Глава 3. Искупление Кровию Его

которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, В устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (1:6-10).

Несколько лет назад в Америке были весьма популярны торговые купоны. За каждый потраченный доллар покупатель в качестве поощрения получал определенное число таких купонов, Когда же набиралось их достаточное количество, то можно было в особом центре получить за них какой-то товар.

Спасение составляет одну из центральных тем Писания и книги Послание к Ефесянам. Оно содержит в себе гораздо больше, чем простую идею обмена одного предмета на другой, равноценный по значимости.

Значение искупления

Слово искупление может быть передано шестью различными терминами. Все они выражают оттенки одного понятия — Dikaioo. Близкие, родственные ему слова обозначают законное оправдание от возводимого обвинения и в теологическом смысле передают оттенок реабилитации грешника и объявления его праведным перед Богом (см. например Рим. 3:4; 4:25; 5:18;1 Тим. 3:16). Aphiemi — в основном означает отослать и используется для указания на то, что была произведена законная уплата и погашение долга и человек получил помилование. В Писании это слово использовалось применительно к дарованию Богом прощения греха (см. Матф. 9:2; Рим. 4:7; Еф. 1:7; 4:32 и т. д.). Huiothesia имеет отношение к легальному процессу усыновления ребенка и Павел использует этот термин для того, чтобы показать усыновление верующего Богом и принятие его в семью Божьего народа (см. Рим. 8:15; Гал. 4:5; Еф. 1:5). Katallasso означало законное примирение между двумя враждующими сторонами в судебном порядке. В Новом Завете это слово используется для выражения примирения верующего с Богом через Иисуса Христа (Рим. 5:10;2 Кор. 5:15-20).

Два следующих юридических термина имеют отношение к искуплению. Agorazo и близкое по значению слово exagorazo употребляются при совершении сделки, купли и продажи. Эти термины происходят от слова agora, что означает «базар» и родственные слова, как глаголы так и существительные, касаются купли-продажи на базаре. В Новом Завете они употребляются в значении духовного приобретения или искупления. (См. Гал. 3:13; Отк. 5:9; 14:3-4 и т, д.).

Другой термин передающий значение «искупление» — lutroo (вместе с родственными однокоренными словами) означает «освободить от пленения». Он носит еще более сильное значение, чем agorazo и в форме существительного переводится здесь как искупление. Это слово применялось в значении внесения выкупа для освобождения человека из уз, особенно из рабства.

В Новозаветные времена в Римской империи имелось шесть миллионов рабов. Купля-продажа рабов была весьма распространенным занятием. Если кто-либо желал освободить родного или близкого из рабства, то он обычно покупал его для себя, а затем отпускал на свободу, заверяя в письменном виде акт его освобождения. Lulkoo и использовалось для обозначения подобного освобождения раба.

В Новом Завете этот термин передает аналогичное значение для представления искупительной жертвы Христа на кресте. Христос внес цену искупления для обретения Себе падшего человечества и освобождения его от греха.

Каждое человеческое существо, рожденное в мир с момента, грехопадения, заключено в тенетах греха, будучи полным рабом своей человеческой природы, разделенной со своим Творцом. Никто из живущих на земле не обладает духовной свободой от греха и его пагубных последствий. Никто не избежит наказания за грех — смерти (Рим, 6:23). «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4).

Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан. 8:34) и Павел отмечает, что не существует ни одного человека, который бы не грешил: «Нет праведного ни одного» {Рим. 3:10; ср. Пс. 14:1). В том же послании апостол говорит, что мы все «проданы греху» (7:4) и, в действительности, все творение подпало под владычество греха (8:21).

Грех закрепощает человека и содержит его в своих тенетах. Поэтому и необходимо внесение уплаты за его освобождение от рабства. Смерть является ценой, которую приходится вносить за искупление человека от греха. Библейское искупление, таким образом, имеет отношение к Божьему акту внесения уплаты за грех. Бог Сам внес этот выкуп за грех всех людей.

В Послании к Римлянам Павел говорит об искуплении, как об освобождении от греха и превращении освобождаемых в рабов праведности (6:18). В Послании к Галатам он описывает искупление, говоря, что Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (1:4), что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (3:13), призывая нас к свободе, «которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (5:1). В Послании к Колосянам апостол высказывает следующие слова, что Христос избавил «нас от власти тьмы…» и ввел «в Царство возлюбленного Сына Своего, В Котором мы имеем искупление, Кровию Его и прощение грехов» (1:13-14).

Автор Послания к Евреям следующими словами объясняет искупление: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола, И избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (2:14-15).

Элементы искупления

Которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном, В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, В устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (1:6б-10).

В этом отрывке Павел упоминает пять элементов искупления, предлагаемого Богом чрез Своего Сына, которое Он приготовил падшим в грехопадение людям. Это: Искупитель, искупленные, цена искупления, последствия и причина.

Искупитель

Благодать (ст. 6а) предшествует слову которою. Бог облагодетельствовал нас в Возлюбленном Своей благодатью (незаслуженной любовью и благостью) и, будучи в Нем, мы имеем прощение. Иисус Христос — наш Искупитель от греха, Возлюбленный (это слово означает, что Он является Тем, Кого возлюбил Бог), Кто Сам внес уплату за наше освобождение от греха ж смерти. Теперь мы принадлежим Христу и верою едины с Ним, являясь членами Его Тела. Поэтому нас и принимает Бог.

В начале служения Иисуса Отец провозгласил о Нем говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Матф. 3:17). Уверовав в Него, мы получили избавление «от власти тьмы». Он ввел нас «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13). Так как ныне мы пребываем (в Возлюбленном), то являемся также «возлюбленными Богом» (Рим. 1:7).

Только Иисус Христос имеет полное наследственное право Божьей благости.

Но полностью отождествившись с Ним верою и мы имеем доступ к сокровищнице Божьей благодати. Будучи нашим Спасителем и Господом, Возлюбленным Отцом и обладая всеми благостями Отца, Он даровал и нам незаслуженное право занимать такое же положение, как Он. Мы также возлюблены Отцом и обладаем правом доступа ко всем Его благостям. Иисус сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим» (Иоан. 14:21).

Отец теперь любит нас так как и Иисуса Христа и хочет, чтобы мы обладали всем Его достоянием. Поэтому Павел мог сказать, что Он, «благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3). Каждый христианин является возлюбленным Божьим чадом, потому что; Господь Иисус Христос сделался нашим Искупителем.

Ветхозаветная концепция о родственнике, выкупающем какое-либо имущество, раскрывает перед нами три характерные черты: это — родственник того, кто нуждается в подобном выкупе, он в состоянии заплатить цену выкупа и выражает готовность это сделать. Господь Иисус прекрасно соответствует данным требованиям. .

Один поэт выразил волнующую реальность искупления так:

Ближе к Богу, чем есть сейчас, Мне не подойти. Ведь я стою там, где Спаситель Мой, Не нужно мне ближе идти

Дороже Богу, чем есть сейчас Я не смогу пребыть. С Возлюбленным Божьим Сыном Меня связала червленая нить.

Искупленные

Нас «святых и верных во Христе Иисусе» (ст. 1) Искупитель облагодетельствовал Своей благодатью. Мы поэтому имеем искупление Кровию Его.

В главе 2 Павел напоминает нам о нашем прежнем состоянии, когда Бог так милостиво искупил нас. Мы были «мертвы по (нашим) преступлениям и грехам», «жили по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе», «по плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева», «не имели надежды и были безбожники в мире» (ст. 1:3, 12). В главе 4 он напоминает нам, что мы прежде «поступали… по суетности ума своего, Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине… невежества и ожесточения сердца» (ст. 17). И вот таких людей (а других и не бывает) избрал Бог для искупления.

Безусловно, именно такие люди и нуждаются в искуплении. Добропорядочные люди и не испытывали бы необходимости в обращении к Искупителю. Поэтому Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:14).

До тех пор, пока человек не сознает своей нужды в искуплении, ему нет необходимости иметь Искупителя. Пока он не признает сам факт своего полного и безнадежного порабощения грехом, он не будет и искать освобождения от него. По, обратившись сердцем к Богу, он обретает свободу от проклятия греха, присоединившись к Телу Христа — Церкви, получая всякое духовное благословение.

Цена искупления

В котором мы имеем искупление Кровию Его

Ценой искупления является Кровь Христа. Божьему Сыну пришлось пролить Свою кровь, уплатить высокую цену для того, чтобы выкупить грешников с невольничьего рынка греха (ср. Лев. 17:11; Евр. 9:22).

Пролитие крови — это метонимия смерти, которая является наказанием и платой за грех. Христос соделался добро-вольно нашим Заместителем, предав Себя за нас и пролив Свою Святую Кровь. Мы заслужили эту смерть и не могли избежать наказания, спастись своими силами. Возлюбленный Спаситель занял наше место; будучи без греха и порока, Он взял наши грехи на Себя; внеся уплату за нас, Он снял с нас приговор к смерти и аду.

В Ветхозаветние времена на жертвенниках скинии и позже храма приносилась постоянно кровь жертвенных животных. Но эта кровь никогда не могла очистить приносящих ее. Она и не была предназначена для этой цели. Жертвенные животные выполняли символическую роль, служа прообразом и заместителями. Как это объясняет автор Послания к Евреям. «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). В противоположность этому, в пролитии Его крови «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (10:10). Он «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефес. 5:2).

Сам Спаситель говорил о том, что Его кровь была «за многих изливаема во оставление грехов» (Матф. 26:28). Составитель Послания к Евреям объясняет, что Христос совершил Свое жертвоприношение «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:12-14).

Мы «не тленным серебром или золотом искуплены… Но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Пет. 1:18-19). Не вызывает удивления тот факт, что Иоанн видел четырех животных и двадцать четыре старца, которые воспевали: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени. И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле (Отк. 5:8-10). Искупление заключено «во Христе Иисусе… в Крови Его чрез веру» (Рим. 3:24-25). Он внес уплату за порабощенных грехом, выкупив их на невольничьем рынке, когда они содержались в узах рабства, выпустил их на свободу, как Божьих сынов. Будучи свободны от этих оков, они пребывают в союзе с Христом, пользуясь всеми привилегиями, которые дает такое положение. Его смерть освобождает верующих от вины греха, осуждения и| уз, от владычества греха и его наказания. И мы ожидаем, что наступит тот радостный день, когда избавимся от него самого.

Последствия искупления

прощение грехов, по богатству благодати Его, Каковою Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении. Открыв нам тайну Своей воли (7-9)

Искупление влечет за собой всевозможные благодеяния «всякое духовное благословение в небесах» (ст. 3). Но здесь Павел уделяет основное внимание двум важным аспектам. Один из них затрагивает отрицательный характер, касающийся прощения грехов, а другой- положительный характер — премудрости и разумения.

Прощение. Самым первоначальным последствием или результатом искупления для верующего человека является прощение, одна из центральных истин спасения как Ветхого, так и Нового Завета. Эта истина особенно дорога тем, кто пережил на своем опыте благословение, которое несет с собой прощение. На Тайной Вечере Иисус поведал Своим ученикам, что чаша, которую Он разделяет между ними, является Его «Кровь… Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:28). Искупление неизбежно приводит к прощению грехов.

Школа психологии, уделяющая основное внимание вопросу поведения человека, а также некоторые другие школы считают, что мы не можем нести вину за свой грех, который вызывается погрешностью в нашей генетической структуре; в этом может быть виновно неблагоприятное окружение, родители или другие внешние обстоятельства. Но грех человека является его личной ошибкой и погрешностью и человек несет за него вину. Честный и искренний человек, понимающий свои сердечные наклонности, хорошо знает об этом.

Евангелие не преподает учение, как ложно считают некоторые, о том, что люди не имеют греха или виновны, но, напротив, утверждает, что Христос снимет грех и вину с тех, кто уповает на Него. Как говорил Павел иудеям в Антиохии Писидийской: «Ради Его возвещается вам прощение грехов, И во всем… оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:38-39).

Самым величайшим праздником Израиля был Йом Киппур, День Очищения. В этот день первосвященник выбирал два жертвенных козла, не имеющих в себе никакого порока. Одного козла заколали и в качестве жертвоприношения — окропляли его кровью жертвенник. На голову же другого первосвященник полагал свои руки, символически возлагая на него грехи всего народа. Затем этого козла уводили вглубь пустыни, чтобы он не мог найти дорогу назад.

Этот акт символизировал, что грехи народа удалены вместе с козлом и никогда не возвратятся к нему вновь (Лев. 16:7-10).

Но этот акт, каким бы прекрасным и значительным он не был, в действительности не снимал грехи народа, о чем все хорошо знали. Он являлся только образным изображением того, что только Бог Сам во Христе мог совершить. Как уже ранее упоминалось, aphiemi (от которого произошло слово прощение) в основном означает отослать. Как юридический термин это слово можно выразить так: внести уплату или погасить долг, или же даровать помилование. Пролив Свою кровь, Иисус Христос в действительности взял на Себя грехи мира и удалил их бесконечно далеко, откуда они никогда не смогут возвратиться. Это — степень прощения грехов.

Трагично, что многие христиане находятся в подавленном состоянии по причине своих согрешений и ошибок, как будто Бог их по-прежнему вменяет им в вину. Их склад ума и поведение свидетельствуют об этом заблуждении. Они забывают о том, что Бог взял их грехи на Себя и, поэтому, их грехи Он удалил «как далеко восток от запада» (Пс. 102:12). Они не помнят Божьих обетовании, которые Он произнес устами пророка Исайи о том, что придет день, когда Он изгладит беззакония верующих «как туман» и их грехи «как облако», (Ис. 44:22). Еще до прихода Мессии, задолго до того, как Он заплатил Своей кровью за искупление человечества, Бог говорил об этом акте, как о свершившемся событии. И те христиане, которые имеют унылый дух, забывают, что Бог пронизывал Своим взглядом глубины веков еще до основания земли и возложил грехи Своих избранных на главу Своего Сына, который удалил их безмерно далеко. Он снял с нас эти грехи задолго до нашего рождения и они никогда не могут возвратиться назад.

Сотни лет до Голгофы, Михей провозглашал: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззакония и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:18-19).

Для древнего Израиля расстояние от востока до запада и «пучина морская» обозначали бесконечность. Бесконечно и безгранично Божье прощение; оно удаляет наши грехи на самый край безграничной вечности.

В произведении Шекспира «Король Ричард III» (5.3.194) король сетует:

Моя совесть имеет сотни языков И каждый из них твердит свое, Осуждая меня как злодея.

В отношении христиан все обстоит иначе. Когда Иисус вошел в нашу жизнь как Спаситель и Господь, Он сказал нам то же самое, что и женщине, взятой в прелюбодеянии: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан. 8:11). «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:1-2).

Прощение во Христе Иисусе является незаслуженным нами актом. Оно — Божий совершенный дар.

Продолжая согрешать, мы имеем нужду в постоянном прощении и очищении. Хотя мы невольно и впадаем в согрешение, Иисус, когда мы исповедуем грехи наши, «будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9). Он прощает все наши грехи, смывая их могучим потоком благодати спасения. Это не означает, что мы больше не можем согрешать. Согрешения оказывают негативное влияние на наш рост, радость, мир, лишая нас близкого и плодотворного общения с Отцом и препятствуют нашему труду для Господа. Поэтому в Библии содержится призыв к верующему, чтобы он ежедневно обращался к Богу с молитвой прощения. В таком случае он не только испытывает радость прощения искупления в целом, но и определенного прощения, ежедневного очищения, что приносит полноту общения с Господом и жизненную духовную энергию для труда. Это положение составляет смысл учения Господа о молитве, что записано в Матфея 6:12, 14-15.

В семье Божьих детей нет второсортных христиан и забытых, оставленных граждан Божьего царства или Его детей. Каждый грех каждого верующего навеки прощен. Богу известна наша прошлая, настоящая и будущая жизнь. Мы перед Ним как открытая книга. Однако, Он говорит: «Я испытываю удовлетворение в отношении вас, потому что доволен Моим Сыном, Кому вы принадлежите. Когда Я смотрю на вас, то вижу Его — вот это и приносит Мне удовлетворение».

Так как Бог принимает каждого верующего так, как Он принимает Своего Сына, то и каждый верующий должен принимать себя таким же образом. И мы рассматриваем себя именно так, как Бог видит нас, прощенных грешников, облеченных Его праведностью, как провозгласил Сам Бог. Думать о себе иначе — это не признак смирения, но возвышения и гордости, потому что мыслить иначе — значит возносить свое суждение над Божьим Словом и принижать цену искупления, которую заплатил Его возлюбленный Сын. Христиании, очерняющий себя и сомневающийся в полном Божьем прощении, отрицает тем самым Божий труд и поносит Его чадо. Если мы имеем значение для Бога, то безусловно должны иметь значение и для себя самих.

Можно иметь друзей, занимающих высокое положение. Человек может быть лично знаком с президентами, царями, правителями, сенаторами и деятелями мирового масштаба. Но подобные дружественные отношения бледнеют перед лицом самого незначительного христианина, который не только является другом Творца вселенной, но и Его чадом. Филипп Блисс писал:

В Слове Своем Христос учит меня, Чтобы я знал, как Он любит меня, В книге святой много вижу чудес, Но всех отраднее эта мне весть. Есть песнь прекрасная в сердце моем, Ее спою я на небе святом; Когда увижу во славе Христа, Я повторю, как Он любит меня!

Всеобъемлющая широта нашего прощения прослеживается в утверждении Павла, которое гласит о богатстве благодати Его. Божья благодать, подобно Его любви, святости, могущественной силе и всем другим качествам Его естества, простирается за пределы всевозможных границ. Ее невозможно постигнуть нашим человеческим разумом, или описать, однако нам известно, что Бог дарует прощение по богатству Своей безграничной благодати.

Если бы вы обратились к мультимиллионеру с просьбой уделить какую-либо сумму на благотворительную деятельность и он выписал бы вам чек на двадцать пять долларов, то он бы это совершил из-за своего богатства. Многие бедняки жертвуют на материальные нужды не меньшую сумму. Но если же он дал вам чек в пятьдесят тысяч долларов, то можно сказать, что он уделил эту сумму по своему богатству.

Это небольшое изображение Божьей щедрости. И Бог не только дает нам прощение по богатству благодати Своей, но дарует нам его в преизбытке. Нам не нужно никогда терзаться душой о том, что наш грех превышает благодатное Божье прощение. «Когда умножился грех, — уверяет нас Павел, — стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Наш Небесный Отец не отпускает нам благодать какой-то определенною мерою, которая едва покрывает наши грехи. И наши грехи не могут превысить Божью благодать, невзирая на тяжесть и величину наших грехов. Его прощение беспредельно и Бог обильно, не мерою, наделяет тех, которые уповают и надеяться на Его Сына. Поэтому мы не только можем предвкушать пребывание во славе с Богом, но и в настоящее время испытывать радость и удовлетворение в общении с Ним.

Премудрость и разумение. Во-вторых, искупление приносит с собой верующему премудрость и разумение. Sophia мудрость подчеркивает понимание вопросов исключительной важности: таких, как жизнь и смерть, Бог и человек, праведность и грех, рай и ад, вечность и время. Павел говорит о мудрости, имеющей отношение к Богу. Phronesis разумение, с другой стороны, подчеркивает практическое понимание, усматривание нужд, проблем и принципов повседневной жизни. Это духовное благоразумие и рассудительность в разрешении обыденных вопросов.

Бог не только дарует нам прощение, снимая с нас запинающие грехи, искажающие нашу жизнь, но также дает всем нам необходимые средства для понимания Его и хождения в этом мире таким образом, чтобы отражать Его волю, угождая Ему. Он с щедростью снабжает нас своими ресурсами, чтобы мы могли понимать Его Слово и знать, как повиноваться Ему.

В Иисусе Христе, Бог доверяет нам Свои тайны. «Мудрость же мы проповедуем между совершенными», — говорит Павел, — это — «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей… Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:6-7,12). Он заключает этот чудный отрывок, говоря: «А мы имеем ум Христов» (ст. 16).

Французский философ Андре Моро сказал: «Вселенная холодна и индифферентна. Кто является ее создателем? Почему и для какой цели мы находимся на этом крошечном земном островке, который стремительно уносится в вечность. Я не имею об этом ни малейшего понятия, и убежден, что этого не знает ни один человек хоть в какой-либо степени».

Не удивительно, что те люди, которые не признают существование Бога и тем более не доверяют и не служат Ему, не имеют ни малейшего представления о том, для чего существует жизнь, вселенная и вечность. Иисус говорил: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Матф. 11:25). Иаков в своем послании высказывает следующее: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бота, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5). Бог, снимая с нас грех, не оставляет нас в духовном, моральном и умственном вакууме, где нам нужно разрешать все вопросы самим. Он в обильной мере наделяет нас премудростью и разумением по богатству Своей благодати точно таким же образом, как Он наделяет нас прощением по тому же богатству.

Причина искупления

по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, В устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (1:9-10).

Почему Бог для нас так много сделал? Для какой цели Он благословил нас всяким духовным благословением, избрал нас во Христе прежде создания мира, сделал нас святыми и непорочными, предопределив нас усыновить как Своих детей, искупив Своею кровью, и в преизбытке даровал нам прощение, премудрость и разумение по безграничному богатству Своей благодати?

Бог искупил людей, чтобы всех привлечь и собрать Себе. Время этого сбора получит реализацию в Тысячелетнем царстве, которое будет устроением полноты времен. Когда придет завершение истории, наступит царство, вновь начнется вечность и произойдет установление нового неба и новой земли — тогда и будет соединение всего небесного и земного под главою Христом. Целью всего исторического развития является Иисус Христос. Все получит свое разрешение в Нем. Потерянный Адамом рай будет возвращен Иисусом Христом.

В те времена «пред именем Иисуса…» преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних, И всякий язык» будет исповедовать «что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:10-11). Христос объединит под единым началом всю вселенную (см. Пс. 2; Евр. 1:8-13). В настоящее время она отличается разрозненностью. Вселенная загрязнена грехом, разделена и разбита на части. Теперь сатана является «владыкой этого мира», но в тот день он «изгнан будет вон» (Иоан. 12:31). Он со своими падшими ангелами будет на период Тысячелетнего царства брошен в бездну, на короткое время освобожден и, затем, ввержен в озеро огненное во веки веков (Отк. 20:3, 10).

Когда будет уничтожено Богом всякое зло, так что не останется от него и следа. Бог восстановит все оставшееся, приведя его в гармоническое единство в Себе Самом. К этой цели стремится неуклонно вся вселенная.

Макбет с пессимизмом заявляет, что история — это «сказка идиота, наполненная громыханием и неистовством, не имея никакого значения» (Шекспир «Леди Макбет» 5.5.19).

Не обладая премудростью и разумением, которыми Бог наделяет Своих детей, подобное безысходное и безнадежное заключение совершенно неизбежно. Но история принадлежит Богу. Она совершается не по прихотям человеков, или силою сатанинского могущества и его злыми умыслами. История составлена и направлена к своей цели Творцом, Который и доведет ее до достижения Своей конечной цели соединения всего под главою Христом. Он замыслил Свой величественный план в глубине веков и теперь по Своей могущественной силе проводит его в исполнение в соответствии со Своим изволением. В усмотрении полноты времен этот план получит полную завершенность в его Сыне. В Нем он будет разворачиваться в чудной гармонии и славном обновлении, когда произойдет соединение всего небесного и земного.