Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Контрольные вопросы к шагу 1

1. От какого слова происходит слово «гомилетика» и что оно

означает?

2. Что представляет собой гомилетика сегодня и почему она

необходима?

3. Кто первым написал сочинение, достойное названия «гомилетика»?

4. Что такое проповедь?

5. Как некоторые современные богословы понимают проповедь?

6. Что можно сказать о гомилетических принципах Иисуса

Христа?

7. Как обычно называется апостольская гомилетика?

8. Что вы можете рассказать из истории проповеди?

9. В какие периоды был упадок и восстановление евангельской

проповеди?

10. В чем состоит цель проповеди?

11. Кто такой проповедник?

12. Какие требования предъявляются к проповеднику?

13. Каким качествам должен обладать проповедник?

14. В чем заключается смысл труда проповедника?

15. Какие трудности встречаются в проповеди?

Контрольные вопросы ко шагу 2

1. На каких три главных вопроса жизни отвечает тема проповеди?

2. Какие источники идей проповедей вы знаете? З.Что такое текст и каково его значение?

4. Какие факторы влияют на выбор текста для проповеди?

5. Какие мысли и правила следует помнить при выборе текста?

6. Что такое предмет проповеди и как он связан с текстом

Писания?

7. Что такое утверждение проповеди?

8. Почему идея проповеди должна расти?

9. Почему Божественное заверение ценно для проповеди?

10. Что означает созидание проповеди?

Контрольные вопросы к шагу 3

1.Вчемзаключается связь герменевтики и гомилетики?

2. Что вы можете рассказать об истории герменевтики?

3. Каковы герменевтические принципы реформаторов?

4. Почему проповедник должен правильно пользоваться текстом?

5. Каковы причины неправильного использования текста?

6. Каким практическим советам можно следовать при толковании текста?

7. Что вы думаете о пособиях по толкованию?

8. Какие методы толкования существуют?

9. Что такое «модернизм»?

10. Какие существуют принципы толкования текстов?

11. Что значит грамматический фактор в толковании?

12. Что значит «экзегетика»?

13. Сколько существует частей экзегетики?

14. Какие шаги проповедник должен сделать в толковании текста?

Контрольные вопросы к шагу 4

1. Что необходимо проповеднику для приготовления проповеди?

2. Какие источники содержат материалы для проповеди?

3. В чем заключается важность и необходимость примеров

для проповеди?

4. Каких ошибок следует избегать при употреблении примеров

для проповеди?

5. Какие качества должны быть у примеров?

6. Как классифицируются проповеди?

7. Какие три вида проповедей обычно различаются по форме?

8. Назовите преимущества и недостатки тематических проповедей?

9. Определите и сравните текстуальную и объяснительную проповеди.

10. Перечислите советы, которым необходимо следовать в ходе подготовки объяснительной проповеди?

Контрольные вопросы к шагу 5

1. Какими качествами должно отличаться заглавие проповеди?

2. Какими способами можно указать заглавие в проповеди?

3. Назовите три главные части проповеди и дайте их определение?

4. Перечислите преимущества хорошей схемы проповеди.

5. Какими положениями надо руководствоваться в создании

схемы проповеди?

6. Перечислите модели организации материалов в проповеди.

7. Что подразумевается под связью в проповеди?

8. Перечислите виды или методы заключений.

9. Чего надо избегать во вступлении проповеди?

10. Перечислите виды введений.

11. Нужен ли призыв в проповеди?

Контрольные вопросы к шагу 6

1.Что такое стиль проповедника? Его значение?

2. Назовите три элемента эффективного стиля.

3. Как достигается ясность в проповеди?

4. Как достигается интерес в проповеди?

5. Как достигается сила в проповеди?

6. Перечислить советы для заключения в подготовке проповеди.

7. Что вы думаете о написании проповеди перед ее произнесением с кафедры?

8. Прочитайте и проанализируйте проповедь д-ра богословия

Джоржа У.Труэтта «Молитва о пробуждении» соответственно совету, данному в конце этой проповеди.

Контрольные вопросы к шагу 7

1. Почему некоторые проповеди не удаются?

2. Назовите ошибки проповедников за кафедрой.

3. Как личность проповедника связана с проповедью?

4. Как чувства проповедника влияют на проповедь?

5. Какие четыре процесса образования речи вы знаете?

6. Назовите три типа дыхания?

7. Для чего необходимо изменение высоты голоса?

8. Какие причины слабого чтения Писания с кафедры вы знаете?

9. Что является главным принципом использования внешности

за кафедрой?

10 В чем заключается значение зрительного контакта со слушателями?

11. Назовите три вида жестов и принципы их употребления.

12. Перечислите преимущества и недостатки чтения проповеди по рукописи.

13. Каковы отрицательные стороны декламации?

14. Перечислите преимущества и недостатки экспромта.

15. Каковы преимущества свободного устного изложения проповеди?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Библия сама проповедует объяснительными проповедями. И проповедник может разработать схемы проповедей на каждую книгу Писания. Здесь приводится пример такого подхода к систематической проповеди.

Объяснительные схемы для проповедей из Первого послания Иоанна.

Проповедь с целью 1Ин.1.1-4

1. Положительное откровение, 1.1.

2. Действительное откровение, жизнь, 1.2.

3. Цель проповеди — спасение, 1.3:

1) из опыта спасения;

2) для духовного общения; 3) включающего всех.

4. Движение к цели, 1.4. Наша радость исполнена. Проблемы верующего — 1Ин.5-10

1. Принятие божественного Слова, 1.5.

2. Хождение с Ним, 1.6.

3. Очищение необходимо, 1.7.

4. Духовный обман некоторых, 1.8.

5. Духовное чудо — возможно, 1.9.

6. Греховная пустота — обвиняет, 1.10.

Божье отношение к непослушным детям — 1Ин.2.1-С

1. Духовные обязанности детей Божьих, 2.1-2:

1) не должны грешить;

2) могут согрешить иногда;

3) должны знать Ходатая.

2. Уверенность в пребывании с Ним, 2.3-6:

1) если соблюдаем заповеди, 2.3;

2) непослушные обманываются, 2.4;

3) повиновение совершенствует любовь, 2.5;

4) повседневная жизнь — следуя Его жизни, 2.6.

Чья жизнь новая? — 1Ин.2.7-11

1. Новая заповедь — старая, 2.7.

2. Старая заповедь с Новым Заветом, 2.8.

3. Новая заповедь — отношение к братьям, 2,9.

4. Действия любви указывают на жизнь во свете, 2.10.

5. Трагедия ненависти к брату, 2.11.

Его дети не остаются карликами — 1Ин.2.12-14

1. Малые дети берут духовное начало в прощении грехов, 2.12.

2. Взрослые верующие имеют зрелый опыт познанием Его, 2.13.

3. Молодые верующие братья побеждают лукавого, 2.13.

4. Они знают своего Отца, 2.14.

1) от начала;

2) потому они сильны.

Не все равно, что ты любишь? — 1Ин.2.15-17

1. Некоторая любовь должна быть остановлена, ибо она смертельна, 2.15.

2. Источники любви важны, 2.16:

1) мир;

2) Отец.

3. Ожидаемое пребывание, 2.17:

1)дела природные пройдут;

2) делатель воли Божьей пребудет.

Дети в часы кризисов — 1Ин.2.18-25

1. Час кризиса пришел, был предсказан, явлен в приходе противника Христа, 2.18.

2. Черты противников Христа, 2.19:

1) вышли из христиан;

2) они не были частью семьи;

3) если бы они были, они бы не вышли;

4) что показывает их выход?

3. Черты истинных детей, 2.20,21:

1) в них есть святость;

2) потому они знают все (вещи, людей).

4. Черты великого обманщика, 2.22,23:

1) он не от истины;

2) он отрицает воплощенного Христа;

3) он враг Христу;

4) он отрицает и Отца, и Сына:

а) отрицающий Сына, не имеет Отца;

б) исповедующий Сына, имеет Отца.

5. Положение верующего, 2.24:

1) пребывать в том, что они слышат от начала.

6. Слово о Воплощении было объявлено, 2.25:

1) от начала;

2) это жизнь вечная.

Отношение детей к отцам — 1Ин.2.26-29

1. Об обманщиках детей, 2,26.

2. У них харизма, как и у детей, 2.27.

3. Дети смело общаются с Отцом, 2.28.

4. Отцовская строгость с детьми, 2.29.

Показатель любви — 1Ин.3.1-3

1. Откровение провозглашено, факт установлен, 3.1.

2. Уверенность в вере, 3.2.

3. Неопровержимый факт, без исключений, 3.3:

1) действия;

2) результаты.

Как познавать сыновей — 1Ин.3.4-10

1. Согрешающий — непослушный, 3.4.

2. Причина прихода Христа, 3.5.

3. Необходимость в духовном постоянстве, 3.6-7:

1) пребывающий в Нем, не грешит;

2) те, кто грешит, не видели и не знали Его;

3) живущие в праведности есть, как Он есть.

4. Духовные источники и цели, 3.8-10:

1) грешники — от дьявола;

2) Сын Божий явился уничтожить;

3) рожденный от Бога (3.9):

а) не грешит постоянно;

б) у него врожденная природа Бога; 4) свидетельство о сыновности (ЗЛО):

а) грешить или не грешить;

б) любить или не любить братьев.

Действие любви в семье — 1 Ин.3.11-18

1. Слово, слышанное в начале, 3.11.

2. Первый пример нелюбви, 3.12.

3. Положение христианской семьи в мире, 3.13-15:

1) мир ее не любит (3.13);

2) переход из смерти в жизнь (3.14);

3) ненавидящий брата есть убийца (3.15).

4. Путь познания Высшей Любви, 3.16-19:

1) смотреть на Того, Кто отдал жизнь (3.16);

2) тот, который не имеет сострадания (3.17).

5. Наставление, 3.18:

1) любовь больше, чем слова;

2) должны быть дела.

Как знать? — 1Ин.3.19-24

1. Мы от истины, 3.19.

2. Если сердце осуждает, то Бог, Кто есть больше сердца, должен осудить нас, 3.20.

3. Если сердце не осуждает, 3.21.

4. Вопрошающие Бога, которые соблюдают Его заповеди, 3.23.

5. Заповедь соблюдать, 3.23.

6. Соблюдающие эту заповедь, 3.24.

Не будьте наивными — 1Ии.4.1-6

l.He верьте всякому греху, 4.1.

2. Испытывайте духа, 4.1.

3. Знаменательная черта Божьего Духа, 4.2.

4. Главный противник Христа, 4.3.

5. Вы от Бога, 4.4,5.

6. Вы — Божие, 4.6.

Проявление любви — 1Ин.4.7-12

1. Предметы любви, 4.7-8.

2. Путь проявления любви, 4.9.

3. Сын, посланный от любви к миру, 4.10.

4. Он пришел из-за любви, 4.10.

5. Притяжение тех, кто любим Богом, 4.11.

6. Путь понятия Божьей любви: Любовь действует в Его детях,

4.12. Любовь — это духовное родство, 1Ин.4.13-16а

1. Это родство очевидно, 4.13.

2. Воплощенный Спаситель провозгласил духовное родство, 4.14.

3. Духовное родство зависит от принятия Сына Божьего, 4.15.

4. Такая любовь и духовное родство познаются в личном опыте,

4.16а. Постоянство Совершенной Любви — 1Ин.166-21

1. Бог любви пребывает в любящих Бога, 4.166.

2. Совершенная любовь имеет большую цель, 4.17.

3. Недостаток несовершенной любви, 4.18.

4. Источник истинной любви, 4.19.

5. Притязание к Божьей любви является обманом, если нет

братской любви, 4.20.

6. Постоянная любовь — есть заповедь Бога, 4.21. Действие любви и веры 1Ин.5.2-5

i:flpMgTa T8F8> ГО ШШ^с^енного, 5.1.

3. Испытание, которым познается то, что мы любим детей Божьих, 5.2.

4. Как указать Божью любовь, 5.4.

5. Примета побеждающего мира, 5.5. Вера в свидетельство Бога — 1Ин.5.6-12

1. Личный предмет веры, 5.6-7. Прошедший, засвидетель-

ствованный истинно.

2. Общее и объединенное свидетельство, 5.8.

3. Постоянство в принятии свидетельства, 5.9.

4. Личное принятие достоверного свидетельства, 5.10. Неверие

достоверному свидетельству отрицает свидетеля.

5. Содержание свидетельства и результат, 5.11-12. Сила веры в молитве — 1Ин.5.13-15

Верующие во имя Сына Божьего:

1. Имеют жизнь вечную сейчас, 5.13.

2. Имеют дерзновение верить, 5.14.

3. Имеют радостную уверенность, 5.15.

Какая молитва и за каких грешников — 1Ин.5.1й-17

1.Что брат может говорить в молитве о грешном брате? 5.16:

1) он вопрошает Бога;

2) указанный факт есть грех к смерти;

3) исключение из обещания: не просить о грехе к смерти. 2. Что является истиной? 5.17:

1)всякая неправда — грех;

2) есть грех не к смерти;

3) о прощении такого греха надо молиться.

Что мы знаем 1Ин.5.18-21

1. Рожденный от Бога не грешит постоянно, 5.18.

2. Рожденный от Бога имеет источник в Боге, когда весь мир

лежит во зле, 5.19.

3. Сын Божий пришел и дал нам, 5.2:

1) знание истины;

2) пребывание в Сыне;

3) Он — истинный Бог и Жизнь.

4. Рожденные от Бога дети хранят себя от идолов, которые не

боги, 5.21.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КОНСПЕКТ-ВОПРОСНИК ПО ГОМИЛЕТИКЕ

Инструкция для студентов

Используя записи и заметки прослушанных лекций или книги, перечисленные ниже, заполните вопросник. Список книг:

1. Краткий курс по гомилетике и экзегетике, (ЗБК ВСЕХБ,

1970).

2. И.С.Проханов, «Краткое учение о проповеди», (Свет на Востоке, 1989).

З.М.Лоренцен, «Евангелизационная проповедь», (Центр Билли Грэма, 1990).

4. Х.Робинсон, «Изложение проповеди», (БЕЕ, 1990).

5. Ч.Г.Сперджен, «Добрые советы проповедникам Евангелия»,

(Моск. Дух. Акад., 1909).

6. Ф.Граабек, «Служение словом», (Свет Востоку, 1925).

7. П.Рогозин, «Пастырь», (РИД по РСП, 1940). Гомилетика

1. Определение.

2. Источники христианской проповеди (1, 2, 3,).

3. Периоды христианской проповеди.

4. Место и значение проповеди в церкви.

Сущность и функции проповеди

1. Определение проповеди.

2. Подготовка к проповеди.

3. Цели проповеди (1, 2, 3, 4, 5,).

4. Черты эффективной проповеди (1, 2, 3, 4, 5,).

5. Причины неудачных проповедей (1, 2, 3, 4, 5).

Текст. Основа проповеди

1. Определение текста (1, 2, 3, 4, 5).

2. Правила выбора текста (1, 2, 3, 4, 5).

3. Практические советы для подбора текста (1, 2, 3, 4, 5).

Толкование текста

1.Задача толкования

2. Источники ошибок при толковании теста (1, 2, 3)

3. Этапы толкования текста (1, 2, 3, 4)

4. Принципы толкования Писания (1, 2, 3, 4, 5, 6)

Предмет проповеди

1. Предмет проповеди

1)определение

2)связь

3) как извлечь предмет из текста?

2. Главная мысль темы (1, 2, 3, 4)

Утверждение проповеди

1. Определение (1, 2)

2. Место утверждения в проповеди (1,2)

3. Как вводить утверждения в проповедь? (1,2)

4. Черты хорошего утверждения (1, 2, 3, 4, 5, 6)

5. Составление выражения (1, 2, 3)

Организация проповеди

1. Необходимость в плане проповеди (1, 2, 3, 4, 5)

2. Качества хорошей организации (1, 2, 3, 4) Введение проповеди

1. Сущность и необходимость введения

1) определение

2) необходимость вступления (а, б, в)

2. Назначение введения (1, 2, 3, 4)

3. Источники введения (1, 2, 3, 4)

4. Качества хорошего вступления (1, 2, 3, 4, 5)

5. Подготовка введения (1, 2, 3, 4, 5)

6. Чего следует избегать во введении? (1, 2, 3, 4) Схема основной части проповеди

1. Сущность разделов проповеди

1) определение

2) сущность разделов проповеди (а, б, в, г)

3) количество частей проповеди (а, б, в)

4) изложение разделов (а, б, в, г)

5) ключевые слова разделов (а, б, в, г).

2. Желаемые черты разделов (1, 2, 3, 4, 5).

3. Стилистика основной части проповеди (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Виды проповедей

1. Тематический вид проповеди:

1) определение;

2) преимущества (а, б, в, г, д);

3) недостатки (а, б, в, г);

4) советы (а, б, в, г).

2. Текстуальный вид проповеди:

1) определение;

2) преимущества (а, б, в, г);

3) недостатки (а, б, в, г);

4) советы (а, б, в, г).

3. Объяснительный вид проповеди:

1) определение;

2) преимущества (а, б, в, г, д);

3) возражения (а, б, в, г);

4) неверные идеи об объяснительной проповеди (а, б, в, г);

5) подготовка объяснительной проповеди (а, б, в, г, д).

Оригинальность, заимствование и нововведение

1.Как и зачем быть оригинальным?

2. Препятствия к оригинальности

3. Никогда не применяйте проповедь, подготовленную кем-то

другим

4. Никогда не используйте схему, составленную кем-то другим

5. Почему необходимо отдавать должное источнику? (1, 2, 3)

6. Практические замечания по поводу плагиата

7. Законное заимствование

8. Предостережение о нововведении

Заключение проповеди

1. Назначение заключения

2. Сущность заключения (1, 2)

3. Методы заключения:

1) обобщение

2) применение

3) призыв;

4) увещевание, поддержка, предостережение;

5) подчеркивание текста;

6) примеры, иллюстрации;

4. Черты хорошего заключения (1, 2, 3, 4, 5, б, 7).

5. Что ослабляет заключение? (1, 2, 3, 4, 5).

Применение в проповеди

1. Значение примечания.

2. Время для применения (1, 2, 3, 4).

3. Методы применения (1, 2, 3, 4, 5).

4. Ценные причины применения (1, 2, 3, 4).

Примеры в проповеди

1. Определение примеров.

2. Необходимость примеров (1, 2, 3, 4, 5).

3. Использование примеров (1, 2, 3, 4, 5).

4. Разнообразие примеров (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

5. Источники примеров (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).

6. Расположение примеров в проповеди (1, 2, 3, 4, 5).

7. Предостережения относительно примеров (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Стиль проповеди

1. Определение стиля.

2. Сущность стиля (1, 2, 3, 4).

3. Связь стиля и проповеди (1, 2, 3).

4. Как улучшить стиль? (1, 2, 3, 4, 5).

5. Ясность стиля:

1) определение ясности;

2) важность ясности (а, б, в);

3) как достичь ясности (а, б, в, г, д).

Энергия проповеди

1.Три потенциала энергии (1, 2, 3). 2. Развитие энергии (1, 2, 3). Произнесение проповеди 1. Чтение текста Писания:

1) важность правильного чтения;

2) как улучшить устное чтение? (а, б, в); 2. Методы произнесения:

1) чтение рукописи:

а) Преимущества а), б), в);

б) Недостатки а), б), в), г);

2) изустное изложение:

а) преимущества а), б), в);

б) недостатки а), б), в), г), д);

3) экспромт и импровизация:

а) преимущества а), б), в), г);

б) недостатки а), б), в), г);

4) свободное провозглашение:

а) преимущества а), б),в);

б) недостатки а), б), в), г), д);

в) необходимость в такой проповеди а), б), в), г), д); Личность проповедника

1. Внешность и вид.

2. Жесты и манеры.

3. Зрительный контакт.

4. Голос и произношение.