Шаг 5. Составьте схему

В каждом сочинении форма и содержание должны быть связаны. Если они соответствуют друг другу, то образуют неразрывное целое. Проповедник развивает начальную идею и ее соотношение с текстом Писания, темой и целью проповеди. Затем он изучает текст, собирает материал и составляет план или схему проповеди, которая обычно включает: заглавие, введение, основную или главную часть, изложение, потом заключение и призыв.

О заглавии проповеди

Заглавие — это название темы проповеди. Оно должно отвечать тем же строгим требованиям, что и формирование непосредственного выражения темы. Во время подготовки проповеди проповедник очень часто опускает мысль о заглавии, или названии, проповеди. Если даже проповедник не дает формального названия своему рассуждению, у проповеди обязательно есть тема, общий сюжет, предмет или идея. Когда идея сжата в конкретные слова, это и есть заглавие. Обычно проповедник представляет себе заглавие с самого начала. Когда мысль о заглавии оформится определенным образом, он должен записать ее, чтобы руководствоваться ею в проповеди.

Ценность заглавия

Хорошо сформулированное и четко указанное заглавие дает слушателям возможность понять предмет и намерения проповедника. Следует указать, что проповедники -единственные люди в мире речевого общения, которые не стараются заявить о том, о чем они говорят. Издатель не подумал бы издать книгу без заглавия. Эффектное заглавие темы дает проповеднику делимое целое, из которого он может развить схему содержания проповеди. Это помогает ему собирать, выбирать и сокращать материал. Заглавие становится путеводителем, заставляя проповедника придерживаться определенной темы от вступления до призыва.

Качества заглавия

1) Ясность.

Заглавие должно быть ясно выражено. Это не перечисление частей проповеди, а сложная группа ясных слов.

• Пример: «Господь — Пастырь мой».

2) Точность.

Заглавие должно быть четко сформулировано, включая в себя тему или цель проповеди.

• Пример: «Ценность десятины».

3) Сжатость.

Заглавие должно быть ограничено в объеме. Трудно объяснить обширную тему в короткое время. Заглавие должно соответствовать времени, отведенному для проповеди. Также заглавие должно соответствовать теме, к которой проповедник хорошо подготовлен. Например, если проповедник не уверен в теме: «Загробная жизнь», он не должен объявлять ее как заглавие. Надо помнить всегда, что мудрствование затемняет, а не просвещает людей.

• Пример: «Ищущий находит».

4) Краткость.

Заглавие должно быть соразмерным, с применением от двух до семи слов, включающих не больше трех или четырех значащих слов. Заглавие, состоящее из одного слова, неопределенно в объеме, а длинные заглавия

утомительны и для проповедника, и для слушателей.

• Пример: «Наше примирение — Иисус Христос».

4) Приемлемость.

Заглавие должно быть приемлемым и подходящим для богослужения. Хотя политические, экономические и социальные вопросы интересуют современных слушателей, они должны подходить и соответствовать теме христианской проповеди. Нет необходимости всегда привлекать фразу из Библии для заглавия. Лучше вписать в заглавие свое толкование текста, чем цитировать дословно часть стиха Библии. • Пример: «Великая радость».

5) Актуальность.

Заглавие должно отвечать на запросы слушателей. Проповедник, зная нужды людей и церкви, может составить заглавие, которое является актуальным для дайной проповеди.

• Пример: «Вера и жизнь».

6) Подлинность.

Заглавие должно быть выражено свежими, интересными, яркими и образными словами. Это не так легко сделать, и проповедник должен постоянно и усердно трудиться, чтобы найти выразительные слова для заглавия. Захватывающее заглавие не надо смешивать с рекламным заглавием или пустым объявлением, предназначенным только для того, чтобы захватить внимание людей. Такие заглавия несерьезны. Для заглавия можно, но не обязательно, искать рифмы, ритмы или аллитерации. Эти приемы могут вызвать повышенный интерес у слушателей, если они использованы естественно и логично.

. Пример: «Живая надежда в безнадежном мире».

Выражение заглавия

Выражение заглавия словами является важной и, одновременно, трудной частью подготовки проповеди. Цель заглавия — выразить содержание целой проповеди. Это содержание должно быть выражено так, чтобы его можно былоразделить на части. Зная это, проповедник вставляет в заглавие делимый элемент. Это достигается включением указательных

слов или фраз: ключевое слово, вопросительное предложение, повелительное предложение, заявление, определение.

1) Указание ключевым словом. Это обычный вид заглавия. Заглавие выражает идею проповеди фразой, включающей одно или два слова, обычно существительные, как главные, определяющие, ключевые слова. Структурное развитие проповеди осуществляется вокруг этого слова или группы слов.

• Пример: Иов. 16.4: «Добродетель сострадания».

2) Указание вопросительным предложением. Заглавие может быть выражено в виде вопроса. Указателем служит вопросительное слово с глаголом. Разделы проповеди должны отвечать на вопрос в заглавии. Поэтому вопросы, на которые нельзя получить ответ или же ответ очевиден, не должны выноситься в заглавие.

• Пример: 1Кор.13.13: «Чем живет человек?».

3) Указание повелительным предложением. Заглавие может быть выражено повелением, указанием или прошением. В таком заглавии ключевым словом является повелительный глагол.

• Пример: Мф. 11.29: «Придите ко Христу».

4) Указание изъявительным предложением. В таком заглавии, делающим заявление или утверждение, содержание развивается утверждением, высказанным в заглавии. Главным словом является глагол.

• Пример: Пс.26.1-14: «Жизнь требует лояльности».

5) Указание определением. Введение в заглавие ограничи вающих и определительных слов дает направленность проповеди.

• Например: «Любовь» очень широкий предмет, но если добавить определение «Божья любовь», это уже направленность, хотя все еще широкая. Для того, чтобы сузить направленность, следует добавить другое, ограничивающее, слово или слова: «Божья любовь к падшему человеку». Добавление одного слова улучшает заглавие. Определение отвечает на вопросы: Какой? Сколько? Который? Чей? Когда? Где? Почему? Как? Как часто?

• Например: «Второе поприще» (Которое?), Мф.5.41.

Хорошее заглавие должно быть:

1. Интересным, но не рекламным. Заглавие может привлечь внимание к себе, а не к Христу.

• Пример. Об Иоанне Крестителе: «Баптист, который потерял голову на вечеринке». Это уже очень плохо.

2. Ясным, но не открытым.

• Пример: «Раздирайте сердца ваши».

3. Кратким, но не отрывистым.

• Пример: «Сила Божья в жизни людей», или «Значение веры». Не надо употреблять больше четырех знаменательных слов.

4. Ритмичным, но не плачевным.

. Пример: «Просите, и дано будет Вам».

5. Точным, но не наставительным.

• Пример: «Иисус — наш лучший Друг».

6. Духовным, но не отвлеченным.

• Пример: «Ищите Бога».

7. Полностью отражающим способности проповедника, требующим от него раскрытия своих лучших качеств.

• Пример: «Победоносная христианская жизнь».

8. Знакомым слушателям.

. Пример: «Хлеб наш насущный».

9. Соответствующим жизни проповедника.

. Пример: «Примерный отец».

10. Соответствующим времени, отведенному для проповеди.

11. Близким нуждам людей.

12. Включающим все, что надо сказать в проповеди.

Объявление заглавия в проповеди

Чтобы слушатели знали о чем говорится, проповедник должен устно, прямо, намеком или косвенно, представить заглавие проповеди. Логично это сделать во вступлении. Очень редко проповедник включает представление заглавия в заключение проповеди.

Существуют различные подходы. Можно указать заглавие прямо: «Заглавие на сегодня», или «В связи с текстом», или

«Марк в 8.27 до 9.1 ясно говорит о цене ученичества», или «Давайте подумаем вместе о цене ученичества», или «Текст советует эту тему для рассмотрения», или «Заглавие сегодня», или «Вашему вниманию предлагается проповедь со следующим названием».

Не имеет значения, делается ли это прямо или косвенно, но слушатели должны понимать, какова тема проповеди.

Три основные части проповеди. Проповедь состоит из трех основных частей: введения, или вступления; основной части, или главного изложения; и заключения, или окончания. Рекомендуемый порядок подготовки:

— сначала готовится основная часть проповеди,

— затем заключение,

— и последним введение.

Советы и замечания о порядке и изложении основной части:

1. Цель основной части проповеди: разъяснить и представить

слово Божье Божьим людям, а также тем, кто должен стать Его детьми.

2. Преимущества хорошей схемы или плана основной части

проповеди:

1) Преимущества для проповедника:

а) Схема поможет ему придерживаться темы и текста.

б) Схема поддержит намять проповедника, вдохновит

его чувства.

в) Схема вырабатывает хорошую привычку и улучшает последующие проповеди.

г) Схема предупреждает плохие привычки, нетребова-

тельность или неопрятность в изложении. 2) Преимущества для слушателей:

а) Схема способствует запоминанию.

б) Схема не дает блуждать мыслям во время проповеди.

в) Схема пробуждает уважение к проповеднику.

г) Схема делает проповедь понятной, предупреждает

недоразумения.

д) Схема ведет к убедительности и действию.

3. Черты хорошего изложения: Единство. Порядок. Пропорциональность. Прогресс.

1) Единство — обозначает, что все время следует придерживаться главной темы проповеди. То есть

главное внимание уделяется основной, или доминирующей, идее или теме.

2) Порядок и гармония. В упорядоченной схеме проповеди

пути развития каждой идеи будут различны.

Разделы проповеди выстраиваются так, чтобы была

последовательность и длительность.

В проповеди развивается поступательное движение к

завершению.

Распределение материала происходит в логическом

порядке:

а) негативные моменты будут предшествовать позитивным;

б) незначительное будет предшествовать значительному.

3) Пропорциональность и симметрия: изложение должно быть хорошо сбалансированным по смыслу и по времени. Если это в проповеди отсутствует, проповедник не выделил достаточного времени для ее подготовки. Необходимо уделять каждому разделу достаточно времени. Пропорциональность обозначает то, что все части на своих местах и подходят к схеме проповеди.

4) Прогресс — это постепенное, поступательное развитие,

усиление проповеди, ее аргументированности. Такое развитие присуще хорошей проповеди. Каждый проповедник вырабатывает свою собственную систему распределения последовательности изложения материала.

Организационные принципы изложения материала

Чтобы достичь ясности в проповеди, проповедник должен следовать принципам последовательности организации мыслей. Схемы главной части дают проповеди основной план, или скелет, для упорядочения идей и мыслей. Из общего подготовительного материала должны быть выделены наиболее важные пункты, логически расставленные и усиленные. Создание схемы на основе заглавия (которое включает утверждение, цель и текст), является самым легким путем планирования изложения текста проповеди. Схема также помогает объединять предложения в параграфы, выделять главные положения проповеди, упрощает ее восприятие слушателями.

Проповедник может начать построение схемы с написания всех пунктов (положений) и идей, которые кажутся достаточно важными при произнесении проповеди. Затем необходимо просмотреть полученный список, группируя сходные по смыслу пункты и родственные идеи в отдельные главные разделы. Позже рассматриваются все главные разделы для выяснения более важного и второстепенного, или относящегося к деталям. Второстепенное, или вспомогательное, ставится под главными пунктами или исключается, если не соответствует главной идее.

После такого разбора выясняется последовательность изложения главных пунктов всех частей проповеди. Детали распределяются по главным частям (пунктам). Главные и вспомогательные, или разъяснительные, пункты вписываются в схему проповеди как главные разделы и подразделы.

Обычно главные разделы нумеруются римскими цифрами I, II, III. Подразделы — арабскими 1, 2, 3 (некоторые предпочитают — а, б, в). Если необходимо более дробное деление, то можно обозначать I), 2), 3), и т.д. Обычно двойное деление разделов и подразделов достаточно.

Для развития способностей по созданию схем руководствуются следующими положениями:

1) Все главные разделы и подразделы должны быть выражены предложениями или фразами. Необходимо следовать параллелизму — чтобы все разделы были по форме одинаковы. Это же относится и к подразделам. Не рекомендуется смешивать: один раздел выражать предложениями, другой — фразами. Все разделы и подразделы выдерживаются в едином стиле.

2) Каждый отдельный пункт должен состоять из двух или больше частей.

3) Каждый подраздел должен объяснять главный раздел, частью которого он является.

4) Примеры и иллюстрации не нумеруются.

5) Стих Писания не нумеруется.

6) Материалы (толкование, диалог, применение) не нумеруются.

7) Вступление, главная часть, заключение, призыв не нумеруются как части схемы. Они органично входят в структуру проповеди.

8) Каждая часть должна включать одну мысль или идею и не больше.

Модели организации

Существуют два порядка организации: естественный и логический. Естественный порядок — это тот, в котором последовательность событий такая же, как и в самом материале. Логический порядок может быть составлен мысленно из материала, у которого нет никакого порядка.

Естественный порядок включает временный и пространственный порядки. Он основан на человеческом опыте в естественном мире: сейчас и в будущем, вверх и вниз, рядом и напротив.

Во временном порядке главное внимание направлено на время, на «когда»: когда случилось или случится? События описываются в хронологическом порядке. Главные пункты проповеди могут быть расположены по схеме: прошедшее, настоящее, будущее или начало, развитие, окончание. Этот порядок может быть не всегда интересен, но иногда он нужен. Например, описывая процесс спасения, необходимо его давать в такой последовательности: покаяние, вера, исповедание. Если возможно, лучше выбрать иной порядок изложения.

В пространственном порядке важным является «место», где происходят события. Этот порядок необходим при описании и обрисовке. Пункты в нем расположены в порядке местонахождения, как в живописи, от переднего плана на задний, сверху вниз, справа налево, со стороны в сторону и т.д. Если проповедуется о суде над Христом, можно указать разные места суда. Если проповедуется о христианской любви, можно указать на ее глубину и высоту.

Логический порядок более эффективен, чем естественный. Он включает многие модели организации мыслей, которые кажутся логическими как проповеднику, так и его слушателям.

Порядок важности

Порядок важности означает расстановку материала проповеди в порядке возрастающей важности — от менее значительного до наиболее значительного. Если последнее заявление является самым важным, каждая новая мысль должна быть важнее предыдущей.

• Пример: Если проповедник проповедует о материальном

служении в церкви, он начнет с маловажной причины служения и будет вести к самой важной причине материального служения.

Порядок от общего к частному

Такой порядок часто употребляется проповедниками. Здесь начинают с обобщения и приводят к частному. Этот порядок также называется дедукцией. Все подчиняется главной идее, по силлогизму:

1)главное утверждение;

2)добавочное утверждение;

3)заключение.

При этом, если утверждение истинно, то и заключение будет истинным.

• Пример: «Служение Господу».

Порядок от частного к общему, или индуктивный порядок

Этот порядок меньше употребляется в проповедях. Проповедник приводит отдельные детали подтверждения, опираясь на которые выводит общее утверждение. Для этого требуется приводить много доказательств, а факты подтверждать авторитетными свидетельствами.

• Пример: «Куда мы идем?» Порядок от причины к следствию

Начиная от указания причины в этом порядке надо вести мысли к ее последствиям.

• Пример: начиная от греха зависти Иезавели к винограднику Навуфая, надо вести к тому, что привело к гибели ее, ее мужа и царства.

Порядок от следствия к причине

В этом порядке надо начинать от последствия, происшествия и искать причину. Этот порядок употребляется мало, потому что можно думать ошибочно, что у всякого последствия есть причина.

• Пример: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».

Порядок вопроса и ответа

В этом порядке вопросы находятся в главных разделах проповеди, а ответы даются в подразделах.

• Пример. Тема: «Сделай Христа царем».

1) Почему необходимо сделать Христа царем?

2) Как сделать Христа царем?

3) Когда сделать Христа царем?

Такие проповеди могут показаться скучными и однообразными, и по такой схеме слушатели могут предвосхитить следующие шаги проповедника. Чтобы избежать этого, проповедник в уме может заменить вопросы ответами. В этом порядке проповедь может отвечать на следующие (один или более) вопросы: Кто? Кому? Чей? Который? Что? Когда? Где? Почему? Как? Например, в теме «Сделай Христа царем» проповедник может ответить на вопрос «Почему?», логически указывая на божественное рождение, жертву за грех, смерть, воскресение, прославление. Проповедник может ответить косвенно на два-три вопроса.

• Схема может выглядеть следующим образом: Тема: «Сделай Христа царем».

1) Он достоин быть царем. (Почему?) Рождением, жизнью, смертью, воскресением, прославлением.

2) Он достоин быть царем в каждой сфере человеческойжизни (Где?) В семье, в школе, на работе, в личной жизни.

3) Он достоин быть царем сейчас. (Когда?) По неотложности и требованию решения веры.

Порядок сравнения или сопоставления

Когда необходимо произвести сопоставление лиц, мест, вещей, идей, проповедник может выбрать сравнение как способ составления схемы. В сравнении указывается на подобные и одинаковые стороны. В противопоставлениях или контрастах уделяется внимание различиям и непохожести. Детали должны быть упорядочены так, чтобы показать сущность сравнения или контраста. Одно из двух расположений материала может быть употреблено для указания подобия или неподобия:

1) детали, поддерживающие одно мнение, могут быть взяты первыми, исследуемые группой материалов, поддержи вающих противоположное мнение;

2) основные материалы подобия или различия могут быть сравнимы или противопоставлены один за другим.

Сравнение употребляется в утверждении основной идеи, а противопоставление, чтобы показать преимущества одного предмета, лица, места, идеи, жизни над другими. Существовал популярный подход, когда сопоставление употреблялось в виде положительно-отрицательной схемы. В первом разделе проповеди предмет рассматривается с положительной точки зрения, а во втором разделе — с отрицательной. Недостаток этого подхода в том, что слушатели уже знают о втором разделе.

Схема «да» и «нет», подобная положительно-отрицательному методу, считается лучшей, потому что можно указывать содержание первого раздела без знания содержания второго. По такой схеме, утверждение проповеди:

1) не истинно в одном смысле,

2) оно истинно в другом, более глубоком смысле. • Пример: Заглавие проповеди: «Дар мира». Текст. Слова Иисуса: «Мир Мой даю вам».

1. Это не так в обычном понимании Мира как спокойной, благополучной, беспечной жизни.

2. Это правдиво в том, что Христос дает глубокийдуховный покой душе, которая покоится и полагается на Него, несмотря на невзгоды. Иногда проповеднику в утверждении необходимо прибегнуть и к сравнению, и к контрасту. Он может совместить пункты или привести поочередно: один пункт подобия, со следующим за ним пунктом различия.

При этом необходимо учитывать три момента:

1) В сравнении употреблять только материалы, характеризующие подобные стороны указываемых предметов.

2) В контрасте употреблять только противопоставляющие материалы.

3) При соединении сравнения и контрасты должны так располагаться и распределяться в процессе

изложения проповеди, чтобы они поддерживали определенный план ее развития.

Порядок аналогии

Этот порядок употребляется, когда проповедник хочет показать подобие отношений между двумя понятиями. Например, как пастырь овец служит своему стаду, так пастырь церкви служит своим людям. Проповедник при этом должен указать, что он употребляет аналогию, чтобы слушатели не могли бы превратно понимать Писание. Например, видна аналогия между спасением от потопа ковчега Ноя и спасением от греха жертвой Христа, но здесь нет сравнения. Аналогия не является равенством. Следует всегда помнить, употребляя аналогию, что:

1)аналогия не доказывает, а разъясняет;

2) аналогия при своем развитии становится все слабее и слабее, потому что между предметами существует больше различий, чем подобий.

Порядок от проблемы к ее разрешению

Проповеди с таким порядком иногда называются проповедями жизненного положения. Подход здесь может быть разным. Можно употребить классификацию возможных взглядов и путей поведения, которые могут ответить на вопрос слушателя: «Что мне делать?» Можно рассмотреть различные реакции людей на проблему. Указать, как люди встречают проблемы.

Можно применить такой методический подход, который покажет несколько возможных путей, не приводящих к достижению цели, а в последнем разделе показать путь правильного решения проблемы. Можно сделать и так, что каждый раздел указывает только на частичное разрешение, и только вся проповедь даст полное разрешение проблемы.

Изучение на примере является методом, который может подсказать слушателям путь решения их проблем. Здесь существует два подхода:

1) указать проблему и показать на примере из Библии путь ее решения;

2) указать разрешенную проблему, а потом на всевозможных примерах показать, как разрешение

смогло бы сработать, если бы оно было применено в данном случае.

• Пример: «Кто мой ближний?»

Порядок определения

Употребляется, когда проповедник хочет объяснить и точно определить слово или понятие. Можно начать с определения слова в словаре, потом привести его распространенное определение и закончить библейским определением.

• Пример. Как определить заповедь «Не убий»?

Порядок анализа

Порядок включает разделение предмета или текста на части, изучение частей, сопоставление частей друг с другом и целым. Все, что может быть разделено на части, может быть и проанализировано.

• Пример: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь».

Порядок принятия слушателями

Этот метод представляет идеи, более приемлемые для слушателей, чем другие. Это лестница, ведущая слушателей от понимания истины к принятию истины, и к радости следования истине. Ее можно назвать лестницей возможности, действительности и необходимости. Проповедник должен вести мысли слушателей по восходящей линии: мне надо, я должен, я могу, я хочу, я удостоен, я радуюсь, делая это.

• Пример, идея проповеди «Нести крест»:

1)Я должен нести крест. Несмотря на то, что он тяжелый и страшный, мне надо, как христианину, нести его.

2) Я хочу нести крест. В переживании креста лежит духовное благословение.

3)Я радуюсь нести крест. Крест ведет к короне, награде Божьей.

Порядок господствующеговпечатления или вгляда

Этот порядок близок к порядку общего и отдельного. Указываются общие, господствующие впечатления и взгляды людей перед тем, как привести материалы, подтверждающие

это господствующее мнение. Сюда относится и метод неожиданности, при котором в первом разделе преподносится одна мысль, а потом делается внезапный переход к неожиданной идее во втором разделе. Второй раздел представляет собой развитие темы.

• Пример: «Заповедь любви» в Мф. 12.28-34. В первом пункте называется требуемая любовь к Богу и к человеку, как указал Христос. Во втором пункте необходимо рассмотреть любовь к ближнему, подобную любви к себе.

Порядок точки зрения распределяет материалы таким образом, чтобы привлечь внимание того, кто наблюдает. Это делается словами, вызывающими определенные чувства. Возможны такие варианты:

1) Субъективное и объективное распределения. Тема рассматривается или с точки зрения собственно человека и его мыслей, или с точки зрения внешнего человека, или человеческих действий.

2) Божественно-человеческая схема, где рассматривается прежде всего Божественный взгляд, потом — человеческий или наоборот.

3) Время и вечность — схема, в которой рассматривается, как это выглядит сейчас, как это будет в конце века, как оно есть на земле и как оно будет на небе.

Порядок от известного и знакомого к незнакомому

Проповедник начинает со случаев и опыта, который слушателям знаком и понятен, и ведет их к незнакомому. Этот метод хорош, когда проповедь рассматривает трудную тему и понятия.

• Пример: «Царство Небесное» (Мф.13).

Порядок необходимости

Это схема, в которой главные разделы поставлены в порядке, который требует необходимость их понимания слушателями.

• Пример: «Возьми меня, Боже».

Порядок сложности

Этот метод располагает простой материал впереди сложного. • Пример: «Вы — свет мира» (Мф.5.14).

Проповедь может быть простой и требовать только один или два порядка распределения материала в плане проповеди. На опыте видно, что чаще всего один порядок руководит организацией главных разделов проповеди, а другие методы используются для подразделов и частей проповеди.

Связь в проповеди

Развитием главной части проповеди и составлением схемы заканчивают подготовительный этап проповеди. За этим должен следовать этап написания проповеди как единого целого на бумаге, начиная от черновика до чистовой рукописи.

Проповедь должна быть стилистически грамотной.Проповедник, применяя схему, должен писать без перерыва, не беспокоясь об ошибках, чтобы не остановить движение мысли проповеди. Он будет писать абзацы, которые развивают его главную идею. Он будет иметь в виду, что каждый абзац своеобразно утверждает тему. Абзац должен быть единым. Это значит, что каждое предложение абзаца поддерживает идею абзаца для сохранения единства. Каждый абзац должен быть развит полностью, разными способами — объяснением, деталями, примерами, применением. Это делается с Целью достижения полноты изложения. Абзац должен быть логически связан. В нем употребляются связывающие идеи, слова, словосочетания и предложения.

Необходимо принять к сведению пять литературных приемов:

1. Присоединение, связь: союзы, наречия и наречные выражения.

2. Вводные слова, словосочетания и предложения: «с одной

стороны», «в дополнение» и др.

3. Повторение ключевых слов.

4. Местоимения, относящиеся к названным существительным.

5. Повторение важных, значимых предложений.

Связь должна быть не только в абзацах, но и между абзацами и разделами, чтобы переход был плавным и естественным. Для этого существуют следующие приемы:

1. Повторение последних слов абзаца или ключевых слов

из предшествующего абзаца.

2. Соединительные слова и словосочетания.

3. Вводные и вставные предложения.

4. Местоимения, относящиеся к названным существительным.

5. Повторение ключевых слов.

Не имеет значения, какие методы употребляются. У проповеди должна быть связь, цельность и продолжительность, или движение. Когда черновик главной части проповеди закончен, также должен быть написан черновик заключения и вступления. Только после этого проповедник может приступать к пересмотру и написанию рукописи-чистовика.

Заключение проповеди

Общие замечания о заключении

1. Определение и значение заключения.

Заключение — это часть проповеди, в которой к жизни

слушателей применяется главная мысль изложения

проповеди.

Заключение бывает риторическое, логическое и

психологическое. Заключение так же важно, как главная

часть, содержание и введение.

2. Важность заключения:

1) Целостность и полнота проповеди зависят от заключения.

2) Эффективность проповеди зависит от заключения.

3) Применение призывов в Писании указывают на важность заключения.

4) Решение слушателей зависит, в некоторой степени, от заключения.

3. Черты хороших заключений:

1) Хорошая подготовка, даже если заключение не реализовано.

2) Оканчивает проповедь, а не обрывает проповедь.

3) Ясное. Оно должно быть заключением, а не затемнением.

4) Простое. Оно должно состоять из одной части.

5) Личное. Каждый слушатель должен чувствовать, что оно относится к нему лично.

4. Ошибки в заключении:

1) Кажется, что заключение отсутствует.

2) Не остается сил и энергии для заключения.

3) Внезапная остановка.

5. Ведущие принципы заключения:

1) Естественный и своевременный конец рассуждения.

2) Личное для слушателей.

3) Живое и энергичное, искреннее и напряженное.

4) Положительное.

5) Определенное и ясное в мыслях и выражении.

6) Сравнительно краткое.

7) Не внезапно оборванное или остановленное.

8) Разнообразное.

6. Методы заключения:

1) Подытоживание или обобщение.

2) Точное выражение или утверждение.

3) Применение.

4) Пример, иллюстрация.

5) Поэзия.

6) Цитата Библии.

7) Завершение.

8) Призыв, вдохновение.

О чем бы проповедник не рассуждал в проповеди, заключение должно быть сделано. Рекомендуется писать заключение до написания содержания проповеди.

7. Виды заключений:

1) Подытоживание. Не всегда следует делать вслух, можно только мысленно.

2) Контраст истины (Пример: Пс.1).

3) Поэтическое (кратко цитируемое).

4) Пример или иллюстрация. При этом надо бытьвнимательным, чтобы пример не отвлек от темы.

5) Последнее предложение проповеди. Может быть стих Писания.

8. Заключения, которых рекомендуется избегать:

1) Шутливые.

2) Преувеличенные.

3) Усталые.

4) Новые мысли.

5) Отвлекающие.

6) Знакомые и обычные.

Проповедник должен менять виды заключений.

Определение заключения

Заключение — это та часть проповеди, которая предназначена для возобновления усиления цели проповеди. В этой части подводят итоги и в последний раз говорят о цели проповеди и обопределенных результатах. Это последняя возможность для проповедника запечатлеть в сердцах слушателей главные положения проповеди.

Хорошая подготовка поможет избежать таких ошибок:

1) невыполненное обещание заключения, когда проповедник говорит, что он заканчивает, продолжая говорить.

2) неточное заключение, в котором проповедник блуждает или плавает. Заключение должно быть кратким, не отнимать больше десяти процентов времени проповеди, хотя может быть и короче, и дольше.

Желательные качества заключения

В добавление к единству, ясности, и связанности, необходимых для всей проповеди, заключение должно быть личным, определенным, положительным и действенным.

В заключении проповедник должен прямо, лично перед каждым, представить истину и вдохновение проповеди. Каждый слушатель должен чувствовать, что все сказано ему и никому другому. Голос и дикция должны указывать на это. Употребление личных местоимений делает заключение прямым и личностным. Проповедник должен применить все к каждому без укора и гнева, но с истинной искренностью. Определенность важна в заключении даже больше, чем в других частях проповеди. Подход «Может быть это надо так» не вдохновит никого. Говорить надо конкретными словами, а не обобщениями.

Слушателям больше приемлема положительность, чем отрицательность. Люди принимают больше положительные увещевания, чем угрозы и предупреждения.

«Шоковая терапия» не всегда эффективна. Энергия и действенность заключения не означают того, что проповедник должен кричать, взывать громко или бегать. Такие театральные выходки не говорят ни о результативности, ни о духовностипроповеди. Усиление — это часть заключения, требующая энергичного выражения с чувством неотложности. Слушатели должны чувствовать, что это важно, и это чувство выразится в действиях слушателей.

Замечание о видах заключений

Заключения могут быть следующих видов:

1) Применение. Личное применение является основным видом окончания проповеди. Проповедник должен привести слушателей к моменту применения проповеди в их сердцах.

2) Иллюстрация. Это очень популярный вид заключения. Но иллюстрацию надо выбрать и подготовить очень тщательно, чтобы она вела к главной цели, не изменяя чувств слушателей.

3) Прямой призыв. Призыв или увещевание рекомендуется,

если проповедник призывает к действию, ведущему к указанной проповедью цели. Проповедь о необходимости спасения и пути спасения в заключении должна призвать к решению. Во время евангелизационной проповеди грешники должны покаяться и прийти к Иисусу. Призыв должен быть сделан с уважением к личной свободе людей и ведению Святого Духа.

4) Поэтическое заключение.Религиозная поэзия очень эффективна в заключениях, если она подходит по содержанию и декламируется проповедником с чувством.

5) Подытоживание. Можно делать такими путями:

1) Повторением или повторным усилением текста.

2) Усилением заглавия, определения, объяснения, применения.

3) Повторением главных пунктов проповеди. Не следует делать это тривиальным образом.

4) Возобновлением усилий, направленных на тему или

определенную цель.

Можно применять различные подходы к заключению, но они должны меняться от проповеди к проповеди.

Необходимо помнить, что переход от главной части проповеди к заключению должен быть естественным и легким. Никаких слов, указывающих на то, что время подошло к заключению, не должно быть. Слушатели должны удивиться тому, что проповедь уже закончилась.

Введение в проповедь

Может возникнуть вопрос, зачем готовить введение последним? Ответ однозначен. Если не знаешь, что необходимо вводить, как это можно вводить. Поэтому рекомендуется готовить введение проповеди после главной части и заключения.

Общие замечания о введении

1. Значение вступления. Введение — это и вступление к проповеди. Следует помнить, что если даже тема не нуждается в представлении, то слушателей хоть немного требуется ознакомить с тем, что последует. Для этого и предназначено вступление, или вступительное слово.

1) Вступление вводит в проповедь. Это то, что расчищает

дорогу тому, что будет проповедоваться.

2) По определению — это прямая линия к теме [Ленски].

3) Вступление — это часть проповеди, которая подготовливает

слушателей [Брукс].

4) Существуют параллели:

а) вступления в музыкальных произведениях создают желательную атмосферу;

б) вступления в книгах заинтересовывают читателей;

в) вступление, как крыльцо в доме, или вход в дом. Вход не важен, но нужен. Домов без входа не бывает.

5) Важность вступления.

Проповедник в первые минуты проповеди или приобретает, или теряет слушателей. Это происходит в основном по причине: нервозности; безразличия; незаинтересованности.

Вступление необходимо, чтобы:

1) Подготовить путь.

2) Поднять интерес

3) Обратить внимание.

4) Сосредоточиться на теме.

5) Указать цель.

Длина введения должна быть пропорциональна проповеди. Первое предложение — самое главное.

2. Виды вступления:

1) Вопрос.

2) Заключение о современном событии.

3) Трагикомическое, смешное положение человека.

4) Удивление или парадокс.

5) Поэма.

6) Необычное.

7) Пример, иллюстрация.

8) Проблема.

9) Разное.

3. Советы для вступления:

1) Первое предложение самое главное.

2) Необходимо сразу начинать так, чтобы привлечьвнимание.

3) Не озлоблять слушателей против себя.

4) Установить дружеские отношения.

5) Не извиняться.

4. Цель вступления.

1) Вызвать интерес.

2) Проявить интерес к людям.

3) Приблизить проповедника к людям. Проповедник должен вызвать расположение людей, чтобы

тронуть их своей проповедью;

В некоторой степени, проповедник сам является введением к своему выступлению: осанкой, голосом, первыми словами.

5. Виды вступлений:

1) Текстуальное.

2) Контекстуальное: картина вокруг текста; положение и

окружающая жизнь; важная личность; центральная истина отрывка.

3) Тематическое вступление.

4) Драматическое.

5) Эффектная цитата.

6) Проблема или ситуация.

7) Выражение цели.

8) Пример, иллюстрация.

6. Чего избегать во вступлении:

1) Общих заявлений;

2) двойственного подхода;

3) шутливого подхода;

4) всяких, даже приемлемых, извинений;

5) вызывать чувства враждебности, неприязни, обозления

и противостояния слушателей;

6) приветствий, поздравлений и выражений личных чувств.

Сказано, что проповедник должен «кормить овец, а не развлекать коз», и что проповедник — есть «царский посланник, а не королевский шут».

7. Черты хорошего вступления:

1) Единство: вступление должно состоять из одной важной

простой мысли.

2) Краткость: Не больше трех-пяти минут для 30- минутной проповеди.

3) Прямота: Движение прямо к главной части или предмету.

4) Ясность: Простота: меньше эмоциональности.

5) Интересное, но не увлекательное.

6) Тщательно подготовленное. Причина для тщательной подготовки вступления. Вступление предназначено для того, чтобы проповедник следовал прямым путем, а не путался. Говорят, что хорошо начатое дело уже наполовину сделано. Поэтому вступление и готовится как завершающая часть проповеди, после того, как главная часть и заключение уже написаны.

Определение введения

Введение — это часть проповеди, предназначенная для представления слушателям идеи проповеди и ее отношения к тексту и к слушателям. Это может быть сделано чтением текста, объявлением темы, определением цели, заглавием проповеди. Введение указывает предмет проповеди с ясным намерением, что главная часть проповеди разовьет и разъяснит этот предмет. Введение, как уже сказано, не должно быть написано до тех пор, пока черновик главной части и заключения не написаны. Таким образом, введение будет писаться легче и будет более полным.

Хотя введение не гарантирует удачи проповеди, хорошее начало всегда ценно. Приблизительно десять-пятнадцать процентов времени проповеди может быть уделено введению. Некоторые проповеди могут нуждаться в большем или меньшем времени, но вступления должны быть краткими и в них надо избегать отвлечений:

1) Извинений. Проповедник не должен извиняться за свой вид, здоровье, подготовку, тему или еще что-нибудь.

2) Употребление юмора. Эго не всегда уместно, если делается

только ради юмора.

3) Приветствий. Если необходимо это сделать, то как можно

короче. Чтобы предотвратить возможные отвлечения, всегда можно начать с призыва к молитве.

Цель введения

Введение необходимо, чтобы:

1) вызвать интерес и внимание у слушателей;

2) сделать ясной цель проповеди;

3) создать взаимное чувство доброжелательности между проповедником и слушателями.

Проповедник должен начинать на уровне понимания присутствующих людей и вести их к уровню, которого он стремится достичь. Введение является той частью проповеди, которая используется для завоевания у слушателей интереса, понимания и взаимных чувств. Если эти чувства отсутствуют,то проповедь не удается. Первое предложение должно быть сделано так, чтобы оно сразу же привлекало внимание. Слушатели наблюдают что-то важное.

Способы завоевания внимания:

1) необычный пример;

2) живое образное слово;

3) вводный вопрос;

4) диалог;

5) поэтический отрывок;

6) подходящая иллюстрация;

7) необычное заявление;

8) рассказ;

9) цифры и факты.

Во введении должна утверждаться главная идея, должно быть предложено и объяснено заглавие. Это предоставит слушателям возможность наблюдать, куда проповедник их ведет. Проповедник может объяснить заглавие или сообщить информацию для понимания заглавия, желательно захватывающим способом.

Введение выражается дружеским тоном и с чувством. Оно показывает взгляд проповедника на себя и на людей. Проповедник, проповедующий так, словно он один в собрании, не будет хорошо принят слушателями. Даже если приходится осуждать или обличать. Он не будет этого делать во введении. Если проповедник все время помнить, что говорит с друзьям, он может рассчитывать на взаимопонимание.

Типы введений

В некоторых случаях один тип может быть достаточным, но обычно необходима комбинация нескольких типов введения.

1) Текстуальное введение включает вступление и чтение текста. Это самое малое, что можно сделать в этом виде введения, включая:

а) разъяснения исторических, грамматических, риторических, практических, словарных и духовных факторов отрывков из Писания;

б) объяснение непосредственного текста относительно контекста или книги Библии, в которой текст находится.

2) Тематическое введение. Это введение заглавий, указание темы, а иногда включение определения слов и примеров слов в заглавии.

3) Утверждение или подход к цели. Проповедник может кратко, с некоторыми пояснениями, сказать о тезисе или цели проповеди. Рекомендуется в каждую проповедь включать текст, заглавие, тезис и цель, хотя бы частично.

А) Жизненные нужды. Данный подход начинает с проблемы, которая существует в общине, а основная часть дает ответ на проблему или нужду.

5) Необычная цитата. Этот подход включает цитаты из Библии, из газет, литературы, личного опыта, если они захватывают внимание. Цитаты должны быть краткими и могут употребляться с другими способами.

6) Пример.Подход требует, чтобы пример или иллюстрация

подходили и были хорошо рассказаны.

7) Специальный случай. Если проповедник подготовлен для

специального собрания, времени или места, то не надо ничего говорить об этом, но подготовленное заявление для случая приемлемо.

8) Вопрос.Интересный вопрос, который подходит и на который

может быть дан ответ, является эффективным подходом. Следует помнить, однако, что вопрос, поставленный во введении, должен получить ответ в проповеди.

9) Объективное введение. Иногда проповедник может употребить материальный предмет, монету, старинную книгу или другой объект для введения. Это быстро завоевывает интерес, но требует хорошего вкуса. Особенно хорошо это в работе с детьми. Дети быстро реагируют на слово «смотри». Например, «Я хочу показать вам вид камня, которым Давид убил Голиафа». Следует помнить, что этот подход может часто показаться смешным и должен использоваться с осторожностью. Необходимо уточнить по археологическим книгам вид камня для древних пращей. Их можно увидеть в музеях.

Призыв

Призыв в проповеди — это приглашение слушателей сделать то, что в проповеди утверждается. Это часть проповеди, в которой проповедник делает призыв к какому-то действию, соответствующему цели проповеди. В этой части проповедник

говорит, что Бог желает сделать для слушателей. Это дает возможность слушателям реагировать и действовать сообразно истине, изложенной в проповеди. Проповедник может заключение сделать призывом. Но он может приглашение сделать отдельной частью, если условия позволяют. Это зависит от условий, положения, людей и Святого Духа. Проповедник при этом должен придерживаться советов:

1) Быть тактичным, не стеснять людей и не принуждать их.

2) Применять разные методы: заполнять открытки, поднимать руки, выходить вперед.

3) Вид проповеди должен определять приглашения. При этом проповедник обязан быть четок и ясен в том, к чему он призывает, что люди должны сделать. Он должен помнить, что многие неверующие не понимают евангельского языка. Начиная с последнего предложения заключения, необходимо помнить, что призыв является частью проповеди и частью богослужения. Поэтому приглашение, как и другие части проповеди, должно быть запланировано, подготовлено и написано. Если проповедник не будет знать к чему он призывает, как же слушатели смогут узнать? Проповедник может указать и в начале введения то, что будет использовано в заключении. Часто приглашение включается в заключение указанием на конкретные шаги. Лучше давать призыв сразу же после заключения. Проповедник не должен затягивать призыв.

Объем приглашения

Приглашение готовится в связи с целью проповеди. Несомненно, если проповедь евангелизационная, то призыв делается к неспасенным. Но ввиду того, что среди слушателей всегда присутствуют неспасенные, хотя цель имеет другой вид призыва, следует не забывать это важное обстоятельство. Следует делать первые приглашения тем, к кому проповедь говорилась, а остальные — неспасенным. Одно приглашение желательно в одно время, но если нет времени — два можно обобщить или объединить.

Виды ответов

Проповедник может пригласить покаявшихся выйти к кафедре или, только чтобы Бог знал, призвать к решению и

сердце. Если никакого видимого действия не требуется, проповедник может призвать к молитве или пригласить для личной беседы после богослужения.

Доверие Богу

Самый главный элемент в приглашении — это доверие Богу. Он Духом Святым присутствует и ведет людей к решению. Проповедник не должен прибегать к уловкам, чтобы заставить людей сделать что-то. Не надо прибегать к давлению. Дух Святой будет побуждать людей и к действию, и к ответу на призыв. Проповедник не обращает людей к Богу, он их не спасает, он их только ведет, а Бог делает все остальное.