Раздел 4. Могут ли Ангелы сотворять чудеса?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Ангелы могут сотворять чудеса. Ведь сказал же Григорий, что «силами называются Ангелы, чьим служением часто является сотворять знаки и чудеса»12.

Возражение 2. Далее, Августин говорит, что «волхвы соде-лывают чудеса согласно частной договоренности, добрые христиане — согласно общественному правосудию, дурные христиане — согласно знакам общественного правосудия»13. Но волхвы, как он говорит далее, соделывают чудеса постольку поскольку «обращаются к демонам». Следовательно, демоны могут творить чудеса. Поэтому их тем более могут сотворять благие Ангелы.

Возражение 3. Далее, в той же работе Августин говорит, что «не нелепо думать, что видимое нами может быть обусловлено некими низшими силами, обитающими в нашем воздухе». Но когда следствие природной причины производится вне порядка природной причины, то это мы и называем чудом, как, например, когда кто-либо излечивается от лихорадки безо всякого воздействия со стороны природы. Следовательно, Ангелы и демоны могут соделывать чудеса.

Возражение 4. Кроме того, высшая сила не может быть субъектом порядка низшей причины. Но телесная природа ниже Ангельской. Следовательно, Ангел может действовать вне порядка телесных действователей, что [собственно] и означает творить чудеса.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о Боге: «Который один творит чудеса великие» (Пс. 135, 4).

Отвечаю: чудом в собственном смысле слова называется то, что происходит вне порядка природы. Однако для того, чтобы сотворить чудо, отнюдь не достаточно сделать что-либо вне порядка некоторой частной природы, в противном случае для этого вполне бы хватило подбрасывания камня, ибо движение вверх противно порядку природы камня. Таким образом, для того чтобы чудо было действительно чудом, необходимо, чтобы оно произошло вне порядка всей сотворенной природы. Но сделать такое может один только Бог, поскольку что бы ни делал Ангел или какая-нибудь другая тварь посредством собственной силы, оно не будет противоречить порядку [всей] сотворенной приро-

ды, а потому и не будет чудом. Следовательно, только Бог может творить чудеса.

Ответ на возражение 1.0 некоторых Ангелах говорят, что они творят чудеса, либо потому, что по их просьбе творит чудеса Бог (аналогично этому то же говорят и о некоторых святых), либо потому, что они исполняют своего рода служение при происходящих чудесах подобно тому, как они будут исполнять служение, собирая прах при всеобщем воскресении, или еще что-нибудь в том же роде.

Ответ на возражение 2. Чудеса в собственном смысле слова, как уже было сказано, — это то, что происходит вне порядка всей сотворенной природы. Но так как мы не знаем все силы сотворенной природы, то из этого следует, что когда что-либо совершается вне порядка сотворенной природы неизвестной нам силой, то мы называем это чудом в том, что касается непосредственно нас. Например, когда демоны совершают нечто с помощью своей природной силы, то это именуется «чудом», но не в абсолютном смысле, а только в отношении нас. Итак, когда волхвы, прибегнув к демонской помощи, творят чудеса, то о них говорят, что они делают их «согласно частной договоренности», поскольку сила каждой твари во вселенной может быть сравнена с силой частного лица в городе. Следовательно, когда волхв совершает нечто по договоренности с дьяволом, то это происходит как бы в соответствии с частной договоренностью. С другой стороны, божественное правосудие во всей вселенной подобно общественному закону в городе. Поэтому о добрых христианах, когда они совершают чудеса благодаря божественному правосудию, говорят, что они соделывают чудеса «согласно общественному правосудию». А вот дурные христиане пытаются делать их посредством «знаков общественного правосудия», например, взывая к имени Христову или используя другие священные знаки.

Ответ на возражение 3. Духовные силы способны воздействовать на происходящее в этом видимом мире путем использования телесных семян посредством их пространственного перемещения.

Ответ на возражение 4. Хотя Ангелы и способны соделы-вать нечто, выходящее за рамки порядка телесной природы, тем не менее они не могут сделать то, что было бы вне целокупного сотворенного порядка, а именно это, как было разъяснено выше, и есть настоящее чудо.