Глава 11. Дары Христа Его Церкви

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и «исходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями (4:7-11).

Сущность благовествования не состоит в том, что должны для Бога люди, а что Он соделал для людей. Новый Завет, подобно Ветхому Завету, содержит многие повеления и заповеди, многие нормы и требования, обязательные для соблюдения и исполнения. Но как бы они ни были важны, внутренняя сущность Христова состоит не в них. Они просто являются соответствующей реакцией на то, к чему призвал нас Бог и наделил способностью совершать для Его славы в ответ на Его труд, выполненный для нас через нашего Господа Иисуса Христа. Каждая Новозавстняя книга учит нас тому, что выполнил для верующих Христос, и каждое Новозаветнее наставление построено на основании Божьего попечения, милостиво распространенного к нам через Спасителя. Бог даровал совершенный дар благодати и Его дети должны ответить на него с верным послушанием (см. Еф. 2:10).

Павел начинает этот отрывок, направляя наше внимание на то, что совершил Бог для тех, кто положился с упованием на Его Сына. Достойное христианское хождение, о чем он описал (4:1-6), находит свое практическое выражение через служение дара, которым Он наделил нас. В стихах 7-11 апостол вначале заверяет нас, что каждый верующий в отдельности получил дар, а затем показывает, каким образом Христос получил право раздавать дары; и наконец, упоминает об особо одаренных сосудах, через кого Господь распространил Свое благословение на всю церковь.

Дары Христа верующим по отдельности

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (4:7)

Важно отметить, что слово «же» в начале стиха употребляется здесь не в роли соединительной, а противительной частице. Ее можно иначе перефразировать как «несмотря на» на «с другой стороны», противопоставляя предыдущий предмет обсуждения с последующим изложением.

Подобное истолкование слова же соединяет главную тему единства, выраженную в стихах 3-6, с параллельной темой разносторонности, доминирующей в содержании стихов 7-11. Здесь верующий уже выступает как отдельный индивидуум, каждый из среды «всех» (ст.6), несмотря на единство Тела Христа. Подобное истолкование частицы же подтверждается употреблением слова hekastos. Единство — это не скучное единообразие, а совершенное сочетание разнообразия даров. В единстве отмечается благодатное Божье взаимоотношение «всего» с каждым (ср. 1 Кор. 12:7, 11) и личное служение каждого друг другу. Таким образом, Павел переходит от вопроса единства верующих к их уникальной роли в церкви.

Благодать — это единое слово, выражающее Евангелие. Евангелие — это благая весть Божьей благодати грешному человечеству. Благодати свойственно давать, и Библия говорит более о наделении какими-то благами и дарами, нежели о получении чего-то взамен, потому что Богу, по Его внутренней природе, свойственно давать. Он является Богом благодати, щедро и безвозмездно наделяя нас дарами. Мы можем только получать Его дары, пользуясь от Его щедрот, независимо от наших заслуг или неудач.

Бог милостив, потому что такова Его внутренняя природа, а не потому что мы что-то сами по себе представляем, или заслужили Его милость. Поэтому Его благодать — это незаслуженный дар, которого мы не достойны, и не заработали своими трудами. Он полностью зависит от дающего, а не от получающих его. Благодать — это суверенный акт Божьей щедрости, проявляющийся благодаря Его внутреннему побуждению и реализации.

Божья благодать имеет еще одно измерение, которое поставляет ее на недостигающую ступень, превышающую все остальные виды отдачи. Величайший дар благодати состоит в самоотдаче, отдаче Богом Себя и даровании Себя человекам. Он не только наделяет людей благословениями, но отдает им Самого Себя. И этот дар Его превышает в безмерной степени по важности и ценности все Его благословения. Непостижимая человеческому уму и поразительная истина Евангелия заключается в том, что Святой Бог всей вселенной отдал Себя грешному и порочному человечеству. Бог наделяет нас Своим спасением, Своим царствием, наследием, Своим Духом, Своим престолом, мудростью, любовью, силой, Своим миром, славой и всяким другим «духовным благословением в небесах во Христе» (Еф. 3:1). Но что гораздо больше превышает все эти благословения, Он благословляет нас Своим личным присутствием. Бог ничего не должен грешному человечеству помимо наказания за его грехи. Оно не заслуживает ни малейшего благословения или милости. Однако по Своей благодати Бог даровал нам безмерное благословение, сделав нас причастниками Его естества (ср. 2 Пет. 1:3-4).

Избирая себе партнера, с кем мы планируем провести свою жизнь в браке, мы внимательно присматриваемся, чтобы найти такого человека, который может быть достоин самоотдачи, необходимой для брака. Этот человек стоит выше всех остальных людей, и ему мы отдаем свою любовь, свое время, мысли, преданность, преклонение и свои средства — все, чем мы обладаем.

Однако, когда Бог «избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1:4), Он соделал это исключительно по дару Своей благодати, а не потому, что усмотрел в нас что-то достойное Его милости. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Иоан. 3:16). Бог может видеть в этом мире только грех и больше ничего, однако Он через Своего Сына отдал Себя этому греховному миру, чтобы искупить его. Сын также отдал Себя, добровольно лишив Себя славы, чтобы предложить ее падшему человечеству, и отдал Свою жизнь духовно мертвым человекам, чтобы они могли иметь жизнь.

На всем протяжении Своего земного служения Иисус непрестанно отдавал Себя людям: Своим ученикам, тем, кого Он исцелял и воскрешал из мертвых, освобождал от бесов и прощал грехи. Он предложил женщине у колодца в Сихаре воду, текущую в вечную жизнь (Иоан. 4:14); и Он Сам был этой живой водой (6:35; 7:38). «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Принявшим Его благодать Бог будет продолжать являть «преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» в грядущие века (Еф. 2:7).

Благодать, в которой мы стоим (Рим. 5:2) не только спасает, но укрепляет, давая силы (ср. Еф. 6:10; Фил. 4:13; 1 Тим. 1:12; 2 Тим. 4:17), и здесь она упоминается именно в этом смысле. Павел ясно утверждает, что каждому верующему дана благодать. Определенный артикль he в оригинальном тексте указывает на то, что это именно та благодать, которая присуща Христу. Благодать — charis, обозначает то, что это не charismata (особые дары, о которых говорится в Рим. 12:6-8 и 1: Кор. 12:4-10), но благодать — субъективная сила, проявляющаяся на практике в жизни каждого верующего и дающая возможность функционированию особых даров для Божьей славы.

Это различие проявляется ясным образом в следующей части утверждения Павла по мере дара Христова. Действующая благодать находится в полном соответствии с Христовым даром, что необходимо для его проявления. Термин dorea дар не освещает вопрос незаслуженности получения дара, как это предполагает слово charisraata (особые «дары» ср. Рим. 12:6; 1 Кор. 12:4; 1 Пет. 4:10), и не выделяет духовный источник дара, как это делает pneumatikon («духовные дары», букв, явления; ср. 1 Кор. 12:1), но обращает особое внимание на получение дара безвозмездно (ср. Матф. 10:8; Рим. 3:24).

Дар каждого верующего уникален и единственный в своем роде. Глава церкви Сам распределяет по Своему волеизволению дары мерою или особой порцией. Господь отмерил особую долю дара каждому верующему (сравните с употреблением Павлом фразы «по мере веры» в Рим. 12:3). Точная мера или пропорция действующей благодати, исходящей от Бога, соединяется с точной пропорцией действующей веры со стороны каждого верующего — и Бог является источником того и другого. Из этого следует вывод, что Бог посылает и Свою благодать и веру, чтобы привести в действие данный Им дар во всех отношениях.

В свете только что изложенной истины, довольно ясно, что так как эти дары даются свыше (ср. 1 Кор. 12:4-7, 11) то не следует их искать; так как они являются существенными элементами в Божьем плане (ср. 1 Кор. 12:18, 22, 25), ни один дар нельзя оставлять без употребления; и так как дары исходят от Господа, нельзя превозносить ни один из них (ср. Рим. 12:3).

Каждый из нас имеет дар, который отмерен нам, с определенными способностями, параметрами и для определенного назначения. Каждый из нас наделен даром (в единственном числе), посредством которого мы должны проводить служение во имя Христа. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10).

В Римлянам 12 Павел приводит более подробное объяснение духовных даров, которые он представляет, подчеркивая, как и в Послании к Ефесянам 4, что «по данной нам благодати имеем различные дарования» (ст. 6). По определению, дары — это то, что мы получаем, а мы получаем духовные дары через труд, Божьей благодати. Дары верующих не об уславливаются их предпочтением, склонностью, природными способностями, заслугой или иными личными соображениями, но исключительно Божьей высшей волей, по Его благодати. Мы наделены даром по Его плану, Его цели и мерою Его. Мы не имеем никакого отношения к вопросу выбора нашего дара, точно так же, как мы не имели в определении своего цвета кожи, волос или глаз, с которыми хотели бы родиться. Бог является источником благодати в избрании, утверждении и укреплении.

В 1 Коринфянам 12 мы видим аналогичное объяснение и ясное утверждение. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу» (ст. 4-7). Только Бог определяет духовные дары, руководствуясь Своим решением.

Перечень особых даров, приведенный в Римлянам 12:6-8; I Коринфянам 12:8-10 и Ефесянам 4:11 не является узким и систематичным изображением и схемой духовных даров. К примеру, это не единственный вид пророческого дара, дара учительства или служения. Сотни верующих с даром учительства не все будут иметь одинаковые способности в литом отношении и не будут затрагивать те же уровни человеческого существовании, Один может преуспевать на поприще открытого учительства в классной аудитории или в церкви. Другой дар учительства находит применение в обучении и наставлении детей. Еще некто проявляет свои способности в наставлении наедине, в индивидуальном порядке, и так далее. Каждый верующий наделен определенной мерой благодати и веры для употребления данного ему дара в соответствии с Божьим планом. Прибавьте ко всему этому особенности характера, воспитания, образования, положения и определенность в сфере служения, и станет вполне очевидно, что каждый верующий сам по себе представляет существо уникального свойства.

Нельзя утверждать, что отдельный дар верующего будет ограничен только одной категорией одарованности. Индивидуальный дар может включать целый ряд специфических сфер одарованности в неограниченном варианте комбинаций. Некто, обладающий даром управления, может также иметь дары вспоможения и учительства. Дары верующих подобны такому разнообразию, которое наблюдается в различии отпечатков пальцев и в рисунке снежинок. Некоторые учителя могут уделять основное внимание познанию, другие же — наставлению, милосердию или увещеванию. По Своему величественному замыслу Святой Дух пользуется палитрой различных оттенков даров, наделяя ими каждого верующего таким образом, что нет из них двух одинаковых.

Христиане — это не детали, сходящие с конвейера, идентичные по своей форме и содержанию. Следовательно, ни один христианин в Божьем плане не может заменить другого. Бог имеет Свой индивидуальный план по отношению к каждому из нас и в соответствии с ним и наделил нас даром. Мы не представляем собой взаимозаменимые части в Теле Христа, но «один для другого члены» (Рим. 12:5). «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11, добавлено выделение). Когда верующий не употребляет свой дар надлежащим образом, как Божий домостроитель (1 Пет. 4:10), от этого страдает и терпит урон Божий труд, потому что Бог не призвал или не наделил другого верующего даром в такой же степени и для точно такого же труда. Поэтому ни один христианин не должен быть праздным зрителем. Каждый верующий играет свою роль в общем деле и занимает стратегическое место в Божьем плане, обладая своими уникальными способностями и занимая определенное положение и ответственность.

Мы часто получаем по случаю свадьбы, дня рождения и других торжеств подарки, которым потом не находим применения. Мы кладем их в ящики, в кладовые, а потом кому-нибудь отдаем. Но Бог нам не дает таких даров, и каждый из Его даров нужен нам именно для того труда, который нам необходимо исполнить для Бога. Мы всегда получаем нужный дар в соответствующей мере. Святой Дух, наделяя нас даром, дает его в такой форме и сочетании которые необходимы для совершения служения Богу. Наша своеобразная одаренность поставляет нас в положение незаменимого члена тела Христа, являясь, в то же самое время, печатью Божьей великой любви, которая отделяет каждого из нас на дело служения, посылая для этого соответствующее благословение.

Нерадеть об использовании наших даров — значит бросить вызов Божьей мудрости, отвергнув Его любовь и благодать, и нанести урон церкви его. Мы не назначаем себе дара, не заслуживаем и не зарабатываем его. Но все мы обладаем даром от Господа и если мы его не употребляем, то Его делу наносится ущерб, и мы вызываем тем самым огорчение Бога. Этот текст преследует цель показать сбалансированную взаимосвязь между вопросом единства верующих и их индивидуальными свойствами, что вносит вклад в это единство. (За дальнейшим разъяснением вопроса духовных даров обратитесь к комментарию автора 1 Коринфянам, отметив материал 12:1-31; ср. Рим, 12:3-8).

Как Христос приобрел право наделять дарами

Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (4:8-10).

Павел намеревается изобразить в общих чертах данные Христом дары, но прежде, чем упомянуть особые дары, изливаемые на всю церковь, он приводит слова псалма 67:18 с целью сравнения, чтобы показать, каким образом Христос получил право наделять этими дарами.

Вполне очевидные различия, наблюдаемые между еврейским Ветхим Заветом и греческим вариантом Ветхого Завета (Септуагинтой), в отношении псалма 67:18 и цитированием его Павлом приводит к предположению, что он, вероятно, в общем порядке ссылался на этот отрывок по принципу аналогии, а не приводя его как прямое предсказание о Христе.

Псалом 67 служит торжественным гимном, составленным Давидом по случаю празднования победы Бога над городом иевусеев и триумфального восхождения Бога (представленного ковчегом завета) на гору Сион (ср. 2 Цар. 6:7; 1 Пар. 13). После такого победоносного сражения царь обычно возвращался домой с богатой добычей и множеством пленников, шествуя перед лицом народа. Израильский царь проходил маршем через святой город Иерусалим на гору Сион. Другая существенная черта парада состояла в выступлении воинов войска царя, которые были освобождены из плена врага. Это часто называлось повторным захватом пленных, то есть, пленники повторно брались в плен своим царем и отпускались на свободу.

Фраза восшед на высоту, изображает Победоносного Христа, возвращающегося из земного сражения в славу небесного града с добычей великой победы.

Своею смертью и воскресением Иисус Христос нанес поражение сатане, греху и смерти (ср. Кол. 2:15) и Своею великою победою пленил плен, освободил тех, которые однажды были пленниками врага, но теперь возвратились к Богу и своему народу. Эта картина являет ясное изображение еще неспасенного народа, который принадлежит Богу, хотя люди и находятся в тисках сатаны. Народ и оставался бы в таком положении, если бы Христос посредством Своей смерти и воскресения не уготовил ему избавление и не вывел бы его в плен Его Царствия, в которое он был призван благодаря высшему избранию «прежде создания мира» (Еф. 1:4). Сравните с Деян. 18:10, где Господь повелевает Павлу оставаться в Коринфе и благовествовать, потому что в том городе были принадлежащие Ему люди, которые еще не освободились от рабства и уз князя тьмы (см. также Иоан. 10:16; 11:51-52; Деян. 15:14-18).

По восшествии на небеса, Он дал дары человекам. Здесь Павел использует еще один термин, переведенный как дары clomata, для выражения всеобъемлющего охвата этого чудного запаса Божьей благодати. Подобно победоносному полководцу, распределяющему добычу среди своих подчиненных, Христос берет завоеванные Им трофеи и раздает их в Своем царстве. После Его восшествия все дары облеклись силою Святого Духа (Иоан. 7:39; 14:12; Деян. 2:33). Спаситель, вознесшись на высоту, послал Своего Духа (Деян. 1:8) и с приходом Святого Духа в церковь вошли и дары. Прежде, чем привести определение дарам, которые он имел на разуме, Павел вначале приводит краткое побочное объяснение использованной им аналогии.

Объясняя высказывание Ветхозаветнего отрывка, Павел говорит: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» Слово Он, которое употребляет Павел, обозначает Того, Кто наполняет все — Иисуса Христа, «Наполняющего все во всем» (1:23). Восхождение имеет отношение к восхождению Иисуса с земли на небеса (Деян. 1:9-11). Он восшел с земли на небеса, чтобы во веки царствовать с Отцом.

Павел поспешно объясняет, что выражение Он восшел означает только то, что Он и нисходил. Если совершенно ясно, что восшед и относится к вознесению нашего Господа на небеса, то нисшел должно означать Его схождение с небес на землю. Начальник нашего спасения вначале был унижен, а затем возвеличен. Прежде, чем занять высокое положение, Он был лишен всяких прав, и прежде возвеличивания имело место воплощение в человеческую плоть (см. Фил. 2:4-11). . Эта истина в хронологическом порядке повторяется в стихе 10: Нисшедший, Он же есть и восшедший.

В этом отрывке говорится, что нисшествие Христа в воплощении являлось нисхождением в преисподние места земли. Это утверждение представляется здесь для выражения поразительного контраста в сравнении с Его восшествием превыше всех небес, что выделяет чрезвычайный размах падения и возвышения нашего Господа. Чтобы понять фразу преисподние места земли нам нужно проследить ее употребление в других отрывках Писания. В Псалме 62:10 этот термин имеет отношение к смерти от меча (ст. 11). В Матфея 12:40 аналогичная фраза «сердце земли» относится ко чреву кита, где находился пророк Иона. В Исайи 44:23 эта фраза относится к сотворенной земле с ее горами, лесами и деревьями. Псалом 137:15 употребляет аналогичный термин, говоря об утробе женщины, где Бог образовывает ребенка. Подводя итог вышесказанному, следует придти к выводу, что данная фраза имеет отношение к сотворенной земле, как месту жизни и смерти. В большинстве случаев употребления она приводится в контрасте с высочайшими небесами, как это наблюдается здесь и в Пс. 138:8, 15, и Ис. 44:23.

Замысел этой фразы в данном послании состоит не в том, чтобы указать на определенное место, но выделить глубину человековоплощения. Интересно заметить, что каждое употребление этой фразы помимо Послания к Ефесянам, может также иметь отношение к воплощению Христа в человеческую плоть. Он образован был в утробе (Пс. 138:15), жил на земле (Ис. 44:23), это словесное выражение применяется при сравнении с пребыванием Ионы во чреве кита (Матф. 12:40). Его смерть также полностью соответствует употреблению этой фразы в Псалме 62:10).

Пойдем дальше. Наш Господь нисшел гораздо ниже утробы, земли, могилы и смерти, в место пристанища бесов, в их глубины. Петр проливает свет на значение фразы Он нисходил в преисподние места земли. В своем Первом Послании он говорит: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1 Пет. 3:18-19). Между смертью Иисуса на Голгофе и Его воскресением в гробе, там в саду, Он был «умерщвлен по плоти, но ожив духом». Он был физически мертв, но духовно жив. Находясь в таком состоянии в течение трех дней, Он нисходил прежде «и находящимся в темнице духам… проповедал». Это не касается проповеди Евангелия (от euangelizo), но провозглашения триумфальной вести, в данном случае, провозглашения Христом Своей победы над бесами, когда они пытались удержать Его в смерти.

Ветхий Завет говорит об этом месте умерших душ, как о преисподней (Втор. 32:22; Иов. 26:6; Пс. 15:10 и т.д.). Часть этой преисподней была местом мучения и зла, где обитали умершие во грехе в период перед потопом, и бесы, содержащиеся в узах (см. 6:2-5; 2 Пет. 2:4; Иуд. 6). Иисус сошед в преисподнюю, провозгласил Свою победу, «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15; ср. 1 Пет. 3:19). В это время пронесся глас бесам, как находящимся в узах, так и — на свободе («ангелам властям и силе»), об их покорности и подвластности Христу (1 Пет. 3:22; Еф. 1:20-21). Восходя на небеса, Он также прошел через территорию сатаны и его бесов, находящуюся в воздухе (Евр. 4:14 использует dia чрез) и, вне всякого сомнения, восторжествовал Свою победу над ними. Имел ли Павел в виду это событие или нет, трудно с точностью установить, однако здесь демонстрируется глубина нисхождения Христа.

Другая часть преисподней, хотя так четко и не разграниченная с уже упомянутой составителями Ветхого Завета, по убеждению, являлась местом радости и успокоения, где находились умершие праведники, которые сохраняли свою веру в Бога. «Лоно Авраама» (Луки 16:22-23) и «рай» (Луки 23:43), вероятно, во времена Христа относились к этому месту в преисподней. Первая церковь преподавала учение о том, что умершие праведники Ветхого Завета не могли пребыть во всей полноте перед Богом, пока Христос не приобрел им искупление на кресте, и они ожидали в том месте Его победу. Образно говоря, Отцы первой церкви говорили, что, провозгласив Свою победу над бесами в одной части преисподней, Он затем открыл двери другой ее части, чтобы освободить праведников, находящихся в узах плена. Подобно победоносному, славному царю древности, Христос захватил пленников и освободил их, и с тех пор, они как свободные сыны пребывают в небесах перед Богом навеки и навсегда.

Однако следует сделать оговорку, что такая точка зрения на основании контекста Послания к Ефесянам, весьма и весьма натянута, потому что преисподние места земли — это просто общая фраза и нельзя доказать, что она имеет отношение к преисподней вообще.

В Ефесянам 4:8-10 Павел преследует цель представить объяснение, что Иисус навеки уплатил цену за нас, придя на эту землю и, претерпев на ней смерть, что соделало его достойным возвеличивания и превознесения превыше всех небес (то есть до высоты Божия престола) с тем, чтобы Он с полным правом раздавал дары Своим святым. Этой победой Он приобрел право управлять Своею церковью и наделять ее дарами, дабы наполнить все.

Означает ли выражение все — все пророчества, все поставленные цели, всю вселенную власть? Безусловно, принимая во внимание каждый из этих аспектов, может быть только один однозначный, положительный ответ. Но контекст указывает на то, что Его наполнение всего прежде всего касается Его славного Божественного присутствия и силы, выраженной в Его могуществе во всей вселенной. Он наполняет всю вселенную благословением, и особенно Свою церковь, о чем свидетельствует следующий стих.

Дары Христа всей Церкви

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями (4:11)

После своей вводной аналогии (ст. 9-10) из Псалма 67:18, Павел продолжает давать объяснение духовных даров. Христос не только наделяет дарами верующих по отдельности, но и все Тело, Церковь. Он дает определенные дары свыше на труд Его; и церковь, в целом, получает от Бога особо одаренных людей в качестве ее руководителей, поставляя одних Апостолами… пророками… Евангелистами… пастырями… учителями.

Слова Он поставил подчеркивают право выбора и авторитет, данные Христу свыше за совершенное исполнение воли Отца. Не только… Апостолы и пророки, но и евангелисты… пасторы и учителя, избраны и поставлены на служение свыше.

Апостолы и пророки

В 1 Коринфянам 12:28 Павел говорит: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями». Это заявление прибавляет вес не только идее Божественного призвания, но также и хронологической значимости («во-первых… во-вторых,., в-третьих») в поставлении этих одарованных мужей в церкви.

Первым двум классам одарованных мужей: апостолам и пророкам даны три основные обязанности:

(1) положить основание церкви (Еф. 2:20);

(2) принять откровение Божьего Слова и провозгласить его (Деян. 11:28; 21:10-11; Еф. 3:5); и (3) утвердить это слово через совершение «знамений и чудес» (2 Кор. 12:12; ср. Деян. 8:6-7; Евр. 2:3-4).

Апостолы были первыми одарованными мужами в Новозаветной церкви, из которых был наивысшим Христос (Евр. 3:1). Основное значение слова апостол apostolos — это посланный на миссионерское служение. В первоначальном и наиболее техническом смысле, слово апостол употребляется в Новом Завете только при названии двенадцати человек, включая Матфия, который заменил Иуду (Деян. 1:26), и Павла, который занял особое положение, будучи отделен, как апостол язычников (Гал. 1:15-17; ср. 1 Кор. 15:7-9; 2 Кор. 11:5). Сам Христос избрал учеников на апостольское служение, и они были свидетелями воскресения Христа (Map. 3:13; Деян. 1:22-24). Павел был последним из тех, кто отвечал этим требованиям (Рим. 1:1 и т.д.). Поэтому, невозможно в наши дни иметь в церкви апостолов, несмотря на утверждения некоторых. Некоторые люди высказывали убеждение, что апостолы были подобны делегатам на конституционном съезде. Когда съезд закончил свою работу, тогда и их полномочия закончились. Когда был завершен Новый Завет, тогда апостольское служение прекратило свое существование.

Термин апостол в более широком смысле употребляется при названии других мужей в первой церкви, таких как Варнава (Деян. 14:4), Сила, Тимофей (1 Фес. 2:6) и других выдающихся руководящих служителей (Рим. 16:7; 2 Кор. 8:23; Фил. 2:25). Те ложные апостолы, о которых говорится в 2 Кор. 11:13, вне всякого сомнения являются подставными лицами, извращающими апостольское служение, так как число истинных апостолов ограничено хорошо известными тринадцатью служителями. Истинные апостолы во второй группе назывались «посланники apostoloi церкви» (2 Кор. 8:23), в то время как эти тринадцать были апостолами Иисуса Христа (Гал. 1:1; 1 Пет. 1:1 и т.д.).

Апостолы в обеих группах получили заверение в истинности в виде «знамений, чудес и сил» (2 Кор. 12:12), но ни одна из Этих двух групп не увековечила свои имена. В Деянии Апостолов термин апостол не употребляется после 16:4 ни в каком смысле. И нигде в Новом Завете после смерти апостола в той или иной группе не отмечается преемственной замены.

…Пророки также получали назначение от Бога, как особо одаренные мужи, и отличались от тех верующих, которые имели дар пророчества (1 Кор. 12:10). Не все такие верующие могли называться пророками. По всей вероятности, пророческое служение исключительно предназначалось для поместной общины, в то время как апостольское служение отличалось большим размахом и не было ограничено какой-то местностью, что и предполагает значение слова apostolos («тот, кто послан на миссионерское служение»). О Павле, например, говорится как о пророке во время его служения в поместной Антиохийской церкви (Деян. 13:1), но во всех других местах он всегда назывался апостолом..

Иногда пророки произносили откровение от Бога (Деян. 11:21-28), а иногда просто разъясняли уже данное откровение (как это наблюдается в Деян. 13:1, где они ассоциируются с учителями). Они всегда говорили от имени Бога. Пророки занимают следующее по значению положение после апостолов, и их слово проверялось апостольским (1 Кор. 14:37). Другое различие между этими двумя служениями могло состоять в том, что слово, произнесенное апостолами, носило более общий и доктринальный характер, в то время как пророческое слово отличалось больше личным и практическим направлением.

Подобно апостольскому, их служение прекратило свое существование с завершением Нового Завета, точно так же, как Ветхозаветние пророки исчезли, когда Ветхий Завет завершился 400 лет до пришествия Христа. Церковь была учреждена на «основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20). Когда был уже заложен фундамент или основание, то закончился труд апостолов и пророков. Первое Послание к Коринфянам (Новозаветний комментарий Мак Артура (Чикаго: Муди, 1984) стр. 322-24).

В Новом Завете все служения отличались действенным характером, поэтому не следует упоминать о том, что два первые служения дарами были заменены двумя последними. Но факт остается фактом, что в дальнейшем, при служении церкви, евангелисты, пастыри и учителя приняли эстафету от первого поколения апостолов и пророков. Начало этой эстафете было положено во время Пятидесятницы, и церковь была многим обязана пророкам, через кого Христос установил полноту Новозаветнего учения (см. Деяния 2:42). Эти особые избранники, получив силу от Бога, записали Его заключительное откровение, данное им.

Пророки, хотя и не всегда получали прямое откровение от Бога, тем не менее послужили большим подспорьем в строительстве и учреждении первой церкви. Как апостолы, так и пророки сошли с арены действия (Еф. 2:20), но заложенное ими основание, является фундаментом церкви Иисуса Христа, на котором покоится все здание.

Евангелисты

Евангелисты, пастыри и учителя теперь занимают существенное место в Божьем плане распространения Его царства. Евангелисты evangelist — это те люди, которые провозглашают Благую Весть. Специфический термин evangelist — благо-вестник, используется только в тексте Послания к Ефесянам, в Деянии 21:8, где Филипп называется «благовестником» (см. Деян. 8:4-40 о подробном евангельском служении Филиппа) и во 2 Тимофею 4:5, где Тимофей призывается совершать «труд благовестника». Но все эти ограниченные в численном отношении ссылки описывают жизненно важное и далеко распространенное служение, отмеченное употреблением глагола evangelizo (благовествовать) 54 раза и существительного evangelion (благовестие) 76 раз. Бог выступал в роли первого благовестника, так как «прежде предвозвестил» Благую Весть (от слова proevangelizomai; Гал. 3:8). Даже ангел благовествовал («я возвещаю… великую радость», (от слова evangelizomai)), провозглашая рождение Христа (Луки 2:10). Сам Иисус «благовествовал» (Луки 20:1), это делали и апостолы, «благовествовали слово» (Деян. 8:4).

Труд благовестника или евангелиста состоит в том, чтобы проповедовать и объяснять Благую Весть спасения в Иисусе Христе еще неверующим людям. Он является благовестником спасения благодатию через веру в Божьего Сына.

Филипп демонстрирует, что благовестник — это не тот человек, который с пышностью обставляет общее представление. Новозаветние благовестники были миссионерами и сеятелями церкви (аналогично апостолам, но без их титула и даров чудес), которые шли, куда их посылал Христос, и где о Нем еще не знали, и приводили людей к вере в Спасителя. Затем они преподавали новообращенным слово, утверждая их в вере, и отправлялись на новые поля деятельности.

Тимофей иллюстрирует тот факт, что евангелист или благовестник может пребывать в течение длительного времени в поместной церкви с целью проповеди и распространения истинного Евангелия, чтобы противостать лжеучителям и их разрушительному воздействию и утверждать здравое учение и благочестие.

Эти одаренные мужи особо предназначены церкви и даны ей для того, чтобы охватить массы неверующих, погибающих в своих грехах, спасительной вестью Евангелия. Каждая церковь должна рассматривать это служение, как задачу первостепенной важности. Я убежден, что каждое поместное собрание должно взращивать евангелистов, чтобы послать некоторых из них на поля миссионерских служений, а некоторых оставить на постоянное служение в церкви, в общении верующих, чтобы учить, побуждать и вести их к цели исполнить повеление приобретения погибающего мира для Христа. Каждая церковь должна иметь в своем руководстве группу евангелистов и пасторов-учителей, одаренных Богом мужей, для приведения погибающих в церковь, и питания их духовной пищей Божьего Слова, для внутреннего, духовного утверждения.

Пасторы и учителя

Пасторы, от слова poimen, что в обычном смысле означает пастух, пастырь. Этот термин подчеркивает заботу, охрану и водительство Божьего мужа в отношении паствы или стада. Учителя, didaskaloi имеют дело с основной функцией пасторов.

Хотя учительство может быть выделено в отдельный вид служения (1 Кор. 12:28), лучше всего понимать пасторов и учителей, как один разряд руководящего служения в церкви. Зачастую слово и kai означает «то есть» или «особенно», поставляя учителей в этом контексте как термин, поясняющий служение пасторов. Это значение не может быть с полной уверенностью доказано в этом тексте, но в отрывке 1 Тимофею 5:17 эти два служения явным образом объединяются вместе, что следует из слов: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» {букв, «работают до изнеможения, занимаясь проповедью слова и «учения»). Эти две функции определяют служение пастыря-учителя. Для того, чтобы полностью понять это служение, необходимо ответить на некоторые ключевые вопросы относительно идентичности роли пресвитера в Новом Завете. Для надлежащего понимания этого вопроса требуются некоторые уточнения.

Каким образом осуществляется взаимоотношение пастора-учителя с епископом и пресвитером? Пасторы не отличаются от епископов и пресвитеров: эти термины по-разному определяют тех же самых людей. Как уже рассматривалось выше, греческое слово, обозначающее понятие пастор — poimen, в общем словоупотреблении значит пастух, пастырь. Греческое слово епископ episkopos, от которого получила свое название епископальная церковь, означает «попечитель». Греческое слово пресвитер prеsbutеros, от которого названа пресвитерианская церковь, означает старейшина.

Текстуальное свидетельство указывает на то, что все три термина обозначают одно и то же служение. Требования по отношению епископа, перечисленные в 1 Тимофею 3:7, остаются в силе применительно и к пресвитеру. В Послании к Титу Павел использует эти оба термина для обозначения одного и того же человека (1:5-7). Первое Послание Петра 5:1-2 объединяет все три термина воедино. Петр наставляет пресвитеров, хорошо надзирать за стадом, совершая пасторское служение: «Пастырей presbuteros ваших умоляю я сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите poimaino Божие стадо, какое у вас, надзирая episkopeo за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия».

Деяние 20 также использует все три термина, заменяя их друг другом. В стихе 17 Павел собирает всех пресвитеров presbuteros церкви, чтобы произнести пред ними прощальную речь. В стихе 28 он говорит: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями episkopos, пасти poimaino Церковь Господа и Бога».

Слово пресвитер подчеркивает пост человека; блюститель, или попечитель — епископ — свидетельствует о его функции, а пастор имеет отношение к его характеру и поведению. И все три термина используются в отношении церковных руководителей, которые призваны питать и вести церковь; однако, каждый имеет свое назначение.

Episkipos означает «блюститель», «попечитель» и используется в Новом Завете пять раз. В 1 Петра 2:25 Иисус Христос называется «Блюстителем episkopos ваших душ». То есть, Он тот, кто лучше всего нас видит и понимает. Остальные четыре употребления касаются руководителей в церкви.

Слово episkopos в светской греческой культуре было эквивалентом исторической еврейской идеи о старейшине. Попечители, или епископы, назначались императорами для управления захваченными или вновь образованными самостоятельными городами. Епископ был подотчетен перед императором, но вся власть по управлению была сосредоточена в его руках. Он выполнял функции уполномоченного, регулируя всеми делами новой колонии, или захваченной области. Поэтому грек первого столетия рассматривал слово episkopos, в двух аспектах во-первых, ответственность перед вышестоящей властью, а во-вторых, введение нового порядка дел. Новообращенные из язычников сразу же понимали эти аспекты данного термина..

Довольно интересно проследить употребление слова episkopos в Библии. Оно появляется в книге Апостолов, и то перед концом (Деян. 20:28). В то время в рядах церкви было сравнительно немного язычников и, поэтому, термин епископ не получил распространение в христианских кругах. Но по мере возрастания количества спасенных из числа язычников, церковь начала терять свою еврейскую ориентацию, и тогда греческое слово episkopos получило, вероятно, более частое употребление для определения служителей, которые трудились в церкви в качестве пресвитеров (1 Тим. 3:1).

Новозаветний епископ, или блюститель, играл значительную роль в руководстве церкви, Он нес ответственность за учение (1 Тим. 3:2), питание, охрану и общее попечение о стаде (Деян. 20:28). В Библейском смысле нет различия между ролью пресвитера и ролью епископа. Оба они являются руководителями церкви. Различие в значении терминов состоит в том, что episkopos — подчеркивает функцию, presbuteros — характер.

Poimen (пастор, или пастырь) употребляется в Новом Завете несколько раз и переводится как «пастырь». Дважды в посланиях оно относится к Христу. Евреям 13:20-21 является благодарением: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря (poimen) овец великого Кровию завета… Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его». Первое Петра 2:25 говорит: «Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю (poimen) и Блюстителю (episkopos) душ ваших.

В Ефесянам 4:11 пастор (poimen) употребляется вместе со словом учитель. Греческий оборот в данном отрывке указывает на то, что эти два термина идут рядом и можно в русском языке употреблять их через черточку пастор-учитель. Здесь выделяется пасторское служение учительства.

Poimen подчеркивает пасторскую роль заботы и питания церкви, хотя в общем пастору характерна концепция руководства, водительства. Сам термин poimen содержит в себе указания на внутренние черты и поведение руководителя церкви. Для того чтобы соответствовать роли пастора, человек должен обладать любящим пастырским сердцем.

Слово пресвитер имеет Ветхозаветнее происхождение. Еврейское слово zagen, переведенное как пресвитер, старейшина, употребляется, например, в Числах 11:16 и Второзаконии 27:11 при повествовании о семидесяти старейшинах колен, которые помогали Моисею. Здесь оно относится к особой категории людей, которые, подобно сенату, были отделены на служение Израилю. Второзаконие 1:9-18 указывает на то, что эти мужи несли ответственность за совершение судопроизводства в народе, и Моисей через них общался с народом (Исх. 19:7-9; Вт. 31:9). Они совершали Пасху (Исх. 12:21) и, возможно, другие поклонения.

Позже, старейшины Израиля несли особое служение в руководстве городами (1 Цар. 11:3; 16:4 и 30:26). Их функция, по-прежнему, состояла в вынесении решений, в мудром урегулировании конфликтов и споров между людьми, направлении народа на правильный путь и в общем попечении и заботе о жизни организованного общества во всех ее проявлениях.

Ветхий Завет говорит о них как о «старейшинах общества» (Суд. 21:16), «старейшинах Израиля» (1 Цар. 4:3), «старейшинах земли» (3 Цар. 20:7), «старейшинах Иуды» (4 Цар. 23:1) и о «старейшинах каждого города» (Ездры 10:14). Они служили в качестве поместных судей и управителей колен (Вт. 16:18; 19:12; 31:28). Другое еврейское слово sab, переведенное как старейшина, употребляется в Ветхом Завете всего пять раз и только в книге Ездры, где оно относится к группе Иудейских начальников, которые несли ответственность за восстановление храма после изгнания.

Греческое слово presbuteros, переведенное как пресвитер, старейшина употребляется в Новом Завете около семидесяти раз. Подобно еврейскому zagen (которое означает «престарелый» или «бородатый»), zab (что значит седоволосый) и нашему слову старейшина, термин presbuteros предполагает зрелый возраст. В Деянии 2:17 Петр цитирует Иоиля 2:28 «старцам вашим будут сниться сны». Еврейское слово в Иоиля — яфпут — «старцы», а греческое слово, переведенное в Деянии — presbuteros. В этом смысле старейшина не предполагает официальный титул, но просто означает престарелого человека.

В 1 Тимофею 5:2 используется форма женского рода слова presbuteros по отношению к престарелой женщине, в противопоставлении молодой: «Стариц, как матерей, молодых, как сестер, со всякою чистотою». В этом контексте термин presbuteros еще раз предполагает зрелый возраст, а не служение в церкви.

Первое Петра 5:5 содержит аналогичное употребление этого слова: «Также и младшие повинуйтесь пастырям». Как и в 1 Тимофею 5:2 этот термин применяется для противопоставления зрелого возраста и юности. В данном контексте presbuteros в целом понимается в значении только «старца», а не служителя любого рода, и именно таково значение, в целом, этого термина в общеупотребительном греческом языке.

Во времена Христа слова presbuteros было хорошо известно. В Новом Завете оно встречается двадцать восемь раз при обозначении бывших в Израиле официальных и духовных руководителей государства. К примеру, посмотрите на следующие ссылки: «первосвященники и старейшины» (Матф. 27:41); «начальники храма и старейшины» (Лук. 22:52); «начальники народа и старейшины» (Деян. 4:8). И в каждом из этих примеров в аналогичном употреблении presbuteros относится к признанным еврейским религиозным руководителям, которые не имели отношения к священническому сану. Эти старейшины, по-видимому, были членами Синедриона, высшего правящего органа в Иудаизме во времена Христа.

Матфея 15:2 и Марка 7:3, 5 содержит фразу «предание старцев». Эти presbuteros относятся к’ предкам руководителей, которые передали следующему поколению принципы совершения религиозных обрядов. Они выступали в роли учителей, определяющих еврейские предания и в этом смысле старец эквивалентен раввину, что может означать религиозный официальный статус.

Presbuteros встречается в книге Откровение двенадцать раз и каждый раз при упоминании о двадцати четырех старцах, которые, по-видимому, выступают в роли особых представителей искупленного Божьего народа всех веков.

Новозаветняя церковь в первоначальном виде состояла из евреев и, вполне естественным образом, заимствовала концепцию правления старейшинами. Термин старейшина был единственным общеупотребительным понятием концепции управления и не имел ничего общего с любой ссылкой как на монархию, так и на теократию. Это понятие весьма существенно для Новозаветнего употребления этого термина, потому что в церкви каждый верующий является соправителем со Христом и, поэтому, в ней не может быть и земного царя. В противоположность Израилю, в церкви нет особого священства, предназначенного для земного служения, потому что все верующие являются священниками (1 Пет. 2:5; Отк. 1:6). Поэтому из всех еврейских концепций о руководстве, понятие старейшина лучше всего соответствует типу руководства, принятого церковью.

Старейшины Израиля были зрелыми мужами, главами семейств (Исх. 12:21), с богобоязненными устоями, известными своей честностью и справедливостью (Исх. 18:20-21); мужами, исполненными Святого Духа (Чис. 11:16-17); мудрыми, рассудительными и опытными людьми, которые, будучи беспристрастны и тверды, учили народ, заступались за него и осуществляли праведный и справедливый суд (Втор. 1:13-17). Все эти характерные черты соответствовали еврейскому пониманию слова presbuteros Употребление этого термина для описания церковных руководителей также подчеркивает зрелость духовного опыта, явленную в силе и постоянстве нравственных устоев и характера.

Presbuteros употребляется в Деянии и посланиях почти двадцать раз при упоминании об особой группе руководителей в церкви. С самых начальных лет становления церкви прослеживается определенная последовательность, выражающаяся в том, что группа зрелых духовных руководителей была предназначена на ответственное служение в церкви. Например, церковь в Антиохии, где верующие впервые стали называться христианами, направила Варнаву и Савла с руководящими братьями в Иерусалим с дарами, для распределения среди нуждающихся братьев в Иудее (Деян. 11:29-30). Из этого совершенно ясно, что в церкви в те времена существовали старейшины или пресвитеры; и верующие в Антиохии признавали их авторитет.

В связи с тем, что Антиохийская церковь возникла благодаря служению Иерусалимской церкви, вполне очевидно, что и там пресвитеры занимали руководящее положение. Вероятно, и сам Павел проводил в ней труд в качестве пресвитера, прежде чем выступить в роли апостола. В Деянии 13:1 он перечисляется в списке, как один из церковных учителей. Пресвитеры занимали доминирующее положение на Совете в Иерусалиме (см. Деян. 15:2, 4, 6, 22, 23; 16:4) и, вне всякого сомнения, оказывали немалое влияние в заложении основания первой церкви.

По мере того, как» Павел и Варнава приступили к благовествованию в новых районах, и церковь стала численно и территориально расширяться, процесс определения служения церковных руководителей принял ясное направление. По мере умножения церкви, на протяжении всего Нового Завета, эти руководители стали называться пресвитерами.

В общем употреблении понятие пресвитер является наиболее уместным термином применительно к нашему времени, так как он свободен от многих небиблейских коннотаций и нюансов значения, которые были наложены на понятия епископ и, даже, пастор на протяжении значительного периода истории церкви.

Еще с начала повествования, изложенного в Деянии 14, мы подмечали, что одной из ключевых мер в установлении новой церкви было определение роли служителей и постановление их в церкви в качестве пресвитеров. «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян, 14:23).

Почти в каждой известной нам из Нового Завета церкви имелись пресвитеры. Мы, к примеру, читаем: «Из Милита же послав в Ефес он (Павел) призвал пресвитеров церкви» (Деян. 20:17). Значительный факт представляет наличие пресвитеров в Ефесской церкви, потому что все церкви Малой Азии, те, что перечислены в Откровении 1:1, возникли благодаря служению этой церкви. Мы можем сделать, вывод, что и руководство этих церквей осуществлялось по примеру Ефесской церкви, то есть советом пресвитеров.

Петр писал рассеянным верующим в «Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании… пастырей ваших умоляю я… пасите Божие стадо» (1 Пет. 1:1; 5:1-2). Понт, Галатия, Кап-надокия и Вифания не были городами, а скорее территориями, и Павел, таким образом, писал, обращаясь к целому ряду церквей, рассеянных по всей Азии — и все они имели пресвитеров.

В чем состоит роль пастора-учителя

При завершении апостольской эры, служение пастора-учителя поднимается на более высокий уровень руководства в поместной церкви. Это положение несло с собой огромную ответственность. Пресвитеры или старейшины, отвечали за заботу и питание всей церкви, равным образом и за духовное руководство. Они были наивысшим органом, где проводился разбор всех церковных дел и осуществлялось их разрешение па основании Божьего Слова и согласно Божьей воле.

Первое Тимофею 3:1 гласит «Верно слово: если кто епископства (episcopos) желает, доброго дела желает». В стихе 5 Павел говорит, что труд episcopos состоит в том, чтобы «пещись о Церкви Божией». Из этого следует ясный вывод, что главная обязанность епископа состоит в заботе и попечении о церкви.

Но эта обязанность включает в себя целый ряд более специфических дел и самым очевидным из них является забота о всех внутренних вопросах поместной церкви. Первое Тимофею 5:17 говорит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь». Греческое слово, переведенное как «начальствующим» — prostemi употребляется четыре раза в 1 Тимофею (3:4, 5, 12; 5:17), один раз оно переводится как «предстоятелей» и один раз в Римлянам 12:8, где причисляется к разряду духовных даров. Prostemi буквально означает «стоять первым, предстоять» и говорит о долге общего попечения и заботы, что типично в деле служения каждого пресвитера.

Осуществляя руководство в церкви, пресвитеры не подвластны ни какому высшему земному авторитету и власти, помимо поместного собрания верующих. Но они управляли церковью не принуждением или путем диктаторской власти, но путем наставления и личного примера (см. Евр. 13:7).

Пресвитеры не должны действовать по принципу единогласия, путем голосования. Если все пресвитеры находятся под водительством того же Духа и все имеют разум Христа, то в их решениях должно отмечаться единодушие и единство (см. 1 Кор. 1:10; ср. Еф. 4:3; Фил. 1:27; 2:2). Если в чем-то имеется разногласие, то они должны изучать Слово, молиться и искать Божью волю совместно, пока не будет достигнуто единогласия. С того принципа начинается единство и гармония в церкви.

На пресвитерах лежит обязанность по проповеди и наставлению Словом всей церкви (1 Тим. 5:17). Они должны принимать решение относительно доктринальных вопросов для церкви и отвечать за провозглашение истины всей общине. Перечисляя духовные качества епископа, Павел в 1 Тимофею 3:2-7 приводит только одну черту, относящуюся к специфической функции: он должен быть «учителей». Все остальные качества касаются особенностей личного характера.

В Титу 1:7-9 он также подчеркивает значение ответственности пресвитера, как учителя: «Ибо епископ должен… быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». В те времена настолько возросла реальная угроза церкви со стороны лжеучителей в ее рядах, что ключевой чертой и качеством для руководства, явилась способность понимать здравое учение и преподавать его другим. «Наставлять» в этом стихе переведено с греческого parakaleo, что буквально значит «призывать ближе». Из Новозаветнего употребления этого термина мы подмечаем, что наставление состоит из нескольких элементов. Оно включает в себя убеждение (Деян. 2:14; 14:22; Титу 1:9), настоятельную просьбу (2 Кор. 8:1.7), утешение (1 Фес. 2:11), призыв (I Фес. 4:1) и терпеливое повторение важного учения (2 Тим 4:2).

Пресвитера должны всегда с готовностью откликаться на нужды, принимая участие в молитве. Иаков писал: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» (Иаков 5:14).

Из Деяния 20:28 мы узнаем, что пасторское служение является еще одной функцией пресвитера: «Итак внимайте себе и, всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». Концепция пасторского служения предполагает двойную ответственность: по питанию паствы и ее охране. Стихи 29:30 вновь подчеркивают тот факт, что служение епископа по охране •церкви, играет существенно важную роль в том, чтобы противостоять угрозе со стороны лжеучителей.

Пресвитер ведет себя по отношению к пастве как заботливый и любящий пастырь, но в Писании нигде не сказано, что община является «его стадом». Верующие принадлежат к «Божьему стаду» (1 Пет. 5:2), а пресвитер является просто домоправителем, заботящимся о драгоценном Божьем наследии.

Как духовные попечители церкви, учительные пастыри должны определять систему устройства церкви (Деян. 15:22); надзирать над ней (Деян. 20:28); рукополагать на служение (1 Тим. 4:14); управлять, учить и обличать (Титу 1:9) и вести себя как пастыри, подавая всем пример (1 Пет. 5:1-3). Все эти обязанности делают пресвитеров ядром Новозаветней церкви и ее труда (для дальнейшего рассмотрения вопроса о пресвитерах, обратитесь к книге автора «Ответы на ключевые вопросы о пресвитерах» (Панорама сити, Калифорния: Ворд оф Прэйс Комьюникейшен, 1984).

Каждый верующий в наши дни прямо или косвенно обязан этим одаренным мужам, которых Бог особо предназначил на служение в Своей церкви. Своею проповедью, наставлением, посредством письменных трудов, обличения и других служений, они приводят грешников ко Христу, обогащают наши познания о Боге и о Его Слове и вдохновляют нас «поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф, 4:1). Они достойны сугубой чести «особенно те, которые трудятся в Слове и учении» (1 Тим. 5:17). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны,- повелевает нам составляющий Послание к Евреям,- ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17).

Христос Сам совершенно явил на личном примере те дары, которые Он дает отдельным верующим и всей церкви. Он был проповедником истины, учителем; управителем, который вел дела своих учеников; слугой, помощником, даятелем всех благ. Он является совершенным примером и иллюстрацией каждого дара, потому что Его дары, предназначенные нам, являются Его благодатной отдачей Самого Себя.