Глава 1. Приветствие

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1:1-2)

В своем приветственном слове Павел представляет двойной источник своего апостольского авторитета, двойное описание верующих, двойное благословение, почивающее на верующих, и двойной источник этих благословений.

Двойной источник авторитета

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа.

Павел писал, имея авторитет апостола. Ароstоlos означает «посланник». В Новом Завете это слово используется в качестве официального титула тех людей, которых Бог особо избрал для постановления основания церкви и для того, чтобы получать от Него заключительное откровение — Новый Завет, записывая его и выступая в качестве учителей истины. Долг апостола состоял в благовестии Евангелия (1 Кор. 1:17), в молитве и служении Слова (Деян. 6:4), в совершении чудес (2 Кор. 12:12), утверждении других тружеников церкви (Деян. 14:23) и в составлении Божьего Слова (Еф. 1:1 и т. д.)

Помимо первоначальных двенадцати апостолов и Матфия (Деян. 1:26), который заменил Иуду, Павел был единственным дополнительным апостолом, которому, как говорит он сам, «Христос явился и мне как (некоему) извергу» (1 Кор. 15:8). Но он, полностью соответствуя необходимым для служения требованиям, нисколько не был ниже остальных апостолов (1 Кор. 9:1).

Павел был наделен полномочиями не за академическую подготовленность или руководство в качестве учителя иудаизма, он был апостол Иисуса Христа волею Божиею. Павел учил и писал не своим личным авторитетом, а двойным, но неразделимо целым авторитетом Сына Иисуса Христа и Отца Бога. Высказывая эту истину, Павел не выставлял напоказ личные заслуги, не возвышал себя над остальными верующими. Он хорошо помнил о том, что ранее был хулителем, жестоким гонителем церкви, недостойным грешником, поступающим так в своем неведении. Он все еще почитал себя наибольшим из грешников (1 Тим. 1:13, 15). Подобно каждому христианину он был прежде всего «раб Иисуса Христа»,

своего Господа (Рим. 1:1). Упоминая о своем апостольстве, Павел просто утверждает свой незаслуженный, но данный от Бога авторитет, чтобы говорить от Его имени, о чем он заявляет в начале каждого своего послания за исключением Посланий к Филиппийцам и 1; 2 Фессалоникийцам.

Двойное определение верующих

находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе

Бог считал святыми тех верующих, которых Он освятил. Именно они и являются святыми. Это труд со стороны Бега. С человеческой стороны, верующие — это те, кто пребывает верным, доверяя полностью Иисусу Христу, как Своему Господу и Спасителю, возлагая упование на Него.

Каждый христианин является святым, потому что он отделен от мира и очищен, и освящен чрез совершенную праведность Христа, которая засчитывается ему (Рим. 3:21-22; 1 Кор. 1:30; Фил, 3:9 и т. д.). Когда человек своею верою принимает Христа, то Бог по Своей благодати дарует ему праведность Христа. Это — совершенная праведность Христа, а не личные заслуги и достижения человека, невзирая на их кажущуюся высоту и величие в глазах человеческих. Эта праведность Христа утверждает и укрепляет каждого верующего, как одного из Божьих святых через спасительную веру.

Двойное благословение, почивающее на верующих

Благодать вам и мир (1:2а)

Это приветствие было довольно типичным среди христиан первой церкви. Charis (благодать) — это Божье великое благорасположение, обращенное к тем людям, которые не заслуживают его, но которые возложили свою веру и упование на Его Сына, Иисуса Христа. Это приветствие — больше, чем пожелание благополучия своему брату или сестре по вере. Оно также является признанием Божественной благодати, в которой мы пребываем и, которая сделала нас всех сообща членами Тела Христа и семьи Божьих детей.

Благодать — это источник, из которого изливается мир eirene. Обладая благодатью от Бога, мы имеем мир с Богом -и Божки мир, «который превыше всякого ума» (Фил. 4:1). Слово мир является эквивалентом еврейского shalom, передающего в наивысшем смысле значение, выражающее процветание и полноту.

Двойной источник благословения

от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

Двойной источник благословения аналогичен источнику авторитета — это Бог Отец наш и Господь Иисус Христос. Это не два отдельных и отличительных источника, но два проявления одного и того же Источника, которые выражаются соединительным союзом kai и, что может указывать на равнозначность. Здесь это указывает на то, что Господь Иисус Христос является Божественной Личностью так же, как Бог Отец наш.

Послание Павла на всем его протяжении пронизано единой мыслью о том, чтобы верующие могли понять и более полно пережить все благословения, дарованные Небесным Отцом и Его Сыном — Спасителем Иисусом Христом.