Шаг 1. Знайте задание

Нет ничего выше, благороднее и почетнее, чем благовестие Слова Божьего, или проповедь. Чтобы добиться высоких результатов в этом богоугодном деле, необходимо понимать задачи, стоящие перед проповедью. Существует богословская наука — гомилетика — учение обискусстве проповеди. Отсюда можно почерпнуть важные советы и знания о проповеди, полезные для каждого. Наука включает общее описание и определение понятия о проповеди, ее историю, ее цель, объясняет призвание проповедника и предъявляемые к нему требования.

Общие замечания о гомилетике

Нередко возникает вопрос: можно ли научиться проповеди из курса гомилетики? Ответ однозначен. Только Бог призывает, наставляет и делает мужей Божьих проповедниками Его Слова. Изучение правил гомилетики не повредит никому и не умалит Духа Святого в проповеди. Однако есть люди, допускающие, что проповеднику полезно снабдить себя научными знаниями, но научиться самой проповеди нельзя. Такой взгляд основывается на том, что проповедь, по их мнению, есть только передача того, что Дух Святой хочет сказать людям через

проповедника, и что учиться можно исключительно у Христа (Мф.23.8) и Духа Святого, помазание Которого (1 Ин.2.27) учит всему и нет надобности в том, чтобы кто-нибудь учил проповеди. Это было бы верно, если бы все проповедники были исполнены Духом в полной мере. Но люди исполняются Духом не в одинаковой мере. Более духовные, т.е. опытные, должны помочь менее духовным своим опытом и знаниями. Отсюда возникает необходимость поучений от людей.

Очевидно, что даже пророчество, высшее проявление проповедничества, преподавалось, как поучение. У пророка Илии был ученик Елисей, а у Елисея было много учеников, которые назывались «сынами пророческими» (4 Цар.4.38). В Вефиле и Галгале существовали школы пророков (4 Цар.2.3; 4.38). Павел написал свое разъяснение о способах пророчества, когда возникло недоразумение в Коринфе (1 Кор.14). Необходимо руководствоваться советом Сперджена:

«Конечно, для Господа все возможно. Он может и плохую проповедь обратить на пользу слушателей. Ему не требуется никаких инструментов для созидания дела. Он может и без помощи проповедников, одним действием Святого Духа, спасать души людей Своих…. Его могущество безгранично. Он может во всем действовать по Своей святой воле, — но мы обязаны подчиняться установленным Им законам жизни человека на земле… Итак, мы сами представляем собою, некоторым образом, своего рода орудия и должны держать себя в порядке. Если я хочу проповедовать Евангелие, мне требуется для этого мой собственный голос; следовательно, я должен стараться укрепить его. Я могу рассуждать лишь моим собственным умом и чувствовать своим собственным сердцем, — я обязан, следовательно, развивать свой ум и возгревать свое сердце».

Библейский совет ясен: «Вникай в себя и в учение1(1Тим.4.16).«Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы1(Екк.10.10).

Слово «гомилетика» происходит от греческого слова «гомилия»,что значит «обычный дружественный разговор, простая беседа, устное общение». Сначала оно означало беседу с одним человеком или собранием лиц, а впоследствии получило значение «речь, которая звучит в религиозном собрании». После III в. н.э. оно стало означать «применение правил, принципов и приемов риторики в богословской речи, духовных наставлениях

и назиданиях». То есть произошло приспособление риторики к целям и требованиям христианского благовестил.

В настоящее время гомилетика — это богословская наука об искусстве проповеди.

В первые века христианства «гомилию» отличали от проповеди, ибо она была пояснением, которое предлагалось собранию при чтении какой-либо части Писания. Таким образом, «гомилия» была истолкованием, которое произносилось при чтении избранного места Писания и которое состояло из последовательных пояснений на каждый стих с применением их смысла к практической жизни.

В греческом Новом Завете слово «гомилия» встречается только раз в 1 Кор. 15.33 в смысле «плохие сообщества». Как глагол слово встречается три раза в смысле «беседовать» (JIk.24.14; Деян.20.11; 24.26). Для проповеди у первых христиан существовали другие слова: «логос» — «слово» в смысле отдельной речи или «керигма» (1 Кор.2.4) в смысле провозглашения и проповеднического служения. Проповедь отличалась от «гомилии» тем, что она являлась самостоятельной речью, опиравшейся на определенный текст Писания или имевшей определенную тему, в то время, как «гомилия» состояла из кратких последовательных пояснений на слова текста, неразрывно с ним связанных.

Еще в первые века христианства стали осознавать необходимость внимательного отношения к проповеди и усердного изучения ее способов. Поэтому и возникло желание сохранить образцы проповедей. Первыми книгами по гомилетике стали собрания лучших проповедей. Первый такой сборник составлен Оригеном в III веке. Затем более полный сборник проповедей был составлен Варнефридом по велению Карла Великого в 782 году. Впоследствии было издано много подобных сборников в разных странах.

Христианское благовестив, однако, шло дальше и требовалоболее систематического изложения знаний об условиях, необходимых для правильной проповеди. Первыми книгами, которые более или менее отвечали этой потребности, были:

1. Работа Августина «De Doctrina Christiana» или «Доктрины христианства», где даются советы проповедникам.

2. Сочинения Эразма Роттердамского «Ecclesiastes» или «Проповедник».

3. «Застольные речи» Мартина Лютера, содержащие очень много полезного материала для проповедников.

4. «Loci Communes» или «Сборник текстов» Филиппа Меланхтона, в котором приводятся образцы текстов для проповедей.

Первым, кто в сущности написал сочинение, достойное названия «гомилетика», был Андреас Гиппериус [Марбург, 1564]. Его труд «De Formandis Concionibus Sacris» или «О составлении духовных речей» дает указания к выбору текстов, построению проповеди и т.п., являясь первым и, по существу, действительно гомилетическим сочинением. Позже было написано много учебников по гомилетике.

Определение проповеди

Классическая проповедь не является ни беседой, ни лекцией. Беседа — это не строго выдержанная речь, а скорее всего разговорное рассуждение, не связанное требованиями логической последовательности или даже строго определенным предметом.

Лекция — это строго продуманный доклад, логически последовательный, трактующий об одном каком-либо предмете с точки зрения наблюдателя без участия чувств говорящего или пафоса. Это объективный разбор или изложение предмета.

В отличие от беседы, у проповеди должен быть определенныйпредмет, одна выдержанная мысль, которую необходимо логически развить. В отличие от лекции, главнейшее достоинство проповеди заключается в том чувстве, которое вкладывает в нее проповедник и которое является ее необходимым элементом. На практике очень часто проповедники недопонимают этого различия, что ослабляет действие проповеди.

Хотя Новый Завет не дает точного определения проповеди, разбор важных слов, относящихся к ней, раскрывает многое в ее характере.

Слово, часто употребляемое в Новом Завете и относящееся к проповеди, это слово «кериссейн». Обычно оно переводится как «провозгласить» и употребляется более 50 раз в разных грамматических формах. В Евангелиях и Деяниях слово переводится как «проповедовать» и означает то, что посланник

произносит послание как доверенное лицо кого-то другого. В новозаветном понимании, послание есть послание от Бога и ввиду того, что посланник назначен Богом, слушающие обязаны слушать и действовать по Его указанию. Итак, «керигма» -«проповедь, провозглашение», «керикс» — «глашатай, проповедник».

Другое важное для проповеди слово в Новом Завете — это слово «евангелизестай», которое переводится обычно «проповедовать Благую Весть». Слово означает характер Божьего послания как благую весть, т.е. хорошую новость о чем-то, что придет или что уже пришло и существует.

В Новом Завете многие другие слова указывают «действие проповедования», хотя само слово «проповедовать» не употребляется. Четыре таких слова:

• «д и д а с к е й н» — «учить божественную истину»;

• «д и а л е г е с т а й» — «рассуждать, чтобы убедить»;

• «л а л е й н» — «говорить»;

«п а р а к а л е й н» — «увещевать».

Один раз служение апостолов охарактеризовано как «служение слова» (Деян.6.4).

Из этого следует, что проповедь в Новом Завете значит провозглашение людям Божьего Слова любым способом. Потому проповедь — это не публичная речь или доклад в собрании. Проповедь обозначает провозглашение и распространение христианской истины разными путями: в личных разговорах, в разговоре миссионера с язычниками, в речах евангелистов. Это возвещение Слова Божьего человеку поведением, пониманием, личностью. Многие заслуженные проповедники выражали свое понимание проповеди, основываясь на этом новозаветном понятии о проповеди.

1. Сообщение истины

Одно из лучших определений проповеди дано Филипсом Бруксом еще в 1877 году: «Проповедь есть сообщение истины человеком людям. Она состоит из двух элементов: истины и личности. Одно не может быть без другого». Первое — Божья истина, второе — личность проповедника. Блэквуд говорит, что проповедь — это Божья истина, постигаемая через личность, или Божья истина, провозглашенная избранной личностью, чтобы удовлетворить духовную нужду человека.

2. Убеждение

Проповедь включает и убеждение.

«Проповедь есть устное сообщение Божьей истины с целью убеждения» [Паттисон].

Чарльз Сперджен выражает эту мысль так:

«Проповедь, точнее проповедь благодатного Евангелия — это «свободное, доступное его изложение при умелом обращении со слушателями».

Слово «проповедь» означает «толчок». У проповедника должно сформироваться стремление к тому, чтобы разработать и донести предмет проповеди веско и убедительно. И.С.Проханов описал это следующим образом:

«В высшем значении слово проповедь есть Слово Божие, передаваемое устами человека».

В своём основном значении слово проповедь — это законченная речь, произносимая в религиозном собрании с целью призыва, назидания и разъяснения учения Христа.

3. Встреча

В наше время характеристика проповеди связана с богословским ее пониманием. Богословы Карл Барт, Г. Фармер, Эмиль Бруннер говорят о проповеди, как об «экзистенциальной»встрече, действии спасения.

П.Т.Форсайт выразил эту мысль так:

«Христианство возрастает или умаляется проповедью, потому что она есть провозглашение Евангелия… Это Евангелие в продолжении и провозглашении».

Дональд Г. Миллер выражает современный взгляд на проповедь таким образом:

«Проповедовать Евангелие… Это не просто говорить слова, но и производить действия. Проповедовать — это стать участником события, когда Живой Спасающий Бог производит действие спасения при непосредственной встрече с людьми через проповедь. Проповедь — это оживотворение Креста и Воскресения, когда Господь лично встречает людей, чтобы или спасти, или осудить их. В настоящей проповеди собственноХристос и есть непосредственный Проповедник. Итак, Проповедник говорит через проповедника».

Проповедь — средство, через которое Бог открывает Себя и дает человеку возможность ответить верой [Моунс]. Такова экзистенциальная проповедь.

Джон Р.Стотт дополняет данный тезис, говоря, что проповедью Бог сейчас делает давнюю историю сегодняшней действительностью:

«Если Сам Бог не сделает историю действенной и актуальной, она остается прошлой историей».

Бог встречает людей посредством проповеди и — спасает людей Своих (1 Кор.1.21). Иисус цитировал из главы 61 Исайи, указывая на Свою главную задачу служения — благовестие и проповедь (Лк.4.18). Новозаветная проповедь уникальна тем, что в то время, когда она провозглашает жизнь, она дает жизнь [Скотт].

Из всего вышесказанного можно заключить, что проповедь есть эффективное сообщение Божьей истины, содержащейся в Писании, человеком, призванным Богом свидетельствовать для Него о деле Спасения, с целью дарования людям вечной жизни через Иисуса Христа [Норткатт].

Гомилетика Нового Завета

Гомилетика Нового Завета основана на личности и учении Иисуса Христа. Именно поэтому проповедь является характерной чертой христианства.

Проповедь сугубо христианское явление, начатое Иисусом Христом — единственным Проповедником, Которому надо подражать. Его проповедь — глас сострадающего, речевое искусство — неотложность. По значению и цели проповедь Иисуса включает все качества, предназначенные разбудить разум, активизировать его и привести людей в такое состояние, когда они способны видеть, чувствовать, думать и осуществлять моральный выбор. Проповедь занимала центральное место в служении Иисуса. Он показал Себя таким Мастером проповеди (Ин.7.37-46), что о Нем сказано: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин.7.46).

Можно говорить о следующих гомилетических принципах Иисуса Христа:

1) Как мастер-проповедник Он искусно владеет обстановкой в аудитории слушателей. Например, Притча о сеятеле говорит о четырех категориях слушателей.

2) Как мастер-проповедник Он обладает мастерством мысленного соприкосновения со слушателями. Он проповедует на доступном для понимания простых людей языке, используя примеры из повседневной жизни. Он знает, что люди в Палестине знакомы с Ветхим Заветом, и Он соприкасается с их мышлением на этом уровне.

3) Как мастер-проповедник Он мог легко овладевать вниманием слушателей. «Весь народ неотступно слушал

Его» ( ЛК.19.48).

4) Как мастер-проповедник Он прекрасно владеет искусством красноречия, мастерством речевого общения и употребления современного Ему языка. Речь Иисуса богата, красочна и разнообразна: проза и поэзия. Его речь украшают: сравнения (Мф.23.37); метафоры (Лк.13.32); ирония (Мк.7.9); намеки (Ин.27.19); аллегории (Ин.15.1-10); притчи (Мф.13.3); гиперболы (Мф.13.3);метонимии (Лк.4.43); олицетворения (Ин.3.8); синекдохи (Ин.4.32); апострофы (Мф. 11.21). У Него всегда находится что-то конкретное, чтобы описать абстрактное: «Посмотрите на птиц небесных…»

5) Как мастер-проповедник Он — Мастер примеров, иллюстраций и притч (как специальных примеров).

6) Как мастер-проповедник Он — Мастер Своего предмета. Его тема целенаправленна. Его проповеди преследовали следующие цели:

1) исполнять волю Отца;

2) призывать учеников и учить их служению;

3) быть узнанным как Мессия;

4) установить живую веру;

5) исполнить закон Царства праведности;

6) провозгласить Новую Жизнь;

7) возродить веру и надежду;

8) показать любовь Бога;

9) разрушить стены, разделяющие людей;

10) разрушить дела тьмы.

Его проповеди придерживаются определённой схемы:

а) ставилась проблема;

б) излагалось решение этой проблемы;

в) какие действия следует предпринять.

7) Как мастер-проповедник Он — Мастер жизни. Он жил так, как Он проповедовал.

8) И превыше всего, Он — Мастер молитвы. Его проповедь и учение совмещались.

И.С.Проханов указывает, что проповедь Иисуса была идеальной:

1) Проповедь была проста до такой степени, что всякий ребенок мог понимать Его. Он говорил сжато и кратко, но ясно. В Его речи не было ни одного лишнего слова.

2) Проповедь была так неизмеримо глубока, что величайшие

умы не могут исчерпать ее смысла.

3) Проповедь содержала разнообразие способов.

4) Проповедь сочетала и смирение, и властность.

5) Проповедь показывала знание сердец человеческих, которым Он говорил.

6) Проповедь опиралась на написанное в Слове Божьем.

7) Целью проповеди было искать и спасать «погибших». Поэтому только Иисус достоин подражания.

Из всего вышеизложенного следует, что гомилетика Нового Завета является керигматической, т.е. «проповедью Евангелия». Марк в 1.14-15, описывая содержание проповеди Иисуса, говорит, что Христос пришел, «проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Здесь очевидны три главных пункта Его проповеди о Царстве:

1. Царство: оно — oco6oq, потому что —

1) время его — пророческое, апокалиптическое — Божье время;

2) чье оно? — Божье — это значит не человеческое, не физическое, не земное, не географическое, а духовное, Царство нового измерения.

2. Покаяние — это «пропуск» в Царство и значит —

1) изменение мышления и жизни, признание и оставление

греха;

2) восстановление взаимоотношений человека с Богом.

3. Вера включает:

1) предмет веры — Евангелие — Благая весть о том, чтоБог действует в Иисусе Христе для спасения

душ человеческих;

2) действие веры — следование за Иисусом, ученичество.Надо заметить, что до Иисуса был другой выдающийся

проповедник — Иоанн Креститель, но его проповедь состояла в одном — покаяние перед приходом Мессии (Мк.1.4). Учение и проповедь совмещались в гомилетике Иисуса. Примером служит Нагорная проповедь (Мф.5,6,7), яркая проповедь о Царстве или о людях Царства. Проповедь поучительна и назидательна (Мф.5.2) в отличие от Его евангелизационных,призывных, утешительных и пророческих проповедей. Это проповедь о новом Царстве и новых людях Царства:

1. Новые люди:

1) новое счастье — блаженство;

2) новый характер.

2. Новое понимание: 1)старая традиция; 2) новый Закон.

3. Новая жизнь:

1) праведность и молитва;

2) новое отношение к другим.

4. Новый путь и основание.

Проповеди Иисуса всегда и интересны, и авторитетны. Примеры других проповедей: утешительная — Ин.14; пророческая — Мк.13; Мф.24,25.

Апостольская гомилетика обычно называется «апостольской керигмой». Она ярко представлена проповедью Петра, описанной в Деяниях 2.14-39. Данная проповедь послужила примером, став формой апостольской проповеди. Тема этой проповеди: «Как стать народом Божьим». Она излагалась по следующей схеме:

1) план Бога (показанный в Писании) достиг своего завершения в Иисусе Христе (ст. 16-21);

2) Иисус из Назарета (Который жил недавно среди иудеев и Его жизнь сопровождалась знамениями) — означает присутствие Бога и Его силы на земле (ст.22);

3) иудеи отдали Его в руки язычников, чтобы Он умер распятым на кресте (ст.23);

4) всё свершилось с ведения и по плану Бога, который воскресил Иисуса из мертвых и прославил Его как Господа (ст.24-36);

5) все это требует таких действий: принять Иисуса Христа;

покаяться; креститься в знак принятия Иисуса, прощения и получения подтверждения новой силы присутствия Бога, уже проявленной в Его народе (ст.38).

Стефан в своей незаконченной проповеди (Деян.7.2-53) следует схеме проповеди Петра, используя исторический подход и цитируя Ветхий Завет, чтобы показать завершение плана Божьего в Иисусе Христе.

Павел тоже следует схеме первоапостольской проповеди. Проповедуя в Антиохии Писидийской (Деян. 13.16-41), он близок к схеме Петра. В Афинах он использовал оригинальный подход, который вел к главному — Воскресению (Деян.17.22-31). Предметом его проповедей всегда является Иисус Христос -Господь — Мессия. Как видно из 1 Кор.15.1-11; Рим.1.1-6, Иисус Христос — Господь и Мессия:

1) по Писанию;

2) по жизни;

3) по смерти;

4) по Воскресению;

5) по Вознесению;

6) по обещанию Духа Святого;

7) по второму пришествию.

В этом заключалась суть первоапостольской проповеди. Онасосредотачивалась на Христе, основывалась всецело на Писании, призывала к покаянию и обращению от злых дел к Богу. Апостолы говорили «от избытка сердца» под непосредственным действием Духа благодати и личных переживаний как свидетели великих дел Божьих во Иисусе Христе.

История проповеди

Опять уместно повторить, что проповедь — это продукт христианства и ни в какой иной религии она не культивировалась. Три течения являются источниками христианской проповеди: древняя риторика, ветхозаветное пророчество и христианское

благовестие. Древняя риторика и ветхозаветное пророчество долгое время использовались независимо, но к Ш в. христианской эры они соединились с христианским благовестием, создав христианскую проповедь.

Древняя риторика

Риторика разрабатывалась по мере развития языка как средство речевого общения. Ранние цивилизации, из-за систем их управления, не славились риторикой, хотя среди древних евреев можно найти примеры великих речей: речь Иуды перед Иосифом в книге Бытия, речи в книге Иова, речь Моисея и другие (Суд.9; 1 Цар.24,25,26).

Главным источником красноречия считают греко-римскую риторику. У древних греков ораторские способности считались выдающимся достижением. Рост политической свободы, развитие диалектической философии, искусств, литературы и языка благоприятствовали риторике. Существует мнение, что правила риторики были впервые сформулированы Кораксом в 466 г. до н.э. Тогда правитель Сиракуз Трасивул конфисковал частные земли. Вскоре Трасивул был изгнан, а конфискованные земли возвращались по суду. Не все знали, как представить доказательства в суд, поэтому Коракс и установил правила. Он учил о пяти частях доклада: введение, факты, аргументы, второстепенные замечания и заключение. Впоследствии наука о правилах и нормах речевого общения стала развиваться, послужив позднее делу распространения Евангелия.

Ветхозаветное пророчество

Пророчество Ветхого Завета подготовило путь христианскомублаговестию, так что в Новом Завете «пророчествовать» иногда значит «проповедовать». Библия указывает, что Енох (Иуд. 14), Ной (2 Пет.2.5), Исаак (Быт.27-29), Иаков (Быт.49.3-7), Моисей (Второзаконие) и Иисус Навин (И. Нав.23,24) пророчествовали или говорили Слова Бога. Позднее Самуил, Нафан, Илия, Елисей, Амос, Осия, Иоиль, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Малахия и др. слышали Бога и передали Его послания народу. Пророки верили, что Бог призвал их, вложив в их уста Свои слова.

Хотя пророки владели способностью видеть и описывать будущее, их первейшей задачей было слышать и говорить

Божье Слово Израилю. Еврейское слово «пророк» включает две идеи: способность видеть для Господа и способность говорить во имя Бога. Пророки предсказывали, но их главной задачей было не предсказать, а сказать. Вскоре после вавилонского пленения пророчества прекратились. Народ ожидал Посланника, обетованного Богом. После пленения у иудеев появились синагоги, где разбиралось Слово Божье. Всё это существенно повлияло на развитие христианской проповеди.

Христианская Благая Весть

Христианская проповедь излилась из третьего источника -служения Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и апостолов. Иисус является краеугольным камнем не только церкви, но и ее проповеди. Иисус был проповедником, всё свое усердие Он вложил в проповедь. Для учеников Евангелие и проповедь являлось одним и тем же. Греческие слова — «кериссейн» и «евангелизестай» значат «проповедовать евангелие». Даже «дидахе» — «учение» было провозглашением, равным «керигме» —«проповеди».

События смерти, воскресения и вознесения Христа описаны тремя кругами:

1) керигмой — истолкованием событий, происходящих вокруг Христа, дабы привести людей к вере;

2) расширенным объяснением первого круга, дабы привести людей к более глубокому пониманию веры;

3) моральным учением отношения людей к Богу и друг к другу.

Так содержание христианской проповеди слилось с моральными речами ветхозаветных пророков.

Из таких исторических источников берет начало христианская проповедь. Время её развития можно разделить на восемь (иногда более) периодов.

Развитие христианской проповеди

1. Древний период

После краткого первоапостольского периода, в котором проповедь была духовно-динамичной и распространяла веру повсеместно от Иерусалима до Рима, время от 70 до 430 гг. н.э.

можно называть древним, или патриотическим, периодом христианской проповеди. Его можно подразделить еще на два периода: 70-300 гг. и 300-430 гг. н.э.

Падение Иерусалима, расширение Римской империи и преследования христиан в I в. повлияли и на христианскую проповедь. По имеющимся сведениям в этот период проповедь значительно утратила свою силу. По свидетельству Иустина Мученика (165г.) в собраниях христиан читались писания апостолов. Окончив чтение, руководитель собрания говорил что-нибудь в назидание, основываясь на прочитанном. И.С.Проханов так пишет об этом периоде:

«Проповедь из вдохновенного излияния духовных мыслей и истин при апостолах превратилась, ко времени их учеников, в истолковательную и назидательную речь. Форма проповедей первых дней христианства не могла быть обработанной. И это вполне понятно: церкви в то время находились под тяжестьюгонений; христиане собирались в пещерах и потаенных местах, им некогда было упражняться в изяществе выражений и разнообразии мыслей. Краткость и простота представляли собой необходимость».

Однако проповедь начинает вновь развиваться с 170 г. усилиями Оригена, Климента Александрийского, Иринея. По мере ослабления гонений и увеличения числа членов христианских церквей появилась необходимость более глубокого изучения Библии и совершенствования развития проповеди. Сначала казалось, что каждый мог проповедовать так, как Бог его движет. Проповедник обычно сидел и говорил людям. Проповеди писались и читались на основе трех источников:

1) апостольского предания;

2) Библии;

3) личного опыта проповедника.

Это была гомилия — простое назидание или просто примечание к тексту Писания. Но уже Ориген, родившийся в 185 году, потрудился много для развития проповеди. Он писал сочинения по истолкованию книг Библии и давал наставления вновь принимаемым в церковь членам, оказав огромное влияние на своих современников и следующие поколения проповедников. Его называли «отцом проповедников», хотя сам он в качестве проповедника не выступал. Ориген внес в дело проповеди принцип систематического изложения предмета и аллегорический

метод истолкования. Под его влиянием проповедь из простой истолковательно-назидательной беседы превратилась в произведение ораторского искусства. В период патристики (отцов церкви) можно выделить три группы проповедников:

1) апостольские отцы или ученики апостолов — Игнатий, Поликарп, Климент Римский;

2) апологеты или защитники веры — Иустин Мученик, Дионисий, Татиан;

3) богословы (доникейские) — Ориген, Климент Александ рийский, Григорий Фаматург, Диодор и Феодор — на Востоке; Ириней, Тертуллиан и Киприан — на Западе.

Период 300-430 годов был периодом расцвета проповеди. В это время служили словом Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Амврозий и Августин. Наилучшими представителями данного периода стали: на востоке — Иоанн Златоуст (347-407), на западе -Августин (354-430). Оба были блестящими проповедниками, хотя слишком усердное следование в проповедях правилам ораторского искусства, удовлетворяя эстетическим требования, ослабляло их духовное действие.

2. Тусклый период проповеди

Этот период можно называть так потому, что в отрезок времени с 430 по 1095 гг. н.э. проповедь почти исчезла. Грех в церкви, литургия ввели власть священника, а не проповедника. Мария заменила Бога, и проповедь превратилась в аллегорию. Форма умерщвляла дух. Проповеди мало основывались на Библии, их пронизывало обилие философии, произвольных толкований и рассуждений об обрядах. В качестве примера можно вспомнить римского епископа Льва Великого (395-461), оставившего сборник проповедей. Темы проповедей были такими: духовные праздники, почитание Богородицы, пост и милостыня, чистилище и т.п.

Франкский король Карл Великий предпринял попытку восстановления авторитета проповеди, которая к его времени почти умолкла во всех церквях. Под давлением короля разные соборы приняли постановление, чтобы епископы сами проповедовали и священников учили проповедовать. Карл приказал Варнефриду собрать в одну книгу лучшие проповеди учителей церкви, распределив их по праздникам, временам

года и т.п. Но проповеди не готовились самими священниками, а просто читались из сборника. Народ потерял к ним всякий интерес.

Всё же были и исключения. Беда, Патрик, Гал, Бонифаций, Елигий пытались осмыслить слово Божье. Но истина заключается в том, что эти годы были самыми низменными, темными и развращенными в истории Церкви. Проповедь в церквях запада совсем умолкла.

3. Схоластический период

Периоде 1095 по 1631 гг. обычно называется схоластическим, или школьным. Началось уделяться внимание образованию и монастырским школам. В это время крестовые походы открыли Ближний Восток и его культуру. Данное событие незамедлительно отразилось на незначительном развитии проповеди в двух направлениях:

1) схоластическом и

2) мистическом.

Представителем первого направления стал Фома Аквинский (1226-1274), стремившийся примирить христианское богословие с философией Аристотеля. Проповедь, основанная на таком мировоззрении, больше говорила разуму, чем совести. Проповеди заполнились искусственными толкованиями; их делили на множество разделов и подразделов. Но все-таки это был шаг вперед. Организовывались миссионерские общества, хотя и монастырские. Это было время Франциска Ассизкого и Доминика. Мистическое направление представлено проповедником Бернаром Клервоским (1091-1153). Движение мистицизма развивало вопрос о духовной силе. Отличительные черты этих проповедей: аллегорическое толкование, чувствительность и неясность изложения.

4. Период Реформации

Время с 1361 по 1572 гг. н.э. называется периодом Реформации. Проповедников этого периода можно разделить на предреформаторов (1361-1500) и реформаторов (1500-1572). Дореформаторы представлены такими именами, как: Джон Уиклиф, Ян Гус, Савонарола. Реформаторов представляют: Лютер, Кальвин, Цвингли, Латимер, Нокс. Это были библейские проповедники.

В 1517 году Лютер прибивает к дверям церкви свои 95 тезисов — вспыхивает пламя Реформации. Небывалое религиозное пробуждение вылилось в форму пламенных проповедей на истинно евангельские темы как у Лютера, так и у других реформаторов. Проповедь Лютера была евангельской, в духе первых учеников Христа, призывом к оправдывающей и спасающей вере.

Проповеди в то время начали читаться на местных, национальных языках и носили естественный народный характер. Библия стала авторитетом, а проповедь превратилась в главное занятие служителей протестантских церквей.

5. Семнадцатое столетие

Период с 1572 до 1700 года можно считать пятым периодом истории проповеди. Это был период догматизма, с одной стороны, и пиетизма — с другой. После Лютера наступил период догматизма в реформаторских церквях. Учение стало определенным образом оформляться в виде катехизисов. Больше внимания уделялось заботам о сохранении вероучения церкви, чем о спасении душ. Проповедь утратила свою жизненную силу и результатом стало охлаждение жизни реформированных церквей. В 1599 г. во Франции Людовик издает Эдикт Нанта о религиозной терпимости. Тогда же появляются католические проповедники Буссе, Фенелон, Массильон. В Англии в 1611 г. король Джеймс (Иаков) издаёт Библию, способствуя ведению проповеди на национальном языке. Появились английские проповедники Ричард Бакстер, Джон Буньян, Джереми Тейлор и Джон Донн.

Пиетисты, такие, как Шпенер, родившийся в 1635 г., Франке (1663-1727) и другие проповедники, сознавая мертвящее влияние догматизма, начали проповедовать необходимость духовного пробуждения. Суть их учения состояла в том, что недостаточно проповедовать оправдание верой, необходимо еще и возрождение.

6.Восемнадцатое столетие

Так как пиетисты проповедовали, главным образом, возрождение, взывая к чувствам, мало говорили разуму, слабо заботясь о росте христианской жизни, вскоре их проповедь утратила своё влияние, вызвав реакцию в виде движения к рационализму.

Начало рационализма связано с именем Землера (1725-1791). Проповедники оставили почву Евангелия. Они перестали говорить о спасении грешников верой, о возрождении и занялись разъяснением истоков христианской нравственности. Проповедь превратилась в чтение лекций.

Но не все проповедники стали приверженцами рационализма. В Центральной Европе были проповедники истинно евангельского направления; например, в Германии — граф Цинцендорф (1700-1760). Англия и Америка того века представлены Джоном и Чарльзом Уэсли и Джорджом Уайтфилдом. Их проповеди привели к духовному пробуждению в Англии и в Америке. Истинное пробуждение спасло Америку от морального упадка. Гилберт Теннент, Джонатан Эдварде и многие другие призывали к покаянию. В растущих общинах баптистов, методистов, пресвитериан, конгрегационалистов и других верующих звучала живая евангельская проповедь.

7. Девятнадцатое столетие

Это было столетие интенсивного развития человеческого общества, оказавшего влияние и на проповедь. Влияло всё: демократические движения, индустриализация, наука, социальные реформы, образование, свободомыслие и организация новых церквей. Но несмотря на преобладание рационализма и возникновение богословского либерализма, евангельская проповедь продолжалась. Проповедники этого периода: Чарльз Финней, Гораций Бушнел, Генри У. Бичер, Филипс Брукс, Джон Бродус, Томас Талмейдж, Двайт Муди, Торрей, Джозеф Паркер, Фаррар, Александр Макларен, Ф.Б. Робертон и Чарльз Сперджен, величайший проповедник XIX столетия, названный «королем проповедников». В России выделились основатели евангельского баптистского движения В.Г.Павлов, В.А.Пашков и Н.Г.Рябошапка.

8. Двадцатое столетие

К XX столетию богословие подошло с уклоном в «социальное» Евангелие, проповедуемое Уолтером Раушенбушем, и с либеральным уклоном богословия вообще. Богословы XX столетия не понимали, что в первоапостольской церкви первой была керигма — проповедь, а потом дидахе — учение. С увеличением и ростом церквей пастор стал администратором, советником, попечителем и лишь в последнюю очередь — проповедником.

Но и в нынешнем столетии появились выдающиеся проповедники: Билли Санди, Джордж Труэтт, Чэппель, Батрик, Билли Грэм, Д.И.Мазаев, И.С.Проханов, Н.В.Каргель, В.П.Степанов.

В заключение надо отметить, что там, где была сильна проповедь, христианство быстро развивалось. В истории насчитывается пять столетий роста церкви, совпадающих с пятью периодами действенной проповеди: первое столетие -первоапостольская церковь; четвертое столетие — Златоуст и Августин; тринадцатое столетие — Франциск и Доминик; шестнадцатое столетие — Лютер и Кальвин; девятнадцатое столетие — Сперджен и Макларен.

Если проповедь ослабевала, то и христианство ослабевало. Бог избрал проповедь средством провозглашения Своего Слова человечеству через людей. Когда проповедники не понимали этого, христианское движение замедляло своё развитие. Когда проповедники правильно осознавали свою задачу, церковь двигалась вперед.

Первенство и цель проповеди

Первоапостольская проповедь была глубокой и эффективной.Ее значение для установления христианской веры трудно переоценить. Впоследствии проповедь в церкви не всегда была первостепенным и ведущим служением церкви. Из истории церкви видно, что когда проповедь не была пронизана верой и убеждённостью, тогда не было великого религиозного движения, не было ни стремления восстановить истину Писания, ни настоящего благочестия, ни великого духовного пробуждения. Хорошая проповедь оживляет церковь. Церковь проходит через периоды организации, установления и оформления богослужений. Увлечение этими процессами иногда приводит к ослаблению проповеди и потере духовных целей. Возрождение церкви происходит через хорошую проповедь.

Современный мир черпает информацию из газет, журналов, книг, радио, кино, телевидения, видео, которые могут или помочь, или навредить духовному состоянию. Но никогда они не смогут заменить проповедь. Даже внутри церкви разные церковные программы требуют внимания и отвлекают от проповеди. Но руководитель церкви должен поддерживать

баланс, потому что богослужение, организации и программы церкви, проповедь — в единстве цели и пропорциональности -это три основные опоры духовного церковного прогресса церкви. А.Е.Гарви подчёркивает, что проповеди должно принадлежать главное место. Даже богослужение не может заменить проповедь. Проповедь — это и есть собственно богослужение.

Несмотря на важность проповеди в христианском служении, иногда, из-за неверного поведения проповедника, или под давлением мирской критики, теряются ориентиры — и проповедь приходит в упадок. Иногда современное церковное служение вытесняет проповедь на последний план, а приход «электронных проповедников» для проповеди и вовсе умаляет ее.

Несмотря ни на что, проповедник должен считать проповедь своей главной задачей и найти время молиться, учиться и подготавливаться к ней, потому что люди в церкви ждут хороших проповедей. Как бы ни был занят проповедник личными или церковными делами, он должен утверждать первенство и главенство проповеди. Первенство проповеди значит, что человек, призванный Богом, займет положение пророка, получив дар видеть и говорить для Бога. Он будет как Амос, Исайя, Петр, Павел. Он будет провозглашать Евангелие, но богословски истолкованное, прикладноеЕвангелие. Истинное, полное и чистое Евангелие.

Учитывая важность данного положения, можно повторить, что примеры, подтверждающие это, мы находим и в Ветхом Завете, и в служении Господа. Первенство проповеди отмечено в Евангелии от Марка в 1.38. Лука записывает понимание Иисусом Его служения (Лк.4.17-21). Он был помазан проповедовать и провозглашать. Проповедь для Него была первостепенной, а исцеление — второстепенным.

Первенство проповеди ясно видно и у апостолов. В Деяниях (6.14) Лука записывает, что избрание семи первых диаконов состоялось также и для того, чтобы освободить апостолов для молитвы и служения словом. Петр сказал Корнелию, что воскресший Господь указал им проповедовать людям (Деян. 10.42) и Павел спрашивал, как люди могут быть без проповедника? (Рим. 10.14). Тимофею он советовал: «Проповедуй Слово1(2 Тим.4.2). Титу говорил, что Бог в свое время открыл Его Слово в проповеди (Тит. 1.3). Если предмет проповеди -Божья истина, то ее результат — жизнь вечная.

Цель проповеди — призвать к вере, вдохновить к ответственности, поддержать надежду и упование. Понимание этой цели необходимо в подготовке проповедника.

Высшая цель

Высшая цель — это принести жизнь людям. Проповедь о материальном служении в церкви, хотя иногда и необходима, не может быть главной целью. Цель Христа должна быть целью проповедника.«Я пришел дать жизнь и дать ее с избытком» (Ин.10.10). Жизнь — главная и высшая цель. Это простое слово имеет очень глубокое значение, включающее вечную жизнь в будущем и «жизнь с избытком» в настоящем. Проповедник должен твердо помнить, что его высшая цель состоит в том, чтобы люди, отданные Богом его заботе, имели жизнь от Бога.

Важные цели

Существуют специальные цели, которые устанавливаются для отдельных проповедей. Люди должны быть спасены, должны расти в благочестии, развиваться в понимании Божьих истин, жить в лучших отношениях с другими, преданно служить Богу, быть терпеливыми и получать утешение в беде. Проповеди должны отвечать этим нуждам.

Это важнейшая цель.

1) Евангелизационная цель.

Существование необращенных людей делает евангели-зационную цель необходимой. Евангелизационная или благовестническая проповедь преподает благую весть тем, кто не знает ее и не принял ее верой.

2) Назидательная цель.

Эта цель направлена на рост благочестия верующих, на любовь, прославление и поклонение Богу. Темы молитвы: благодарение, радость и красота веры, величие и святость Бога, вдохновенное служение Христу, величание и восхваление Бога.

3) Поучительная цель.

Эта цель нужна для поучения о понимании глубины Божьей и Его истины. Люди могут испытывать трудности в понимании доктрин о сущности Бога, рождении Христа, Его страдании, Воскресении и о втором пришествии. Они не ясно представляют Спасение, Возрождение, Покаяние

и Освящение. Поучительная цель является главной, если она единственная из поставленных, и второстепенной -при наличии других целей. Людям необходимо не только «молоко», но и «хлеб» Слова.

4) Моральная цель.

Всюду, где жизнь обращенного человека соприкасается с жизнью других, действует христианская этика, учение Христа о поведении верующих. Христианская мораль основана на отношении спасенного к Богу, она проявляется в каждом аспекте жизни — в семейных отношениях, в школе, на работе, в политике, на военной службе, в обществе. Морально христианин должен быть в таких отношениях с Богом и со своими ближними, чтобы те захотели познать Бога.

5) Посвятительная цель.

Эта цель вызвана необходимостью детей Божьих стать полностью преданными Богу, полностью посвятить себя служению Ему. Некоторым надо услышать голос Божий, призывающий их к жизни полного подчинения воле Божьей в поместной церкви, отдать Богу, под Его контроль, свое время, умение, личность. Подвижническая цель включает призвание пастора к его церкви. Призвание всей церковью участвовать в строительстве, в организационной работе или в других отраслях духовного устройства.

6) Попечительская цель.

Она диктуется нуждами и лишениями людей, страданиями и трудностями в жизни, их переживаниями в беде. Все люди нуждаются в благодати, в руке Божьей для поддержки, в Божьем и в христианском человеческом утешении. Именно тут заключена особая возможность предложить людям Христа как истинного Друга и Утешителя. Только мысли о страданиях Христа на кресте утешают людское горе. Уместно здесь вспомнить слова поэта:

Одна есть в мире красота —

Любви, печали, отречения

и добровольного мучения

За нас распятого Христа.

(К. Д. Бальмонт.)

Специальная цель

Когда для проповеди выбрана одна из главных целей, надо определить и специфическую цель для данной проповеди. Специальная цель направлена на результат, ожидаемый в церкви после проповеди. Она является частью самой важной цели — жизнь для людей, а также частью одной из главных целей. Специальная цель относится непосредственно к главной цели определённой проповеди, к определённым слушателям, в определенных обстоятельствах. Например, проповедуя о бюджете церкви, проповедник будет иметь в виду самую важную цель — жизнь с избытком, главную цель — посвятительную и специальную цель — чтобы каждый член данной церквижертвовал десятину. Эта цель требует развития от общего к частному, что поможет проповеднику при построении проповеди ясно мыслить и последовательно излагать постулаты веры в соответствии с теорией о трех ступенях.

Задание и требования к проповеднику

Проповедовать — это Божье указание. «Ибо благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих1(1Кор.1.21). Когда человеческие попытки спасения оказались несостоятельными (см. Послание к евреям), Бог дал указание провозгласить то, что Он Сам сделал во Христе Иисусе, хотя это не было приемлемым для иудеев и не было понятно эллинам (1 Кор. 1.21-24). Для невозрожденных проповедь Евангелия является «юродством».

Бог избирает людей на служение по Своему желанию. Бог призвал Моисея для освобождения народа Своего. Бог избрал Самуила для установления царей израильских. Господь взял Амоса от его овец, явился Исайи во храме, изъял Иону из чрева кита провозгласить Слово Божье.

Иисус в Свое время призвал учеников от их занятий быть «ловцами» людей (Мф.4.18-19) и явился Павлу, чтобы сделать его Своим посланником (Деян.9.15).

«Библейские времена» прошли, но Бог продолжал призывать проповедников, чтобы проповедь благой вести продолжалась до второго пришествия Христа. Так были призваны: Ориген, Августин, Златоуст, Амврозий — в первые века нашей эры;

Бернард, Франциск, Доминик, Уиклиф, Гус, Савонарола — до Реформации; Лютер, Кальвин, Цвингли, Латимер, Нокс — во время Реформации; Уэслей, Уайтфилд, Буньян, Бакстер, Эдварде, Муди, Сперджен, Ратушный и Рябошапка — в XYIII и XIX веках; Санди, Труэтт, Чэппель, Баттрик, Проханов, Каргель, Павлов и Грэм — в XX веке.

Так же, как Господь призывал пророков, апостолов и великих проповедников прошлого, Он призывает мужей Божьих и сегодня. Божье призвание зависит от воли и благоволения Господа. Владычество Иисуса проявляется в том, как Он призывал учеников на служение (Мк.3.13-14).

Проповедь — это продукт христианства, ни в какой другой религии проповедь не культивировалась. Она является орудием библейского богословия. Еще Ветхий Завет указывал на необходимость проповеди: Исайя 45.21; Иезекииль 33.7-9; Иеремия 3.17; Даниил12.3; Иона1.1-2. Даже беглое прочтение Нового Завета указывает на важность и необходимость проповеди. Для интересующихся данным вопросом можно точнее указать эти места: Мф.5.32-33; 10.7,11,16; 24.14; 28.19-20; Мк.16.15; Лк.9.13; 10.1-3; 16; 24.47; Ин.4.28-29, 36, 39; 5.20; 20.21; Деян.1.8; Рим.1.16; 10.1-3,16; 1 Кор.9.16-27; 2 Кор. 2.14-17; 3.3; 4.1-6.

Каждый христианин не только имеет право, но и обязан распространять Евангелие, если только он способен к этому (Отк.22.17). Распространение Евангелия не есть привилегия немногих, но всех последователей Господа. Каждый из них обязан свидетельствовать для Господа по способности,дарованной ему Духом Святым, и среди своих собратьев, и между язычниками. Христиане не должны «зарывать в землю» данного им таланта. Господь ожидает от всех своих детей плодов, но на особое служение словом Он избирает особых мужей Своих.

Призвание

Упадок церкви наступает тогда, когда мужи Божьи перестают верить в призвание Божье проповедовать Евангелие. Хотя поместная церковь ответственна за духовный рост своих служителей, без чувства личного призвания на благовестиедейственной, положительной и эффективной проповеди не будет никогда, и, в результате, не будет пробуждения в церкви и живого христианского движения. Проповедник должен быть

призван на служение Богом, вдохновлен Духом Святым, и в ясном понимании своего задания быть подготовленным духовно и умственно.

Возрождение

Первое требование к проповеднику, призванному на служение словом, — знать Христа лично в покаянии и обращении. Он должен быть человеком, рожденным свыше. Если проповедник этого не понимает и не чувствует, то он не имеет никакого отношения к истинной евангельской проповеди. Великий проповедник Сперджен ужасался возможности того, что невозрожденный человек может пытаться проповедовать Евангелие неверующим. По его мнению, это было бы самым неестественным явлением. Слепой, ведущий слепого!

Преданность Богу

Проповедник также является преданным Богу и Иисусу Христу. Он все подчиняет Богу: личную жизнь, мысли, поведение, ум, эмоции и чувства, физическую силу — все на служение Богу. Во всех своих взаимоотношениях — с родителями, женой, детьми, друзьями, членами церкви, соработниками и незнакомыми людьми — он должен вести себя как посвященный человек. Буквально все свое -личность, богатство, родство и ответственность — должно быть поставлено под контроль и заботу Господа, Который спас его и призвал на служение благовестия.

Муж молитвы

Далее человек Божий, призванный проповедовать вечную истину, постоянно пребывает в общении с Богом. Он должен стать человеком молитвы. Сказано, что человек не будет проповедовать лучше, чем он молится. Он не может подняться в своей проповеди выше того, чем он является в своей личной, семейной и духовной жизни. Для того, чтобы процветать духовно, надо быть в тесном общении с Богом. Молитвенное общение Христа с Отцом свидетельствует о Его постоянной молитвенной жизни. Апостолы также молились о помощи в церковной работе, чтобы полностью посвятить себя проповеди и работе духовной. Павел говорит о своем постоянном пребывании в молитве. Слуги Божьи, которые достигали высоты служения, всегда были мужами молитвы.

Подготовка

Кроме того, что проповедник должен быть и возрожденным человеком, и мужем Божьим, призванным к служению словом, и пребывать в молитвенном общении с Богом, ему также надо быть подготовленным учебой и знаниями, чтобы стать эффективным в служении словом. Для эффективной проповеди требуется проповедник, характеризующийся следующими качествами:

1) Желание проповедовать.

Если нет призвания от Бога, то у проповедника не будет постоянного и целеустремленного желания. От временных побуждений желание обычно не удерживается и проповедь слабеет. Надо не забывать, что одна из двух главных частей проповеди — это личность проповедника. Его желание и рвение проповедовать является частью его личности.

2) Благочестие.

Благочестие — качество души. Это моральная искренность, основанная на постоянном пребывании в общении с Богом. Это благоговейное подчинение воле Божьей. Благочестие дает силу целеустремленности проповеди. В риторическом смысле, для эффективной проповеди проповедник должен развивать и культивировать личное благочестие.

3) Природные дары.

Бог может использовать и малое в Своем царстве, но это не значит, что проповедник должен быть бездарным и ожидать пока Господь «исполнит» его. Для проповедника необходим некоторый дар ясного мышления, сильных чувств, воображения, языковых способностей, энергичной речи. Это предоставляет средства для хорошей проповеди.

4) Знание.

Знание предоставляет проповеднику материал для проповеди. Он должен владеть знанием религиозной истины, человеческой природы и настоящего состояния человечества. Иначе говоря, проповедник должен быть и просто, и духовно образованным человеком.

5) Умение и способность.

Не только стиль и произнесение проповеди, но и собирание, отбор, упорядочивание и распределение

материала важны для эффективной проповеди. Гомилетика занимается такими вопросами. Целью риторики также является приобретение навыков в составлении и произнесении речи. Это требует подготовки проповедника. И.С.Проханов пишет:

«Тот, кто говорит, что Дух Святой дает мысли и вдохновение к проповеди только в то время, когда человек находится в собрании перед самою проповедью, ограничивает действия Духа Святого. Тот же, кто утверждает, что Дух Святой может вдохновить человека к проповеди и в собрании перед самою проповедью, и дома за несколько дней до проповеди, признает неограниченность действий Духа Святого… . Все проповеди должны быть внушены от Духа Святого. Будут ли они внушены за несколько дней до произнесения или за несколько минут -не имеет значения, но чем раньше внушена проповедь, тем лучше, ибо большему испытанию подвергнет себя человек и слово его может получиться более глубоким по своему содержанию».

Само обучение умению проповедовать, или гомилетике, тоже зависит от проповедника, от факторов, являющихся частью ого личности:

1)способности учиться;

2) искренней любви к служению в церкви;

3) понимания огромности задач проповедника;

4) желания жертвенно подвергаться тяжелому труду;

5) готовности подвергнуться критике и друзей, и врагов;

6) чувства зависимости и необходимости в помощи от Бога. Труд проповедника требует напряжения всех сил его, и с

ним неразрывно связаны скорби и печали. Это троякий труд:

1) физический — в виде постоянных беспокойств о других, а также и о своих потребностях;

2) нравственный — в смысле неизбежных огорчений и вражды со стороны людей тьмы, готовности идти со Христом на Голгофу, христианского терпения и отрешения от себя;

3) духовный — в смысле постоянного глубокого изученияСлова Божьего, непрестанной молитвы и наблюдения над душами, доверенными ему Богом.

Это радостный и благословенный труд — приобретать

потерянные души для Бога, и проповедник готов с радостью жертвовать своей жизнью во имя служения, порученного ему Богом. Он соглашается с апостолом Павлом, который говорит: «…узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью… проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20.23-24).

Цель гомилетического обучения — помочь стать таким эффективным проповедником Евангелия, каким по возможности и по Божьей воле можно стать. Если это так, то для эффективной проповеди необходимы некоторые черты: ясная единая мысль, единство целого, пропорциональность и порядок. Чтобы воплотить это в проповеди, лучшие проповедники всегда интересовались гомилетикой. Однако знание правил и принципов не сделает кого-либо лучшим и сильнейшим проповедником. Но если правила не только выучены, но и применены на практике, то будет плод обильный и благословенный Богом. Проповедник должен гореть желанием улучшить свои способности также из-за:

1) благодарности Богу за Его высокое призвание к служению словом;

2) нужды человечества быть спасенными;

3) чувства собственной ограниченности. Трудности, встречаемые в проповеди:

1) понимание Писания. Необходимо правильно толковатьПисание;

2) моральная природа слушателей. Это грешники, которым

трудно оставить грех;

3) необходимость всегда быть готовым к проповеди, особенно

если приходится часто проповедовать;

4) необходимость исполнить все нужды слушателей, а нужд

так много;

5) постоянные попытки дьявола разрушить эффективность

проповеди.

Наибольшая трудность — опасность увлечения риторикой из-за:

1. Любви к человеческой похвале.

2. Чрезмерного внимания к форме и правилам. Надо всегда

помнить, что высшая оценка проповеди не есть ее гомилетическая форма, а тот факт, как она приводит души

в Царство Небесное и к Его праведности. Правила не должны быть выше принципов. Правила исходят из опыта.

«Ораторское дело не просто прием, а истина, действующая на поведение и характер, представленная живой силой цельного человека» [Г.В.Бичер].

3. Подражания.Риторика ведет к подражанию ошибкам других. Чтобы избежать этого, следует: первое — уважать свою собственную личность и индивидуальность; второе — быть всегда самим собой и не подражать рабски никому, кроме Иисуса Христа. Всегда надо помнить, что подражание может быть несознательным и подсознательным.

4. Искусственности.Многие могут притворяться, играть роль, представлять спектакль. Чтобы этого не было, следует забыть о себе в стремлении сделать хорошее для людей. Когда проповедник говорит, он должен оставаться самим собой — естественным собой, но самим собой исправленным, улучшенным, превращенным в самого лучшего себя, которым по природе он может стать. Кроме Божественной помощи, для этого ему необходимо и образование, и опыт.