Раздел 4. Зависит ли Ангельская речь от пространственной протяженности?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что пространственная протяженность оказывает воздействие на Ангельскую речь. Ведь сказал же Дамаскин, что «ангел действует в том месте, в котором находится»8. Но речь — это Ангельское действие. Следовательно, коль скоро Ангел находится в определенном месте, то похоже на то, что речь Ангела ограничена этим местом.

Возражение 2. Далее, говорящий вынужден кричать вследствие удаленности слушателя. Но о серафимах сказано, что они «кри-

чали друг другу»9 (Ис. 6, 3). Следовательно, пространственная протяженность некоторым образом сказывается на Ангельской речи.

Этому противоречит следующее: находящийся в аду богач, несмотря на пространственную протяженность, беседовал с Авраамом (Лук. 16, 24). Тем более пространственная протяженность не может служить препятствием разговору Ангелов.

Отвечаю: Ангельская речь является умственным действием, о чем уже было сказано (1, 2, 3). А умственное действие Ангела абстрагировано от «здесь и сейчас». В самом деле, даже наше умственное действие, если только речь не идет о представлениях, которых у Ангелов нет, абстрагировано от «здесь и сейчас». Но то, что абстрагировано от «здесь и сейчас», не зависит ни от времени, ни от расстояния. Следовательно, пространственная протяженность не может служить препятствием Ангельской речи.

Ответ на возражение 1. Ангельская речь, как было показано выше (1), является внутренней, хотя при этом она и воспринимается другим, и потому она существует в говорящем Ангеле; следовательно, она находится там же, где находится и говорящий Ангел. И поскольку пространственная протяженность не препятствует тому чтобы один Ангел созерцал другого, то она не препятствует и тому, чтобы Ангел воспринимал обращение к нему другого Ангела, а это и значит, что первый воспринимает речь последнего.

Ответ на возражение 2. Тот крик, о котором сказано [в приведенной цитате], назван таковым не потому, что он является зависящим от расстояния телесным восклицанием, а потому, что тем самым указывается на силу сказанного и на интенсивность чувств, ибо, согласно Григорию, «чем меньше что-либо желается, тем слабее и речь о нем»11.