Глава 6. Воскресение во Христе

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены, — И воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе, Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: Не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (2:1-10).

Несколько лет тому назад я проводил беседу с группой актеров, представляя им Евангелие Иисуса Христа. После беседы ко мне подошел молодой индус и сказал, что он — мусульманин и хотел бы принять Иисуса Христа. Мы уединились в ближайшей комнате и, после того, как я более подробно объяснил Ему сущность Евангелия, он вознес молитву, принимая Христа в свое сердце. Открыв глаза, он промолвил: «Вот здорово! Теперь у меня есть и Иисус, и Магомет!» Я был разочарован, и мне пришлось ему сказать, что нельзя взять Иисуса, как какого-то божка, с полки и прибавить Его к числу уже почитаемых божеств. Когда Он является Господом, то не должно быть кроме Него никого другого. Это — пример многих неправильных пониманий значения спасения.

В Ефесянам 2:1-10 Павел проливает свет на то, что значит получить спасение и быть частью Тела Христа, Его церкви. Здесь апостол совершает обзор, начиная с вечности, прошедшей в глубине веков, до настоящего времени и вообще временного состояния. Он описывает спасение как акт и его совершение. Оно представляется как чудесное явление, вовлекающее человека в вечный план, изображенный в главе 1. Что же касается контекста этого отрывка, то он основывается на мысли, заключенной в ст. 1:19, где Павел представляет нам великую силу и могущество Христа, являемые по отношению к нам, верующим в Него, а затем переходит к рассмотрению этой силы в жизни Христа. Теперь он возвращается к тому, чтобы показать эту силу Его в нашем спасении.

В первых десяти стихах Павел представляет прошлое, настоящее и будущее христианина, кем он был (ст. 1-3), кто он сейчас (ст. 4-6; 8-9) и каким он будет в будущем (ст. 7, 10). В рамках своего представления он показывает шесть аспектов спасения: спасение от греха (ст. 1-3), любовью (ст. 4), к жизни (ст. 5), с определенной целью (ст. 6, 7), чрез веру (ст. 8-9) и для совершения добрых дел (ст. 10). Первый аспект принадлежит прошлому, а последующие четыре аспекта (за исключением второй части «цели», ст. 7) имеют отношение к настоящему. Последний же аспект (включая ст. 7) затрагивает будущее.

Спасение от греха

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие (2:1-3).

Во-первых, спасение избавляет нас от греха, который характеризует жизнь до принятия Христа. Эти три стиха с предельной ясностью, как ни одно другое место Писания, раскрывают греховность человека, далеко стоящего от Христа.

Возмездие за грех, или расплата за грех — это смерть (Рим. 6:23) и человек, рожденный во грехе, рождается на смерть. Человек не становится духовно мертвым по причине своих грехов, но он — духовно мертв, потому что имеет греховную природу. За исключением Иисуса Христа, это состояние характеризует каждое человеческое существо с момента грехопадения, включая и каждого верующего, вплоть до его обращения ко Христу и спасения Им. Это — прошлое состояние верующих и настоящее состояние тех, кто еще принадлежит этому миру.

Основная проблема человека состоит не в том, что он находится в дисгармонии со своим традиционным наследием или с окружающей его средой, но в нарушении гармоний и единства со своим Создателем и Творцом. Все его беды происходят не от того, что он не может поддерживать близкие и плодотворные взаимоотношения с остальными людьми, но от того, что он не имеет надлежащей взаимосвязи с Богом, от Кого он отчужден грехом (Еф. 4:18). Его состояние не зависит от его образа жизни, но от того факта, что он, будучи живым, является мертвым. Он, физически живой человек, является духовно мертвым существом. Будучи умершим для Бога, он также мертв для духовной жизни, истины, праведности, внутреннего мира и счастья и, в конечном итоге, для всякого блага.

Один из первых признаков физической смерти состоит в том, что тело совершенно неспособно реагировать на любое стимулирующее воздействие. Умерший человек никак не отвечает на подобное воздействие, будь то свет, звук, запах, вкус, боль или что-либо еще. Он абсолютно бесчувствен.

Однажды ко мне прибежал мальчик и стал барабанить в дверь моего кабинета. Когда я открыл дверь, то увидел, что он стоял на пороге, запыхавшись и весь в слезах. «Вы священник, да?» — проговорил он. Когда я ответил утвердительно, то он сказал: «Пойдемте скорее со мною!» Мы побежали вместе и через два квартала остановились и вошли в дом. Внутри стояла, безутешно рыдая, молодая женщина. Она повторяла: «Мой ребенок умер, мой ребенок умер!» На кровати лежало бездыханное тельце трехмесячного младенца. Мать старалась его вернуть к жизни, и моя помощь здесь была бесполезной. Он не подавал никаких признаков жизни. Мать ласкала ребенка, целуя и разговаривая с ним, и проливала целое море слез на его маленькую головку. Но ребенок никак не реагировал на это. Когда приехала бригада скорой помощи, то первым делом попыталась вызвать дыхание у ребенка. Но в нем не было жизни, и даже могучая материнская любовь не в силах была что-либо изменить.

Точно такой же является и духовная смерть. Духовно мертвый человек не имеет в себе жизни, чтобы реагировать на духовные явления, а тем более проводить духовную жизнь, И никакая Божья любовь, забота Его, какими бы огромными они не были; никакие Его слова любви не смогут вызвать в духовно мертвом человеке ответную реакцию. Духовно мертвый человек отчужден от Бога и поэтому отдален от жизни. Он не способен проявлять какие-то признаки жизни. Великий шотландский комментатор Библии Джон Иди назвал это явление «примером ходячей смерти». Без Бога человек — духовный труп, ходячий мертвец, который не сознает своего мертвого состояния. Он проводит жизнь, функционируя в физическом отношении, но не обладает этой жизнью.

Когда Иисус призвал одного человека следовать за Ним, то тот попросил разрешение сначала похоронить своего отца, образно выражая то, что он подождет, пока его отец умрет, чтобы получить наследство. Указывая на состояние духовной смерти и соединяя духовную и физическую смерть воедино, Иисус ответил так: «Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Матф. 8:21-22),

Этот человек заботился не о своем отце, который, вероятно, был жив, но о богатстве мира, о житейском. Он вначале преследовал цель физического благополучия и не проявил подлинного стремления к духовной жизни. Павел, давая совет Тимофею об отношении к вдовам в церкви, говорил о тех из них, которые увлекались плотскими похотями. «А сластолюбивая заживо умерла» (1 Тим. 5:6). Печальное состояние каждой не спасенной человеческой души состоит в том, что она, будучи жива, в то же время мертва.

До того, как пережить спасение, мы были подобны прочим ; людям, отдаленным от Бога, мертвым по преступлениям и -грехам. В греческом оригинале здесь употребляется местный падеж слова сфера, что указывает на сферу или реальность, в которой находится кто-то или что-то. Мы не были мертвы по причине впадения в грех, но потому, что находимся в состоянии греха, в его сфере, там где обитает человек вдалеке от Бога. Человек не становится лжецом потому, что говорит ложь, но лжет потому, что он уже лжец по природе. Он не становится вором, когда занимается воровством, но это происходит потому, что такова его природа. Точно таким же образом обстоят дела и с убийством, прелюбодеянием, алчностью и другим любым грехом. Впадение в грех не делает нас грешниками, но мы грешим, потому что являемся грешниками. Иисус подтвердил это положение говоря: «Злой чело-век из злого сокровища выносит злое» (Матф. 12:35) и еще «А исходящее из уст — сердца исходит; сие оскверняет человека; Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления»j (Матф. 15:18-19).

Paraptoma преступления означает оступиться, упасть, споткнуться, отклониться от правильного курса или пойти в не- правильном направлении. Hamartia (грехи) в оригинале означает не попасть в цель при охоте с луком и стрелами. Затем этот термин стал передавать значение несоответствия поставленной цели или не достижения ей. В духовной сфере этот термин имеет отношение к несоответствию Божьему стандарту святости. В Новом Завете это слово является наиболее общеупотребительным термином, обозначающим грех (употребляется 173 раза). В данном отрывке Павел употребляет эти два термина не для того, чтобы указать различные виды нарушения, но чтобы просто выделить размах греховности, происходящий по причине духовной смерти.

Утверждение Павла о том, «что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23) не представляет две отдельные истины, но два различных аспекта, две грани одной и той же истины. По причине греха мы лишаемся Божьей славы и лишение Божьей славы — есть грех. Как объяснил Павел в двух предыдущих главах Послания к Римлянам, в более общем смысле грех — это лишение Божьей славы. Хотя падшее человечество познало Бога, но не прославило «Его, как Бога» (1:21). На надгробии Ирода самой подходящей эпитафией служили бы слова, записанные в Деянии Апостолов 12:23: «Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер».

Но сам факт, что люди, далеко стоящие от Бога, находятся в узах греха, совсем не означает, что все одинаково погрязли в грехе и зле. На поле брани двадцать трупов может находиться в разных стадиях разложения, но они все мертвы. Смерть проявляет себя во многих различных формах и степенях, но сама смерть не имеет степеней. Не все люди греховны в полной мере, но все далеко не соответствуют Божьему определению совершенства.

Как состояние бытия и сфера существования, грех более имеет отношение к тому, что не сделано, чем, что сделано. Бог поставил перед человеком Свои требования, чтобы тот был совершенным, как Он совершен (Матф. 5:48). Иисус не выдвинул перед нами новые требования, но повторил в другой формулировке старые. И Божье повеление: «будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:44 ср. 1 Пет. 1:16) остается таким же. Бог никогда не имел по отношению к человеку иного определения, кроме совершенной святости.

И благодаря этому совершенному Божьему определению святости, человек далеко стоящий от Бога, не может быть никем иным, как грешником. Будучи разъединенным с Богом он не может соответствовать Божьему определению. Независимо от того, сколько он делает добра или какие прилагает старания, человек никогда не достиг и не достигнет совершенства и отвращения от греха и зла. Эта цель недостижима.

Общее греховное состояние человека часто сравнивалось со следующей картиной. Разнообразная группа людей стоит на берегу широкой реки, в более чем полтора километра шириной. Каждый человек старается перепрыгнуть на другой берег. Дети и старики могут прыгнуть только на один-два метра. Подростки и взрослые люди могут сделать прыжок гораздо дальше. И лишь немногие легкоатлеты могут прыгнуть еще в несколько раз дальше. Но никто из предпринимающих эту попытку не приблизится к другому берегу реки. Некоторые люди достигли, по сравнению с другими прыгунами, большего успеха, но все они потерпели неудачу в достижении поставленной цели в одинаковой степени. Все они — неудачники.

На протяжении всей истории люди значительно отличались друг от друга по степени человеческого добра и зла. Но по отношению к достижению Божьей святости они все одинаковые неудачники. По этой же причине порядочный, полезный, добрый, внимательный, бескорыстный человек имеет нужду во спасении не меньше, чем закоренелый убийца, который ожидает, смертного приговора. Хороший отец, любящий супруг, добросовестный работник и порядочный, гуманный гражданин нуждается в Иисусе Христе, чтобы Он спас его от вечного приговора осуждения так же, как и последний пьяница или безжалостный террорист. Все эти люди проводят не одинаково греховную жизнь, но все они в одинаковой степени разделены с Богом и далеки от духовной жизни, пребывая в состоянии греха.

Иисус говорил: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (Луки 6:33). По другому случаю Он сказал: «Итак… вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим» (Луки 11:13). Человек без Бога может делать добро. Но, как отмечает Господь в этих обоих утверждениях, он по-прежнему является грешником с испорченной, порочной природой, продолжая руководствоваться любыми побуждениями, за исключением прославления Бога. Когда Павел вместе с другими людьми, пострадавшими при кораблекрушении, был выброшен на остров Мелит, то по повествованию Луки, «иноплеменники оказали… не малое человеколюбие» (Деян. 28:2), однако, эти же иноплеменники продолжали быть суеверными язычниками (ст. 6). Хорошо, когда грешник делает добро, однако это добро не изменяет его природу или основную сферу существования. Оно не может примирить его и с Богом. Богу угодно, когда люди оказывают добро по отношению друг к другу- Это — шаг в правильно» направлении. Но и сотни тысяч подобных шагов не смогут приблизить человека к Богу. Греховность грешника, каш основа его сущности, а не определенные грехи отдаляют его от Бога, а поэтому и какие-либо определенные добрые дела не могут примирить его с Богом.

Во время второй прощальной беседы со Своими учениками Иисус сказал: «И Он (Дух Святой) пришед обличит мир В грехе» (Иоан. 16:8). Грех, о котором Он обличит людей, касается греха неверия в Иисуса Христа (ст. 9). Это — грех отделения от Бога, и он как вызывает отчужденность человека от Бога, так и отражает ее. Это грех не принятия Бога, как Бога, и Христа, как Спасителя — грех отвержения. И это не определенные действия или заявления отрицания и отвержения Бога, но сфера отвержения, в которой существует не спасенная душа и которая отделяет его от Бога. Это — состояние духовной смерти; и такой человек — мертв по преступлениям и грехам. Человек может проводить жизнь, или совершать земное хождение в состоянии духовной смерти только по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. Kosmos мир здесь не представляет просто физическое творение, но мирской порядок, мирскую систему ценностей, образ жизни и поступки, мирской обычай. И как разъясняет Павел, обычай мира сего приводится в действие сатаной и планируется им, как князем, господствующим в воздухе.

То, что мы часто называет «духом времени», отражает в более обширном смысле обычай мира сего, когда люди имеют общее мнение о том, что правильно и неправильно, что обладает ценностью, а что ничтожно, что важно, и что не- представляет никакой важности. Грешники имеют различные идеи и нормы поведения, полностью соглашаясь с тем, что установленный порядок в мире более важен, чем Божественная перспектива. Они высказывают полное единодушие во всех принципиальных аспектах мирского мировоззрения. Они неустанно стремятся к достижению целей и задач своей системы, хотя это бросает вызов Богу и зачастую ведет к саморазрушению. В своем отвержении Бога грешники проявляют упорство, и чем хуже становится их система, тех больше они стараются ее оправдать и осудить тех, которые выступают против нее с Божьим Словом.

Они проявляют единомыслие потому, что у них общий руководитель и господин, князь, господствующий в воздухе. Сатана теперь является «управителем этого мира» и будет осуществлять правление миром до тех лор, пока Господь не изгонит его (Иоан. 12:31). Выражение Господствующего в воздухе, вероятно, имеет отношение к управлению вместе с сатанинскими полчищами бесов, которые обитают в небесной сфере. Павел имеет это положение в виду, в Ефесянам 6:12, где предупреждает о «духах злобы поднебесных». В настоящем веке сатана со своими силами осуществляет правление над каждой не спасенной душой, а также оказывает на нее давление и контролирует ее действия. Он является воплощением духовной смерти, потому что собой олицетворяет возмущение против Бога. Созданная им мирская система также следует его примеру.

Настоящий мир наиболее характеризуется тремя следующими элементами: гуманизмом, материализмом и половыми извращениями. Гуманизм возвышает человека, делая его венцом всего сущего. Человек, по его учению, является мерилом всего. Каждый человек — сам себе господин, свой собственный стандарт добра, свой источник авторитета — короче, сам себе бог. Материализм возвышает ценность физического приобретения, особенно ценность денег, потому что деньги являются источником обладания всеми благами этого мира. Половая извращенность доминирует в современном западном обществе, как ни в каких иных обществах со времени совершенного упадка Греции и Рима. Наряду с гуманистическим аппелированием к заинтересованности своей личностью, материалистическим аппелированием к самообогащению, половая распущенность используется для полного охвата всех сфер человеческой жизни, аппелируя к самоудовлетворению. Этот триумвират представляет дух этого мира, настоящий обычай мира сего.

Сатана — archon князь и правитель этой мирской системы. Не во всех неспасенных людях во все времена обязательно живет сатана, или они являются одержимыми бесом. Но, сознавая это или пребывая в полном незнании, они подвластны влиянию сатаны. Разделяя его греховную природу и пребывая в той же сфере возмущения против Бога, эти люди естественным образом следуют его водительству и подпадают под влияние его бесов. Они находятся на одинаковой духовной волне.

Подобно миру, воздух, где господствует сатана, представляет сферу движения бесов. Здесь воздух может быть использован, как образное выражение. В этом контексте мир и воздух употребляется почти как два синонима; и оба эти термина представляют царство или сферу влияния. В данном случае это могло бы быть упоминание о сфере идей, верований и убеждений, над которыми теперь осуществляет контроль сатана, как князь. Но Павел имеет в виду в данном отрывке, или в 6:12 совершенно иное. Он хочет сказать, что сатана в действительности господствует, управляет, бесами, которые занимают воздух (небесную сферу, окружающую землю). Люди же не имеют свободы и независимости, а полностью подвластны силам ада. Жить по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе — значит мыслить и поступать согласно идеям, идеологиям и нормам, над которыми осуществляет контроль грех и сатана, и быть под властью сверхъестественных сил зла. Самая главная цель сатаны в отношении людей состоит в том, чтобы не только побудить их к греховным и злым деяниям (плоть сама стремится к этому, что ясно утверждается в Гал. 5:19-21), но заставить людей иметь зло в своем разуме и верить ему, особенно в отношении Бога (ср. 2 Кор. 11:13-15). Падшее человечество и сатанинская бесовская рать существуют в той же самой духовной сфере, вполне естественно, что его дух — это тот же самый дух, который ныне существует в сынах противления. Князь противления действует (употребление en подчеркивает близость взаимоотношения) в добровольных последователях, которые не имеют никакого уважения к Божьему Слову и Его воле. Они называются сынами противления (семитский термин, описывающий человека, которого характеризует непослушание, противление). Сатана же является отцом таких людей (Иоан. 8:38-44). Павел разъясняет это положение, давая определение признаку непослушания и противления Богу, когда категорично заявляет, что «кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим. 6:16). Затем он характеризует верующего, как человека, который повинуется Богу: «вы… от сердца стали послушны…» (ст. 17).

В данном месте Писания основная задача Павла состоит в том, чтобы показать образ жизни неспасенных людей, хотя учение представляет ценность и в данном отношении, но напомнить верующим их прежний образ жизни, как они некогда жили и поступали. Все мы некогда жили… по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.

Epithumia похоти относится к любым сильным склонностям и желаниям, не только к плотской похоти. Thelema желания подчеркивает своеволие и стремление достигнуть цели с последовательностью и старанием. Точно так же, как и с понятиями преступления и грехи, похоти и желания упоминаются здесь не для того, чтобы подчеркнуть их различие, а чтобы показать их общность. Они употребляются как два синонима для того, чтобы представить совершенную склонность падшего человека к своеволию. По природе он стремится к исполнению похотей и желаний своей греховной плоти и помыслов. Плоть sarx относится к разгульному образу жизни, который наступает, когда человек предоставлен самому себе и поступает так, как считает нужным. Помыслы dianoia указывает на умышленное противление Божьей воле.

Каждый верующий когда-то был всецело погружен в систему этого мира — плоть, под властью диавола — князя над бесовскими силами, господствующего в воздухе. Падший человек терпит поражение с духовными врагами в трех поприщах: он находится в состоянии вражды с ними, но по природе, теперь связан некими общими узами (ср. 1 Иоанна 2:16). И вместо того, чтобы все человечество было чадами Божьими, как любит считать большая часть этого мира, те люди, которые не приняли спасение чрез Иисуса Христа являются по природе чадами гнева (ср. Иоан. 3:18). Не приняв примирения с Богом чрез Иисуса Христа, каждый человек по природе (по естественному рождению) является объектом Божьего гнева, Его вечного суда и наказания. Такие люди более точно характеризуются не только, как сыны противления, но как чада гнева — объекты Божьего осуждения.

Хотя некогда мы были как и прочие, через веру в Спасителя мы теперь ничем не напоминаем их. Благодаря труду Христа, который Он совершил для нашего спасения, мы уже теперь и в вечности покрыты Его любовью и избавились от природного, естественного человеческого состояния смерти, греха, отчуждения от Бога и противления Ему, контроля со стороны бесов, от похоти и Божественного осуждения.

Спасение любовью

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас (2:4)

Бог совершает спасение от греха Своей любовью. Божья милость является plousios богатой, безграничной, необъятной и непостижимой по своей полноте. Проблема, касающаяся примирения, не зависит от Бога. Тот факт, что абзац начинается со слова Бог, показывает, от Кого исходит инициатива в вопросе примирения. Бог полон великого желания воссоединиться с тем творением, которое произвел по Своему образу и для славы Своей. Противление Богу и отвержение Его исходят со стороны человека. Бог был богатый милостью к нам и по Своей великой любви приготовил для нас путь возвращения к Нему. В Римлянам 11:32 Апостол Павел освещает этот же вопрос, говоря: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Он совершает это со следующей целью: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (ст. 36) (добавлено выделение).

Спасение для Божьей славы совершается благодаря побуждению и силе Божьей великой любви. Бог по Своей внутренней сущности добр, милосерд и любвеобилен. И по Своей любви Он распростер Свою руку спасения и всех последующих вечных благословений нечистому, погрязшему в грехах, пороках, отступничестве человечеству, осужденному на вечное осуждение. Поэтому человек не только восстает против Божьего владычества и закона, но против Его любви.

Если водитель, проезжая по улице, проявит небрежность и наедет на ребенка, вызвав его смерть, то его несомненно подвергнут аресту, суду, штрафу и тюремному заключению за неумышленное убийство. Заплатив же штраф и отбыв свой срок заключения, он будет свободен и невиновен перед законом в отношении этого преступления. Но несение наказания перед законом не возвратит ребенка к жизни и не уменьшит скорбь его родителей. Преступление пред ними носит значительно более глубокий характер. Взаимоотношения между родителями и человеком, вызвавшим смерть их ребенка, могут быть восстановлены только по инициативе родителей, которые даруют свое прощение. Независимо от того, как бы сильно этот человек ни желал примирения с родителями, со своей стороны он не может добиться этого. Только пострадавший может даровать свое прощение и только прощение приводит к примирению.

Хотя мы согрешили против Бога, совершив преступление против Него (как это изображается в притче, Матф. 18:23-35) Бог по Своей великой любви и богатый милостью к нам предложил Свое спасение и примирение нам, как Он совершает по отношению к каждому грешнику, который приносит перед Ним покаяние. Все человечество в своем грехе и противлении принимало участие, усердствуя в распятии Христа, но невзирая на это, Божья милость и любовь приготавливает для всех путь к участию в праведности Его распятия. «Я знаю кем являетесь вы и что вы совершили, — говорит Бог, — но я заплатил за вас, избавив вас от наказания по Своей великой любви, через труд, совершенный Моим Сыном за вас. Вам уже не грозит наказание Моего суда. Ради Него я простираю к вам Свое прощение. Вы можете придти ко Мне только через Него». Он не только явил Свою великую любовь, чтобы нас простить, но также и умер за всех тех, которые совершили преступление против Него. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13). Только сострадательность и любовь, обращенная к тем, кто не заслуживает ее, дает возможность совершения спасения.

Спасение к жизни

И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены (2:5)

И более всего, необходимо оживотворить мертвого. Именно духовную жизнь дает спасение. Для того, чтобы подбодрить верующих, которые сомневаются в силе Христа, проявляемой в их жизни, Павел напоминает им, что если Бог обладает достаточной силой и любовью, чтобы даровать духовную жизнь со Христом, то Он и, вне всякого сомнения, силен ее сохранить. Сила, которая воскресила нас из греха и смерти и оживотворила (время аорист) со Христом (ср. Рим. 6:1-7) — это та же самая сила, которая продолжает наполнять энергией каждую часть нашего христианского хождения (Рим. 6:11-13). Слово нас подчеркивает связь иудея с язычником «вас» в стихе 1. Как те, так и другие погрязли во грехе и могут получить милость, чтобы иметь жизнь во Христе.

Становясь христианами, мы уже не отчуждены от Божьей жизни. Посредством смерти и воскресения Христа, мы духовно оживотворены, и в первый раз раскрываемся перед Богом, ощущая Его всем своим ‘сердцем. Павел называет это хождением в «обновленной жизни» (Рим. 6:4). В первый раз мы можем понимать духовную истину и гореть желанием познавать духовные истины. Теперь мы обладаем Божьей природой и, поэтому, стремимся к благочестию, помышляя «о горнем», а «не о земном» (Кол. 3:2). Это происходит в результате оживотворения со Христом. «Веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:8) — говорит апостол, и наша новая жизнь неотделима от Его жизни в нас (Гал. 2:20). Во Христе мы можем угодить Богу.

Спасение с определенной целью

И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (2:6-7).

Спасение преследует определенную цель. Непосредственный и прямой его результат направлен на то, чтобы Бог воскресил нас с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе. Мы не только мертвы для греха и живы для праведности через Его воскресение, в котором и мы воскресли, но также принимаем участие и в Его воскресении, разделяя немеркнущую славу Его.

Когда Иисус воскресил из мертвых Лазаря, то прежде всего повелел: «Развяжите его, пусть идет» (Иоан. 11:44). Живая душа не может нормально функционировать, будучи связанной пеленами смерти. Наше жительство на небесах во Христе (Фил. 3:20), и поэтому Бог воскресил нас и посадил с Ним на небесах во Христе Иисусе. Мы уже больше не принадлежим к этому настоящему миру, или к сфере греховности и противления Богу. Мы получили избавление от духовной смерти и духовную жизнь, чтобы быть со Христом Иисусом на небесах. В данном отрывке 1:3 небеса имеют отношение к сверхъестественной сфере, где царит Бог, хотя в 6:12 это слово обозначает сферу обитания сатаны, где он осуществляет свое правление.

Греческий глагол, переведенный как «посадил», стоит во времени аорист и подчеркивает абсолютный характер этого обетования своим утверждением, как будто это событие уже совершилось. Хотя мы еще не наследовали все, что приготовил нам Бог во Христе, находиться на небесах — значит быть в сфере воцарения Бога, а не во владениях сатаны, в сфере духовной жизни, вместо духовной смерти. Именно там нас ожидают благословения и общение с Отцом, Сыном, Святым Духом и с теми святыми, которые совершили свой путь до нас и которые еще придут после нас. Оттуда приходят все повеления для нас и восходят все наши прошения и славословия. И наступит тот день, когда мы получим «наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для нас» (1 Пет. 1:4).

Слово дабы указывает на цель нашего возвышения в сверхъестественную сферу Божьего присутствия и могущества, чтобы мы могли получить вечное благословение. Но это совершается не только для нашей пользы и славы. Более возвышенная Божья цель в спасении человека состоит в Его личных интересах дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Вполне очевидно, что это совершается для нашей пользы, но прежде всего для прославления Бога, потому что спасение являет в вечности преизобильное богатство благодати (ср. 3:10). Посредством Своей бесконечной благости к нам во Христе Иисусе Отец прославляет Себя, благословляя нас. Начиная с момента спасения на протяжении грядущих веков мы никогда не перестанем получать Божью благодать и благость. Грядущие века отличаются от будущего века в стихе 1:21 и имеют отношение к вечности Бог прославляется, благословляя нас «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (1:3). Он также оделяет нас безмерной и безграничной благодатию и благостью. И небеса небес провозгласят Ему хвалу и славословие за великие дела, совершенные для нашего спасения (Отк. 7:10-12).

Спасение чрез веру

Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: Не от дел, чтобы никто не хвалился (2:8-9).

Вера является нашей реакцией на спасение, но она не от нас, (но) Божий дар. Не от наших усилий и способностей. Во-первых, мы не обладаем достаточными усилиями и способностями. И более того, Бог не желает, чтобы мы полагались на себя, даже, если бы они у нас и были. Иначе спасение произошло бы частично от наших дел и мы имели бы основание хвалиться собою. Павел старается особенным образом подчеркнуть ту мысль, что даже вера не является нашей заслугой, а Божьим даром.

Некоторые люди приводили доводы против данной интерпретации, говоря, что вера pistis — женского рода, а сие touto — среднего. Однако при этом не возникает никакой проблемы, если понимать, что сие не имеет прямого отношения к существительному вера, но к самому акту веры. Далее, данная интерпретация лучше всего соответствует смыслу текста, так как если сие относится к выражению благодатию вы спасены чрез веру (то есть к целому утверждению), последующее выражение не от вас, Божий дар было бы излишне, потому что благодать по определению является Божьим даром. Если спасание по благодати, оно должно быть Божьим даром, который мы не заслужили. Вера представлена в качестве дара от Бога в Петра 1:1, Филлипийцам 1:29 и Деяния 3:16.

Рассказывают об одном человеке, который с готовностью отправился на призывное собрание, но пришел очень поздно. Рабочие уже разбирали палатку, в которой проходило собрание. Расстроенный тем, что ему не удалось встретиться с евангелистом, он решил спросить одного из рабочих, что ему делать, чтобы получить спасение. Рабочий, который был христианином, ответил: «Слишком поздно. Вы ничего не сможете сделать». Этот мужчина испуганно воскликнул: «Что вы имеете в виду? Как это может быть слишком поздно?» «Труд уже совершен, — ответили ему, — вам ничего не остается де-лать, а только верить».

Каждый человек живет верою. Когда мы открываем консервную банку или выпиваем стакан воды, то доверяем, что в них не содержится никакой инфекции. Переходя через мост, мы полагаемся на его крепость. Вкладывая деньги в банк, мы верим, что они будут там в сохранности. Человеческая жизнь состоит из постоянной серии актов веры. Ни один человек, независимо от того, насколько он скептически относится ко всему, полагаясь на себя, не мог бы прожить и дня без веры.

Ни церковное членство, ни крещение, конфирмация, материальное служение и добропорядочное отношение к своим ближним не в силе принести нам спасение. Не может этого совершить и участие в Господней Вечере, исполнение десяти заповедей или жизненное хождение согласно положениям, выраженным в Нагорной проповеди. Человек, со своей стороны, может только упражнять свою веру в труд, совершенный ради него Христом.. Когда мы принимаем труд Христа для нашего спасения, то действуем верою, уготованной для нас Божиею благодатию. Это — высший акт человеческой веры, хотя и совершаемой нами, но главным образом нисходящей от Бога — Его дар по благодати Его. Если человек чем-либо подавился или утонул и перестал дышать, то он сам ничего не может сделать для себя. Если он вообще начинает дышать, то это происходит потому, что кто-то приложил в этом отношении определенные усилия. Человек, лишенный духовной жизни, не может даже сам принять решение в отношении веры, если только вначале Бог не вдохнет в него дыхание духовной жизни. Вера — это просто дыхание тем дыханием, которым животворит нас Бог благодати. Однако как это ни парадоксально, но мы должны упражнять эту веру и, если этого не делаем, то несем за это ответственность (ср. Иоан. 5:40). Вне всякого сомнения, если истинно положение о том, что спасение является исключительно делом Божьей благодати, оно поэтому происходит не от дел. Человеческие усилия не имеют к нему никакого отношения (ср. Рим. 3:20; Гал. 2:16). И поэтому, чтобы никто не хвалился, как будто принимал в данном отношении какое-либо участие. В спасении вся человеческая заслуга сведена на нет (ср. Рим. 3:27; 4:5; 1 Кор. 1:31). Однако добрые дела занимают важное место, как поспешает заверить Павел.

Спасение на добрые дела

Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (2:10).

Хотя добрые дела и не играют никакой роли в обретении спасения, они имеют значительное отношение к хождению в новой, обновленной жизни, в спасении. Никакие добрые дела не производят спасения, спасение же производит множество добрых дел.

«Тем прославится Отец Мой, — сказал Иисус, — если вы принесете много плода, и будете Моими учениками» (Иоан. 15:8). Добрые дела не делают людей учениками Иисуса Христа, но подтверждают истинность их присоединения к числу Его учеников. Когда Божий народ совершает добрые дела, то приносит плод для Его царствия и прославляет Его Имя.

В Библии много упоминается о делах. В ней говорится о делах закона, которые, будучи добрыми по своей сущности, не могут принести спасение человеку (Гал. 2:16). Библия повествует и о мертвых делах (Евр. 6:1), и о делах тьмы и плоти, которые злы и порочны по своей внутренней основе (Рим. 13:12; Гал. 5:19-21; Еф. 5:21). Все эти дела не имеют никакого отношения к спасению, а совершаются самим человеком по собственному почину.

Прежде, чем совершать добрые дела для Господа, Он дол жен -выполнить Свой добрый труд в нас. Божиею благодатию через нашу веру мы становимся Его творением, созданным во Христе Иисусе для Его славы.

Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь; Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы если не будете во Мне.

Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет: а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего и пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками (Иоан. 15:1-8). Та же могущественная сила, которой мы созданы во Христе Иисусе вдохновляет нас на добрые дела, которые нам Бог предназначил исполнять, искупив нас. Они подтверждают истинность нашего спасения. Жизнь, характеризуемая праведностью в поведении и делах, является характерным признаком нового преображенного состояния. Такая жизнь уже теперь берет начало в небесах. Павел говорил Коринфянам, что они богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:8). Тимофею он дает наставление в том, что верующий должен быть «приготовлен ко всякому доброму делу» (2 Тим. 3:17). Христос отдал Свою жизнь, чтобы приготовить Себе народ «ревностный к добрым делам» (Титу 2:14). Хотя это является и Божьим трудом, как говорит Павел: «Совершайте свое спасение, Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12-13).

В основном, Павел обращается к верующим, многие из которых пережили спасение ранее. Он не показывает им, как получить спасение, но как они были спасены, чтобы довести до их сознания тот факт, что могущественная сила, которая произвела в них спасение, продолжает вести и поддерживать их. Точно таким же образом, как они получили все необходимое для спасения, в их распоряжение были предоставлены все ресурсы для верного хождения в спасенной, жизни. Спасение и совершаемые на его основе добрые дела, которые Бог производит в христианине и через христианина, являются величайшим доказательством Божьих полномочий в его жизни (ср. Иоан. 15). От христианина ожидаются эти добрые дела, потому что Бог предназначил нам исполнять их. Поэтому Иаков и говорит, что вера без дел мертва (Иак. 2:17-26).

Именно от греческого слова poiema (творение) образовано слово «поэма», литературное произведение. Еще до начала всех времен, Бог предназначил нас уподобиться образу Его Сына, Иисуса Христа (Рим. 8:29). Поэтому Павел мог сказать Филиппийцам: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (1:6).

Часто передают рассказ о необузданном и озорном мальчишке, который посещал занятия Воскресной школы и постоянно приносил огорчение учителю. Однажды утром учитель его спросил: «Почему ты себя так безобразно ведешь? Разве ты не знаешь, кто тебя сотворил?» На это мальчик ответил: «Я знаю, Бог, но Он меня еще не закончил».

Всех нас отличает печать несовершенства. Мы подобны алмазам, над гранями которых еще трудится Великий Мастер. Он еще не закончил работу и Его труд будет продолжаться до тех пор, пока Он не приведет нас в совершенное подобие Его Сына (1 Иоан. 3:2).

Однажды на одно светское собрание в качестве почетного гостя был приглашен знаменитый актер. Многие собравшиеся просили его прочитать их любимые отрывки из различных литературных произведений. Старый проповедник, присутствующий на этом собрании, тоже попросил актера прочитать двадцать второй псалом. Актер согласился при условии, что этот проповедник тоже прочитает его. Декламация актера была превосходной. Его интонация и драматические ударения вызвали восхищение слушателей и громкие аплодисменты. Голос же проповедника был хрипловат и неровен; будучи подорван многолетним служением с проповедью Слова. Его дикция также была далека от совершенства. Но, когда он закончил, в зале не было ни одного равнодушного. Многие -вытирали слезы. Когда актеру задали вопрос, чем отличаются эти две декламации, го он ответил так: «Я знаю псалом, но он знает Пастыря».

Спасение не приходит тогда, когда мы знаем об истине Иисуса Христа, но только тогда, когда мы лично близко познаем Его Самого. Воскресение к жизни может совершиться Божьей могущественной силой по Его любви и милосердию.