Глава 5. Юродство Божие (1:26-2:5)

«Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, Чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Господом». И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова и мудрости, Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; И был я у вас в немощи и в страхе и великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1:26-2:5).

Вероятно, Павел перебирал в уме членов коринфской церкви, когда писал стих 26. Он напоминал коринфянам, что среди них очень немногие были знаменитыми, благосостоятельными, высоко образованными, сильными и влиятельными, когда они поверили в Господа Иисуса Христа. Похоже на то, что, когда они стали христианами, они потеряли большую часть престижа, влияния и доходов, которые у них были. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные», — писал он. Павел всегда использует слово призвание, когда говорит о спасительном призыве Бога, об этом могучем призыве, приводящем к искуплению. «Вы знаете, какого сорта людьми вы были, когда Бог призвал вас из мрака Вы знаете, что Он принял каждого из вас как Свое дитя не потому, чтобы вы блистали талантами, или были благосостоятельны, умными или сильными. А если вы и обладали каким-нибудь их этих качеств, — говорит он, — то вы были спасены несмотря на него, а не благодаря ему. Если эти качества и были чем-то, то они были камнем преткновения, соблазном, который мешал вам, они были преградой между вами и Божьей благодатью». Он подразумевал, что коринфяне должны радоваться тому, что не многие из них были мудры по плоти или сильны, или благородны. Похоже, что если бы больше из них было мудрых, сильных и благородных, то среди них было бы меньше спасенных.

Бог не ищет Пхи Бета Каппаса, чтобы спасти его и тем самым выполнить Свое дело. Не ищет Он и миллионеров, или знаменитых спортсменов, или эстрадных артистов, развлекающих публику, или государственных деятелей. Его спасение открыто им так же наверняка, как и всем другим, но лишь на той же самой основе веры. То же самое, что в миру ставит человека впереди других, в глазах Бога может поставить его сзади всех. Именно чувство неполноценности наводит людей на мысль о том, в чем они нуждаются, и часто приводит к спасению.

Однажды Иисус молился такими словами: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Из контекста следует, что эта молитва, произнесенная вслух, была частью Его проповеди, обращенной к собравшейся вокруг Него толпе. Этой молитвой Он обращался настолько же к Своим слушателям, как и к Своему Отцу. Он хотел, чтобы они узнали, чего хочет от них Бог: только веры и ничего другого. Он также предупреждал, что «мудрые и разумные» находятся в неблагоприятном положении в том, что касается духовной жизни и духовного понимания. Не то, чтобы они не могли принять Его и поверить, но гордость своими достижениями и способностями и зависимость от них могли помешать им на пути к царствию. Слабость и недостатки — это тот климат, в котором проявляется Божья сила.

Божья мудрость — это своего рода парадокс. В рамках человеческого мышления сила — это сила, слабость — это слабость, и ум — это ум. Но по Божьему счету многое из того, что кажется самым сильным, оказывается самым слабым, многое из того, что кажется самым слабым, оказывается самым сильным, и то, что кажется самым мудрым, оказывается самым глупым. Этот парадокс не случаен — таков замысел Божий.

Простой, необразованный верующий, неуклюжий и без всяких особенных талантов, который доверился Иисусу Христу как Спасителю и который преданно и смиренно следует Своему Господу, неизмеримо мудрее блестящего доктора философии, издевающегося над Евангелием Простой верующий знает- что такое прощение, любовь, благодать жизнь, надежда, Божье Слово — он знает Самого Бога. Он может видеть вечность. А неверующий доктор философии не знает ничего, что выходило бы за рамки его книг, его собственного рассудка и его личного опыта. Он не видит ничего за пределами этой жизни, и его можно считать только глупцом.

Мы часто испытываем искушение думать, что было бы чудесно, если бы такой-то великий спортсмен, или блестящий ученый, или популярный эстрадный артист, или деятель мировой политики, стал бы христианином. Но не так думал Иисус, выбирая Своих учеников. Некоторые из них были, вероятно, хорошо известны в своих местных кругах и, возможно, у кого-то из них неплохо шли дела в финансовом отношении. Но Он выбрал их не за их богатство или влияние и, воспитывая их, Он не старался извлечь выгоду ни из одного подобного качества. Ни у кого из Его учеников не было ничего столь великого, что он не был бы готов оставить и последовать за Христом.

В 178 году нашей эры философ Цельсус писал о христианах со злой насмешкой:

«Культурных людей нам не надо; мудрые и разумные -держитесь от нас подальше, не приближайтесь к нам: ведь все эти качества мы почитаем злыми. Но если есть кто невежественный, некультурный, если есть кто-то глупый, у кого не все дома, — такой приступай к нам смело (чтобы стать христианином)… Мы видим их в их собственных домах, — шерстяные одежды, халтурщики, — самые худшие, самые вульгарные самые необразованные личности… Они подобны стае летучих мышей или рою муравьев, выползающих из муравейника, или лягушкам, ведущим симпозиум вокруг своего болота, или червям, созывающим съезд в куче грязи».

Так большинство людей в то время думало о христианах Простоту Евангелия и смиренность преданных верующих мир не может вместить: все это кажется миру жалкой, презренной глупостью. Бог так и задумал: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее» Интересно отметить, что корень слова «уничиженный» означает «почитать за ничто» По-гречески здесь употребляется совершенный вид, означающий постоянство действия — то, что однажды было уничижено, будет уничижаться и дальше. То есть, о людях, которых считали и этом обществе ничем, будут думать так и дальше. Фраза «ничего не значущее» — это перевод самого презрительного выражения в греческом языке. «Бытие» для греков было всем, и если тебя называли «ничем», то хуже этого оскорбления уже ничего не было. Такое выражение могли употребить по отношению к рабам.

У мира есть много мерок для измерения величия; наверху находятся ум, богатство, престиж и положение в обществе, -все то, что Бог определил поместить на дно Бог обнаруживает величие Своей силы, показывая, что именно те, кто в мире — ничто, для Него становятся кем-то.

По мнению Бога величайшим человеком, когда-либо жившим на свете, если не считать Самого Иисуса, был Иоанн Креститель. У этого человека не было ни формального, ни специального образования, ни профессии, ни денег, ни военного чина, ни политического положения, ни социальной родословной, ни престижа, ни впечатляющей внешности или красноречия. И все же Иисус сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Этот человек не соответствовал ни одной мирской мерке — но всем Божьим. И все то, чем он стал, делало честь Божьей силе.

Предназначение Божьей мудрости

«Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, Чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1:29-31).

Первое и главное предназначение мудрости Божией, приводящей к спасению, в том, чтобы прославить Его Самого. Никакая плоть никогда не будет иметь причины хвалиться перед Богом. Глупый, слабый, незнатный человек ничего не может сделать для себя; все сделал Бог. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: Не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение» (Еф. 2:8-10).

У Бога есть также и предназначение для спасенных. Это предназначение имеет много аспектов, четыре из них упомянуты в стихе 30. Поскольку они «во Христе Иисусе», они получают Божью премудрость, праведность, освящение и искупление.

Итак, во-первых, верующим дана мудрость от Бога. Они не только спасены по Божьей мудрости, но им и дана Божья мудрость вместо их собственной. Истинно мудры в этом мире те, чья мудрость не от этого мира, но от Господа. Христиане могут сказать, без гордости или самохвальства, что они стали мудрыми в Иисусе Христе. Они представляют собой свидетельство на все времена, что Бог в Своей мудрости выбрал грешных, слабых и немудрых, чтобы сделать их праведными, сильными и мудрыми. Бог даровал им Свою мудрость для того, чтобы Он мог быть прославлен, для того, чтобы стало ясно видным, что та мудрость, которою обладают христиане, не их собственная, а дана им Его силой и по Его благодати.

Люди спасаются не благодаря своему уму, или благодаря своим достижениям, или с помощью человеческой мудрости. Те, кто полагаются на эти качества, никогда не получат Божьего спасения и жизни, и мудрости, — потому что всем этим можно обладать, только смиренно получая то, что Его Сын сделал для нас на кресте. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6), и, в другой раз, «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8:31-32).

Мудрость, полученную от Бога через Христа, мы получаем сразу и затем продолжаем получать и дальше; она не стоит на месте. В своем следующем послании к Коринфянам Павел писал: «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Творец и даритель физического света является также источником и дарителем света духовного. Первое, чему учится верующий, — это понимать значение Божией славы. Слава Бога обнаруживает Его величие и великолепие. Но в своем самом полном смысле она представляет все, чем является Бог, — все Его качества, всю Его природу, полноту Его божественного существа. Мы начинаем лично узнавать Творца вселенной и источник всей жизни и всей доброты.

Божья мудрость имеет еще один аспект: она не стоит на месте. Живя Святым Духом, мы все лучше узнаем Бога -Бога, к Которому впервые пришли через Иисуса Христа. Павел молится об ефесских верующих, чтобы Бог дал им «духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:17). У них уже был первоначальный дух Божьей мудрости, полученный ими тогда, когда они впервые поверили. Но апостол беспокоился о том, чтобы они не задерживались на месте, а продолжали расти в Его мудрости и истине (ср. 2 Пет. 3 18).

Мудрость от Бога имеет также и аспект, относящийся к будущему. В этой же самой молитве Павел просит, чтобы Бог «просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (ст. 18). Слова «надежда» и «наследие» предполагают будущее осуществление мудрости и знания. Бог дал нам мудрость, Он дает нам ее сейчас и в конечном счете Он дарит нас мудростью.

Тот, кто от мира сего, не может увидеть или получить Божью мудрость, ту мудрость, которую может показать ему Сам Бог, Его план о мире и о Его народе и будущая вечность, которую Он подарит через Своего Сына. И поэтому люди живут только моментом, только «сейчас», не имея никакого представления о том, откуда они пришли, куда они идут или что делают здесь. А самому простому, наименее образованному человеку, который смиренно отдает свою жизнь в руки Христа, дано знать обо всем этом. Он знает то, что все маги и все философы всех времен никогда не были в состоянии уразуметь — и никогда не смогут этого сделать. У него есть Божья мудрость — один из драгоценных даров его Спасителя.

Во-вторых, верующие получают Божью праведность. Они примирились с Богом, и участвуют в Его праведности. Быть праведным означает быть таким, каким следует быть: правота как противоположность злу, безгрешность как противоположность греховности. Бог абсолютно праведен, потому что Он абсолютно таков, каким Ему следует быть. Он не может изменить Своей праведности. Когда мы доверяемся Его Сыну, Он разделяет праведность Своего Сына с нами: «не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). Бог «не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы и Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Когда Бог смотрит на христианина, Он видит Своего Сына и Его праведность. Когда человек полагается на Христа, его неправедность заменяется праведностью Христа», той, которая через веру в Христа, (с) праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:9). У человека никогда не было и никогда не может быть своей собственной праведности, то есть такой праведности, источником которой был бы он сам. Единственная праведность, которая у него может быть, это та, которую Бог дает ему через Его Сына, потому что это — совершенная праведность.

В-третьих, верующие получают Божье освящение. Во Христе мы отделены от греха, сделаны святыми. Мы объявлены праведными во Христе и сделаны святыми во Христе. Получив природу Христа, мы получили Его семя, не подверженное порче, то семя, которое не испорчено и не может быть испорчено грехом. Поскольку наша плоть все еще здесь, мы можем соскользнуть в грех, но только на время или время от времени. С ростом духовной зрелости частота падений в грех уменьшается. Таким образом та праведность, которая по закону считается нашей, становится нашей действительностью — в святости, в освящении. Нам дана жизнь в Духе, и мы начинаем быть водимыми Духом (Рим. 8:4-11). Мы начинаем приносить плоды Духа (Гал. 5:22-23) в процессе преображения в образ Христов (2 Кор. 3:18). Наша новая природа «создана во Христе Иисусе на добрые дела», для святости (Еф. 2:10).

В-четвертых, верующие получают Божье искупление. Искупить — значит выкупить. Бог при помощи Христа выкупил нас, освободил от власти греха. Христос «есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:14). Петр напоминает нам, что мы «не тленным серебром или золотом… искуплены от суетной жизни… но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Пет. 1:18-19). «Чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1:31).

Хотя во Христе мы получили Божью мудрость, праведность, освящение и искупление, причин для гордости или похвальбы у нас нет, потому что мы не заслужили, не заработали, не выработали ни одного из этих качеств. Человеческая мудрость не может привести ни к одному из них. Она производит только гордость, непонимание, раздоры и разделения. Как написал Иеремия за сотни лет до того, как его процитировал Павел: «хвалящийся хвались Господом». «А я не желаю хвалиться, — писал Галатам Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).

Как возвещать Божью мудрость

Дух фракционности, царивший в Коринфе, был результатом увлечения философией, человеческой мудростью. Коринфяне были раздроблены в своих верованиях и в своих привязанностях, потому что это были человеческие верования и привязанности к людям. Павел напоминает им, что, когда он впервые пришел в Коринф, он возвещал им Евангелие не впечатляющими словами человеческой мудрости.

«И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать мам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (2:1-2).

Как мы уже отметили, благою вестью о Божьей мудрости, праведности, освящении и искуплении нельзя овладеть при помощи человеческой мудрости. А в этих стихах Павел показывает, что и возвещать ее нельзя при помощи человеческой мудрости. Павел приходил в Коринф не как философ, а как свидетель. Он приходил возвещать… свидетельство Божие. Свидетельство (мартурион) — слово очевидца. Человек может засвидетельствовать только то, что он сам увидел или пережил. Свидетель на суде должен докладывать только то, что он знает объективно, фактически и лично. Размышлять, гадать или делать умозаключения -это не его дело. Павел был свидетелем Божьего откровения, и только, — он не свидетельствовал о своем собственном человеческом понимании, о своем разуме или склонностях. Для него Божье откровение было всем; человеческая мудрость — ничем.

Нам следует приходить в церковь не для того, чтобы послушать мнения пасторов о политике, психологии, экономике или о религии. Нам следует приходить для того, чтобы услышать слово от Господа — через пастора. Слово Божие назидает и объединяет, в то время как человеческие мнения вносят путаницу и разделяют.

Павел заверял коринфян, что приходил к ним не для того, чтобы обрушить на их головы человеческое многословие и привлечь их человеческими мнениями. Он подарил им свидетельство от Бога — и ничто другое. Через несколько лет он заверял их снова: «отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:2). Важнейшая задача служения — и его единственная задача — показать людям истину Божию.

Обращаясь к Тимофею, Павел предупреждал его: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:1-2). Тимофей должен был обратить особое внимание на чтение Писания перед всем собранием, на наставление и учение (ст. 13). Это было его дело. И это — дело каждого проповедника. Подходить к этой работе по-другому — значит продавать свои убеждения.

В своем втором письме к этому молодому служителю Павел поручал ему единственно «пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом», — «проповедуй слово» (2 Тим. 4:1-2). Для меня просто невообразимо, как человек, называющий себя служителем Бога, может делать что бы то ни было, кроме проповедования Слова Божьего «во время и не во время» (ст. 2). Однако, многие церковные общины не хотят, чтобы их пасторы проповедовали им только Слово. Они «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (ст. 3). Как заметил один наблюдатель, в периоды неустоявшейся веры, скептицизма и различных диковинных умозаключений о религиозных вопросах учителя всех сортов кишмя кишат, как мухи в Египте. Спрос порождает предложение. Слушатели сами приглашают и сами формируют своих собственных проповедников. Если люди захотят поклониться тельцу, услужливого творца тельцов им долго искать не придется. Некоторые люди, не исключая и некоторых духовно незрелых христиан, ходят от церкви к церкви в поисках «хорошего» проповедника. К несчастью, их представления о том, какой проповедник «правильно» проповедует, основывается не на здравом представлении Библии, а на том, содержат ли проповеди интересные наблюдения и предположения, проистекающие из личной философии самого проповедника. Такие люди ищут не слова от Бога, чтобы поверить ему, но слова от человека, чтобы поразмышлять о нем.

Когда Павел проповедовал коринфянам, так же, как и когда он проповедовал в других местах, он «рассудил быть… незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Он не был заинтересован в том, чтобы обсуждать человеческие представления или предположения, свои собственные или чьи бы то ни было. Он не хотел проповедовать ничего другого, кроме Иисуса Христа: распятого, воскресшего и искупающего Иисуса Христа. Он проповедовал Иисуса не просто как совершенного учителя или как совершенный образец совершенного человека, — хотя Он был и тем, и другим. Основанием всей его проповеднической деятельности был Иисус как божественный Спаситель.

Это не значит, что он не проповедует ничего или не учит ничему, кроме Евангельской Благой Вести или что он излагает только те части Писания, которые относятся непосредственно к искупительной работе Христа, — он никогда этого не говорил. Как становится ясным из его посланий, он учил всей полноте Божьего слова, возвещал «всю волю Божию» (Деян. 20:27). Он оставался в Коринфе полтора года, «поучая их слову Божию» (Деян. 18:11). Но именно крест Иисуса Христа — то, что было для неверующих соблазном или глупостью (1 Кор. 1:23), и до тех пор, пока человек не примет Божьего откровения о кресте, он не получит никакого духовного откровения. Проповеди о кресте были настолько преобладающими в ранней церкви, что многие иудеи и язычники обвинили христиан в поклонении мертвецу. Павел пошел бы на что угодно, чтобы помочь человеку понять Евангелие, но он не сказал бы ни одного слова, и (меняющего Евангелие или противоречащего ему.

«И был я у вас в немощи и в страхе и великом трепете. И слово мое и проповедь моя не е убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (2:3-5).

Немощь, страх и трепет, — все эти понятия кажутся несовместимыми с тем, как мы представляем себе Павла; они несовместимы и с ним, если речь идет об обычном смысле этих слов. Немощь, в которой Павел пришел в Коринф, была немощью Евангелия, которая на самом деле есть сила Божия (1 Кор. 1:25,27). И я не думаю, что, говоря о страхе и трепете, он мог бы иметь в виду душевную робость или физическую дрожь. Он проповедовал смело, жил смело и советовал другим верующим быть бесстрашными в делах Господа (Деян. 13:46; 19:8; Еф. 3:12; 6:19). Выражение «страх и трепет он употребил и в некоторых других отрывках, в каждом из которых речь идет о глубокой озабоченности важными, настоятельными вопросами (2 Кор. 7:15; Еф. 6:5; Фил. 2:12). Павел пришел в Коринф после того, как он был избит в Филиппах, убежал из Фессалоник и Вереи и был осмеян в (Деян. 16:22-24; 17:10, 13-14, 32). Ему пришлось узнать, что быть «коринфианизированным» — это значит быть морально испорченным до последней степени. В этом городе как в капле воды отражалось язычество и моральная дегенерация. Хотя с человеческой стороны у Павла были все основания упасть духом и, несомненно, сатана искушал его пойти на компромисс, своего благовествования он не изменил. Он боялся и трепетал только в том смысле, что глубоко тревожился и заботился о том, чтобы Евангелие укоренилось в этом самом малообещающем городе. Он боялся не за свою жизнь или безопасность, или за то, что Евангелие могло бы потерять свою силу. Он боялся только за то что Евангелие отвергнут, и ужасных последствий этого. Наверняка он боялся и того, что его собственные неполноценность и греховность могли бы ослабить его служение (ср. Кор. 9:16, 27).

Поэтому он со всей решительностью установил, что его «слово… и проповедь не в убедительных словах человеческой мудрости». Слова человеческой мудрости, какими бы впечатляющими и убедительными они ни были, лишили бы Евангелие его силы. В его проповедях не было места расчетливым театральным трюкам и методам манипуляции реакцией слушателей. Многие слушатели отзывались на эмоциональный призыв, не получая при этом верных знаний и убеждений о Боге. Таких проповедей Павел не делал. Если б он пошел на такое, он, конечно, нашел бы более широкий и более восприимчивый круг слушателей, но его слушатели остались бы при своих грехах и без Спасителя. Говорили, что великий проповедник Джонатан Эдварде так читал свои проповеди, что его нельзя было упрекнуть в использовании человеческих приемов убеждения. Он хотел, чтобы его слушатели отозвались на одну только благую весть.

У Павла от природы были большие способности, но он на них не полагался. Человеческие слова и человеческая мудрость, даже если это слова и мудрость апостола, не могут спасти человека. Он хотел, чтобы его слушатели отождествляли себя не с его собственной мудростью, которая могла бы дать им только еще одну философскую систему, а с Божьей мудростью в Иисусе Христе, которая могла дать им вечную жизнь.

Я помню, как один пастор сказал мне однажды после утренней службы: «Видите этого мужчину, вон там? Это -один из моих обращенных». И он объяснил: «Он — обращенный не Господа, а мой». Этот человек стал учеником пастора, а не учеником Христа.

Джон Скотт писал: «Кажется очевидным, что Богу оказывает честь только такой способ чтения проповеди, выражающей Его мудрость и могущество, когда проповедник в душе согласен быть и слабым, и глупым».

Неверующим коринфянам, как и всем другим неверующим, нужно было проявление Духа и силы; это и принес им Павел. И это — все, что он проповедовал и делал среди них. Только Божий Дух и Божья сила могли избавить их от греха и привести к Нему. Павел не хотел, чтобы коринфяне имели новую философию: он хотел, чтобы они получили новую жизнь.

Чарльз Сперджен говорил:

«Та сила, которая заложена в Евангелии, не в красноречии проповедников — иначе обращающими души к Богу были бы люди; она — не в образованности проповедников, иначе ее источником была бы человеческая мудрость. Мы можем проповедовать и проповедовать, пока у нас не отвалятся языки, пока мы не умрем от легочной недостаточности, — и все же ни одна душа не обратится к Богу, пока со словом Бога не будет Святого Духа, дающего ему силу обращать души».

Если бы коринфяне пришли к вере благодаря мудрости человеческой — даже благодаря мудрости Павла — это могло бы изменить их умственно, но это не изменило бы их духовно. Они продолжали бы оставаться духовно мертвыми, и Павел не мог бы обращаться к ним как к святым и братьям (1:2, 10). Он пришел к ним не со своей собственной вестью, он пришел просто как «канал», передающий им весть от Бога. Только весть от Бога приносит с собой и силу от Бога.

Церковь не должна иметь разделений, основанных на различии философских точек зрения, точно так же, как она не должна иметь разделений, основанных на преданности различным людям. Нам следует объединиться вокруг Божьей мудрости, а не вокруг человеческой. Мы едины в Иисусе Христе и должны быть едиными в Его Слове и силе, как и в общении с теми, кто Его.