Раздел 4. Главенствуют ли благие Ангелы над дурными?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что благие Ангелы не главенствуют над дурными. В самом деле, Ангельское главенствование в первую очередь связано с просвещением. Но дурные Ангелы, будучи тьмой, не просвещаются благими Ангелами. Следовательно, благие Ангелы не главенствуют над дурными.

Возражение 2. Далее, старшие несут ответственность за свою нерадивость, результатом которой является причиняемое их подчиненными зло. Но демоны причиняют немало зла. Поэтому, если они подчинены благим Ангелам, то, похоже, что благим Ангелам следует вменить в вину нерадивость, с чем согласиться никак нельзя.

Возражение 3. Далее, как было показано (2), Ангельские предшествования проистекают из порядка природы. Но если демоны, как принято считать, отпали от каждого из порядков, то, похоже, что в порядке природы иные из демонов превосходят некоторых благих Ангелов. Следовательно, благие Ангелы главенствуют не над всеми дурными Ангелами.

Этому противоречит следующее: Августин сказал, что «коварный и греховный дух жизни управляется разумным, доброде-

тельным и праведным духом жизни»3, а Григорий сказал, что «властями называются Ангелы, чьим служением является подчинение враждебных властей»4.

Отвечаю: целокупный порядок предшествования изначально и первичным образом находится в Боге и распределен между тварями сообразно их близости к Богу. Поэтому наиболее совершенные и близкие к Богу твари наделены властью воздействовать на других. Но наивысшего совершенства и теснейшей близости к Богу, принадлежащего тварям, которые наслаждаются Богом, а именно святым Ангелам, демоны лишены, и потому благие Ангелы предшествуют дурным и главенствуют над ними.

Ответ на возражение 1. Некоторые из божественных тайн возвещаются святыми Ангелами дурным Ангелам всякий раз, когда ради осуществления божественной справедливости необходимо, чтобы демоны либо причиняли что-нибудь для наказания зла, либо — для обнаружения добра подобно тому, как в человеческих делах помощник судьи сообщает решение суда судебному исполнителю. Такие откровения по аналогии с Ангельскими откровениями могут быть названы просвещением, поскольку они направляют к Богу, однако при этом они не являются просвещением со стороны демонов, поскольку направляют демонов не к Богу, а к исполнению их собственной греховности.

Ответ на возражение 2. Святые Ангелы суть служители божественной мудрости. Поэтому как божественная мудрость ради последующего блага попускает делание некоторого зла дурными Ангелами или людьми, точно так же и благие Ангелы в полной мере не препятствуют дурным Ангелам в причинении ими вреда.

Ответ на возражение 3. Находящийся ниже в природном порядке Ангел может главенствовать над находящимся выше в природном порядке демоном постольку, поскольку сила божественной справедливости, верность которой сберегли благие Ангелы, превосходит Ангельскую природную силу. То же самое мы можем наблюдать и у людей, ибо «духовный судит о всем» (1 Кор. 2, 15); Философ же сказал, что «добродетельный человек сам является правилом и мерой всех человеческих действий»5.