Раздел 4. Просвещает ли высший Ангел низшего относительно всего того, что ведомо ему самому?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что высший Ангел не просвещает низшего относительно всего того, что ведомо ему самому. Так, Дионисий говорит, что высшие Ангелы причастны [высшему и]

универсальному знанию, тогда как низшие — знанию более частному и индивидуальному12. Но универсальное знание гораздо полнее частного. Следовательно, отнюдь не все то, что ведомо высшим Ангелам, они сообщают низшим через посредство их просвещения.

Возражение 2. Далее, Мастер Сентенций пишет, что высшие Ангелы заранее знали о таинстве Воплощения, в то время как низшие Ангелы узнали о нем только после его исполнения13. Так, согласно Дионисию, мы видим, что некоторые Ангелы пребывали в недоумении и спрашивали: «Кто сей Царь славы?», на что другие Ангелы, посвященные в тайну, отвечали: «Се (осподь небесных сил, Он — Царь славы»14. Но этого бы не случилось, если бы высшие Ангелы просвещали низших относительно всего того, что ведомо им самим. Следовательно, они этого не делают.

Возражение 3. Далее, если бы высшие Ангелы просветили низших относительно всего того, что ведомо им самим, то ничто из того, что ведомо высшим Ангелам, не было бы сокрыто и от низших. Но в таком случае высшим Ангелам больше нечего было бы сообщать низшим, каковое мнение кажется спорным. Следовательно, высшие Ангелы не просвещают низших относительно всех вещей.

Этому противоречат слова Григория о том, что «хотя в той небесной стране и имеются некие особые дары, тем не менее там нет ничего, что было бы частной собственностью»15. И Дионисий, как уже было сказано выше (1), говорил, что «каждая небесная сущность даруемое ей сообразно ее близости к Богу сообщает низшим сущностям»16.

Отвечаю: каждая тварь причастна божественной благости так, чтобы сообщать имеемое ею благо другим, поскольку сама природа блага такова, что оно сообщимо другим. Поэтому даже телесные действователи, насколько могут, сообщают свою причастность другим. И чем больше действователь утвержден в божественной благости, тем больше он стремится, насколько может, сообщать ее совершенства другим. В связи с этим святой Петр и говорит тем, кто по благодати причастен божественной благости: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4, 10). Поэтому тем более святые Ангелы, наслаждаю-

щиеся полнотой своего участия в божественной благости, сообщают ее тем, кто находится ниже них. Однако этот дар обретается низшими Ангелами не в той превосходной степени, в какой [сообщается им] высшими, и потому высшие Ангелы всегда сохраняют свой высший порядок и обладают более совершенным знанием, что подобно тому, как и учитель знает то, чему обучает, лучше, чем обучаемый.

Ответ на возражение 1. О знании высших Ангелов говорится как об универсальном постольку, поскольку им присущ наиболее возвышенный модус познания.

Ответ на возражение 2. Слова Мастера должно понимать не в том смысле, что будто бы низшие Ангелы вообще не были осведомлены о таинстве Воплощения, а в том, что их знания об этом не были столь полны, как знания высших Ангелов, и потому восполнение этих знаний происходило уже после того, как таинство было исполнено.

Ответ на возражение 3. Иные из вещей, связанных с мирскими делами, и в первую очередь — со спасением святых, Бог будет открывать высшим Ангелам вплоть до Судного дня. Следовательно, у высшего Ангела всегда найдется, что сообщить низшему.