Раздел 2. Желает ли Бог что-либо вне себя?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог не желает что-либо вне Себя. Ведь божественная воля — это божественное бытие. Но Бог есть не что иное, как Он Сам. Следовательно, Он и не желает что-либо, что не есть Он Сам.

Возражение 2. Далее, желаемое движет желающего, как объект стремления — стремящегося [к нему], о чем сказано в [книге] «О душе» III, 10. Если, таким образом, Бог желает что-либо вне Себя, Его воля должна быть движима чем-то другим, каковое [предположение] является невозможным.

Возражение 3. Далее, если желаемое достаточно для желающего, тот [более] ничего не ищет. Но собственная благость достаточна для Бога и полностью удовлетворяет Его желание. Следовательно, Бог не желает что-либо вне Себя.

Возражение 4. Кроме того, количество актов воли растет пропорционально росту числа ее объектов. Если, таким образом, Бог желает как Себя самого, так и что-либо вне Себя, из этого следует, что акты Его воли множественны, а значит, [множественно] и Его бытие, которое есть то же, что и Его воля. Но это невозможно. Поэтому Бог не желает что-либо вне Себя.

Этому противоречит сказанное апостолом [Павлом]: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4, 3).

Отвечаю: Бог желает не только Себя самого, но и другие вещи вне Себя. Это понятно из той аналогии, которую мы привели выше (1). Ибо природные вещи имеют естественную склонность не только к присущему им собственному благу, к обладанию которым, если оно не достигнуто, они стремятся, а если оно достигнуто, покоятся; но также, по мере возможности, стремятся распространить свое собственное благо на другие [вещи]. И мы видим: каждый действователь, насколько он совершенен и актуален, действует подобным образом. Следовательно, природа волитакова, что она, насколько возможно, сообщает другим то благо, коим обладает сама, и в первую очередь это принадлежит к божественной воле, от которой, посредством некоторого уподобления, обретаются все совершенства. Таким образом, коль скоро природные вещи, насколько они совершенны, стремятся сообщить свое благо другим вещам, тем более это присуще божественной воле — сообщать подобие собственного блага другим вещам, [причем] как можно более. Отсюда Его желание как быть Самому так и чтобы были другие вещи; но при этом Сам Он [в Своем бытии] выступает в качестве цели, другие же вещи [в их бытии] — как определенные к этой цели; ибо божественному благу приличествует [желать], чтобы другие вещи были ему причастны.

Ответ на возражение 1. Божественная воля есть то же, что и собственное субстанциальное бытие Божие, тем не менее они различаются по аспектам, что, как это явствует из изложенного выше (13, 4), связано с различными способами их разумения и выражения. Ибо когда мы говорим, что Бог существует, то этим не выражаем никакого отношения к какому бы то ни было другому объекту, тогда как говоря о божественной воле, таковое отношение выражаем. Поэтому хотя Он не есть что-либо вне Себя, тем не менее, Он желает [другие] вещи помимо Себя.

Ответ на возражение 2. В вещах, желающих ради [достижения] цели, главной причиной, обусловливающей движение, выступает цель, и она-то и подвигает волю, что наиболее очевидно в вещах, желающих исключительно ради цели. Так, желающий принять горькую микстуру на самом деле желает выздороветь, и именно это [последнее желание] подвигает его волю. И это совсем не то же самое, как если бы кто пожелал принять приятную на вкус микстуру, что мог бы пожелать сделать кто угодно, причем не столько ради здоровья, сколько [просто] ради себя самого. Таким же образом и Бог желает [другие] вещи помимо Себя только ради той цели, каковой является Его собственная благость, а из этого никак не следует, что Им движет что-либо помимо Его благости. Таким образом, как Он мыслит [другие] вещи помимо Себя, мысля [при этом только] Свою собственную сущность, точно так же Он желает [другие] вещи помимо Себя, желая [при этом только] Свою собственную благость.

Ответ на возражение 3. Из того факта, что Его собственная благость удовлетворяет божественную волю, еще никак не следует, что она [(т. е. божественная воля)] не желает что-либовне себя, но скорее — то, что она не желает что-либо, не обусловленное благостью. Ведь так же и божественный ум: хотя его совершенство и состоит в истинном знании божественной сущности, тем не менее он знает и другие вещи.

Ответ на возражение 4. Как, прозревая многое в одном, един божественный ум, так же точно едина и проста воля Божия, ибо желает многое только через одно, а именно через ее собственную благость.