Глава 27. Всеоружие христианина (часть 1)

Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, И обувши ноги в готовность благовествовать мир (6:14-15).

Великая тайна на сверхъестественном уровне, не утихающая по всей вселенной, которую описывает Павел в 6:11-12, ведется между Богом, Его ангелами и силами сатаны.

Христиане принадлежат Богу, подвергаясь атакам со стороны диавола, который употребляет против них различные «козни». Враг Бога становится и их врагом.

Этот враг — никто иной, как сверхъестественный неприятель, возмутившийся против Бога на небесах; он — тот, кто сумел совратить человека ко греху, когда он пребывал в чистом и невинном состоянии в Эдемском саду. Он неоднократно пытался уничтожить Божий народ — Израиль. Этот враг старался предотвратить рождение, служение и воскресение Божьего Сына — Иисуса Христа. Этот враг обладает непревзойденной нечестивостью и злом, стремясь помешать второму пришествию Христа. Он и противостанет Ему с беспрецедентной злобой отчаяния, когда Христос возвратится на землю.

Так как эта «брань не против крови и плоти» (ст. 12), христианин не может участвовать в сражении по плоти и крови (2 Кор. 10:3-5). Это — прежде всего Божья война, и в ней можно только сражаться Божьей силой и во всеоружии Его.

Сатана враждует с верующими, применяя многие методы. Одни из них прямые и явные, другие косвенные, хитроумные и замаскированные. Прежде всего, он старается опорочить Божью сущность, ощущая недоверие к Его словам, как это наблюдалось с Адамом и Евой. Ввиду того, что величайшая сила человека состоит в доверии Богу, сатана преследует цель посеять в человеке сомнение в отношении к Богу. Сатана многоразличными способами продолжает искушать человека, чтобы он усомнился в Божьей воле («Подлинно ли сказал Бог»), в Его молитвах («Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги», Быт. 3:5). Наивысшее желание диавола состоит в том, чтобы убедить людей, что Бог не достоин доверия, вынуждая их отрицать Божье Слово, представляя Бога лжецом (см. 1 Иоан. 5:10). Сатана изображает Отца истины «отцом лжи», употребляя свое превратное воображение (Иоан. 8:44).

Когда верующий сомневается в Божьей благости, любви, могуществе, благодати, милосердии, законности, то становится на сторону сатаны, опровергая Божью истинность во всем. Когда верующий впадает в состояние беспокойства, унынья, подавленности и безнадежности, то становится на сторону сатаны, опровергая Божью надежность и верность. Он, даже, увлекает некоторых верующих, чтобы они совершали преступления против себя, посредством самоубийства, потому что они не признают и не примут прощения своего Небесного Отца, который непрестанно даром предлагает им (1 Иоан. 1:9). Когда в семье умирает ребенок или остается инвалидом на всю жизнь, уходят из этой жизни муж или жена, сын или дочь отступают от Господа, или же мы теряем работу, здоровье, сатана со своими приспешниками могут предпринять попытку с целью зародить в разуме мысль, что во всем виноват Бог. Эта арена борьбы также включает атаки на истинность и законную обоснованность Писания.

Во-вторых, сатана старается нанести тайный ущерб настоящей победе, возбуждая в нашей жизни неприятности, которые усложняют ее, тем самым уводя от повиновения Божьим повелениям и призыву. Гонение является его тактикой экстремального порядка. На протяжении всей истории церкви верующим приходилось платить за свою веру в Бога ценой репутации, свободы, потерей работы, своими семьями и, даже, самой своей жизнью. Возможно самая типичная и эффективная форма гонения на христиан со стороны диавола проявляется в виде давления, оказываемого со стороны окружающих. Боязнь критицизма и желание быть принятым своими друзьями — ведут верующих на путь компромисса в отношении Божьего Слова. Сатана может даже повернуть свой подход к верующему в сторону облегчения жизни верующего христианина. Без трудностей наблюдается тенденция, направленная к утрате чувств зависимости от Господа. Зачастую легкие обстоятельства усложняют возможность проявления верности Господу. Многие верующие, вера которых окрепла в тяжелые времена, почувствовали, что она ослабла в период затишья. Христианство, когда оно не сталкивается с оппозицией, часто становится бессильным.

В-третьих, сатана атакует верующих посредством неразберихи, царящей в доктринальных вопросах, и заблуждения. Те, которые не научены истинам Божьего Слова, легко становятся жертвами ложного толкования Библии по вопросам: Божьего спасения, освящения, морали, рая и ада, второго пришествия Христа, и в отношении других истин Писания. Тот верующий, который не имеет истинного познания Божьего Слова, не может совершать деятельное служение для Бога. Он является «колеблющимся и увлекающимся всяким ветром учения» (Еф. 4:14), враг продолжает стараться убеждать христиан, что Писание труднодоступно их пониманию и несостоятельно при разрешении сложных вопросов, а поэтому обычный человек не может извлечь из него какую-либо пользу или приложить его к своей жизни. Когда верующие слышат различные и даже противоречивые истолкования доктрин, излагаемых проповедниками и учителями, их опасения в отношении трудности понимания Писания увеличиваются. И вместо того, чтобы самим изучать Божье Слово, многие становятся послушными овечками, которых уводят с истинного пути лжепасторы. Между тем, она посылают миллионы долларов, предназначенные на Божий труд, на поддержку неправого дела, не заслуживающего внимания.

В-четвертых, сатана нападает на Божий народ, ставя преграды их труду для Бога. Он препятствовал труду Павла в Ефесе посредством многих «противников» (1 Кор. 16:9) и даже дал апостолу «жало в плоть, ангел сатаны, удручать его (его)» (2 Кор. 12:7). Он воспрепятствовал планам Павла в отношении Фессалоники (1 Фес. 2:18). Господь использовал это жало для утверждения служения Павла, чтобы он не превозносился, а уповал и надеялся на Него. Он также обратил это препятствие для того, чтобы послать Павла на более важный труд в другом месте, но сатана преследовал цель повредить этому труду и ослабить его.

В-пятых, сатана нападает на верующего посредством разнообразных разделений, именно поэтому, Иисус со всею искренностью неоднократно молился за единство в среде Его последователей (Иоан. 17:11; 21-23), и повелевает им торопиться с готовностью примиряться друг с другом (Матф. 5:24). Ничто более, чем разделение, не свидетельствовало о плотском состоянии Коринфской церкви (см. 1 Кор. 1-3), и Павел проявлял великую озабоченность по отношению к христианам в Ефесе, чтобы они старались «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Враг знает, что Бог не может эффективно трудиться в тех верующих, или через общину верующих, которые не будут в любви друг к другу совершать работу для Него.

В-шестых, сатана нападает на верующих, убеждая их полагаться на свои ресурсы. Совершать Божий труд своими силами — значит вообще его не делать. После того, как Давид в течение ряда лет удачно управлял Израилем, поражая всех его врагов, «восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». Вместо того, чтобы полагаться на Господа, что он и делал прежде, Давид решился исчислить имеющуюся в его распоряжении военную силу. «И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля. И сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего; ибо я поступил очень безрассудно» (1 Пар. 21:1-8).

Верующим легко полагаться на свои познания в Божьем Слове, вместо того, чтобы возложить упование на Того, Кто произносит это Слово и придает ему жизненность и действенность. Вне зависимости от того, насколько ортодоксальной и всесторонней является наша теология и насколько твердым представляется фундамент нашего понимания Писания, если мы день за днем не полагаемся на Божье водительство и Его попечение, живя в постоянной молитве и уповая на Него, то мы представляем собой неподготовленных воинов Христа, не защищенных от наших духовных противников. Глубокое познание Божьего Слова, но неповиновение Его Духу, привело к падению многих христиан. Правильное учение без надлежащей преданности Богу, представляет серьезное заблуждение многих христиан. Тот, кто полагается на свой разум, вместо того, чтобы уповать на Господа (Прит. 3:5), играет на руку сатаны. Как мы отметили на примере Ефесской церкви, в течение нескольких лет, она охладела и механически продолжала следовать ортодоксальному учению. Правильная теология, без глубокой преданности Христу, не может предотвратить умирание церкви.

В-седьмых, сатана нападает на верующих введением их в лицемерие. Церковь на протяжении истории переживала так называемый великий успех, когда ее ряды наполняли религиозно настроенные неверующие и истинные верующие, проводящие свою жизнь в непослушании Богу. Тот верующий, который озабочен своей внешней репутацией, а не внутренним духовным состоянием, совершает не Господний труд, а работу диавола. Удовлетвориться только скрыванием своих грехов и духовной слабостью под маской благочестия, не принося все это к Господу для очищения и утверждения в силе — значит участвовать в сатанинской игре.

В-восьмых, сатана нападает на верующих, увлекая их на пути этого мира, чтобы они сообразились «с веком сим» (см. Рим. 12:2). Во времена благоденствия ему особенно легко уводить Божий народ в материализм, самоудовлетворенность, искажение своего, гедонизм и в удовлетворение мирскими вещественными проявлениями. И еще раз, обратившись к предупреждению Иоанна, мы читаем его высказывание: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1 Иоан. 2:15-16).

В-девятых, превосходя в некотором отношении все остальное, сатана нападает на верующих, вводя их в непослушание Божьему Слову. Бог хочет, чтобы мы верно поступали по Слову, а враг побуждает нас проявлять неповиновение ему. Бог хочет, чтобы мы проводили нравственную жизнь, а враг убеждает нас жить в нечистоте. Бог хочет, чтобы мы говорили истину, были исполнены любви, а враг искушает нас, чтобы мы лгали и ненавидели. Бог желает, чтобы мы довольствовались тем, что у нас есть, а враг искушает нас, вовлекая в алчность. Бог хочет, чтобы мы жили верою, а враг искушает, чтобы мы жили видением. И так обстоит дело с каждым повелением Писания.

Однако, хотя мы и должны знать козни сатаны, чтобы защищаться от них, но делаем это не своим знанием их, а Божьим снаряжением, подготавливающим нас для столкновения с ними. «Для сего примите всеоружие Божие,- говорит Павел,- дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6:13). Недостаточно просто иметь оружие. Иисус задал вопрос: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему не с двадцатью тысячами?» (Лук. 14:31). Нам неизвестно точно, когда, где и как произойдет нападение врага. Поэтому, нам и необходимо облачиться во всеоружие Божие и иметь его на себе постоянно. Когда верующий имеет на себе Божье всеоружие, то нет необходимости доподлинно знать или с определенностью понимать диавольские козни. В действительности, много раз христианин-воин и не будет сознавать опасность, от которой в данный момент защищает его Божье всеоружие.

В Ефесянам 6:14-17 Павел рассказывает нам о семи предметах, составляющих вооружение христианина, которыми Бог снабжает Своих детей, чтобы они могли противостоять нападкам сатаны и его полчища.

Греческая форма аорист последующих глаголов указывает на то, что первые три предмета вооружения должны быть постоянной принадлежностью христианина и он никогда не должен совершать свое хождение без них.

Опоясание истины

Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною (6:14)

Римский воин всегда носил тунику, верхнюю одежду, которая составляла его главное одеяние. Она представляла собой квадратный отрезок ткани с прорезанными отверстиями для головы и рук. В обычном виде эта туника свободно ниспадала складками на теле воина, но так как война в древнее время велась врукопашную, свободная туника, была потенциальной помехой и, даже, представляла опасность. Поэтому, до начала сражения ее тщательно приводили в порядок и подтыкали под тяжелый кожаный ремень, который препоясывал чресла воина.

Обычный житель Ближнего Востока испытывал такое же неудобство со своей одеждой. Когда он спешил, или ему предстояла тяжелая работа, он либо снимал эту одежду, либо собирал ее вокруг пояса. Бог, приготавливая детей Израиля к принятию Пасхальной пищи прежде их выхода из Египта, наставлял Моисея, чтобы тот передал народу: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью» (Исх. 12:11). Говоря о Своем втором пришествии, Иисус повелевает нам: «Да будут чресла ваши препоясаны» (Лук.. 12:35). Петр использовал то же самое выражение, говоря: «Посему (возлюбленные), препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Пет. 1:13). Препоясывание чресл служило признаком подготовленности, и воин, серьезно относившийся к сражению, заботился о том, чтобы зафиксировать свою тунику с помощью ремня.

Ремень, который препоясывает все воедино и демонстрирует подготовленность верующего к войне, является истиной. Aletheia истина в общем употреблении имеет отношение к тому, что правильно. Содержание Божьей истины совершенно необходимый компонент для верующего в его сражении с кознями сатаны. Без знания Библейского учения, как уже упоминал апостол, он является «колеблющимся и увлекающимся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14). В своем первом письме Тимофею, Павел предупреждает, что «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). «Учения бесовские», преподаваемые различными культами и ложными религиями, имеют свое начало в духах обольстителях, которых в послании к Ефесянам Павел называет как: «начальства… власти… мироправители тьмы века сего… (и) духи злобы поднебесной» (6:12). Этим ложным козням сатаны можно с успехом противостоять только истиною Божьего Слова.

Но слово aletheia истина — может иметь также отношение и к правдивости в поведении. Это слово не только представляет аккуратность специфических истин, но и правдивость как качество. Именно это, по-видимому, прежде всего Павел и имел в виду. Христианин должен препоясать себя полной правдивостью в своем поведении. Быть препоясанным истиной — значит показать в своем поведении готовность и искреннюю приверженность. Это и является отличительной чертой искреннего верующего, оставляющего лицемерие и притворство. Каждая помеха в его труде для Господа собирается и закладывается под пояс правдивости, чтобы ему ничто не препятствовало. Подобно тому, как серьезно относящийся к своим обязанностям бегун, снимает с себя перед соревнованием мешающую ему одежду (Евр. 12:1), серьезный воин перед сражением подбирает под ремень свисающие концы своего одеяния.

Насколько более ответственно должен к этому относиться христианин, готовясь встретиться лицом к лицу с силами сатаны. «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику» — говорит Павел (2 Тим. 2:4). Очень печально, что существует так много христиан, которые позволяют «туникам» их повседневных забот и беспокойств развеваться вокруг них на ветру, что постоянно препятствует их верности Господу, давая диаволу всякую возможность ухватить их и поразить их же собственными, незрелыми привычками и интересами.

Я считаю, что стать препоясавши чресла… истиною — значит прежде всего обратить основное внимание на самодисциплину полного посвящения Господу. Только преданный своему делу христианин, также как и воин, и легкоатлет, проявляющие преданность в своей отрасли, может считаться подготовленным. Часто говорят, что победа в войне и в спорте, является прямым результатом желания, ведущего к тщательной подготовленности и приложению максимальных усилий к достижению цели. Именно армия или команда, которая больше всего хочет одержать победу, скорее всего добивается желаемых результатов даже при неблагоприятных обстоятельствах.

Несколько лет тому назад, мне рассказали об одном еврейском юноше из Соединенных Штатов, который решил отправиться в Израиль и поселиться в нем. Поработав там два года, он стал перед дилеммой: или отслужить в армии определенное время, или возвращаться домой. Он принял решение поступить в армию. Его отец был близким другом одного израильского генерала, который опасался, что юноша, воспользуется этой дружбой, чтобы обеспечить себе легкое и безопасное назначение. Но тот, вместо этого, пришел к генералу и сказал: «Моя настоящая служба слишком легкая. Я хочу быть в самом примерном, оперативном, показательном полку израильской армии, где труднее всего служить». Отметив этот дух преданности, генерал сказал: «Люди считают, что израильтяне успешно проводят военные операции потому, что мы — сверхчеловеки, или, что мы обладаем совершенным интеллектом, или необычной военной мощностью. Но наши успехи не, основываются на этих факторах, а на преданности и посвященности, на ничем не ограниченной жертвенности».

Если легкоатлеты проявляют такое огромное постоянство в достижении своей цели и дисциплинируют себя для того, чтобы иметь возможность придти первым на дистанции и получить «венец тленный», то насколько больше должны верующие в Иисуса Христа проявить постоянность и самодисциплину, чтобы с полной уверенностью одержать победу в борьбе против сатаны и получить «венец нетленный» от Бога (1 Кор. 9:25).

Препоясать чресла… истиною — значит обновиться разумом, «чтобы… познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Когда разум христианина-воина преобразуется обновлением в соответствии с истиной Божьего Слова, то он получает силу и способность стать живой, святой жертвой, благодатной Богу, это и является «разумным служением верующего (ст. 1). Во многих отношениях гораздо труднее и ответственнее быть живой жертвой, чем умирающей. Было бы мучительно больно претерпеть смерть за веру на костре, но это мучение скоро бы кончилось. Совершая жизненное хождение в верном «послушании Господу, христианин может по временам также испытывать мучительную боль, что его ответственность не прекращается, а продолжает простираться все дальше и дальше. Для этого требуется, чтобы в нем пребывала сила, которой его обеспечивает Господь благодаря его полной и постоянной преданности Ему. И совершенно необходимо чтобы «любовь… еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, Чтобы познавая лучшее, (мы) были чисты и непреткновенны в день Христов, Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Фил. 1:9-11).

Любовь, познание и понимание Бога должны в нас возрастать. По мере же нашего роста, умножается и наша преданность Господу, чтобы Он усовершенствовал нас во всем, что представляет конечную цель, преследующую «славу и похвалу Божию».

Удовлетвориться посредственностью и половинчатостью — значит не иметь опоясания Божьей истины, будучи уязвимыми для козней сатаны.

Гимн, сочиненный Джоном Монселом, уделяет главное внимание вопросу истинной посвященности:

Добрым подвигом ты подвизайся, Сражайся изо всех сил. Христос — твоя сила, Христос твое право, Держись ты за свою жизнь, Наследуя радость и вечную славу. Беги на ристалище по Божьей благодати, Воззри на небеса, ищи Его ты лик, Жизнь пред тобой простерта Христос твой путь, Христос твой приз. Отложи ты все свои заботы, Положись руководству Его Его безграничная милость дарует надежду, и душа, уповающая на него, убедится, что Христос — ее жизнь и любовь ее.

Броня праведности

И облекшись в броню праведности (6:14)

Ни один римский воин не выходил на сражение без брони, грубой безрукавки, целиком защищавшей его торс. Она часто делалась из кожи или голубого льняного полотна, на которое нашивали, в виде панциря, части копыт, рогов животного, или металлические бляшки. Иногда бронь делали из больших листов металла, запаянных или заклепанных таким образом, чтобы она принимала форму торса, подгоняя ее к телу. Эта часть вооружения имела определенное назначение: защищать сердце, легкие, кишечник и другие внутренние органы.

Согласно древнему иудейскому понятию, сердце представляло разум и волю, а органы брюшной полости — вместилище чувств и эмоций. Разум и эмоции — это две сферы, через которые сатана яростнее всего осуществляет нападение на верующих. Он создает греховное окружение, которым воздействует на нас, искушая греховными помыслами и эмоциями. Он стремится затмить наш разум ложным учением, ложными принципами и информацией, чтобы ввести нас в заблуждение и замешательство. Он также хочет привести в беспорядок и наши эмоции и, тем самым, извратить наши привязанности, права, преданность, цели и обязательства. Он исполнен желания похитить из нашего разума Божье Слово и подменить его своими извращенными идеями. Он стремится подорвать наше доброе, чистое житие и подменить его аморальностью, алчностью, завистью, ненавистью и другими нечистотами и пороками. Он хочет, чтобы мы потешались над грехом, а не оплакивали его и старались оправдать. Он обольщает нас, чтобы мы свыклись с грехом в своей жизни и с окружающей нечистотой, и не испытывали беспокойство в своей совести.

Против этих нападок сатаны верующего защищает броня праведности. Праведность должна быть нашим достоянием, облекая все наше существо, так же, как броня древних воинов.

Павел здесь не говорит о самоправедности, что совсем не есть праведностью, а наихудшей формой греха. Однако, именно в такую праведность рядятся многие христиане, считая, что их характер, легалистское поведение и достижение угодны Богу и будут удостоены Его награды. Но вместо того, чтобы защитить верующего, одеяние самоправедности дает в руки сатаны готовое оружие, для подавления и удушения нашей духовной жизни и служения. Самоправедность не позволит верующему поддерживать общение с Богом так же, как и не допустит войти в Его царство (Матф. 5:20). Несмотря на то, что мы являемся верующими, наша праведность — это не что иное, как грязная, запятнанная одежда (Ис. 64:6). Она не приносит нам благорасположение Божие и не ограждает нас от сатаны.

Павел здесь также не говорит о приписываемой нам праведности, о совершенной праведности, которой Бог наделяет каждого верующего в тот момент, когда он возложит свою веру на Христа (Рим. 4:6, 11, 22-24). Ибо Бог соделал Христа, «не знавшего греха… жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Мы не можем облечься в то, что уже на нас одел Бог. Эта праведность является нашим постоянным одеянием на протяжении этой земной жизни и в вечности.

Та праведность, которой наделил нас Бог, является основанием нашей христианской жизни. Она ограждает нас от ада, но, сама по себе, не ограждает нас от сатаны в этой на стоящей жизни. Броня праведности, в которую мы облекаемся, как в духовные доспехи против нашего неприятеля, — это практическая праведность жизни, проводимой в повиновении Божьему Слову. (Ср. согласование праведного поведения с «новым человеком» в 4:24-27, что, будучи реализованным, «не даст места диаволу». Обратите также внимание на ссылку относительно облечения в дела праведности в Кол. 3:9-19).

Павел показывает взаимосвязь между этими двумя формами истинной праведности в Филлипийцам 3. Он говорит, что его спасение базируется, исключительным образом на праведности, которой наделил его Бог, «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (ст. 9). Но его христианское хождение включает другой вид праведности, практическую разработку праведности от Бога: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (ст. 12-14). Наделенная Богом праведность делает возможным существование практической праведности, но только повиновение Господу превращает практическую праведность в реальность.

Павел торжествовал по поводу приписываемой ему праведности, которой его могла наделить Божья спасительная благодать. Но он не злоупотреблял ею, что делали многие христиане на протяжении истории церкви. Христиане, которые заявляют, что не имеют реального значения то, как они мыслят, говорят или поступают, потому что все их грехи: прошлые, настоящие и будущие омыты кровью Христа, отражают подобное злоупотребление, представляя собой уязвимую мишень для стрел врага. Павел, в Послании к Римлянам 6, противостоит подобному иррациональному аргументу, не имеющему никакого основания в Священном Писании: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (ст. 1-2; 11-13). Иисус умер, чтобы спасти нас от каждого аспекта греха, от его присутствия, а также от его власти и наказания.

Облечься в броню праведности — значит проводить жизнь в повиновении нашему Небесному Отцу каждый день и .каждое мгновение. Эта часть Божьего всеоружия представляет собой святое хождение, для которого Бог обеспечивает нас образцом, на который нужно равняться, и силой; а мы, со своей стороны, должны приложить к этому готовность и старание. Бог Сам облекает нас в праведность, вменяя ее нам, а мы должны прибавить к ней праведность практического свойства.

Не иметь брони праведности для христианина, прежде всего, значит не иметь радости. Первое Послание Иоанна, содержит множество предупреждений и повелений, направлен- ных к верующим. Наряду с другими истинами Послания называется и та, «чтобы радость (ваша) была совершенна» (1 Иоан. 1:4). Иными словами, отсутствие повиновения, влечет за собой и отсутствие радости. Только послушный христианин исполнен радости.

Многие эмоциональные проблемы внутреннего характера и во взаимоотношениях с людьми, которые испытывают христиане, возникают по причине отсутствия личной святости. Многие наши разочарования и расстройства обосновываются не внешними обстоятельствами, и не вызваны проблемами человеческих взаимоотношений, но нашим нераскаянным и неочищенным грехом. И, когда окружающим людям удается лишить нас радости, то это происходит потому, что мы не защищены оружием святой жизни. В любом случае, причина несчастья коренится в нашем собственном грехе. После того, как Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией, приказав умертвить ее мужа Урию, он не находил себе мира и покоя. Именно поэтому его великий псалом покаяния пред Богом за эти грехи включает и следующее моление: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 5: 14). Жизнь, запятнанная грехом, не лишает нас спасения, но радости спасения.

В наши дни церковь зачастую виновна в том, что снабжает верующих бумажным вооружением в виде доброго совета, программ, деятельности, технических приемов и методов, когда они нуждаются только в одном — благочестивом всеоружии святого хождения. Ни одна программа, ни один метод или технический прием не может дать верующему полноту жизни и радость, когда он не хочет исповедать и оставить свой грех.

Во-вторых, отсутствие облечения практической праведностью приведет к бесплодности. Непослушный христианин отличается непродуктивностью в Божьем деле, и все его кажущиеся достижения будут носить мнимый, поверхностный характер, лишенный подлинного духовного содержания.

В-третьих, жизненное хождение, лишенное святости, приводит к потере награды. И все, что будет предпринимать мирской, плотской христианин никогда не удостоится небесной награды. Все его усилия, ни что иное как дерево, сено или солома в Божьих очах, и когда он предстанет пред Господом, то его бесполезный труд подвергнется огню, а награда будет потеряна (1 Кор. 3:12-15).

В-четвертых, жизненное хождение, лишенное святости, приносит поношение Божьей славе. Самый большой вред который совершает грех христианина, заключается в том, что он бросает тень на его Небесного Отца. Грех не служит «украшением учению Спасителя нашего Бога» (Тит. 2:10).

«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Пет. 2:11). Плотские похоти и другие формы греха, представляют собой арсенал сатаны, с которым он ведет нападение против наших душ. Поэтому, наше всеоружие должно включать броню преданности, настоящей святости, настоящего, искреннего христианина, который пленяет «всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5), «о горнем (помышляя), а не о земном» (Кол. 3:2). «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергаем дела тьмы и облечемся в оружие света… Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:12, 14).

Ноги, обутые в благовестие

И обувши ноги в готовность благовествовать мир (6:15).

В настоящее время, у нас имеется обувь на всякий случай: выходная, рабочая и для отдыха. В спорте существует особый вид обуви для каждого его вида в отдельности. Теннисист должен носить один вид обуви для игры на асфальтированной площадке; а для занятий на земляной поверхности или на траве нужна совершенно иная обувь. Так же футболисты и игроки в бейсбол носят определенную обувь, соответствующую их занятиям и поверхности поля.

Воину еще важнее иметь подходящую обувь, чем атлету, потому что от нее может зависеть его жизнь. Когда он марширует по грубым, раскаленным солнцем дорогам, взбирается за зубчатые скалы, наступает на тернии и пробирается вброд через потоки, усеянные острыми камнями, его ноги нуждаются в значительном предохранении. Воин, ноги которого покрыты мозолями, порезами или вздутиями, не может хорошо сражаться, а зачастую, даже, и стоять, что вызывает опасную ситуацию во время боя. Он не может искусно орудовать мечем или щитом, а также продвигаться вперед или отступать.

В дополнение к тому, что обувь воина-римлянина отличалась прочностью и носкостью, в нее были вбиты кусочки металла или гвозди-подковы, чтобы обеспечить ему большую устойчивость при переходе через гладкие скалы и большую стабильность при сражении.

Духовная обувь христианина представляет не меньшую важность в его брани против козней диавольских. Если он тщательно препоясал свои чресла истиною и облекся в броню праведности, но не позаботился, чтобы обуть ноги в готовность благовествовать мир, то благодаря этому, обречен на преткновение, падение и на многие неудачи.

Hetoimasia — готовность имеет общее значение «приведения всего в состояние готовности». В Титу 3:1 Павел пользуется данным термином, увещевая верующих «быть готовыми на всякое доброе дело» (добавлено выделение). Добрая пара башмаков подготавливает воина к долгому маршу, восхождению на гористую местность, к сражению и ко всему, в чем возникает необходимость. Христос требует от Своего народа такой же готовности.

Так как Павел цитировал Исаию 52:7 в контексте проповеди Евангелия («как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое» Рим. 10:15), многие комментарии также истолковывают Ефесянам 6:15, как ссылку на проповедь. Но в тексте Послания к Ефесянам Павел не ведет речь о проповеди или учительстве, но о ведении духовного сражения. Он не говорит о путешествии с целью благовествования, но о том, чтобы устоять (ст. 11, 13, 14). Тема его повествования заключается не в том, чтобы приводить погибающих ко спасению, но успешно сражаться с диаволом.

В этом отрывке выражение благовествовать мир означает, что верующие имеют мир с Богом и это — содержание благовествования. Неспасенный человек — беспомощен, греховен и нечестив, находясь в состояний вражды с Богом (Рим. 5:6-10). Спасенная же душа, с другой стороны, примирена с БОГОМ чрез веру в Его Сына (ст. 10-11). Как провозгласил Павел несколькими стихами выше: «Мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (5: 1). «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, — объяснял Павел Колоссянам, — Ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (1:21-22).

Благовествование мира — это чудесная истина, заключающаяся в том, что во Христе мы теперь в мире с Богом, будучи едины с Ним. Поэтому, когда наши ноги обуты в готовность благовествовать мир, мы крепко стоим в полной уверенности, что Бог любит нас, в союзе с нами и готов сражаться за нас.

Когда Петр вынул меч из ножен во время прихода воинов в Гефсиманский сад с целью взять Иисуса, то он считал себя непобедимым, потому что все воины пали на землю при звуке голоса Иисуса, произнесшего слова: «Это Я» (Иоан. 18:6). Когда пред детьми Израиля предстало великое полчище мадианитян, исчисляемое в тридцать две тысячи человек, то Господь сказал Гедеону: «Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня» (Суд. 7:2). Когда Гедеон сократил численность своих сил до трехсот человек, Господь даровал Израилю поразительную победу, так что им не пришлось даже прибегнуть к силе оружия (ст. 22). Когда к Иуде приступили могущественные армии аммонитян и моавитян, то Господь дал обещание царю Иосафату, говоря: «Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2 Пар. 20:15). Когда Его народ стал «восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между аммонитянами, моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иуду, и были они поражены: Ибо восстали аммонитяне и моавитяне на обитателей горы Сеира, пришедшими на Иуду, и были они поражены: Ибо восстали аммонитяне и моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их; а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга. И когда иудеи пришли на возвышенность к пустыне и взглянули на то многолюдство, и вот — трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего» (ст. 22-24). Как и с горсточкой воинов Гедеона, выступивших против мадианитян, Господь одержал победу; и его народу не пришлось поднять оружия.

Верующий, стоящий в Господней силе, не должен страшиться никакого врага, даже самого сатаны. Когда он приходит, чтобы напасть на нас, наши ноги крепко укорененны на твердом основании благовествования мира, вещающего о том, что Бог является Защитником нашим. Мы, ранее бывшие Его врагами, теперь являемся Его детьми, и наш Небесный Отец предлагает нам Свои полные ресурсы, чтобы мы укреплялись «Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10). «Если Бог за нас, кто против нас? — задает вопрос Павел, — Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:31, 37-39).

Верующий, исполненный Святым Духом, полностью облеченный во всеоружие Божее, может с уверенностью петь вместе с Джоном Ньютоном:

Хоть много врагов тебя теснит И слаба рука твоя, Бог жизнь твою во Христе хранит Вдали от мира зла.

Хоть слаб ты душой, не упадешь, Колеблющийся не отпадет, Иисус подкрепляет святого Его, В Нем силу он обретет.

Пусть смертный глаз не видит Его, Вера зрит Его всегда, Он водит и подкрепляет тебя, В Нем победил ты сполна.

Однажды Он грех и смерть поразил, Тебя искупил любя, И час тот придет, кто любит Его, Одержит победу навсегда.