Шаг 7. Произнесите проповедь

Благая весть — провозглашенная весть. Проповедь не является проповедью пока она не произнесена. Многие проповедники, сделавшие все при подготовке проповеди, часто не придают особого значения ее произнесению по различным причинам. Они думают, что если у них есть что сказать, то они скажут это хорошо.

Успех проповедника

Что делает проповедника неэффективным за кафедрой или почему проповеди не удаются?

1. Проповедник не подготовлен: не вдохновлен содержанием.

2. Проповедник не умеет наполнить чувством необходимые

выражения.

3. Проповедник не понимает своего задания и выражает негативные взгляды. Цель проповедника — передать реальность и действенность Бога в жизни людей.

Ошибки за кафедрой:

1) менторский тон, тон святоши;

2) неправильное дыхание;

3) неверная интонация;

4) однозвучность, монотонность;

5) отсутствие вариаций в произношении;

6) отсутствие зрительного контакта;

7) внешность и манеры проповедника.

Проповедь Евангелия является частью Божьего плана спасения человечества, и если все, что важно для проповеди, улучшает и украшает этот план, то все, что совершенствует искусство проповеди, является ценным. Изучение способов провозглашения проповеди включает: рассмотрение личности проповедника, его умение владеть голосом, жестами, движениями своего тела и, конечно же, речью. Другими словами, заключительный шаг проповеди, ее эффективное провозглашение — зависит от:

1) внешности и позы;

2) жестов и манер;

3) голоса и произношения проповедника. Применяется три вида речевого общения:

1) слова — символы мысли;

2) голос, звук, его интонация и модулирование звуков голоса,

помогающих выразить чувства соответственно словам;

3) жесты — движения тела как средство выражения.

Личность проповедника

Личность проповедника связана с проповедью. Если выразить определение проповеди другими словами, то проповедь — это сообщение истины от личности (Бога) личностью (проповедником) личностям (слушателям). Личность проповедника так важна, что первым законом речевого общения есть требование: «будь самим собой». Учебники по ораторскому искусству обычно выделяют следующие характерные черты способных ораторов:

1) способный человек,

2) в хорошем эмоциональном настроении,

3) с хорошим мнением о себе,

4) с правильным взглядом на слушателей.

Поэтому изучение искусства произнесения проповеди должно рассматривать отношение личности к эффективному и правильному устному речевому общению.

Что такое личность?

По отношению к проповеди личность обладает качествами, которые видимы в ее общественном устном речевом общении как продолжение ее истинной сущности, или индивидуальности. Эта особенность индивидуальна, она развивается в двух направлениях:

1) Каждый индивид отличается от того образа-впечатления,

которое он производит на других.

2) Каждый индивид осознает себя, свою сущность в центре бытия, состоящего из чувств и особенностей, свойственных только ему.

Личность формируется:

1) наследственностью;

2) средой;

3) она растет с опытом. Компоненты и качества личности:

1. Механизм речи. Голос и внешность выявляют личность.

Внешность говорит больше, чем голос. Действенное, корректное использование внешности является главным.

2. Способности: ум, знание, происхождение и воспитание.

3. Взгляды и мнения на все и обо всем, но особенно взгляд

и мнение о себе, слушателях, теме, о Боге.

4. Качества проповедника:

1) характер — основная черта личности;

2) репутация в глазах других;

3) внешний вид, включая одежду;

4) манеры в обществе, как ведет себя;

5) естественность и искренность;

6) личный магнетизм, притягательность, обаяние. Личность притягивает, а не отталкивает;

7) честность, сочувствие, сострадание.

Эмоции проповедника

Эмоции, чувства проповедника видны в проповеди. Оказывается, смысл произнесения кроется не в устах, жестах или движениях, а во внутренних чувствах. Что представляет собой проповедник, что он чувствует, видно по его глазам, лицу,

голосу, жестам, осанке, понятно из его мнения о слушателях. В этом смысле главное — это сам проповедник: кто он есть; каков он есть; что он чувствует, включая его мотивы, цели и мечты.

Эмоциональность

Эмоциональные переживания отражены в речи проповедника. Этот эмоциональный подход иногда называется пафосом. Психические особенности личности проповедника причаетны к его проповеди. Семья, церковь, школа, работа, все окружение влияет на формирование личности и отражается в устной речи. Личные психологические факторы подсознательны и бессознательны, но они сказываются на речи проповедника. Различные психологические комплексы отражаются в произнесении проповеди. Многие факторы, такие например, как желание быть признанным и принятым, различные страхи не позволяют проповеднику быть самим собой. Важным в пафосе является стремление проповедника и уверенность в своем призвании. Пафос не может быть улучшен просто желанием и техническими приемами. Проповедник должен научиться критически анализировать себя, принимая себя как личность, каков он есть. Проповедник обязан найти пути к эмоциональной уверенности.

Эмоциональное отождествление

По тому, как проповедник общается и влияет на среду слушателей, видны его уверенность, спокойствие, естественность и надежность в произнесении проповеди.

Спокойствие

Уверенность часто нарушается боязнью. Отсутствие спокойствия по какой-либо причине часто отражается на проповеди. Видимая нервозность проявляется в жестах, дыхании, сухости во рту, неправильном произношении, высоте голоса, паузах, убыстренном темпе речи. С боязнью приходит забывчивость — проповедник не в состоянии говорить.

Не нужно опасаться и избегать чувства боязни. Проповеднику даже на пользу легкое волнение, но вот боязнь должна быть под контролем. Чтобы не было такого чувства, проповедник должен быть хорошо подготовлен. Проповедник должен

заботиться о нуждах слушателей, а не об их оценке. Физическое приготовление дает спокойствие. Проповедник должен расслабить свои напряженные мышцы, еще когда он готовится к выходу на кафедру, особенно мышцы горла. Он должен поглядывать на слушателей перед проповедью, налаживая зрительный контакт. Проповеднику необходимо глубоко вдохнуть перед выходом на кафедру. Он должен подождать секунду перед тем, как начнет говорить, чтобы придать своему дыханию нормальный ритм. Спокойствие может быть нарушено возникшей ситуацией. Но во всех ситуациях проповедник должен оставаться самим собой, уверенным, что он говорит для Бога Слово, которое Он дал, хотя спокойствие может быть подорвано тем специфическим положением, в котором он оказался. Тем не менее его чувства о проповеди, о слушателях, о себе, своем здоровье могут выразиться в проповеди. Ключ к спокойствию лежит в личном отождествлении с предметом и слушателями, в духовном и физическом состоянии, необходимом для требований служения.

Уверенность в себе и нервозность

Советы по выработке чувства уверенности в себе:

1) незначительная нервозность желательна;

2) помнить, что люди не так интересуются проповедником, как тем, что он говорит;

3) тщательность в подготовке;

4) опрятность в одежде;

5) сильное желание сообщить людям истину;

6) не забывать трех факторов:

а) значимость христианской кафедры,

б) увеличение влияния благодаря речевому общению,

в) чувство, что проповедник есть орудие благодати;

7) реализовывать положительный подход: действовать и быть всегда уверенным;

8) упражняться, упражняться и упражняться.

Созидательная сущность проповедника

Провозглашение должно быть естественным. Проповедник обязан быть самим собой, выражая свою созидательную, творческую личность. Критика, звучащая в адрес проповедников,

всегда заключается в том, что они не говорят естественно и нормально. Они прибегают к менторскому тону, поддельной набожности и напыщенности. Проповедник не должен становиться актером, проповедуя или то, во что он не верит, или то, что он не подготовил, или то, что не свойственно его личности. Он обязан оставаться самим собой.

Голос проповедника

Главнейшим инструментом проповедника является его голос. Поэтому проповедник должен хорошо знать особенности своего голосового аппарата, заботиться о нем. Данное замечание особенно относится к молодым, начинающим проповедникам, у которых ораторские навыки еще только формируются. Особое внимание необходимо уделять голосу: голосовые привычки трудно изменить после нескольких лет проповедования. Возникает спорный вопрос, необходимо ли профессиональное обучение риторике для проповедника? Действительно, риторика может дать искусственное улучшение. Но речь и голос следует развивать, поэтому практическое обучение в школе или семинарии помогает проповеднику видеть и слышать себя. Хороший голос развивается. Проповедник обязан уделить внимание развитию своего голоса, как инструмента, данного Богом для провозглашения Евангелия. Среди специальностей речевого общения, таких, как театр, радио, и т.п. существуют школы, в которых осуществляется профессиональное обучение и постановка голоса. В этом учебнике нет возможности изложить все необходимые знания. Общие рекомендации достаточны.

Произведение речи

Проповедник должен разбираться в физиологических процессах звучания речи. Сюда включены четыре процесса: дыхание, образование звуков, резонанс и артикуляция. Чтобы правильно разбираться в этих процессах, необходимо в общих чертах познакомится с анатомией речевого аппарата.

Голосовой механизм

1. Три главных органа речевого аппарата:

1) органы дыхания (респирация): легкие, бронхи, мышцы груди и диафрагма;

2)органы голоса (образование звуков): голосовые связки, ларинг, система связок, мышц и нервов;

3) органы артикуляции: все, что расположено вне горла, надгортанные полости — рот, твердое и мягкое небо, язык, губы, полость носа.

2. Три типа дыхания:

1) реберное — высокое дыхание, производящееся грудью;

2) брюшное — низкое, обычное дыхание животом, ниже диафрагмы;

3) реберно-брюшное, или диафрагменное, при котором диафрагма является главным источником.

Гигиена голоса или шаги улучшения голосового здоровья:

1) правильное дыхание;

2) физические упражнения;

3) отсутствие дыма и загрязненного воздуха;

4) нормальный сон и отдых;

5) опрятная одежда;

6) правильное питание;

7) упражнение голоса;

8) избежание утомления и износа голоса.

Дыхание

Правильное дыхание чрезвычайно важно в произведении речи. От дыхания зависит и постоянная вокализация, и высота, и диапазон, и частота, и выговор, и спокойствие.

Необходима контролирующая частота дыхания. Следует вдыхать воздух быстро и тихо, а выдыхать — медленно и спокойно. Для нормальной интонации и выговаривания в легких постоянно должно быть достаточно воздуха.

Дыхание должно быть диафрагменным, или подгрудным. Диафрагма — это мышца, отделяющая грудную клетку от живота. Такое дыхание естественно у детей и животных. Для взрослых оно представляет трудность, поэтому необходима постоянная тренировка. Для нормального дыхания также важна осанка. Проповедник должен держаться прямо и непринужденно. Голова должна быть поднята так, чтобы глаза были направлены на уровень горизонта. В таком положении диафрагменное дыхание возможно без принуждения.

Образование звуков

Образование звуков и говорение происходит при выдохе. При выдохе воздух из легких проходит через голосовые связки и производятся звуки. Сюда включены такие явления речи, как высота, тембр и интонация.

Высота — это тембр голоса. Высота определяетсявозможностью голосовых связок изменять свою длину и напряженность благодаря мышцам. Так, голоса людей могут быть высоким и низкими.

Проповедник может проверить высоту своего голоса и его тембр пением по нотам, чтобы подобрать лучшую для себя высоту голоса и тембр. Также можно лечь на спину, успокоиться и произнести звук «ах», как вздох. Этот звук будет близок высоте голоса. Определение уровня нормальной высоты является важнейшим, потому что проповедник обычно всегда превышает высоту голоса. Это заставляет горло быстро уставать и оказывает влияние на изменение голоса. Высота может меняться, но различие должно быть небольшим, то пониже, то повыше. Нормальный диапазон меняется от четырех до двенадцати нот музыкальной октавы.

Изменение высоты голоса делается для смыслового, логического ударения. Если изменения в голосе отсутствуют, появляется монотонность, однозвучность. Изменение высоты называется интонацией. Основные виды интонации: вниз — для оформления законченной мысли, утверждения; вверх — для вопроса и восклицания; ровная, спокойная интонация -неопределенность.

Резонанс

Когда голос создается голосовым аппаратом, он повышается и резонирует в полостях глотки, носа, и рта. Это придает голосу тональное качество. Проблемы резонанса являются физическими, врожденными, и не могут быть сильно изменены. Даже ограниченные средства речи могут быть эффективно использованы разумным проповедником. В большинстве случаев проблема заключается не в физических недостатках, а просто в плохих речевых привычках, которые подлежат коррекции и исправлению.

Одна из часто встречаемых проблем — это носовые звуки. Редко это явление физическое, чаще оно региональное. Следует

просто помнить, что только «н» и «м» являются носовыми звуками. Гортанность и шипение голоса появляются с утомлением горла и не должны переходить в привычку. Горло требует тщательного ухода.

Артикуляция и интонация

Артикуляция — это произнесение слов. Это составление звуков в слова. Органы речи, которые употребляются для соединения звуков в слова, — язык, зубы и губы. Ясное произношение слов является важным для эффективной проповеди. Ошибки в произнесении появляются, когда звуки или добавляются, или пропускаются, или исключаются. Это происходит из-за региональных привычек, «поповщины», жаргонов, лени проповедника, нежелания правильно открывать рот.

Примеры региональности: «оканье» и «аканье». Проповедники часто бессознательно вырабатывают свою манеру, а другие их копируют, думая, что это хорошо.

Три способа улучшения произношения:

1) следует развивать слух, чтобы замечать свои ошибки в произношении;

2) следует в разговоре употреблять активнее язык, зубы и губы, т.е. созидательная практика.

3) следует ввести для себя как правило изучение фонетики,

чтение несложных пособий и учебников по фонетике и литературным нормам произношения, словообразования.

Темп

Темп речи — это частота слов, или то, как быстро или медленно говорит проповедник. Частота зависит от личности проповедника, количества слушателей, акустики здания и вида проповеди. Обычно, чем больше слушателей, тем труднее акустика, медленнее частота. Правило: нормальная частота должна убыстряться, чтобы речь звучала живо, и быть достаточно медленной, чтобы обеспечить ясное произношение 120-130 слов в минуту. Паузы должны употребляться эффективно. Драматические паузы, без злоупотреблений, являются эффективными для логического и эмоционального ударения. Но неуверенные паузы, сопровождаемые междоме-

тиями «ага» и т.п., следует избегать. Синтагма (фразировка) -это соединение нескольких слов в завершенную мысль. Такие мысли не должны прерываться дыханием. Темп фраз зависит от ударения, контроля дыхания, количества слушателей и помещения.

Интенсивность (сила голоса)

Сила голоса зависит от громкости голоса. Проповедник должен говорить так громко, чтобы быть хорошо услышанным во всех уголках помещения. Но громкость не значит, что проповедник будет услышан. Иногда громкость может быть помехой. Проектирование интенсивности (выдыхание голоса) — лучший способ усиления голоса. Но оно зависит от умения использовать диафрагму. Интенсивность — это сильное выдыхание воздуха из легких диафрагмой. Это придает голосу силу не только из горла, но и из внутреннего источника. Когда проповедник научится говорить диафрагмой, он без усилий начнет говорить с правильной громкостью и силой, без изменения качества своего голоса или напряжения горла.

Изменение голоса

Ключ для эффективного голоса это его изменения. Изменения частоты, высоты, резонанса, силы являются главными в речи. Одна из основных проблем проповедников -это однозвучность, монотонность. Это одинаковость голоса или в частоте, или в высоте. Решение проблемы лежит в изменении, вариации. Достигается это применением разговорного стиля речи. Разговорный стиль не означает снижение уровня до просторечия. Это значит употребление живого, современного языка. Это значит персонифицированная, естественная, теплая разговорная речь, какой мы ежедневно ведем беседу.

Чтение Библии с кафедры

Правила эффективной речи должны быть применены, во-первых, в чтении Библии за кафедрой. Посредственное, неправильное чтение стихов Библии неприемлемо в богослужении.

Причины неудовлетворительного чтения с кафедры:

1) отрывок не прочитан вслух до его публичного звучания;

2) мало внимания уделено тону и виду литературы этого отрывка;

3) поза проповедника, принятая для чтения, ограничила возможности голоса;

4} требования и правила литературного чтения и декламации неизвестны или не используются проповедником;

5) избранный отрывок не был отмечен для предварительной проработки чтения с требуемым выражением, ударением и произношением.

Хорошее чтение требует изучения отрывка из Писания с учетом устного звучания, произношения и провозглашения, необходимых для проповеди. И слушатели будут премного благодарны. Не все проповедники будут или должны стать великими декламаторами. Но некоторая практика в литературной декламации или устном литературном чтении, чтении поэзии и художественной прозы поможет устному литературному чтению Библии. Чтение великих поэтов, особенно их религиозных стихов, не осквернит проповедника. А декламация, устное чтение религиозного песенника, даже может освятить его. И главное — такая практика поможет ему в эффективном устном литературном художественном чтении Библии во время проповеди, чтобы люди чувствовали, что это не проповедник читает, а сам Бог произносит Свои глаголы через проповедника.

Внешность проповедника

Задумывается ли проповедник об этом или нет, его внешность и вид рассказывают многое. И то, что выражает внешний вид, является либо плюсом, либо минусом звучащей проповеди. Люди скорее видят проповедника, чем слышат его. Движения и жесты подчеркивают личность проповедника. Даже скрытые действия оказывают влияние на слушателей, характеризуя проповедника. Одежда, осанка, позы и манеры привлекают или отвлекают слушателей задолго до того, как он произносит первое слово. Сознательное использование внешности для достижения действенности проповеди является исключительно важным. Руководство и контроль движениями, позами всего тела также очень важно для эффективного провозглашения проповеди.

Главный принцип воздействия внешности

Корректное употребление внешности в речевом общении помогает произнесению проповеди. Это зависит от двух факторов. Во-первых, правильное употребление естественного в проповеднике, врожденного от природы. Ораторство естественного внутреннего человека невидимо и неприметно. Внешность становится средством сообщения. Некорректное использование внешности привлекает внимание к себе, а не к проповеди. Плохие движения отвлекают внимание. Самое печальное случается тогда, когда проповедник изрекает две проповеди, — одну словами, другую своим видом. Слова должны быть увязаны с движениями, ибо вся личность проповедника служит для передачи идей другим людям. Во-вторых, правильное использование своей внешности меняется взависимости от темы проповеди и аудитории, для которой она звучит. Неправильно требовать от каждого проповедника одно и того же, применяя одинаковые правила, ограничивающие его естественные движения. Правильное использование внешности зависит от личности, слушателей, окружения и содержания проповеди. Проповедник должен оставаться самим собой во всех обстоятельствах. Он должен улучшать приемы своего провозглашения, всегда оставаясь самим собой, сохраняя свою индивидуальность. Внутренние чувства и мотивы влияют на движения. Действия не могут быть запланированы заранее. Это не значит, что нельзя обучиться хорошим движениям за кафедрой. Но необходимо сказать, что проповедник не должен быть привязан к жестам, которые несвойственны ему. Движения должны исходить из внутреннего побуждения объяснить идею. Проповедник не должен быть связан движениями. Для молодого проповедника лучше употреблять больше движений, постепенно уменьшив их количество, чем развить неестественную связанность, думая, что внешность не имеет значения в проповеди.

Облик проповедника

Первый взгляд, брошенный на облик проповедника, замечает его вкус в одежде и его заботу о своей внешности. Люди видят, и лишь потом слышат. Внешность — это первое использование всего облика проповедника, которым он начинает говорить еще до своего выхода на проповедь. Плохое впечатление, произведенное внешностью в этот момент, создает преграды сообщению мысли.

Церкви и конфессии различаются в требованиях правильной одежды для кафедры. Проповеднику следует одеваться соответственно обычаю, принятому в его церкви. Если в церкви принято следовать деловому стилю в одежде, то проповедник должен одеваться так, чтобы не привлекать внимания к своей одежде и к себе. Если одежда отвлекает внимание от проповеди к проповеднику, она неприемлема. Проповеднику следует одеваться консервативно и аккуратно, в правильно подобранную по цвету и размеру одежду. Для проповедника не существует никаких извинений, если он неопрятен или нечистоплотен.

Осанка

Осанка проповедника, еще когда он готовится выйти на кафедру для проповеди, уже является важным использованием внешности. Он должен сидеть удобно, но прямо, предпочтительно поставив обе ноги на пол. Он должен демонстрировать живой интерес и увлеченность всеми частями богослужения и людьми, к которым он будет говорить. Он должен избегать действий, которые указывали бы на отсутствие уверенности и спокойствия. Имеется в виду: нервные движения рук, частое заглядывание в записи, проверка времени по часам и т.д. Отвлеченности от слушателей необходимо избегать.

Хорошая осанка помогает внешнему общению со слушателями, предоставляя возможность нормально дышать и правильно, эффективно произносить слова. Осанка строго индивидуальна, различна у каждого проповедника, но та правильная осанка и корректные позы, помогающие приобрести уверенность и естественность, служат одновременно и для улучшения голосовых возможностей проповедника.

За кафедрой вес тела должен быть распределен на обе ноги.Удобно ставить одну ногу впереди другой, чтобы не шататься во время говорения, получив возможность естественно менять положение.

Зрительный контакт

Ничто другое не является более важным, чем зрительный контакт. Проповедник должен протянуть невидимую нить от своих глаз до глаз слушателей и поддерживать ее в проповеди все время, ослабляя лишь тогда, когда слушателям

предоставляется возможность «передохнуть». Хороший зрительный контакт позволяет глазам двигаться по лицам всех слушателей, не задерживаясь долго на чем-то одном.

В большом здании, конечно, трудно смотреть прямо на каждого слушателя. Но если проповедник смотрит на слушателей постоянно, посматривая на всех время от времени, он создает впечатление, что смотрит на каждого слушателя лично. Проповедник должен избавиться от неправильных зрительных привычек: смотреть в угол здания, смотреть вниз на пол или смотреть поверх голов слушателей, не видя их.

Даже если проповедник читает по рукописи, он должен быть знаком с нею так, чтобы зрительный контакт оставался достаточным и эффективным. Глаза проповедника говорят об его искренности и желании сообщить самое важное.

Выражение лица

Выражение лица в проповеди является самым недосмотренным физическим действием проповедника. У лица есть огромный потенциал для выражения изменений чувств и значений. Но многие проповедники не позволяют своему лицу выразить внутренние чувства. У одних — слишком много улыбок, или наоборот, постоянной угрюмости, которые не изменяются с изменением смысла проповеди. Результат однозначный: слушатели сомневаются в искренности проповедника или чувствуют его враждебность, уже не придавая значения звучащим словам. Упражняться в выражении лица трудно, но работа перед зеркалом может помочь. Выражение лица не должно быть запланированным. Проповедник не должен записывать в заметках, мол, вот здесь я буду хмурится, а там улыбаться. Выражение лица должно быть естественным. Если бы проповедник увидел себя на экране, он бы учел свои ошибки в выражении лица. Стремление к речевому общению в живом разговоре улучшает выражения лица.

Жесты

Цель жеста — заставить все мышцы отвечать на эмоциональные и мысленные импульсы. Жестом является реакция всей мускульной системы, всех мышц. Жесты — больше, чем движение головы или руки. Они включают всю физиологию человека, выражение глаз, всего лица.

Существует три вида жестов:

1) активные — выражение чувств, желаний, эмоциональных

мыслей;

2) описательные — участвующие в описании, объяснении, указывающие манеру, положение, направление;

3) подражательные — это те, которые копируют или олицетворяют.

Семь принципов для употребления жестов:

1) жесты должны иметь цель; не надо делать бесцельных жестов;

2) положительные, а не непонятные;

3) не частые; не надо употреблять много жестов;

4) благородные и приемлемые;

5) уместные; должны сопровождать произнесение главных

слов, особенно энергичные жесты;

6) разнообразные;

7) объединенные в одно целое; вся мускульная система, все

мышцы должны участвовать.

Обычно думают, что жесты — это употребление рук во времяпроповеди. В действительности, проповедник делает жесты глазами, головой, плечами, всем телом, хотя руки и остаются главными в жестикуляции.

Главные принципы в употреблении жестов:

1) Жесты должны исходить из внутреннего побуждения и отличаться у каждого проповедника.

2) Жесты должны быть плавными и соответствующим всему

облику. Порывистые или отвлеченные жесты неуместны.

3) Жесты должны быть подходящими по времени. Они должны сопровождать ударные, главные слова моментально, одновременно. У слушателей должносоздаться впечатление, что они слышат и видят единое целое.

4) Жесты должны отвечать цели проповеди, количеству слушателей, натуре проповедника.

5) Жесты должны быть разными. Некоторые проповедники

употребляют один и тот же жест независимо от смьсла,

без соответствия утверждению. Такие жесты не несут никакого значения и только отвлекают внимание.

Различают нормальные жесты, являющиеся основными движениями рук, и жесты, от которых зависят другие. Жест указательным пальцем показывает местонахождение и производит легкое ударение. Жест кулаком — это сильное, драматическое ударение, им не следует злоупотреблять. Жест ладонью вверх — это выражение подтверждения, утверждения или прошения. Жест ладонью вниз — это выражение отрицания, отвержения, даже неприязни. Описательные жесты, являющиеся вариациями и комбинациями нормальных жестов, многочисленны и зависят от чувств, которые они сообщают.

Существуют три плоскости жестов. Верхняя плоскость — от плеч и выше, говорит о сильной и самой значительной мысли. Средняя плоскость — от плеч до пояса, употребляется больше всего потому, что здесь расположены все чувства хорошего выражения. Нижняя плоскость — ниже пояса, где выражаются все отрицательные мысли. Эта плоскость употребляется редко, потому что она закрыта кафедрой от слушателей. Если проповедник научится возможностям видов и плоскостей жестов и будет применять их в дисциплинированной и созидательной практике, говоря естественно, желая сообщить истину, то он будет эффективно употреблять жесты.

Общие движения

Во время проповеди каждое движение несет в себе определенный смысл. Проповедник должен быть самим собой, четко осознавая, что он не скован в движениях, но и не развязан. Проповедник знает, что движения, их обилие, отвлекают слушателей, поэтому, стоя за кафедрой, его поза будет изменяться естественно, нормально. Разные движения особенно эффективны как подчеркивание переходе от одного раздела проповеди к другому. Следует избегать плохих привычек и манер. К таковым относятся: нервное одергивание одежды, снятие и одевание очков, регулярное подергивание головой, засовывание рук в карманы, постоянное складывание рук впереди или позади себя, наклонения над кафедрой, бесцельное хождение, или, наоборот, замороженное положение за кафедрой.

Трудно избавиться от всех отрицательных привычек, но они должны быть выявлены, признаны и, по возможности,

устранены. Некоторым проповедникам необходимо попрактиковаться перед зеркалом или прислушаться к советам друзей и других проповедников.

Стиль произнесения проповедей

Как лучше произнести, передать устно проповедь? Одни говорят, необходимо делать записи, другие — без записей. Проповеднику следует познакомиться с разными способами.

Типы устного изложения проповедей

1. Чтение проповеди по рукописи

Этот способ известен со времен Генриха VIII. Он требует полного написания проповеди для чтения с кафедры. Преимущества:

1) обеспечивает качество содержания;

2) уверенность в том, что сказано;

3) нет задержек, прерванной мысли и остановок;

4) может быть точной и по существу;

5) дает уравновешенность всех частей;

6) отбрасывает страх и боязнь забывчивости; Недостатки:

1) не все могут хорошо читать;

2) препятствует вдохновению;

3) препятствует многим методам риторики;

4) плохой зрительный контакт;

5) предвзятость людей против этого способа. Преимущества:

1) проповедь полностью подготовлена. При подготовке проповедник учится писать;

2) проповедь произнесена так, как запланирована, ничего

не упускается и не теряется;

3) дает возможность аккуратно цитировать основной материал;

4) проповеднику не надо заботиться о забывчивости, об упущениях;

5) снимает напряженность, дает уверенность в произнесении;

6) у такой проповеди лучшая стилистика, она уже готова

к печати, если понадобится.

Отрицательные стороны такого подхода:

1) нет сближения со слушателями, ибо нет зрительного контакта; отсутствует воодушевление со стороныслушателей;

2) нет убежденности в проповеди и она звучит неубедительно;

3) при чтении у проповедника нет нужного выражения лица и голоса из-за отсутствия правильной осанки при чтении;

4) чтение не является эффективным методом провозгла-

шения:

а) прохладное отношение к этому методу в умах людей,

б) существует опасность монотонности и однозвучности,

в) жесты обычно неестественны,

г) листание страниц отвлекает внимание слушателей,

д) проповедник теряет зрительный контакт;

5) проповедник становится зависимым от рукописи, и если

он употребляет этот способ долго, то потеряет способность проповедовать в другом стиле. Поэтому этот способ пригоден для тех, кто обладает огромным умением художественного чтения, следуя советам: l.He извиняться за это.

2. Не прятать рукопись.

3. Не писать на обеих сторонах бумаги.

4. Печатать через две строки.

5. Быть осторожным и не смешать страницы.

2. Устное изложение или декламация

Проповедь, произнесенная по памяти. После написания и запоминания проповеди, проповедник может сказать ее с кафедры слово в слово. Это самый плохой подход, потому что такая проповедь звучит как законсервированная. Здесь существует опасность забыть и быть отделенным от слушателей и речевого общения. Этот метод иногда называется декламацией. При этом способе произнесения, подготовленная

рукопись запоминается и произносится слово в слово. Этот метод имеет преимущества перед чтением рукописи при добавлении связи со слушателями и действенности в произнесении. Но только тот, кто может легко запоминать, может пользоваться этим методом эффективно.

Отрицательные стороны этого способа:

1) Проповедник будет беспокоиться о точных словах и не

сможет быть эффективным.

2) Может быть искусственным и монотонным.

3) Боязнь забывчивости может делать проповедниканервным; всегда существует опасность забыть.

4) Многое зависит от физического, умственного состояния

и здоровья проповедника.

5) Отнимает много времени. Обычно у проповедника нет времени записать проповедь и потом заучить ее. Опять, как и при чтении рукописи, этот метод для специально одаренных проповедников. Заученная проповедь должна быть передана, а не продекламирована.

3. Экспромт

Это непосредственное провозглашение. Метод называется импровизацией. Проповедник говорит без длинного и подробного приготовления. Есть люди, которые много учились, много читали, у них хорошая память и аналитические способности, они могут говорить без подготовки. Но такие люди редки. Каждый проповедник может оказаться в ситуации, когда придется говорить без подготовки. Но он не должен думать, что всегда будет удачлив. Некоторые даже считают, что достаточно вверить себя Святому Духу и Он наполнит словом. Но надо признать, что это ограниченный метод.

Существует еще один подход, когда проповедник или совсем не подготовлен, или мало подготовлен. Этого никогда не рекомендуется делать. Требуется много знаний и опыта.

Этот метод — распространенный метод. Когда проповедник приготовил короткую схему с заметками, которые он может употребить в провозглашении, он говорит экспромтом. Иногда такой подход называется свободным, потому что существует подготовка, хотя и не полная. Проповедник знает, что сказать, но не знает, как он скажет. Он составил схему, собрал мысли, иллюстрации, цитаты, библейские стихи и другой материал,

но не написал рукописи. Он знает хорошо, но не настолько хорошо, чтобы говорить без заметок.

Преимущества такого метода:

1) Отнимает меньше времени для подготовки.

2) Записи дают уверенность, разрешают думать свободно,

отвечая на реакцию слушателей.

3) Записи дают возможность употреблять приготовленный

материал без ошибок или упущений.

4) Проповедник будет придерживаться темы.

5) Он может говорить естественно. Отрицательные стороны этого метода:

1) Меньшая подготовка делает проповедь слабой и незавершенной.

2) Проповедник учится повторять.

3) Употребление записей ослабляет проповедь. Зрительный контакт прерывается часто из-за заглядывания в записи.

Можно говорить и без записей. Два требования для этого способа:

1)Следует усердно подготовиться.

2) Следует хорошо знать материал, чтобы не зависеть от записей.

4. Свободное устное изложение или провозглашение

Этот метод отличается от экспромта тем, что проповедник всегда готовится к проповеди. Проповедь может быть полностью подготовлена, даже рукопись написана, но не заучивается наизусть и не повторяется слово в слово. Такая проповедь может быть и не написанной, а просто подготовленной по записанным материалам. Проповеднику предоставляется полная свобода в устном изложении. Этот способ требует:

1) подготовки полной рукописи;

2) полного знакомства с ней; это значит не заучивание ее, а отождествление с ней;

3) провозглашение без записей. Преимущества данного метода.

Этот способ располагает всем, характерным и для других способов, но без их отрицательных сторон. Здесь есть детальная и тщательная подготовка, как и у других методов, сохраняется

свободное мышление во время проповеди и открывается свобода риторическим особенностям. Этот метод рекомендуется как самый лучший и библейский метод, потому что нельзя представить, что Иоанн, Петр, Павел или Иисус говорили по записям и заметкам. Он более импонирует слушателям. Он дает проповеднику возможность приспособиться к ситуации, повышает способность думать стоя, помогает сохранить материал после записи, и главное — дает возможность использовать голос и личность в проповеди.

Теперь рассмотрим отрицательные стороны:

1) отнимает много времени, потому что надо, хотя бы немного, написать и заучить проповедь;

2) возможность повторения;

3)зависимость от физического состояния проповедника;

4) это искусственный стиль, не свободный в действитель-

ности;

5) цитирование ограничено;

6) мысль проповедника может быть потеряна или опущена;

7) может быть потеряна необходимая уверенность. Поэтому в этом способе необходимо:

1)употребить точную схему и логическое развитие темы;

2) быть физически подготовленным;

3) быть духовно готовым;

4) располагать натренированной памятью; 5)ограничить употребление цитат;

6) начинать обучение этому способу на биографических проповедях;

7) быть готовым претерпеть труд над мастерством оттачивания этого стиля.

5. Проповеди по радио

Проповеди по радио должны быть проповедями одной идеи, одной цели, и быть актуальными и своевременными. Во время подготовки проповедник должен думать о слушателях, которых он не видит.

Для радиопроповедей необходимы: 1) хорошая подготовка;

2) логика, вызывающая чувства;

3) разнообразность;

4) оригинальность;

5) хорошо подготовленное введение и заключение;

6) наблюдение за словами: употребление разных описательных слов;

7) знать значения слов и хорошо произносить их;

8) быть готовым объяснять слова;

9) помнить, что у многих психологическая реакциявключения более замедлена;

10) устная речь должна быть красочной и яркой;

11) не надо перегружать цитатами. Цитировать надо то, что знакомо слушателям;

12) не употреблять стихотворений и прозу, если проповедник по радио не умеет хорошо декламировать или художественно читать.

Черты, по которым следует судить о проповедях по радио:

1) они должны быть важными для большинства слушателей, но представлены так, чтобы заставить каждого действовать;

2) они должны быть диалогом между говорящим и слушателями;

3) идея содержания должна быть предложена так, чтобы

слушатель принял ее.

Начинающий проповедник должен поэкспериментировать со всеми стилями проповеди и выбрать лучший способ для себя. Он может соединить разные стили в один собственный. Подготовка к проповеди — это средство, а не проповедь. Проповедь исходит от Святого Духа, которому проповедник предается в жизни и служении.

Советы по риторике и стилю

Необходимость в эффективномпроизнесении проповедей

1) Ожидаемая необходимость. Люди в церкви ожидают хороших проповедей. В других профессиях устного общения, таких, как театр, радио, телевидение требуется

развитие и усовершенствование устной речи. В современное время радио и телевидение показали примеры образцовой речи. Должен ли проповедник делать меньше? Проповедник лично ответствен за правильное произнесение проповеди.

2) Незамеченная, но ощущаемая необходимость. Слушатели

и сами проповедники часто видят нужду. Некоторые стараются улучшить содержание проповедей. Но содержание, плохо преподнесенное слушателям, не содействует эффективности проповеди.

3) Необходимость, которая открывает и дает больше возможностей. Если проповедник улучшает свое произнесение проповеди, слушатели обогащаютсялучшим пониманием истины, которую Бог хочет, чтобы они знали: действенные проповеди ведут их к решению и действию соответственно услышанной истине.

Преподаватели гомилетики указывают, что некоторые советы проповедников остаются полуправдой, если они неправильно истолкованы. Такие советы следующие:

1) «Будь естественным». Звучит как разрешение проблемы в речевом общении, но этого недостаточно. Тело и голос надо упражнять и готовить, чтобы эффективно говорить с кафедры. Если проповедник старается быть таким, каким он не является, он — только актер. Если у него нет ничего естественного для использования, он не может быть естественным. Природные дары необходимо развивать и умножать.

2) «Научись использовать внешность и голос правильно». Тоже звучит прекрасно, но если это понято неправильно, заученные приемы могут сделать проповедь механической.

3) «Будь исполнен предметом». Тоже хороший совет. Но если проповедник не включает нужды слушателей, то даже самый наилучший предмет проповеди не тронет людей. Проповедь остается проповедью в ушах и умах слушателей.

4) «Желание помочь другим». Тоже является высокой целью, но недостаточной сама по себе. Проповедник должен знать, как затронуть людей проповедью, чтобы помочь

5) «Бог усмотрит» — это вера и молитва проповедника. Но он должен сделать все возможное и зависящее от него. Может ли проповедник ожидать благословения своего пустого ума и пустого сердца?

Существуют предостережения от чрезвычайного увлечения риторикой и формой проповеди, указывающие следующие опасности:

1) Любовь человеческой похвалы.Если проповедник знает, что он проповедует для Бога и должен делать это хорошо и успешно, ему не приходится беспокоиться ни о похвале, ни о критике.

2) Чрезмерное увлечение формой и правилами. Проповедник должен знать, что высшая оценка проповеди не еегомилетическая форма, а факт, что она приводит души в Царство Небесное. Правила не должны быть вышепринципов. Правила исходят из опыта. Ораторское дело не просто прием, а «истина, действующая на поведение и характер, представленная живой силой возрожденного человека» [Генри В.Бичер].

3) Подражание. Говорят, что риторика ведет к подражанию

ошибкам других. Чтобы избежать этого, надо:

а) уважать свою собственную личность и индивидуальность,

которую Бог даровал каждому;

б) быть самим собой и не подражать по-рабски никому, кроме Иисуса Христа. Всегда необходимо помнить, что подражание может быть неосознанным. Проповеднику следует проверять себя;

в) искусственность. Заучив риторику, многие могут притворяться проповедниками, и каждый раз играть роль в спектакле. Следует помнить, что Бог всем и всему Судья. Истинный проповедник будет естественным. Великое средство быть естественным — это забыть себя из-за желания сделать доброе для людей. Когда проповедник говорит Слово, он должен быть таким, каков он есть от природы, но развитым, исправленным,улучшенным в самого лучшего себя, каким по природным способностям можно стать и чего Бог желает. Для этого, кроме Божественной помощи, ему необходимы и образование, и опыт.

Проповедь и окружающая обстановка

1. Проповедь должна подходить ко времени и к месту.

Эффективность проповеди зависит от того, что происходит вокруг.

1) Уважение к проповеди. В специальных собраниях больше уважения к проповеди. Ораторы, которые не живут среди слушателей, могут быть более эффектив ными. Пастыри могут терять уважение, когда они подстраиваются под слушателей.

2) Суть собрания. Богослужение придает больше значимости и уважения.

3) Количество слушателей влияет на проповедь.

4) Авторитет и личность, которые проповедник привносит

за кафедру.

5) Соотношение количества слушателей с размером помещения.

2. Что помогает проповеди? Архитектура помещения:

1) Общий вид.

2) Чистота.

3) Помещение должно быть оформлено и украшено символами и стихами из Библии.

4) Соответствующая атмосфера.

5) Правильное расположение кафедры.

6) Освещение и цвет помещения: существует символика цветов.

7) Вентиляция и температура.

3. Отвлечения и прерывания. Необходимо научить дьяконов

наблюдать за порядком до того, как возникнут затруднения.

Заключение

Все вышеизложенное в этой книге можно, для запоминания последовательности, выразить в одном абзаце. Проповедник, подготавливая проповедь, должен осознавать ответственность и величайшее бремя того, что и как он делает, и когда он должен сделать. Бог говорит через подготовленного человека, дав ему Духом Святым идею для проповеди. Этот подготовленный

человек изучает идею, связывая ее с текстом Писания, темой и целью. Потом он изучает текст до такой степени, что может выразить истину отрывка из Писания одним предложением. После библейского исследования проповедник просматривает все возможные материалы, чтобы углубить и расширить растущую проповедь. Оставив время для возрастания, проповедник добавляет новые истины к своей развивающейся проповеди. Предприняв эти основные шаги, проповедник создает проповедь по схеме. Он записывает заглавие, организовывает ее главное содержание на основе библейского текста, темы, цели и заглавия. Потом добавляются заключение, введение и призыв. Затем вся проповедь пишется полностью, улучшенная во всех отношениях. Проповедник завершает свое Божественное задание, провозглашая слова проповеди.