах дальние страны, что он не мог увидеть корабля, стоявшего на якоре, и не пожелать взойти на его борт, чтобы привезти добрые новости людям на другом берегу, или горную гряду — и не пожелать пересечь ее, чтобы принести назидание святым. В том, что касалось его собственного благополучия и удовольствия, он «научился быть довольным тем, что (у него) есть» (Фил. 4:11). Но он не удовлетворялся тем, чтобы почивать на лаврах, довольствуясь уже достигнутым. Он всегда видел, что, сколько бы он ни сделал, еще больше дел ждет, чтобы их сделали, больше душ ждут, чтобы их спасли, больше верующих ждут назидания и утешения.

Через несколько лет после первого послания к Коринфянам Павел написал послание к Римлянам. В этом послании он дважды упомянул, что после посещения Рима намеревался пойти в Испанию (Рим. 15:24, 28). Испания в те времена была цветущей и влиятельной провинцией Римской империи, из которой происходили три императора и знаменитый философ и государственный деятель Сенека. Но, насколько нам известно, Евангелие к тому времени еще не достигло Испании, и апостолу не терпелось начать проповедь в этой стране. Он написал письмо в Рим в то время, как он был в Коринфе, завершая сбор, о котором говорится в 1 Кор. 16:1-4. И снова мы видим, что, преданно работая там, где он был, он все-таки планировал то, что он будет делать дальше, и готовился к этой будущей работе. Как генерал, склонившийся над картой, чтобы определить, где будет вестись следующее сражение, Павел постоянно представлял себе страны, где он начнет новое служение для Господа.

Когда Неемия обратился к царю Артарксерксу за разрешением пойти в Иерусалим, у него был особый план на уме, он имел особую цель. Неемия серьезно и с раскаянием помолился о том, чтобы Господь позволил ему совершить эту работу, чтобы Он открыл сердце царя. Затем он объяснил царю, что городу крайне необходимо восстановить стены и ворота. Когда в ответ на первую просьбу Неемии ему было даровано разрешение, он обратился к царю с дополнительными просьбами о лесе и других строительных материалах, которые, как он знал понадобятся ему в его работе (Неем. 1:1-2:8). Поскольку у него была мечта и он тщательно планировал, его великий успех в деле восстановления Иерусалима начался задолго до того, как он покинул Персию.

Когда Уильям Карей работал сапожником в Англии, он не мог без волнения думать об огромной духовной нужде, существовавшей в других частях мира. Над своей рабочей скамьей он поместил карту мира, и, работая, он думал, молился и плакал о том, что было необходимо сделать и как бы Господь мог использовать его самого, чтобы удовлетворить эти потребности. Когда он в конце концов прибыл в Индию — место своего первого миссионерского назначения, он был готов начать работу. И Господь использовал его: он не только сам сделал выдающийся вклад в дело евангелизации Индии, но и помог подготовить пути для любой миссии, которая служила в этой стране с тех пор. Поскольку он молился, планировал и готовился, когда пробил час, он оказался подготовленным к этой работе.

Можно только гадать о том, сколько дел у Господа для верных Ему людей; но для этих дел не хватает людей, обладающих способностью мечтать и готовностью. Фактически наша истинная готовность работать для Господа может быть измерена тем, что мы делаем в настоящем для того, чтобы проанализировать существующие потребности и подготовиться, — даже если мы еще точно не знаем, что это может быть за работа или где мы сможем ее вести.

Гибкость

«У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду» (16:6)

Мы должны иметь мечту о будущем и планировать наперед; но в то же время мы не должны терять и гибкость. Наши планы всегда должны быть готовы подчиниться пересмотру со стороны Господа. Будущее не всегда оказывается таким, каким оно нам представляется заранее. Наше первоначальное понимание того, какова Божья воля о нас, может быть не совсем правильным или не полностью правильным; к тому же Его планы о нас могут измениться. В любом случае нам всегда следует расценивать свои намерения так, как советует Иаков: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:15).

Через рассмотрение своих духовных даров и талантов, а также и желаний, которые вызывает в нас Святой Дух, мы можем получить некоторое представление о том, какого рода работу имеет для нас Господь. Но Он может захотеть, чтобы мы применили свои дары такими способами, о которых мы еще не имеем представления. Если мы заранее накрепко убеждены в том, что Бог хочет от нас только такого-то дела и никакого больше, мы можем потерять чуткость к Его руководящей воле, мы можем оказаться глухими, когда придет зов к особому служению. Наша мечта, какой бы искренней и тщательно продуманной она ни была, не безошибочна. Негибкость может оказаться крупной преградой и для того, чтобы узнать, какой работы от нас хочет Бог, и для того, чтобы ее исполнять. Гибкость — это не признак слабости, но признак смирения.

Хотя у Павла на уме была хорошая цель и он лично имел сильное желание посетить Коринф после того, как пройдет Македонию (ст. 5), он, продолжая, говорит, что может быть он поживет с тамошними верующими, или и перезимует. Слова Павла может быть, и, а также выражения куда пойду и «если Господь позволит» (ст. 7) выражает его заботу о том, чтобы его собственные планы и мысли не стали предвзятыми и негибкими, узурпирующими верховное право Господа изменять их так, как это для Него подойдет (ср. Пр. 16:9).

Апостол не был непостоянным или нерешительным, в чем его позднее обвиняли Коринфяне. Просто он был реалистом и был смиренным. Он хорошо понимал, что никто не может быть «кузнецом своего собственного счастья» и «хозяином своей судьбы». В жизни слишком много такого, что мы никак не можем предусмотреть, такого, что находится вне нашего распоряжения. А смиренным он был потому, что он знал: Бог суверенен, Он обладает абсолютной властью и правом изменять планы любого человека, когда и как Ему будет угодно. «Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? — объясняет он позже. — Или, что я предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет» (2 Кор. 1:17). Мы не всегда оказываемся в состоянии пойти туда, куда мы хотим, или делать то, что мы хотим делать, какими бы искренними, бескорыстными и духовными наши побуждения не были. И апостолы не были исключением из этого правила.

Изменение планов путешествия в Коринф было не первым случаем, когда Бог выверял планы Павла. Во время своего второго миссионерского путешествия Павел планировал: «пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых проповедовали слово Господне, как они живут» (Деян. 15:36). Им удалось посетить большую часть мест, как было запланировано, но Святой Дух особо запретил им «проповедовать слово в Асии» или «идти в Вифанию» (16:6-7). Господня воля относительно Павла и Силы с их новым спутником Тимофеем состояла в том, чтобы они вновь посетили некоторые из церквей по первоначальному плану, но прежде, чем они могли посетить все эти церкви, Бог послал эту группу на совершенно новое поле, в Македонию (ст. 9-10), где они стали. первыми проповедниками Евангелия в Европе.

В течение всей своей жизни Давид Ливингстон хотел быть миссионером в Китае. Даже в старости он продолжал мечтать получить возможность поехать в Китай и служить там. Но Бог послал его не в Китай, а в Африку, где он работал и умер, открыв этот огромный континент для миссионерской работы, во многом как Карей в Индии. Он никогда не смог поехать туда, куда он лично хотел поехать, но он служил охотно, безоговорочно и плодотворно там, куда его поместил Бог. У него была великая мечта о Китае, но, поскольку он прежде всего хотел исполнить Господню волю, он не терял гибкости. Он был мягкой глиной в руках горшечника (Рим. 9:21), он был готовым к тому, чтобы его плавили и переплавляли, как угодно Богу.

Куда бы Павлу ни пришлось пойти, он искал поддержки коринфян. Фраза чтобы вы меня проводили подразумевает, что Павел хотел, чтобы они снабдили его всем необходимым для путешествия и ободрили его, куда бы Бог его ни послал.

Основательность в теперешнем служении

«Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» (16:7-8)

Чтобы делать Божье дело по Божески, необходима также основательность и доскональность в том деле, которое мы исполняем сейчас. Но о какой же основательности можно было бы говорить, если бы Павлу пришлось увидеться с коринфянами только мимоходом! За это время ничего ценного в Коринфе он совершить не смог бы. Итак, он надеялся пробыть у них несколько времени, если Господь позволит. Он глубоко предан основательности и тщательности. Поверхности и временности в его служении не было места. Он хотел, чтобы все, что он делает, было надежным и постоянным, ценным и долгосрочным.

Великое Поручение не может быть исполнено без доскональности. Евангелизация, стремящаяся «научить все народы», это только начало. Продолжать работу, «уча их соблюдать все, что (Иисус) повелел (им)» (Матф. 28:19-20), это долгий процесс, предъявляющий высокие требования к работникам. Эта работа не может быть сделана быстро, беззаботно или поверхностно.

Павел полтора года провел в Коринфе, устанавливая там церковь, а затем служа там пастором. Он знал, что письмо, которое он сейчас писал, только начнет помогать исправлять те серьезные трудности и заблуждения, которые имели коринфяне. Если бы это оказалось возможным, он хотел по меньшей мере «перезимовать» (ст. 6) с ними, прежде, чем он отправится в Иерусалим.

Павел хотел научить каждого христианина всему, чему он мог, при любой возможности, которая у него была, «вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:28-29). Фессалоникийцам он писал, что радуется за них, «ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице (их) и дополнить, чего недоставало вере (их)» (1 Фес. 3:10). Ефесским старейшинам, которые встретили его в Милите, он мог сказать: «я не упустил возвещать вам всю волю Божию» (Деян. 20:27).

Доскональность зависит не только от количества времени, которое мы проводим в определенном месте, исполняя определенное служение. Земное служение Самого Господа длилось всего три года, но к концу этого краткого времени Он мог сказать: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоан. 17:4). Павел провел около трех лет в Ефесе, менее двух лет в целом в Коринфе и только неделю — в Фессалонике. Но работа, которую он совершал в каждом месте, характеризовалась основательностью, тем, что он с такой пользой использовал время, которое у него было. Он всегда следовал собственному совету. То, что он сказал ефесянам, он, несомненно, говорил много раз самому себе: «смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавые» (Еф. 5:15-16).

Павел говорил о некоторых верующих в Фессалоникийской церкви, что они «ничего не делают» а суетятся» (2 Фес. 3:11). В греческом оригинале здесь игра слов, которую буквально можно было перевести как «занятые работники, но занятые тела». Эти конкретные суетливые «тела», кроме всего прочего, распространяли фантастические измышления о возвращении Христа (ср. 2:1-5). Они не только вводили в заблуждение и смущение других членов церкви, но и выкачивали из них деньги. Они отказывались от продуктивной работы любого рода и, конечно, не делали дело Господне, несмотря на теологический туман, окружавший их бурную деятельность.

Даже в том, что касается работы, о которой мы знаем, что она — Господня, мы никогда не должны брать на себя служение, к которому мы не можем основательно подготовиться и над осуществлением которого мы не готовы основательно работать. Нам не следует пытаться распространять такую весть или учить такому уроку, которые не были бы досконально основаны на Писании и о которых мы не помолились как следует. Нам не следует пытаться воспитывать человека, которому мы не готовы отдать необходимое для этого процесса время. Благие намерения и планы бессмысленны, если их не осуществляют преданно и верно.

Павел говорил: в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, потому что ему было необходимо доделать ту работу, которую он начал там. Он не мог перейти к чему-нибудь другому, пока он не сделал всего, чего от него хотел Господь на том месте, где он в данный момент находился.

Почти каждый день я получаю письма или телефонные звонки от церквей или христианских организаций, запрашивающих имена будущих пасторов или других работников. И неизменно они уточняют, что хотели бы кого-нибудь, имеющего хорошую рекомендацию, кого-нибудь, имевшего успех в том деле, которое он уже делал. «Верный в малом и во многом верен» (Лук. 16:10). Такому человеку Господь говорит: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Матф. 25:23). Только тот христианин, который делает свое теперешнее дело для Господа основательно и преданно, может рассчитывать на то, что его служение вырастает и расширится, даже и до царствия нашего Господа. Пределы вечного служения Богу в небесах будут определяться силой и преданностью служения, исполняемого здесь и сейчас, как учит притча о талантах (Матф, 25:14-30).

Мы не должны ожидать, что Господь откроет нам двери большего служения, будь то во времени или в вечности, если мы не входим в те двери, которые Он уже раскрыл для нас. Поскольку Павел уже преданно вошел в дверь, которую Бог открыл для проповеди язычникам (Деян. 14:27), и в дверь, которую Он открыл к Троаде (2 Кор. 2:12) и к другим местам, он имел право просить своих братьев — колоссян помолиться о том, чтобы Бог открыл ему еще больше дверей, так, чтобы он мог продолжать «возвещать тайну Христову» (Кол. 4;3). Открывать и закрывать двери для служения — это целиком Божье дело (Отк. 3:7). Наше дело -войти в двери, и только в те двери, которые Он открыл для нас.

Один молодой студент семинарии, который был дорогим моему сердцу другом, открыл мне, что из-за мозговой опухоли, которую невозможно оперировать, ему осталось жить недолго: от шести месяцев до двух лет. Будучи студентом в УКЛА, он начал несколько курсов по изучению Библии и на занятиях отличался замечательными успехами. Те студенты, которых он воспитывал, начали вести курсы по изучению Библии и воспитывать других студентов. Некоторые из тех, кого он привел к Господу, стали учиться в семинарии, как и он сам. Узнав о своей болезни, он продолжал служить, работая для Господа так, как он мог. У него было много мечтаний и плацов о будущей миссионерской работе, и, хотя он был смертельно болен, он никогда не прекращал быть верным и основательным в тех делах, которые он исполнял. Он умер, не успев закончить семинарию, и ученая степень была присвоена ему посмертно. А позднее его юная вдова решила исполнить желание своего мужа достигать проповедью погибший мир и отправилась миссионером в одиночку.

Стефан и Филипп начали свое служение как диаконы, выполняя практическую работу по распределению пищи среди вдов в Иерусалимской церкви, чтобы освободить апостолов для «молитвы и служения слова» (Деян. 6:2-5). Начав с работы диаконов, оба они стали выдающимися евангелистами. Делая эту «меньшую» работу, Стефан и Филипп не только освобождали апостолов, позволяя им тем самым расширять свое служение, но и готовились сами к собственному проповедническому служению (см. Деян. 6:8-8:40). Могучую, исполненную Духом проповедь Стефана и его мученическую смерть Господь наверняка использовал для того, чтобы смягчить сердце Павла и привести его к обращению (см. 8:1). Филипп принес Евангелие во многие районы Самарии и через проповедь эфиопскому евнуху косвенно способствовал распространению Евангелия в Африке.

Верным слугой Господа начинают становиться не тогда, когда предоставляется какой-нибудь большой шаг, а тогда, когда как можно лучше исполняешь работу для Него в обычных делах. Если мы не отдаем Богу лучшее там, где мы есть, нет уверенности, что мы отдадим Ему свои лучшие силы на каком-нибудь другом месте. Единственная возможность, о которой можно твердо сказать, что она у нас есть, это та, которая есть у нас сейчас.

Принимать противостояние как вызов

«Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много» (16:9)

В-четвертых, для того, чтобы делать Божье дело по-божески, надо принимать противостояние как вызов, а не как препятствие. В нашем веке подлинного служения без трудностей и противостояния того или иного рода не бывает. Сатана за этим проследит. Работа, вызывающая мало сопротивления со стороны антагонической системы сатаны, это работа, приносящая мало пользы для Господа. Г. Кэмпбэлл Морган сказал: «Если вы не встречаете сопротивления на том месте, где вы служите, вы служите не на том месте.»

Павла сопротивление не запугивало. Он даже расцветал, встречаясь с сопротивлением, может быть потому, что понимал: наибольшее сопротивление дьявол оказывает величайшему делу для Господа. Тот факт, что противников много в Ефесе (ср. Еф. 6:12), для него просто означал, что его служению отверста великая и широкая дверь.

Вред, который сатана мог причинить Божьим людям, не оставлял Павла равнодушным: потому он решился «пробыть в Ефесе до Пятидесятницы» (ст. 8), чтобы помочь тамошней церкви бороться с противниками. Ефес имел большую систему организованного язычества, сконцентрированную в знаменитом храме Дианы, или Артемиды. К ритуальному блудодеянию и к половым извращениям не только относились терпимо, но и поощряли их во имя религии. Вдобавок там же было несколько еврейских экзорцистов, которые заявляли, что изгоняют злых духов во имя Иисуса (Деян. 19:13-14). Город был наводнен всякого рода оккультистами (ст. 17-19). Язычество, идолопоклонство, оккультизм, демонизм, суеверия, половые пороки, расизм, религиозная вражда язычников против христиан, евреев против христиан и язычников и евреев друг против друга были распространены и считались нормальными. Может быть, ни одна церковь во времена Нового Завета не имела столько противников, сколько ефесская.

Для Павла великое противостояние представляло собой великие возможности. По прибытии в Ефес он начал работу с укрепления теологической основы некоторых недавно обращенных (Деян. 19:1-7). Затем, продолжая свою работу, он проповедовал в синагоге в течение трех месяцев и в школе Тиранна в течение двух лет (стихи 8-10). Он совершал чудеса, изгонял злых духов и упрекал лжеизгонителей (стихи 11-19).

Позже Павел писал о том, что ему пришлось пережить в Ефесе: «ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии; потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» (2 Кор. 1:8-10).

И дело не в том, что Павел будто бы считал, что сопротивление не имеет последствий или не стоит внимания. Он был далек от наивности. Нельзя сказать, что он будто бы недооценивал или не принимал во внимание силы или потенциальной опасности противников. Почти ежедневно он лично и непосредственно принимал от них удары. «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4;8-11).

Несмотря на пылкое сопротивление, — а на самом деле частично из-за него и через него, — «с такой силою возрастало и возмогало слово Господне» в Ефесе (Деян. 19:20). Именно после этого испытания написал Павел первое послание в Коринф и решил посетить Коринф, расположенный в Ахаии, по пути в Иерусалим (ст. 21).

Однако, он еще не полностью завершил свои дела в Ефесе. Очевидно, возникли некоторые новые возможности или затруднения, которые он описывает как великую и широкую дверь. Некоторое время ефесяне все еще в нем нуждались, и он не хотел покинуть Ефес, не убедившись в том, что это для него была Господня воля — служить в каком-нибудь другом месте. Он вложил огромные силы в работу в Ефесе — и хотел закрепить это вложение.

Когда мы ищем места, где мы могли бы служить Господу, нам надо искать места, где много трудностей, церкви, павшие духом, те группы в нашем собрании, которые нуждаются в том, чтобы лучше понимать Божье Слово, и людей, которые никогда не слышали Божьего Слова или слышали его только в извращенной и несбалансированной форме. Вот где Господь может поистине использовать нас.

Когда Джон Пэтон был студентом университета в Шотландии, Бог призвал его к миссионерской работе в Новых Гибридах. После окончания университета он с его невестой отправились в юго-западную часть Тихого океана и начали работать среди первобытных людоедов на острове Танна. Через несколько месяцев его жена и сын-младенец умерли, и Пэтону пришлось несколько ночей спать на могилах, чтобы помешать людоедам выкопать их трупы и съесть их. После почти четырех лет преданной работы он покинул этот остров, так и не увидев ни одного обращенного. Много лет спустя его сын от другого брака возобновил работу на Танне, — и в конце концов увидел, что все жители острова пришли ко Христу. Когда старший Пэтон вновь посетил этот остров, вождь бывших людоедов спросил его: что это за великая армия окружала его хижину каждую ночь, когда он жил среди них впервые. Это были Божьи ангелы — они защищали его. Сообщают, что, когда он в последний раз покинул Новые Гибриды, послужив и на другом острове, он, благодаря своей верной работе и работе своего сына, мог со слезами сказать: «Я не знаю ни одного местного жителя на этих островах, который не исповедовал бы веры в Иисуса Христа».

Дух сотрудничества

«Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я; Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтоб он пришел ко мне; ибо я жду его с братиями». (16:10-11)

Павел, хотя был апостолом и имел привилегию получать от Господа великие откровения, что бы он ни делал, он всегда работал вместе с другими христианами. Он никогда не был этаким «суперстар» среди «проповедников, «звездой», подавляющей тех, кто «ниже» его по должности.

Павел послал Тимофея и Эраста в Македонию (Деян. 19:22), и Тимофей должен был пойти потом в Коринф, возможно, с этим письмом, чтобы напомнить коринфянам «о путях (его) во Христе» (1 Кор. 4:17). Апостол был озабочен тем, что Тимофеем могли пренебречь или плохо к нему отнестись. Коринфяне были горды, самодовольны и упрямы. Если они так сильно сопротивлялись авторитету Павла, они, должно быть, обратят гораздо меньше внимания на Тимофея.

Павел призывает коринфян не давать Тимофею никакого повода почувствовать, что он не находится в безопасности. Тимофей был Господним работником, сотрудником Павла, которого Павел уважал и которому он доверял. Он делает дело Господа, как и я. Коринфяне должны были обращаться с ним с уважением, не запугивать его и не портить его работу среди них. Павел был апостолом и отцом Тимофея по вере, и все же он считал своего молодого друга верным слугой Господа, — как и я. В вере они были равны, и, поскольку Тимофей делал Господне дело, он был достоин чести и уважения, в точности как и сам Павел. Никто не должен был пренебрегать его, то есть считать его маловажной персоной. Наоборот, коринфяне должны были проводить Тимофея назад, к Павлу, с миром… с (назначенными) братьями, не одного. Павел хотел, чтобы со всеми слугами Господними обращались так же, как и с ним самим.

Даже когда Павел был брошен в темницу и группа руководителей Филиппской церкви стала издеваться над апостолом и стремиться к самовозвеличению, он отказывался предаваться возмущению или зависти. «Как бы ни проповедовали Христа, — писал он, — притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Фил. 1:15-18). Вот о чем он всегда заботился.

В записях о миссионерских путешествиях, содержащихся в книге Деяний, мы читаем о Павле и Варнаве, Павле и Силе, Павле и Луке, Павле и Аристархе, Павле и Марке, Павле и Тимофее. Павел всегда служил вместе с кем-нибудь, за исключением того времени, когда он пребывал в заключении. В послании к Римлянам — самой глубокой и самой теологической книге Павла, он посвящает последнюю главу перечислению своих сотрудников, упоминая четыре человека и два дома, которые отличились в работе для Господа. И каждый верующий, как и руководитель — Павел был тесно связан с другими христианами и отождествлял себя с ними. Он не стыдился называть мирских и плотских коринфских верующих своими братьями (1 Кор. 1:10; 2:1; 3:1 и т.п.), или называть юного и застенчивого Тимофея служителем Господнего дела, как и я. Он ставил Тимофея на один уровень с самим собой — таким славным для него было то дело, которое они оба делали.

Павел признавал свою зависимость не только от Господа, но и от других христиан. Никоим образом он не считал себя самодостаточным. Епофрат был для Павла «братом и сотрудником и сподвижником… а (их) посланником и служителем в нужде (его)» (Фил. 2:25). Иоанн Марк, в котором Павел однажды очень разочаровался (Деян. 15:37-39), позже стал для Павла возлюбленным другом, которого Павел считал особенно полезным «для служения» ему (2 Тим. 4:11). Даже беглый раб Онисим, которого Павел приобрел для Христа, будучи в тюрьме, стал «годен тебе (Филимону, хозяину раба) и мне (Павлу)». Онисим стал настолько дорог Павлу, что Павел, по его словам, посылая Филимону этого раба, посылает свое «сердце» (Фил. 12-13).

Некоторых Бог призывает служить руководителями, а некоторых — служить руководителям. Иногда те, кто служат руководителям, делают это всю свою жизнь. Однако часто Бог готовит их к тому, чтобы самим стать руководителями. Но, какой бы ни была роль работника, когда Господне дело делается по Божески, оно всегда будет делаться в духе сотрудничества, единства и взаимозависимости.

Чуткость к тому, как Дух ведет других

«А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтоб он с братиями пошел к. вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет угодно» (16:12).

И последнее, необходимое для того, чтобы делать Божье дело по Божески, — это чуткость к тому, как Святой Дух руководит другими верующими.

Павел был убежден, что Аполлосу (см. Деян. 18:24-28) следовало сопровождать других братьев, Тимофея и Ераста, в Коринф. Павел очень просил Аполлоса об этом. Для себя самого апостол был убежден, что Аполлос должен был поступить именно так. Ведь у него были способности руководителя, которых не хватало Тимофею, и, казалось, он был именно тем человеком, который мог бы дополнить эту группу. Павел, как и некоторые из коринфян думал, что Аполлос — тот, кто нужен в Коринфе. Но сам Аполлос, однако, был убежден, что Господь велел ему оставаться в Ефесе еще некоторое время, — в точности так же, как и сам Павел был убежден, что он должен оставаться (ст. 8). Итак, когда Аполлос возразил (никак не хотел идти ныне), Павел с уважением отнесся к этому. Он знал, что даже апостол не посредник между Богом и другими христианами. Бог может использовать многих людей для того, чтобы показать нам Свою волю, но в основном Он руководит нами всегда непосредственно.

Когда придет пора (когда ему будет удобно) Аполлос пойдет в Коринф, если на то будет воля Божья. А пока он продолжит служить там, где Господь хотел, чтобы он служил сейчас. Аполлос, несомненно, очень доверял мудрости и суждению Павла, но, прежде всего, он доверял Самому Господу и Его прямому руководству. И Павел был бы последним, кто стал бы мешать этому доверию.

Совершенно необходимо, чтобы Божьи работники трудились сообща. Это и есть единство. Если мы едины во Христе, мы едины и друг в Друге. И если истинная работа церкви — это дело Господне, тогда мы должны работать в Нем вместе.