Раздел 5. Известно ли всем Ангелам то, о чем говорят друг с другом двое из них?

С пятым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что все Ангелы знают то, о чем говорятдвоеизних. В самом деле, причиной того, почему не все люди знают то, о чем говорят двое из них, является простран-

ственная протяженность. Но, как было показано выше (4), пространственная протяженность никоим образом не сказывается на Ангельской речи. Следовательно, все Ангелы знают то, о чем говорят двое из них.

Возражение 2. Далее, умственная сила обща всем Ангелам. Поэтому если умственное понятие, которое один [aнгeлJ определяет к другому, известно одному, то, следовательно, оно известно и всем.

Возражение 3. Далее, просвещение — это своего рода речь. Но просвещение одного Ангела другим простирается на всех Ангелов, ибо, как сказал Дионисий, «всякой небесной сущности подобает изливать свою промыслительную мощь на других»11. Следовательно, разговор двух Ангелов известен всем.

Этому противоречит следующее: коль скоро двое людей могут вести беседу наедине, то тем более могут это делать и Ангелы.

Отвечаю: как было показано выше (1,2), умственное понятие одного Ангела может быть воспринято другим тогда, когда обладающий этим понятием Ангел согласно своему пожеланию сообщает его другому. Но в силу той или иной причины нечто можно определять к одному и не определять к другому; следовательно, понятие одного [ангела] может быть известным одному и не известным другому, и потому один Ангел может воспринимать разговор одного Ангела с другим, в то время как другие — нет, и не вследствие препятствия со стороны пространственной протяженности, а согласно воле определяющего, о чем уже было говорено.

Из сказанного очевидны ответы на возражения 1 и 2.

Ответ на возражение 3. Просвещение связано с теми истинами, которые исходят от первого начала истины, каковое начало обще всем Ангелам, и потому это просвещение обще им всем. Но речь некоторым образом восходит к началу сотворенной воли, которая у каждого Ангела своя, и потому вовсе не необходимо, чтобы эти речи были общи им всем.