Раздел 7. Сохранятся ли [ангельские] порядки после судного дня?

С седьмым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Ангельские порядки не сохранятся после Судного дня. Ведь сказал же апостол, что Христос «предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу», и это произойдет при окончательном завершении (1 Кор. 15, 24). По той же причине в том состоянии будут упразднены и все остальные [порядки].

Возражение 2. Далее, к служению Ангельских порядков относится очищение, просвещение и совершенствование. Но после Судного дня ни один из Ангелов уже не будет очищать, просвещать или совершенствовать другого, поскольку их познание будет завершено. Следовательно, сохранение Ангельских порядков было бы лишено всякого смысла.

Возражение 3. Далее, апостол сказал об Ангелах: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1, 14); из этих слов явствует, что целью Ангельских служений является водительство людей к спасению. Но все избранные проводятся к спасению вплоть до Судного дня. Следовательно, Ангельские служения и порядки не сохранятся после Судного дня.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Звезды, стоя на путях и в порядках своих…»40 (Суд. 5, 20), каковые слова сказаны об Ангелах. Следовательно, Ангелы всегда будут пребывать в своих порядках.

Отвечаю: в Ангельских порядках надлежит усматривать две вещи: различие степеней и различие в исполнении служений. Различие степеней у Ангелов сообразно различию благодати и природы, о чем уже было сказано (4), и это различие будет сохраняться всегда, поскольку различие природы может быть отнято у Ангелов только в случае их уничтожения. Различие славы также будет пребывать в них сообразно различию предшествующих заслуг. Что же касается различия в исполнении Ангельских служений, то оно в одном отношении будет сохранено после Судного дня, а в другом отношении — нет. Его не будет [тогда] в

том смысле, что их служения направлены на водительство других к их цели; но оно пребудет постольку, поскольку оно сообразовано с достижением цели. Это подобно тому, как различные воинские чины имеют различные обязанности как на поле боя, так и при участии в триумфе.

Ответ на возражение 1. Начальства и власти при конце упразднятся в том, что касается их служения, связанного с проведением других к их цели, поскольку нет нужды в стремлении к цели после ее достижения. Это явствует из апостольских слов: «Когда Он предаст царство Богу и Отцу», т.е. когда Он приведет верных к наслаждению Самим Богом.

Ответ на возражение 2. Взаимное действие Ангелов должно рассматривать по аналогии с нашими собственными умственными действиями. Так, в нас существует множество умственных действий, упорядоченных в соответствии с причинно-следственными зависимостями, например, когда мы приходим к выводу через ряд промежуточных умозаключений. Затем, очевидно, что постижение вывода зависит от всех предшествующих промежуточных умозаключений не только в том, что связано с приобретением нового знания, но также и в том, что касается сохранения приобретенного знания. Доказательством этому служит следующее: если кто-либо забывает какое-нибудь из этих промежуточных умозаключений, то его отношение к выводу является уже не знанием, а только мнением или верой, поскольку он не имеет сведений о порядке причин. Итак, коль скоро низшие Ангелы познают типы божественных дел в свете высших Ангелов, то их познание зависит от света высших Ангелов не только в том, что касается приобретения знаний, но также и в том, что касается их сохранения. Поэтому, хотя после Суда низшие Ангелы и не будут приобретать познаний о некоторых вещах, тем не менее они все равно будут нуждаться в просвещении со стороны высших Ангелов.

Ответ на возражение 3. Хотя после Судного дня люди не будут более проводиться к спасению через служения Ангелов, тем не менее спасенные будут просвещаться через Ангельские служения.