Раздел 4. Всели Ангелы второй иерархии бывают посланными?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что все Ангелы второй иерархии бывают посланными. В самом деле, согласно пророку Даниилу все Ангелы или предстоят, или служат (Дан. 7, 10). Но Ангелы второй иерархии не предстоят, поскольку, согласно Дионисию, просвещаются Ангелами первой иерархии10. Следовательно, все Ангелы второй иерархии посылаются на служение.

Возражение 2. Далее, Григорий сказал, что «они скорее служебные, чем предстоящие»11. Но это было бы не так, если бы Ангелы второй иерархии не посылались на служение. Следовательно, все Ангелы второй иерархии посылаются на служение.

Этому противоречат слова Дионисия о том, что «господство преодолевает всякое порабощение»12. Но посланность подразумевает [своего рода] порабощение. Следовательно, господства не посылаются на служение.

Отвечаю: как было показано выше (1), Ангелу свойственно быть посланным на внешнее служение как действующему по божественному распоряжению, касающемуся любой телесной твари, а это — часть исполнения божественного служения. Затем, как говорит Дионисий, Ангельские свойства проявлены через их имена13, и потому на внешнее служение посылаются Ангелы тех порядков, названия которых указывают на некоторое исполнение служений. Но имя «господства» не указывает ни на какое такого рода исполнение, а только на расположение и руководство исполнением. С другой стороны, имена низших порядков подразумевают исполнение служений; так, имена «ангелов» и «архангелов» происходят от «возвещений», «сил» и «властей» — от некоторых действий, и несомненно, что имя «начальств», как говорит Григорий, означает «быть первыми среди делателей»14. Следовательно, на внешнее служение посылаются Ангелы этих пяти порядков, а Ангелы высших четырех — нет.

Ответ на возражение 1. О господствах говорят как о служебных Ангелах не в том смысле, что они осуществляют служения, а в том, что они располагают и руководят тем, что должно быть исполнено другими, что подобно тому, как зодчий создает свои произведения не своими руками, а располагая и упорядочивая деятельность других.

Ответ на возражение 2. При исчислении служебных и предстоящих Ангелов можно исходить из двух соображений. Так, Григорий говорит, что служебных Ангелов гораздо больше, чем предстоящих, поскольку слова: «Тысячи тысяч служили Ему» (Дан. 7, 10) он растолковывает не в умножающем, а в разделяющем смысле, а это означает «тысячи из тысяч», и в таком случае количество служащих неопределенно и указывает на избыток, в то время как количество предстоящих конечно и выражено в последующих словах: «И десяток тысяч раз по сто тысяч предстояли пред Ним»15. Это объяснение опирается на мнение платоников, которые говорили, что более близкое расположение к единому первоначалу обусловливает меньшее количество, ибо чем ближе число к единице, тем на меньшее количество оно указывает. Это

мнение находит свое подтверждение в том, что касается количества порядков, поскольку шесть из них служат, а три — предстоят. Дионисий, со своей стороны, утверждает, что по количеству Ангелы превосходят все материальные вещи вместе взятые16; в самом деле, как высшие тела неизмеримо превосходят низшие по величине, точно так же и высшие бестелесные природы превосходят все телесные природы по количеству, поскольку лучшее должно быть в большей мере умножено Богом. Следовательно, коль скоро предстоящие превосходнее служащих, то и по количеству предстоящих должно быть больше, чем служащих. Таким образом, слова «тысячи тысяч» должно понимать в умножающем смысле, т. е. как обозначающие «тысячи раз по тысяче». И так как десять раз по сто — это тысяча, то если бы было сказано «десятки раз по сто тысяч», то это подразумевало бы, что предстоящих столько же, сколько и служащих, но поскольку сказано «десяток тысяч раз по сто тысяч», то этим дается понять, что предстоящих гораздо больше, чем служащих. И при этом имеется в виду не указание на какое-то конкретное количество Ангелов, а скорее на то, что это количество неисчислимо велико и превышает любое материальное множество. Это, как в том же месте говорит Дионисий, показано путем перемножения друг на друга самых предельных из известных больших чисел, а именно десяток, сотен и тысяч.