Раздел 3. Много ли Ангелов в одном порядке?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в одном порядке не может быть много Ангелов. В самом деле, как было показано выше (50, 4), все Ангелы различны по виду. Но один порядок составляется из равных [по виду]. Следовательно, в одном порядке не может быть много Ангелов.

Возражение 2. Далее, если нечто может быть исполнено одним, то исполнение его многими избыточно. Но то, что приличествует исполнять одному Ангельскому чину, может быть исполнено одним Ангелом, и если к солнечному чину принадлежит только одно солнце, то, коль скоро Ангел совершеннее небесного тела, это тем более подобает и Ангелу. Таким образом, если порядки различаются через чины, о чем было сказано выше (2), то наличие нескольких Ангелов в одном порядке было бы избыточным.

Возражение 3. Далее, как уже было сказано, все Ангелы различны по виду. Поэтому, если несколько Ангелов (например, три или четыре) принадлежат к одному порядку, то низший Ангел этого порядка может оказаться ближе к высшему Ангелу последующего порядка, чем к высшему Ангелу собственного порядка, и потому он скорее будет разделять порядок с первым, чем со вторым. Следовательно, в одном порядке не может быть много Ангелов.

Этому противоречит следующее: о серафимах сказано, что они «кричали друг другу»9 (Ис. 6, 3). Следовательно, в одном порядке серафимов находится много Ангелов.

Отвечаю: только тот, кто познал что-либо в совершенстве, способен различать в актах, силах и природе познанного все вплоть до малейших нюансов, тогда как тот, кто познал вещь несовершенно, может проводить различение только самым общим образом и только в том, что касается некоторых моментов. Так, тот, кому природные вещи ведомы несовершенно, может различать их порядки обобщенно, относя небесные тела к одному порядку, неодушевленные низшие тела — к другому, растения — к третьему, животных — к четвертому [и т. д.]; тот же, кто познал природные вещи совершенно, способен различать множество

порядков и в самих небесных телах, и в каждом из других [вышеуказанных] порядков.

Но, как сказал Дионисий, наше знание об Ангелах несовершенно12. Поэтому мы можем различать Ангельские чины и порядки только самым общим образом, достаточным лишь для того, чтобы помещать множество Ангелов в один порядок. Конечно, если бы мы обладали совершенным знанием о чинах и различиях Ангелов, то нам был бы ведом собственный чин и порядок каждого Ангела, куда более уникальный, чем у любой из звезд, но в настоящее время это от нас сокрыто.

Ответ на возражение 1. Все Ангелы одного порядка обладают некоторым между собою сходством, вследствие чего они и помещены в этот порядок, хотя, конечно, все они по виду различны. Поэтому Дионисий и говорит, что в одном порядке есть Ангелы первые, средние и последние13.

Ответ на возражение 2. То особое различие порядков и чинов, вследствие которого каждый Ангел имеет свой собственный чин и порядок, от нас сокрыто.

Ответ на возражение 3. Как в случае отчасти белой и отчасти черной поверхности пограничные черные и белые точки ближе друг к другу, чем к [«своим» по окрашенности] точкам на краях поверхности, хотя при этом они и различны по качеству, точно так же и два Ангела, находящиеся на границах двух порядков, более близки по природе друг к другу, чем каждый из них — к другим, [находящимся ближе к противоположной границе] Ангелам своего порядка, но при этом они весьма разнятся с точки зрения их соответствия тому или иному чину, каковое соответствие, вообще-то, имеет свои пределы.