Вопрос 111. О воздействии Ангелов на человека

Раздел 1. Может ли Ангел просвещать человека?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Ангел не может просвещать человека. В самом деле, человек просвещается верой, в связи с чем Дионисий приписывает просвещение крещению как «причастию веры»1. Но вера является даром Самого Бога, согласно сказанному: «Благостью вы спасены через веру (и сие не от вас -Божий дар!)» (Еф. 2, 8). Следовательно, человек просвещается не Ангелом, а непосредственно Богом.

Возражение 2. Далее, в глоссе на текст: «Бог явил им» (Рим. 1, 19), сказано, что «не только через природный разум явлены людям божественные истины, но также и через то, что Бог явил им делами Своими», т.е. Своими творениями. Но как природный разум, так и творения созданы непосредственно Богом. Следовательно, человека просвещает непосредственно Сам Бог.

Возражение 3. Далее, просвещаемый знает о своем просвещении. Но человек не знает о том, что он просвещается Ангелами. Следовательно, он ими не просвещается.

Этому противоречит сказанное Дионисием о том, что божественное откровение достигает людей через посредство Ангельских служений2. Но, как уже было показано (106, 1; 107, 2), такое откровение является просвещением. Следовательно, люди просвещаются Ангелами.

Отвечаю: поскольку порядок божественного Провидения располагает низшие вещи под управление высших, о чем уже было сказано (109, 2), то как низшие Ангелы просвещаются высшими, точно так же и люди, будучи ниже Ангелов, просвещаются Ангелами.

Модусы каждого из этих видов просвещения в одном отношении подобны друг другу, а в другом — нет. В самом деле, как было показано выше (106, 1), просвещение, которое суть сообщение божественной истины, выполняет две функции, а именно усиливает благодаря действию высшего ума [умственную способность] низшего и предлагает низшему уму схватить находящийся в высшем уме интеллигибельный вид. Последнее имеет место в Ангелах, когда высший Ангел проводит различение в универсально воспринятой им истине так, чтобы она могла быть схвачена низшим Ангелом, о чем уже было сказано (106, 1).

Человеческий ум, однако, не может схватывать универсальную истину такой, какой она есть, поскольку согласно своей природе он мыслит, как было показано ранее (84, 7), путем обращения к представлениям. Поэтому Ангелы сообщают людям интеллигибельную истину через посредство подобий чувственных вещей, в связи с чем Дионисий говорит, что «невозможно, чтобы богоначаль-ный луч просиял нам иначе, чем [мистически] окутанным пестротою священных завес»3. С другой стороны, человеческий ум, будучи низшим, усиливается благодаря действию Ангельского ума. И таким вот двояким образом человек просвещается Ангелом.

Ответ на возражение 1. К достоинству веры следует относить два расположения. Во-первых, навык ума, посредством которого он расположен к повиновению склоненной к божественной истине воле, поскольку ум соглашается с истинами веры не столько по убеждению разума, сколько по распоряжению воли, в связи с чем Августин говорит, что «не восхотев, не уверуешь». В этом отношении вера исходит непосредственно от Бога. Во-вторых, для веры необходимо, чтобы предмет веры был сообщен верующему, и это исходит как от человека, согласно сказанному

[в Писании]: «Вера — от слышания» (Рим. 10, 17), так — и это в первую очередь — от Ангелов, являющих людям божественное. Следовательно, Ангелы принимают участие в просвещении веры. Кроме того, люди просвещаются Ангелами не только в том, что касается предметов веры, но также и в том, что касается исполнения должного.

Ответ на возражение 2. Созданный непосредственно Богом природный разум может быть усилен Ангелом, о чем уже было сказано. Но чем более усилен человеческий ум, тем более возвышенную интеллигибельную истину он может выявлять на основании абстрагированных из сотворенного видов. Таким вот образом Ангел помогает человеку обретать через [рассматривание] сотворенного более совершенное познание Бога.

Ответ на возражение 3. Умственная деятельность и просвещение могут мыслиться двояко. Во-первых, со стороны мыслимого объекта, и в этом случае мыслящий или просвещаемый знает, что он мыслит или просвещается, поскольку знает о том, что он познает [свой] объект. Во-вторых, со стороны начала, и в этом случае вовсе не обязательно, чтобы мыслящий истину знал о том, каков тот ум, который выступает началом умственной деятельности. Точно так же и не каждый из тех, кто просвещается Ангелами, знает о том, что он ими просвещается.