Шаг 4. Соберите материал

Библия является основным источником материала для проповеди. Стройная экзегетика текста Писания, на котором проповедь основывается, должна предоставить для пользования достаточное количество материала. Однако некоторые идеи, мысли и примеры проповеди могут быть взяты из других источников. Литература, история, наука и личный опыт проповедника подскажут идеи и иллюстрации, которые сделают проповедь понятной и интересной.

Как готовиться к проповеди

1. Общее образование. Проповедник, по возможности, должен быть образованным человеком. Материалы для проповедей накапливаютя в процессе постоянного самообразования проповедника. Сюда включается чтение как классической литературы, так и ежедневных газет. Для этого проповедник должен выделять время в своем дневном расписании.

2. Изучение Библии. Программа самообучения проповедника подразумевает постоянное экзегетическое и объяснительное изучение Библии. Необходимо изучать не только текст, избранный непосредственно для проповеди, но и главные темы Библии ибогословие Библии вообще.

Подготовка проповеди

У проповедника должна быть определенная программа подготовки проповедей. Подход может быть разнообразным. Некоторые проповедники выбирают тему и текст, составляют схему проповеди, накапливают и подбирают материал по теме, всегда помня главную цель проповеди — Иисуса Христа и Его спасение людей.

Источники материала для проповеди

1. Основные источники: 1) Библия:

а) разные переводы Библии;

б) симфонии Библии;

в) подлинный еврейский и греческий тексты;

г) библейские словари и энциклопедии. 2) Личное созидание:

1) Личное созидание возможно при наличии у проповедника:

а) приобретенных знаний;

б) воображения;

в) логического ума.

2) Преграды созиданию:

а) неправильный взгляд на оригинальность;

б) лень;

в) требования повседневной жизни;

г) печатные малоэстетичные материалы для проповедей. 2. Дополнительные источники — это книги:

1) Толкования книг Писаний.

2) Сборники проповедей.

3) Биографии выдающихся людей.

4) Книги по истории.

5) Научная литература.

6) Книги по археологии.

7) Книги об искусстве.

8) Книги о социологии и психологии.

9) Гимны и их происхождение.

10) Книги о миссионерской работе и евангелизме.

11) Книги иллюстраций.

12) Богословские книги.

13) Шедевры мировой художественной литературы.

14) Личные наблюдения. 3. Плагиат и заимствование.

1) Плагиат — это заимствование у других без указания того,

откуда и что было заимствовано. Это литературное воровство и оно неприемлемо.

2) Заимствование в некоторых рамках разрешается и желательно не для подражания, а с целью обучения и улучшения проповедей. Для того, чтобы проповедник знал, на каком уровне среди проповедников находится он, желательно, чтобы он следил и продумывал:

а) проповеди других, которые он слышит;

б) проповеди, которые были напечатаны;

в) биографии известных проповедников;

г) критику и советы друзей;

д) свои ошибки в проповеди.

Большинство проповедников не смогут проповедовать, не привлекая примеры и иллюстрации других. При этом следует прямо или косвенно указать на заимствование, например: «Я прочитал», «Я слышал».

Иллюстрации и примеры

1. Значение примеров:

1) Они проясняют мысли, освещают идеи.

2) Сказано, что примеры — это окна проповеди,впускающие свет.

2. Цель примеров:

1) Ясно и просто осветить и раскрыть идею для понимания слушателей.

2) Создать постоянное впечатление. Примеры слушателями

запоминаются легче и быстрее.

3) Предельная убедительность примеров, которая достигается не только логикой.

3. Виды иллюстраций:

1) Быстрые картинки.

2) Случаи, события.

3) Исторические события.

4) Притчи.

5) Личный опыт и переживания:

а) личное обращение и другие духовные переживания;

б) религиозные и личные переживания других;

в) опыт пастырского служения;

г) переживания во время путешествий, конференций,

съездов; не рекомендуется приводить много подобных примеров и часто.

6) Сочинения проповедников.

7) Библейские примеры.

8) Наука. С научными фактами необходимо быть точным

и осторожным, потому что они часто меняются.

9) Биографии и автобиографии знаменитых людей.

10) Поэзия.

11) Статьи.

12) Драмы.

13) Беллетристика.

4. Ошибки в примерах, которых следует избегать:

1) Употребление примеров для украшения проповеди.

2) Построение проповеди вокруг иллюстрации как привычка проповедника.

3) Употребление примеров, которые сами нуждаются в иллюстрации из-за их неясности.

4) Повторение одних и тех же иллюстраций.

5) Показ и прославление собственной персоны в фотографиях и иллюстрациях с целью возвышения себя. Всегда следует помнить слова Иисуса: «Отец, Я прославил Тебя».

6) Банальные иллюстрации.

7) Отказ от фактов из-за иллюстраций, в надежде на большую эффективность примеров.

Подбор иллюстраций и примеров

Как сказано выше, привести пример или продемонстрировать иллюстрацию — значит осветить проповедь или идею. Примеры в проповеди — как окна в доме. Они пропускают свет, делая ярче тусклые идеи проповеди.

Необходимость в примерах

1. Примеры необходимы, чтобы достичь ума современного человека, который мыслит образами. Образование современного человека заставляет его думать образно, особенно, под влиянием кино, театра, телевидения и видео.

2. Примеры необходимы, чтобы осветить истину христианской веры. Новый Завет употребляет религиозный символизм — крест, крещение, хлебопреломление.

3. Примеры необходимы, чтобы сделать впечатлениеистины более стойким. Люди помнят примеры дольше, чем другие части проповеди.

4. Это подражание Иисусу Христу. Его проповеди и учение полны примеров, взятых из жизни людей: Он говорил о женщине, пекущей хлеб или подметающей дом, о сеятеле, о погоде, о торговце жемчужинами. Он рассказывал обиграющихдетях, о цветах и о птицах, употребляя притчи, метафоры и другие обороты речи.

5. Примеры необходимы для разъяснения. Примеры делают истину ясной и понятной. Говоря о знакомом для слушателей, проповедник может вести их к пониманию незнакомого; то, что ясно, делает ясным неясное. Отвлеченные мысли непонятны без примеров.

6. Иллюстрации подтверждают мысли. Иногда проповеднику приходится доказывать свои аргументы. В такой ситуации самым простым приемом подтверждения являются иллюстрации.

7. Иллюстрации обычно привлекают внимание слушателей. В начале проповеди иллюстрации могут захватить все внимание слушателей. В середине проповеди они могутподдержать и активизировать это внимание.

8. Примеры необходимы, чтобы разбудить ответныечувства у слушателей. Эффективные иллюстрации трогают сердца слушателей.

Типы иллюстраций

Норткатт говорит, что иллюстрация — это любая попытка речью осветить истину. Это слова или группа слов, предназначенные создать умозрительную картину истины, вовлекая чувства слушателей.

1. Поэтому пример может состоять даже из одного образного слова. Слово, конкретное по природе и уместно

поставленное в предложение, может создать образ. Иногда это просто прилагательные: «Усталые и бледные», которые сразу рисуют страдания.

2. Необычное, впечатляющее сочетание слов. Это могут быть эпитеты, метафоры, сравнения. Метафора — употребление слова в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. Метафоры очень часто употребляются в Писании, особенно в учении Христа. Некоторые находят 56 метафор в одной лишь Нагорной проповеди: «Вы — соль земли», «Вы — свет миру» и многие другие.

3. Сравнения и эпитеты.Сравнение — это выражение подобия вещей. Эпитет — это определение, прибавляемое к названию предмета для большей художественной выразительности.

4. Повествование или рассказ. Сюда включается исторический пример, случай, сказка, притча, собственные переживания.Чтобы эффективно применять данный способ, необходимо быть хорошим рассказчиком.

5. Поэзия. В поэзии истины выражаются прекрасным образным языком. Обратимся, например, к стихотворению Александра Блока о надежде:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у царских врат, Причастный тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад».

Август 1905 г. (Поли. собр. II, 79)

Прекрасно и стихотворение Михаила Лермонтова о молитве:

Молитва

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится, Сомненье далеко -И верится, и плачется, И так легко, легко…

1839 г. («Песнъ возрождения», 283).

Или стихотворение Джозефа Редьярда Киплинга о матери:

Пусть пулей сраженный паду на войне,

О мама моя, о мама моя!

Я знаю, что будешь скорбеть обо мне,

О мама моя, о мама моя!

И если в пучине морской утону,

О мама моя, о мама моя!

Придут твои слезы ко мне и на дно,

О мама моя, о мама моя!

Повесят меня на холме за разбой,

О мама моя, о мама моя!

Лишь только любовь твоя будет со мной,

О мама моя, о мама моя!

Греховною жизнью я в ад устремлюсь,

О мама моя, о мама моя!

Твоими молитвами я исцелюсь,

О мама моя, о мама моя!

(Перевод Н.Александренко)

Здесь приведены примеры классической поэзии, а сколько создано замечательных духовных стихотворений, гимнов и песен, которые также могли бы стать яркими и незабываемыми иллюстрациями.

Источники иллюстраций

Иллюстрации и примеры можно найти везде.

1. Библия.

Библия является главным источником иллюстраций. В ней заключено обилие разнообразных примеров и многочисленных жизнеописаний. Библейские примеры к тому же авторитетны и более понятны.

2. Литература.

1) Автобиографии и биографии, написанные самими знаменитыми людьми или истолкованные другими.

2) Художественная литература. Классическая литература

живописует человеческую действительность. 3)Драматургические произведения.

4) Беллетристика, или массовая литературная продукция.

5) Поэзия, сказания, мифы, легенды.

3. Собственный опыт и переживания.

Обращение к Богу включает и духовный опыт проповедника. Недостаток таких примеров состоит в том, что они могут привлекать внимание к проповеднику, а не к истине. Особенно, если проповедник часто говорит о себе, своей семье, своем опыте. У таких примеров обычно существует тенденция к росту и преувеличению.

4. История, история церкви или общая история.

Обычно люди интересуются историей, как прошлой, так и настоящей.

5. Наука.

У людей всегда существует интерес к науке и знаниям. У науки также есть определенный авторитет. В этих примерах следует быть точным и аккуратным. Знания проповедника могут оказаться устаревшими.

6. Искусство.

Сюда включается и история религиозной музыки, и история музыки гимнов. Из живописи — художники, их творчество и жизнь.

7. Сборники проповедей и иллюстраций.

Обычно сборники иллюстраций безличны. Лучше находить примеры из книг проповедей, где они видны в контексте.

8. Созданные иллюстрации.

Примеры могут быть сочиненными. Если проповедник не может найти подходящий пример, он создает его силой своего воображения. Это разрешается при условии, что проповедник не говорит, что это произошло в действительности, и истина от этого не зависит. Необходимо уточнить, что это придуманный пример, употребив слова: «предположим» или «вообразим». Пример должен быть убедительным в том смысле, что он мог бы случиться на самом деле.

Качества хорошего примера

1. Понятный. Соотносится с опытом слушателей. Ведет от

знакомого к незнакомому.

2. Подходящий. Прямо относится к предмету, описывает

именно то, что требуется иллюстрировать.

3. Свежий. Свежие иллюстрации придают жизненность.

4. Убедительно правдивый. То, что случилось, или то, что может случиться.

5. Равнозначный теме. Необходимо быть уверенным, что

пример равнозначен теме. Он может подходить к одному пункту, но не ко всей проповеди.

Советы по употреблению примеров

В проповеди не рекомендуется употреблять слишком много примеров, потому что основная мысль проповеди может затеряться в иллюстрациях. Можно употреблять не больше одного примера на каждый раздел содержания проповеди, и по одному — во введении и в заключении.

Рекомендуется проповеднику в каждом разделе проповеди стараться:

1) указать мысль;

2) привести пример к ней;

3) применить эту мысль.

Проповедник не должен говорить об иллюстрациях или просто приводить примеры. Нет необходимости делать извинительные введения к примерам. Иллюстрации должны быть тщательно подобраны, продуманы, запланированы, и подготовлены, потому что слишком часто примеры являются просто запоздалой реакцией на мысль проповедника. Проповедь должна изобиловать разнообразием примеров всех видов и из разных источников. Проповедник должен проверять себя, не повторяется ли он, не избирает ли он примеры из ограниченного числа источников. Проповедник должен добиваться качественного повествования. Проповедник должен учиться, как рассказывать.

Сохранение материала

Проповедник обязан сохранять материалы, которые накапливаются у него в ходе подготовки проповедей. Особенно это относится к иллюстрациям. Если выбрасывать материал, накопившийся под рукой, то это огромная потеря времени в будущем. Иногда материалы могут быть использованы вновь. Имеются в виду идеи, примеры, другие заметки. Проповедь, сказанная однажды хорошо, сохраняет свою ценность и во второй раз. Проповедник должен выработать свою систему сохранения материала, распределив его так (лучше всего в виде картотеки), чтобы можно было быстро находить нужный материал.

Пример карточки-заметки: в левом углу — источник; в правом — идея содержания; в центре — цитата или пересказ.

Проханов И.С.

Образцы проповедей. «Краткое учение

о проповеди», 1989, стр.15.

Священное Писание дает нам образцы:

1) призывных проповедей: Мф.3.2-3; 7-12. Деян.2.14-39; 22.3-21;

2) назидательных: Ин.14, 15, 16 главы;

3) поучительных: Мф.5 ,6, 7 главы.

Классификация проповедей

Проповеди можно описывать и классифицировать разным образом и системами. Проповедник, бесспорно, не должен беспокоиться о классификации своей проповеди, а подготовить

проповедь, в которой нуждаются люди. Лишь потом он может увидеть, к какой классификации ее можно отнести.

Как классифицировать проповеди? Никакая система не ответит на этот вопрос полностью, потому что различные методы ограничены или привязаны к одному или другому признаку. Одна классификация рассматривает одну сторону проповеди и не уделяет внимания другим. Некоторые считают, что существуют восемь способов классификации: 1)по форме или источнику разделов,

2) по длине текста,

3) по порядку разделов,

4) по времени,

5) по специальным формам,

6) по требуемым формам,

7) по функции или цели,

8) по содержанию.

1. Веками проповеди различали по форме или источнику разделов:

1) Тематическая.Проповедь, которая строится на одном из разделов темы.

2) Объяснительная.Проповедь, разделы и подразделы которой основываются преимущественно на тексте.

3) Текстуальная.Это смешение двух форм проповедей. Берутся разделы из текста, а подразделы — из заглавия или других источников.

2. В одной из систем классификации длина отрывка из Писания является главной чертой проповеди. Если отрывок длинный (три или больше стихов), то говорится, что это библейская проповедь, а если отрывок короткий (один, два стиха) — то текстуальная.

3. Порядок разделов относительно Писания тоже дает классификацию: аналитические и систематические проповеди. Если порядок тот же, что и в тексте, то это аналитическая. Если в проповеди разделы предстают не в том порядке, что в тексте, то она — систематическая.

4. Рассуждая о времени, проповедь можно называть или исторической, или современной. В исторической разделы написаны в прошедшем времени, а в современной — глаголы употребляются в настоящем времени и действие переносится в настоящее.

5. Существуют специальные проповеди, которые объединяются

в книги проповедей. В такие книги собираются целые проповеди, главы проповедей, абзацы, жизненные ситуации, жемчужины, биографические, классифицированные, лестница, «римская свеча», «ракета», двойная проповедь и «шоковая терапия».

6. Существуют проповеди по особым случаям: похоронные

проповеди, бракосочетания, евангелизационные, для праздников и выпусков из школ, доклады, посвящения, как посвящения молитвенных домов.

7. Практическая жизнь церкви или цель собраний говорит

о необходимости составления разных проповедей: евангелизационных, поучительных, посвятительных, вдохновительных, моральных, попечительских и назидательных. Сюда можно включить аналитические, которые заставляют людей проверять себя, и вдохновительно-положительные, которые устраняют отрицательные мысли, чувства, вдохновляют, возвышают, ободряют.

8. Современный подход к проповеди особое вниманиеуделяет содержанию. В такой классификации библейская проповедь — это та, которая разъясняет сущность места Писания. Организационным принципом такой проповеди является текст. Единство формы проявляется в утверждении, цели и заглавии, которые охватывают сущность текста. Разработаны два вида таких проповедей: формально организованная библейская проповедь и неформальная библейская гомилия.

В формальной есть структура и схема. Если же объяснения делаются текущими замечаниями о тексте Писания, стих за стихом, без структуры и разделов, то такой подход называется гомилией.

Второй вид проповеди по содержанию — тематически-библейская проповедь, которую иногда неправильно называют тематической. Тематически-библейская проповедь имеет истинное отношение к тексту, хотя не такое прямое, как библейская. Она развивает заглавие первым, текст — вторым (индукцией, дедукцией, сравнением), следуя советам риторики или другим логическим методам.

Третий вид проповеди по содержанию — это комбинация библейского и тематически-библейского видов. В таком виде

проповеди, состоящей из четырех разделов, у проповедника -два раздела, развивающих сущность теста, и два раздела, разбирающих текст косвенно, а заглавие — прямо. Это предоставляет возможность разнообразных комбинаций.

Моральные или духовные увещевания иногда являются проповедью. Такая проповедь даже располагает текстом, но не развивает его основную идею. Данный вид проповеди использовать не рекомендуется.

Проповедь классифицируется по одной или всем системам. Например, проповедь может взять разделы из длинного отрывка Писания (библейская и объяснительная), поставить разделы в таком порядке, как и в тексте (аналитическая), и поставить каждый раздел в настоящем времени (современная). Она может быть особая форма, для евангелизационного собрания (ева?1гелизационная), и она может быть библейской по содержанию. Как тогда классифицировать? Проповедь может не подлежать классификации, хотя в ней выявляются разные черты, подходящие под классификацию. Классификация по цели и содержанию обычно достаточна. Можно сказать, что вот эта проповедь является библейско-евангелизационной. Идеальная проповедь будет и библейской по содержанию, и практической по ответу, направленному на решения определенных нужд людей наилучшим путем.

И.С.Проханов разделял проповеди на:

1) призывные,

2) назидательные,

3) призывно-назидательные,

4) поучительные, которые имеют целью:

1) призыв неверующих грешников к вере и покаянию;

2) назидание и утверждение верующих в вере и добродетели;

3) разъяснение учения Христа.

Практические советы

Для практики в составлении проповедей давайте рассмотрим подробно тематические, текстуальные и объяснительные проповеди. Считают, что все проповеди делятся на два главных вида: аналитические и систематические. Аналитическая — это тематическая проповедь, в которой мысли взяты из темы вне

текста, а тексты подбираются к мысли. Систематическая проповедь — это текстуальная проповедь, в которой главныемысли заимствованы из самого текста. Поэтому И.С.Проханов делит проповеди на два главных рода: предметную и текстовую. В предметной проповеди проповедник не связан каким-нибудь определенным текстом Библии.

Текстовая проповедь, наоборот, состоит из одного определенного текста, из которого развивается все содержание проповеди.

• Примеры:

1. Текстуальная проповедь. Текст: Евр.13.8.

Тема: «Постоянный Христос».

1. Вчера.

2. Сегодня.

3. Вовеки.

2. Тематическая проповедь. Тема: «Мотивы веры».

1.Если благословит (Быт.28.20-22).

2. Потому что благословил (Ин.6.26).

3. Хотя не благословит (Авв.3.17-19).

3. Объяснительная проповедь. Текст: Лука.

Тема: «Кто ближний».

1. Разбойники.

2. Священник и Левит.

3. Самаритянин.

Тематическая проповедь

1. Определение.

Тематическая проповедь — это проповедь, в которой главное изложение исходит из темы, или развития темы, из которой проповедь начинается.

2. Преимущества тематических проповедей.

1)Этот вид проповеди позволяет проповедовать на любую

тему. 2) Этот вид открывает перспективу в развитии темы

проповеди.

3) Этот вид развивает логический, литературный и ораторский дар проповедника.

4) Известные тематические проповедники: Томас Чальмерс, Филипс Брукс, Гарри Эмерсон Фосдик.

5) Тематическая проповедь возникла:

а) из-за неправильного употребления текстов;

б) как протест против нелитературного, суеверного употребления Слова Божьего;

в) из-за способности проповедников в этом направлении.

6) Разница между тематической и текстуальной проповедями:

а) тематическая следует порядку — тема, текст, схема.

б) текстуальная следует порядку — текст, схема, тема.

3. Недостатки тематической проповеди.

1) Проявляется тенденция не обращать внимание на Слово Божье.

2) Требует меньшего изучения Библии и большего чтения

дополнительного материала и литературы.

3) Вводит в богослужение светские моменты.

4) Может не представлять интереса для слушателей.

5) Плоды тематического проповедования не оказались так

полезны, как другие виды проповедей.

4. Порядок в тематических проповедях.

1) Риторический — делается утверждение, приводятся доказательства, делается заключение.

2) Если такая проповедь историческая, она должна находится в движении, прогрессе.

3) Если она построена на одной главной мысли, эта мысль

должна быть рассмотрена со всех сторон.

5. Пример тематической проповеди.

• Пример: по Рогозину. Тема: «Блаженный Бог». Текст: 1Тим.1.11.1.Что такое блаженство?

2. Истинное блаженство доступно Богу.

3. В какой степени блаженство доступно человеку?

Текстуальная проповедь

1. Определение.

Текстуальная проповедь — это проповедь, в которой глайные пункты исходят из текста и следуют мыслям по тексту. Текст обычно состоит из 1-3 стихов Библии.

2. Недостатки текстуальной проповеди:

1)Этот вид проповеди нельзя применить к любому месту Писания.

• Пример: Ин.19.5.

2) Текст может содержать больше идей, чем проповедник

в состоянии использовать.

3) Приводит к механической проповеди.

4) Не представляет интереса для данной аудитории.

3. Преимущества текстуальных проповедей:

1)Этот вид проповеди концентрирует внимание на одной части Писания. Например: Мих.6.8 — «Что Бог требует?»

а) справедливости;

б) доброты;

в) кротости.

2) Такую проповедь нетрудно подготовить, если выбрать

подходящий текст.

3) Слушатели легко следуют схеме.

4) Проповедь требует от проповедника молитвы и изучения Библии.

5) Проповедь гарантирует, что она — Слово Божье.

6) Подводит церковь ближе к сердцу Библии.

4. Предостережения при подготовке текстуальной проповеди:

1) Следует выбирать тексты с большой осторожностью.

2) Следует знать, о чем в тексте говорится и проповедовать

текст, а не только о тексте.

3) Не следует приобретать привычку к употреблению одинаковых слов и фраз в схеме главной части проповеди, взятой из текста.

4) Не следует увлекаться только текстуальнымипроповедями, исключая другие виды.

5. Пример текстуальной проповеди. • Пример: по Рогозину. Текст: 2Фес.2.13-14. Тема: «Призвание».

1) Кто призвал? Он призвал, т.е. Бог.

2) Каким образом Он призвал? Благовествованием.

3) Для какой цели он призвал? Для двоякой:

а) земная цель — освящение и вера;

б) небесная, вечная цель — достижение Его славы.

Объяснительная проповедь

1. Общие замечания:

1) Большинство учителей гомилетики думают, что это — самый лучший вид и метод проповеди.

2) Они думают также, что это самый пропускаемый и неиспользуемый вид.

3) Существует мало пособий по этому виду проповеди, чтобы научить молодых проповедников.

2. Определение и значение:

1) Объяснительная проповедь — это текстуальное объяснение большого по объему отрывка из Писания. Оно значительнее того, которое употребляется в текстуальных проповедях. Главная часть проповеди берется из самого текста Писания.

2) Изложение более длинного отрывка из Писания, упорядоченного и направленного на то, чтобы побудить людей к действию.

3) Объяснительная проповедь — эта та, в которой главные

разделы и подразделы взяты из объемного отрывка Писания.

3. Неправильные мнения об объяснительной проповеди:

1) Объяснительная проповедь — просто чтение Писания и

замечания по тексту, стих за стихом. Так получается древняя «гомилия».

2) Это просто демонстративная экзегетика.

3) В этой проповеди невозможно придерживаться единства мысли, порядка, прогресса, логического распределения.

4. Преимущества объяснительной проповеди:

1) Проповедь придерживается естественного плана текста

Писания.

2) Это самый естественный способ Божьей истины,предложенный людям.

3) Проповедь требует и дает лучшие знания Библии и проповеднику, и людям.

4) Проповедь дает возможность сделать практические наставления, которые могли бы стать индивидуализи рованными. Если проповедник знает ситуацию в церкви, он может лучше решить ее этой проповедью на примере Библии.

5) Эта проповедь уменьшает искушение проповедника толковать место Писания превратно и применять его неправильно.

5. Недостатки объяснительной проповеди:

1) Существует предвзятое отношение к ней.

2) Трудна для понимания.

3) Теперь она не нужна, из-за работы Воскресных и Библейских школ, которые учат людей Библии.

4) Очень трудно найти и поддержать единство предмета.

5) Очень трудно ее подготовить и применить.

6) Проповедь может быть просто историческим материалом, не применяемым в повседневной жизни.

6. Советы по подготовке таких проповедей:

1.Надо начинать, продолжать и заканчивать подготовку проповеди молитвой.

2. Надо быть осторожным в выборе текста. Он должен быть:

а) не очень длинным;

б) не очень трудным.

• Например. Послания откровения 7 церквам явно очень длинный текст для одной проповеди.

3. Необходима двойная подготовка.

1) Подготовка проповедника и проповеди:

а) вера в богодухновенность Писания;

б) любовь к этому виду проповеди;

в) развитие логического ума;

г) поддержание действенности проповеди. Такая проповедь есть учение, но она больше, чем лекция или поучение. Включает также примечание;

д) нужна дисциплина в изучении Писания и моделей таких проповедей.

2) Подготовка проповеди.

а) надо прочитать всю библейскую книгу, узнать расположение нужного отрывка;

б) надо прочитать весь раздел или главу, гденаходится отрывок;

в) надо изучить отрывок стих за стихом и:

— найти главную мысль, идею, тему, название;

— сделать экзегезис текста;

— проанализировать материал и составить схему;

— быть уверенным, что есть единство и порядок в проповеди.

4. Проповедник должен быть уверен, что в проповеди виден результат, а не процесс. Следует проповедовать то, что найдено. Проповеднику необходимо подготовить проповедь так, чтобы было видно, что она является совместной работой его и Бога и об этом молиться. Он должен применить все правила гомилетики так, чтобы улучшить проповедь, хотя надо помнить, что «гомилетика -помогающий друг, а не капризный хозяин» [Филипс Брукс].

• Пример объяснительной проповеди. Текст: Мф.7.24-27. Заглавие: «Встреча с бурей жизни». /. Бури жизни.

1. Какие бури приходят? Всякие в природе, всякие в жизни.

2. Как они приходят? Обычно внезапно. Бури налетели и обрушились.

3. Куда они приходят? В дом.

П. Эти бури испытывают жизнь.

1.0ни испытывают мудрость людских дел. Построена

ли на камне или на песке наша жизнь? 2. Они испытывают наше ежедневное поведение. Исполняем или не исполняем мы заветы Божьи.

3. Они проверяют источник наших сил: из камня или из песка?

III. Только определенные люди выдерживают бури.

1. Некоторые не могут устоять.

2. Некоторые потеряны в буре навеки.

3. Благоразумный муж выстоит.

Другой подход к этой теме и тексту (Сопоставление). Заглавие: «Два человека».

1. По отношению к их решению — исполнить или не исполнить.

2. По отношению к их сооружению — камень или песок.

3. По отношению к разрушению — не упал или упал. Изучающий гомилетику должен был заметить возможное

разнообразие схем проповедей. Схема — это остов проповеди, на котором она строится. Поэтому следующим шагом гомилетики является выработка умения составлять собственные схемы для проповедей.