Раздел 2. Охраняется ли каждый человек особым Ангелом?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что человек не охраняется особым Ангелом. В самом деле, Ангел сильнее человека. Но один человек может охранять многих людей. Следовательно, тем более один Ангел может охранять многих людей.

Возражение 2. Далее, по словам Дионисия, низшие вещи приводятся к Богу через посредство высших2. Но коль скоро все Ангелы меж собой не равны (50, 4), то существует только один Ангел, между которым и людьми ничего не посредствует. Следовательно, существует только один непосредственно оберегающий людей Ангел.

Возражение 3. Далее, высшие Ангелы избраны для высших служений. Но хранить этого вот человека ничуть не возвышенней, чем хранить какого-то другого, поскольку все люди по природе равны. И коль скоро, согласно Дионисию, среди Ангелов существует неравенство3, то похоже, что разные люди не охраняются разными Ангелами.

Этому противоречит следующее: толкуя текст: «Ангелы их на небесах…», и т. д. (Мф. 18, 10), Иероним говорит: «Велико же достоинство душ, если к каждой из них приставлен свой Ангел, дабы хранить ее от самого ее рождения «.

Отвечаю: каждый человек имеет приставленного к нему особого Ангела-хранителя. Это связано с тем, что попечительство Ангелов относится к исполнению божественного Промысла о людях. Но Промысел Божий действует в отношении людей иначе, чем в отношении других тленных тварей, поскольку те и другие по-разному связаны с нетлением. В самом деле, люди не только нетленны в том, что касается общего всем вида, но также и в том, что касается частной формы каждого индивида, а именно разумной души, чего нельзя сказать о других тленных вещах. Но очевидно, что Промысел Божий в первую очередь попечительствует вечному тогда как в отношении вещей преходящих Провидение действует ради упорядочения их бытия в отношении вещей вечных. Таким образом, Провидение связано с каждым человеком подобно тому, как оно связано с каждым родом или видом тленных вещей. Но, согласно Григорию, различные [ангельские] порядки приставлены к различным «родам» вещей, например, «власти» — к принуждению демонов, «силы» — к деланию чудес в телесных вещах4; при этом кажется вероятным, что различные виды управляются различными Ангелами одного и того же порядка. Следовательно, разумно предположить, что для охраны различных людей назначаются различные Ангелы.

Ответ на возражение 1. Хранитель может быть приставлен к человеку по двум причинам: во-первых, поскольку человек индивидуален, и потому отдельному человеку положен отдельный хранитель, а бывает, что к одному приставляют и нескольких хранителей. Во-вторых, поскольку человек является частью сообщества, по каковой причине один человек [в некотором отношении] охраняет все сообщество, а именно в том, что делает нечто, связанное с отношением его ко всему сообществу, вроде внешних работ, для которых другие бывают либо слишком сильны, либо — слабы. Но Ангелы-хранители сообщают людям еще и то, что касается вещей невидимых и сокровенных, и что связано с личным спасением каждого. Следовательно, отдельные Ангелы назначаются охранять отдельных людей.

Ответ на возражение 2. Как было сказано выше (112, 3), все Ангелы первой иерархии относительно некоторых вещей просвещаются непосредственно Богом, а относительно других вещей Богом просвещаются только высшие из них, и уже затем они открывают их низшим. То же самое можно сказать и о низших порядках, а именно, что более низкий Ангел в одних случаях про-

свещается одним из самых высших, а в других — тем, кто непосредственно выше его. Поэтому вполне может быть и так, что какой-то Ангел непосредственно просвещает человека, и в то же время просвещает каких-то находящихся ниже его Ангелов.

Ответ на возражение 3. Хотя люди и равны по природе, тем не менее между ними существует неравенство, поскольку божественное Провидение определяет одних к большему, а других к меньшему, согласно сказанному: «По всеведению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути; одних из них благословил и возвысил, а иных проклял и унизил» (Сир. 33, 11, 12). Поэтому в зависимости от того, кого именно надлежит охранять, разнится и степень служения.