Вопрос 112. О миссии Ангелов

Раздел 1. Посылаются ли Ангелы на дела служения?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Ангелы не посылаются на дела служения. В самом деле, любая миссия связана с определенным местом. Но умственные действия не определены в отношении места, поскольку ум абстрагирует от «здесь» и «сейчас». Следовательно, коль скоро Ангельские действия умственны, то похоже, что Ангелов не посылают для совершения их собственных действий.

Возражение 2. Далее, Ангельскому достоинству приличествует эмпирей. Поэтому, если они посылаются к нам на служение, то похоже, что это влечет за собою некоторое умаление их достоинства, каковое мнение неприемлемо.

Возражение 3. Далее, внешняя занятость препятствует созерцанию мудрости, в связи с чем сказано: «Кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость» (Сир. 38, 24). Таким образом, если бы некоторых Ангелов посылали для внешних служений, то этим, пожалуй, препятствовали бы их созерцанию. Но все их блаженство состоит в созерцании Бога. Следовательно, если бы их посылали, то их блаженство было бы умалено, каковое мнение неприемлемо.

Возражение 4. Кроме того, служение — это удел низших, в связи с чем сказано: «Кто больше — возлежащий или служащий?

Не возлежащий ли?» (Лк. 22, 27). Но Ангелы по природе больше нас. Следовательно, их не посылают для содействия нам.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Вот, я посылаю пред тобою Ангела Моего» (Исх. 23, 20).

Отвечаю: на основании вышесказанного (108, 6) нетрудно показать, что некоторые Ангелы посылаются Богом на служение. В самом деле, как уже было разъяснено нами при рассмотрении миссии божественных Лиц (43, 1), быть посланным означает некоторым образом происходить от другого — то ли так, что [посланный] начинает присутствовать там, где он раньше не был, то ли так, что он продолжает присутствовать там же, где и был, но в каком-то другом смысле. Например, о Сыне или о Святом Духе говорится как о посланном в том смысле, что Он исходит от Отца путем происхождения и начинает быть иначе — через благодать или воспринятую природу — там, где прежде Он был присутствием Своей божественности, поскольку Богу приличествует присутствовать везде (ведь Он суть универсальный действователь, и потому сила Его простирается на все сущее и, следовательно, Он существует во всем (8, 1)). Что же касается Ангела, то коль скоро он является частным действователем, его сила не простирается на все мироздание, но одного [своего субъекта] достигает так, а другого — иначе, и с этой точки зрения «здесь» он пребывает не так, как «там». Но из уже сказанного (110, 1) очевидно, что телесная тварь управляется Ангелами. Следовательно, всякий раз, когда Ангел должен выполнить нечто в отношении телесной твари, он вновь применяет к этому телу свое усилие и, значит, как бы вновь начинает присутствовать в этом месте. Но все это происходит по божественному устроению. Таким образом, из этого следует, что Ангела посылает Бог.

Тем не менее совершаемое посланным Ангелом действие исходит как от своего первого начала от Бога, в Чьей власти и по одобрению Которого осуществляются все Ангельские дела, а также и восходит к Богу как к своей конечной цели. Именно это и понимается под служением, поскольку служитель — это умственное орудие, а орудие приводится в движение другим и его действие упорядочено к [этому] другому. По этой причине действия Ангелов называются «служением», а о них самих говорят как о посланных на служение.

Ответ на возражение 1. Деятельность может быть умственной двояко. Во-первых, как обитающая непосредственно в уме, каково созерцание; для такой деятельности не требуется никакого места; в самом деле, как сказал Августин, «даже и мы, мысленно вкушая нечто вечное, не находимся в этом мире»1. Во-вторых, о действии говорят как об умственном постольку, поскольку оно упорядочивается и управляется неким умом; и в этом смысле умственная деятельность порою бывает связанной с определенным местом.

Ответ на возражение 2. Эмпирей приличествует Ангельскому достоинству в силу адекватности, поскольку возвышенному телу подобает соответствовать возвышенной над другими телесной природе. Однако достоинство Ангела принадлежит ему не благодаря эмпирею, и потому его отсутствие в эмпирее нисколько не умаляет его достоинства, что подобно тому, как и царское достоинство не умаляется в тот час, когда он актуально не сидит на троне.

Ответ на возражение 3. Что касается нас, то внешние занятия [в самом деле] затемняют нам чистоту созерцаний, поскольку мы склоняемся к действию посредством чувственных способностей, чья деятельность существенно препятствует деятельности способностей умственных. Ангел же, напротив, направляет свои внешние действия посредством одной только умственной деятельности. Таким образом, его внешние занятия не чинят никаких препятствий его созерцанию, поскольку если речь идет о двух действиях, одно из которых является правилом и причиной другого, то ни одно из них не препятствует другому, скорее наоборот — ему помогает. Поэтому Григорий говорит, что «ангелы выходят вовне так, что при этом их наслаждения от внутреннего созерцания не ослабевают»2.

Ответ на возражение 4. Своими внешними действиями Ангелы в первую очередь служат Богу, и только во вторую — нам, и [служат они нам] не потому, что мы сами по себе выше их, но потому, что всякий человек или Ангел, прилепляясь к Богу, становится духом единым с Богом и, таким образом, становится возвышеннее любой твари. Поэтому апостол говорит: «Почитайте один другого высшим себя» (Филип. 2, 3).