Раздел 3. Только ли Ангелы низшего порядка занимаются охранением людей?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что охранением людей занимаются не только Ангелы низшего порядка. Так, Златоуст говорит, что слова: «Ангелы их на небесах…», и т. д. (Мф. 18, 10) должно разуметь как сказанные не обо всех Ангелах, а только лишь о наивысших. Следовательно, и высшие Ангелы охраняют людей.

Возражение 2. Далее, апостол говорит, что Ангелы посылаются «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1, 14), из чего может показаться, что миссией Ангелов является охрана людей. Но к внешнему служению определено пять порядков (112, 4). Следовательно, все Ангелы пяти порядков определены на охранение людей.

Возражение 3. Далее, в деле охранения людей кажется особенно важным принуждение демонов и делание чудес, что, согласно Григорию, является в первую очередь служением соответственно властей и сил5. Поэтому помимо низшего порядка делу охранения служат также и эти порядки.

Этому противоречит следующее: в девяностом псалме охранение людей приписывается Ангелам, которые, по мнению Дионисия, принадлежат к самому низкому порядку6.

Отвечаю: как уже было сказано (2), человек охраняется двояко. Во-первых, путем частного охранения, для чего каждому человеку придан особый Ангел-хранитель, и такое охранение осуществляется Ангелами самого низкого порядка, чьим делом, согласно Григорию, является возвещать «о наименьшем», поскольку, похоже, дело спасения отдельного человека является наименьшим среди Ангельских служений. Другой вид охранения является универсальным, умноженным согласно различным порядкам, ибо чем более универсален действователь, тем более универсально и его действие. Поэтому охранение человеческого рода принадлежит порядку «начальств» или, возможно, «архангелов», которых мы называем князьями Ангелов. В связи с этим Михаил, которого мы называем архангелом, еще определяется как «один из князей» (Дан. 10, 13). Кроме того, все телесные твари охраняются «силами», к демонам приставлены «власти», а к добрым духам — «начальства», о чем читаем у Григория7.

Ответ на возражение 1. Златоуст, возможно, имеет в виду высших Ангелов низшего порядка, поскольку Дионисий сказал, что в каждой иерархии есть первые, средние и последние силы8. Также допустимо предположить, что высшие Ангелы назначаются охранять тех, кто избран Богом для высшей степени славы.

Ответ на возражение 2. Не все посланные Ангелы охраняют отдельных людей. Некоторые порядки осуществляют в той или иной степени универсальное охранение, о чем уже было сказано.

Ответ на возражение 3. Низшие Ангелы могут осуществлять служения высших в той мере, в какой являются причастниками их даров и исполняются силами высших. Поэтому и Ангелы низшего порядка могут принуждать демонов и соделывать чудеса.