Раздел 3. Все ли из посланных Ангелов предстоят?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что все посланные Ангелы предстоят. Ведь сказал же Григорий, что «в какой мере Ангелы посылаются, в такой и предстоят, ибо хоть Ангельский дух и ограничен, но высший Дух, Бог, не ограничен»6.

Возражение 2. Далее, Ангел, посланный для наставления Товита, сказал: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые восходят пред славу Святого!» (Тов. 12, 15). Следовательно, посланные Ангелы предстоят.

Возражение 3. Далее, любой святой Ангел ближе к Богу, чем Сатана. И тем не менее Сатана предстоял пред Богом, согласно сказанному: «Когда пришли сыны Божий предстать пред Господом, между ними пришел и Сатана» (Иов. 1, 6). Следовательно, тем более предстоят и посланные на служение Ангелы.

Возражение 4. Кроме того, если низшие Ангелы не предстоят, то причину этого следует усматривать в том, что они получают божественное просвещение не непосредственно [от Бога], а через высших Ангелов. Но все Ангелы, кроме наивысшего, получают божественное просвещение от превосходящих [ангелов]. Однако в таком случае предстоял бы только наивысший Ангел, что противоречит сказанному: «Тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7, 10). Следовательно, посланные Ангелы предстоят

Этому противоречит сказанное Григорием на слова [Вилда-да]: «Есть ли счет воинствам Его?» (Иов. 25, 3): «Предстоят те силы, которые не посланы для возвещения людям».7 Следовательно, посланные на служение не предстоят.

Отвечаю: об Ангелах говорят как о «предстоящих» и «служащих» по аналогии с исполнителями царских указов, некоторые из которых всегда присутствуют подле царя и потому непосредственно слышат его распоряжения, в то время как другие получают эти распоряжения от первых; поэтому о таких, например, об управителях различных городов говорят как о служащих, но не предстоящих.

Нам же должно иметь в виду, что все Ангелы непосредственно созерцают божественную сущность, и в этом смысле все, в том числе и служащие, предстоят. Поэтому Григорий говорит, что «по-

сланные на внешние служения ради нашего спасения всегда предстоят и видят лицо Отца»8. Тем не менее не все Ангелы могут схватывать откровения божественных таинств со всей свойственной божественной сущности ясностью, но — только наивысшие Ангелы, возвещающие их низшим, и в этом отношении как о предстоящих говорят лишь о высших, принадлежащих к самой высокой иерархии Ангелах, исключительной привилегией которых является быть просвещаемыми непосредственно Богом.

Из сказанного очевидны ответы на возражения 1 и 2, поскольку те основываются на первом способе предстояния.

Ответ на возражение 3.0 Сатане сказано не как о предстоящем, но как о присутствующем среди предстоящих; в связи с этим Григорий сказал [о Сатане], что, «хотя он и утратил блаженство, тем не менее он сохранил природу, подобную Ангельской»9.

Ответ на возражение 4. Все предстоящие могут непосредственно созерцать некоторые вещи в славе божественной сущности, и потому можно сказать, что быть просвещаемыми непосредственно Богом является привилегией [всех Ангелов] высшей иерархии; в то же время высшие из них видят больше, чем низшие, и потому в некоторых вопросах просвещают последних, что подобно тому, как и среди предстоящих пред царем есть посвященные в большее количество тайн, чем другие.