Вопрос 26. О блаженстве Бога

После исследования всего того, что относится к единству божественной сущности, мы подошли к вопросу о божественном блаженстве, в связи с чем будет рассмотрено четыре пункта: 1) принадлежит ли блаженство Богу; 2) относится ли то, вследствие чего Бога называют блаженным, к деятельности Его ума; 3) является ли Он сущностным блаженством каждого из блаженных; 4) включены ли в божественное блаженство все прочие блаженства.

Раздел 1. Принадлежит ли блаженство Богу?

С первым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что блаженство не принадлежит Богу Ведь блаженство, согласно Боэцию, «есть совершенное состояние, которое является соединением всех благ»1. Но в Боге, в Котором нет никакой составленности, не может быть никакого соединения благ. Следовательно, блаженство не принадлежит Богу.

Возражение 2. Далее, согласно Философу, блаженство, или счастье, есть вознаграждение добродетели2. Но Богу не приличествует приписывать ни наград, ни заслуг. Следовательно, [не приличествует приписывать Ему] также и блаженство.

Этому противоречат слова апостола [Павла]: «…которое3 в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6, 15).

Отвечаю: блаженство принадлежит Богу, но особым образом. В самом деле, под блаженством надлежит разуметь не что иное, как совершенное благо разумной природы, способной сознавать полноту своего обладания благом, сведущую о суще-ствовании добра и зла и способную направлять собственную деятельность. Все это принадлежит Богу в наивысшей степени, особенно же — разум и совершенство. Поэтому блаженство принадлежит Богу в наивысшей степени.

Ответ на возражение 1. В Боге наличествует соединение всех благ, но не составлено, а просто. В самом деле, как было установлено выше (4, 2; 13, 4), то, что в сотворенном является множественным, предсуществует в Боге просто и единовидно.

Ответ на возражение 2. Быть вознаграждением добродетели принадлежит блаженству или счастью, привходящим образом, в той мере, в какой тот или иной достигает блаженства, подобно тому как и быть рожденным принадлежит существующему привходящим образом, в той мере, в какой тот или иной приходит от возможности к действительности. Но как Бог имеет бытие, которое не является результатом рождения, так же точно Он имеет и блаженство, которое не является результатом заслуг.